4. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : учебное пособие. — М.: МГУ, 1995. — 348 с.
5. Кочнева Е. В. Формирование уверенности в себе у студентов средних профессиональных учебных заведений как фактор социально-профессионального становления : дис. ... канд. пед. наук. — Казань, 2005. — 201 с.
6. Психология : учебная программа / сост. Е. Б. Аюше-ва. — М., 2012. — 12 с.
7. Ражина Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности у студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», на основе ассертивной модели поведения: автореф. дис. . канд. пед. наук. — Омск, 2006. — 196 с.
8. Assertive Communication Skills Course: Advanced [Electronic resourse]. — URL: cce.sydney.edu.au/course/ GMWY.
9. Assertiveness — An Introduction [Electronic resourse] // Bpp. com. - URL: www.bpppofessionaldevelopment.com/ law/productdetails.aspx?product=2842&sitting=DEFA ULT&location.
10. Assertiveness Skills The University of Adelaide. Professional & Continuin Education [Electronic resourse]. — URL: pce.adelaide.edu.au/continuity/CourseListing.aspx? master_id=1875&master
11. Canter Lee, Canter Marlen. Assertive discipline: a take charge approach. for today's educator. — NY.: Canter and Associates, 1976. — 191 p.
12. Learn to be Assertive [Electronic resourse] // Red River College. — URL: www.rrc.ca/index.php?pid=7758.
13. Moon Jennifer. Achieving Success through Academic Assertiveness: Real life strategies for today's higher education students. — NY : Routlege, 2008. — 288 p.
14. Timmins F., McCabe C. How assertive are nurses in the workplace? A preliminary pilot study // Journal of Nursing Management. — 2005. — № 1 (13). — PP. 61- 75.
15. Young-Powell A. Do students need to be more assertive? [Electronic resourse]. — URL: www.theguardian.com/ education/201 3/nov/1 9/students-assertive-enough.
УДК/UDC 316.74:33 О. А. Нивинская
O. Nivinskaya
ВОСПИТАНИЕ ДЕЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ EDUCATION OF BUSINESS CULTURE AMONG THE SPECIALISTS FOR TRAVEL INDUSTRY IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
Воспитание деловой культуры будущих менеджеров туристской индустрии наиболее эффективно в условиях бизнес-инкубатора вуза для развития молодежного предпринимательства.
The article discusses the practical aspects of business culture training among future managers of travel industry in terms of the business incubator of high school. According to the author, the impact of innovative business incubator environment is the most effective for the development of the activity aspect of business culture.
Ключевые слова: деловая культура, индустрия гостеприимства, туризм, студенты колледжа, бизнес-инкубатор, деловые игры.
Keywords: business culture, hospitality, tourism, college students, business incubator, business games.
Понятие «деловая культура» широко используется в быту, экономике и управлении,
психологии и педагогике. В настоящее время нет его однозначной трактовки, и в зависимости от подходов содержание понятия имеет различное наполнение. Через мораль и этику деловая культура может быть определена как совокупность наиболее важных ценностей, система формальных и неформальных норм деятельности, моральных норм, ритуалов, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей общения и поведения [5]. Менеджмент понимает деловую культуру как определенный уровень создания, открытия и управления фирмой, организационно-распорядительных действий руководителя, учредительных, служебных и производственно-хозяйственных документов. Этнология изучает национальные особенности деловых культур, влияние национального менталитета, религиозных, нравственных представлений различных народов на деловое взаимодействие.
Содержательное поле деловой культуры представлено широко и разнообразно в ра-
ботах отечественных и зарубежных ученых (В. И. Бакштановский, В. С. Библер, Р. Н. Бота-вина, С. Н. Булгаков, М. Вебер, Н. Н. Зарубина, М. С. Каган, А. И. Пригожин, Ю. Б. Рубин, Э. А. Уткин, П. Н. Шихирев и др.). Как свидетельствует анализ работ, имеющиеся исследования отражают такие аспекты деловой культуры, как коммуникативный, управленческий, этический, исторический, религиозный и пр.
Несмотря на огромную роль деловой культуры в жизни общества, предприятия, отдельной личности, проблема ее воспитания в образовательном процессе рассмотрена недостаточно, в основном на уровне этики и делового общения, в то время как деловая культура интегрирует в свое содержание и культуру создания своего дела, управления фирмой, и культуру принятия решений и документирования, а также правовую,нравственную, психологическую, культуру делового общения и поведения [2].
В процессе поиска эффективного способа развития деловой культуры студентов колледжа было решено использовать возможности такого пока не традиционного для отечественного образования явления, как бизнес-инкубатор, одна из целей создания которого — развитие предпринимательского потенциала молодежи и выбора метода активной деятельности для его воплощения.
В статье представлен опыт формирования деловой культуры у студентов колледжа специальностей «Гостиничный сервис» и «Туризм» в рамках долговременного проекта «Предприниматель» на базе бизнес-инкубатора Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (далее — ВГУЭС).
В российском законодательстве бизнес-инкубаторы заявлены как организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг [4]. Предполагается, что в контексте экономического развития бизнес-инкубаторы должны обеспечить поддержку процесса преобразования конкретных «новорожденных» идей, обладающих потенциалом, в жизнеспособный, растущий и приносящий прибыль бизнес путем снижения степени рисков, финансовой, правовой и организационной помощи.
Мировой опыт развития бизнес-инкубаторов насчитывает более полувека, отечественный — чуть более 20 лет (с 1990 г.) [1].
Первые бизнес-инкубаторы открылись в США еще в 50-е гг. ХХ века. Сегодня в мире насчитывается около 4 тысяч бизнес-инкубаторов, при этом только в США и Китае по 1 тысяче. Международная ассоциация бизнес-инкубаторов ЫБ!А (Бостон, США) насчитывает свыше 1900 членов из 60 стран мира [6]. В России пока действуют 120 бизнес-инкубаторов, но в ближайшее время планируется довести их число до 500.
Бизнес-инкубатор предоставляет не просто площади для ведения бизнеса и бухгалтерские услуги, но и проводит постоянные мероприятия, а также предоставляет сеть контактов: партнеров, инвесторов, наставников. Причем и мировой, и отечественный опыт свидетельствует о том, что создание объектов инновационной инфраструктуры на базе учреждений профессионального образования дает резидентам ряд дополнительных преимуществ. Это связано с тем, что хотя университеты приобретают дополнительную функцию (предпринимательскую), играя существенную роль в экономическом развитии региона, их обучающая, просветительская функция по-прежнему является ключевой. В особенности она свойственна вузам, осуществляющим процесс непрерывного образования или входящим в образовательные округа, объединяющие школы и колледжи.
Развитие молодежного предпринимательства — один из наиболее перспективных вариантов повышения деловой культуры и экономической грамотности молодежи, прогресса в инновационной деятельности и экономике страны в целом. В настоящее время в России действуют различные государственные и негосударственные программы и проекты, способствующие развитию молодежного предпринимательства, например на территории Приморского края — «Молодежный бизнес России», «Школа молодежного предпринимательства», «Поддержка и развитие молодежного предпринимательства в Приморском крае» и пр. Чаще всего эти программы не рассчитаны на младшую возрастную категорию — от 14 до 21 года, которая включает школьников и студентов колледжей [3].
У этого контингента обучающихся имеется устойчивый интерес к предпринимательской деятельности, но нет достаточных экономических знаний и представлений о бизнес-реалиях, правовых основах бизнеса, этике бизнеса, бизнес-коммуникациях, которые являются составляющими деловой культуры. Открытие
собственных предприятий школьниками и студентами колледжей на базе собственных образовательных учреждений вообще не рассматривается ими в реальной перспективе.
Инновационный бизнес-инкубатор при ВГУЭС образован решением Федерально-
го агентства по образованию при поддержке Министерства образования и науки и Министерства экономического развития Российской Федерации. Главная цель создания структуры — развитие молодежного предпринимательства (табл.) [3].
Таблица
Возможности, предоставляемые инкубатором школьникам и студентам колледжей города и края
Возможности бизнес-инкубатора Содержание возможностей
Методические Разработчики проекта (педагоги Академического колледжа ВГУЭС) обладают необходимыми профессиональными компетенциями для его осуществления, обеспечивают методическое и педагогическое сопровождение всех мероприятий, проходящих в рамках проекта
Социально- психологические Проведение тренингов командообразования, лидерских способностей, интернет-тестирований, создание обстановки, способствующей развитию предпринимательского потенциала и деловой культуры
Информационные Наличие технического оснащения, компьютеризированных рабочих мест, проектора
Коммуникационные ВГУЭС поддерживает кооперацию с бизнес- и экспертным сообществами, институтами развития, что содействует распространению информации о бизнес-идеях молодых предпринимателей, их известности, успеху инновационных проектов, налаживанию связей с бизнес-сообществом
Архитектурно- предметные Бизнес-инкубатор — отдельно стоящее здание (площадь 3500 кв. м), имеющее современное техническое оснащение и необходимый состав помещений для организации компьютеризированных рабочих мест, учебные аудитории, оборудование для проведения видеоконференций
Организационные Резидентам предоставляется помощь в открытии школьной экономической компании и ее функционировании на территории инкубатора в течение года
С учетом возможностей, предоставляемых бизнес-инкубатором, педагогами Академического колледжа ВГУЭС (организационное подразделение вуза, осуществляющее обучение по направлениям подготовки среднего профессионального образования), разработан долговременный проект «Предприниматель». Его участники — школьники и студенты организаций среднего профессионального образования Владивостока, проявляющие интерес к экономической деятельности. Проект осуществляется в рамках реализации подпрограммы «Международное предпринимательство» при поддержке и участии различных организаций: школы-интерната одаренных детей ВГУЭС (ШИОД ВГУЭС), Дальневосточного федерального университета, Общественной организации «Приморский центр поддержки молодежного предпринимательства», Приморского краевого отделения МОО «Достижения молодых», Ассоциации молодых предпринимателей
Приморского края, администрации г Владивостока.
Разработчиками определены цели проекта:
• просветительские: приобретение студентами дополнительного прикладного бизнес-образования одновременно с их основным обучением в школе/колледже, с возможностью изучения рынка изнутри, постижения бизнес-реалий; стимулирование предпринимательской активности среди школьников и студентов, воспитание деловой культуры;
• практические: выявление и поддержка наиболее талантливых авторов бизнес-идей, получение практических навыков в вопросах открытия и эффективного управления фирмой и возможность осуществить свою бизнес-идею на площадке инкубатора.
Успешное формирование деловой культуры у будущих специалистов сервиса возможно лишь на основе систематического включения их в совместную деятельность, изучения способов рационального делового взаимо-
действия в условиях, имитирующих реальные деловые ситуации либо проектирующих реальные бизнес-объекты. Проектом предусмотрена включенность студента в различные формы совместной деятельности.
Необходимо учесть то обстоятельство, что участие в проекте ни в коем случае не является обязательным, оно осуществляется на добровольных началах. Нет негативного и нейтрального отношения участников, студенты активно настроены на совместное решение профессиональных задач, целенаправленный поиск союзников, партнеров. В зависимости от индивидуальных склонностей участие в проекте школьника или студента проявляется либо на стадии интереса: участие в имитационных деловых играх, имитационных групповых проектах; либо на стадии развития бизнес-идеи: создание собственного бизнес-проекта, требующего реализации.
Формирование деловой культуры студентов невозможно без приобщения их к научным знаниям, раскрывающим ее теоретические основы делового взаимодействия, ознакомления с рациональными приемами и способами его осуществления. Поэтому первая ступень проекта — изучение курсов «Прикладная экономика», «Бизнес-план», «Моделирование экономики и менеджмента», «Основы деловой культуры». Цель изучения программ курсов — получение расширенных представлений о хозяйственной деятельности общества. Затем — участие в ежегодной деловой игре «Идеи без границ». Цель игры — стимулирование предпринимательских способностей школьников и студентов, выявление предпринимательского потенциала.
В игре участвуют команды различных школ и колледжей, как входящих в состав ВГУЭС, так и муниципальных образовательных учреждений. Предварительно участники знакомятся с правилами игры (презентация), затем формируются команды по случайному принципу, проводится тренинг командообразования. Команды действуют в условиях неопределенности. За ограниченное время они должны сформулировать бизнес-идею, провести маркетинговое исследование, оценить перспективы бизнес-идеи, подготовить презентацию. В рамках деловой игры проходят несколько мастер-классов. Защищают презентации в присутствии экспертного совета: педагоги, действующие предприниматели.
Участники команды ВГУЭС, студенты специальности «Гостиничный сервис» пред-
ставляли профессиональные и социальные проекты. Миссия проекта «Мини-гостиница «Островок» заключалась в создании максимально комфортных условий для клиента в индивидуальной среде. Социальный проект детского развивающего центра «Творчество» своей миссией объявлял предоставление дополнительных как имиджевых, так и прибыльных услуг, внедрение в дошкольные учреждения микрорайона услуг психологической помощи.
За 2008—2013 гг. было проведено 5 ежегодных деловых игр «Идеи без границ», деловые игры «Денежный поток» и «Моделирование экономики и менеджмента» (краевая имитационная игра). Участниками игр стали более 800 человек.
Молодые люди стадию интереса переводят в стадию формирования бизнес-идеи. Определенную роль в этом процессе играет стимулирование предпринимательской активности, расширение представлений об экономической деятельности и деловой культуре. Предпринимательская идея основывается, прежде всего, на интуиции, способности разглядеть что-то новое среди повседневной деятельности, осознать и развить идею до состояния, позволяющего заняться ее воплощением. Развитие этой интуиции, самоактуализация личности студента, школьника — заслуга среды бизнес-инкубатора. Для развития таких качеств у обучающихся проводится ежегодный конкурс бизнес-идей — «Горизонты», призванный сформировать первичные навыки самостоятельного ведения бизнеса и организации малых предприятий. В нем принимают участие молодые люди в возрасте от 15 до 21 года более чем из 100 образовательных учреждений Владивостока и Приморского края. Вместе с ВГУЭС игру организует Приморское отделение Ассоциации молодых предпринимателей, администрация г. Владивостока. Партнерами этого мероприятия выступили: администрация и Дума Приморского края, более 20 компаний, агентств, некоммерческих организаций.
Бизнес-проекты участников проходят все стадии развития бизнес-идеи: конкурсанты разрабатывают проект продукта, определяют комплекс мероприятий по реализации бизнес-плана, объем предполагаемой прибыли, сроки и условия выполнения проекта, определяют инвесторов. Реализация бизнес-идеи прогнозируется и проводится на стадии предприятия [5].
Защита проекта предполагает следующие критерии оценки:
— реальность внедрения;
— оценка рыночной конъюнктуры;
— конкурентоспособность продукта или услуги;
— наличие сырьевой базы на территории Приморского края;
— финансово-экономическое обоснование.
Победители конкурса получают право на поддержку в организации собственного бизнеса, связанного с тематикой разработанной бизнес-идеи, и офисное помещение или индивидуальное рабочее место в бизнес-инкубаторе на 1 год с возможностью пребывания до 3 лет. За время реализации проекта «Предприниматель» было проведено 4 ежегодных конкурса бизнес-идей «Горизонты», в которых приняли участие более 400 человек.
В настоящий момент в инновационном бизнес-инкубаторе ВГУЭС работают школьные экономические компании: фотостудия «Образ», праздничное агентство «Фигаро», компьютерный клуб «Импульс», кофейня «Cup of Coffee», развивающий центр «Творчество» (автор — студентка АК ВГУЭС). Решаются организационные вопросы открытия мыловаренной компании «Чистюля» и проекта студия танцев «Leader» (авторы — студенты АК). Кроме того, предлагались к реализации проекты студенческой туристской фирмы, образовательного центра для администраторов на этажах студенческого общежития. Но не все проекты доходят до стадии инкубации и получают рекомендации от опытных предпринимателей для реализации бизнес-идей. В настоящее время на стадии проектирования и доработки реальных предприятий сервиса находятся: центр психологического туризма, школа официантов-барменов, центр подготовки свадебных-координаторов. Предлагаемые проекты в основном относятся к сфере услуг, поэтому не требуют большого стартового капитала. Успешная бизнес-идея, как правило, находит инвестора (крупный бизнес), в других случаях используется стартовый капитал. От оглашения решения комиссии до открытия предприятия проходит 3—4 месяца.
Проект продолжается, совершенствуются методики проведения мероприятий, расширяется круг участников: в конце 2014 г состоятся очередная деловая игра «Идеи без границ» и конкурс бизнес-идей «Горизонты».
Таким образом, результаты реализации проекта показали, что студентами усвоены представления о ценностном аспекте деловой культуры, — что для специалиста индустрии гостеприимства и туризма означает ориентацию на интересы клиента, удовлетворение его потребностей, производство услуг Эти положения были учтены в формулировке миссий и бизнес-планов проектируемых предприятий. Кроме того, реализация проекта в условиях бизнес-инкубатора позволила выйти за рамки привычного в педагогике понятия «деловая культура», рассматривающего только ее этический и коммуникационный аспекты, и обратить внимание на деятельностный подход, предусматривающий самоорганизацию и са-момотивирование участников проекта, направленный на большую эффективность извлечения прибыли.
На основе личностных качеств и склонностей в среде бизнес-инкубатора происходит самоопределение молодых людей в области предпринимательства, приобретаются дополнительные знания в области бизнес-образования, а также практические навыки и умения. При включении в реальную бизнес-среду студенты и школьники получают возможность самоактуализации в области деловой культуры, у них складываются адекватные представления о собственных способностях, возможностях, они приобретают уверенность в успешности собственной деятельности. Отрицательный опыт, полученный в игровой среде, также ценен для молодого человека, поскольку поможет избежать профессиональных ошибок в будущем.
1. Бизнес-инкубатор МГУ [Электронный ресурс] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — URL: www.inmsu.ru/ru.
2. Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. — М.: Магистр, 1998. — 288 с.
3. Инновационный бизнес-инкубатор ВГУЭС [Электронный ресурс]. — URL: ibi.vvsu.ru/
4. Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства: постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 № 249 г // РГ. — 2005. — 12 мая. — С. 12.
5. Топоров Л. В. Педагогические основы воспитания деловой культуры старшеклассников в учебном процессе общеобразовательной школы : дис. докт. пед. наук : 13.00.01. — Челябинск, 2000.- 418 с.
6. What is NBIA? [Electronic resource] / National Business Incubation Association. — URL: www.nbia.org/ about_nbia.
УДК/UDC 37.015.3 А. Ю. Кузин, Ю. И. Кузина
A. Kuzin, J. Kuzina
ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СИСТЕМНОМУ МЫШЛЕНИЮ INNOVATIVE METHODS OF TEACHING SYSTEM THINKING FOR GRADUATE STUDENTS
Статья посвящена актуальной проблеме обучения студентов выпускных курсов психологических специальностей системному мышлению. Применение теории систем в семейном консультировании и в обучении пси-хологов-консультантов началось в 1950-е гг. ХХ в. Однако в России эти идеи долгое время оставались неизвестными, но в настоящее время стало очевидным, что знание теории систем необходимо для эффективного семейного консультирования. Она позволяет рассматривать человеческие существа не отдельно друг от друга, а как группу, в которой каждый реагирует таким образом, чтобы поддержать гомеостаз, и поэтому становятся понятны причины поведения членов семьи в настоящем. Кроме того, знание теории систем позволяет предсказывать поведение членов семьи в будущем, а также планировать эффективную коррекцию.
Article is devoted to the problem of teaching graduate students of psychological specialties systems thinking. Application of systems theory in family counseling and training counselors began in the 50s of the twentieth century. However, in Russia, due to historical processes, these ideas for a long time remained unknown, but at the moment it became apparent that knowledge of the systems theory is necessary for effective family counseling. Systems theory allows us to consider human beings as not separate from each other but as a group in which everyone reacts so to maintain homeostasis, and therefore it becomes clear what causes the behavior of family members. The reasons for this behavior are not in the past they are in the present. In addition, knowledge of systems theory allows us to predict the behavior of family members in the future, and plan an effective intervention.
Ключевые слова: теория систем, системное мышление, студенты выпускных курсов, семейное консультирование, системный подход в консультировании.
Keywords: systems theory, systems
thinking, teaching graduate students, family counseling, systems approach in counseling.
Применение теории систем в семейном консультировании и в обучении психологов-кон-сультантов началось в 50-е годы прошлого века. Теория систем берет свое начало в кибернетической теории [1, с. 20—35]. Развитию теории систем предшествовало много источников, и одним из наиболее важных была конференция, проходившая при поддержке фонда Джосайи Мейси-младшего. Среди создателей теории систем можно перечислить: У. Р. Эшби, Г Бейтсона, К. Шеннона, К. Л. фон Берталанфи, Х. фон Ферстера, Дж. фон Неймана, П. Вацлави-ка. «С этой теорией впервые стало возможным рассматривать человеческие существа не отдельно друг от друга, а как группу, в которой каждый реагирует таким образом, чтобы поддержать гомеостаз, и поэтому у поведения появились причины в настоящем. Утверждалось, что стабильность семейной системы поддерживается с помощью самокорректирующихся процессов, и при попытке что-либо изменить эти процессы активизируются. Идея о том, что семья или любая другая группа является системой, поддерживаемой процессом обратной связи, добавила еще одно измерение в объяснение человеческого поведения. Пришло ошеломляющее понимание, что, по-видимому, люди делают то, что они делают, реагируя на действия других людей.» [2, с. 14—15]. Главное преимущество теории систем, по мнению Дж. Хейли [2, с. 15], состоит в том, что она дает возможность предсказать определенные события.
В настоящее время многие преподаватели осознали необходимость выработки у студентов навыков системного мышления. Ниже предлагается разработанная нами методика обучения системному мышлению, которая может быть включена в курс семейного консультирования или преподаваться в качестве отдельной дисциплины.