Научная статья на тему 'Инновационные подходы к модернизации профессионального образования и возрождение престижности рабочих профессий'

Инновационные подходы к модернизации профессионального образования и возрождение престижности рабочих профессий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селенков Н. Б., Олейниченко Л. Г., Рыбаков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к модернизации профессионального образования и возрождение престижности рабочих профессий»

речень, у выпускников вузов, расположенных на территории Калужского региона, а также опросы выпускников и студентов с целью выявления их самооценки развития данных компетенций. Подобные исследования планируется провести отдельно по специальностям и направлениям как технического, так и гуманитарного профиля. Обобщение полученных данных позволит разработать комплекс мероприятий по совершенствованию образовательных и воспитательных программ как регионального характера, так и для отдельных вузов, расположенных на территории Калужского региона.

Следует отметить, что проведение данного исследования применительно к Калужскому региону представляет особый интерес в силу ряда причин. Во-первых, Калужская область имеет уникальный образовательный потенциал, на ее территории находятся различные учреждения высшего профессионального образования, ведущие подготовку по различным специальностям, направлениям и профилям, что позволяет осуществлять сравнительный анализ полученных данных в разрезе специальностей и направлений. Среди работодателей выпускников образовательных учреждений, расположенных на территории региона, наряду с отечественными субъектами бизнеса широко присутствуют зарубежные фирмы, причем представляющие разные государства и культуры, что также дает большой материал для проведения сравнительного анализа оценки уровня востребованности и сформированнности компетенций со стороны отечественных и зарубежных работодателей.

Кроме того, как отмечает Г.И. Ловецкий1, динамику развития Калужского региона наиболее ярко знаменуют взаимодополняющие векторы культурно-исторического и научно-технологического характера: уникальный культурно-исторический и духовно-нравственный ареал и территория инновационного развития. Несомненный интерес представляет выявление влияния данных факторов на компетентностную модель выпускников вузов, расположенных на данной территории, а также использование обозначенных тенденций в разработке путей формирования общекультурных компетенций в процессе подготовки специалистов.

В основу исследования будет положен личностно ориентированный подход к обучению, основанный на признании права каждого участника образовательного процесса быть личностью, способной к саморазвитию, самоопределению, свободному выбору жизненного пути. Формирование навыков поведения студента должно творчески сочетаться с собственной волей личности, её сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что детерминирует собственно человеческое поведение. В конечном счете, именно личностные качества, ценности определяют характер использования знаний, и, следовательно, вектор общественного развития. Ведь собственно знания ценностно нейтральны: они могут быть обращены как во благо, так и во вред человеку и человечеству. Между тем отношение индивида к знаниям таковым не является, т.к. оно имеет индивидуально-адаптивный характер. Соответственно, все более актуальной задачей процесса образования становится формирование лучших человеческих качеств, нравственной позиции, духовной ориентации, отношения человека к своей жизни, к государству и обществу, к труду. Сегодня высшее профессиональное образование должно способствовать формированию у студентов профессиональной направленности, интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла и личностной значимости профессионального труда, сознательного и творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического профессионального поведения, профессиональной этики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля, профессиональной ответственности и надежности. Всё это служит предпосылками социально-профессиональной мобильности, ответственности и конкурентоспособности специалиста.

Разработка модели общекультурных компетенций специалиста, адекватной тенденциям социально-экономического развития Калужского региона, и ее использование в практической деятельности образовательных учреждений позволит сориентировать образовательный процесс на формирование у выпускников необходимых качеств личности, адаптировать специалиста к региональным условиям еще в процессе обучения и, таким образом, снизить затраты на его послевузовскую адаптацию и ускорить его включение в полноценную профессиональную деятельность.

Реализация поставленных в данной работе задач будет способствовать снижению рисков невостребованности молодых специалистов и повышению уровня их профессиональной адаптации на рынке труда и позволит образовательной системе стать устойчивым эффективным механизмом социально-экономического и культурного развития России.

Селенков Н.Б.

к.п.н., Почётный работник образования, директор колледжа

Олейниченко Л.Г.

к.т.н., доцент, зам. директора колледжа

Рыбаков А.В.

к.т.н., доцент, научный руководитель экспериментальной работы колледжа, руководитель СКИБ МГТУ

Станкин

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРЕСТИЖНОСТИ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

Знания и умения в области обработки металлов всегда были основой самых престижных профессий, и только в перестроечные времена был потерян и имидж, и статус, и сам предмет деятельности. Особенно это затронуло основ-

1 Ловецкий Г.И., Детюк В.И., Ловецкий Н.Г. Методология инновационного развития системы профессионального образования региона на примере Калужской области. Мирообразоватика / Под ред. Г.И. Ловецкого. - Калуга: Полиграф-Информ, 2005.

ные рабочие профессии в связи с чем при масштабной модернизации страны руководители и организаторы производств в первую очередь сталкиваются с острой нехваткой рабочих кадров, способных работать на новом современном оборудовании с освоением инноваций и новых информационных технологий.

Организация профессионального образования оказывается ключевым звеном в планируемой модернизации, а Политехнические Колледжи (ПК) - теми образовательными учреждениями, где наиболее отчётливо проявляются проблемы и выявляются походы к их решению.

В настоящее время в очередной раз происходит смена педагогической доктрины.

Предметно-ориентированный подход сменился личностно-ориентированным, а затем начата переделка учебных планов и программ под модульно-компетентностную систему описания учебного процесса. Происходит формирование набора знаний и умений под каждую компетенцию, установленную Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС) по каждой профессии. Модульно-компетентностная система призвана объединить возможности двух предыдущих подходов, рассматривая обучаемого как основную ценность всего образовательного процесса, способствуя развитию творческой, активной, инициативной позиции, навыков самообразования и саморазвития. Изучение содержимого обучения по модульным блокам и учебным элементам позволяет обеспечить индивидуальный темп освоения учебного материала, непрерывный контроль навыков, освоенных каждым обучающимся. Возникает возможность формирования индивидуальной программы обучения для каждого обучаемого с учётом его прежней профессиональной подготовки и деятельности, а также с учётом запросов и потребностей предполагаемых работодателей. Деятельностный подход к обучению позволяет выделить оптимальный объём теоретических знаний, и преподавать их вне отрыва от практической деятельности обучающихся. Учащийся учится самостоятельно, преподаватель организует, консультирует и контролирует процесс обучения с ориентацией на дистанционное и открытое обучение с использованием электронных учебников и электронных систем обучения. Кроме того, идёт активный поиск реальных параметров и критериев оценки результатов образовательных процессов. Одним из авторов данной статьи [1], было предложено для классификации различных видов деятельности использовать концептуальную модель Чарльза Перроу [2], созданную в 1967 году. В этой модели для классификации различных видов деятельности было выделено два параметра - вариабельность и анализируемость задач. В контексте развития профессионального мастерства можно определить первый параметр как количество различных операций, необходимых для выполнения деятельности, а второй - как возможность разбить задачу на стандартные операции и выявить набор типовых ситуаций, которые позволят легко обучить начинающего решению профессиональных задач. Использование модели Перроу позволяет выделить различия между отдельными категориями деятельности, чтобы подобрать оптимальный метод обучения и определить требования к составу информационной поддержки рабочей среды.

В итоге удалось «разбить» все пространство деятельности на четыре универсальных категории (использование типовых операций, работа технического специалиста, ручная работа, требующая высокой квалификации и использование нетиповых операций), которые предъявляют различные требования к обучению специалиста и информационной поддержки деятельности.

Изложенный подход стал основой для проведения в ПК №13 экспериментальной работы по теме: «Формирование содержания непрерывного профессионального образования на модульно-компетентностной основе по профессии «Станочник широкого профиля» в рамках ФГОС нового поколения».

Результаты экспериментальной деятельности будут включать в себя следующие материалы:

• Примерную программу обучения по курсу «Станочник широкого профиля» для обслуживания современного оборудования с ЧПУ (на примере токарного типа оборудования) (интеллект - карта предмета обучения);

• Методику подачи учебного материала на модульно-компетентностной основе в условиях информационно-технологической среды (на примере обработки на станках с ЧПУ);

• Учебное пособие (в электронном виде и на бумажных носителях) по организации совмещенного обучения теоретическим основам и практическим навыкам работы на оборудовании с ЧПУ («дорожная карта» для процесса обучения);

• Электронную систему обучения при широком применении компьютерного моделирования на базе прототипа Системы Автоматизированной Поддержки Принятия Информационных Решений (САПИР) (обучение молодых специалистов в ходе компьютерной игры), включающая: словарь понятий, связанных с механической обработкой, CAD/CAM системами, инструментами, материалами, командами для ЧПУ, описанием пульта станка и т.д.; перечень процедур, позволяющих оператору получить из заготовки на оборудовании с ЧПУ требуемую деталь.

• Рекомендации по использованию нормативно-справочной информации (руководств) для пошаговых описаний действий оператора в типовых ситуациях и пособие для обучаемых по навигации в информации, необходимой для обслуживания оборудования с ЧПУ.

Как показывают приведенные ожидаемые результаты, практически ставится задача кардинальной модернизации процесса обучения на основе разработки и внедрения развивающих технологий, использования современных инновационных подходов к воспитанию и обучению молодёжи.

Широкое применение такого высокотехнологичного и сложного оборудования, как станки с ЧПУ, в соединении с компьютерной подготовкой производства всё более активно изменяет имидж и престижность рабочих профессий, связанных с металлообработкой.

Современная социальная и экономическая ситуация в России, создавая предпосылки для позитивных перемен в нашем обществе, привела к появлению новых проблем: смена идеологии и системы ценностей, нестабильность правовых и моральных критериев, межэтнические конфликты, безработица, миграция беженцев, локальные военные конфликты, криминализация общества, развитие коррупции и многое другое. В результате произошли и происходят су-

щественные изменения в укладе жизни не только взрослого человека, но и детей, особенно подросткового возраста, которые не могут не затронуть базисные мотивации, ценностные установки и потребности личности. Главным вопросом остаётся воспитание Ценностного отношения к труду.

Итак, система образования (особенно профессионального) требует перехода на новую образовательную парадигму, соединяющей в себе знание минимума, регламентированного образовательным стандартом, и владение основными профессиональными компетенциями, развитие творческого потенциала личности.

Крайне важен многофакторный подход к пониманию сущности подготовки молодежи к будущей профессии, жизни в новых социальных условиях. Это отражается в программах образовательных учебных заведений и ориентирует обучение и воспитание прежде всего на развитие творческих способностей учащихся и студентов, на создание реальных условий, в которых они смогли бы ощутить себя личностью, проявить ответственность за свои поступки и дальнейшую деятельность.

Создание программ развивающего обучения всегда было и остаётся одной из главных целей прогрессивной педагогики. Однако недостаточная развитость информационных технологий обучения и опасения, что самостоятельность мышления приведёт к его излишней независимости и крамольности, тормозили широкое использование данного подхода.

Формирование самостоятельного инновационного мышления в рамках организованных воспитательных и образовательных процессов, становится горящей проблемой на фоне захлестывания неподготовленного и недостаточно развитого сознания мутным потоком информации, обрушиваемым СМИ, традиционным окружением и т. д. Одним из путей решения этой проблемы является создание и широкое внедрение во все формы воспитания и обучения Познавательно Развивающих Игровых Технологий (ПРИТ). В основе реализации данного подхода два главных момента: создание Познавательных Баз Данных (ПБД), которые должны прийти на смену традиционным библиотекам, механистически преобразуемым к электронному виду, и разработка серьёзных игр, на основе познавательно активной информации, формирующих самостоятельное универсальное мышление.

Обучая человека, нужно научить его умению познавать окружающий мир и общество, имея в виду, что обучение и познание - это принципиально разные процессы.

2 декабря 2010 г. Президент на заседании Госсовета в очередной раз напомнил о значимости и приоритетности профессионального образования. Объявленная программа модернизации производств в России натолкнулась не только на отсутствие рабочих кадров, но и на нежелание молодёжи возвращаться к работе на производстве в традиционных рабочих профессиях. Практически нет желающих стать слесарем, токарем, литейщиком и т. д., хотя обработка металла во все времена была привлекательной и престижной профессией, служила предметом гордости, семейных традиций и т.д.

Однако оказывается, что и традиционных рабочих профессий на современном производстве практически нет. Высокотехнологичное оборудование требует подготовки, запуска и сопровождения столь сложных и дорогостоящих процессов, что управление ими предъявляет к работающей с ним команде такой широкий диапазон требований, которые не могут быть освоены раз и навсегда. Возникает необходимость в непрерывном образовании, формировании информационной среды обучения, развитии наставничества.

Профессиональные Колледжи отличаются от бывших и ныне существующих спецшкол высоким качеством и широтой подготовки, прекрасно оснащёнными лабораториями и учебными классами.

Формируемый в настоящее время модульно-компетентностный подход к организации учебного процесса позволяет выстроить комплексы знаний и умений, позволяющие реализовать лучшие традиции отечественной педагогики.

Сегодняшняя информационно-технологическая среда (оператор + CAD/CAM - система + оборудование с ЧПУ + локальная вычислительная сеть + базы знаний по технологической оснастке + координатно-измерительные машины), в которой будет происходить деятельность оператора станка с ЧПУ, должна более динамично подстраиваться под специфические потребности (разные станки с ЧПУ, разные CAD/CAM - системы, различные производители технологической оснастки и т.д.). В новой модели обучения изменению подвергаются не только собственно учебные пособия, но и методика представления и подачи учебного материала для обучающихся, механизмы контроля за процессом освоения материала учащимися. Основой учебного процесса является не печатная книга, а компьютерная система поддержки информационных решений, управляющая обучением

В Колледжах сегодня формируется инновационный образовательный процесс, направленный на подготовку молодёжи, способной работать на высокотехнологичном оборудовании, постоянно наращивая свои компетенции через начальное образование к среднему и высшему.

Колледж в современных условиях:

- является новой формой образовательных учреждений, ориентированной на воспитание молодёжи с необходимым для жизни набором знаний, умений и личностных качеств;

- имеет улучшенное материально-техническое обеспечение специализированного ученого процесса;

- является местом демонстрации эффективной работы и рационального использования высокотехнологичного оборудования;

- является Центром повышения профессионального образования в рамках систем дополнительного образования;

- является местом Военно-патриотической и допризывной подготовки молодёжи (клубы, поиск);

- является местом спортивно-массовой работы;

- является Досуговым Центром;

- является местом работы с родителями, местом семейной культуры и т.д.

Таким образом, в современных условиях развитие профессионального образования становится ключевым направлением воспитания и социализации молодёжи, важным ресурсом модернизации экономики страны.

Семеко Г.В.

к.э.н., с.н.с. ИНИОН РАН

ФАНДРАЙЗИНГ И ФОНДЫ ЦЕЛЕВОГО КАПИТАЛА КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Формирование рыночной системы хозяйствования в России создает условия для диверсификации каналов финансирования высшей школы и привлечения финансовых ресурсов из внебюджетных источников, что позволяет отчасти компенсировать недостаток государственных ассигнований.

Во многих странах мира для мобилизации финансовых средств из негосударственных источников широко используется комплексная система методов и механизмов, именуемая фандрайзингом. Фандрайзинг (от англ. fundraising -сбор средств) - это процесс привлечения средств от внешних доноров (физических и юридических лиц) с целью реализации определенных социальных проектов. К нему прибегают как юридические (предприятия), так и физические лица, занятые практически во всех секторах экономики, материальном и нематериальном производстве, в том числе в социальной сфере (социальная помощь, наука, образование, здравоохранение и т.д.). Соответствующая практика имеет историю, насчитывающую не одно десятилетие, и хорошо зарекомендовала себя.

Ключевой механизм фандрайзинга - это эндаумент-фонд, или просто эндаумент (от англ. endowment - вклад, дар, пожертвование). Этот целевой фонд предназначен для использования в некоммерческих целях, как правило, для финансирования организаций образования, медицины, культуры. Он формируется преимущественно за счет благотворительных пожертвований или специальных целевых взносов. Отличием эндаумента от обычной благотворительной организации является строго целевой характер деятельности (обычно эндаумент создается для поддержки какой-либо одной организации, например, определенного университета) и нацеленность на получение дохода за счет инвестирования средств.

Самый известный в мире эндаумент - Нобелевский фонд - был образован в 1900 г. в соответствии с завещанием Альфреда Нобеля. К выдающимся образцам технологии эндаумента относят и созданный в 1965 г. в США Национальный фонд искусств (НФИ) - независимое общественное агентство, официально действующее от имени правительства США. НФИ располагает несколькими миллиардами долларов и выполняет функции отсутствующего в стране Министерства культуры. Он поддерживает культурные проекты во всех штатах - общая сумма грантов, выданных НФИ, достигает 4 млрд. долл.

В сфере образования средства целевых фондов инвестируются и дают регулярный доход, часть которого используется для развития учреждений высшего образования. Организационно эндаумент-фонд представляет собой некоммерческую организацию в форме благотворительного фонда, предназначенного для аккумулирования благотворительных средств и их эффективного использования на цели развития вуза.

Эндаумент-фонд обеспечивает учебным заведениям определенные выгоды, в частности, частичную независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений; получение гарантированного дохода; долговременный источник финансирования. Преимуществом эндаумента является прозрачный характер его деятельности, поскольку его средства могут быть направлены только в тот вуз, для поддержки которого он создан.

Наибольшее развитие эндаументы получили в США. Первопроходцем в этой области является Гарвардский университет: первым взносом в его фонд целевого капитала стал небольшой участок земли, который в 1649 г. четыре выпускника Гарварда завещали Alma Mater.

На сегодняшний день в университетских фондах по всему миру аккумулированы значительные средства. Так, совокупный целевой капитал, который сосредоточен в руках 25 вузах-лидерах по Шанхайскому рейтингу 500 ведущих университетов мира, оценивается суммой, превышающей 170 млрд. долл. При этом размер эндаумента колеблется от 172 млн. у Лондонского университетского колледжа в Великобритании до почти 37 млрд. долл. у Гарвардского университета в США. Медианный показатель эндаумента в данной группе вузов составляет около 6 млрд. долл. Причем у университетов США - наивысшие суммы накопленных пожертвований (медиана - 6,1 млрд. долл.) по сравнению с университетами других стран (медиана - 2,2 млрд. долл.)1.

Размер собранного целевого капитала в 25 первых университетах мира поистине удивительный. Например, он превышает бюджет штата Калифорния (111 млрд. долл. в 2008/09 фин. г.). Если сопоставить этот капитал с ВВП отдельных стран, то в рейтинге стран мира по размеру ВВП, который составляет МВФ, эти 25 университетов займут 41 место, опередив Нигерию, Румынию и Израиль.

Четыре частных университета США сосредоточили в своих руках 56% совокупного целевого капитала в группе 25 ведущих университетов мира, в том числе доля Гарварда равна 22%, Йельского университета - 14%, Стэнфорда -10% и Принстона - 10%. У этих вузов медианный размер эндаумента превышает 7 млрд. долл. Надо констатировать,

1 Massive accumulation of endowment wealth by the world's top-25 universities // http://www.allaboutuni.com/site/ serv_publications.php?type=P&pub=12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.