ценностно-компетентностная синергия в проектировании и реализации вузовских образовательных программ
Флоря Василий Михайлович - д-р социол. наук, проф., кафедра философии и методологии образования. E-mail: florya.vas@yandex.ru
Волкова Ольга Александровна - педагог-психолог управления по учебно-воспитательной работе и социальным вопросам. E-mail: olvolkova@ugtu.net
Кравцова Любовь Александровна - проректор по учебной работе. E-mail: lkravcova@ugtu.net Ухтинский государственный технический университет, г. Ухта, Россия Адрес: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, 13
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы применения ценностно-компетент-ностного подхода в проектировании и реализации программ высшей школы на примере образовательного процесса Ухтинского государственного технического университета. Лежащий в основе образовательного процесса ценностно-компетентностный подход призван обеспечить подготовку востребованных, выдерживающих конкуренцию на рынке труда высокопрофессиональных специалистов. Университет ставит задачей создание конвергентного пути осуществления образовательного и воспитательного процессов. Обязательным условием ценностно-компетентностной синергии в вузовской образовательной среде является ориентация образовательной деятельности на объединение профессиональных компетенций и ценностей жизни студенческой ммолодёжи, посредством чего студенты становятся активными участниками учебно-образовательного процесса.
Ключевые слова: компетенция, ценностно-компетентностный подход, образовательный процесс, ценностно-компетентностная синергия, образовательная программа, профессиональное самоопределение, аксиологический профиль, социопсихологический мониторинг
Для цитирования: Флоря В.М, Волкова O.A., КравцоваЛ.А. Ценностно-компетентност-ная синергия в проектировании и реализации вузовских образовательных программ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 113-119.
Феномен ценностно-компетентностной синергии в подготовке и реализации вузовских образовательных программ в настоящее время ещё не получил чёткого и единого научного обоснования. Тем не менее в сообществе эта тема завоевала всеобщее исследовательское признание. А в сфере высшего образования это уже сложившаяся реальность, обусловленная происходящими в нынешнем российском обществе социально-экономическими процессами. Современные условия диктуют интеллектуальным кадрам новый подход и новые требования к оформлению вузовских образовательных
программ, к организации процесса высшего образования в целом, выражаемые в конвергенции процессов обучения и воспитания.
Следует подчеркнуть, что система современного вузовского образования имеет потребность во взаимообусловленности формирования и практического воплощения учебных и воспитательных программ. Назовём это важнейшим сущностным признаком внедряемого в отечественном образовании компетентностного подхода. Причём эта корреляция должна иметь именно ценностную направленность, поскольку ценностно-смысловая составляющая выступает фунда-
ментом при формировании компетентности профессионала [1]. К тому же в целом она служит фактором преодоления так называемого «экзистенциального вакуума», то есть характерной для современной молодёжи потери или несформированности смысло-образующих ценностей [2]. Кроме того, ценностно-смысловая составляющая образовательного процесса напрямую определяет качество профессионального самоопределения будущих специалистов, является источником активности личности, движущей силой её личностного и профессионального роста [3].
На наш взгляд, ценностно-компетент-ностная синергия в вузовской образовательной среде будет наиболее успешной только при условии соблюдения двух базовых требований: во-первых, образовательный процесс должен строиться на основе ценност-но-компетентностного подхода к будущей профессиональной деятельности молодёжи; во-вторых, образовательная деятельность должна быть направлена на объединение профессиональных компетенций и ценностей жизни студенческой молодёжи. Понятно, что это возможно лишь если студенты становятся активными участниками образовательного процесса. Рассмотрим пошагово возможности практического выполнения данных требований на примере Ухтинского государственного технического университета (УГТУ).
Ценностно-компетентностный подход в современном высшем образовании состоит в необходимости подготовки профессиональных кадров, исходя из их умения в кратчайшие сроки приспосабливаться как к потребностям и запросам работодателей в профессиональной сфере, так и к деловой культуре и морально-этическим ценностям, сформированным в организации или на предприятии. Именно этот подход призван разрешить затянувшийся кризис в системе образования. Ядро системы компетенций в ФГОС ВО состоит из двух элементов: общекультурных (универсальных) и общепрофессиональных
компетенций. Задача формирования первых заключается в воспитании личности, развитии у студентов общественной ответственности, а также в способности принимать решения, выполнять задания по анализу и синтезу в проектной и исследовательской деятельности. Общепрофессиональные компетенции представляют собой знания, практические навыки, умения, методы и технические приёмы, которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности в различных сферах; также они позволяют индивидуально либо совместно решать возникающие проблемные ситуации и критически подходить к оценке результатов своей работы.
Один из главных, на наш взгляд, способов применения ценностно-компетентностного подхода в образовательном процессе - это сближение разных учебных предметов друг с другом, преодоление их содержательной изолированности и/ или обособленности, ориентация на целостное применение приобретаемых студентами умений и навыков в профессиональной сфере, поскольку набор предлагаемых к освоению в рамках любой специальности дисциплин отражает целостный комплекс явлений действительности. Ценностно-компетентностная система образовательного процесса высшей школы определяет интегративные характеристики подготовки кадров как гармонично развитой в профессиональном плане личности. Здесь важно отмечать не только отдельные проявления профессионального потенциала студента, но и прочие личностные компоненты, включая те, что могут проявиться в будущем. В этом сегменте ценностно-компетентност-ный подход проявляет себя и как норма качества, и как метод моделирования образовательного процесса в вузе.
Ещё один шаг по внедрению ценностно-компетентностного подхода в вузе - это устранение противоречий между требованиями, которые предъявляют работодатели к подготовке кадров, и их реализацией в учебных планах организаций высшего обра-
зования. Работодатели, заинтересованные в наращивании перспективного кадрового потенциала, проявляют заинтересованность в заключении договоров о сотрудничестве, обеспечивают наличие мест для прохождения практик, принимают участие в научном руководстве дипломным проектированием, ежегодно организуют работу ярмарок вакансий. В свою очередь, образовательные учреждения высшей школы активно работают над повышением востребованности своих выпускников, привлекая в образовательный процесс ведущих специалистов и практиков организаций-работодателей, актуализируя учебно-методический комплекс образовательного процесса, обновляя и совершенствуя материально-техническую базу университета.
Огромное значение в выработке новых образовательных стандартов имеет их ориентация на профессиональные стандарты (например, «специалист в области нефтегазовой сферы», «специалист по информационным системам и технологиям»), которые определяют квалификационные требования к выполняемым видам деятельности специалистов. Федеральный государственный образовательный стандарт требует непосредственного взаимодействия образовательных учреждений и работодателей по вопросам организации учебного процесса, включения их представителей в составы государственных аттестационных комиссий. Кроме того, вузам разрешено вносить в учебный план в качестве результатов обучения дополнительные компетенции, учитывающие общую направленность основной образовательной программы, а также пожелания и мнения работодателей.
Надо заметить, что социальное партнёрство образовательной и профессиональной сред является в современном российском образовании глобальной тенденцией. Ранее мы обстоятельно рассматривали ресурсную интеграцию образовательной среды Ухтинского государственного технического университета и профессиональной среды
Республики Коми [4]. Интеграция материально-технических, кадровых, учебно-методических, информационных, научных и социальных ресурсов имеет синхронизированную направленность в отношении как целей регионального образования, так и собственно целей социально-экономического развития республики. Ещё раз подчеркнём, что социальное партнёрство особенно важно развивать именно в региональных условиях, с обязательной опорой на специфику регио-нообразующих предприятий-работодателей. Нужно выстраивать такой тип взаимодействия между институтами образования и потребителями кадров, который бы максимально удовлетворял их фактически взаимосвязанные, взаимозависимые интересы.
Следующим существенным аспектом внедрения ценностно-компетентностного подхода в вузе выступает ориентация образовательного процесса на объединение усилий, связанных с достижениями выпускника в профессиональной сфере. Итоговым показателем здесь должна служить востребованность, конкурентоспособность молодого специалиста на рынке труда. Мониторинг итогов образовательной деятельности может быть выполнен с учётом разных моделей компетенций выпускников и их сопоставления с теми задачами, которые ставит рынок. Ухтинский государственный технический университет в образовательном процессе считает главным подготовку востребованных, выдерживающих конкуренцию на рынке труда высокопрофессиональных специалистов. На основе анализа ныне существующих потребностей и предложений от работодателей Республики Коми и всего Северо-Западного федерального округа можно с большой долей уверенности говорить о высоком уровне внимания к специалистам в области прежде всего нефтегазовой отрасли, а также информационных систем и технологий. В настоящее время для УГТУ приоритетом является развитие именно этих профессиональных сфер, предлагаются к освоению отвечающие требованиям совре-
менной реальности разнообразные образовательные программы по данным профилям. Практика трудоустройства на протяжении последних трёх лет выпускников, подготовленных в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования по вышеуказанным направлениям и специальностям, показывает повышенный спрос и заинтересованность предприятий-работодателей в таких специалистах. Вместе с тем следует обратить особое внимание на модификации, вносимые в данную область образования новой концепцией образовательного процесса, основанной на ценностно-компетентностном подходе.
В целом можно заключить, что ценност-но-компетентностный подход, во-первых, обеспечивает выполнение потребностей и запросов производственной отрасли; во-вторых, позволяет выпускнику вуза эффективно работать за пределами образовательных ситуаций с опорой на полученные знания, навыки и умения в условиях изменяющейся социально-экономической действительности. Принципиально важно обеспечить системное освоение студентом профессиональных и общекультурных компетенций, что предполагает его позицию как субъекта учебно-воспитательного процесса, как активного его участника, реализующего свой аксиологический потенциал и усиливающего последний путём интериоризации не только содержания образования, но и личностного смысла этого содержания. И здесь должно быть достигнуто понимание того, что главной задачей процесса обучения является формирование личностных качеств учащегося на данном этапе его социализации. На занятиях должна быть создана обстановка, направляющая студента размышлять, сопоставлять факты, анализировать и действовать самостоятельно. Это достигается путём анализа существующих и возникающих проблем, введения в практику решения познавательных задач не одним, а несколькими способами, активного использования творческих задач. В процессе обуче-
ния преподаватель в обязательном порядке должен учитывать индивидуальные способности и особенности каждого конкретного студента, оказывать помощь, организуя научное руководство по стимулированию и поощрению научно-исследовательской работы студента с учётом его интересов, жизненного опыта и особенностей развития. Весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы каждый студент понимал важность полученных знаний, которые для него являются жизненной потребностью и необходимостью, ведь любой предмет из предлагаемых к освоению в вузе содержит некое «аксиологическое ядро», то есть так или иначе ориентирован на субъекта образовательного процесса с его системой личностных смыслов и ценностных ориентаций.
Кроме того, профессиональные компетенции будущего специалиста не могут быть на сто процентов сформированы лишь за счёт аудиторно-лабораторной учебной подготовки, а общекультурные компетенции вообще не являются впервые формируемыми в стенах высшего учебного заведения [5]. Именно поэтому так нужна отладка конвергентной «подачи» содержания и форм учебной и воспитательной деятельности, присущей образовательной среде любого вуза. В настоящее время решение данной задачи нуждается в оптимизации. Одним из методов может стать предлагаемая авторами синхронизация цикла образовательной и воспитательной работы. Цикл образовательной составляющей вузовского обучения можно представить так: «определение содержания - трансляция содержания через различные формы и направления - фиксация результатов трансляции»; в данной форме он налажен и осуществляется любым образовательным учреждением в стране. А вот цикл воспитательной составляющей вузовского обучения в лучшем случае реализуется через определённое содержание и его трансляцию активным «потребителям» с помощью воспитательных мероприятий, при этом процент «активистов» по отно-
шению к общему числу обучающихся в вузе не часто стремится к 100%. Таким образом, важнейшим практическим вызовом сегодня оказывается создание и реализация такого цикла воспитательной работы, который бы коррелировал и впоследствии производил синергетический эффект с образовательной частью вузовской программы.
В УГТУ уже около десятилетия ведётся активная работа в данном направлении. Так, для определения содержания и способов трансляции воспитательной части университетского обучения разработаны и применяются такие технологии обследования и корректировки образовательной среды, как матрица направлений и форм воспитательной работы, а также «цен-ностно-компетентностный параллелепипед» [5]. Они позволяют, помимо прочего, получать «обратную связь» в виде оценки эффективности воспитательных мероприятий и выстраивать гибкую систему воспитательной работы, «чувствительную» к текущим потребностям всех участников образовательного процесса. В качестве примера практического применения данного подхода можно привести опыт УГТУ. К приоритетным формам развития созидательной активности обучающихся, дополняющим формы освоения основных компетенций, включённых в образовательный процесс, у нас отнесена деятельность клубных и досуговых объединений, волонтёрских организаций и студенческих отрядов, в совокупности охватывающих очень большой процент обучающихся [6]. Применение вышеописанной технологии, основанной на принципе корреляции направлений и форм воспитательной работы со спектром общекультурных компетенций, может служить хорошим инструментом фиксации внешних показателей воспитательного процесса. Однако необходимы сведения и о внутреннем, наиболее значимом результате вузовского воспитания.
Для решения этой задачи предлагается другой инструмент - социопсихологи-
ческий мониторинг студенческой среды. Приведём в качестве примера результаты массового исследования, проведённого инициативной группой преподавателей кафедры философии и методологии образования УГТУ в осеннем семестре 2017 г. Фиксация результатов опроса студентов-бакалавров 3-4-х курсов всех направлений подготовки УГТУ указывает прежде всего на высокую мотивацию обучения в университете. 92% из числа опрошенных студентов положительно высказались о своем желании «стать культурной и образованной личностью, интеллигентным человеком», стремлении «развивать свои способности», а также о намерении «стать высококвалифицированным специалистом». Наиболее распространённые цели обучения - иметь «собственный бизнес» (35%), а также «место хорошо оплачиваемого специалиста» (22%). Работать исключительно по полученной специальности изъявили желание 20% опрошенных студентов. По окончании учебы в университете 45% студентов хотели бы трудиться в нефтегазовой отрасли, 39% - в коммерческой сфере, а 22% респондентов отказываются рассматривать свой профессиональный выбор как окончательный и в перспективе не собираются работать по избранной специальности. Желание стать высокопрофессиональными специалистами отрасли выказали 34% студентов, свои планы на будущее и жизненные идеалы связывают с карьерой инженера 23%, предпринимателя - 19%. В то же время следует отметить, что у 14% опрошенных пока ещё не сформированы ни планы на будущее, ни жизненные идеалы и устремления.
Представляются интересными показатели, связанные с отбором ценностей и критериев жизненного успеха. На первое место студенты выдвигают такие ценности, как интересная работа (89%), наличие настоящих друзей (86%), семья, дети (85%), возможность быть себе хозяином (84%). Реализацию своих жизненных устремлений и идеалов студенты УГТУ видят в материальной
обеспеченности, а также в любви и создании семейного очага и уюта, счастливой семьи. При этом карьерный рост, профессионализм служат инструментом достижения поставленных целей (инструментальными ценностями). У студентов ведущими становятся следующие терминальные ценности: свобода (87%), успех (83%), труд (82%), справедливость (81%), стабильность (79%), достаток (77%), равенство (76%).
В оценке перспектив своего трудоустройства после окончания университета большинство опрошенных (44%) полагают, что у них имеются различные варианты получения работы, правда, без гарантированных обязательств. 18,3% респондентов знают и абсолютно уверены в том, где они будут работать, и ровно столько же из числа опрошенных пока ещё не задумывались над этим вопросом. В то же время 16% участников опроса сомневаются в возможности своего будущего трудоустройства после окончания вуза. Они считают, что поначалу, скорее всего, будут безработными. Это, очевидно, связано со сложившейся практикой постсоветского периода (отсутствием гарантий трудоустройства - послевузовского распределения), а также невостребованностью выпускников - молодых специалистов без опыта работы на рынке труда. По всей видимости, именно подобная безысходность приводит к формированию в молодёжной среде желания строить свои жизненные планы без учёта имеющейся специальности и профессии.
Проведённый опрос позволяет сделать вывод о формировании определённой системы ценностных ориентаций студенческой молодёжи УГТУ, назовём её «аксиологическим профилем»: ориентация на личное благоденствие, получение различных жизненных благ, устойчивые финансовые источники, т.е. исключительно на прагматические ценности. Для нынешних студентов главной ценностью является свобода как возможность действовать самостоятельно и решительно, у них ярко выражено стремление к
самоопределению с целью самореализации в будущем, к независимости и успешности в карьере.
Подобные аксиологические профили дают возможность не только определять степень сформированности и содержательные характеристики ценностной сферы студенчества, но и проводить мониторинг моти-вационного и личностного развития наряду с оценкой результатов профессионального обучения, а также выстраивать воспитательный процесс, учитывая «слабые места» и проблемные зоны измеренного аксиологического профиля. Это позволит нацелить учебный процесс на реализацию конкретных целей воспитания и активизацию процесса ценностной ориентации обучающихся в образовательном пространстве вуза.
Литература
1. Волкова O.A. О формировании ценностно-смысловых компетенций будущих инженеров // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 144-150.
2. Малыхина И.А. Философско-аксиологиче-ские основы социально-нравственного воспитания студентов в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 3. С. 318-322.
3. Мамаев В.А. Аксиологический подход в воспитании студенчества // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки.
2012. № 41 (300). С. 134-136.
4. Сотникова O.A., Волкова O.A. Ресурсная интеграция в социальном партнёрстве университета и предприятий региона // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 117-123.
5. Безгодов Д.Н. К разработке технологии обследования и корректировки образовательной среды вуза на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России.
2013. № 5. С. 86-93.
6. Башкиров С.П, Волкова O.A. Компетент-ностный подход к организации воспитательной работы в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 142-147.
Статья поступила в редакцию 01.02.18 Пржнята к публикации 15.02.18
Value-Competence Based Synergy in the Design and Implementation of University Educational Programs
Vasily M. Florea - Dr. Sci (Sociology), Full Prof., Department of philosophy and methodology of education, e-mail: florya.vas@yandex.ru
Olga A. Volkova - Educational psychologist of Department on educational work and social affairs, e-mail: olvolkova@ugtu.net
Lubov' A. Kravtsova - Vice-rector on educational work, e-mail: lkravcova@ugtu.net Ukhta State Technical University, Ukhta, Russia
Address: 13, Pervomaiskaya str., Ukhta, Komi Republic, 169300, Russian Federation
Abstract. The article discusses the use of value-competence based approach in designing and implementing university educational programs on an example of educational process in Ukhta State Technical University. The value-competence based approach is designed to provide training of highly professional specialists who are in demand by employers and are competitive in the labor market. The University aims at creating a convergent path for the implementation of learning and educational processes. A mandatory condition of value-competence based synergy in University educational environment is a focus on the conjunction of professional competencies and student's personal values. As a result, students become active participants in the educational process.
Keywords: competence, value-competence based approach, educational process, educational program, axiological profile, socio-psychological monitoring
Cite as: Florea, V.M., Volkova, O.A., Kravtsova, L.A. (2018). [Value-Competence Based Synergy in the Design and Implementation of University Educational Programs]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 3, pp. 113-119. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Volkova, O.A. (2017). [Formation of Axiological Competencies of Future Engineers]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 4 (211), pp. 144-150. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Malykhina, I. A. (2012). [The Philosophical and Axiological Foundations of Students' Social and Moral Upbringing in a Higher Educational Institution]. Znanie. Ponimanie. Umenie = Knowledge. Understanding. Skill. No. 3, pp. 318-322. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Mamaev, V.A. (2012). [Axiological Approach to Students' Upbringing]. Vestnik Yuzhno-ural'skogo go-sudarstvennogo universiteta.. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki = Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences. No. 41 (300), pp. 134-136. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Sotnikova, O.A., Volkova, O.A. (2016). [Practical Aspects of Resource Integration of University and Regional Enterprises]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12 (207), pp. 117-123. (In Russ., abstract in Eng.)
5. Bezgodov, D.N. (2013). [About the Competence-Based Technology for Educational Environment Survey]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 86-93. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Bashkirov, S.P., Volkova, O.A. (2016). [Competence Approach to Organization of Extracurricular Activities at the University]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6 (202), pp. 142-147. (In Russ., abstract in Eng.)
The paper was submitted 01.02.18 Accepted for publication 15.02.18