УДК 316.46
Приходько Наталья Васильевна
заведующая отделом менеджмента
и качества образования
Белгородского государственного
института искусств и культуры
korenevaen@yandex.ru
Natalya V. Prikhodko
manager of department of management
and quality of education
Belgorod state institute of arts and culture
korenevaen@yandex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF LEADERSHIP: NATURE, CONCEPT, FEATURES OF DEVELOPMENT
Аннотация. В настоящей статье раскрывается основное понятие лидерства, выявляются профессионально значимые лидерские качества и, на основе этого, определяются способы формирования профессионально значимых лидерских качеств будущих специалистов социокультурной сферы деятельности.
Annotation. This article reveals the basic concept of leadership, identifies professionally significant qualities of leadership and, based on this, determines the ways ofprofessionally significant leadership skills formation in future specialists of social and cultural activities.
Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, способы формирования, критерии, формы работы.
Keywords: leadership, leadership qualities, methods of formation, criteria, forms of work.
Во все времена проблема лидерства вызывала большой интерес философов, педагогов, психологов. И сегодня нет однозначного мнения о природе и сущности этого явления, что активизирует научный поиск объяснения этого многогранного феномена. Глубокому исследованию подвергались такие аспекты обозначенной проблемы, как природа лидерства (М. Аврелий, Аристотель, К.Л. Гельвеций, И. Кант, Конфуций, З. Фрейд и др.); личностные качества лидера (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, Сенека, и др.); влияние обучения и воспитания на формирование лидерских качеств (И. Габирол, И. Кант, В.В. Розанов и др.); психические основы лидерства (Э. Богардус, К. Бирда, Р. Стогдилла, Ю. Джен-нингс, и др.); лидерские стили действия и взаимодействия (К. Левин, Р. Уайт, В.
Врум и др.); первичность или вторичность состоятельности личности лидера (Р. Липпит, П. Йеттон и др.); ценностный аспект лидерства и др.
В процессе изучения проблемы лидерства нами был обозначен ряд подходов в разработке теории лидерства. Среди них: аксиологический подход, основанный на изучении этических ценностей (Б. Дьюк, Е. Хаджикинсон, Э. Шейн, Э.Б. Воронова, Н.В. Гончаренко, Н.Г. Ковалева и др.); социологический подход, изучающий специфику различных групп, объединений и характерных для них действий лидера (В.И. Власов, И.П. Волков, И.С. Жеребова, Н.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин); психологический подход, объектом изучения которого являются психологические черты, присущие лидерам и определяющие их взаимоотношения (Б. Бассадр, Р.Л. Кричевский); практический подход, определяющий поиск конкретных путей формирования лидерских качеств личности (Т. Атчисон, М. Бейм, М. Вудлох, А.С. Прутчинков и др.); интегративный подход, раскрывающий систему «лидер-группа» в рамках идеи перехода индивидуальных ценностей к ценностям группы, организации.
Различные подходы к изучению проблемы лидерства способствовали выявлению множества свойств личности лидера, таких как: коммуникативные способности, организаторские способности, повышенная активность, умеренная эмоциональность, ярко выраженная инновационность, деловые и моральные качества и др.
Уже в детские годы многие выражают стремление к лидерству в рамках той или иной социальной группы, пытаются управлять этой мини-системой. Однако, далеко не у всех это получается, что вновь и вновь выдвигает проблему происхождения лидерства как сложного и неоднозначного феномена. С одной стороны, лидерские качества и стремление личности к лидерству начинают проявляться с момента начала группового взаимодействия. Такое стремление в различных его формах выражения и есть попытка утверждения ребенком своего, не осознаваемого на данном этапе, лидерства. Древние философы были убеждены, что «лидерство» - это качество, посланное человеку сверху, данное при рождении. Позже появляется мнение о том, что лидерство является генетически обусловленным явлением. В этом случае очень важным инструментом развития данных природных качеств является педагогически обусловленное воздействие на личность. Отсутствие ценностной установки в процессе воспитания такого ребенка в семье, затем в образовательных учреждениях может привести к негативному проявлению лидерских качеств личности в группах или объединениях, ценностный потенциал которых низок или отсутствует вообще. В этом случае лидерство может привести к антиобщественной, а иногда и преступной деятельности.
Понятие «лидерство» в научных изысканиях очень многогранно и рассматривается: как важнейшее условие жизнеспособности современной организации и общества в целом (Л. И. Кундозерова); как процесс и как свойство, которое предполагает неформальное влияние на членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей» (Е.Г. Молл); как «функция социальной среды [1]; как ценностный феномен, соответствующий ценностям группы или объединения, т.к. «для того, чтобы в малой группе начал дей-
ствовать лидер, его представления о нормах и ценностях должны совпасть с подобными представлениями большинства группы (Н.С. Жеребова); как результат общения.
Исходя из совокупности определений, лидерство можно трактовать как один из основных принципов, обеспечивающий развитие самостоятельности личности в решении общественно значимых задач и формирование умений организовывать и вести за собой группу, как «способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки» [2, с.
15].
Уровень развития лидерства зависит от правильно организованного воспитательного воздействия, способов влияния на потенциальных лидеров и подготовки их к руководящей и организаторской деятельности, в нашем случае, в студенческой среде. Однако не следует недооценивать и роль внешней социальной среды, в которой происходит формирование личностных качеств человека, в том числе и лидерских, так как именно социальная среда есть «конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития)» [3, с. 436].
Позитивным результатом стремления занять лидерские позиции в той или иной среде, как правило, являются самореализация и самовыражение субъекта деятельности в процессе приобретения опыта общения и взаимодействия с другими людьми, которое заключается в постоянном, а главное, результативным, поиске и реализации интересных задумок, способности увлечь, «заразить своими идеями».
Не секрет, что лидерство иногда ложно ассоциируется у молодых людей с желанием властвовать, управлять, быть «над» другими. Как правило, если существуют противоречия между духовно-нравственным содержанием лидера и группы, они не могут долго сосуществовать и действовать вместе. Как справедливо отмечает Н.С. Жеребов, «для того, чтобы в малой группе начал действовать лидер, его представления о нормах и ценностях должны совпасть с подобными представлениями большинства группы» [4, с. 62].
Дискуссионным остается вопрос личностных качеств лидера. Социологи, психологи, философы, педагоги-исследователи выделяют в совокупности около 80 качеств, отражающих различные позиции исследователей, группируют их по разным основаниям и направлениям.
Мы рассматриваем лидерство, прежде всего, как профессионально значимое качество специалиста социокультурной сферы, способствующее адаптации выпускников современных вузов в настоящий период глобализации и интеграции в мировое образовательной пространство и как фактор профессионального становления.
При формировании значимых для будущей профессии лидерских качеств студента необходимо учитывать специфические особенности его будущей профессиональной деятельности, той сферы, в которой ему предстоит взаимодействовать с коллективами, группами. Весьма специфический и разнообраз-
ный по социальному положению, возрасту, интересам контингент социально-культурной среды, в которой придется работать выпускнику вуза культуры и искусств, и определяет особый подход к формированию лидерских качеств будущего специалиста.
Выпускники такого высшего профессионального учреждения являются проводниками традиций, ретрансляторами духовности, лидерами процесса творческого созидания и распространения культурного наследия своего народа в социальной среде современного общества. Именно такое видение специалиста социокультурной сферы предполагает необходимость формирования у потенциальных лидеров высокой социальной ответственности и организаторских навыков в разновозрастной аудитории, и именно этот факт должен определять содержание и специфику воспитательного пространства образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели, на наш взгляд, в вузах культуры и искусств необходим следующий комплекс мер: разработка модели формирования профессионально значимых лидерских качеств специалиста социокультурной сферы; определение совокупности качеств, необходимых будущему специалисту социокультурной сферы и психологического портрета лидера; разработка комплекса профессионально значимых компетенций будущего специалиста сферы культуры и искусств и подготовка специалистов из числа профессорско-преподавательского состава к формированию этих компетенций; моделирование воспитательного пространства вуза, способствующего принятию идеи развития лидерских качеств как профессионально значимых и ее реализации на основе личностно-ориентированного подхода; разнообразие педагогических средств, направленных на формирование лидерских качеств, с учетом основных тенденций их развития, в зависимости от рода будущей профессиональной деятельности студентов; учет индивидуальных, психологических и тендерных особенностей в процессе обучения лидерству и формирования профессионально значимых лидерских качеств; разработка технологических подходов и форм отслеживания результатов формирования профессионально значимых лидерских качеств обучающейся молодежи.
Таким образом, профессионально значимые лидерские качества - это сложный социально-педагогический феномен, формирование которого требует глубокого осмысления критериев и показателей лидерства, выделения основных системообразующих качеств личности, подбора форм и методов работы со студенческой молодежью, разработки требований к воспитательному пространству вуза, в котором все субъекты воспитания признают формируемые лидерские качества актуальными и целесообразными (студенты, преподаватели, социальные партнеры, работодатели, родители).
Современный специалист социокультурной сферы может быть успешным, если он обладает комплексом профессионально значимых лидерских качеств, реализация которых поможет не только безболезненно войти в мир практической профессиональной деятельности, но и в дальнейшем реализовать себя как высококвалифицированного специалиста, способного объединять вокруг себя и вести за собой различные слои населения.
Исследование показало, что способы формирования профессионально значимых лидерских качеств студентов с позиций гуманистической парадигмы личности и ценностного отношения к будущей профессии находятся в прямой зависимости:
от специфики будущей профессиональной деятельности студента;
от уровня сформированности лидерских качеств в довузовский период;
от этапа профессионального обучения;
от уровня развития воспитательного пространства вуза;
от степени осознания педколлективом необходимости формирования лидерских качеств как профессионально значимых.
Современные исследователи, между тем, все чаще изучают различные аспекты деятельности высшей школы, которые обладают потенциалом для формирования и развития лидерских качеств личности будущего специалиста в ходе его профессиональной подготовки. Однако практика показывает, что решение этой проблемы не получило массового практического воплощения. Кроме этого, до сих пор расходятся мнения о природе лидерства и возможности его формирования. Изучение мнения педагогов актуализировало ряд вопросов, выявленных в процессе исследования проблемы. Нужно ли всех студентов обучать лидерству? Нужно ли, чтобы каждый молодой специалист одной и той же сферы обладал развитыми профессионально значимыми лидерскими качествами? Как формировать профессионально значимые лидерские качества у студентов в силу того, что каждая специальность имеет свою специфику, а, следовательно, предполагает специфические особенности качеств личности лидера?
Паучков Н.П., Авдеева А.В. в работе «Организация воспитательной работы в вузе по формированию лидерских качеств обучающихся: методические рекомендации» [5], актуализируя теоретическое обучение студентов лидерству и практическую подготовку студентов, указывают на тот факт, что основной задачей является осознание студентами своих лидерских способностей и возможностей использования в своей профессиональной деятельности, стремление к развитию лидерских качеств в соответствии со своей социальной ролью.
Теория социальных ролей исходит из того, что каждый человек в жизни берет себя и играет определенные, характерные для него социальные роли. Такой ролью может быть и роль лидера. Если придерживаться этой теории, то обучение лидерству для каждого студента должно способствовать его развитию по индивидуальной траектории и индивидуальными средствами.
Литература:
1. Башарин, В.Ф. Лидерство одна из доминант современного российского образования. Текст. / Среднее профессиональное образование. - 1998. - № 7. -С. 23-28.
2. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия / Е.М. Борисова, Г.П, Логинова. М.: Знание. 1991. - 79 с.
3. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь / Т.34. - СПб.: Миля, 1896. -
664с.
4. Жеребова, Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологических исследований. [Текст] / Н. С. Жеребова // Руководство и лидерство / под ред. Б. Д. Парыгина. - Л., 1973. - С. 61-63.
5. Паучков Н. П., Авдеева А. В. Организация воспитательной работы в вузе по формированию лидерских качеств обучающихся: методические рекомендации. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2009. - 28 с.
REFERANCE
1. Basharin, V.F. Leadership is one of the landmarks of modern Russian education. Text. / Secondary vocational education. -1998. No. 7. - Р. 23-28.
2. Borisov, E.M. Personality and profession / EM Borisova, G., Loginova. M: Knowledge. 1991. - 79 p.
3. Brockhaus, F.A. Dictionary / T. 34 - SPb.: Mile, 1896. - 664p.
4. Garibova, N. C. Leadership in small groups as an object of social-psychological research. [Text] / N. C. Garibova // Management and leadership / edited by B. D. parygina is. - L., 1973. - Р. 61-63.
5. Spiders N. P., Avdeev A. C. Organization of educational work in the University by the formation of leadership qualities of students: guidelines. Moscow: publishing house of the compromise. state technical University, 2009. - 28 p.