Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1023
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
лидерство / качества лидера / специфические лидерские качества / уровень развития лидерских качеств / leadership / leadership qualities / specific leadership qualities / the level of development of leadership qualities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Светлана Алексеевна

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования и воспитания развития лидерских качеств студентов во внеучебной деятельности. Целью данной статьи является выявление путей и механизмов развития лидерства в вузовской среде. В статье рассматриваются вопросы, связанные с пониманием лидерства, лидерских качеств молодежи, посредством внеучебной деятельности. Данная статья будет интересна преподавателям вузов и образовательных учреждений, специалистам в области воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF STUDENTS IN EXTRACTUAL ACTIVITIES

The article is devoted to the urgent problem of modern education and upbringing of the development of students’ leadership qualities in extracurricular activities. The purpose of this article is to identify ways and mechanisms for the development of leadership in the university environment. The article discusses issues related to understanding leadership, leadership qualities of youth, through extracurricular activities. This article will be of interest to teachers of universities and educational institutions, specialists in the field of educational work

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10962 ПАВЛОВА Светлана Алексеевна,

кандидат педагогических наук, доцент Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова. Россия, Бурятия, г. Улан-Удэ

ORCID 0000-0002-0320-9817, e-mail: sveta-pavlova-uu@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме современного образования и воспитания развития лидерских качеств студентов во внеучебной деятельности. Целью данной статьи является выявление путей и механизмов развития лидерства в вузовской среде. В статье рассматриваются вопросы, связанные с пониманием лидерства, лидерских качеств молодежи, посредством внеучебной деятельности. Данная статья будет интересна преподавателям вузов и образовательных учреждений, специалистам в области воспитательной работы.

Ключевые слова: лидерство, качества лидера, специфические лидерские качества, уровень развития лидерских качеств.

PAVLOVA Svetlana Alekseevna,

Candidate of pedagogical sciences, associate professor Buryat State University named after Dorzhi Banzarova. Russia, Buryatia, Ulan-Ude

ORCID 0000-0002-0320-9817

DEVELOPMENT OF LEADERSHIP QUALITIES OF STUDENTS IN EXTRACTUAL ACTIVITIES

Annotation. The article is devoted to the urgent problem of modern education and upbringing of the development of students' leadership qualities in extracurricular activities. The purpose of this article is to identify ways and mechanisms for the development of leadership in the university environment. The article discusses issues related to understanding leadership, leadership qualities of youth, through extracurricular activities. This article will be of interest to teachers of universities and educational institutions, specialists in the field of educational work.

Key words: leadership, leadership qualities, specific leadership qualities, the level of development of leadership qualities.

Интерес к проблеме развития лидерских качеств личности в психолого-педагогическом научном знании существует уже давно, начиная с истории Древнего мира, когда ученые, философы пытались понять и осмыслить это явление. Понятия «лидер», «лидерские качества» в психолого-педагогической литературе определяются различными авторами по-разному.

Мы основывались на определении О.С. Левина, согласно которому, лидер - человек, способный вести других за собой, пробуждать к делу, выкладываться для достижения общей задачи, оказывать влияние на окружающих, поддерживать интересы большинства людей [2]. Проблема раннего выявления будущих лидеров и развития лидерских качеств личности отражена в работах Д. Гоулмана,И.П. Волкова,Д. Лори,Б.Д. Парыгина,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

А.В. Кричевского, Л.И. Уманского и других исследователей. Также вышеозначенной проблемой занимались такие авторы как А.Г. Кирпичник, А.В. Петровский, А.А. Бодалёв, А.Н Лутошкин, которые рассматривают способы развития лидерских качеств, выделяют различные подходы к определению понятия лидерство и утверждают, что оно является одновременно процессом личностным и межличностным. Под понятием лидерские качества понимается совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Многие исследователи предлагает собственное понимание лидерских качеств, к примеру, представления о структуре личности лидера И.М. Осмоловской [3]: творческий подход к организации людей; наличие организаторских способно-

стей (в их единстве); способность управлять собой; знание особенностей организаторской деятельности; наличие четких личных целей; мение решать проблемы; умение работать с группой; умение влиять на окружающих [1].

В психологической литературе представлено множество типологий лидеров по различным критериям классификации: лидеры могут классифицироваться по стилю руководства (универсальный, ситуативный), по внутриколлективным функциям (инструментальный, эмоциональный, смешанный), по содержанию деятельности («вдохновитель», «исполнитель»), по сфере взаимоотношений (формальный, неформальный)

[2]. В молодом возрасте особое значение приобретает готовность молодежи к выполнению роли лидера, умение быть организатором деятельности. Педагог может помочь создать условия для проявления студентами собственной активности и развития у них лидерских качеств.

Цель нашей исследовательской работы: выявить психолого-педагогические условия развития лидерских качеств у студентов во внеучеб-ной деятельности.

Объект исследования: образовательный процесс в Вузе. Предмет исследования: содержание и организация педагогической работы по развитию лидерских качеств студентов во внеучеб-ной деятельности.

Гипотеза исследования: развитие лидерских качеств студентов во внеучебной деятельности будет протекать более эффективно, если: выявить благоприятную воспитательную среду в отношениях молодежи; определить содержание внеу-чебной деятельности (программы, проекты другие виды внеучебной работы); разработать рекомендации педагогам по развитию лидерских качеств студентов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций педагогам по развитию лидерских качеств студентов, которые могут быть использованы при организации внеучебной работы в ВУЗе.

С одной стороны, личностные особенности лидера (склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении), с другой - потребность молодежного сообщества в лидерах. При совпадении формируется лидерская позиция и появляется эффективный лидер, последующими его характеристиками становятся самостоятельность, активность, авторство и ответственность [1]. В молодежной среде лидерские качества ярко проявляются развиваться, раскрывается творческий потенциал молодых людей в коллективной работе

[3].

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организатор-

ских и коммуникативных умений. А.И. Королева выделяла такие признаки, которыми должен обладать лидер [2]: волевой, критичен, надежен, терпелив, инициативен, независим, психически устойчив, стрессоустойчив, настойчив, умеет разумно рисковать, хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям, самокритичен, требователен к себе и другим, способен менять стиль поведения в зависимости от условий, вынослив, восприимчив к новому, решителен.

В процессе научных исследований были выделены основные качества лидеров, подразделяющиеся на общие и специфические. К общим относят следующие качества: компетентность (знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер), активность, энергичность, коммуникативность.

К специфическим качествам относят: способность к активному психологическому воздействию индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации, владение разнообразием средств воздействия на людей в зависимости от организаторской работы, проницательность, лидерской позиции потребность брать ответственность на себя, умение планировать собственную деятельность и при наличии возможности уметь правильно поставить задачу группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности, суметь сориентироваться в сложной ситуации.

О.А. Андриенко говорила, что проблема лидерства должна быть одной из главных проблем студенческого коллектива, так как лидеры иногда больше, чем педагоги задают тон жизни. Авторитет таких студентов часто больше оказывает влияния на ровесников [1].

Таким образом, студент-лидер — это, тот с которым сверстники интенсивно взаимодействуют, на его предложения всегда отзываются. Взаимодействие с лидером сопровождается яркими, положительными эмоциями. Студент-лидер обладает определенными качественными задатками: управлять своим эмоциональным состоянием, умение владеть собой, владеть техникой речи, умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом в процессе решения организаторских задач.

Выделяются формы внеучебной деятельности, способствующие развитию лидерских качеств: кружок, конкурсы, олимпиады, конференции, состязания, игры, проектная деятельность, студенческое самоуправление, коллективное творческое дело, волонтерство.

Организация кружка, творческой студии или клуба является эффективным способом работы, направленной на развитие лидерских качеств студентов. Задачей таких объединений является создание всех условий для развития

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

лидерских способностей студентов. Программа занятий может включать в себя различные понятия такие как: «успех», «самооценка», «инициативность», «команда», «спор», «культура», «спорт». Занятия в кружках и студиях дают педагогу возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования навыков и умений студентов, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности молодых людей.

В Педагогическом институте Бурятского госуниверситета им. Д. Банзарова было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня развития лидерских качеств студентов 1-2 курсов. Достижение данной цели потребовало решения ряда задач:

1. Выявить наличие у студентов умений коммуникации и взаимодействия.

2. Изучить особенности развития лидерских качеств молодежи.

3. Провести исследование развития лидерских качеств в студенческом коллективе.

В исследовании участвовало 35 студентов Педагогического института Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова. Были применены следующие методики исследования: анкетирование по Е.И. Рогову; методика «Лидер с узким индивидуальным диапазоном»; тест «Я -лидер».

Следует отметить, что использование метода анкетирования в диагностике студентов имеет свои особенности. Главная из них состоит в том, что ответы студентов на предлагаемые вопросы изменчивы и зависят от многих обстоятельств. Так, например, сильное влияние на них оказывает общественные стереотипы, установки и мнения популярные в молодежной среде. Способность молодых людей отвечать на вопросы зависит также от особенностей развития рефлексии. Тестирование ставит своей целью уточнить результаты педагогического наблюдения по выявлению уровней взаимодействия студентов в группе и с преподавателем. Были предложены вопросы анкеты, которая выявляла цель педагогического наблюдения. Результаты задания представлены в таблице 1.

Таблица 1. Выявление уровней взаимодействия студентов в группе

Вопросы

№ Имя 1 2 3 4 5 6 7 Всего Уровень

1. Катя М. 1 1 1 1 0 1 2 7 Средний

2. Слава К 2 0 0 2 0 0 2 6 Низкий

3. Иван А. 1 0 2 0 1 2 0 6 Низкий

4. Катя З. 2 0 0 1 0 1 1 5 Низкий

5. Алена К 1 1 1 1 0 1 2 7 Средний

6. Таня К. 1 1 1 2 0 1 0 6 Низкий

7. Настя В. 2 1 2 1 2 2 12 Высокий

8. Илья З. 1 1 1 1 2 1 1 8 Средний

9. Юрий Е. 1 0 1 1 1 0 2 6 Низкий

10. Анна Д. 1 0 0 1 1 1 5 Низкий

1 0 1 1 0 1 1 5

35. Катя Б. 1 0 1 1 1 1 0 5 Низкий

Обработав полученные результаты, можно прийти к выводу, что в классе 11,1% учащихся с высоким уровнем развития межличностного взаимодействия, 55,5% со средним уровнем и 33,3% с низким уровнем.

Далее проведено анкетирование по Е.И. Рогову на предмет развитости лидерских качеств у студентов. Результаты данного задания представлены нами в таблице 2.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Таблица 2. Выявление уровней развития лидерских качеств у студентов

№ Имя 1 2 3 4 5 Уровень

1. Катя М. А А В В В Н

2. Слава К Б Б А А А С

3. Иван А. А А Б А А В

4. Катя З. В А Б Б В Н

5. Алена К А А А Б А В

6. Таня К. В В А Б Б Н

7. Настя В. Б В А Б Б С

8. Илья З. А А В В А С

9. Юрий Е. А Б Б Б В С

10. Анна Д. В Б В Б В Н

35. Катя Б. В В Б Б В Н

Как показали результаты исследования, большинство молодых людей не владеют лидерскими качествами. Высокий уровень развития лидерских качеств на данном этапе опытной работы отметился только у двоих. Средний уровень - у четверых ребят, у остальных низкий уровень. Так как в студенческих группах 1-2 курсов особо не происходит процесс развития лидерских качеств молодых людей в студенческом коллективе, представляется целесообразным провести

методику, которая была разработана А.Н. Лутош-киным «Лидер с узким индивидуальным диапазоном». Методика помогает выявить лидера в специальных видах деятельности, требующих и организаторских, и специальных способностей. При оценивании данного вида работы мы руководствовались критериями оценивания, указанными выше. Результаты были занесены в таблицу 3.

Таблица 3. «Лидер с узким индивидуальным диапазоном»

№ Имя Уровень

1. Катя М. Н

2. Слава К Н

3. Иван А. С

4. Катя З. С

5. Алена К С

6. Таня К. Н

7. Настя В. С

8. Илья З. Н

9. Юрий Е. Н

10. Анна Д. Н

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

35. Катя Б. Н

В процентном соотношении получены следующие результаты: 44,4% студентов - со средним уровнем и 55,6% - с низким уровнем лидерства.

Для получения более точной картины результатов эксперимента сведены данные всех проведённых исследований в обобщенную таблицу 5.

Таблица 4. Общий результат исследования развития лидерских качеств

№ п/п Имя фамилия Анкета №1 Анкета №2 Тест «Лидер с узким индивидуальным диапазоном» Итог

1. Катя М. С Н Н Н

2. Слава К Н С Н Н

3. Иван А. Н В С С

4. Катя З. Н Н С С

5. Алена К С В С С

6. Таня К. Н Н Н Н

7. Настя В. Н С С Н

8. Илья З. С С Н Н

9. Юрий Е. В Н Н С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Анна Д. Н Н С Н

35. Катя Б. Н Н Н

Таким образом, через ряд примененных методик нам удалось выявить уровень развития лидерских качеств студентов и можно сделать вывод, что в общем, в группе присутствуют студенты со средними и низкими показателями лидерства. С явно выраженными качествами лидера в группах нет. На базе эксперимента разработано несколько программ по развитию лидерских качеств во внеучебной деятельности.

Одна из таких социальных программ была активно реализована в период с марта по июль 2020 г. Программа волонтерской направленности «Мы рядом», была включена в общую программу волонтерской работы студенческого самоуправления Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова. Задачами программы было обучение навыкам работы в группе, развитие умения ставить перед другими цели и мотивировать на дальнейшую работу, формирование умений и знаний основ организаторской деятельности, плани-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

рование своей и чужой деятельности, нахождение разнообразных вариантов решения проблем.

В сегодняшней сложной эпидемиологической обстановке от молодежи требуется принятие решения о социальной помощи ближним и нуждающимся в обеспечении необходимыми средствами жизнедеятельности, особенно это касается помощи пожилым, больным, инвалидам, многодетным семьям. Для реализации данной программы студенты использовали методы и приемы волонтерской работы, СМИ и интернет систем. Закупались продукты, медикаменты, необходимые вещи и средства реабилитации, которые доставлялись нуждающимся с использованием защитных медицинских средств. Для занятости детей дома студенты организовывали онлайн уроки и игры, проявляя свои педагогические способности. Для пожилых людей студенты организовали курсы онлайн-пользователей через системы Zoom, Skype.

В дальнейшем к волонтерской программе «Мы рядом» добровольно подключились преподаватели, родственники, друзья и знакомые студентов-волонтеров, которые также активно оказывали помощь всеми доступными средствами. Деятельность студентов-лидеров обсуждалась в СМИ города.

В этот же период параллельно была реализована еще одна программа «Наш город онлайн». Возраст студентов: 17-20 лет. Тип программы: практико-ориентированный.

Цель программы: реализация творческо-пе-дагогического потенциала и получение опыта лидерства студентов в просветительской внеу-чебной деятельности.

Задачи программы: формирование навыка сотрудничества; умение планировать свою и чужую деятельность онлайн; развитие нестандартного мышления; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение работать с различными источниками информации.

Программа «Наш город онлайн» реализовы-валась как просветительская и досуговая для самоизолированных детей и взрослых. Студенты Педагогического института Бурятского государственного университета им. Д. Банзарова делились на группы, каждая из которых разрабатывала онлайн платформу в форме экскурсий и лекций о истории, этнографии, экологии нашего города, использовались научные источники информации, фильмы, онлайн встречи с интересными людьми, городские легенды. В каждой группе назначался глава (лидер), управляющие (стимулирование всех участников группы к работе и сотрудниче-

ству), администраторы, дизайнеры (практическая и техническая часть реализации работы). Далее студенты коллективно решали какая информация должна быть в онлайн проектах, что может быть интересным и полезным для разновозрастных участников программы. Решение согласовывалось со всеми участниками группы. В ходе коллективной онлайн беседы принималось окончательное решение о том, каким должен быть проект «идеальный онлайн город». Лидеры групп внимательно следили за работой подчиненных, координировали их действия.

На последнем этапе лидеры групп при помощи своих помощников организовывали презентацию программы в интернет системах, буклетами в транспорте, торговых точках и другими доступными средствами. В презентации все студенты принимали активное участие. Данная программа получила широкое одобрение в онлайн сообществах города и республики Бурятия, но были некоторые недоработки, которые студенты исправили. Помощь в покупке интернет платформы оказали предприниматели города. Реализация данной программы понравилась педагогам и руководителям многих школ, которые высказали желание на дальнейшее сотрудничество со студентами нашего вуза.

Для проверки успешности гипотезы на последнем этапе эксперимента проводился тест по А.Н. Лутошкину на выявление лидерских качеств «Я - лидер», обучающиеся сами попробуют оценить свои способности. Результаты представлены в таблице 5.

Имя Умение определять свои лидерск качества Коммуникативные качества Умение решать проблемы Влияние на окружающих Наличие творческого подхода Знание правил организаторской работы Организаторские способности Умение работать с группой

Катя М. Сил. Сил. Сил. Сред. Сред. НР Сил. Сил.

Слава К. Сред. Сил. Сред НР Сред. Сил. Сред. Сил.

Иван А. Сред. НР Сред. Сред. Сред. Сил. Сред. Сил.

Катя З. Сил. Сил. Сред. НР Сил. Сил. Сил. Сил.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Таблица 5. Выявление уровня развития лидерских качеств студентов

*сил.- развито сильно; сред.-развито средне; НБ - наиболее развито

Алена К. Сред. Сил. НР Сред. Сил. Сил. Сил. Сил.

Таня К. Сил. НР Сред. Сил. Сил. Сил. Сил. Сил.

Настя В. Сил. Сил. Сред. Сил. НР Сил. Сил. сред

Илья З. Сред. Сред. Сред. Сред. Сред. Сил. Сил. НР

Юрий Е. Сил. Сил. Сред. НР Сил. Сил. Сил. НР

Анна Д. Сред. Сред. Сред. НР Сил. Сил. Сред. Сред.

Валя Т. Сред. Сил. Сред. НР Сил. Сред. Сил. Сред.

Руслан К. Сред. Сред. Сред. Сред. Сил. Сред. Сил. НР

Ирина Л. Сил. НР Сред. НР Сил. Сред. Сред. НР

Света Н. НР Сред. Сред. НР Сред. НР Сил. Сред.

Настя Т. Сил. Сил. Сред. НР Сред. НР Сред. НР

Катя Б. Сред. Сил. Сред. НБ НБ Сред. Сил. НР

По итогам исследования можно сделать вывод, что лидерские качества студентов 1-2 курсов развиты лучше по всем показателям. Результаты, представленные в таблицах, показывают, что 19 опрошенных студентов имеют высокий уровень развития лидерских качеств, 15 студентов -средний уровень, и, соответственно, 1 студент -низкий. Можно прийти к выводу, что уровень развития лидерских качеств у студентов повысился. На основе проведенного исследования можно предложить следующие рекомендации по развитию лидерских качеств студентов для педагогов: поддержка инициативы; поддержка студентов (моральная и материальная); не утаивать от студента трудности жизни; хвалить студентов; развитие интеллекта и критического мышления студента.

Также и преподаватель должен следовать некоторым рекомендациям организуя внеучебную деятельность студентов: стремиться к развитию лидерских качеств у студентов, уважительно относиться к каждому студенту; обращать внимание на межличностное отношение в группе; стараться стать наставником и тьютером; использовать методы позитивной педагогики; расширять кругозор студентов; вовлекать учащихся в научные кружки, факультативы и пр.; организовывать самоуправления; вовлекать студентов участвовать в соревнованиях; развивать лидерские качества, привлекая к командной работе; организовывать мероприятия для развития ораторских способностей; проводить рефлексию со студентами.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Несмотря на то, что не все студенты смогут стать лидерами, развивать лидерские качества им необходимо, чтобы в будущем каждый смог повести за собой коллектив, брать на себя обязательства за коллектив, принимать верные решения и в целом распоряжаться собственной жизнью. Лидерские качества - это интегральные системные качества, обеспечивающие в процессе деятельности наиболее быстрое и успешное достижение общей цели в условиях конкретной ситуации; совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, способность обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Таким образом, развитие лидерских качеств - это сложный, трудоемкий аспект организации процесса развития лидерских качеств студентов, который требует реальной консолидации усилий всех субъектов этого процесса, точного определения места и роли каждого из них в едином, целостном процессе становления личности. А внеучебная деятельность - это один из видов деятельности студентов, направленный на социализацию обучаемых, развития их творческих способностей во внеучебное время, которая может способствовать развитию лидерства. Задачей внеучебных объединений является создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития лидерских способностей молодежи. В экспериментальном исследовании нами были разработаны программы по развитию лидерских качеств студентов во внеучебной деятельности.

Список литературы:

[1] Андриенко О.А., Зубкова С.Н. Роль дете ских общественных организаций в воспитании подрастающего поколения / О.А. Андриенко, С.Н. Зубкова // Хуманитарни Балкански исследования.

- 2019. - №2 (4). - С. 44-46.

[2] Винокурова О. В. Теоретико-методологические основы субъектно-личностного развития ребенка в междисциплинарном пространстве научных исследований /О.В. Винокурова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2013. - № 160. - С. 196-203.

[3] Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала. /Л. Б. Зубанова // Педагогическая наука и образование.

- 2015. - №2. - С. 25-30.

[4] Колтунова И.Р. Феномен лидерства в системе образования: теоретико-методологический анализ / И.Р Колтунова // Образование в период детства: XXI век. - 2013. - № 3. - С. 50-55.

[5] Королева А.И. Проявление лидерских качеств у дошкольников в игровой деятельности /А.И. Королева // Современный мир и психология.

- 2017. - № 1. - С. 174-176.

[6] Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М: Эксмо, 2009. - 176с.

[7] Левина О.С. Педагогические условия формирования лидерских качеств младших школьников // Library.ru: информ.-справочный портал. Саранск., 2018. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=37115131& (дата обращения: 21.01.2020).

[8] Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская // Начальная школа. -2012. - №10. - С.6-12.

[9] Шадрина С.Н., Борисова Л.П., Попова А.В. Формирование адекватной самооценки у младших школьников посредством кейс-технологии /С.Н. Шадрина, Л.П. Борисова, А.В. Попова // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - № 1. - С. 12.

Spisok literatury:

[1] Andrienko O.A., Zubkova S.N. Rol' detskih obshchestvennyh organizacij v vospitanii podrastay-ushchego pokoleniya / O.A. Andrienko, S.N. Zubkova // Humanitarni Balkanski issledovaniya. - 2019. - № 2 (4). - s. 44-46.

[2] Vinokurova O.V. Teoretiko-metodologich-eskie osnovy sub»ektno-lichnostnogo razvitiya rebenka v mezhdisciplinarnom prostranstve nauch-nyh issledovanij /O.V. Vinokurova // Izvestiya Rossi-jskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta im. A.I. Gercena. - 2013. - № 160. - S. 196203.

[3] Zubanova L.B. Sushchnost' liderstva i voz-mozhnost' formirovaniya ego potenciala / L.B. Zubanova // Pedagogicheskaya nauka i obrazovanie. - 2015. - №2. - S. 25-30.

[4] Koltunova I.R. Fenomen liderstva v sisteme obrazovaniya: teoretiko-metodologicheskij analiz / I.R. Koltunova // Obrazovanie v period detstva: XXI vek. - 2013. - № 3. - S. 50-55.

[5] Koroleva A.I. Proyavlenie liderskih kachestv u doshkol'nikov v igrovoj deyatel'nosti /A.I. Koroleva // Sovremennyj mir i psihologiya. - 2017. - № 1. - S. 174-176.

[6] Kulagina I.Yu. Mladshie shkol'niki: osoben-nosti razvitiya / I.YU. Kulagina. - M: Eksmo, 2009. -176s.

[7] Levina O.S. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya liderskih kachestv mladshih shkol'nikov // Library.ru: inform.-spravochnyj portal. Saransk., 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37115131& (data obrashcheniya: 21.01.2020).

[8] Osmolovskaya I.M. Formirovanie univer-sal'nyh uchebnyh dejstvij u uchashchihsya nachal'nyh klassov / I.M. Osmolovskaya // Nachal'naya shkola. -2012. - № 10. - S.6-12.

[9] Shadrina S.N., Borisova L.P., Popova A.V. Formirovanie adekvatnoj samoocenki u mladshih shkol'nikov posredstvom kejs-tekhnologii /S.N. Shadrina, L.P. Borisova, A.V. Popova // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. - 2017. - № 1. - S. 12.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.