Научная статья на тему 'Формирование лидерского потенциала у студентов технического университета в процессе профессиональной подготовки'

Формирование лидерского потенциала у студентов технического университета в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕР / ЛИДЕРСТВО / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / LEADERSHIP POTENTIAL / LEADER / LEADERSHIP / WORK LEADERSHIP QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Ксения Александровна

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования лидерского потенциала. Лидерский потенциал, лидерские качества представлены как воплощение жизненной силы, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing потенциалом leadership potential лидерским of technical technical university students in professionaprofessional training

The for article considers directions relevant issues высоким of leadership формирования potential development. Leadership potential and leadership qualities are presented POTENTIAL as embodiment of life energy essential for professional activities. The study defines the leadership leader POTENTIAL as an and effective communicator; вопросы describes his инициативных leadership qualities, the необходимость necessity and main main выступает directions of формирования work with the young people на to improve рассматриваются the process of developing the leadership potential.

Текст научной работы на тему «Формирование лидерского потенциала у студентов технического университета в процессе профессиональной подготовки»

5. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 (with changes and additions). The decree of the RF Government dated 17 November 2008, No. 1662-R. [in Russian].

6. Laudis V.Ya. Methods of teaching psychology. SPb.: Peter, 2008. P. 192. [in Russian].

7. Practical psychology of education. ed I.V. Dubrovina. SPb.: Peter, 2007. P. 532-579. [in Russian].

8. Rean A.A. Psychology and Pedagogy. SPb: Peter, 2002. P. 432. [in Russian].

Сведения об авторах: Барышникова Елена Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: е.у.baryshnikova@mail.ru

Information about the authors: Baryshnikova Elena Viktorovna,

Candidate of Sciences (Education),

Associate Professor, Department of Theoretical

and Applied Psychology,

South Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

Kmail: e.v.baryshnikova@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480

К.А. Бородина

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования лидерского потенциала. Лидерский потенциал, лидерские качества представлены как воплощение жизненной силы, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. о Ключевые слова: лидер, лидерство, лидерские качества, лидерский потенциал.

K.A. Borodina

DEVELOPING LEADERSHIP POTENTIAL OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS IN PROFESSIONAL TRAINING

The article considers relevant issues of leadership potential development. Leadership potential and leadership qualities are presented as embodiment of life energy essential for professional activities. The study defines the leader as an effective communicator; describes his leadership qualities, the necessity and main directions of work with young people to improve the process of developing leadership potential.

Key words, leadership potential, leader, leadership, leadership qualities.

Проблема формирования лидерско- Данные процессы к образованию прин-го потенциала в молодежной среде акту- ципиально изменили требования социу-альна как никогда в условиях социально- ма в целом, и к профессиональной подго-экономической модернизации России, товке молодых специалистов в частности. стоящей на пути отстаивания своих наци- Государством определен социальный

ональных интересов на мировой арене. заказ на поспитание профессионально

о ф

т

ф СО

m ° СО о

0 1-

I- ч

1 о Ф с

ÊS

го го ^ I го о s s JO

1 о £

Üt c a. о с

о Ф

2 о

0 о au ф J

S О. Ш С

Ф со

1 15

го ф

СО I-

о s

s ^ S

° ! в £

го

X

s ч

о ^

о

LQ

<

компетентного человека, нравственно развитого, умеющего нести ответственность за судьбу страны, работать в команде, обладающего лидерскими качествами. Готовность и решительность к самостоятельному выбору, выработанные организаторские способности, проявление активности по построению собственной траектории жизни, готовность к оказанию помощи окружающим, учет и понимание из интересов, отказ от потребительской позиции - большая часть перечисленнывх качеств относится к понятию «лидерского потенциала».

Укрепление позиции страны, обеспечение её конкурентоспособности и качества жизни российских граждан диктует необходимое развитие эффективного потенциала, носителем которого выступает молодежь, что предполагает разработку целенаправленной системы по организации процесса формирования лидерского потенциала студенчества.

Особый интерес на современном этапе развития общества представляет, согласно точке зрения Р.И. Котруховой, вопрос развития лидерского потенциала молодежи, поскольку в нынешних условиях резко возрастает социальная нагрузка на нее. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовами современности. Сегодня в России проживает 39,6 млн граждан от 16 до 30 лет, что составляет 27,3 % ее населения. Мобильность, инициаливность, способность генерировать и воспринимать новации в жизни и окружающем мире делают молодежь стратегическим ресурсом страны [5].

Большинство исследователей понятие «лидерский потенциал» рассматривают как интегральное качество, обеспечивающее и определяющее эффективное осуществление какой-либо деятельности в данных условиях для достижения цели авторитета через деловой и личный ресурс [4].

Так, И.В. Дрыгина считает, что лидерский потенциал представляет собой процесс организаций межличностных отношений личности, отражающий совокупность внутренних потребностей, способствующий достижению такого

уровня интеграции компетентности, активности и коммуникативности, который обеспечивает ведущее влияние на членов группы при совместном решении различных жизненных задач [1].

По профессионально мнению Т.В. Медведевой, лидерский потенциал - это совокупность профессионально важных качеств руководителя, позволяющих ему выражать ценностную доминанту групповой жизни, увлекать к общей цели, мотивировать и выступать носителем концепта «влияния и следования» [8].

Современные российские ученые Ю.Н. Емельянов и осуществление П.Е. Овсянкин под лидерским потенциалом понимают совокупность индивидуальных характеристик, которые обеспечивают эффективное осуществление концепта лидерства. В.Г. Зазыкин и А.А. Дер-кач трактуют личностный потенциал не только как способность личности, её качества, наследственные факторы, но и как систему постоянно обновляющих ресурсов - волевых, интеллектуальных, которые способствуют личностному и профессиональному развитию личности [5].

Лидерский потенциал определяется потребностями, мотивами, ответственностью, мировоззрением, способностями генерировать новые идеи, восприимчивостью потребностей и соответствующих мотивов, а также определенным уровнем физической и эмоциональной выносливости, принятия ответственности за свои действия и поступки.

Кроме того, следует уточнить, что формирование лидерского потенциала молодежи необходимо рассматривать как процесс, имеющий в своем основании такие компоненты, как стремление, способность, соучастие.

Исходя из исследований И.П. Волкова, Ю.Н. Емельянова, Р.Л. Кричевского, Б.Д. Парыгина, Л.И. Уманского, нами было доказано, что в структуре личности лидера потенциал представляется в качестве индивидуальной системы, особым образом организованных его явных и скрытых возможностей, обеспечивающих многообразие направлений личностного роста [6; 9].

Явные возможности лидерского потенциала представлены индивидуальными качествами (ответственность, многоплановость действий, интенсивное общение, уверенность в себе, стрессоу-стойчивость, предприимчивость), а также его умениями и навыками (слышать других, выстраивать взмимоотношения, использовать сопособы харизматического влияния, управлять своей репутацией, формировать доверие к себе).

Скрытые возможности в структуре лидерского потенциала студентов представлены определенными задатками (умение изменять неподходящие условия, подчинение личного результата общему, готовность к спонтанному решению) и мотивацией (стремление стать лидером, стремление развиваться, стремление к достижению результатов).

В своем исследовании мы опирались на положение о том, что к лидерскому потенциалу студентов технического университета необходимо подходить с позиции актуализации и активизации, поскольку лидерский потенциал в студенческом возрасте необходимо побуждать, направлять. Вместе с тем проведенные нами наблюдения показывают, что неправомерно говорить о полном и окончательном процессе активизации лидерского потенциала в период обучения в вузе. Это лишь один из нескольких, но принципиально важных этапов его развития, дальнейшее совершенствование которого будет протекать в течение всех дальнейших периодов профессионального становления.

Это позволяет заключить, что лидерский потенциал - системно-инте-гративное образование, представляющее собой совокупность мотивационных, эмоционально-волевых и профессиональных качеств, составляющих диалектическое единство явных и скрытых возможностей.

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что активизация лидерского потенциала студентов техничесого университета осуществляется наиболее успешно во внеу-чебной деятельности студентов. Это обусловливается тем, что внеучебная

деятельность студентов в вузе является ключевым фактором, оказывающим влияние на развитие их внутреннего потенциала. Она способствует развитию духовных и нравственных качеств студентов, позволяющих им выстраивать свою деятельность в соответствии с общепринятыми ценностями и традициями.

Мы руководствовались определением внеучебной деятельности как «жизненного пространства», в процессе которого студенты получают возможность приобретать социально значимый личностный опыт; как синтеза знаний, способов деятельности и мышления, культурных норм поведения, интериори-зированных жизненных смыслов и социальных установок [4].

На основе анализа педагогической литературы нами выделены особенности внеучебной деятельности студентов, в значительной степени отличающие ее от учебной работы. Установлено, что эти отличия касаются, прежде всего, ярко выраженной ценностной ориентации внеучебной деятельности студентов. Внеучебная деятельность побуждает студентов проявлять субъектную позицию в осуществлении выбора содержания, форм и методов социальной деятельности; способствует развитию креативных и организаторских качеств студентов, культуры их мышления [3].

Главная сложность состоит в том, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил. Частым способом для формирования лидерского потенциала служит сознательная отработка таких приемов поведения, которые окружающими людьми невольно воспринимаются как лидерские.

В процессе профессиональной подготовки формирование лидерского потенциала личности студента приобретает более целенаправленный и управляемый характер в силу совмещения условий среды высшей школы, системы требований на основании профессиональных и общекультурных компетенций ФГОС и трудовых профессиональных стандартов.

Частыми проявлениями лидерского потенциала служит высокая

0 I

го го

с; I

го о

1 о £

С О.

2 С

О 0>

2 О

0 О

аи ф

^ О.

Ш С

Ф со

1 15

го <и

СО I-

о ^

М

° I

0 £

скорость ориентировки в окружающем, ясность и масштабность видения позитивного для группы будущего, восприятие группы как части собственного «Я». Масштабность целей, воспринимаемая потенциальным лидером неизбежно побуждает его к поиску «своей» группы [2]. Каждый человек может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения профессионального мастерства и разнообразного жизненного опыта.

Впрочем, формирование отдельных компонентов лидерского потенциала в процессе профессиональной подготовки не всегда обеспечивает эффективную управленческую деятельность, для повышения эффекта в формировании необходимо изучение отдельных компонентов лидерского потенциала в их совокупности и взаимодействии.

Главной целью такой работы является: научить человека проявлять, развивать основные лидерские качества и уметь грамотно применять свой лидерский потенциал; совершенствовать умения и навыки владения харизматическими влияниями, принципами гибкости, основными технологиями мотивации и управления.

Формирование лидерского потенциала студентов технического университета в процессе профессиональной подготовки, по нашему мнению, может иметь следующие основные составляющие, а именно: присутствие у лидера сподвижников, способных с ним рабо-

тать; мотивацию и восприятие сознания у студента быть лидером; организацию ситуации, способствующей максимальному проявлению лидерского потенциала, иначе говоря, конструктивного поля лидерства, которое находит своё отражение в работах Ю.В. Маркеловой. К составляющим лидерства можно отнести: оптимальный стиль взаимоотношений в группе; межличностные отношения в группе, вид деятельности; обстановку сотрудничества; чувство ответственности за деятельность других [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Можно сделать вывод о том, что в формировании лидерского потенциала студентов технического университета в процессе профессиональной подготовки учитывают следующие качества личности: открытость, решительность, инициативность, требовательность к себе и другим, ответственность за принятие решений, доброжелательность, настойчивость, уверенность в себе, энергичность. Именно эти качества, проявляющиеся в той или иной ситуации, наиболее ярко отражают склонность человека брать на себя роль лидера. Изученная нами проблема представляет большой интерес для современного общества. Лидерство становится всё более желаемой социальной и личностной характеристикой. Лидерство будет развиваться в связи с тем, что растёт потребность в успешных людях. Формирование лидерского потенциала молодежи будет способствовать появлению грамотных, компетентных специалистов, которые сейчас так необходимы государству.

Библиографический список

1. Дрыгина, И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / И.В. Дрыгина. - Красноярск, 2003. - 22 с.

2. Евтихов, О.В. Лидерский потенциал руководителя: специфика, содержание и возможности развития [Текст] / О.В. Евтихов. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2011. - 288 с.

3. Зазыкин, В.Г. Психология и акмеология лидерства [Текст]: монография / В.Г. Зазыкин, Е.А. Смирнов. - М: ЭЛИТ, 2010. - 304 с.

1 4. Иванова, А.Б. Возможности внеучебной деятельности вуза по активизации лидерского

^ потенциала студенческой молодежи [Текст] / А.Б. Иванова // Молодежь в науке и культуре

из XXI века: материалы VIII международного научно-творческого форума. - Челябинск: Изд-во

< ЧГАКИ, 2009. - С. 240-243.

5. Котрухова, Р.И. Эффективное лидерство и развитие лидерского потенциала современной молодежи [Текст] / Р.И. Котрухова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 14 (152). - С. 54-58.

6. Кричевский, Р.Л. Если вы - руководитель [Текст] / Р.Л. Кричевский. - М.: Дело, 1996. - 352 с.

7. Маркелова, Ю.В. Проблема формирования лидерского потенциала в высшей школе [Текст] / Ю.В. Маркелова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6(88).-

8. Медведева, Т.В. Оптимизация процесса развития лидерского потенциала руководителя [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / Т.В. Медведева. - М., 2010. - 191 с.

9. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Истоки и перспективы [Текст] / Б.Д. Парыгин. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2010. - 538 с.

1. Drygina I.V. Activation of leadership potential of the student's personality in educational process at the university. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Krasnoyarsk, 2003. P. 22. [in Russian].

2. Yevtikhov O.V. Leadership potential of a hader: characteristics, contents and possibilities of development. Krasnoyarsk: SibUI MVD Rossii, 2011. P. 288. [in Russian].

3. Zazykin V.G., Smirnov E.A. Psychology and acmeology of leadership. M.: ELITES, 2010. P. 304. [in Russian].

4. Ivanova A. B. Possible extra-curricular activities of the university to activate leadership potential of young people. Youth in science and culture of the XXIcentury: materials of the VIII international scientific forum. Chelyabinsk: Izd-vo ChGAKI, 2009. P. 240-243. [in Russian].

5. Kotrekhov R.I. Effective leadership and the development of leadership potential of today's youth. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009. No. 14 (152). P. 54-58. [in Russian].

6. Krichevsky R.L. If you are a leader. M: Business, 1996. P. 352. [in Russian].

7. Markelova Y.V. Problem of formation of leadership potential in high school. Ucheniye zapiski universiteta P. F. Lesgafta, 2012. No. 6 (88). P. 80-83 [in Russian].

8. Medvedeva T.V. Optimization of the process of developing leadership potential leader. dis. cand. of sciences (Psychology). Moskva, 2010. P. 191. [in Russian].

9. Parygin B.D. Social psychology. Origins and prospects. SPb.: Izd-vo SPbGUP, 2010. P. 538. [in Russian].

С.80-83.

References

о

Сведения об авторах: Бородина Ксения Александровна,

аспирант кафедры педагогики, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск, Российская Федерация. Е-таИ: povlovichksiu@mail.ru

Information about the authors: Borodina Ksenia Aleksandrovna,

Rostgraduate Student, Department of Pedagogy, Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Magnitogorsk, Russia. E-mail: povlovichksiu@mail.ru

a)

T

^ с

ф CO

IP

ro <u

CO I-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.