УДК 630*6
ЛЕСНОЙ БИЗНЕС-ИНКУБАТОР В ЦЧО. МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и финансов
С. С. Морковина соискатель кафедры экономики и финансов Е. В. Солодовникова ФГБОУ ВПО «Воронежская государственная лесотехническая академия»
Бизнес-инкубаторы - организации, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
Главной целью реализации идеи бизнес-инкубирования является развитие отраслевых сегментов экономики регионов на основе оказания поддержки малому предпринимательству, представителям которого сложно адаптироваться к условиям существующей конкурентной среды. При непосредственной помощи бизнес-инкубатора старт-апер сосредотачивается на одной задаче - начать выпуск продукции и выйти на рынок, при этом в решении остальных проблем ему содействует команда бизнес-инкубатора. Она помогает приобрести, занять свою нишу на существующем рынке, представляет его интересы во внешней среде, создает концепцию ведения рекламной деятельности, содействует притоку финансовых ресурсов, координирует поведение конкурентов.
Изначально в процессе создании бизнес-инкубаторов в России наметилось две стратегических линии:
- перестройка пустующих зданий в целях передачи их в аренду;
- выделение помещений под предос-
тавление всякого рода услуг под патронажем.
В современных российских условиях ни первая, ни вторая линии инкубирования и поддержки старт-аперов не являются инкубаторами в западном понимании.
Согласно мировой практике бизнес-инкубирования попаданию в инкубатор предприятия должна предшествовать стадия отбора, оценки, доведения до надлежащего состояния зрелости идей, бизнес-плана, проекта.
Важно отметить, что опыт бизнес-инкубирования в нашей стране, несмотря на сравнительно короткий срок рыночных отношений, имеется. Значительное количество бизнес-инкубаторов в последние годы было создано в технической сфере [1].
Одним из первых в России в 1996 г. был создан бизнес-инкубатор в Зеленограде. Опыт первого бизнес-инкубатора признан положительным: официальные налоги, выплачиваемые размещенными в нем 18 предприятиями, превысили сумму, затраченную на создание инкубатора. В общей сложности эти предприятия предоставили 400 новых рабочих мест в регионе.
В качестве современных успешных бизнес-инкубаторов можно привести Тамбовский инновационный бизнес-
инкубатор, который принимает активное участие в создании инновационно-технологических центров с последующим объединением в технопарковую зону, объединившую Тамбовский государственный технический университет в сотрудничестве с ОАО «Комсомолец» (предприятие, обеспечивающее своей продукцией атомную промышленность, «Газпром» и оборонную отрасль); Тамбовский государственный технический университет и ОАО «Пигмент» (химическая промышленность); Тамбовский государственный технический университет, ОАО «Пигмент» и НИИ «Полимер» с целью развития химических технологий. Не менее интересен опыт студенческого инкубатора высоких технологий. Московский инженерно-физический институт и Автономная некоммерческая организация «Технопарк в Москворечье» при финансовой поддержке фонда «Евразия» реализовали совместный проект «Студенческий инкубатор высоких технологий» (СИВТ). Цель создания -обеспечение практической подготовки молодежных команд менеджеров инновационных проектов в режиме «инкубации» малых наукоемких фирм, а также научно-методической, организационной и финансовой поддержки студентов.
Деятельность СИВТ предусматривает следующие направления:
- проведение молодежных телекоммуникационных конференций в сети интернет;
- организация конкурса студенческих инновационных проектов;
- поддержание тематической инновационной секции на научной сессии инсти-
тута;
- организация выставок-презентаций докладов-победителей конкурсов;
- обучение группы победителей методом «погружения» и формирование команд менеджеров инновационных проектов;
- организация презентаций-защит конкурсных бизнес-планов;
- предоставление возможности пройти стажировку подготовленным командам менеджеров в технопарке и его фирмах-клиентах;
- организация рабочих мест для размещения инкубируемых проектов;
- стартовая поддержка и сопровождение начинающих инновационных фирм, размещенных в бизнес-инкубаторе, оказание им полного комплекса деловых услуг по управлению инновациями.
Нельзя обойти вниманием и Бизнес-инкубатор МГУ. Научный парк МГУ открылся в начале 1990-х годов. Основой современного бизнес-инкубатора стала программа «Формула успеха», запущенная в 2004 г. Деятельность бизнес-инкубатора МГУ предусматривает следующие направления: поддержка Британского совета и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Ежегодно на программу «Формула успеха» отбирается около 70-80 человек и 20 проектов. После отбора на инвестиционный комитет выходят не более 10 проектов. В год инкубатор выпускает 5 жизнеспособных проектов.
Среди успешных бизнес-инкубаторов и «Ингрия». Он открыт в декабре 2008 года на базе технопарка «Ингрия» в Санкт-
Петербурге (общий объем инвестиций 30 млрд рублей, из которых 64 % - частные инвестиции, 36 % - из бюджета). Деятельность «Ингрия» предусматривает: сопровождение проектов, система экспертизы проектов, разработка плана защиты интеллектуальной собственности, помощь в организации производства, использование партнерской сети. В январе 2010 года запущена вторая площадка бизнес-инкубатора на базе Государственного университета информационных технологий, механики и оптики.
Открытие бизнес-инкубатора Академии народного хозяйства состоялось 27 мая 2010 года. Бизнес-инкубатор оказывает услуги по организации сессий для привлечения потенциальных инвесторов; финансированию участия проекта в отраслевых выставках и профильных мероприятиях; оплате патентования и регистрации юридического лица; финансировании исследований, а также устраивает встречи с лидерами индустрии.
Несмотря на наличие положительного опыта бизнес-инкубирования лесной сектор не проявляет инновационной активности и устойчиво стагнирует на фоне иных отраслей.
Ответ на вопрос о развитии лесного сектора и влиянии его на повышение уровня жизни населения лежит в плоскости обеспечения роста и повышения эффективности лесного хозяйства. При этом лесное хозяйство рассматривается не только как отрасль экономики, но и как социо-природная система, и на него ложится серьезная ответственность за развитие большинства регионов РФ. Далеко не все
преобразования последних лет способствовали успешному переходу лесного хозяйства РФ на путь устойчивого развития.
После вступления в действие нового Лесного кодекса была разрушена существовавшая до этого система органов лесного хозяйства и государственной лесной охраны. Из 83 000 человек Гослесоохраны лесхозов было оставлено 680 человек лесных инспекторов в составе Росприроднад-зора. Тем не менее, вектор направленности преобразований в лесном хозяйстве заметен и, в основном, выдерживается.
Новый Лесной Кодекс основан на принципе, что нужно передать эффективному арендатору все функции по уходу за лесом и снять это с государственного бюджета. При этом кардинальные изменения в сфере лесных отношений, вызванные изменением лесного законодательства, связаны с созданием лесохозяйственных предприятий коммерческого типа, а также развитие предпринимательской среды в лесном секторе экономики.
Для лесодефицитных регионов страны, где плотность населения особенно высока, решение этой проблемы немыслимо без наличия инновационных механизмов стимулирующих и поддерживающих развитие лесного предпринимательства не только в сфере главного и побочного лесопользования.
Актуальность сказанного подтверждает тот факт, что с момента начала реформирования лесного сектора, по понятным причинам этот период датируем 2007 годом, количество арендаторов и лесопользователей существенно не возросло, а в некоторых лесодефицитных районах да-
же снизилось.
Важно подчеркнуть, что качество выполняемых лесопользователями лесохо-зяйственных работ, связанных с лесовос-становлением, лесозащитой и прочими ле-сохозяйственными мероприятиями, остается на сравнительно невысоком уровне, несмотря на кажущееся ужесточение законодательных актов природоохранного характера. Эти обстоятельства позволяют высказать предположения:
- во-первых, о неразвитости предпринимательской среды в сфере лесопользования;
- во-вторых, о недостаточности квалификации и профессиональных знаний у новоявленных участников лесных отношений (арендаторов);
- в-третьих, о низком уровне инновационной активности, что связано с недоступностью информации о достижениях и инновациях в лесной науке, отдаленностью от системы управления и контроля за лесным хозяйством, а также неразвитостью институциональной среды по отношению к лесному хозяйству.
Решение этих вопросов возможно только в условиях интеграции лесной науки, лесного образования и лесного предпринимательства при непосредственной поддержке Рослесхоза, выступающего инициатором подобного взаимодействия.
Определяя интеграцию как инструмент развития лесного хозяйства в малолесных районах определим ключевые выгоды подобного взаимодействия.
Взаимодействие лесная наука - лесное образование связано с обменом знаниями, притоком молодых ученых в науку,
позволяет освежить и наполнить инновационными идеями участников, а участие педагогов высшей школы в процессах интеграции позволит на высококвалифицированном уровне донести новшества и инновации лесной науки до практики.
Взаимодействие лесная наука, образование - лесное предпринимательство (лесохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм хозяйствования) - направлено на предоставление научно-технической информации, инновационных разработок (методические указания, рекомендации, сорта, клоны) относительно лесовыращивания, лесозащиты лесопользователям для обеспечения создания высокопродуктивных лесонасаждений, ускорения процесса лесовыращива-ния, перевода лесных культур в лесопо-крытую площадь и т.п.
Роль координатора Рослесхоза в подобном взаимодействии состоит в обеспечении условий становления и поддержания эффективных связей (нормативно-правовых, организационно-хозяйственных, финансовых) лесной науки, лесного образования и лесного бизнеса в целях развития предпринимательства в лесном секторе, коммерциализации научных разработок, сближения лесной науки и бизнеса, ускорения адаптации лесных предприятий к работе в новых условиях, повышению эффективности контроля за лесопользованием, снижению незаконного оборота древесины.
Создание лесного бизнес-инкубатора на базе ВГЛТА целесообразно по ряду причин:
- позволит усилить взаимодействие
лесной науки, образования и лесного бизнеса, способствуя коммерциализации результатов НИР и реализации актуальных с практической т.з. задач;
- обеспечит рост доходов академии от участия в создаваемых лесных предприятиях;
- позволит более эффективно использовать кадровый, материальный и производственный потенциал исследователей на условиях платности;
- будет способствовать росту профессионализма участников лесных отношений и развитию лесного предпринимательства в малолесной зоне.
Для лесного сектора лесной бизнес-инкубатор представляет собой организацию, созданную или выделенную из имеющейся, для поддержки новых лесо-хозяйственных предприятий (старт-аперов), осуществляющих деятельность в малолесных регионах - ЦЧО (отличающихся спецификой организации лесопользования) путем предоставления им консультационной, информационной, бухгалтерской, юридической, научно-инновационной или профессионально-образовательной помощи.
К основным направлениям деятельности лесных бизнес-инкубаторов могут быть отнесены:
- выполнение консультационных, внедренческих, маркетинговых, проектных, аналитических и научно-исследовательских работ в лесном секторе малолесной зоны;
- содействие в организации подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации и управленческого
уровня руководителей, специалистов и работников лесохозяйственных предприятий;
- обеспечение информационного обмена между своими членами, содействие в решении проблем членов бизнес-инкубаторов, создание рынка технологий малого бизнеса, обобщение и распространение опыта работы лесных предприятий;
- защита прав и законных интересов членов бизнес-инкубатора и всех заинтересованных лиц, представление их интересов на всех уровнях государственного и негосударственного управления;
- издательская деятельность.
Отличительной чертой лесного бизнес-инкубатора является его вертикальность, т.е. принадлежность лесному хозяйству малолесной зоны.
Одним из препятствий в оказании поддержки развитию малого предпринимательства в лесном хозяйстве является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность малых предприятий. Предоставить такую возможность, причем на доступных условиях, в частности, призван лесной бизнес-инкубатор, участниками которого являются государственные структуры, управляемые координатором, такие как Управления лесным хозяйством на местах, Рослесозащита и т.п. В качестве инфраструктурного обеспечения могут выступать поддерживающие взаимодействия с местными органами власти, финансовыми институтами (банками), фондами и др. В рамках технологии бизнес-инкубирования может развиваться и партнерство между крупными и малыми лесными предприятиями.
Создание бизнес-инкубатора процесс затратный, трудоемкий и требующий времени. Считаем, что процесс может быть
Первый год - это стартовая фаза, в которой мероприятия стратегии направлены на:
- создание бизнес-инкубатора на территории ВГЛТА, на свободных площадях или в другом имеющем свои преимущества месте, стратегически важном в соответствующем смысле; определение условий заключения договора аренды (субаренды) с субъектами малого предпринимательства и условий доступа арендаторов к услугам бизнес-инкубатора.
- создание и поддержка ресурсного центра в рамках лесного бизнес-инкубатора, который собирает, систематизирует и применяет ресурсы развития лесного бизнеса в пределах места нахождения бизнес-инкубатора и из других мест для поддержки ранних стадий роста фирм;
- определение и поиск перспектив-
представлен тремя фазами - предстартовая, стартовая и развитие (табл. 1).
Таблица 1
бизнес-инкубатора
ных компаний и проектов, рассмотрение заявок от претендентов и использование созданного ресурсного центра для привлечения клиентов и их поддержки;
- обеспечение финансирования деятельности лесного бизнес-инкубатора путем поиска стратегических инвесторов, находящихся в поле влияния ВГЛТА или путем создания венчурного фонда при поддержке Рослесхоза со стартовой стадии деятельности.
Средства ВГЛТА, выделяемые на эти цели, составят 500,0 тыс. р.
Третий год определен как начало роста лесного бизнес-инкубатора. Финансовое обеспечение мероприятий не менее 1000,0 тыс. р. Расходование финансовых ресурсов в первую очередь по следующим статьям:
- полный запуск всех интернет - при-
Фазы инициации лесного
Мероприятие Объем затрат, т.р. на период
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год
Предстартовая фаза. Создание инициативной группы. Разработка бизнес-плана. 120,0
Стартовая фаза. Организация офисной инфраструктуры (помещение, мебель, компьютеры, внутренняя сеть, внешняя связь, доступ в Интернет, конференц-зал и т.п.) 500,0
Фаза роста лесного бизнес-инкубатора. Развитие новых материалов на основе анализа запросов компаний (тренинги, семинары, курсы и т.п.) Расширение клиентской базы, вовлечение новых перспективных фирм, в т.ч. из регионов. 1000,0
Фаза перехода на самофинансирование 100,0
ложений лесного бизнес-инкубатора, связывание всех компонентов и информационных баз данных воедино. Создание автоматизированной системы решения явных и хорошо диагностируемых проблем и команды консультантов и менеджеров на решении сложных и неявных проблем;
- развитие новых материалов на основе анализа запросов представителей лесного бизнеса (тренинги, семинары, курсы и т.п.);
- расширение клиентской базы, вовлечение новых перспективных фирм, в т.ч. из иных областей;
- выявление наиболее эффективных методик поддержки лесного бизнеса, приобретение новых навыков и методов продвижения компаний на рынок;
- формализация процедур определения состояния компаний, их рыночных перспектив, оценки их собственности, в т.ч. интеллектуальной, и выделения необходимых ресурсов для оказания помощи;
- создание системы мониторинга социальной и геополитической российской и мировой среды на предмет определения перспективных направлений развития лесного бизнеса.
Считаем, что максимальный срок льготного присутствия определен 6 месяцев, и включает период создания и адаптации лесного предприятия (3 мес.) и период старта (3 мес.). При необходимости участник лесного бизнес-инкубатора может продолжить свое присутствие на иных условиях (с повышающим коэффициентом).
Таким образом, инициация лесного бизнес-инкубатора на базе ВГЛТА возможна ввиду пересечения интересов лесного предпринимательства, науки и отрас-
левого образования. Важно отметить, что роль региональных властей в процессе интеграции также значительна.
Воронежская область является крупным научным центром Черноземья и занимает 3 место (по данным статистики) в Центральном федеральном округе после Москвы и Московской области по числу организаций, выполняющих исследования и разработки, а также по численности персонала, занятого исследованиями и разработками [2].
В настоящее время перед Воронежской областью стоит основная задача - переход научно-производственного комплекса области на инновационный путь развития за счет эффективной деятельности региональной инновационной системы, поскольку для успешного развития малого предпринимательства необходима поддержка и соответствующая инфраструктура (рис. 1).
Важным инновационным преимуществом региона является наличие мощного интеллектуального потенциала в научно-технической сфере. Научные исследования ведут шестьдесят четыре научных организаций, где работают более 700 докторов и 3500 кандидатов наук.
По числу малых инновационных предприятий в отрасли «Наука и научное обслуживание» (их более трехсот) и по количеству научных организаций (шестьдесят четыре) Воронежская область занимает одно из ведущих мест в ЦФО. Продолжается реализация проекта по созданию и развитию четырех технопарков: «Содружество», «Митем», «Калининский», «Космос-Нефть-Газ» и пяти бизнес-инкубаторов: «Авиационный», «Восток», «Калининский», «ВГАСУ», «ВГТА» [3].
Рис. 1. Инфраструктура развития инновационной деятельности Воронежской области
В этой связи создание бизнес-инкубатора на базе ВГЛТА только усилит инновационную направленность области. Практика показывает, что решение ряда муниципальных проблем возможно на базе бизнес-инкубатора (увеличение занятости населения путем реализации специальных программ; рациональное и эффективное использование муниципальных инвестиционных фондов для микрокредитования и муниципальных площадей под малый бизнес).
Считаем, что для инициирования лесного бизнес-инкубирования в России необходимо системное изучение факторов и условий, влияющих на реализацию данной идеи. Важными аспектами такой деятельности является накопление информа-
ции об уже существующих лесных бизнес-инкубаторах, содействие кооперации и обмену опытом между предприятиями в данной области.
Библиографический список
1. Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт. Под общ. ред. Э. Мар-кварта. М.: ИПИ, 2001.
2. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 2009 г. N 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские
(фермерские) хозяйства».
3. Развитие инноваций в Воронежской области. [Электронный ресурс]. URL:http://www.govvrn.ru/wps/portal/AVO/
wcmContent?WCM QUERY=/voronezh / avo/main/authoritie s/other+executive+power /other+executive+power 10/ 1stat30909911 (дата обращения: 10.05.2012).