А.Е. Шалагин
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В статье дается понятие предупреждению и профилактике преступлений и административных правонарушений. Особое внимание обращено на деятельность органов внутренних дел в данной сфере. Раскрывается содержание и предложена классификация основных превентивных мер. Отражены особенности общей, специальной и индивидуальной профилактики преступлений. Приводятся статистические показатели деятельности МВД по РТ за последние годы.
Ключевые слова: предупреждение, профилактика преступлений, деятельность органов внутренних дел, административные правонарушения, пресечение, предотвращение, превентивные меры.
Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел остается профилактика преступлений и административных правонарушений. В 2013 году в Республике Татарстан была разработана и утверждена государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в РТ на 2014-2020 годы».
Основными задачами реализации указанной программы являются:
- совершенствование деятельности по профилактике преступлений и иных правонарушений;
- сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий и количества ДТП с пострадавшими;
- повышение уровня защищенности жизни и здоровья граждан, их собственности, а также законных прав и интересов;
- противодействие экстремизму и терроризму, организованной, профессиональной и рецидивной преступности;
- снижение масштабов незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
- выявление и устранение причин (условий) коррупции, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям;
- обеспечение эффективной защиты прав потребителей, развитие потребительского
рынка товаров, работ и услуг;
- снижение уровня злоупотребления алкогольной продукцией среди населения Республики Татарстан, профилактика пьянства и алкоголизма;
- борьба с детской безнадзорностью, проституцией, токсикоманией и прочими социально негативными (фоновыми) явлениями, связанными с преступностью. [1]
Всего в 2013 году правоохранительными органами Республики Татарстан выявлено 20355 лиц, совершивших преступления. Из них 11784 (57,9%) не имели постоянного источника дохода, 7180 (35,5%) ранее судимые, 2913 (14,3%) женщины, 1066 (5,2%) несовершеннолетние. В результате преступных посягательств пострадали 38055 человек, в том числе 14203 женщины, 3312 пенсионеров, 1122 учащихся средних и сред-неспециальных учебных заведений, 1071 студент вузов.
Предупреждение преступности - это многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, ослабление и нейтрализацию причин и условий преступности, ее отдельных видов, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь лиц с асоциальным (противоправным) прошлым или настоящим. [2, С.185] Также можно привести другое определение сформулированное д.ю.н., профессором А.И. Долговой.
Предупреждение преступности - это целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений. [3, С.480]
В криминологии выделяют следующие уровни (стадии) предупреждения преступлений:
1) Профилактика - совокупность специальных мер, направленных на минимизацию криминогенных факторов, выявление лиц, склонных к совершению преступлений, а также причин и условий возникновения и распространения отдельных видов (форм) преступной деятельности.
2) Предотвращение преступлений - деятельность правоохранительных органов, на-правленнаянанедопущениесовершенияпре-ступлений на этапе их замысла и подготовки.
3) Пресечение преступлений направлено на недопущение окончания преступного деяния, то есть предупреждение общественно опасных последствий совершаемого преступления. Другими словами, пресечение осуществляется преимущественно на стадии покушения или подготовки к тяжкому и особо тяжкому преступлению.
Объектами предупредительной деятельности являются физические (юридические лица), в отношении которых осуществляются контрольные и надзорные полномочия субъектами профилактики. Например, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, частные охранные предприятия (в связи с их спецификой деятельности и допуска к хранению (ношению) оружия).
К субъектам предупредительной деятельности относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные структуры, участвующие в профилактике преступлений и административных правонарушений. Среди субъектов предупреждения преступлений выделяются специализированные и неспециализированные участники профилактики.
Предупредительная деятельность специ-
ализированных субъектов закрепляется нормативными и уставными документами, а также вытекает из их обязанностей и полномочий. К таким органам относятся: Совет Безопасности РФ, Правительственная комиссия по профилактике правонарушений, суды, прокуратура, органы внутренних дел, Федеральная служба безопасности, таможенная, налоговая службы и иные правоохранительные органы.
Правительственная комиссия по профилактике правонарушений является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при реализации мер в системе государственной профилактики преступлений и иных правонарушений.
Центральным субъектом профилактики правонарушений остаются органы внутренних дел. К их компетенции относится основной объем задач и обязанностей по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Так, участковые уполномоченные полиции (УУП) выявляют и устраняют причины и условия преступлений на закрепленном за ними административном участке, проводят повседневную воспитательно-профилактическую работу с лицами, поведение которых указывает на возможность совершения преступлений. Осуществляют административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Одним из направлений деятельности ОВД остается профилактическая работа среди несовершеннолетних и их семей, которую проводят сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). Следователи и дознаватели наделены процессуальными полномочиями по внесению представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. Особая роль в профилактике преступности принадлежит криминальной полиции. Сотрудники этой службы во взаимодействии с ППСП (патрульно-постовой службой полиции), ОВО (вневедомственной охраной), ГИБДД (государственной инспекцией безопасности дорожного движения) обеспечивают предупреждение преступлений против личности, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, осуществля-
ют оперативно-розыскную профилактику наиболее опасных форм преступной деятельности (профессиональной, организованной, транснациональной).
К неспециализированным субъектам относятся иные организации, юридические и физические лица, которые участвуют в предупреждении преступлений и административных правонарушений в процессе реализации своих полномочий, прав и обязанностей. К их числу относятся: средства массовой информации, трудовые коллективы, общественные и религиозные организации, граждане.
Выделяются следующие виды профилактики преступлений и иных правонарушений:
а) Общая профилактика - направлена на выявление, устранение, минимизацию причин и условий преступности, а также повышение уровня правосознания населения. Она ориентирована на неперсонифицированный круг лиц (граждан страны, региона, населенного пункта). К мерам общей профилактики относят социально-экономические, организационно-управленческие, идеологические, воспитательные, технические, правовые и иные мероприятия, осуществляемые в целях масштабного снижения преступности.
б) Специальная профилактика - это система воздействия на причины и условия преступности (правонарушений), касающаяся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения противоправных действий. Например, профилактика преступности несовершеннолетних и семейного неблагополучия, предупреждение преступности мигрантов и т.п.
Применительно к данному виду профилактики выделяют следующие этапы (стадии) такой деятельности: 1) раннее предупреждение, непосредственное предупреждение, предупреждение самодетерминации преступлений и иных правонарушений. В связи с этим органами внутренних дел систематически проводятся оперативно-профилактические мероприятия по соответствующему направлению предупреждения противоправных уголовно-наказуемых или административных деяний, например «Арсенал», «Мак», «Притон», «Алкоголь», «Подросток» и др. Только по линии выявления и пресечения незаконной игорной
деятельности в 2013 году органы внутренних дел Татарстана изъяли 43563 единицы игорного оборудования, составили 2023 административных протокола, на основании которых были наложены штрафы на сумму, превышающую 6 млн рублей. По ст. 171.2 УК РФ (незаконные организация и проведение азартных игр) было возбуждено 4 уголовных дела.
в) Индивидуальная профилактика -осуществляется в отношении конкретных лиц, чье поведение указывает на возможность совершения преступления или иного правонарушения. К мерам индивидуальной профилактики относят:
- профилактическую беседу (ознакомительную, воспитательную, предупредительную);
- вынесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений;
- направление информации о противоправном (асоциальном) поведении лица по месту его учебы или работы для принятия к нему мер общественного (коллективного) воздействия;
- профилактический учет и контроль;
- установление особых требований к поведению правонарушителя;
- административный надзор;
- принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия;
- оказание социальной помощи.
К методам индивидуально предупредительного воздействия относятся: убеждение, оказание помощи и принуждение.
1. Убеждение - это совокупность воспитательных, пропагандистских, разъяснительных мероприятий, осуществляемых в целях изменения асоциальной направленности личности и переориентирование ее на общественно одобряемые формы поведения. К таким формам относятся: профилактические беседы, стимулирование участия личности в социально полезной деятельности, коллективное обсуждение противоправного (аморального) поведения, закрепление за профилактируемым лицом общественного воспитателя.
2. Оказание помощи в адаптации (ре-социализации) личности - содействие в трудоустройстве, определение места жи-
тельства, предоставление психологических, педагогических, медицинских, консультативно-правовых услуг и т.п.).
3. Принуждение - реализуется в том случае, если первые два метода оказываются неэффективными или того требует сложившаяся обстановка. К мерам принуждения относятся: предупредительные, пресека-тельные, процессуально-обеспечительные, восстановительные мероприятия, а также меры юридической ответственности.
г) Виктимологическая профилактика - ориентирована на снижение уровня риска стать жертвой противоправного поведения. К мерам виктимологической профилактики относят: выявление потенциальных жертв преступлений и иных правонарушений; информирование населения о криминальной ситуации, способах защиты жизни, здоровья и собственности; обеспечение безопасности граждан с повышенной виктимностью и др.
Криминологическая политика - это научно обоснованная, соответствующая международным стандартам и требованиям национального законодательства, целеустремленная и системная деятельность государственных и муниципальных органов, политических институтов, субъектов предпринимательской деятельности, общественных (религиозных) объединений и граждан по сокращению преступности и обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз криминального характера. Профессор М.П. Клейменов выделяет несколько моделей криминологической политики, которые ре-ализовывались в разные периоды развития нашего государства. [4, С.225-234]
Криминологический менеджмент -это эффективное управление в сфере противодействия преступности и обеспечения национальной безопасности. Идея государственного криминологического менеджмента стала формироваться в России в начале 70-х гг. ХХ столетия благодаря усилиям таких известных криминологов, как Г.А. Аванесов, С.Е. Вицин, С.С. Овчинский. В это время были созданы первые штабные подразделения в системе МВД СССР (которые представляли собой центры управления органами внутренних дел). Специалистов по такому важному направлению стала гото-
вить Академия управления МВД СССР. Выпускникам Академии присваивалась специальность «Организация управления в сфере правопорядка» и «Организатор управления». В настоящий период деятельность органов внутренних дел невозможно представить без функционирования штабных подразделений, которые отвечают за анализ, учет и контроль всего делопроизводства. К их компетенции также следует отнести мероприятия по прогнозированию, планированию и программированию в сфере предупреждения и противодействия преступности.
Задачами криминологического менеджмента являются:
- устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и других форм противоправной деятельности;
- создание механизма оперативного реагирования на угрозы национальной и личной безопасности;
- возмещение причиненного ущерба неправомерными действиями физических и юридических лиц.
Принципы криминологического менеджмента: законность, научность, целеустремленность, комплексность, объективность, всесторонность, стабильность, экономическая целесообразность, доминирование превентивных мер над репрессивными, непрерывность, оперативность и др. [5, С.318]
Большую помощь в профилактике преступлений органам внутренних дел оказывают средства массовой информации. СМИ используются для повседневной практики сбора, обработки и распространения сведений, предназначенных для массовых аудиторий. Печать, радио, телевидение, Интернет осуществляют свою профилактическую деятельность по следующим направлениям:
- пропаганда (разъяснение) законодательства;
- формирование правосознания и правовой культуры граждан;
- выявление и определение причин и условий преступлений и административных правонарушений;
- формирование активной позиции населения в борьбе с правонарушениями;
- воспитательно-профилактическое воздействие на лиц, склонных к совершению правонарушений;
- удовлетворение поисковых потребно-
стей ОВД (розыск преступников и лиц, пропавших без вести, установление свидетелей и потерпевших, обнаружение похищенного имущества и вещественных доказательств);
- информирование населения о новых способах совершения преступлений;
- практическое вмешательство в конкретный юридический конфликт;
- пропаганда здорового образа жизни, нравственных ценностей, эффективных форм работы общественности;
- разъяснение традиций и обычаев, формирующих организованность и дисциплину в обществе. [6, С.142-145]
Средства массовой информации могут поставить барьер проникновению в сознание и поведение людей антиобщественных взглядов и установок, извращенных и гипертрофированных потребностей, при этом могут способствовать нравственному формированию личности с положительными (позитивными) социальными качествами и жизненными ориентирами.
Для того чтобы добиться хороших результатов в предупреждении преступлений и иных правонарушений на конкретном административном участке, нужно увеличить информированность населения о криминальной обстановке, формах и методах профилактики. Необходимо, чтобы озабоченность состоянием правопорядка в населенном пункте разделяло большинство населения. Этого можно добиться при тесном повседневном взаимодействии с добровольными отрядами (дружинами) по охране общественного порядка, представителями общественности при опорных пунктах полиции, молодежными общественными фор-
мированиями правоохранительной направленности.
К общественным объединениям правоохранительной направленности, функционирующим при Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан, относятся:
1. Общественный Совет при Министерстве внутренних дел по Республике Татарстан;
2. Совет ветеранов органов внутренних дел Республики Татарстан;
3. Республиканский центр молодежных и студенческих формирований по охране общественного порядка «Форпост»;
4. Добровольные народные дружины (ДНД), создаваемые в некоторых городах и административно-территориальных образованиях Республики Татарстан. Так, решением Лаишевского муниципального района Республики Татарстан утверждено и внедрено в практику положение «О добровольных народных дружинах и общественных пунктах охраны правопорядка».
Предупреждение преступности - это сложная, многоуровневая система мер государственного и общественного воздействия, направленная на сокращение преступности и установление социального контроля в данной сфере. [7, С.47] Такая деятельность предполагает последовательную реализацию мер политического, экономического, нравственного, воспитательного, правового характера и будет способствовать ликвидации криминогенных факторов, стабилизации оперативной обстановки, своевременному реагированию на противоправные (асоциальные) поступки и нарушения общественного порядка.
ЛИТЕРАТУРА
1. http: //mvd.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_218075.pdf
2. Криминология: учебник/подред. Н.Ф.Кузнецовой, В.В. Лунева.М.: ВолтерсКлувер, 2005.640с.
3. Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 1008 с.
4. Клейменов М.П. Криминология: учебник. М.: Норма, 2011. 448 с.
5. Клейменов М.П. Криминологический менеджмент // Российский криминологический взгляд. М., 2009. № 2. С.317-323.
6. Алауханов Е.О. Криминология: учебник. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2013. 608 с.
7. Шалагин А.Е., Кабиров Д.Э. Отечественная криминология: история, современное состояние, перспективы развития // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. № 4 (14). С.47-51.