н
Проценко Д. Е., Байкова И. Н., Якушев В. В. Работа с молодёжью в системе профессиональных задач...
деляет не только направления государственной политики в органов внутренних дел с государственным контролем и щ
сфере профилактики правонарушений в целом, но и затра- деятельностью других учреждений власти и управления. О
гивает аспекты таких преступлений, как торговля людьми. Таким образом, проблема противодействия торговле ^
Следует отметить, что поэтапная реализация из- людьми для органов внутренних дел является чрезвычай- к
ложенных выше мероприятий по предотвращению тор- но сложной. Высокий уровень латентности и отсутствие _
говли людьми является эффективным началом выработки информации по данной проблеме значительно затрудняют н
стратегии системы противодействия рассматриваемым борьбу с торговлей людьми. Главное же в выявлении и пред- к преступлениям. Эффективность этих мер зависит от на- упреждении преступлений, связанных с торговлей людьми, -дёжного информационного обеспечения и достоверного добросовестная, слаженная работа ведомства, эффективное
прогнозирования, объединения профилактической работы международное сотрудничество. е
р
■ ^
Список литературы г
1. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, к дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности. о Принят резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г. [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-право- о вой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consuItant.ru. н
2. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон РФ в от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: е http://www.consuItant .ru. о
3. О внесении изменений в статью 127.1 Уголовного кодекса Российской Федерации : Федеральный закон РФ от 25 ^ ноября 2008 г. № 218-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: Т http://www.consuItant.ru. о
4. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон РФ В от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: Д http://www.consuItant.ru. Р
5. Об утверждении Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : Приказ о МВД РФ от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. от 30 декабря 2011 г.). [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой и системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consuItant.ru. g
6. Корсикова, Н. А. Криминологические особенности деятельности органов внутренних дел России по противо- № действию торговле людьми : дис. ... канд. юрид. наук. - СПб.: СПбУ МВД России, 2009. - 219 с. 3
7. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2015 гг. // Статистический сборник ФКУ «ГИАЦ» МВД 7 России. - М., 2016. ))
8. Выступление министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева на расширенном заседании 2 коллегии МВД России 15 марта 2016 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. ^ - Режим доступа: http://kremIin.ru/transcripts/47776 (дата обращения 13.01.2017).
© Клишков В. Б., Корсикова Н. А., 2017
о
УДК 378
Д. Е. Проценко, И. Н. Байкова, В. В. Якушев
ПРОЦЕНКО Дмитрий Евгеньевич
Заместитель начальника кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-23-07
PROTSENKO Dmitriy Evgenievich
Deputy head of the department of forensic examination activities of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia,
Candidate of Juridical Sciences, Associate professor
Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1
Ph.: +7 (812) 744-23-07
БАЙКОВА Ирина Николаевна
Старший преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-23-07 E-mail: nacyt@yandex.ru
BAIKOVA Irina Nikolaevna
Senior lecturer of the department of forensic examination activities of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-23-07 E-mail: nacyt@yandex.ru
ЯКУШЕВ Виталий Вячеславович
Старший преподаватель кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-23-07 E-mail: vitalii-yakushev@mail.ru
YAKUSHEV Vitaliy Vyacheslavovich
Lecturer of the department of forensic examination activities of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-23-07 E-mail: vitalii-yakushev@mail.ru
о <м
и и с с о
О!
«
а т е т и
с р
Работа с молодёжью в системе профессиональных задач сотрудников МВД России Work with youth in the system of professional tasks of the Russian Ministry of Internal Affairs employees
В статье представлены исследования по вопросам работы с молодёжью различных служб органов внутренних дел. Представлены результаты правового анализа деятельности различных служб органов внутренних дел в вопросах профилактики девиантного поведения молодых людей.
Ключевые слова: молодёжь, профилактика, правонарушение, правоохранительные органы, специальная профилактика правонарушений, общая профилактика правонарушений, индивидуальная профилактика правонарушений.
This article presented Researches on questions of work with youth of various services by law-enforcement bodies. Results of the juridical analysis of activity of various services of law-enforcement bodies in questions of prevention of deviant behavior of young people.
Keywords: youth, prevention, offence, law-enforcement bodies, special prevention of offenses, general prevention of offenses, individual prevention of offenses.
о к с
г р
\o
р
т к н а
U
к и н
т
m
Способность государства быстро и гибко реагировать на изменения происходящие в обществе, даёт надежду гражданам на стабильность жизни и правовую защиту со стороны этого государства. Многие изменения в жизни нашего общества уже дают положительные результаты, некоторые только происходят. В настоящее время наше государство продолжает реформирование различных областей жизни российского общества. Не составляет исключение и Министерство внутренних дел: меняется не только законодательство, типовые положения, инструкции, но происходят изменения и в структуре Министерства, ставятся новые цели и задачи.
Профессиональные задачи сотрудников органов внутренних дел определяются запросами общества в каждый конкретный исторический период развития государства. Традиционно эти задачи определяются как охрана государственных устоев, прав и свобод граждан, защита их собственности и достоинства.
В гл. 3 «Обязанности и права полиции», в ст. 12 Федерального Закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. достаточно подробно закреплены обязанности полиции в соответствии с поставленными перед ней задачами.
Анализ определённых законом направлений деятельности полиции позволяет заключить, что её основными задачами является профилактика, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений среди всех категорий граждан.
Работа правоохранительных органов условно разделена на работу с несовершеннолетними гражданами и гражданами, достигшими данного возраста. Такое деление связано с законодательством России. Именно в 18-летнем возрасте молодой человек приобретает большинство прав, а к тридцати годам становится полноправным членом общества, т.к. именно к этому возрасту приобретает последнее, одно из важнейших прав - право баллотироваться в президенты. Выделяя молодёжную преступность не по объекту посягательства, а по возрастному принципу, М.М. Бабаев и М.С. Крутер утверждают, что молодёжная преступность и преступность в целом по кругу деяний идентичны. Они делают вывод, что вся профилактика, направленная на предупреждение преступлений в целом, и та, что направлена на отдельные категории и виды преступлений, играют положительную антикриминальную роль и в части профилактики молодёжных преступлений как части названого целого. Вместе с этим Бабаев и Крутер отмечают, что «в общем объёме мер предупреждения преступности есть и комплекс тех, которые призваны взаимодействовать именно на детерминанты молодёжной преступности и на самих молодых людей - потенциальных нарушителей закона, с учётом специфики их возраста, социального статуса, возрастных и иных психологических особенностей и т.п.» [1, с. 364].
Профилактика молодёжной преступности имеет свои особенности, поскольку она имеет специфические социальные причины, обращена к субъектам, которые отличаются своим социальным статусом, психологическими и физиологическими особенностями.
Не будем забывать, что в Российской Федерации граждане от 14 до 30 лет относятся к категории «молодёжь». Данное положение закреплено в Стратегии государственной молодёжной политики в РФ от 18 декабря 2006 г. Возрастные границы данного периода обусловлены психофизическими параметрами в своей нижней границе (физическое развитие, половое созревание, становление устойчивой психики и т.д.) и социальными параметрами в верхней границе, под которыми подразумевается «социальное взросление» индивида, когда молодой человек приобретает право принятия
самостоятельных решений, а также принимает всю полноту ответственности за свой выбор.
Обращение органов внутренних дел к целенаправленной работе с молодёжью определяется двумя основными явлениями. Во-первых, на протяжении последних лет происходит существенное омоложение преступности. Во-вторых, несмотря на позитивные социально-экономические преобразования в стране, до сих пор существует ряд социально незащищённых категорий населения, среди которых оказались дети, подростки, молодые люди.
22 сентября 2016 г. вступил в силу Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» № 182-ФЗ, где определены следующие виды профилактики: 1) общая профилактика правонарушений; 2) индивидуальная профилактика правонарушений [2].
В указанном Федеральном законе уделено внимание вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые более детально регулируются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Надо отметить, что всю профилактическую работу в органах внутренних дел можно отнести к специальной, т.к. она предназначена для воздействия непосредственно на субъекта, способного или совершившего правонарушение, а также на факторы, детерминирующие преступность.
Практически все службы органов внутренних дел привлечены к работе с молодежью: патрульно-постовая служба, дежурная часть, уголовный розыск, следствие, дознание, участковые инспекторы, инспекторы по работе с несовершеннолетними, инспекторы дорожного движения, конвойные службы и службы мест лишения свободы.
В Приказе МВД от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» имеется раздел III «Обязанности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению преступлений конкретизирована деятельность различных служб». Пункт 7 настоящего приказа посвящён деятельности участковых уполномоченных по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений [3]. Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» очень подробно раскрывает меры общей и индивидуальной профилактики, определяя формы воздействия участкового уполномоченного на граждан и его права и обязанности.
Важнейшими формами профилактической работы среди молодёжи, регламентированными действующим законодательством, для участкового уполномоченного являются регулярные обходы вверенного ему участка, проверка общественных мест, где чаще всего происходят правонарушения и совершаются преступления (к ним относятся подъезды, чердаки и подвалы, пустующие и подлежащие сносу строения, места концентрации молодёжи), проверка лиц, ранее совершавших противоправные деяния. Тесный контакт администрации детских заведений Министерства образования и науки РФ, проведение уроков права и родительских собраний в образовательных организациях с участием участкового уполномоченного, содействие и помощь общественным объединениям правоохранительной направленности обеспечивают процесс ранней профилактики противоправного поведения.
Деятельность подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), регламентируется законами РФ «О полиции» и ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
Проценко Д. Е., Байкова И. Н., Якушев В. В. Работа с молодёжью в системе профессиональных задач.
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», приказами МВД РФ от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы ПДН ОВД», от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» и др.
Анализируя данные правовые акты, можно сделать вывод, что к общим формам профилактической работы ПДН относятся: анализ состояния правонарушений на обслуживаемой территории; проведение лекций и бесед; публикации в газетах и журналах; выступления по радио и телевидению; незамедлительное информирование всех заинтересованных органов (КДН, опеки и попечительства, управления образования, органы прокуратуры, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.); обобщённая информация в органы власти и управления по вопросам профилактики преступлений; информация и рапорты о недостатках в работе органов внутренних дел; сообщения в другие службы и руководству органов внутренних дел сведений, используемых в профилактической работе [4, с. 56-57].
Основной формой работы инспекторов ПДН является индивидуальная работа с подростками и их родителями. Она включает не только личный контакт с лицами, попавшими в поле зрения полиции, но и взаимодействие инспектора с различными государственными органами и учреждениями, общественными объединениями, в обязанности которых входит работа с подростками по профилактике противоправного поведения. Такие важные направления, как правовая защита, здравоохранение, обучение, трудоустройство, невозможны без тесного взаимодействия с заинтересованными государственными органами [5, с. 56-64], потому что «начинать профилактическую работу надо не в подростковом возрасте, в преддверии возможной встречи с наркотиками и другими негативными влияниями, а гораздо раньше - когда формируется сознание маленького человека, его отношение к окружающим людям, к миру и к себе в этом мире, когда закладываются система его потребностей и способностей» [6, с. 167-170].
Проанализировав должностные обязанности инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, можно сделать вывод, насколько серьёзные требования предъявляются к сотрудникам службы, к их подготовке к профилактической работе с несовершеннолетними, насколько многообразна их деятельность, требующая широкого применения форм и методов профилактического воздействия.
Как считают некоторые исследователи, основной задачей сотрудника патрульно-постовой службы является психолого-педагогическое воздействие на граждан, а его общение с гражданами положительно влияет на их правосознание [7, с. 17-30; 8, с. 26; 9, с. 234].
Рассматривая профилактическую деятельность патрульно-постовой службы органов внутренних дел, трудно разграничить общие и индивидуальные формы профилактической работы. Уже само присутствие сотрудников полиции в общественных местах в установленной форме одежды оказывает сдерживающее, профилактическое воздействие на всех граждан без исключения. Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» и приложение к нему - «Устав патрульно-постовой службы полиции» - детально регламентируют деятельность службы. Данные нормативные акты ставят перед подразделениями патрульно-постовой службы полиции (ППСП) в качестве основной задачи обеспечение безопасности личности, предотвращение преступлений и правонарушений на постах и маршрутах патрулирования.
Находясь постоянно на виду у граждан, сотрудники ППСП выполняют большой объём индивидуальной профилактической работы: выявляют детей и молодых людей, находящихся в опасности, а также ведущих безнадзорный образ жизни или потерявшихся, малолетних правонарушителей, в т.ч. находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, доставляют таких лиц в дежурную часть, патрулируют места концентрации криминогенного элемента, в т.ч. несовершеннолетних, предостерегают граждан от совершения противоправных действий, разъясняя им недопустимость антиобщественного поведения, выявляют взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в противоправные деяния, принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (иных законных представителей).
К субъектам профилактики противоправных деяний среди молодёжи следует отнести также центры временной изоляции несовершеннолетних. Основные методы профилактики данной службы - проведение индивидуальной профилактической рабо-
ты с каждым несовершеннолетним, по тем или иным причинам попавшим к ним. Их задача - выявлять среди молодых людей лиц, причастных к совершению противоправных деяний, установление обстоятельств, причин и условий их совершения для информирования об этом заинтересованных лиц и учреждения.
Правовой основой воспитательно-профилактической деятельности подразделений следствия и дознания являются нормы УПК РФ, регламентирующие не только основополагающие принципы уголовного судопроизводства, но и основные институты профилактической работы, которые включают в себя выявление и устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, применение мер уголовно-процессуального принуждения, в т.ч. мер пресечения, обжалование неправомерных действий (бездействий) и решений должностных лиц, уведомление участников судопроизводства, производство по уголовным делам несовершеннолетних.
Ст. 158 УПК РФ предусматривает вынесение постановлений с предложениями о мероприятиях, способствующих устранению причин и условий совершения преступления, что является одной из основных форм индивидуальной профилактической работы. К профилактической деятельности следователя можно также отнести и следственные действия, в ходе которых устанавливаются причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Следует учитывать, что указанные процессуальные формы не являются исключительно профилактическими, в связи с тем, что они выполняют и другие задачи уголовного судопроизводства [10, с. 10-13].
Общими формами профилактической работы являются: доклады по материалам уголовных дел; проведение бесед и лекций; публикации в газетах и журналах; выступления в средствах массовой информации; взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних; направление справки-характеристики на обвиняемого в следственные изоляторы и в подразделения по делам несовершеннолетних; информирование работодателей обвиняемых для проведения ими работы с данным лицом; направление обобщённой информации в органы власти и управления по вопросам профилактики преступлений; направление в другие службы и руководству органов внутренних дел информаций и рапортов, содержащих сведения, используемые в профилактической работе.
В организационную структуру подразделений уголовного розыска входит управление по раскрытию преступлений, совершённых несовершеннолетними. В отделах уголовного розыска назначается один или несколько наиболее подготовленных сотрудников для работы с подростками, которые по возможности максимально освобождаются от выполнения прочих обязанностей. Проводя оперативно-розыскные мероприятия, сотрудники розыска предупреждают и пресекают правонарушения несовершеннолетних, пресекают деятельность подростковых преступных групп, выявляют организаторов преступлений, совершаемых несовершеннолетними, лиц, вовлекающих подростков в пьянство, наркоманию, токсикоманию, азартные игры, проституцию, бродяжничество и попрошайничество, осуществляют розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома или специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», первостепенной задачей оперативно-розыскных подразделений является выявление, предупреждение, пресечение преступлений на любой их стадии а также установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших [11]. Из этого следует, что профилактическая работа данной службы представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых оперативно-розыскными подразделениями в пределах установленных полномочий.
Профилактика при этом может быть общая, представляющая собой целенаправленную деятельность субъектов предупреждения преступлений по выявлению, устранению и нейтрализации причин и условий преступлений, а также индивидуальная, представляющая собой комплекс мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, и оказанию на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступления и изменения поведения личности от антиобщественного к законопослушному [12, с. 36-37].
Основные методы оперативно-розыскной профилактики заключаются в следующем: в сборе информации о криминально-активных лицах, их образе жизни, поведении; наблюдении за лицами, поставленными на профилактический учёт; работе по разобщению и нейтрализации организован-127 -
(33 гъ
0 H
1
s *
С р
I
*
н
СТ\
у
M
о «
о
M
0 у
1 s
X
а »
р
о о г s s
о
^ ных преступных групп или преступных сообществ; выявле- 2. Работа по предупреждению противоправных дея-2 нии причин и условий совершения преступлений, разработке ний обусловлена двумя основными факторами: омоложени-
^ предложений по информированию органов государственной ем преступности и появлением социально не защищенных
власти РФ о необходимости принятия мер по устранению и категорий населения, в числе которых - которых дети, под-
^ нейтрализацииуказанныхпричиниусловий [13,с. 135-142]. ростки,молодыелюди.
Рассматриваязадачиразличныхслужбполиции,мыдела- 3. Практически все службы органов внутренних дел
^ ем вывод, что профилактическая деятельность занимает ведущее являются субъектами профилактической работы с молодёжью:
^ место при работе с молодёжью. Основная задача профилактиче- патрульно-постовая служба, дежурная часть, уголовный ро-
у ской работы - воспитание правосознания у молодых граждан. зыск, следствие, дознание, участковые инспекторы, инспекторы
£ Анализируя работу служб органов внутренних дел в по работе с несовершеннолетними, инспекторы дорожного
системе профессиональных задач сотрудников Министер- движения, конвойные службы и службы мест лишения свободы.
^ ства внутренних дел России по работе с молодежью, можно 4. Вопрос подготовки кадров для органов внутренних
;>| сделать следующие выводы. дел всегда был первостепенным, но в данное время ставится
се 1. Основными задачами, определёнными законо- задача не только подготовки профессиональных кадров для 5 дательством России, которые государство ставит перед органов внутренних дел, но подготовки этих кадров к работе
ти органами внутренних дел, являются профилактика, пред- с молодёжью. Обусловлено это омоложением преступности
{с упреждение, пресечение и раскрытие преступлений среди [14], а как известно, что заложено в молодости, человек про-
^ всех категорий граждан. носит через всю жизнь. в
£
о
\о Oi
■г
Список литературы
I. Бабаев, М. М., Крутер, М. С. Молодежная преступность. - М.: Юристъ, 2006.
§ 2. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : Федеральный закон от 23 июня 2016 г.
^ № 182-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Российской газеты». 2016. - 28 июня. - Режим доступа: ЬИрт// rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html (дата обращения: 13.02.2017).
3. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.02.2017). Д 4. Бакаев, А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие. - М.: Логос, 2004.
I 5. Танаева, З. Р. Взаимодействие органов внутренних дел с государственными и общественными организациями
« в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. - Челябинск: Челябинский ® юридический институт МВД России, 2007.
и 6. Букина, Н. Н. Неформальный подход к подготовке сотрудников МВД России в системе позитивной профилактики асоци-
д ального и заимствованного поведения молодежи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 3 (51). К 7. Навицкий, О. Д. Умения профессионального общения работника ППСМ с гражданами. - М., 1988.
8. Лазарев, В. В. Социально-психологические аспекты применения права. - Казань, 1982. И 9. Явич, Л. С. Общая теория права. - Л., 1976.
10. Безруких, Е. С., Рытьков, А. А. Использование процессуальных форм профилактической работы в ходе расследования следователем уголовных дел. Основание вынесения следователем представлений в порядке ст. 158 ч. 2 УПК РФ. Порядок применения ст. 17.7 КОАП РФ при невыполнении законных требований следователя : методические рекомендации. - Калининград: Калининградский юридический институт МВД России, 2009.
II. Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.02.2017).
12. Печников, Н. П. Деятельность правоохранительных органов по расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений. - Тамбов: Из-во Тамбовского государственного технического университета, 2006.
13. Лапин, Е. С., Михайлова, Ю. Н. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие для студентов. - Саратов: Научная книга, 2006.
14. Щеголева, А. Н. Виктимологические аспекты ранней профилактики преступности несовершеннолетних : монография. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009.
© Проценко Д. Е., Байкова И. Н., Якушев В. В., 2017
УДК 343.8
А. Ю. Сагайдак, Н. А. Корсикова
САГАЙДАК Альбина Юрьевна
Заместитель начальника кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук
Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-19 E-mail: a-sagaidakk@mail.ru
SAGAIDAK Albina Yurievna
Deputy head of the chair of criminology of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences
Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-19 E-mail: a-sagaidakk@mail.ru
КОРСИКОВА Наталья Александровна Старший преподаватель кафедры криминологии
Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (812) 744-70-19 E-mail: korsikova-nataly@mail.ru
KORSIKOVA Natalia Alexandrovna Associate professor of the chair of criminology
of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Juridical Sciences Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1 Ph.: +7 (812) 744-70-19 E-mail: korsikova-nataly@mail.ru