Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Психология
УДК 156.4
В.М. Егоршин*, Г.А. Федосеев**
Психолого-педагогические особенности предупреждения преступлений оперативными аппаратами органов внутренних дел
В статье рассматриваются проблемы и пути использования психолого-педагогических основ в общей и индивидуальной профилактике преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел. Исследуются этапы психолого-педагогического механизма преступного поведения и необходимые профилактические меры. Предлагается анализ факторов, формирующих социальнонравственное воспитание индивида и роль криминогенной ситуации в предупреждении преступлений. Анализируется выбор форм, средств и методов индивидуальной профилактики, учёт, планирование и оценка эффективности их применения.
Ключевые слова: личность, криминогенная среда, профилактика, психопрофилактика, восприятие, организация, метод, фактор, причина, условие, преступление, метод, конфидент, рецидивист, шефство, убеждение, принуждение, исправление.
V.M. Egorshin*, G.A. Fedoseev**. Psychological and pedagogical features of the prevention of crime intelligence apparatus of the interior. The article discusses the problems and ways of using psychological and educational foundations in general and individual crime prevention operational units of the Interior. We study the stages of psychological and pedagogical machinery of criminal behavior and the necessary preventive measures. Presents an analysis of factors shaping the social and moral education of the individual and the role of the crime situation in the prevention of crime. We analyze the choice of forms, tools and techniques of individual prevention, accounting, planning and evaluation of their performance.
Keywords: personality, criminogenic environment, prevention, psychoprophylaxis, perception, organization, method, a factor that cause the condition, the crime, the method confidant, a repeat offender, patronage, persuasion, coercion, correction.
Предупреждение преступлений является важнейшей составной частью деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью. Оно сформировалось в самостоятельную деятельность и последовательно развивается наряду с такими этапами розыскной работы, как раскрытие преступлений и розыск скрывшихся преступников [7].
Предупредительная работа по пресечению преступлений и в настоящее время является одним из приоритетных направлений деятельности полиции.
Предупреждение преступлений — это сложный процесс, его содержание отлично от других видов деятельности. В нем выделяют ряд составных частей (элементов):
— профилактика преступлений — это деятельность по выявлению и устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению (общая профилактика), а также по
* Егоршин, Виктор Михайлович, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812) 744-96-37.
** Федосеев, Геннадий Алексеевич, преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812) 744-96-37.
* Egorshin, Victor Mikhailovtch, professor of operative-search activities of the Internal Affairs of St. Petersburg University MVD of Russia, Honored Lawyer of Russian Federation, Doctor of Laws. Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-96-37.
** Fedoseev, Gennady Alexeyevich, lecturer in operational and investigative activities of law enforcement bodies of the St. Petersburg University, Russian Interior Ministry. Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel. (812) 744-96-37.
© Егоршин В.М., Федосеев Г.А., 2012
установлению лиц, склонных к совершению преступлений в силу антиобщественного образа жизни и поведения, воздействию на них в целях недопущения с их стороны преступлений (индивидуальная профилактика);
— предотвращение преступлений — это деятельность по установлению лиц, замышляющих конкретное преступление, и по принятию необходимых мер, исключающих реализацию их намерений;
— пресечение преступлений — это деятельность по выявлению лиц, готовящих совершение преступлений и покушающихся на них, и по принятию необходимых мер в целях прекращения их преступных действий.
При относительной, самостоятельности этих элементов тем не менее все они взаимосвязаны, поскольку имеют одну и ту же главную конечную цель — не допустить самого факта события преступления. В то же время эта цель достигается различными но своему содержанию мероприятиями, среди которых немаловажное место занимают рекомендации психолого-педагогического характера. Основой выработки данных рекомендаций являются выводы о причинах сохранения преступности в обществе, о причинах и условиях совершения конкретного (единичного) преступления.
Преступление, как и всякий человеческий поступок, представляет собой результат взаимодействия индивидуальных свойств личности и объективных (внешних для индивида) ситуаций, в которых человек принимает конкретное поведенческое решение (как ему поступить).
Причиной каждого отдельного преступления выступают, с одной стороны, личностные особенности данного индивида — его взгляды, интересы, потребности, мотивы, установки, отношения к различным социальным ценностям, в т.ч. к правовым предписаниям и запретам, с другой — совокупность внешних объективных обстоятельств, которые вызывают намерение и решимость совершить умышленное преступление или действие (бездействие), приводящее к преступлению по неосторожности.
Личностные особенности индивида связаны с условиями социально-нравственного формирования личности [1].
Итак, предпосылками преступления (индивидуального преступного поведения) является взаимодействие негативных нравственно-психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий социально-нравственного формирования индивида, с внешними объективными обстоятельствами (конкретной ситуацией), порождающими намерение и решимость совершить данное преступление либо способствующими такому поведению.
Данное определение указывает на два уровня взаимодействия личности с социальной действительностью при совершении конкретного преступления.
Первый уровень — это условия социально-нравственного формирования индивида, второй — конкретная ситуация совершения преступления. На первом уровне создаются психологические предпосылки, возможность совершения преступления конкретным лицом, на втором подобная возможность реализуется в действительности. На этих двух уровнях проявляется и связь общесоциальных причин и условий преступности с причинами и условиями отдельного преступления. Таким образом, элементами психологического механизма конкретного поступка являются нравственные свойства личности, среди которых с поступком непосредственно связаны потребности, интересы, мотивы, цели, установки и ценностные ориентации.
Этапами функционирования механизма являются: формирование нравственных свойств, их актуализация, принятие поведенческого решения и подготовка его осуществления. Исследуя звенья и этапы психолого-педагогического механизма преступного поведения, можно выявить его дефекты и искажения, определить причины и условия подобного искажения и на этой основе осуществить необходимые профилактические меры. Как всякий поступок, умышленное преступление представляет собой акт сознательной волевой деятельности. Каждый такой акт связан с удовлетворением какой либо испытываемой лицом потребности. Осмысленная человеком потребность, признанная им существенной и подлежащей удовлетворению, обретает значение интереса. Интерес — это всегда движущая сила конкретного поступка или определенной линии поведения. Таким образом, непосредственной движущей силой поведения того или иного индивида является стремление (мотив) удовлетворить свои потребности в ущерб общественным интересам. Выбор человека зависит от его нравственно-психологической сущности. Важным направлением профилактики преступлений является надлежащее нравственное формирование личности, выработка у каждого индивида социально оправданных потребностей, умение регулировать их, согласовывать с общественными интересами, подчинять требованиям социальной необходимости [3].
Юридической психологией [8] сделан вывод о том, что социально-нравственное формирование индивида обусловлено действием трех групп факторов:
— общечеловеческим опытом в сфере труда, культуры, социального общения и поведения, т.е. всем тем, что накоплено в указанных областях предшествующим поколением;
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012
Педагогика
— материальными и духовными чертами данного социального строя и того класса, к которому индивид принадлежал (экономические отношения, политические институты, идеология, мораль, право);
— конкретным содержанием производственных, семейно-бытовых и других социальных связей и отношений, составляющих личный жизненный опыт индивида.
Наиболее значимыми проблемами юридической психологии являются изучение способов формирования устойчивого позитивного правосознания граждан, определение путей правовой социализации молодежи, устранение причин возникновения правового нигилизма в общественном сознании, создание правовой культуры [2].
Ближайшее окружение и непосредственная среда — это главные каналы нравственнопсихологического формирования личности. Именно через них идет прежде всего восприятие и осознание проблем общественного развития, противоречий жизни, недостатков и ошибок в деятельности конкретного предприятия, учреждения, организации, должностных лиц. В целях успешного выявления причин и условий социально-нравственной деформации личности и последующего психологопедагогического воздействия для их устранения оперуполномоченный обязан учитывать:
— недостатки семейного и школьного воспитания;
— недостатки в организации общественно-полезной деятельности;
— роль криминогенной ситуации и обстоятельств, облегчающих совершение преступлений.
Подробный анализ перечисленных факторов, влияющих на создание неблагоприятных условий
нравственного формирования индивида, помогает глубже понять причины его преступного поведения. Каждое преступление (умышленное и неосторожное) связано с конкретной криминогенной ситуацией, имеющей определенные пространственно-временные рамки, объективное социальное содержание и субъективное (с точки зрения данного лица) значение. Криминогенная ситуация может распространяться на более пли менее обширную территорию (неурожай в стране, стихийное бедствие); концентрироваться на ограниченном пространстве (конфликт в квартире); она может иметь длительный (разлад в семье) и кратковременный (например, ссора в очереди) характер. По объему своего действия криминогенная ситуация может быть локальной, затрагивающей только данное лицо или узкий круг лиц (болезнь, ссора, утрата личного имущества), а может касаться многих (стихийное бедствие, нездоровая атмосфера в коллективе). Криминогенная ситуация может быть создана как правомерными, так и противоправными и даже преступными действиями самого виновного либо других лиц, а может быть вызвана стихийными силами природы. Ситуации, связанные с действиями виновного, могут быть созданы им специально для совершения преступления (например, искусственно создаваемый дефицит товара, чтобы иметь возможность отпускать его за взятку) либо без такого намерения (употребление алкоголя и опьянение, в результате чего совершаются хулиганские действия или автотранспортные преступления). Классификация криминогенных ситуаций по источнику их возникновения имеет практическое значение, ибо указывает направление профилактической работы по предупреждению, устранению или нейтрализации обстоятельств, способных привести к совершению преступлений. Разграничение криминогенных ситуаций по источнику их возникновения важно для установления непосредственных причин совершенного преступления и определения степени ответственности виновного.
В механизме преступного поведения указанные виды криминогенных ситуаций играют роль повода к совершению преступления, который формулирует соответствующий мотив и определяет характер и цель преступного посягательства. Ситуация преступления помимо своего объективного содержания, определяемого фактическими событиями и обстоятельствами, имеет и личностное значение, обусловленное ее субъективным восприятием. Субъективное восприятие ситуации зависит от нравственно-психологических свойств индивида, именно оно наиболее существенно для понимания причин совершенного преступления. Ситуация преступления как совокупность всех внешних обстоятельств, повлиявших на решение лица избрать антиобщественный вариант поведения, содержит в себе, как правило, не только то, что способствует такому решению, но и то, что противостоит этому. Знание данных закономерностей оперативным работником позволит ему правильно строить профилактическую работу, локализуя негативное проявление ситуации и стимулируя те факторы, которые препятствуют развитию обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Однако как поступит человек, неизвестно. Его поведение зависит не только от степени криминогенности ситуации, но и от ее соотношения с нравственно-психологическими свойствами самого человека. Так, в особо неблагоприятной, тяжелой ситуации преступление может совершить лицо в целом положительное, но не справившееся с такой ситуацией. Подобные ситуации называют экстремальными, а преступление, совершенное под их воздействием, — ситуационным. Напротив, человек с глубокими и стойкими антисоциальными свойствами (рецидивист) способен совершить преступление даже в ситуации, противостоящей этому, игнорируя и преодолевая все последствия. Здесь наиболее отчетливо проявляется взаимодействие личности и ситуации, характеризующее механизм индивидуального преступного поведения.
Для профилактики преступлений необходимо, с одной стороны, устранить криминогенные факторы и усилить антикриминальных условия, образующие конкретные жизненные ситуации, а с
другой — формировать надлежащее социально-психологическое состояние личности и её правомерную мотивацию. В целях воздействия на обстоятельства, способствующие совершению преступлений, оперативные аппараты используют возможности и авторитет государственных общественных организаций и т.п., тем самым обеспечивая комплексный подход и единство действий различных субъектов профилактики.
Наличие разнообразных сил, средств и методов, имеющихся в распоряжении оперативных аппаратов ОВД, позволяет им эффективно воздействовать почти на все известные криминогенные факторы, на самые различные обстоятельства, обусловливающие совершение преступлений, и на фоновые явления преступности (пьянство, алкоголизм, наркомания, проституция, паразитический образ жизни и др.). Оперативные аппараты ОВД ведут профилактическую работу во всех основных сферах социальной жизни, где проявляется действие причин и условия преступности.
Для решения задач общей профилактики преступлений оперативные аппараты ОВД используют как гласные, так и негласные методы, осуществляя следующие основные мероприятия:
— анализируют структуру, динамику и географию преступных проявлений;
— учитывают демографические, образовательные, половозрастные и т.п. данные о лицах, их совершивших;
— изучают соответствующие материалы печати, сообщения должностных лиц, письма и заявления граждан;
— анализируют сведения, находящиеся в делах оперативного учета и агентурных сообщениях;
— осуществляют меры, непосредственно направленные на устранение выявленных обстоятельств, способствующих совершению преступлений;
— подготавливают информацию в органы управления, сообщения на предприятия и в учреждения по вопросам укрепления общественного порядка и борьбы с преступностью;
— выступают на собраниях трудящихся, в печати, по радио и телевидению с докладами, лекциями и сообщениями по вопросам укрепления правопорядка;
— проводят профилактическую работу посредством выступлений через средства массовой, а также оказывают влияние на отрицательную среду, воздействуя через авторитет отдельных личностей, представителей творческих союзов, организаций и учреждений культуры, религиозных деятелей;
— в установленном законом порядке принимают меры воздействия в отношении должностных лиц, не выполняющих возложенные на них обязанности по охране государственного имущества, по обеспечению строгого соблюдения порядка в общественных местах.
Таковы психолого-педагогические основы общей профилактики, осуществленные в целях устранения обстоятельств, способствующих совершению преступлений.
Организация индивидуальной профилактики предполагает прежде всего выявление лиц, подлежащих воспитательно-профилактическому воздействию, которое осуществляется сотрудниками оперативных аппаратов ОВД с использованием как гласных источников информации (материалов уголовных дел, заявлений граждан, публикаций в прессе и др.), так и негласных, с использованием методов ОРД. Поскольку мероприятия индивидуальной профилактики проводятся с конкретными лицами, у которых в большей или меньшей степени уже сложилась либо начинает складываться антиобщественная направленность, что может способствовать возникновению у них преступных замыслов, то всех указанных лиц можно классифицировать по степени предполагаемой опасности следующим образом. Первую группу составляют: а) ранее судимые, освобожденные из мест лишения свободы; б) осужденные условно или к мерам, не связанным с лишением свободы; в) освобожденные из мест лишения свободы условно-досрочно.
Цель проводимых профилактических мероприятий с указанными лицами состоит в том, чтобы не допустить с их стороны повторных преступлений.
Ко второй группе относятся лица, ведущие антиобщественный образ жизни, а также нарушающие общественный порядок. Это лица, уклоняющиеся от общественно полезного труда, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотиками, проявляющие неуживчивость характера в семье, среди соседей, допускающие дебоши и т. д.
Цель мероприятий индивидуальной профилактики, проводимых в отношении данных лиц, состоит в том, чтобы, с одной стороны, пресечь их антиобщественную деятельность, а с другой — исключить возможность перерастания антиобщественной деятельности в преступление.
Третью группу образуют лица, оказывающие отрицательное воздействие на окружающих либо тесно связанные с антиобщественными элементами. В их числе лица, поддерживающие связи с ранее судимыми и оказывающие им какие-либо услуги; группирующие вокруг себя несовершеннолетних, с которыми занимаются курением, употреблением спиртных напитков, азартными играми; оказывающие
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (54) 2012
Педагогика
услуги наркоманам и пьяницам, предоставляя им возможность для употребления спиртных напитков и наркотиков; занимающиеся сводничеством и предоставлением своего помещения для встреч других граждан с целью вступления в половую связь; устанавливающие неразборчивые связи; занимающиеся проституцией; живущие на нетрудовые доходы; родители или лица, их заменяющие, которые оказывают отрицательное воздействие на поведение несовершеннолетних.
Индивидуально-профилактические мероприятия по отношению к указанным лицам проводятся для того, чтобы не только пресечь их негативное влияние на окружающих и дальнейшее моральное разложение их самих, но и с тем, чтобы исключить возможность возникновения преступных замыслов как у них самих, так и у лиц, их окружающих.
При этом сотрудники оперативных аппаратов собирают и анализируют сведения индивидуальнопсихологического характера, обращая внимание прежде всего на интеллектуальные свойства личности (уровень умственного развития, запас знаний, жизненный опыт, широта или узость взглядов и т.д.); черты характера (замкнутый или общительный, эгоистичный, легкомысленный, безответственный, деятельный или ленивый, правдивый или лживый, спокойный, уравновешенный или вспыльчивый, циничный, мстительный, озлобленный, хитрый, завистливый, самолюбивый и т.д.); волевые качества (настойчивый, решительный, целеустремленный, неорганизованный, недисциплинированный, боязливый, способный подчинить себе других, легко поддается чужому влиянию и т.д.); интересы (к чтению, спорту, охоте и т. д.); особые склонности отрицательного характера (употребление спиртных напитков, наркотиков, азартные игры, проституция и другие проявления паразитического образа жизни и т.д.).
Всестороннее и глубокое изучение личности ранее судимых предполагает также выявление признаков преступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, осведомленность о методах оперативной работы, знание уголовного жаргона, участие в прошлом в преступных группировках и т.д.); имеющихся у них заболеваний (соматические или психические) [6].
Кроме индивидуально-психологических качеств личности, изучаются и анализируются иные обстоятельства, которые должны быть учтены оперативными аппаратами при оказании воспитательного воздействия на состоящих на профилактическом учете лиц, в т.ч. сведения о преступном и ином противоправном поведении в прошлом, о том, когда, где и за что привлекался к уголовной, административной или иной ответственности; какая мера наказания была назначена; как характеризовался в период отбытия наказания; какие нарушения допускал в ИУ и т.д. Об обстоятельствах, обусловивших преступное и иное противоправное поведение в прошлом, что было причиной каждого из совершенных преступлений и др. правонарушения, в отношении кого они были совершены, по каким мотивам и поводам, были ли связаны эти преступления и другие правонарушения с пьянством, употреблением наркотиков; какие субъективные (внутренние) и общественные (внешние) условия способствовали этим преступлениям (правонарушениям), облегчили их совершение и т.д. О личных качествах: образование, культурный уровень, специальность, трудовой опыт, отношение к труду, к исполнению общегражданских обязанностей, направленность личности, индивидуально-психологические особенности. Об условиях жизни: состав семьи, обобщенная характеристика поведения каждого из членов семьи, место и условия работы, жилищные условия, материальная обеспеченность и т.д. О ближайшем окружении: содержание и особенности отношений с членами семьи, родственниками, соседями, сослуживцами; кто пользуется авторитетом, оказывает влияние из числа лиц с положительной направленностью поведения и т.д.
Современные достижения психологии и социологии предоставляют широкие возможности для использования разнообразных методов для познания личности. Наиболее распространенными из них являются следующие методы: беседа, наблюдение, документальный анализ и анкетирование. При этом следует иметь в виду, что изучение личности является не самоцелью, а рассматривается как решающее условие для выбора средств, форм и методов воспитательно-профилактического воздействия.
Что касается методов индивидуальной профилактики, то таковыми являются убеждение и принуждение, которые не только оказывают воспитательное воздействие на психологию людей, но и участвуют в формировании их сознания и поведения. Исходным моментом применения метода убеждения является отбор информации и выбор средств ее передачи. Наиболее эффективной формой убеждения является беседа. В качестве основных приемов убеждения в процессе индивидуальных воспитательно-профилактических бесед используются разъяснение, сопоставление, опровержение, обращение к личному жизненному опыту профилактирующего, постановка вопросов, стимулирующих мыслительную деятельность.
Эффективной формой воспитательно-профилактического воздействия является коллективное и индивидуальное шефство. К числу форм индивидуально-профилактического воздействия относятся трудоустройство, определение на учебу и оказание лицам помощи в создании надлежащих жилищнобытовых условий [4].
Принуждение (государственное и общественное) является одним из методов воспитательного воздействия, при котором на передний план выступает принудительное навязывание воли государства, коллектива, общественной организации, преследующее цель обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны общественного порядка, прав, интересов и личных свобод граждан от противоправного посягательства.
В индивидуальной профилактике используются главным образом меры административного и общественного принуждения. К числу таких мер относятся административный арест и штраф, административный надзор, привод для регистрации. При осуществлении индивидуальной профилактики используется также метод опосредованного воздействия на лиц через конфидентов. Далее, перед оперативным работником могут быть поставлены следующие задачи:
— выявление лиц, с которыми профилактируемый находится в близких и доверительных отношениях, установление, кто из них оказывает отрицательное и кто может оказать положительное влияние;
— выявление его намерений о дальнейшем поведении;
— выявление характера реагирования подучетника на индивидуальную воспитательную беседу, проведенную в связи со взятием его на профилактический учет;
— выявление сильных и слабых мест в его сознании (психологии и идеологии);
— выявление обстоятельств, используя которые, можно эффективнее воздействовать на него с целью побуждения его к отказу от антиобщественных убеждений, интересов, потребностей и мотивов;
— оказание на него воспитательного воздействия в целях отказа от правонарушений;
— склонение его к отказу от злоупотребления алкогольными напитками или наркотическими веществами;
— склонение его к отказу от общения с лицами, отрицательно влияющими на него;
— убеждение его в необходимости активизации общественно полезной деятельности.
Могут возникнуть и другие задачи, от решения которых будет зависеть успех исправления
указанного лица. Хорошо зная психологические качества, а также наличие ложных представлений, взглядов и убеждений в правовом, нравственном, эстетическом и политическом сознании лица, можно вполне обоснованно предположить, каким путем оно будет добиваться удовлетворения своих потребностей. Поэтому оперуполномоченный лично или через своих гласных и негласных помощников должен добиваться того, чтобы лицо, состоящее на профилактическом учете, осознало ложность своих искаженных представлений, взглядов и убеждений и изменило их на правильные.
Таким образом, выбор форм, средств и методов индивидуальной профилактики зависит от учета и оценки эффективности их применения, а также от четкого планирования всех профилактических мероприятий.
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб: Питер, 2001. — 288 с.
2. Безносов, Д. С. Диагностика правосознания личности // Материалы международной научно-практической конференции. Санкт- Петербург, 19мая 2005 г. / Сост. В.П. Сальников, В.П. Очередько, В.Ю. Рыбников, М.В. Пряхина, Н.Ю. Самарин. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. — 247 с.
3. Богданов, В. М. Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска. — Омск, 1984.
4. Гребеяьский, Д. В. О состоянии криминалистических и оперативно-розыскных характеристик преступлений. Криминалистическая характеристика преступлений. — М., 1984. — 73 с.
5. Нванова, Л. Н., Кондратьева, Е. Е. Криминалистические основания и психологические средства принятия решений при расследовании преступлений. — Н. Новгород, 2005.
6. Климов, Н. А. Оперативно-розыскная деятельность как процесс познания : монография. — М.: ЮИ МВД РФ, 1994. - 152 с.
7. Харитонов, А. Н. Предупреждение и раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска : учебник : Особенная часть / 2-е изд., под общ. ред. А.Н. Харитонова. — М., ИМЦ ГУК МВД России, 2001. — 330 с.
8. Шаранов, Ю. А. Юридическая психология : учебное пособие. — Ч. 1. — СПб.: Изд-во СПб унта МВД России, 2008. — 135 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012