Научная статья на тему ' разработка механизмов повышения профессиональной адаптации выпускников вузов в условиях модернизации российской системы образования'

разработка механизмов повышения профессиональной адаптации выпускников вузов в условиях модернизации российской системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садченкова Ю. П., Новикова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « разработка механизмов повышения профессиональной адаптации выпускников вузов в условиях модернизации российской системы образования»

На мой взгляд, идеи фундаментальной науки и инновационной динамики должны пронизывать дидактику высшего образования, способствовать пониманию изучаемого предмета в движении, развитии и совершенствовании. Инновационная динамика должна найти отражение в содержании образовательных страт, принятых в нашем высшем образовании (гуманитарно-общественный и базовый фундаментальный блоки, блок специальных дисциплин).

Современное образование должно развивать человеческий потенциал, интеллект человека. Комплексное междисциплинарное знание, необходимое для развития, может быть получено только в условиях интегрального синтеза интеллектуальных систем, то есть в условиях цивилизации знаний. Общество, овладевшее и освоившее сущность цивилизации знаний, будет жить по законам, о которых мечтали лучшие умы человечества. Одним из таких законов является закон сохранения смысла жизни [16]. Суть его состоит в том, чтобы:

- смысл жизни отдельного человека, индивидуума, не отрицал, не угрожал существованию народа, нации, государства;

- смысл жизни народа не отрицал, не угрожал существованию социума, человеческого общества;

- смысл жизни социума не отрицал, не угрожал существованию Универсума.

Этот закон имеет абсолютный приоритет в образовании.

Список литературы

1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2002. - 128 с.

2. Болонский процесс в документах и статьях (Сорбонна - Болонья - Саламанка - Прага). Составитель Е.В.Шевченко. - СПб: ГТУ, 2002. - 71 с.

3. Богданов И.В., Чмыхова Е.В. Общий объем знаний бакалавра психологии, формируемый в виртуально-тренинговой системе обучения Современного гуманитарного университета // Инновации в образовании. - 2001. - № 5. - С. 76-85.

4. Гребнев Л.С., Розина Н.М., Смирнов С.А. Использование зачетных единиц в высшем образовании // Высшее образование сегодня. - М., 2002. - № 10. - С. 14-17.

5. Савельев А.Д. Дидактическое обеспечение дистанционного обучения // Информационные технологии в открытом образовании. Материалы конференции. - М.: МЭСИ, 2001.

6. Савельев А.Д. Интеллектуальные системы управления наукой и научно-образовательным потенциалом. - М.: НИИВО, 1993. - 67 с.

7. Савельев А.Д. Профессиональное образование и дистанционные технологии: проблема совмещения // Открытое образование в России XXI века. Материалы Восьмой международной конференции. - М.: МЭСИ, 2000.

8. Савельев А.Д. Вопросы использования программируемого модуля в дистанционных технологиях обучения // Актуальные проблемы науки и современное состояние развития российского общества. Тезисы докладов IV научной конференции Российского нового университета, секция «Социально-гуманитарные науки». - М.: РосНОУ, 2003. - С. 254.

9. Савельев А.Д. Инновационное образование и научные школы // Alma mater (Вестник вышей школы). - М., 2000. - № 5. - С. 15-18.

10. Савельев А. Д. Инновационное высшее образование // Высшее образование в России. - М., 2001. - № 6. - С. 42-45.

11. Шукшунов В.Е., Взятышев. В.Ф., Романкова Л.И., Инновационное образование: идеи, принципы, модели. - М., 1996.

12. Взятышев. В.Ф., Романкова Л.И., Социальные технологии в образовании // Высшее образование в России. - М., 1998. - № 1. -С. 28-38.

13. Инновации в российском образовании: высшее профессиональное образование. 2000. Часть 1, 2. - М.: Изд-во МГУП, 2000. -160 с.

14. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

15. Огарков Н.М., Савельев А. Д. Проблемы непрерывного профессионального образования: гуманизация, инновации, управление. -М.: МАЭП, 1999. - 120 с.

16. Савельев А.Д. Концептуальные вопросы цивилизации знаний // Цивилизация знаний: глобальный кризис и инновационный выбор России: Труды Десятой международной научной конференции, Москва, 24-25 апреля 2009 г. В 2-х ч. Ч. 1. - М.: РосНОУ, 2009. - С. 186-190.

17. Савельев А.Д. Цивилизация знаний как интеллектуальная структура модернизации: Труды Одиннадцатой международной научной конференции, Москва, 23-24 апреля 2010 г. - М.: РосНОУ, 2010. - С. 82-92.

Садченкова Ю.П.

к.э.н., доцент Обнинского филиала ГУУ

Новикова И.И.

к.э.н., Обнинский филиал ГУУ

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ1

В современных условиях высшее образование становится важным фактором социально-экономического развития общества. Российская система образования занимает доминирующее положение в социальной сфере государства,

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области в рамках научно-исследовательского проекта («Компетентностная модель специалиста, адекватная тенденциям социально-экономического развития Калужского региона»), проект 11-16-40039 а/Ц.

что связано как с ее масштабами (в ней занято 25% населения, на ее содержание приходится 13% консолидированного бюджета страны), так и с многообразием решаемых социальных задач. Высшее образование в нашей стране всегда являлось одним из наиболее эффективных видов социальной мобильности. Однако сегодняшняя непредсказуемость социальных процессов усиливает риск социальной неадаптированности даже выпускника вуза. Это обусловливает особую значимость рисков, связанных с процессом профессионального самоопределения, выбора и освоения специальности в процессе обучения в вузе.

Значимость рисков социального развития молодежи определяется рядом факторов.

Во-первых, молодежь, как часть общества, наиболее подвержена влиянию внешних по отношению к ней угроз. Находясь в самом начале жизненного пути, молодые больше рискуют остаться без образования, не найти работы, не создать семьи, не выдержать конкуренции в бизнесе, подвергнуться маргинализации.

Во-вторых, социальное взросление отражается в приобретении и изменениях собственного социального статуса в ходе интеграции молодежи в структуру общества, а также в характере ее идентификаций с различными социальными группами, что составляет существо внутреннего или субъективного риска, являющегося неотъемлемой частью выбора молодежью самостоятельного жизненного пути, а также локомотивом самореализации и социального продвижения.

В-третьих, источником риска становится имманентное стремление молодежи к новому, неизведанному и меньшая рефлексия по поводу возможных последствий от соприкосновения с неопределенностью. Вот почему в среде молодежи так распространен немотивированный риск, а опасность ошибки так велика.

Проблема исследования процесса социокультурной адаптации молодежи к социальным рискам современного российского общества, несомненно, имеет региональный аспект, но, тем не менее, сегодня она является значимой для всех российских регионов, даже весьма благополучных и преуспевающих, например, таких как Калужская область -территория инновационного развития.

Региональный социум - это некая уникальная целостность с многочисленными связями между различными сторонами общественной жизни и сложным комплексом нравственных, политико-правовых, идеологических, социально-экономических и социально-культурных отношений. Каждый регион имеет свои особенности в развитии экономики, демографии, в социальных приоритетах, что необходимо учитывать при изучении социальных рисков адаптации молодежи.

На уровне регионов сегодня слабо развито необходимое взаимодействие между системой профессионального образования и рынком труда. Общими проблемами являются несогласованность программ и проектов развития сферы образования и подготовки кадров со стратегиями социально-экономического развития территорий, отсутствие конкретизированного регионального заказа системе образования, неэффективность использования ресурсов, вовлеченных в сферу образования. Кроме того, не обеспечено достаточное участие работодателей в развитии системы профессионального образования.

Анализ трудоустройства выпускников вузов, расположенных на территории Калужской области, позволяет выявить несоответствие профессиональных и личностных качеств выпускников образовательных учреждений специфике и потребностям социально-экономического развития региона. При достаточном количестве вузов и выпускников существует дефицит квалифицированных специалистов, способных осуществлять эффективную трудовую деятельность в регионе с высокой инновационной составляющей. Несмотря на бурное развитие в регионе широкого спектра отраслей промышленности и создание новых перспективных рабочих мест, налицо слабая ориентированность выпускников региональных образовательных учреждений на построение карьеры на территории Калужской области. Следствием такой ситуации является значительный отток молодых специалистов, в первую очередь, самых квалифицированных и востребованных, в другие регионы, прежде всего, в Москву и Московскую область, что сопряжено с издержками как экономического, так и социального характера.

Современный рынок труда предъявляет повышенные требования к квалификации кадров. Данные проведенных авторами социологических опросов демонстрируют диаметрально противоположные мнения студентов выпускных курсов и представителей работодателей о том, какими качествами должен обладать востребованный специалист. Студенты уверены, что главное - активность, креативность, напористость, амбициозность, лидерство. Работодатели также отмечают данные качества, но обычно помещают их ближе к концу списка, выделяя в первую очередь ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, работоспособность, адекватную самооценку личностных качеств, отражающую развитость нравственного сознания, ценностное отношение к профессиональной деятельности, наличие социально-этических установок.

Таким образом, проблема профессиональной адаптации выпускников вузов с каждым годом становится всё более актуальной для всех участников рынка труда Калужского региона - как самих молодых специалистов, так и образовательных учреждений, работодателей, региональных органов власти.

Чтобы охарактеризовать молодёжь области с позиций её ценностей и установок на их достижение и изучить механизмы её адаптации к социально-экономическим процессам в условиях общества риска, авторами в 2010 году было проведено исследование жизненных позиций молодёжи региона. Объектом исследования выступила жизненная позиция молодёжи как совокупная характеристика. Предметом - иерархическая система ценностей, реально существующая в сознании представителей этой группы населения. Главной целью исследования стало выявление иерархии значимых ценностей, на основании которой возможно узнать о доминирующих ориентациях молодёжи и сделать выводы о стратегиях адаптации молодежи к изменяющимся условиям социально-экономической среды региона

Эмпирическую базу анализа составили данные социологического обследования выпускников вузов г. Обнинска. По квотной выборке, учитывающей пол, возраст, вид полученного в вузе образования, было опрошено 216 выпускников Филиала ГОУ ВПО «Государственный университет управления» в г.Обнинске, НОУ ВПО «Международный

институт делового администрирования ФРИДАС», Обнинского института атомной энергетики - филиала ФГБОУ ВПО НИЯУ МИФИ. Характеристики выборки по полу: 62% - женщины, 38% - мужчины; по возрасту: 72% - 20-24 года, 16% -25-27 лет, 12% - старше 27 лет; по видам полученной профессии: 73% - социально-гуманитарные, 27% -инженерно-технические.

Полученные результаты ответа на вопрос: «Какой характеристикой должна в первую очередь обладать деятельность, чтобы вы хотели ею заниматься?», позволили построить следующий рейтинг значимости характеристик деятельности:

1-е место - возможности профессионального и карьерного роста (31% респондентов поставили высший балл);

2-е место - разнообразное содержание самой деятельности (23%);

3-е место - познавательный потенциал (19%);

4-е место - социальная полезность (13%);

5-е место - престиж (7%);

6-е место - соответствие морально-этическим ценностям (2%).

Этот рейтинг представляет собой своеобразную систему критериев оценки определённого вида деятельности, позволяет увидеть, что в той или иной деятельности привлекает молодёжь в большей степени. Здесь намеренно не вводился вариант, касающийся оплаты труда, чтобы выявить иерархию неэкономических факторов. В первую очередь, молодёжь смотрит на возможности карьерного и профессионального роста, затем на содержание самой деятельности, её разнообразие, а после этого на факторы, связанные с социальной оценкой.

Что касается отношения молодёжи к профессиональной деятельности (группа более конкретных установок), то, согласно результатам исследования, рейтинг значимости факторов, которые учитывает молодёжью при устройстве на работу, выглядит следующим образом:

1-е место - высокая оплата труда (74% респондентов поставили высший балл);

2-е место - работа является интересной (60%);

3-е место - наличие перспектив роста должности и оплаты труда (57%);

4-е место - престижность (51%);

5-е место - социальная полезность (21%);

6-е место - соответствие специальности (19%).

Сопоставление рейтингов значимых факторов позволяет увидеть, что ведущую устойчивую роль играет высокий уровень доходов как значимая ценность. Далее по значимости следует содержательный аспект деятельности как таковой и профессиональной деятельности в частности. Затем идут факторы, связанные с социальной оценкой деятельности (престиж, социальная полезность).

Образование является одним из социальных лифтов. Повышение профессионального статуса невозможно без профессионального образования и повышения квалификации. Результаты исследования подтверждают данное мнение: 84% респондентов считают, что для того, чтобы получить достойную работу, необходимо получить соответствующее образование, и, по мнению лишь 12% респондентов, профессиональное образование не является значимым.

В выборе специальности, по которой респонденты получили профессиональное образование, 51% опрошенных в первую очередь руководствовались соответствием этой специальности их интересам и способностям; 46% - востребованностью специальности на рынке труда; 27% - престижем профессии в обществе; 4% - наличием большого количества свободного времени и простотой обучения; 4% - небольшим конкурсом при поступлении. Таким образом, данная конфигурация приоритетов в выборе профессионального образования носит устойчивый характер. При этом лишь менее четверти респондентов (22%) уверены, что теперь, окончив вуз, смогут без проблем устроиться на работу по специальности, и эту уверенность им придает статус родителей, выступающий в качестве гарантии их трудоустройства, перед остальными же вновь встает ситуация неопределенности.

Оправдались наши ожидания заинтересованности молодежи в улучшении ситуации, связанной с занятостью, рынком труда, профессиональной конкурентоспособностью, материальным положением. Экономический кризис обострил проблемы занятости в регионе. По данным Министерства труда, занятости и социальных выплат Калужской области численность выпускников высших образовательных учреждений, зарегистрированных в службе занятости населения в 2009 году, по сравнению с 2008 годом увеличилась на 205%\ Значительное количество выпускников оказались во многом не готовы к переходу от учебы к работе: практически все опрошенные отметили неуверенность в том, что полученная профессия обеспечит будущую стабильность трудовой деятельности.

В целом итоги данных опросов позволили авторам сделать следующие выводы.

1. Изучение молодежи как субъекта социокультурной адаптации позволяет выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям через исследование индивидуальных эквивалентов личности, ее ценностных ориентаций. Совокупность ценностных ориентаций ведет к формированию жизненной позиции личности, которую можно рассматривать как результат адаптации.

2. Важным фактором в приспособлении молодежи к условиям жизнедеятельности выступает переориентация на микросоциальную среду, родственные, дружеские и неформальные связи. В эпоху нестабильности произошло разрушение сложившейся социокультурной среды, поэтому у молодых людей формируется иная система ценностей, отличающаяся от системы ценностей старшего поколения.

3. Люди, занимающие различное положение в социальной структуре, по-разному приспосабливаются к жизни в условиях неопределенности представлений об общих ценностях, что выражается в их отношении к жизненным целям

1 www.admobl.kaluga.ru

и в их достижении. Цели материального благополучия при сохраняющейся в российской обществе нединамичной системе обретения новых статусов объективно способствуют росту отклоняющегося и саморегулирующегося поведения, в первую очередь среди молодежи.

4. Анализ обследованной выборки выпускников показывает, что при всем различии состава студентов государственных и негосударственных вузов их отношение к учебе, базовые ценности, представления о перспективах и жизненных планах обладают высокой степенью сходства.

Влияние риска ощутимо на всех этапах социального развития молодежи. Можно констатировать, что профессиональное самоопределение современной молодежи подвержено совокупности рисков: риски выбора профессии и поступления в вузы, риски, связанные с получением профессии, риски, связанные с получением работы по окончании вуза. Сегодня социально-экономические преобразования в России выявили необходимость в специалистах нового типа, способных быстро ориентироваться в окружающей действительности. Изменения в социуме превосходят динамику личностной готовности к их адаптации. Система образования в этой ситуации призвана помочь специалистам сформировать в себе качества, необходимые для становления профессионально состоятельной, конкурентоспособной, активной личности, способной адаптироваться к условиям современной действительности в максимально короткие сроки. Поэтому адаптация как процесс и адаптированность как свойство личности становятся основополагающими в процессе ее подготовки к профессиональной деятельности.

Эффективность процесса адаптации выпускника вуза определяет самосознание, осознание собственных желаний и предпочтений. Выпускник вуза может состояться как специалист и успешно работать в новом для него производственном пространстве лишь в том случае, если в процессе его профессиональной подготовки в вузе были сформированы основы профессиональной адаптации. Адаптация способствует скорейшему проявлению у молодых специалистов таких качеств, как активность, энергичность, ответственность, профессионализм, компетентность, способность к принятию альтернативных и нестандартных решений.

Авторами предложен алгоритм построения системы управления профессиональной адаптацией студентов в вузе, включающий следующие этапы: изучение запросов заинтересованных сторон; проектирование требований к выпускнику вуза; соотнесение требований с возможностями вуза и корректировка на этой основе целевых, содержательных и технологических компонентов образовательного процесса; формирование внутривузовской адаптационной программы; выбор критериев оценки степени профессиональной адаптации студентов; разработка и реализация мониторинга профессиональной адаптации студентов.

Управление профессиональной адаптацией студентов в рамках представленного алгоритма заключается в управляющих воздействиях со стороны руководителей всех уровней, направленных на создание благоприятных внешних и внутренних условий для эффективной деятельности преподавателей, студентов и других субъектов системы профессиональной адаптации. При этом данный алгоритм позволяет акцентировать внимание и усилия субъектов управления не только на внешних параметрах профессиональной адаптации (знания, умения и т.п.), но и на важнейших профессиональных ценностях студентов, таких как профессиональное самоопределение, профессионально-личностная компетентность; формировать у студентов готовность к выходу на рынок труда и обеспечить максимальную подготовленность студентов к будущей профессиональной деятельности с учетом запросов всех заинтересованных сторон.

Практическая реализация данного алгоритма в современных условиях модернизации российской образовательной системы требует, в первую очередь, грамотного определения профессиональных компетенций выпускника вуза. Для усиления направленности высшего профессионального образования на повышение адаптации студентов и выпускников вузов к социальным рискам, и, прежде всего, профессиональной адаптации, необходим инструментарий построения компетентностных моделей специалиста, адекватных социально-экономическим условиям его жизнедеятельности, в первую очередь, региональным. Результаты исследования требований общества и бизнес-среды к компетенциям специалистов и уровня сформированности данных компетенций у выпускников вузов могут стать основой для повышения эффективности функционирования образовательной системы региона, разработки региональных межвузовских и внутривузовских образовательных и воспитательных программ.

Сегодня в России, несмотря на увеличение числа и удельного веса молодых людей, получающих высшее образование, как у студентов, так и у выпускников вузов наблюдается недостаточное развитие общекультурных компетенций. Философские, социально-психологические, педагогические исследования фиксируют феномен понижения нравственной устойчивости личности, её способностей к выживаемости и адаптации, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Это связано как с многообразными трансформациями в обществе, объективно существующим нарастанием неопределенности и рискогенности, так и с процессами в сфере образования, в результате которых происходит его дальнейшая инструментализация, снижение фундаментальности и дженералистского характера подготовки, ослабление его воспитательной роли. Многие эксперты отмечают, что российская система образования сегодня зачастую не обеспечивает эффективной реализации своей извечной функции - не только учить, но и воспитывать, развивать, творить человека, способного к построению личной и общественной жизни, сохранению культуры, экологии, правопорядка. Следствием является ценностный вакуум, потеря жизненных ориентиров, рост социальной напряженности в обществе.

Ослабление воспитательной роли образования, его участия в становлении личности специалиста в существующих социально-экономических условиях приводит к снижению адаптации молодежи к социальным рискам, в частности, к рискам нереализованных возможностей и социального исключения, прежде всего выражающимся в низкой профессиональной адаптации выпускников российских вузов на рынке труда.

Сегодня первоочередной задачей учреждений высшего профессионального образования является проектирование образовательных программ на основе компетентностного подхода в соответствии с введенными в действие Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Соответственно, возникает актуальная проблема разработки модели ключевых компетенций, которыми должен обладать специалист.

В качестве основы для формирования модели компетенций специалиста используется компетентностный подход, который в последние годы оказался в центре внимания множества как фундаментальных, так и прикладных исследований. Благодаря работам Асаналиева М.К., Байденко В.И., Бермуса А.Г., Болотова В.А., Варданян Ю.В., Давыдова В.В., Гальперина П.Я., Зеера Э.Ф., Зимней И.А., Ибрагимова Г.И., Кальнеи В. А., Козырева В.А., Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Митиной Л.М., Новикова А.М., Пожарской М.В., Радионовой Н.Ф., Серикова В.В., Сластенина В.А., Татура Ю.Г., Хуторского А.В., Шадрикова В. Д., Шишова С.Е., Эрдниева П.М., Якиманской И.С. и других ученых, в отечественной науке сложились основы теории компетентностного подхода: определены сущность, содержание и структура профессиональной компетенции, выявлены условия, разработаны технологические основы ее формирования. Доказано, что для подготовки «человека знающего» достаточно обращения к сфере его опыта и к когнитивной сфере, а становление «человека компетентного» кроме этого предполагает развитие соответствующих личностных качеств - профессионального самосознания, потребности в достижениях, внутренних мотивов профессиональной деятельности и т.п.

Проблемы применения компетентностного подхода в деятельности образовательных учреждений сегодня особенно актуальны в связи с разработкой и внедрением на основе данного подхода Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Но поскольку данные процессы связаны с сокращением сроков подготовки специалиста, усилением специализации, т.е. узконаправленности образования, дальнейшей его прагматизацией, то имеется серьезная опасность дальнейшего снижения воспитательной роли образования, сведения его лишь к овладению узкопрофессиональным инструментарием, вымывания общепрофессиональных дисциплин, прежде всего, гуманитарных.

В то же время, в России всегда считалось, что вуз готовит не только специалиста, но гражданина, интеллигента. Если отечественное образование потеряет возможность вести гуманитарную составляющую подготовки этого специалиста: патриотическую, воспитательную, духовную, то это будет очень опасная потеря для всего общества, поскольку вуз сегодня готовит будущее нашей страны, и от того, насколько зрелыми и цельными людьми станут его выпускники, и зависит это будущее.

Образованность, конечно, означает и информированность, и профессиональную компетентность, но в первую очередь характеризует социально-личностные качества человека как субъекта исторического процесса и индивидуальной жизни. Выпускник вуза должен быть способен к самостоятельному полноценному мышлению, к вхождению в систему культуры и творчества, иметь понимание общественного смысла и личностной значимости профессиональной деятельности, сознательное и творческое к ней отношение, обладать профессиональной этикой и ответственностью.

Создание механизмов повышения профессиональной адаптации выпускников российских вузов на рынке труда обусловливает необходимость разработки компетентностных моделей специалистов, в полной мере учитывающих необходимость формирования в процессе образования как профессиональных, так и общекультурных компетенций с учетом региональных особенностей, т.е. условий социально-экономического развития региона, к обустройству личной и профессиональной жизни на территории которого преимущественно готовится данный специалист.

Несмотря на обилие работ в области компетентностного подхода, опыт построения модели общекультурных компетенций специалиста с учетом регионального аспекта не позволяет сделать вывод о достаточно глубоком и всестороннем исследовании данной проблематики, что актуализирует выбранный ракурс исследования.

Поэтому в рамках разработки механизмов повышения профессиональной адаптации выпускников вузов авторами ставится задача формирования модели общекультурных компетенций специалиста, адекватной тенденциям социально-экономического развития Калужского региона, использование которой в практической деятельности образовательных учреждений позволит сориентировать образовательный процесс на формирование у выпускников необходимых для современной жизни качеств личности, прежде всего, системы общезначимых ценностей: гуманистических, определяющих отношение к правам человека, уважение к достоинству личности; социокультурных, определяющих отношение к науке, культуре, образованию, этике, морали; социальных, позволяющих адекватно ориентироваться в политической структуре современного общества, формировать правовую и экономическую культуру; экологических, воспитывающих гуманное отношение к природной среде.

В процессе проведения исследования будет разработан инструментарий диагностики степени востребованности и уровня сформированности компетенций, а также проектирования компетентностных моделей различных направлений и профилей подготовки. В ходе исследования планируется провести опросы студентов, выпускников, преподавателей вузов и работодателей выпускников вузов, расположенных на территории Калужского региона, направленные на выявление уровня востребованности общекультурных компетенций специалиста, отвечающего потребностям регионального рынка труда и тенденциям его развития. Обобщение полученных данных позволит выявить наиболее значимые компетенции, провести ранжирование их значимости и построить модель общекультурных компетенций специалиста с учетом региональных особенностей. Сравнительный анализ оценок значимости компетенций со стороны студентов, преподавателей, выпускников и работодателей позволит выявить направления мотивационного воздействия на студентов и повышения профессионального мастерства преподавателей, актуальные с позиции построения и внедрения образовательных программ на базе компетентностного подхода. На следующем этапе исследования планируется провести опросы работодателей об уровне сформированное™ компетенций, вошедших в сформированный пе-

речень, у выпускников вузов, расположенных на территории Калужского региона, а также опросы выпускников и студентов с целью выявления их самооценки развития данных компетенций. Подобные исследования планируется провести отдельно по специальностям и направлениям как технического, так и гуманитарного профиля. Обобщение полученных данных позволит разработать комплекс мероприятий по совершенствованию образовательных и воспитательных программ как регионального характера, так и для отдельных вузов, расположенных на территории Калужского региона.

Следует отметить, что проведение данного исследования применительно к Калужскому региону представляет особый интерес в силу ряда причин. Во-первых, Калужская область имеет уникальный образовательный потенциал, на ее территории находятся различные учреждения высшего профессионального образования, ведущие подготовку по различным специальностям, направлениям и профилям, что позволяет осуществлять сравнительный анализ полученных данных в разрезе специальностей и направлений. Среди работодателей выпускников образовательных учреждений, расположенных на территории региона, наряду с отечественными субъектами бизнеса широко присутствуют зарубежные фирмы, причем представляющие разные государства и культуры, что также дает большой материал для проведения сравнительного анализа оценки уровня востребованности и сформированнности компетенций со стороны отечественных и зарубежных работодателей.

Кроме того, как отмечает Г.И. Ловецкий1, динамику развития Калужского региона наиболее ярко знаменуют взаимодополняющие векторы культурно-исторического и научно-технологического характера: уникальный культурно-исторический и духовно-нравственный ареал и территория инновационного развития. Несомненный интерес представляет выявление влияния данных факторов на компетентностную модель выпускников вузов, расположенных на данной территории, а также использование обозначенных тенденций в разработке путей формирования общекультурных компетенций в процессе подготовки специалистов.

В основу исследования будет положен личностно ориентированный подход к обучению, основанный на признании права каждого участника образовательного процесса быть личностью, способной к саморазвитию, самоопределению, свободному выбору жизненного пути. Формирование навыков поведения студента должно творчески сочетаться с собственной волей личности, её сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что детерминирует собственно человеческое поведение. В конечном счете, именно личностные качества, ценности определяют характер использования знаний, и, следовательно, вектор общественного развития. Ведь собственно знания ценностно нейтральны: они могут быть обращены как во благо, так и во вред человеку и человечеству. Между тем отношение индивида к знаниям таковым не является, т.к. оно имеет индивидуально-адаптивный характер. Соответственно, все более актуальной задачей процесса образования становится формирование лучших человеческих качеств, нравственной позиции, духовной ориентации, отношения человека к своей жизни, к государству и обществу, к труду. Сегодня высшее профессиональное образование должно способствовать формированию у студентов профессиональной направленности, интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла и личностной значимости профессионального труда, сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля, профессиональной ответственности и надежности. Всё это служит предпосылками социально-профессиональной мобильности, ответственности и конкурентоспособности специалиста.

Разработка модели общекультурных компетенций специалиста, адекватной тенденциям социально-экономического развития Калужского региона, и ее использование в практической деятельности образовательных учреждений позволит сориентировать образовательный процесс на формирование у выпускников необходимых качеств личности, адаптировать специалиста к региональным условиям еще в процессе обучения и, таким образом, снизить затраты на его послевузовскую адаптацию и ускорить его включение в полноценную профессиональную деятельность.

Реализация поставленных в данной работе задач будет способствовать снижению рисков невостребованности молодых специалистов и повышению уровня их профессиональной адаптации на рынке труда и позволит образовательной системе стать устойчивым эффективным механизмом социально-экономического и культурного развития России.

Селенков Н.Б.

к.п.н., Почётный работник образования, директор колледжа

Олейниченко Л.Г.

к.т.н., доцент, зам. директора колледжа

Рыбаков А.В.

к.т.н., доцент, научный руководитель экспериментальной работы колледжа, руководитель СКИБ МГТУ

Станкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕСТИЖНОСТИ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

Знания и умения в области обработки металлов всегда были основой самых престижных профессий, и только в перестроечные времена был потерян и имидж, и статус, и сам предмет деятельности. Особенно это затронуло основ-

1 Ловецкий Г.И., Детюк В.И., Ловецкий Н.Г. Методология инновационного развития системы профессионального образования региона на примере Калужской области. Мирообразоватика / Под ред. Г.И. Ловецкого. - Калуга: Полиграф-Информ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.