Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций выпускников вузов по направлению «Менеджмент» с учетом потребностей регионального рынка труда'

Формирование общекультурных компетенций выпускников вузов по направлению «Менеджмент» с учетом потребностей регионального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА МЕНЕДЖЕРОВ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садченкова Юлия Павловна

статья посвящена актуальным проблемам вузовской подготовки студентов по направлению «Менеджмент» и вопросам оценки ее качества. Авторы не соглашаются с точкой зрения о перепроизводстве специалистов экономико-управленческого профиля, а обосновывают необходимость повышения требований к работникам, выполняющим управленческие функции, и повышения качества обучения менеджеров. Решение последней задачи должно начинаться с разработки адекватной методики оценки качества подготовки специалистов. Поэтому в статье излагаются общеметодологические основы информационного обеспечения оценочной деятельности и соответствующий категориальный аппарат. Затем предлагается алгоритм оценки качества освоения основной образовательной программы, который определяет место оценки качества освоения ООП во всем процессе ее разработки и реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций выпускников вузов по направлению «Менеджмент» с учетом потребностей регионального рынка труда»

чтобы вырастить современную модель управления учреждением социальной сферы, не разрушая традиционной, которая пока идеально вписывается в правовое и нормативное пространство системы в целом. Информационным технологиям в современных условиях управления отводится особая роль: они служат инструментами для оптимизации управленческой деятельности, совмещения и делегирования функций, для повышения эффективности и результативности управленческого труда. Принципиально новым в нашем подходе является системное внедрение в процессы управления коммуникативных технологий (которые не ограничиваются технологиями информационными, а подразумевают полный набор техник, создающих и организующих коммуникацию). Создание интегрированной коммуникативной среды, где изменяются статусы всех участников управленческого процесса, способствует достижению синергетического эффекта в системе управления организациями социальной сферы.

В целом, опираясь на многолетний опыт функционирования направления «Менеджмент в социальной сфере» на кафедре социологии, политологии и менеджмента Института социальных технологий КНИТУ-КАИ, можно констатировать, что данное направление является действительно важной и востребованной отраслью современного менеджмента и нуждается в возрождении интереса к нему как со стороны образовательных структур, так и со стороны самих организаций и учреждений социальной сферы.

На расширенном заседании Президиума Совета Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента 22 мая 2013 года в ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в докладах В.И. Звонникова и других членов Президиума была подчеркнута необходимость научного поиска инновационных решений для обеспечения рынка труда высококвалифицированными профессионалами, владеющими современными технологиями, освоившими новые формы и методы организации труда. В частности речь шла о подготовке практико-ориентированных бакалавров, которых необходимо готовить по программам прикладного бакалавриата, ориентированных на освоение практических знаний и приобретение профессиональных компетенций, что позволит подготовить специализированного бакалавра, востребованного на производстве [1]. По нашему мнению, при разработке профилей прикладного бакалавриата целесообразно предусмотреть, в том числе, и введение профилей, ориентированных на менеджмент в социальной сфере, что, безусловно, будет способствовать росту профессионализма управленцев в неприбыльных, но социально значимых секторах экономики - образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.

Ю.П. Садченкова

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE FIELD OF MANAGEMENT TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF THE REGIONAL LABOR MARKET

Аннотация: статья отражает результаты исследования степени востребованности общекультурных компетенций для специалиста-управленца и уровня сформированности данных компетенций у выпускников управленческих вузов. В ходе

© Ю.П. Садченкова, 2013

исследования разработан инструментарий диагностики степени востребованности и уровня сформированности компетенций, а также проектирования компетентностных моделей. Данный инструментарий применен для анкетирования выпускников, преподавателей вузов и работодателей выпускников вузов, расположенных на территории Калужского региона, осуществляющих подготовку по направлению ««Менеджмент». Результаты анкетирования позволили построить модель общекультурных компетенций специалиста-управленца с учетом региональных особенностей. Применение данной модели в практической деятельности вузов позволит в процессе обучения сформировать у выпускников необходимые личностные качества, что ускорит их включение в полноценную профессиональную деятельность.

Ключевые слова: управленческое образование, общекультурные компетенции, востребованность компетенций, сформированность компетенций, образовательные программы, социально-культурная образовательная среда.

Abstract: this article presents the results of research of degree of a need common cultural competences for the specialist manager and level of formation of these competences at graduates of administrative high schools. During research diagnostic tools of degree of demand and level of formation of competences, and the design of competency models are developed. The toolkit has been used for the survey of graduates, university teachers and employers of graduates, located in the Kaluga region. The survey results allowed to construct a model of common cultural competences of the specialist manager with a regional perspective. The use of this model in practice will allow universities in training the graduates form the necessary personal qualities that will accelerate their integration into a professional activity.

Keywords: management education, common cultural competence, necessity of competence, preparedness of competence, educational program, sociocultural educational sphere.

Важнейшей тенденцией современного развития управленческой деятельности является ее профессионализация - сложный процесс формирования у управленца потенциала определенных знаний, навыков и опыта, развития личностных качеств, обеспечить благоприятные условия для которого должно управленческое образование. Потребность общества в эффективном профессиональном управлении требует совершенствования образования в области менеджмента.

Общеизвестно, что роль высшей школы - образовывать, а не только обучать, учить мыслить, а не просто передавать знания. Однако сегодня в России, несмотря на увеличение количества молодых людей, получающих высшее образование, как у студентов, так и у выпускников вузов наблюдается недостаточное развитие общекультурных компетенций. Философские, социально-психологические, педагогические исследования фиксируют феномен понижения нравственной устойчивости личности, ее способностей к выживаемости и адаптации, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Это связано как с многообразными трансформациями в обществе, так и с процессами в сфере образования, в результате которых происходит его дальнейшая инструментализация, снижение фундаментальности и дженералистского характера подготовки, ослабление воспитательной роли.

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения» [1], где на первом месте стоит именно воспитание. Идеалом воспитания является гармонично развитая, образованная, социально активная и сознательная личность, которая наделена гражданской ответственностью, высокими нравственными качествами, является носителем достижений национальной и мировой культуры, способна к

саморазвитию. Образованность, конечно, означает и информированность, и профессиональную компетентность, но в первую очередь характеризует социально-личностные качества человека как субъекта исторического процесса и индивидуальной жизни.

Важность формирования общекультурных компетенций определяется тем, что будущий специалист - это не только носитель специальных узко функциональных знаний и навыков, а личность, обладающая гуманитарными качествами и включенная в разветвленную сеть социальных отношений. В условиях современного динамичного рынка труда лишь фундаментальная социально-гуманитарная и воспитательная составляющая профессиональной подготовки способна содействовать формированию личности специалиста, обеспечить его социальную и профессиональную адаптацию.

Обозначенные проблемы сегодня особенно актуальны для управленческого образования в силу его социальной востребованности и общественной значимости. Вуз, осуществляющий подготовку управленцев, должен осознавать высокую меру своей социальной ответственности за формирование профессиональных и общекультурных компетенций выпускников, которым в будущем предстоит обеспечивать экономическое и социальное развитие государства.

Следует отметить, что проблема формирования компетентностных моделей специалистов имеет ярко выраженный региональный аспект. Насколько разнятся региональные условия функционирования вузов, настолько же будет различаться и перечень качественных характеристики будущих специалистов. Несоответствие профессиональных и личностных качеств выпускников региональных вузов потребностям социально-экономического развития региона даже при широкой распространенности высшего образования и растущем количестве выпускников порождает дефицит квалифицированных специалистов. В то же время, региональные образовательные учреждения зачастую не в полной мере учитывают современные требования региональной бизнес-среды к профессиональным и личностным качествам своих выпускников.

Актуализация данной проблематики обуславливает необходимость разработки компетентностных моделей специалистов-управленцев, в полной мере учитывающих необходимость формирования в процессе образования как профессиональных, так и общекультурных компетенций с учетом региональных особенностей, т. е. условий социально-экономического развития региона, к обустройству личной и профессиональной жизни на территории которого преимущественно готовится данный специалист.

В качестве основы для формирования модели компетенций специалиста используется компетентностный подход, который в последние годы оказался в центре внимания множества как фундаментальных, так и прикладных исследований. Благодаря работам Асаналиева М.К., Байденко В.И., Бермуса А.Г., Болотова В.А., Варданян Ю.В., Давыдова В.В., Гальперина П.Я., Зеера Э.Ф., Зимней И.А., Ибрагимова Г.И., Кальнеи В.А., Кибанова А.Я., Козырева В.А., Кузьминой Н.В., Марковой А.К., Митиной Л.М., Новикова А.М., Пожарской М.В., Радионовой Н.Ф., Серикова В.В., Сластенина В.А., Татура Ю.Г., Хуторского А.В., Шадрикова В.Д., Шишова С.Е., Эрдниева П.М., Якиманской И.С. и других ученых в отечественной науке сложились основы теории компетентностного подхода: определены сущность, содержание и структура профессиональной компетентности, выявлены условия и разработаны технологические основы ее формирования.

Компетентность - это способность человека осуществлять конкретную продуктивную деятельность, уровень владения человеком технологиями профессиональной деятельности, а также наличие соответствующих этой деятельности качеств личности внепредметного характера (ответственности, самостоятельности, умения постоянно учиться, гибкости мышления, коммуникативности и др.).

Компетентностный подход связан с переносом акцента с содержания образования на ожидаемые результаты образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Его сущность состоит в отражении в системном и целостном виде образа результата образования; формулировании результатов образования как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующую компетентность; определении структуры компетенций, которые должны быть приобретены и продемонстрированы обучаемыми; т.е. это метод моделирования результатов образования и их представления как норм качества высшего образования.

Компетентностная модель выпускника вуза - это комплексный интегральный образ конечного результата образования, т.е. это описание того, к чему должен быть пригоден специалист, к выполнению каких функций он подготовлен и какими качествами должен обладать. По определению Е.Г. Замолоцких, компетентностная модель выпускника - это формализованная цель освоения образовательной программы. Она представляет собой систему, включающую: обоснованные показатели (компетенции), по которым судят о степени соответствия выпускника требованиям рынка труда; обоснованные нормативные индикаторы (требования к уровню освоения), характеризующие минимальное пороговое значение компетенций, свидетельствующее об их сформированности; перечень обоснованных валидных инструментов (средств оценки), используемых для измерения данной компетенции и выявления уровня ее сформированности [2].

В соответствии с ФГОС ядро модели выпускника составляют общекультурные компетенции, которыми должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности, поскольку именно они составляют базу для профессиональных компетенций и позволяют им более полно реализовываться.

В 2011-2012 гг. исследовательским коллективом под руководством автора данной статьи проводилось исследование степени востребованности и уровня сформированности общекультурных компетенций выпускников вузов, расположенных на территории Калужской области, осуществляющих подготовку по специальности «Менеджмент организации» и (или) по направлению «Менеджмент».

Проведение данного исследования применительно к Калужскому региону представляет особый интерес в силу ряда причин. Калужская область имеет уникальный образовательный потенциал, на ее территории функционирует 27 вузов, 19 из которых ведут подготовку по направлению «Менеджмент» [5]. Среди работодателей выпускников вузов, расположенных на территории региона, наряду с отечественными субъектами бизнеса широко присутствуют зарубежные фирмы, причем представляющие разные государства и культуры.

Кроме того, как отмечает в своих трудах Г.И. Ловецкий [4], динамику развития Калужского региона наиболее ярко знаменуют взаимодополняющие векторы культурно-исторического и научно-технологического характера: уникальный культурно-исторический и духовно-нравственный ареал - и территория инновационного развития, где основным двигателем экономического роста является использование инновационно-инвестиционной составляющей, развитие наукоемких технологий и инновационной деятельности. Всё это обусловило культурно-социальные традиции и социально-экономические особенности системы образования Калужской области и, несомненно, должно учитываться при подготовке квалифицированных специалистов.

При проведении исследования ставилась задача формирования модели общекультурных компетенций специалиста-управленца, адекватной тенденциям социально-экономического развития Калужского региона, использование которой в практической деятельности образовательных учреждений позволит сориентировать образовательный процесс на формирование у выпускников необходимых для их профессиональной жизни личностных качеств.

Эмпирической базой исследования послужили материалы опросов выпускников, преподавателей вузов и работодателей выпускников вузов, расположенных на территории Калужского региона, в ходе которых выявлены требования, предъявляемые рынком труда к профессиональным и личностным качествам выпускников вузов по направлению «Менеджмент», оценены уровни востребованности общекультурных компетенций специалиста и их сформированности у выпускников вузов. В ходе данной работы использованы методы социологических исследований (анкетирование, опрос, экспертные оценки) для сбора первичной информации, методы сводки, группировки, сравнения, анализа и синтеза, а также статистические и экономико-математические модели и методы для её обработки.

Следует отметить, что авторами с 2005 г. регулярно проводились опросы руководителей предприятий и организаций Калужской области о качестве подготовки выпускников региональных вузов по управленческим специальностям и направлениям, о востребованности и сформированности их профессиональных и личностных качеств. Также неоднократно проводилось анкетирование студентов и выпускников ряда вузов на территории Калужской области об уровне их профессиональной подготовки и проблемах профессиональной адаптации.

На первом этапе исследования была осуществлена разработка инструментария диагностики степени востребованности и уровня сформированности компетенций, в том числе анкет для проведения опроса выпускников, преподавателей вузов и работодателей выпускников вузов, расположенных на территории Калужского региона. При этом использованы материалы специальной литературы, разработки авторского коллектива, а также материалы, приведенные в работах А.Я. Кибанова [3].

На основе изучения ФГОС по направлению «Менеджмент», стандартов профессиональной деятельности в сфере управления, иных нормативных и методических документов высшей школы, внутривузовских локальных актов, а также экспертных мнений работодателей, выявленных в ходе их опросов в 2005-2011 гг., был составлен исходный перечень общекультурных компетенций выпускников вузов по управленческим направлениям подготовки.

Затем для проведения опросов были определены респонденты из числа выпускников вузов, преподавателей и работодателей выпускников вузов.

В выборку выпускников вошли лица, окончившие в 2010-2012 гг. вузы, расположенные на территории Калужской области. Было опрошено 358 выпускников: 81% - по специальности «Менеджмент организации» и 19% - по направлению «Менеджмент».

Выборка преподавателей была сформирована из 62 представителей профессорско-преподавательского состава данных вузов, преподающих дисциплины из разных циклов подготовки менеджеров.

В выборку работодателей попали представители менеджмента (руководители, их заместители, а также руководители ключевых бизнес-направлений и функциональных подразделений) предприятий и организаций, расположенных на территории Калужской области, на которых работают выпускники исследуемых вузов. Всего были опрошены представители 317 компаний-работодателей, среди которых присутствуют производственные, торговые, строительные предприятия, туристические фирмы, научно-исследовательские, финансово-кредитные и консалтинговые организации, образовательные учреждения. Большинство работодателей (82%) - субъекты малого и среднего бизнеса. В выборку попали также представители зарубежных компаний, функционирующие на территории Калужского региона: ООО «Фольксваген Групп Рус» (г. Калуга), ЗАО «Вольво Восток» (г. Калуга), ООО «Руукки Рус» (г. Обнинск), ООО «Стора Энсо Пакаджинг ББ» (г. Балабаново), ООО «Самсунг Электроникс Рус» (п. Ворсино), ООО «ХКФ-Банк» (г. Обнинск), ООО «Хемофарм» (г. Обнинск) и др.

Опросы проводились с использованием метода анкетирования. Респондентам было предложено проранжировать представленный перечень общекультурных компетенций по степени значимости для квалифицированного специалиста, а также оценить уровень сформированности компетенций, которые эксперт считает значимыми, у выпускников вузов. Обработка заполненных анкет по всем группам респондентов позволила получить следующие результаты.

Ответ на вопрос, как воспринимается ситуация, связанная с трудоустройством выпускников на рынке труда, показал, что в целом представители и работодателей, и вузов отмечают тенденции к значительному снижению потребности в молодых специалистах: по мнению 78% выпускников, 69% преподавателей и 64% работодателей сложность трудоустройства выпускников вузов в последние годы повысилась. Но, несмотря на пессимистичные прогнозы о возрастании сложности трудоустройства, вузы и выпускники, тем не менее, несколько переоценивают нынешнюю готовность компаний работать с выпускниками: 73% преподавателей и 79% выпускников уверены, что компании заинтересованы в молодых специалистах. Однако работодатели более категоричны в своих оценках - более трети из них (38%) не готовы трудоустраивать выпускников.

Невысокий показатель спроса работодателей на выпускников, даже с учетом того, что создаваемые в Калужском регионе предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, ведут набор персонала и активно привлекают выпускников вузов, обусловлен не только общим состоянием рынка труда, но и несоответствием качества вузовского образования требованиям рынка труда и качественными характеристиками самих выпускников. С одной стороны, выпускников вузов, как правило, характеризует высокий уровень теоретической подготовки, возможность повышения квалификации и переподготовки, большой запас энергии, мобильность, быстрое приспособление к новым условиям, большой период предстоящей трудовой деятельности. Но, как показывают результаты исследования, более половины (54%) работодателей вынуждены отказывать в трудоустройстве согласно профилю полученной специальности каждому второму выпускнику. Основные причины отказа:

• завышенная оценка своего личного и профессионального потенциала - 32%;

• недостаточная практическая подготовка - 28%;

• психологическая неготовность к работе, социальная незрелость - 21%;

• нежелание начать карьеру с низовых ступеней - 18%;

• отсутствие представления о нормах поведения в бизнес-среде - 17%;

• неумение представить себя на собеседовании - 14%;

• недостаточная теоретическая подготовка - 8%;

• нежелание проходить дополнительную подготовку - 2%.

Таким образом, очевидно, что большинство проблем с трудоустройством выпускников вызваны не только недостаточностью практической подготовки, но, прежде всего, несоответствием требованиям рынка труда их личностных качеств.

Отвечая на вопросы анкеты, работодатели так проранжировали значимость групп компетенций для востребованного квалифицированного специалиста:

• общекультурные компетенции - 48%;

• профессиональные компетенции - 52%.

Как видим, оценки разделились примерно поровну, а если рассматривать различные категории работодателей, то для представителей сферы услуг, финансово-кредитной, образовательной, консалтинговой сферы значимость общекультурных компетенций явно превалирует, что ещё раз подтверждает актуальность поставленной проблемы.

В ходе анкетирования работодатели выделили следующие наиболее важные для них общекультурные компетенции выпускников:

1. умение быть ответственным - 80,7%;

2. умение работать в коллективе, команде - 72,1%;

3. умение ориентироваться на профессиональное и личностное развитие -

65,8%;

4. умение коммуницировать - 56,7%;

5. способность самостоятельно мыслить и работать - 48,5%;

6. умение грамотно использовать письменную и устную речь - 36,5%;

7. умение планировать личное время и управлять стрессом - 34,3%;

8. умение быть дисциплинированным - 27,3%;

9. умение быть исполнительным - 24,5%;

10. способность к самоанализу, самоконтролю - 22,2%;

11. способность к самообучению - 21,1%;

12. умение быть целеустремленным - 18,9%;

13. способность к интенсивной работе - 18,4%;

14. способность проявлять инициативу - 16,8%;

15. умение ориентироваться в меняющихся условиях, мобильность, адаптивность - 15,4%.

Следует отметить, что представители различных групп работодателей в оценке значимости общекультурных компетенций оказались практически солидарны. Несколько отличаются оценки представителей иностранных компаний, которые уделяют большее значение умению вести коммуникации на иностранном языке (предпочтительно - на двух иностранных языках), а также дисциплинированности, пунктуальности и культуре устной и письменной речи.

По данным анкетирования, представление преподавателей о значимости общекультурных компетенций выпускников практически полностью совпадает с мнением работодателей: при тех же рангах оценки преподавателей только несколько отличаются количественно, что указывает на хорошее понимание представителями вузов потребностей современного регионального рынка труда.

В ходе исследования выпускникам вузов было предложено проранжировать тот же перечень компетенций, а также дать самооценку уровня их сформированности в процессе обучения в вузе. Перечень компетенций по рангу, составленный по ответам выпускников, существенно отличается от оценок работодателей. Так, на первые места выпускники ставят мобильность, целеустремленность, инициативность, и отмечают высокий уровень их развития. Выпускники также достаточно высоко оценивают значимость таких компетенций, как коммуникабельность, умение работать в команде, ответственность, но оценивают уровень их сформированности, как не выше среднего. Такие значимые по мнению работодателей компетенции, как умение грамотно использовать письменную и устную речь и способность самостоятельно мыслить и работать в рейтинг выпускников вообще не попали. Выявленные несоответствия оценки значимости компетенций со стороны молодых специалистов требованиям работодателей могут иметь негативные последствия в процессе их трудоустройства и профессиональной адаптации.

Согласно результатам исследования, уровень развития общекультурных компетенций у выпускников также не в полной мере соответствует заявленным требованиям работодателей. Оценка работодателями уровня сформированности данных компетенций у выпускников вузов выявила наибольшие расхождения между востребованностью и сформированностью по таким компетенциям, как ответственность (отклонение от требований работодателей составляет 46,4%), умение грамотно использовать письменную и устную речь (37,8%), дисциплинированность (34,5%), способность к самоанализу, самоконтролю (32,6%), способность самостоятельно мыслить и работать (28,4%), умение планировать личное время и управлять стрессом (23,8%). Но самой критичной стала оценка преподавателей: они ниже всего оценили уровень развития значимых общекультурных компетенций у своих выпускников.

Учитывая наличие отклонений уровня развития общекультурных компетенций выпускников от требований работодателей (в среднем 31%), приоритетное значение для вузов приобретает разработка комплекса мероприятий по совершенствованию учебного процесса, направленных на развитие необходимых выпускникам общекультурных компетенций. При этом положительного эффекта можно достичь путем грамотного построения образовательной программы, гармоничного сочетания различных методов обучения, формирования благоприятной организационно-культурной среды осуществления учебного процесса, широкого использования позитивных примеров из исторической и современной отечественной, и в первую очередь, региональной профессиональной практики, усиления взаимодействия образовательных учреждений и представителей регионального бизнес-сообщества в процессе подготовки кадров.

Таким образом, результаты исследования требований бизнес-среды к компетенциям специалистов и уровня сформированности данных компетенций у выпускников вузов могут лечь в основу проектирования компетентностных моделей специалистов, использование которых в практической деятельности образовательных учреждений позволит сориентировать образовательный процесс на формирование у выпускников необходимых личностных качеств и ускорить их включение в полноценную профессиональную деятельность.

Литература

1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

2. Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Опыт разработки моделей выпускника на основе контекстно-компетентностного подхода // Высшее образование сегодня. 2011. № 6, с. 55-59.

3. Кибанов А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - М.: Инфра-М, 2011. - 229 с.

4. Ловецкий Г.И. Методология инновационного развития системы профессионального образования региона на примере Калужской области / Г.И. Ловецкий, В.И. Детюк, Н.Г. Ловецкий. - Калуга: Полиграф-Информ, 2005. - 292 с.

5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/sub/education/education_kaluga_region.php (дата обращения 17.06.2013).

Т.А. Бельчик Е.А. Морозова И.П. Поварич

ПРОБЛЕМЫ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ И ОЦЕНКА ЕЕ КАЧЕСТВА

THE ISSUES OF UNIVERSITY STUDENTS TRAINING IN SPECIALIZATION «MANAGEMENT» AND THE ASSESSMENT OF ITS QUALITY

Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам вузовской подготовки студентов по направлению «Менеджмент» и вопросам оценки ее качества. Авторы не соглашаются с точкой зрения о перепроизводстве специалистов экономико-управленческого профиля, а обосновывают необходимость повышения требований к

© Т.А. Бельчик, Е.А. Морозова, И.П. Поварич, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.