УДК 159.92:316.62
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Реферат: проведенное исследование научных аспектов психолого-педагогической профилактики важно не только в практическом отношении, но и в интересах дальнейшего изучения и развития ее теоретических основ. Перед российскими и зарубежными учеными и педагогами стояла и стоит важная задача: установить, чего недостает превентивной науке и практике, чтобы ответить на негативные вызовы социальной и образовательной среды, обосновать инновационные и гуманистические подходы к предупреждению личностных и семейных трагедий и катастроф. Выявлены и проанализированы современные подходы и тенденции в отечественной источниковой базе: необходимость модернизации организации, содержания и методики профессиональной подготовки руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся; продолжающаяся дискуссионность по уточнению сущности асоциального поведения; постоянная интенсивная поисково-исследовательская работа по выявлению, обоснованию и систематизации теории и практики психолого-педагогической профилактики. Проведенный анализ специальных научных работ помог изучить сущность и содержание пси-
© Соколов И. С., 2017
И. С. Соколов
холого-педагогической профилактики асоциального поведения обучающихся в общеобразовательных организациях на уровнях государственных (правительственных) документов, отечественных и зарубежных публикаций.
Ключевые слова: асоциальное поведение, обучающийся, общеобразовательная организация, психолого-педагогическая профилактика, превентивная деятельность.
В условиях современного и сложного процесса образовательных преобразований российской средней школы, неоднозначного перехода к объединению общеобразовательных организаций меняются сложившиеся традиции и приоритеты в семейном воспитании, школьном обучении и развитии обучающихся. Проблема психолого-педагогической профилактики асоциального поведения обучающихся в общеобразовательных организациях привлекает к себе внимание общественности в связи с ростом правонарушений, совершаемых детьми и подростками. В современных условиях доля преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними, колеблется от 15 до 20 % в общей структуре преступности и обнаруживает тенденцию к росту. Школа, будучи общеобразовательной организацией в плане первичной психолого-педагогической профилактики, призвана переломить катастрофическую ситуацию социализации подрас-
тающего поколения. При этом все компоненты образовательного процесса общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования должны быть направлены на изменение сложившейся ситуации, выработку у детей и подростков невосприимчивости к факторам возникновения негативных явлений в их поведении. В связи с этим одним из стратегических приоритетов руководителей и специалистов исполнительной власти, директоров и педагогов общеобразовательных организаций является обновление и качественное совершенствование их превентивной подготовки посредством анализа и применения в практике своей работы существующих психологических и педагогических подходов в отечественной и зарубежной литературе по данной проблеме.
Созидательный смысл современных психолого-педагогических подходов к проблеме предупреждения и преодоления асоциального поведения у обучающейся молодежи предполагает, что конструктивная превентивная теория и практика может и должна учитываться при решении насущных современных задач в общеобразовательной среде. Современные вызовы и реалии превентивной теории и практики настоятельно требуют конструктивного изучения педагогических подходов в научной ис-точниковой базе.
Политика государства по предупреждению асоциального поведения обучающейся молодежи выражается в создании и реализации следующих проанализированных нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 906 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации»;
подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Федеральной целевой программы «Дети России»;
комплексных региональных программ по профилактике правонарушений среди молодежи (в том числе в экспериментальных городах Калуге и Туле).
Проведенный анализ источниковой базы свидетельствует о следующих актуальных тенденциях.
1. Основной идеей перечисленных документов являются положения о замене карательно-превентивной политики профилактики асоциального поведения защитно-охранным механизмом педагогической и психологической помощи и поддержки родителей и детей, а также профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся, реализуемых в различных субъектах Российской Федерации.
Стоящие перед обучающимися трудности и сложности влияют на их асоциальное поведение. Школа, будучи общеобразовательной организацией по первичной психолого-педагогической профилактике, должна обеспечить адекватную социализацию и педагоги-зацию обучающихся с асоциальным поведением в современных условиях. При этом все компоненты образовательного процесса общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования, обучающихся в сфе-
ре свободного времени направлены на выработку у детей и подростков невосприимчивости к факторам возникновения негативных явлений. Кроме того, школы и учреждения дополнительного образования совместными усилиями могут делать педагогически целесообразной превентивную деятельность других социальных институтов, вовлекая их в развитие интересов и социально значимую деятельность, что в целом может позволить позитивную содержательную их занятость в учебное и в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику асоциального поведения.
2. В проанализированных документах акцентируется внимание на том, что в целях формирования многоуровневого процесса психолого-педагогической профилактики правонарушений, укрепления порядка и предупреждения асоциального поведения, вовлечения в указанную деятельность государственных органов, городских и сельских округов и населения, локализации причин и условий, способствующих данному виду отклоняющегося поведения, а также реализации законодательных актов по профилактике правонарушений главам муниципальных районов предлагается разработать и утвердить муниципальные целевые программы, направленные на профилактику асоциального поведения обучающихся.
3. Различным категориям объектов и субъектов процесса психолого-педагогической профилактики необходимо использовать современные образовательные и инновационные технологии предупреждения и преодоления асоциального поведения обучающихся общеобразовательных организаций.
В современной общеобразовательной школе существуют сложности и трудности организации рассматрива-
емого превентивного процесса, профилактической деятельности должностных лиц в целях предупреждения и преодоления асоциального поведения несовершеннолетних в стенах общеобразовательных организаций. В целом они сводятся к их неподготовленности к профилактической деятельности в городских и сельских условиях. В связи с этим одним из стратегических приоритетов руководителей и специалистов исполнительной власти, педагогов общеобразовательного и профессионального образования является обновление и качественное совершенствование их превентивной подготовки, выражающееся в изменении возрастного ценза, уменьшении количества специалистов, увеличении работников и педагогов пенсионного возраста, работающих с трудными детьми; повышении уровня квалификации работников, специалистов, педагогов в области профилактики асоциального поведения обучающихся в общеобразовательных организациях. Главной задачей является повышение уровня профессионально-педагогической компетентности руководителей, специалистов и работников в целом и в сфере профилактики асоциального поведения обучающихся в частности.
Проведенный анализ энциклопедической источниковой базы свидетельствует о том, что основные усилия должны быть направлены на разработку системы мер психолого-педагогической профилактики с целью предупреждения асоциального поведения путем создания надлежащих условий жизни и благоприятного нравственного формирования подрастающего поколения. Главное внимание целесообразно обращать на выявление и ликвидацию причин и условий, которые могут привести к антисоциальным действиям, на раннюю
профилактику. Психолого-педагогические профилактические меры дифференцируются с учетом личности обучающихся и особенностей асоциального поведения, образа учебы и жизни и т. д.
Одной из задач психолого-педагогической профилактики асоциального поведения является предупреждение преждевременного отсева обучающихся из школ и второгодничества, а также действенный контроль за несовершеннолетними, которые не учатся и не работают.
Проведенный анализ научных статей по обозначенной проблеме привел к обобщенным результатам, которые определили следующие тенденции.
1. Раскрыты организационные и технологические аспекты подготовки кадров к работе с безнадзорными детьми (на примере Орловской области). В Орловской области реализация социальных проектов по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сопровождалась открытием сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Выявилась острая потребность в профессионально подготовленных психологах, социальных педагогах и специалистах по социальной работе среди безнадзорных детей с девиант-ным поведением. Этим обусловлено введение в учебный план специальностей социального факультета Орловского государственного университета ряда таких предметов регионального компонента, как «Государственная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Социально-психолого-педагогическая работа с безнадзорными несовершеннолетними», «Социальная работа по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних».
Основной целью данных дисциплин является профессиональная подготовка студентов к психолого-социальной и социально-педагогической работе среди безнадзорных несовершеннолетних с учетом профиля их специальности [1].
2. На государственном уровне признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в ст. 7 и ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации. Государство является безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать адекватные меры по защите и обеспечению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Данная позиция вполне обоснована, так как именно у государства имеется больше всего возможностей для воздействия на поведение индивида. В настоящее время в большинстве стран признается несостоятельность репрессий, «кризис наказания», предпринимается поиск мер социального контроля как альтернатива карательному подходу.
Развивающаяся в настоящее время отечественная система предупреждения асоциального поведения несовершеннолетних включает в себя первичную и вторичную профилактику асоциального поведения обучающихся, но в ней отсутствует третичная профилактика. В данную систему входят:
- служба профилактики в образовательных организациях;
- районные профилактические центры сопровождения обучающихся;
- медико-психолого-педагогические комиссии и др. [2].
3. Авторы коллективной научной статьи «Девиации и их преодоление в системе интегрированного образования» определяют асоциальное поведение как отклоняющееся. Его видами
являются агрессивное поведение, проституция, бродяжничество, попрошайничество, нежелание учиться, уходы из дома, субкультурные девиации [3].
4. Особый научный интерес для данного исследования представляют положения статьи С. Б. Думова «Проблемы организации профилактической работы с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением», в котором автор характеризует асоциальное поведение как:
- комплекс антисоциальных ценностей;
- задержки в развитии интеллектуально-когнитивной сферы, понятийного мышления и способов учебной деятельности;
- несориентированность в современных социальных и психолого-педагогических условиях.
Опыт совместной деятельности всех заинтересованных общеобразовательных организаций городских округов в этом направлении позволил получить значительные позитивные результаты в работе по преодолению асоциального поведения подростков и определить эффективные направления, пути и условия профилактики и коррекции их поведения [4].
5. Е. Н. Рудакова в своей статье «Социально-педагогическая профилактика асоциального поведения подростков» рассматривает сущность и специфику профилактики асоциального поведения подростков в городском муниципальном округе, в том числе на основе инновационной технологии профилактики - создании зоны безопасности вокруг образовательного учреждения. Описывается комплекс мероприятий, направленный на повышение самооценки несовершеннолетних, уменьшение конформности, выработку положительных черт характера, навыков межличностного общения, системы
ценностных отношений, определение активной жизненной позиции, формирование здорового образа жизни.
Автор научной статьи дает характеристику обществу, в котором живет, отмечая социальную и политическую нестабильность. Девальвация культурных ценностей, неуверенность в завтрашнем дне, неспособность части населения, а особенно подростков, активно справляться с жизненными трудностями - вот те предпосылки, которые обеспечивают асоциальным явлениям прочные позиции в обществе.
Формирование личности несовершеннолетних происходит в среде с разнообразным содержанием социальных факторов, которые могут оказывать как положительный, так и отрицательный эффект в развитии духовных и нравственных начал подростков. В дальнейшем из таких детей формируются асоциальные подростки.
Работа по психолого-педагогической профилактике асоциального поведения подростков в большей степени зависит от деятельности органов и учреждений системы образования, потому что через воспитательное воздействие этой системы проходит практически все молодое поколение. В общеобразовательных организациях г. Калуги данная профилактика определена следующими приоритетными направлениями:
- сохранение и развитие системы воспитательной работы и дополнительного образования детей для достижения максимального уровня охвата обучающихся общеобразовательных организаций занятиями во внеурочное время;
- формирование здорового образа жизни детей;
- усиление индивидуальной профилактической работы на межведом-
ственной основе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;
- работа с детьми и их родителями в связи- с различными асоциальными явлениями, такими как курение, алкоголизм, токсикомания, наркомания и др.
Профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями начинается с создания банка данных на эти категории и проводится уже в дошкольных учреждениях, так как раннее выявление неблагополучных семей позволяет своевременно более эффективно ее проводить.
Межведомственный общегородской банк данных на детей г. Калуги, состоящих на внутришкольном учете, учете в отделе -по делам несовершеннолетних, в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) (банк данных «Дети») и банк данных на неблагополучные семьи (банк данных «Семья») были сформированы в 2011 г. С этими обучающимися и семьями проводится оперативная работа по оказанию необходимой психолого-педагогической и социальной поддержки, которую осуществляют социальные педагоги и психологи, имеющиеся во всех школах, классные руководители, взаимодействуя с КДН, ОДН, городской поликлиникой, Центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции асоциального поведения обучающихся.
Основная работа по профилактике в муниципальном городском образовании проводится в рамках внеурочной воспитательной работы с детьми посредством формирования здорового образа жизни и организации занятости и досуга на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и спорта. Ее формы разнообразны: круглый стол «Как молодежь противостоит нар-
коагрессии»; моделирование деловой игры «О наркотиках с разных сторон»; молодежный конгресс «Молодежь за здоровую семью»; беседы с учащимися: «Каждый - кузнец собственного здоровья», «Здоровье и вредные привычки», «Нет - наркотикам», «Вредные привычки укорачивают жизнь», «Наркотики -бич XXI века», «Свобода выбора - это уход от зависимости», «Здоровый образ жизни - что это такое»; спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья»; выступления специалистов из Института гигиены, Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации по Калужской области, УМВД г. Калуги по вопросам профилактики наркомании как перед обучающимися, так и их родителями; общегородские массовые мероприятия: ежегодный традиционный конкурс среди старшеклассников «Готов служить России!»; военно-патриотический конкурс «День призывника»; 5-дневные учебные сборы для старшеклассников; военно-спортивная игра «Зарница»; организация работы летних и зимних лагерей и трудовых бригад старшеклассников; участие в общегородской акции «Мы против наркотиков»; спортивные соревнования между школами, предупреждение фактов употребления алкоголя, наркотических веществ обучающимися.
Исходя из опыта г. Калуги и Тулы можно констатировать, что для осуществления психолого-педагогической профилактики асоциального поведения обучающихся необходима единая, четкая, поэтапная работа, объединяющая весь потенциал различных форм и методов, общеобразовательных организаций и администраций городов [5].
6. Значительное внимание в научных статьях уделяется анализу зарубежного опыта в указанной сфере.
В то же время важна позиция, согласно которой абсолютное заимствование зарубежного опыта недопустимо, так как наработан значительный собственный опыт, а также имеются существенные различия в культуре, менталитете, законодательстве и т. д.
Анализ отечественного опыта профессиональной подготовки руководителей и педагогических работников образовательных учреждений по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся в контексте компетентностного подхода к образованию и необходимости модернизации содержания профессиональной подготовки руководителей и педагогических работников образовательных учреждений привел к следующим выводам.
В области содержания деятельности по профилактике асоциального поведения обучающихся, несмотря на существующую дискуссионность по поводу определения сущности их различных проявлений, идет постоянная интенсивная поисково-исследовательская работа по выявлению, обоснованию и систематизации теоретико-методологических и прикладных основ исследуемых проблем.
Проанализированные исследования реального состояния опыта профессиональной подготовки руководителей, специалистов и педагогических работников общеобразовательных организаций по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся проведены с позиции права, психологии и социальной психологии, педагогики и социальной педагогики, других отраслей научного знания.
Выявлено, что в условиях непрерывного усложнения процесса социализации обучающихся, ускорения качественных изменений, происходящих в социуме, все более наукоемкой и слож-
ной становится деятельность субъектов профилактики асоциального поведения обучающихся.
Актуальными в этих условиях становятся не привычные репродуктивные методы и формы профилактики, а продуктивные - превентивные, которые направлены не на устранение возникающих отклонений в поведении обучающихся от установленных норм социального поведения, а на недопущение возникновения причин и условий, способствующих появлению тех или иных форм асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся.
В профессиональной подготовке руководителей, специалистов и педагогических работников общеобразовательных организаций по вопросам педагогической профилактики асоциального поведения обучающихся объективно актуализируется необходимость модернизации ее содержания посредством переноса акцента на такую научную отрасль, как превентология, что, в свою очередь, генерирует необходимость существенного повышения в системе подготовки руководителей, специалистов и педагогических работников общеобразовательных организаций, удельного веса инновационных педагогических технологий, формирующих и развивающих профессиональные компетенции предупреждения возникновения причин и условий, способствующих появлению тех или иных форм асоциального поведения обучающихся.
Анализ развития отечественного опыта профилактики асоциального поведения обучающихся в контексте компетентностного подхода в превентивной деятельности позволил сформулировать компетенции, необходимые различным субъектам, участвующим в профилактике асоциального поведения
обучающихся в общеобразовательных организациях городских округов.
1. Для руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся необходимо формировать следующую системную совокупность профессиональных компетенций: способность к формулированию и реализации целей и задач профилактики асоциального поведения обучающихся; способность к проектированию и реализации основных направлений повышения эффективности профилактики асоциального поведения обучающихся; способность к совершенствованию взаимодействия с субъектами профилактики асоциального поведения обучающихся; способность к инновированию направлений, форм и методов организации деятельности по профилактике асоциального поведения обучающихся; способность к самообучению в области управления вопроса и профилактики асоциального поведения обучающихся.
2. Для руководителей и педагогиче-скихработников общеобразовательных организаций необходимо формировать следующую системную совокупность профессиональных компетенций: способность к целеполаганию деятельности по профилактике асоциального поведения обучающихся; способность к проектированию и реализации технологий профилактики асоциального поведения обучающихся; способность к моделированию и реализации эффективных внутривузовских форм подготовки к профилактике асоциального поведения обучающихся; способность к инновированию этих форм подготовки; способность к созданию и совершенствованию системы мониторинга
и управления качеством профилактики асоциального поведения обучающихся.
3. Для социальных педагогов и психологов общеобразовательных организаций и реабилитационных центров по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся необходимо формировать следующую системную совокупность профессиональных компетенций: способность к самоопределению в сложной, специфической стрессогенной деятельности, способность к стрессоустойчивости; способность к принятию решений в условиях неопределенности; способность к эффективной коммуникации; способность к самообучению.
Таким образом, проанализировав проблему профилактики асоциального поведения обучающейся молодежи, можно сделать следующий вывод: данная проблема в настоящее время все более привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков, руководителей, педагогов и специалистов общеобразовательных организаций, которые предпринимают научные попытки объяснить этиологию асоциального поведения и найти эффективные средства предупреждения и преодоления негативных явлений в школьной среде. Однако существует объективная необходимость дальнейшего формирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Неоспоримая сложность асоциального поведения и особенно многофакторность его причинно-факторного комплекса, обусловливающего это явление, требует разработки комплекса профилактических мер, а также обоснования программ профессиональной подготовки должностных лиц, педагогических работников образовательных организаций по вопросам психолого-педагоги-
ческой профилактики асоциального поведения обучающихся, реализуемых в различных субъектах Российской Федерации.
Список литературы
1. Абашина А. Подготовка кадров к работе с безнадзорными несовершеннолетними // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 143-145.
2. Бабан Ю. В. Роль государства в профилактике девиантного поведения подростков // Вестник Ярославского государственного университета. 2008. № 6. С. 73-80.
3. Галич Г О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. Девиации и их преодоление в системе интегрированного образования // Известия ПГУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 16. С. 37-46.
4. Думов С. Б. Проблемы организации профилактической работы с несовершеннолетними с отклоняющимся поведением // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2005. № 1. С. 38-43.
5. Рудакова Е. Н. Социально-педагогическая профилактика асоциального поведения подростков // Вестник МГОУ. 2010. № 2. С. 146-152.