ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Е.Н. Кучина, магистрант
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10666
Аннотация. В образовательном процессе лидерство представляет собой двухсторонний процесс, в котором как лидер реализуется преподаватель, задавая эталон успешного поведения саморазвивающегося индивида, так и в процессе воспитательной деятельности формируются лидерские качества учеников. В статье рассматриваются аспекты феномена лидерства применительно к системе образования. Воспитание лидера рассматривается как регламентированный процесс личностной трансформации в контексте его социальной деятельности.
Ключевые слова: лидерство, руководство, теории лидерства, лидерские качества, условия развития лидерства.
В современном обществе с его принципами открытости и свободы воспитание лидерских качеств у детей является неотъемлемой частью образовательного процесса. Постоянные изменения в социальной, экономической и политической ситуации диктуют необходимость быстрого реагирования и адаптации. Индивид отвечает за свое поведение и стремится актуализировать свое «я» [1].
Проблемой развития лидерства интересуются исследователи из разных стран, в том числе и из России. Этот вопрос воспринимается как политическая стратегия, государственная задача, которая выведет общество на новый уровень развития. Начиная со школы, учителя обязаны нивелировать такие качества, как беспомощность, пассивность, безразличие, а также воспитывать компетентных специалистов, уверенно идущих по пути карьерного роста. Эти качества возможны только на основе постоянного стремления к саморазвитию ученика, обусловленного устойчивой внутренней тенденцией к самосовершенствованию и развитию личностных качеств [2].
Воспитание лидера рассматривается как регламентированный процесс личностной трансформации в контексте его социальной деятельности. Важно, что развитие лидерских качеств не является спонтанным процессом, поскольку оно организу-
ется как процесс обучения и воспитания, направленный на повышение активности его участников, а также на переход обучающихся к субъекту собственного становления. Важно использовать активные формы обучения и воспитания, так как эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и формированию творческого типа личности.
Становление преподавателя-лидера возможно при определенных условиях организации педагогического процесса, сочетаемого с определенными психологическими подходами. Среди этих условий формирования лидерских качеств у студентов педагогического вуза можно отметить такие, как учет психологических особенностей личности студента, формирование у будущего учителя мотивации и позитивного отношения к лидерству, устранение психологических барьеров, оказание студентам педвуза психологической поддержки [3].
К педагогическим условиям воспитания лидерских качеств у преподавателей относится такие, как обновление содержания психолого-педагогических дисциплин, сочетание традиционных и инновационных подходов к решению поставленной задачи, организация активной познавательной деятельности студентов, отбор и постоянное обогащение видов деятельности обучающихся, участие студентов в
проектной и общественной деятельности, организация кураторской деятельности старшекурсников по отношению к младшим курсам, участие в студенческом самоуправлении, непосредственное и опосредованное воздействие лидеров педагогической деятельности на будущих учителей и организация тренингов по лидерству.
Вопрос формирования лидерских качеств учителя рассматривался в работах представителей персоналистического подхода Э.Боргатта, Э.Вигэм, Ф.Вудс, Дж.Доуд. По их представлению, лидерские качества связаны с наследственностью и внешнее окружение не влияет на их развитие. Однако современные исследователи данной темы, такие как И.Вагин, А.Глущай, С.Кучмарски, Д.Ньюстром, К.Дэвис пришли к утверждению о возможности формирования лидерских качеств, полагая, что их можно «выработать, отшлифовать, потому что они поддаются постановке и тренировке».
В исследованиях Д.Ньюстрома и К.Дэвиса отмечается, что лидерские качества можно сформировать за короткий промежуток времени. С. и Т.Кучмарски полгают, что лидерству можно обучаться в процессе любой деятельности.
Исследователи проблемы отмечают, что в процессе формирования лидерских качеств педагога влияние оказывают несколько факторов, происходящих из внешней и внутренней среды. По мнению И.Вагина и А.Глущая влияние оказывает степень обучаемости и желание быть лидером. Л.С.Выготский отмечает «зоны ближайшего развития», а исследователи М.Ю.Кондратьев, Ю.М.Кондратьев и А.В.Петровский настаивают на важности направленности студентов и общего уровня развития группы.
В работах И.В.Песковой высказывается мнение, что лидерские качества можно развить лишь в определенных аспектах. По ее мнению, следует уделять внимание развитию отношений внутри группы, учить содержательному общению и пониманию между сверстниками, а также умению распознавать и учитывать нужды и стремления коллектива [4].
Важно, что в системе современного российского образования формирование лидерства закреплено не только на практике, но и включает теоретические дисциплины, такие как «Специфика организаторской деятельности», «Конфликтология» и другие. Данные курсы предоставляют студентам научные основы навыков эффективного общения, умения преподать себя в определенной ситуации, решить конфликтные вопросы, а также грамотно и взвешенно вступить в спор или дискуссию. Факультативные занятия и внеаудиторная работа стимулируют развитие организаторских качеств студента. Это происходит при необходимости планировать свои действия или действия подчиненных, быстро ориентироваться в ситуации и необходимости принимать правильное решение. Группу важно стимулировать и мотивировать к работе. Эти звенья образовательного процесса оказывают влияние на развитие ценностно-мотивационной сферы, в которой формируются личностные качества студентов.
Для формирования лидерства в сфере педагогики неотъемлемым является наличие профессиональных знаний в выбранной сфере деятельности. В трудах Е.С.Волкова этот факт стоит на первом месте при определении лидера-педагога. В соответствии с этим тезисом образовательная среда вуза является отправной точкой формирования профессиональных компетенций.
Для понимания процесса формирования лидерства важно учитывать социальную ситуацию ученика, где внутреннее развитие и внешние условия складываются определенным образом. Внутренняя позиция подростка изменяется в отношении к младшим школьникам. При внешнем подобии социальной ситуации имеются внутренние отличия, как полагает И.В.Дубровина. Это связано с более высоким уровнем психического развития и временем коренных изменений поведенческих мотивов. Первостепенными в психологических особенностях подростка становятся личностные мотивы, стремление к самостоятельности и экспликации собственной важности. По этой причине появ-
ляются склонность к постановке длительных целей, ориентированных на более значимые потребности.
Специфика отношений в школьном коллективе детерминируется возрастными особенностями, среди которых следует отметить быстрый физических и духовный рост, а также подростковую впечатлительность и активность.
Большую роль на данном этапе играет нравственный фактор и повышенная взаимная ответственность. Как отмечает И.В.Дубровина, в этот период появляется такая важная потребность, как соответствие внутренним требования и стремление повысить самооценку, а не только соответствовать требованиям окружения. Для подростка важно мнение коллектива и его мнение. Общность интересов, совместная учеба, общественная нагрузка, ритм и стиль жизни приводят к тому, что подросток хочет занять достойное место. Дети прилагают усилия в общении, проявляя интерес к своей личности, своим способностям, возможностям. Это является основой для формирования самосознания. Л.С. Выготский отметил, что самосознание - это общественное сознание, перенесенное во внутренний план. В нем закреплены на персональном уровне общественное мировоззрение, нравственные и этические принципы социума.
Школьный лидер появляется в процессе активной деятельности индивида, в процессе которого совершенствуются его природные задатки, раскрывающиеся при подходящих условиях. По мнению исследователей, лидеры формируются случайным образом и их деятельность не всегда конструктивна. Для общества целесообразно формирование достойных лидеров, что предполагает включение в компетенции ребенка организаторского опыта, наличие социально-значимой деятельности.
Педагогическое стимулирование формирования лидерства эффективно в группах старшеклассников. Для этого структурно-функциональная модель образовательного процесса должна включать создание и подбор комплекса ситуаций выбора, решения задач разного рода, а также стимуляцию развития лидерских качеств
детей. Это возможно благодаря проведению задач тренингового типа, в ходе которых происходит саморазвитие личности и формируются коммуникативные и организаторские навыки. В процессе совместной деятельности учеников и взрослых людей актуализируется внимательное отношение к интересам других участников тренинга [5].
К основным принципам и критериям формирования лидерских качеств личности относятся:
- принцип самоопределения личности (критерием выступает выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, формирование духовной самоценности);
- принцип саморазвития личности (критерием выступает потребность человека в самосовершенствовании, самодвижении, в построении себя как личности);
- принцип самореализации личности (критерием является способность «решения проблемы»);
- принцип действия и сотрудничества (критериальная оценка - факт наличия социальной группы);
- принцип внутреннего лидерства (критерий - наличие потребности в постоянной, естественной самоорганизации и самореализации).
Активное развитие лидерских качеств продолжается в образовательном пространстве вуза посредством эффективного взаимодействия обучающего и воспитательного компонентов. Образование в высшей школе не нивелируется лишь к информативному контенту, а требует включения в полученных знаний в профессиональную компетентность, адапти-рованности к индивидуальной системе ценностей студента. Познавательная активность предполагает включение эмоционально-чувственного опыта. Наличие субъективной мотивации придает полученной информации значимость и смысл.
Воспитательный процесс, прежде всего, базируется на межличностных социальных отношениях, в которых реальные события вызывают эмоциональные переживания, ответственные за формирования ценност-
но-ориентированного, отношенческого, мотивационного, эмоционального, поведенческого аспекта личности.
Требования к личностным качества определяются социальным и государственным запросом к образованному человек, где необходимо обеспечить определенное качество представителей соразмерно занимаемому положению и потребностям. При этом отмечается важность социально-адаптированных личностей, воплощающих высокие морально-деловые и нравственные компетенции. Формирование личностных качеств и навыков происходит как в результате интенсивного взаимодействия со сверстниками, так и с преподавателями. Поэтому от последних требуется включение эмоционально-чувственного, ценностного компонента в процессе межличностного общения.
В ходе профессиональной подготовки важной задачей представляется максимальное раскрытие творческого потенциала студента для усиления личной ответственности в социальной реализации жизненной задачи. Профессионал должен уметь творчески подходить к решению поставленной задачи, а также совершать стратегические шаги в соответствии с ними.
Комплексная подготовка лидеров в высшей школе включает два этапа. К первому из них относится выявление лидеров в студенческой среде. Традиционно среди группы выделяются активные студенты, заинтересованно взаимодействующие с окружением. Они стремятся повлиять на происходящие процессы и занять лидирующие позиции. Тем не менее, важность данного этапа заключается в том, что многие студенты не видят в себе задатков лидерства, и поэтому не предпринимают попыток для его реализации.
Этот этап должен проводиться, начиная с первого курса обучения под руководством преподавателей-кураторов. Это также обеспечивает адаптацию студентов и формирование психологического климата в студенческой группе. Процесс необходимо проводить целенаправленно, выдвигая кандидатур на официальные посты в зависимости от наличия деловых качеств
и склонностей. Также этот процесс можно реализовать с помощью психологического тестирования, где выявляются склонности к эффективному управлению. Среди вопросов можно использовать параметры учебной, научной, профессиональной, общественной и эмоционально-личностной деятельности. Комплексный подход позволит в полной мере рассмотреть мотивацию и направленность интересов обучающихся студентов, а также наличие у них коммуникативных и организаторских способностей.
Также на данном этапе можно использовать творческие мероприятия, например совместная деятельность при разработке стенгазет, мероприятия «Студенческая весна», а также другие литературные и спортивные комплексы. Участие в них сглаживает процесс адаптации и способствует развитию межличностных коммуникаций внутри определенной группы. При этом лидеры начинают заявлять о своих организаторских способностях. Студенты старших курсов могут выполнять роль наставников, являясь идейными вдохновителями новичков.
Однако, первостепенную роль играют в этом процессе кураторы, для которых в вузах разрабатываются специальные методические пособия с рекомендациями по внеучебной работе со студентами. В них содержатся тезисы нормативных документов, примеры анкетирования и примерный график возможных мероприятий. С кураторами также необходимо проводить обучающие семинары, направленные на уяснение психологических особенностей кураторской деятельности, а также на ознакомление с игровыми технологиями организации студенческого коллектива.
После выявления лидеров на первом этапе требуется последующая работа, нацеленная на развитие лидерских качеств, формирование навыков организаторской деятельности и эффективного межличностного взаимодействия. При этом цели лидеров реализуются в проектно-ориентированной деятельности, направленной на решение конкретных задач.
Система обучения лидеров должна включать непосредственную практиче-
скую деятельность в сфере управления, развивающая аналитические, коммуникативные и организаторские способности студента. Также необходимо учитывать важность стремления личности к самосовершенствованию, воспитание способностей к самоорганизации и самодисциплине, основанной на самооценке результатов деятельности.
Данные требования реализуются в практике школ лидерского актива, деловых игр и других мероприятий. В этом процессе, как отмечают западные исследователи, важно признание лидерских качеств. Делегирование полномочий открывает новые возможности для реализации лидерских талантов [6].
Соответственно, лидеры в образовании — это наиболее продвинутые в личностном и профессиональном отношениях работники сферы образования, способные осуществить скачок вперед как на уровне
собственной личности, так и на уровне образовательного учреждения в целом.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что формирование лидеров в образовательном процессе является стратегической задачей государства. Процесс формирования и выявления лидерских качеств начинается в образовательной сфере благодаря возможности коммуникации как со сверстниками, так и с более опытными педагогами. Формирование лидерских качеств является регулируемым процессом, направленным на развитие творческого потенциала личности и приобретению организаторских способностей. В этом процессе важную роль играет делегирование полномочий, реализуемых во внеаудиторной работе посредством участия в различных мероприятиях. Именно на фоне, таким образом, организованного воспитательного процесса происходит гармоничное усвоение профессиональных навыков, необ-
ходимых компетентному специалисту.
Библиографический список
1. Платунова, Е.Ю. Кто такой лидер: теории лидерских качеств // Методист. - 2019. -№ 5. - С. 43-45.
2. Евтихов, О.В. Лидерство как социально-когнитивный феномен // Вестн. Высшей школы. - 2019. - № 7. - С. 76-80.
3. Лесина, Л.А. Лидерство в образовании: социологический анализ: дис. ... конд. соц. наук: 22.00.06 / Л.А. Лесина. — Екатеринбург, 2012. — 165 л.
4. Мурашов, А.А. Надо ли воспитывать лидера? Надо! // Народное образование. - 2019. - № 4. - С. 121-122.
5. Сайкина, Е.Н. Современные концепции и тенденции развития лидерских качеств студентов в вузах США: автореф. ... дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.Н. Сайкина; Казанский гос. ун-т им. В.И. Ульянока-Ленина. - Казань., 2014. - 22 с.
6. Шейнов, В.П. Психология лидерства, влияние, власти. - Минск: Харвест. 2018. -992 с.
PEDAGOGICAL LEADERSHIP AS A RESOURCE OF THE EDUCATION SYSTEM
DEVELOPMENT
E.N. Kuchina, Graduate Student
Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. In the educational process, leadership is a two-way process in which the leader is implemented by the teacher, setting the standard for the successful behavior of the self-developing individual, and the leadership qualities of students are formed in the process of educational activity. The article investigates the aspects of the leadership phenomenon in relation to the education system. The education of a leader is considered as a regulated process ofpersonal transformation in the context of his or her social activity.
Keywords: leadership, management, theory of leadership, leadership qualities, conditions of leadership development.