средствами дистанционного обучения. Организация образовательного процесса на основе дифференциации и индивидуализации содержания реализуемого комплекса дистанционного обучения позволяет учитывать личностные особенности обучающихся, их склонности. В большей степени это оказывает влияние на формирование образовательной компетенции у обучающихся, заключающейся в способности самостоятельно приобретать новые знания и умения по экономике, находить актуальную экономическую информацию. Направленность дидактических материалов учебных курсов на формирование у старшеклассников опыта анализа экономической информации способствует развитию аналитической компетенции, необходимой школьникам в повседневной деятельности и дальнейшем обучении. Организация педагогического процесса с учетом собственной истории жизни и воспитания старшеклассников облегчает усвоение школьниками изучаемого материала, содействует их инициативности, принятию оптимальных решений, предприимчивости, что способствует формированию, прежде всего, образовательной и управленческой компетенций. Обеспечение интерактивного взаимодействия участников учебного процесса позволяет организовать совместную работу и общение между обучающимися и преподавателем, что способствует формированию как коммуникативной, так и всех остальных экономических компетенций. И, наконец, вовлечение старшеклассников в разработку проектов и исследовательских работ по экономике, способствует формированию у школьников исследовательской компетенции, развитой исследовательской позиции, позволяющей успешно взаимодействовать с изменяющимися реалиями внешнего мира, а также с субъективной реальностью.
Литература:
1. Андросова А.В. Формирование экономической компетентности старшеклассников в процессе изучения общественно-научных дисциплин: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.В. Андросова. Белгород, 2013. 24 с.
2. Баранников К.А. Формирование экономической и бизнес компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования и их влияние на экономическую безопасность личности: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01 / К.А. Баранников. М, 2009. 23 с.
3. Голушко Т.К. Дистанционное профильное обучение в условиях учреждений дополнительного образования детей / Т.К. Голушко, Л.Н. Макарова // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. Т. 82. №2. С. 133-140.
4. Калинина Н.Н. Программа ЭПОС как методологическая основа инновационного развития школьного экономического образования / Н.Н. Калинина, Н.В. Топешкина, А.С. Прутченков, С.Е. Урванцева // Экономика в школе. 2011. №2. С. 5-14.
5. Карпова И.А., Быкова О.С. Дистанционное обучение как инновационная образовательная среда / И.А. Карпова, О.С. Быкова // Инновационная наука. 2018. № 9. С. 60-63.
6. Малахова Е.В., Степанов Е.А., Янова М.Г. Формирование экономических компетенций как один из факторов социализации старших школьников в условиях крайнего севера // Материалы ежегодных конференций. Под общей редакцией В.В. Игнатовой. 2017. С. 66-71.
7. Машенцева Н.Г. Анализ экономических компетенций в системе современного образования (на примере студентов-медиков). Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с межд. участием. 2017. С. 183-187.
8. Терюкова Т.С. Экономические компетенции: сущность, структура и место в системе ключевых компетенций |Гекст| / Т.С. Терюкова // Экономика в школе. М.: Вита-Пресс. №3/4. 2009. С. 42-47.
9. Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.05 / Л.А. Трусова. М, 2012. 23 с.
10. Урванцева, С.Е. Школьное экономическое образование в России и за рубежом / С.Е. Урванцева // Экономика в школе. 2011. № 2. С. 75-86.
Педагогика
УДК:378.14
доктор педагогических наук, профессор Савва Любовь Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); студент 4 курса Якунина Елизавета Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
РАЗВИТРИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ МЕНЕЖЕРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ВУЗА
Аннотация. В статье освещаются вопросы развития лидерских качеств у будущих менеджеров, обучающихся в вузе. Дается трактовка понятия «лидерство», «лидерские качества» и дается характеристика применительно к студентам вуза. Обоснованы и раскрыты педагогические условия, направленные на развитие лидерских качеств будущих менеджеров в образовательной среде вуза.
Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, педагогические условия развиие лидерских качеств будущих менеджеров.
Annоtation. The article covers the development of future managers leadership qualities, studying at the university. An interpretation and a characteristic of the concept of "leadership", "leadership qualities " are given relating to university students. The pedagogical conditions aimed to the future managers leadership qualities in the educational environment of the university are substantiated and disclosed.
Keywords: leadership, leadership qualities, pedagogical conditions of future managers leadership qualities development.
Введение. В условиях сложившей ситуации на рынке труда, чрезвычайно актуальным становится запрос общества к качеству подготовки и формирования нового поколения управленческих кадров в вузе, в основе которых лежат лидерские качества.
Исследованиями о проявлении лидерских качеств занимались такие ученые, как П. Друкер, Е.В. Кудряшова, Р. Стогдилл и др. Отечественные и зарубежные ученые разработали целый ряд теорий лидерства, среди которых можно выделить следующие: персоналистический (Дж. Доун, Ф. Гальтон и др.), ситуативный (Ф. Фидлер, Дж. Хемфилл и др.), поведенческий (Дж. Мак Грегор, К. Левин , Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл и др.), трансантный (Е. Холландер, Т. Парсон, и др.), мотивационно-ценностный (С. Эванс, А. Маслоу, и др.).
Отечественный ученые также занимались исследования в этом направлении, что подтверждается большим количеством работ, которые в различной степени рассматривают вопроса лидерства (С.В. Ковалев, Н.П. Аникеева, А.С. Макаренко и др.), связи руководства и лидерства (Б.Д. Парыгин, Р. Л. Кричевский и др.). Среди современных ученых, занимавшихся вопросом развития лидерских качеств можно выделить следующих: Б. Басс, И.В. Дрыгина, О. В. Евтихов, Е.В. Кудряшова, М.И. Рожков, А.М. Уманский, и др.)
Несмотря на довольно большой интерес ученых и достаточно большую проработку данного вопрос, аспект, касающийся необходимых педагогических условий развития лидерских качеств студентов, будущих менеджеров остается недостаточно проработанным.
Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ показал, что исследование такого сложного, многоаспектного понятия «лидерство» должно основываться на широком междисциплинарном подходе, который предусматривает рассмотрение его как явление, процесс, как власть, как навык (табл. 1).
Функциональное проявление лидерства во многом определяется лидерскими качествами человека. Евтихов О.В. [3] полагает, что эти качества можно представить, как набор психологических качеств лидера, его навыков и умений работы в коллективе, которые обеспечивают успех при выполнении лидерских функций.
ЛИДЕРСТВО КАК ФЕНОМЕН
Философское основание Психолого -педагогическое основание Социальный контекст В контексте эффективного управления
как явление как процесс как власть как организ. навык
Отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных и др.), связанных с достижением желаемого результата. Представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий, влияющих на поведение индивида (набора качеств и поведенческих стеретипов лидера малой группы, или лидера общественного движения Сложное общественное или политическое явление раскрывает социальные отношения личности и группы, личности и общества. Рассматривает направленное влияние руководителя на поведение последователей для достижения это набор управленческих практик , коучинг технологий
Рисунок 1. Специфика понятия «лидерство»
А.Л. Уманский [12] разделяет лидерские качества на общие и специфические качества лидера. К общим относятся качества, присущие не только лидерам, однако они повышают их эффективность. В специфические качествам лидера ученый включает: организаторскую проницательность и персональный подход к личности; умение оказывать активное психологическое воздействие; организаторский способности, а также желание и умение брать на себя ответственность.
По мнению М.И. Рожкова [11], лидеру-организатору присущи следующие основные черты: умение полностью использовать свои возможности; умение управлять собой; наличие четких целей и понимание их реальности; умение решать проблемы различными способами; творческий и оригинальный подход при решении задач; умение управлять людьми и навыки эффективной работы с группой; наличие организаторских способностей и др.
У. Беннис [14] в своих работах выделил следующие организационные качества лидера: направляющее видение; внутреннюю страсть; целостность личности; доверие; любознательность; дерзновенность.
Р. Стогдилл [15, 16] определял характеристику успешного лидера через проявление таких лидерских качеств, как: господство над другими, знание дела, ум, энергичность, активность, уверенность в себе и своих силах.
Согласно Д. Майерсу [8] для .лидера характерны следующие лидерские качества: уверенность в своих силах; собственное представление об окружающих обстоятельствах и умение объяснить их доступным языком; способность вдохновлять людей; эмоциональная устойчивость; незаурядность; добросовестность; энергичность; покладистость.
Жариков Е.С. [5]: на основе анализа свел воедино лидерские качества, предложенные различными учеными и сформировав общий список качеств .По мнению ученых, все многообразие лидерских качеств от интеллектуальных способностей до организаторской проницательности можно структурировать в несколько групп: личностные качества, управленческие качества и психологические качества. Качества, относящиеся непосредственно личности человек называют личностными качествами лидера. Они характеризуют самого лидера, а не его отношения с коллективом и другими людьми. К личностным качествам лидера можно отнести следующие: уверенность в себе; активная жизненная позиция; готовность к риску; инициативность;
мотивация; честность, порядочность; последовательность; ответственность. Управленческие и организационные качествам, характеризующие умение лидера собрать свою команду и повести за собой людей, составляют следующие качества: умение повести за собой людей; организационные способности; видение перспективы; гибкость, маневренность; дипломатические способности; готовность поддержать. К психологическим относят коммуникабельность; справедливость; отстаивание интересов команды; создание условий для самореализации последователей.
Как отмечает И.В. Дрыгина, О.А. Шушерина, В.В. Игнатова [1]., современный студент, будущий менеджер должен иметь коммуникативные качества, способности взаимодействия со всеми членами группы и умение адаптироваться к переменам. Развитие лидерских качеств представляется непростой задачей, поскольку должно осуществляться в процессе профессиональной подготовки.
Учеными выявлены лидерские качества студентов-будущих менеджеров, которые даны на рис. 2. Их можно разделить на три уровня развития лидера: индивидуальный уровень, креативный уровень и уровень внутригруппового взаимодействия. Каждый из четырех компонентов вбирает определенный набор лидерских качеств студента представленных табл. 2.
Индивидуальн ый уровень
Индивидуально-личностный компонент
Активность и доминировал ие
Уверенность и самоуверенность в себе
Рефлективность
Стремление к успеху
Готовност ь к риску
Уровень внутри-группового взаимодейств ия
Профессионально-харизматический компонент
Социально- психологический компонент
Профессионализм в решении учебных управленческих задач
Коммуникативная компетентность
Действенная эмпатия
Способность влиять на людей
Эмоциональная сдержанность
Доверие людей
Межличностная чувствительность
Способность организовать и вести команду за собой
Терпимость к людям
Творческий уровень
Креативно-лидерский компонент
Креативность
Гибкость в поведении
Анализ работ [2, 4, 6] показал, что для развития лидерских качеств будущих менеджеров в образовательной среде вузов необходимо реализовать следующие организационно-педагогические условия: 1) анализ и осознание студентами в процессе диагностики своих лидерских качеств; 2) использования тренинговых методов для развития лидерского опыта студентов технических вузов; 3) формирование модели лидерского поведения при решении поставленных задач.
Выполнение первого условия основано на том, что разработка и проведение педагогического диагностирования развития лидерских качеств дает студента возможность с самого начала обучения выявить потенциальные возможности студента и в дальнейшем оценить динамику лидерских качества, а также отследить его мотивацию и стремление к проявлению лидерства в управленческой деятельности.
В первом условии содержание педагогического диагностирования понимается как процесс, включающий определение и анализ лидерских качеств. При определении лидерских качеств необходимо учитывать несколько аспектов: наличие количественной динамики (позитивной или негативной) по шкалам и отдельным параметрам; наличие качественных сдвигов в оцениваемых показателях; ситуацию, когда лидерское качество, первоначально оцененное как развитое недостаточно, перестает быть таковым, однако самооценка по другим качествам снижается, и они начинают оцениваться как проблемные.
Второе педагогическое условие совокупно с третьим, т.к. содержание данных отражено в проведении внеучебного выездного обучения будущих менеджеров в «Школе студенческого лидера». Эффективное развитие лидерских качеств связано с постоянным приобретением лидерского опыта на занятиях с использованием тренинговых методов на занятиях и в условиях школы студенческого лидера.
Школа проводится в два этапа: I этап - отборочный, включающий информирование потенциальных участников об организации и проведении Школы, о месте и времени проведения тестирования и собеседования. II этап выездной, включающий 3-х дневное групповое обучение; выявление и награждение лучших будущих менеджеров.
Формой организации проведения является внеучебная деятельность, где на занятиях активно используется травниковые методы развития: метод групповой рефлексии (активизацию происходящего события в пространстве дискурса); метод построения диспозиции (активизацию происходящего события в пространстве физической реальности), кейс-методы, упражнения.
Вторую группу методов, применяемых для развития лидерского опыта, составляют методы с конструируемыми событиями. К ним относятся: метод группового решения (актуализация конструируемого события в пространстве дискурса); метод операционализации (актуализация конструируемого события в пространстве физической реальности); упражнения, задания, где необходимо визуализировать на практику и найти решение проблемы,
Поскольку в рассматриваемом педагогическом условии речь идет о развитии лидерского опыта, то новые качества должны проявляться у студентов под воздействием собственных усилий, инициативы и самовыражения. Основные стратегические линии развития личностной активности на занятиях можно представить в следующих процедурах: 1) развитие физической активности студентов на занятиях; 2) развитие социальной активности студента; 3) развитие познавательной активности студента.
Продолжением второго педагогического условия выступает третье педагогическое условие: закрепление лидерских моделей поведения студентов в подготовке управленческих решений в ситуациях группового взаимодействия. Интерактивное обучение позволяет осуществлять это в полной мере с применением методов группового решения проблем, метода групповой рефлексии, метод имитации. В нашем исследовании доминирующим выступает метод ситуационного решения проблем. Ситуация на занятии рассматривается нами как совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие управленческой практики.
Для принятия решения студентам необходимо предложить: разобраться в обстановке; определить проблему; продумать действия; выяснить, что нужно знать для принятия того или иного решения. Основное назначение данного метода - это развитие у студентов на занятиях умений управлять изменениями, планируя их, принимая решение в условиях недостаточной информации, рационально собирая информацию для принятия решения.
В процессе применения интерактивных методов руководитель занятий в школе лидеров получает также информацию об индивидуальных лидерских стилях обучаемых, уровне их нравственно-духовного развития и лидерских качествах, что позволяет ему, при необходимости, осуществлять психолого-педагогическую коррекцию обучаемых и оказывать им психологическую поддержку.
Выводы. Таким образом, развитие лидерских качеств будущих менеджеров возможно осуществлять целенаправленно в рамках учебной и внеучебной работы обучения и самообучения. Представленный комплекс организационно-педагогических условий был разработан на основе выявления сущности понятий «лидерство», определения совокупности лидерских качеств применительно к студентам, он апробирован на базе технического вуза, где получены положительные результаты при их реализации по развитию лидерских качеств будущих руководителей разного уровня.
Литература:
1. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза / И.В. Дрыгина, О.А. Шушерина, В.В. Игнатова. - Красноярск: СибГТУ, 2006. - 154 с.
2. Гапонюк З.Г. Педагогические условия формирования лидерских качеств у студентов гуманитарных вузов: дисс. ... канд. пед. наук: М., 2008. - 69 с.
3. Евтихов О.В. Тренинг лидерства. СПб.: Речь, 2007. 256 с.
4. Емелин К.Г. Развитие лидерских качеств молодежи в студенческих отрядах средствами социально-культурной деятельности: дисс.... канд. пед. наук: Барнаул, 2012. 178 с.
5. Жариков, Е.С. Психология управления. Книга для руководителей по персоналу. - М.: МЦФЭР, 2002. - 512 с.
6. Кипнис. М. Тренинг лидерства / М. Кипнис. - 3-е изд., доп. - М.: Ось-89, 2008. - 143 с.
7. Кудряшова, Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дис ... док. соц. наук. -М., 1996. - 354 с.
8. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. СПб., 2003. 280 с.
9. Резанович, И.В. Методология развития профессионального мастерства менеджера: Монография. -Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2005. - 256 с.
10. Рожков М.И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах. М.: Высшая школа, 2004. 167 с.
11. Шейнов В.П. Психология лидерства, влияния, власти; Харвест - Мн., 2008. - 992 с.
12. Уманский А.Л. Педагогические условия стимулирования лидерства в детских и юношеских коллективах. Кострома, 1994.
13. Bennis W. On Becoming а Leader. N. Y.: Addison Wesley, 1989 / 1994. P. 65-69
14. Stogdill, R. Handbook of Leadership. A survey of theory and research. N.Y., 1974.
15. Stogdill, R. Personal Factors associated with Leadership of liteature//Jornal of Psichololoqy. 1948. Vol 25. -P. 35-71.
Педагогика
УДК 372.881.111.1 + 811.11-112
кандидат филологических наук, доцент Садыкова Гузель Зуфаровна
Университет Управления «ТИСБИ» (г. Казань);
кандидат педагогических наук, доцент Амирова Гузэль Гаяновна
Университет Управления «ТИСБИ» (г. Казань);
кандидат филологических наук, доцент Закиева Зухра Равилевна
Университет Управления «ТИСБИ» (г. Казань)
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ГОВОРЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ)
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о важности владения навыками ведения диалога на английском языке. Кроме навыков разговорной речи, диалоги могут использоваться для пополнения словарного запаса, развития навыков чтения и аудирования, иллюстрации ценностей и установок целевой культуры. Авторы предлагают ряд специальных упражнений для выработки навыков ведения диалога.
Ключевые слова: стратегия говорения, подход, коммуникативный подход, тенденции в образования, иностранный язык.
Annotation. The article stresses the importance of mastering the skills of conducting a dialogue in English. In addition to speaking skills, dialogues can be used to enrich vocabulary, develop reading and listening skills, and illustrate values and attitudes of the target culture. The authors offer a number of special exercises used to develop the skills of conduction a dialogue.
Keywords: speaking (communicative) strategy, approach, communicative approach, trends in education, foreign language.