УДК 340
Балюк Надежда Николаевна
ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин
Воронежского государственного аграрного
университета имени императора Петра I
Nadezhda N. Balyuk
assistant to chair of civil disciplines
of the Voronezh state agrarian university
of a name of the emperor Peter I
Современные направления индивидуальной профилактики налоговых преступлений в России
Modern trends in individual prevention of tax crimes in Russia
Аннотация. В статье анализируются меры индивидуального предупреждения налоговых преступлений, рассматриваются планы возможных мероприятий профилактической работы и методы индивидуальной профилактики налоговых преступлений
Ключевые слова: налоговые преступления, индивидуальная профилактика, методы индивидуальной профилактики
Annotation: This article analyzes the individual measures preventing tax crimes, considered possible actions plans and methods of individual prevention of tax crimes.
Key words: tax crimes, individual prevention, individual prevention methods.
Характер налоговых преступлений и их специфика диктует необходимость принятия мер по индивидуальной профилактике налоговых преступлений. Этот способ воздействия ориентирован в отношении отдельных субъектов и представляет собой конкретную работу не только с конкретной личностью, но и его окружением.
Под индивидуальным предупреждением преступлений подразумевают деятельность государственных и негосударственных органов, организаций и их представителей по выявлению лиц, от которых следует ожидать возможного совершения преступления, и оказания на них и окружающую их социальную микросреду позитивного корректирующего воздействия. Подобные меры играют роль социального инструмента, призванного нейтрализовать и устранить внутренние негативные черты определенной личности, деформирующие ее.
При этом А. И. Алексеев подчеркивает, что индивидуально-профилактические меры осуществляются в отношении только определенной группы, а именно: освобожденных из мест лишения свободы, осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы, совершающих налоговые правонарушения и других категорий лиц. Контролируются их поведение, антиобщественные связи, неблагоприятные условия нравственного формирования, криминогенные жизненные ситуации и т.д. [3, с. 622].
В данной связи заслуживает внимания мнение Е. Б. Кургузкиной, выделившей признаки индивидуальной профилактики, такие как: многоуровневость, иерархичность и многоступенчатость. На основе данного постулата индивидуальная профилактика преступности представлена частью более обширной системы специальной профилактики, которая, в
свою очередь, вливается в систему общей профилактики; данные уровни соотносятся друг с другом как единичное, особенное и общее [2, с. 11].
Процесс осуществления работы в обозначенном направлении является еще более сложным, так как индивидуальное предупреждение и прогнозирование преступного поведения во многом представляют собой части единого процесса. Предупреждение преступности всегда ориентируется на постоянное, всестороннее и глубокое изучение личности потенциального или бывшего преступника, ее поведения, связей и реальных намерений. На коррекцию плана индивидуальной работы могут повлиять любые сведения, поэтому для сотрудников правоохранительных органов одной из важнейших задач является решение вопроса о постановке лица на профилактический учет. При этом следует объективно оценить всю имеющуюся информацию и убедиться в достаточности оснований постановки на учет, так как это может оказать, в том числе, сильное негативное воздействие на судьбу человека и иметь серьезные последствия для него.
Общий подход к разработке индивидуальных планов профилактической работы состоит в том, что планирование всех возможных мероприятий должно соответствовать следующим направлениям:
1) определение особенностей объекта индивидуальной профилактики (знакомство с личностными характеристиками субъекта преступления, его окружающей средой), а именно:
- изучение личности путем получения информации обо всех признаках, характеризующих индивида, исследование среды ее жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни;
- проведение ознакомительных бесед с индивидом и членами его семьи; посещение его по месту жительства, знакомство с социально-бытовыми условиями жизни;
- ознакомление со сложившимися условиями по месту работы; знакомство с ближайшим окружением и администрацией;
2) непосредственная реализация мер индивидуального предупреждения, а именно:
- регулярные встречи с индивидом и проведение воспитательных бесед; осуществление контроля над поведением индивида по месту жительства путем опроса родственников, соседей, а также по месту работы посредством помощи администрации и ближайшего окружения, а также на основе анализа официальной информации о поведении объекта профилактической работы;
- оказание помощи в трудоустройстве, улучшении условий жизни и проведения свободного времени;
- привлечение к индивидуальной работе других лиц, способных оказать позитивное воздействие на индивида, и иные меры убеждения и помощи;
3) принятие мер по предотвращению и пресечению правонарушений и малозначительных преступлений, к которым относятся меры:
- принудительного характера, предоставляющие возможность своевременно пресечь правонарушения для того, чтобы предупредить совершение преступлений (например, привлечение к административной или налоговой ответственности и т.п.);
- по защите объектов возможного преступного посягательства индивида (например, нейтрализация ситуаций, способствующих совершению налогового преступления и т.п.);
4) принятие мер по предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений, а именно:
- склонение индивида к отказу от совершения преступлений путем воздействия на него, на отрицательную микросреду (например, разоблачение, изоляция лидеров криминальных групп, разобщение криминальных групп и т.п.);
- защита субъектов возможного преступного посягательства (например, консультирование по вопросам налогового планирования, обсуждение новелл законодательства и т.п.);
- устранение и/или нейтрализация обстоятельств, способствующих совершению налогового преступления;
5) контроль и проверка эффективности индивидуальных мер предупредительного воздействия, а именно:
- направление запросов на получение информации о поведении лица по месту работы и жительства;
- опрос соседей, родственников, знакомых, администрации о поведении и образе жизни индивида;
- опрос экспертов и другие методы прогнозирования индивидуального поведения, иные меры информационного характера;
6) подготовка материалов для изменения статуса индивида (например, снятия с учета; направления дела в суд и т.п.) [1, с.460-462 ].
В деятельности по индивидуальной профилактике преступного поведения применяется целая система методов, призванных обеспечивать позитивную коррекцию личностных характеристик, социальной микросреды и процессов их взаимодействия. К ним относятся социологические методы: научное наблюдение, изучение документов, интервьюирование, анкетный опрос; психологические методы [2, с.26-35 ].
Наиболее действенными специальными методами индивидуальной профилактики налоговой преступности следует признать следующие методы предупредительной работы:
1) Метод убеждения, включающий в себя комплекс разъяснительных мер, осуществляемых в целях изменения направленности личности и закрепления ее положительной социальной ориентации. Формами реализации данного метода являются: индивидуальные и коллективные беседы, обсуждение поведения лица, стимулирование участия в общественно полезной деятельности и т.п.
В индивидуальном предупреждении преступного поведения, как правило, используются беседы трех видов:
- ознакомительная беседа - важнейшее мероприятие, от содержания и результатов которого во многом зависит ход дальнейшей воспитательной работы;
- предупредительная беседа проводится либо при наличии фактов антиобщественного поведения лица, уже взятого на профилактический учет, либо в порядке повседневной работы;
- воспитательная беседа по цели, основному содержанию, способам воздействия близка предупредительной беседе, но она чаще всего проводится в неофициальной обстановке и представителями общественности по месту жительства или работы индивида.
2) Метод оказания помощи касается трудового устройства, улучшения бытовых условий, направления на учебу, организации досуга, установления социально полезных контактов, планирования денежных расходов, выбора жизненных целей и т.п. Наибольшую значимость он представляет для лиц, освобожденных от отбывания наказания, однако применение этих мер затруднено, так как для их реализации необходимо использовать возможности церкви, спонсоров, благотворительных фондов, службы социальной защиты, центров социальной реабилитации и других структур.
3) Метод принуждения является одним из основных в деятельности правоохранительных органов, он дает возможность не допустить противоправную деятельность лиц, находящихся под контролем, защитить граждан от их противоправных посягательств. Он реализуется путем применения различных мер воздействия, таких как:
- штраф, реализующий материальную ответственность лица за его проступки и призванный предупредить более серьезные правонарушения;
- контроль над исполнением ограничений, определенных судом в отношении лиц соответствующих категорий.
Таким образом, индивидуальная профилактика налоговых преступлений является необходимой и весьма значимой частью общего комплекса предупредительных мер, несмотря на то, что возможность ее применения в отношении лиц, еще не совершавших налоговых преступлений, ставится под сомнение.
С целью создания оптимальных условий ее осуществления считаем целесообразным ввести практику налоговых историй, которые будут обеспечиваться защитой информации, предусмотренной законодательством.
Представляется, что под налоговой историей следует подразумевать все сведения об исполнении налоговых обязанностей и обязанностей по уплате обязательных сборов граждан Российской Федерации, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц -налоговых резидентов.
Обязанность по формированию налоговых историй на основе сведений, предоставляемых налоговыми органами, следует возложить на специализированный правоохранительный орган, функциями которого также будут являться выявление фактов нарушения финансового и налогового законодательства, возбуждение уголовных дел, расследование и передача материалов дел в суд.
Важнейшей функцией этого органа должна являться общая деятельность по предупреждению преступлений в финансовой сфере и индивидуальной профилактической работе с лицами, выявленными ими при мониторинге налоговых историй с целью предотвращения ими налогового преступления, а также с лицами, осужденными за налоговые преступления, с целью предотвращения возможного рецидива.
На наш взгляд, только этим способом можно снизить уровень латентности налоговых преступлений и повысить эффективность их предупреждения.
Литература:
1. Криминология: учебник для вузов / С. В. Ванюшкин, А. Я. Гришко, Ю. Н. Демидов и др.; под общ. ред. А. И. Долговой. - М.: Норма, 2007. - 912 с.
2. Кургузкина, Е. Б. Проблемы индивидуальной профилактики преступлений в современной России: Монография / Е. Б. Кургузкина. - Воронеж: ВФ МГЭИ, 2002. - 75 с.
3. Российская криминологическая энциклопедия / А. И. Алексеев, А. А. Артамонов, Х. М. Ахметшин и др.; под общ. ред. А. И. Долговой. - М.: Норма, 2000. - 808 с.
Bibliography
1. Criminology: textbook for high schools / S.V. Vanyushkin, A.Y. Grishko, U.N. Demidov and others general edutorial stuff A.I. Dolgovoi. - М.: Norma, 2007. - 912 p.
2. Kurguzkina, E.B. Problems of the individual prevention of crimes in modern Russia: monography / E.B. Kurguzkina. - Voronezh: Voronezh branch Moscow humanitarian-economic college , 2002. - 75 p.
3. Russian criminology encyclopedia / A.I. Alekseev, A.A. Artamonov, H.M. Ahmetshin and others.; general edutorial stuff A.I. Dolgovoi. - М.: Norma, 2000. - 808p.