Научная статья на тему 'Развитие молодежного предпринимательства на базе бизнес-инкубаторов'

Развитие молодежного предпринимательства на базе бизнес-инкубаторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валиев И. М.

Статья посвящена вопросам развития молодежного предпринимательства на базе бизнес-инкубаторов, обоснована необходимость образования бизнес-инкубаторов молодежного предпринимательства на базе образовательных учреждений, а так же обоснована необходимость объединения данных институтов в единую информационную всероссийскую есть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие молодежного предпринимательства на базе бизнес-инкубаторов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

УДК33

И.М. Валиев

студент 2 курса факультета государственного и муниципального управления Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан

Г. Уфа, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА БАЗЕ

БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ

Аннотация

Статья посвящена вопросам развития молодежного предпринимательства на базе бизнес-инкубаторов, обоснована необходимость образования бизнес-инкубаторов молодежного предпринимательства на базе образовательных учреждений, а так же обоснована необходимость объединения данных институтов в единую информационную всероссийскую есть.

Одним из основных инструментов поддержки молодежного предпринимательства является молодежный бизнес-инкубатор. Необходимо отметить, что в научной литературе и нормативно-правовых актах нет четкого определения данного понятия. Для определения данного понятия, обратимся к общему понятию бизнес-инкубатора, используемого в практике.

Бизнес-инкубатор - организация, решающая задачи, ограниченные проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих

предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать свое дело, связанные с оказанием имп омощи в создании жизнеспособных коммерчески выгодных продуктов и эффективных производств на базе их идей [1].

Отличительными признаками бизнес-инкубатора являются:

- поддержка вновь создаваемых и находящихся на ранней стадии развития фирмы;

- поддержка не только инновационных проектов, но и малых предприятий широкого спектра деятельности;

- не допускается размещение предприятий финансовых, страховых услуг; розничной-оптовой продажи; бытовых услуг; услуг адвокатов, нотариальные услуги; общественное питание; медицинские услуги;

Отличительные признаки бизнес-инкубатора :

- инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы;

- они поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра деятельности, так называемый нетехнологический бизнес.

Бизнес-инкубатор предоставляет целый комплекс услуг для успешного создания и развития малого предпринимательства: образовательные, бухгалтерские, юридические, консалтинговые, секретарские, помощь в получении оборудования в лизинг, помощь в получении кредита на развитие бизнеса.

К размещению в бизнес-инкубаторе допускаются только лишь те молодежные организации, имеющие государственную регистрацию, не превышающую срок действия одного года и готовый бизнес-план, обоснованный к размещению в бизнес-инкубаторе.

Эффективность молодежных бизнес-инкубаторов можно оценить по следующим показателям:

- количество предприятий, выпущенных за время существования бизнес-инкубатора;

- индекс выживаемости и дальнейшего развития выпущенных предприятий;

- количество рабочих мест предприятий, выпущенных бизнес-инкубатором;

- показателями оплаты труда предприятий;

- финансовым состоянием выпущенных предприятий;

- объемом налоговых отчислений предприятий, выпущенных из бизнес-инкубаторов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

Финансирование поддержки молодежного предпринимательства включает в себя субсидии и гранты, которые выделяются на конкурсной основе. Наиболее значительное финансирование необходимо на поддержку инновационных проектов. Размещение бизнес-инкубаторов на базе образовательных учреждений позволяет значительно сократить финансовые вложения и дублирование операций, как правило образовательные учреждения уже обладают комплексом образовательных и управленческих (кураторство в лице преподавателей) ресурсов для обеспечения молодежного предпринимательства, а также базы технологического оснащения (лаборатории), кроме того самый главный ресурс - это молодежь (студенты, аспиранты).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» позволяет возможность организации молодежного бизнес-инкубатора при учебном заведении в качестве научно-исследовательского подразделения. Поэтому развитие данного направления является приоритетным.

Реализация организации бизнес-инкубатора молодежного предпринимательства требует значительных материальных и финансовых затрат, поэтому данное направление на современном этапе плохо реализуется. Возможность появления данного института (бизнес-инкубатора молодежного предпринимательства) прежде всего необходимо рассматривать на базе образовательных учреждений, а не отдельной структурной единицей, это обосновывается следующими преимуществами бизнес-инкубаторов молодежного предпринимательства при образовательном учреждении:

- экономия финансовых ресурсов (наличие образовательных, кадровых, управленческих ресурсов и технической оснащенности);

- развитие инновационной активности (предоставление помещений, оборудования для проектной инновационной деятельности по созданию новых технологий и опытных образцов;

- сотрудничество образовательных учреждений с крупными предприятиями, дает возможность на практике использовать новые разработки на предприятиях;

- появляется возможность совмещения обучения и реализации знаний на практике образования малого предприятия молодыми людьми;

- образовательное учреждение имеет практику защиты объектов интеллектуальной собственности авторов идей.

Организация бизнес-инкубатора молодежного предпринимательства на базе образовательного учреждения дает возможность развитию выпуска более квалифицированных, имеющих определенный багаж знаний молодых предпринимателей.

Развитием системы бизнес-инкубаторов молодежного предпринимательства является объединение данных институтов в единую информационную всероссийскую сеть. Объединение институтов молодежного предпринимательства в единую информационную сеть будет способствовать:

- созданию единой базы молодежных предпринимательских проектов;

- появиться возможность анализа эффективности бизнес-инкубаторов молодежного предпринимательства (институтов) в различных регионах и сравнение;

- созданию единой базы кадрового состава национальной инновационной системы, для формирования кадрового резерва;

- аккумуляции интеллектуального потенциала в России;

- распространению престижа предпринимательства среди молодежи, в т.ч. за счет донесения историй успехов российского бизнеса.

Общий анализ проблем создания бизнес-инкубаторов и вопросов государственной поддержки их развития, позволил нам обосновать необходимость создания молодежных бизнес-инкубаторов на базе образовательный учреждений и объединение их в единую всероссийскую сеть. Молодежные бизнес-инкубаторы призваны стимулировать рост предпринимательской активности молодых людей в результате чего активизируя экономику государства в целом.

Список использованной литературы: 1. Постановление Росстата от 20.12.2007 N 104 "Об утверждении статистического инструментария для

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070

организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса"

2. Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубнякова Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2.

© Валиев И.М., 2016

УДК 338

З.Т. Вахитова

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ФОРМ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА

Аннотация

В статье представлены методологические основы оценки развития малого бизнеса аграрной сферы экономики, позволяющий вырабатывать приоритетные стратегические направления его развития, включая аспекты модернизации агропроизводства.

Ключевые слова

Малый агробизнес, фермерские хозяйства, хозяйства населения, модернизация агропроизводства

В условиях рыночных отношений, вступления России в ВТО, реформирования аграрного законодательства, экономических санкций и импортозамещения продукции многие укоренившиеся суждения, касающиеся изучения проблем развития форм малого бизнеса аграрного сектора экономики, к которым относят хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), требуют нового теоретического осмысления.

Формирование многоукладной экономики аграрной сферы трактуется развитием мелкорозничного производства, которое неотъемлемо дополняют крупные и средние формы агробизнеса. Активное развитие форм малого бизнеса аграрной сферы вызвано их функцией решения не только социальных задач -повышения занятости, доходов, уровня и качества жизни населения сельских территорий, сохранения традиционного сельского уклада жизни и промыслов, воспитании и обучения подрастающего поколения, но и экономических задач - обеспечении продовольственной безопасности страны.

В результате непоследовательной политики в отношении форм малого предпринимательства в аграрной сфере, отсутствия выигрышных условий для деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения, предприятий, их инфраструктуры, а также скудной и избирательной поддержки государства, обстановка в сфере малого агробизнеса остается крайне неутешительной. По данным Федеральной службы государственной статистики, удельный вес сельскохозяйственной продукции составил всего около 5%, в то время как в развитых странах фермерские хозяйства производят основную часть сельскохозяйственной продукции. Хозяйства населения, производящие более чем 60% картофеля и 95% овощей, а также значительную долю молока и мяса, не имеют достаточных условий для существенного расширения производства, а их деятельность признается лишь дополнительным источником дохода и снабжения семьи продуктами питания собственного производства.

Вышеобозначенная ситуация, говорит о недостаточном внимании к роли малых форм бизнеса агарной сферы в производстве собственной агропродукции, неиспользовании в полной мере возможностей крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и хозяйств населения в комплексном развитии сельских территорий. По существу малый бизнес, развивающийся на этих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.