preparing future physicians for training in use of knowledge in practice by imitation certain life cases, case-method is the most effective method of online learning.
Key words: case method, congenital malformations, cleft lip and palate.
УДК 37. 01(075)
РАЗНОВИДНОСТИ ЛЕКЦИЙ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ВЕТЕРИНАРНЫХ
ДИСЦИПЛИН
С.У. Бабалиев
Казахский национальный аграрный университет (Каз НАУ), г. Алматы
В процессе преподавания ветеринарных дисциплин, в зависимости от темы учебных занятий рекомендуется использовать различные разновидности лекций, такие как лекция визуализация, бинарная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция, проблемная лекция, которые позволяют оживлять представляемый материал, и обеспечивают высокое качество проводимого учебного занятия.
Ключевые слова: информационная лекция; вводная лекция; инновационная лекция; проблемная лекция; лекция визуализация; бинарная лекция; лекция с заранее запланированными ошибками; лекция пресс-конференция.
Современное состояние подготовки специалистов в высших ветеринарных учебных заведениях диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду.
В вузовском учебном процессе лекция является одним из самых ответственных и творческих видов учебной деятельности, представляющее собой методически обеспеченное теоретическое занятие, имеющее описательный характер и познавательную ценность, направленное на передачу знаний лектором и формирование умений и навыков по теме учебной дисциплины у студентов, проводимое опытным преподавателем с использованием инновационных технологий обучения.
В процессе чтения лекции лектор должен стремиться к тому, чтобы аудитория объединялась вокруг высказываемых им идей и положений, то есть вокруг основного содержания лекции. no мнению А. А. Леонтьева, «Умение предвидеть психологическое воздействие своей речи и судить об её эффективности, соотнося ожидаемое с действительным, входит в число основных профессиональных умений лектора» [1, с. 16].
В процессе изложения учебного материала лектор должен установить «обратную связь» на лекции, что поможет более эффективно управлять учебным процессом.
Смысл управления учебным процессом состоит в такой организации информационных потоков и деятельности студентов, которая обеспечивает достижение целей обучения. Причем, деятельность обучающихся должна изменяться и корректироваться преподавателем в зависимости от результатов, достигнутых ими на тех или иных этапах учебной работы. Основное назначение обратной связи и заключается в получении от студентов информации, помогающей управлять учебным процессом.
Для обеспечения качества проведения лекций необходимо эффективно использовать технические средства обучения
Вопросы методики применения технических средств и влияния их комплекса на эффективность учебного процесса отражены в исследованиях С.И. Архангельского [2]
Для достижения целей обучения нельзя ограничиваться проведением традиционной информационной лекции. Необходимо использовать различные ее разновидности, что позволит обучаемым более активно усваивать представляемый лектором материал. Разновидности лекций представлены на рис. 1.
Вводная лекция знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить студентов с основной и дополнительной литературой, рассказать о требованиях, предъявляемы в процессе проведения учебных занятий, при подготовке самостоятельной работы.
Вводная лекция помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.
Разновидности лекций 1 —-1
Информационная \ 1 Иннпнжцнонмьн лекции II л*кцмд
Рисунок 1 - Разновидности лекций
Наш опыт показывает, что от качества проведенной обзорной лекции зависит интерес проявляемый студентами к дисциплине.
Обзорно-повторительные лекции, читаются в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал.
Проблемная лекция. В ходе проведения такой лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В условии которой имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. В ходе их разрешения и в итоге - как результат - студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности.
В процессе преподавания клинических дисциплин проведение проблемной лекции позволяет студентам анализировать изучаемое заболевание, проводить дифференциальную диагностику и в конечном итоге определять наиболее эффективное лечение.
Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления ее студентам через мультимедийный проектор и интерактивную доску
Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:
- обеспечить систематизацию имеющихся знаний;
- обеспечить усвоение новой информации;
- обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;
- демонстрировать разные способы визуализации.
В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:
- натуральные (реактивы, макро и микропрепараты, биопрепараты,
- фармакологические препараты);
- изобразительные (слайды, рисунки, фото);
- символические (схемы, таблицы).
В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции - в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. При подготовке такой лекции необходимо учитывать:
- уровень подготовленности и образованности аудитории;
- профессиональную направленность;
- особенности конкретной темы.
Наш опыт показывает, что в процессе преподавания ветеринарных дисциплин данная разновидность лекции имеет существенное значение, так как визуализированный материал и особенно симптомы и патомор-фологическая характеристика изучаемого заболевания, позволяют наглядно увидеть изменения, происходящие в том или ином патологическом процессе.
Лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех- пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний студентов.
Лекция с заранее запланированными ошибками. Эта форма проведения лекции направлена на развитие у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции.
Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам. Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции.
На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы -преподавателем совместно со студентами. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.
Наш опыт проведения лекции с заранее запланированными ошибками показывает, что студенты, как правило, находят задуманные ошибки.
Наиболее эффективно данная разновидность лекции была использована при проведении учебных занятий по дисциплине эпизоотология и инфекционные болезни в процессе проведения дифференциальной диагностики инфекционных заболеваний животных.
Лекция с запланированными ошибками выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную. Преподаватель может оценить уровень подготовки студентов по предмету, а студент проверить степень своей подготовленности по изучаемой теме.
Выявленные студентами ошибки могут послужить для создания проблемных ситуаций, которые можно разрешить на последующих занятиях.
Бинарная лекция «лекция вдвоем - эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного биологического направления и т.д. При изложении такой лекции необходимо, чтобы диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы, втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.
Преимущества бинарной лекции:
- актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;
- создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т.д.;
- наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;
- вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;
- выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.
Требования при подготовке бинарной лекции:
- у преподавателей должна быть интеллектуальная и личностная совместимость;
- лекторы должны владеть развитыми коммуникативными умениями;
- они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.
Опыт проведения нами бинарной лекции показывает, что у студентов резко возрастает интерес к представляемому материалу. Они внимательно следят за ходом мыслей каждого из преподавателей, участвующих в проведении лекции. Такая лекция позволяет студентам аналитически мыслить, что обеспечивает повышение качества представляемого материала.
Литература
1. Леонтьев, А. А. Лекция как общение / А. А. Леонтьев. - М.: Знание, 1974. - 33 с.
2. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. 10. М.:Высшая школа, 1974. - 384 с.
Дэрктщ тYрлерi жэне оларды ветеринария пэндерш окытуда колдану
С.У. Бабалиев
Ветеринария пэндерш окыту барсында сабактын такырыбына байланысты визуалдык, бинарлы дэрiс, алдын ала катемен жазылган лекция, пресс -конференцияльщ лекция тYрлерi колданылып, олар тындаушылардын кызыгушылыгын тудырып сабактын сапалы втуiне септiгiн тигiзедi.
Versions of lectures and their application in teaching veterinary disciplines
S.U. Babaliev
Thus, during teaching veterinary disciplines, depending on a theme of educational employment it is recommended to use various versions of lectures, which allow to recover a represented material, and provide high quality of spent educational occupation.
УДК 378.147-322
ЖОБАЛАР ЭД1С1 - СТУДЕНТТЩ 6З1НД1К Ж¥МЫСЫН ОРЫНДАУ ФОРМАСЫ Карлова Э.К., Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В., Батырбаева А.Э.
С.Ж. Асфендияров атындагы Казак ^лттык медицина университет^ Алматы
Цаз¥МУ тYлектерiнiц бшктшгт жэне дагдыларын дамытуга студенттердгц езтдж жумысын дурыс уйымдастыру септтн тигiзедi. взтдж жумысты уйымдастырудыц формалары эр тYрлi болуы MYмкiн, алайда, кез-келген формасы оцытудыц компетенттi-баsытталsан шешiмiне толыц келемде сэйкес келуi тиiс. Студенттердщ езiндiк жумысын уйымдастыру кезтде инновациялыц оцытудыц эдiстерiнiц бiрi реттде жобалар эдiсi болып табылады, ол студентке алынган бiлiмдi болашац кэабтде практикалъщ цолдану мацсатында кризистк анализдей бту цабыетт дамытуда, жумыс iстеудiц пэн аралыц дагдыларын дамытуда, топта жумыс iстеу арцылы коммуникативтi дагдыларды игеруде кемек болады.
ТYйiндi свздер: жобалар эдШ, СвЖ, компеmенmmi-баsъmmалsан шешiм, оцытудыц инновациялыц эдш.
Казахстан бшм беру жуйесшде етш жаткан удерютер фарватершде катыса отырып, С.Ж.Асфендияров атындагы Каз¥МУ езшщ непзп максаттарынын бiрi репнде инновацияльщ типп бшм беру багдарламасын талдау жэне оны енпзу деп санайды. Осы багдарламаларды жуйеге асыру формасы бойынша Болон декларасынын базалык кагидаларына сэйкес келуi тиiс, ал мазм^ны мен багыттылыгы бойынша отандык медицинаныц бiлiм беру, гылыми жэне инновациялык кызмеп мен кажеттшктерш интегралдау максаттарына максимальды турде жауап беруi кажет.
¥ксас бiлiм беру багдарламаларын жузеге асыру бiлiм сапасын камтамасыз етудщ с^рактарын жYЙелi балансты тYPде шешуд^ окышулардын академиялык мобильдiлiгiн интенсификациялауды, оку YPДiсiнде дистанциялык бiлiм беру технологиясын колдануды, жекеленген бiлiм беру траекториясы бойынша бiлiм механизмiн дамытуды талап етедi. Осыган байланысты Yздiксiз окыту - Каз¥МУ тYлектерiнiн кэсiби компетентшпнщ компоненттi Yлгiсi болып табылады.
Yздiксiз окыту жэне ездiгiнен бiлiм алу компетенциясы негiзiнен, типтiк багдарламага сэйкес пэндi окып-YЙренуге белiнген сагаттын Yштен бiрiне арналган студенттердiн езiндiк ж^мысыныц нэтижесiнде калыптасады.
Оку YPДiсiнде студенттердiн езiндiк ж^мысынын Yлесiнiн артуы езiндiк ж^мысынын икемделiп, дагдылануын дамытуда, студенттердiн кэаби есуiн ынталандыруда, олардын творчестволык белсендшпн жэне ынталануын тэрбиелеуде окытушылардын жауапкершшпн кYшейтудi талап етедi. Осыган байланысты бiрiншi курс окытушыларынын ролiне кеп кещл белiнедi. 1 курста студенттердщ кепшшп мектептегiмен салыстыргандагы салмагы ауыр оку сагат санымен жеткiлiктi тYPде Yлгермейтiн болгандыктан, оку YPДiсiн дэлме-дэл ^йымдастыру окып-жаттыгуына септiгiн тигiзедi. Атап ету керек, жогары оку орнынын бiрiншi оку жылында кептеген студенттердщ ^сынылатын оку жэне гылыми баспалардан кажетп магл^матты ез бетiнше тауып, iзденуге шамалары жетпейдi. вз бетшше ж^мыс iстеудi ^йымдастыру жэне ездтнен бiлiм алу эдiстемесiнiн, сондай-ак, студенттердщ бос уакытын тиiмдi пайдалану мэселелерi езектi болып калады. Алайда, студенттердщ оку материалынын мазм^нын тYсiнiп, оны ендеп караган жагдайда гана езiндiк ж^мыс сапалы тYPде жYзеге асады. Осы кезде оку материалынын мазм^нын окып-игеру процесi мынадай кимылдардын аркасында аткарылады: бастапкы мазм^нын оку жэне кодын ашу, мазм^нын ендеу жэне тYсiне бiлу, енделген жэне тYсiнген мазм^нын конспектiлеу (тiркеп отыру). Эрине, езiндiк ж^мыс оку материалынын мазм^нын жетiстiкпен игеруiне, кэсiби кимылдарды YЙренiп дагдылануына эсер етiп коймай, сондай-ак, Yнемi ез бетiнше жетiлуге, езiндiк окып-бiлуде кажеттшпн калыптастыратынын, онын танып^лу кекжиегiнiн кенеюiне он эсер берептн ерекше атап кету керек.