2013
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 12
Вып. 1
ОБРАЗОВАНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 177.82
З. К. Давлетбаева
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕВЕНЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА: ПОНЯТИЙНЫЙ АСПЕКТ
В настоящее время все большую остроту приобретает вопрос, связанный с психологическими аспектами обеспечения превенции и профилактики асоциального поведения учащихся в условиях образовательных систем. Проблема асоциального поведения подростков и молодых людей становится все более важной для будущего России и других стран, требует пристального внимания и срочных мер для ее решения.
В связи с увеличением деструктивных форм нарушений, растущей подростковой и детской преступностью, как в России, так и за рубежом проблема превенции и профилактики асоциального поведения учащихся в настоящее время получила большой резонанс и находит отражение в исследованиях таких наук как психология (Беличе-ва С. А., Змановская Е. В., Косарецкая С. В., Минияров В. М., Момот В. А., Петрова А. Б., Романов Р. С., Харитонова Т. Г., Шепелева С. В. и др.), педагогика (Андрюшина О. В., До-едалина С. В., Садрисламов Г. Ф., Смирнов Я. Ю., Звягина Е. В., Клейберг Ю. А., Курае-ва Д. А., Кочин А. А., Фанина Е. Н., Фомина А. Б., Щербакова С. Н., Нелидов А. Л., Щели-на Т. Т., Хусаинов Л. Р. и др.), юриспруденция (Аминов Д. И., Абызов Р. М., Глухова А. А., Севастьянова И. В., Цветков В. Л., Шиханцов Г. Г. и др.), социология (Первова И. Л., Бо-роноев П. Г., Курбанова С. В. и др.), медицина (Гусева Н. А., Дозорцева Е. Г. и др.).
Как показал анализ научной литературы, концептуальные составляющие превенции асоциального поведения детей и подростков, а также предлагаемые модели авторами исследований рассматриваются в соответствии с принадлежностью к той или иной области исследования.
Так, в юриспруденции превентивное направление нашло отражение в виктимо-логической профилактике. Виктимологический аспект профилактики связан, прежде всего, с осуществлением мер по устранению ситуаций (обстоятельств), способствующих преступному поведению [1, с. 167; 2].
Одним из успешных подходов в решении задач превенции асоциального поведения исследователи в области юриспруденции считают изучение личности подростка,
Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна — канд. психол. наук, доцент, Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета; е-шаП: [email protected]
© З. К. Давлетбаева, 2013
допускающего в своем поведении те или иные формы отклонений, раскрытие причин, влияющих на деформацию, выявление позитивных сторон его личности [3].
Первые работы о превенции появились в США в 1915 г. в области психического здоровья. Профессиональная позиция, представленная М. Ричмонд и другими пионерами социальной работы, позволила отстоять мнение о том, что хороший социальный работник не только помогает вытащить людей из ямы, но и пытается найти способ, как избежать ям вообще. К 1930 г. М. Ричмонд определила превенцию как один из конечных результатов нескольких процессов, в ряду которых она рассматривала исследование, индивидуальную терапию, общественное образование, законодательство и административные изменения. Кроме того, ее заслугой было распространение потенциала превенции от частного случая до широкого сообщества, расширение спектра превентивной интервенции от микро- до макроуровня [4].
Ставшее тривиальным за много веков утверждение, что болезнь (в том числе и социальную) легче предотвратить, чем излечить, не теряет своей актуальности и сегодня.
Основанием внедрения превентивных мер в область задач психологической службы образования стал государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» в 1995 г., где отмечается ухудшение социально-экономического положения детей, рост количества сирот, в том числе — жертв вооруженных конфликтов и т. п. Особую тревогу вызывал факт, что, по данным Генпрокуратуры РФ, в 1995 г. более 1,5 млн подростков не учились в школе [5]. В решении коллегии Министерства образования РФ от 29.03.96 г. подчеркивается, что основная задача психологической службы заключается в создании превентивной системы действий, направленных на обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития детей, формирование у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию, обеспечение индивидуального подхода к каждому субъекту образовательного пространства и гуманизацию общественных отношений в образовании [6, с. 15].
В Советском энциклопедическом словаре указано, что понятие «превенция» происходит от латинского слова «praeventio» — опережаю, предупреждаю. Содержательный анализ понятия предупреждение показывает, что оно логически связано с понятиями «предвосхищение», «предугадывание», «предотвращение». Однокоренными словами понятия «предупреждение» является глагол «упредить», что значит «предвосхитить» или спрогнозировать предстоящие события.
Наиболее общим понятием, охватывающим все формы проявления опережающего отражения, является понятие «антиципация». Психические процессы прогноза и подготовки к предстоящим событиям, делам и поступкам свойственны любому виду активности. Что бы ни делал человек, в его голове всегда имеется образ предстоящего будущего. Просит ли ребенок игрушку, ловит ли брошенный ему кем-то мяч, идет ли ученик на урок, ждет ли хозяин прихода гостей, ведет ли водитель автомобиль — в общем, готовится ли человек что-либо сделать или ожидает реакции окружающих на свои действия, во всех случаях происходят интегральные психические процессы, называемые антиципацией. Антиципация психологами рассматривается как «способность... действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий» [7].
Общепсихологический и психофизиологический аспект опережающего отражения внешнего мира представлен в работах многих авторов (Анохин П. К., Базылевич Т. Ф.,
Брушлинский А. В., Журавлев Г. Е., Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н., Трофимова И. Н., Фейген-берг И. М. и др.).
Психические явления, связанные с будущим, нашли свое выражение в русском языке. Л. Ершов [8], проанализировав словарь В. И. Даля, насчитал в нем свыше 70 глаголов, фиксирующих все уровни антиципации (вот некоторые из них: предощущать, предчувствовать, предвкушать, предполагать, предвосхитить, предусмотреть, пред-умыслить и т. д.). Особенно много в русском языке слов, обозначающих процессы общения (например, предсказывать, прорицать, предвещать, предупреждать, предостерегать, предрекать, предрасполагать, предуверять, предубеждать и т. д.).
Помимо термина «антиципация» для обозначения этого явления в психологии различными авторами употребляются и другие выражения. Так, наиболее часто встречающимися из них являются «предвидение», «предвосхищение» и «прогнозирование».
Словарь русского языка трактует предвидение как действие и состояние по значению глагола предвидеть — способность, умение предвидеть. Предвидеть — это значит «предполагать, видеть заранее, что должно произойти, предугадывать; изучая, анализируя факты, данные и т. п., делать верный вывод о дальнейшем развитии чего-либо, предсказывать» [9, с. 363].
Предвосхищение — это действие по значению глагола предвосхитить или предвосхищать. С. И. Ожегов [10, с. 577] толкует данное слово следующим образом: «сделать что-нибудь или понять, познать что-нибудь раньше других; определить; предугадать».
Прогнозировать — значит составлять прогноз чего-либо. Прогноз в свою очередь обозначает «предсказание, суждение о дальнейшем течении, развитии чего-либо (событий, явлений и т. п.) на основании имеющихся различных данных» [9, с. 475]. «Прогнозирование хода событий и регулирование на этой основе деятельности, — писал Б. Ф. Ломов, — является одной из основных функций психики» [7, с. 43].
На протяжении развития психологии как науки в связи с изучением различных аспектов психической жизни накапливался материал о способности человека к опережающему отражению [11]. К настоящему времени доказано, что опережающее отражение — фундаментальное свойство психики. Это проявляется в том, что опережающее отражение (антиципация) включено в систему функционирования психики как целостного, интегративного образования.
Прогнозирование включено в любую человеческую деятельность. Но можно назвать такие виды деятельности, где прогнозирование является основным содержанием. Особую роль прогнозирование играет в педагогической деятельности. В процессе обучения и воспитания школьников возникает необходимость в прогнозах будущего состояния ученика или группы. При разработке такого прогноза существенным является не только стандартизированный ретроспективный анализ прошлых тенденций, но и психология человека, в отношении которого строится прогноз.
Анализ опыта А. С. Макаренко, Л. А. Левшина, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова и др. [12, 13] показывает, что в своей педагогической деятельности они обращают внимание на перспективный подход в процессе обучения и воспитания, а в прогностических способностях видят возможности для повышения эффективности своего труда. «Хорошее в человеке всегда приходится проектировать, — писал А. С. Макаренко, — и педагог обязан это делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться» [14].
Основываясь на анализе прогностической теории Л. А. Регуш [15], смысловая структура которой представлена как в личностном, так и в профессиональном плане ее функционирования, мы можем выделить основные признаки психологической превенции:
1) психологическая превенция выступает как процесс предупреждения — заблаговременного устранения неблагоприятных для развития ребенка факторов;
2) психологическая превенция — это, прежде всего, прогнозирование пространственно-временных отношений явлений объективного мира, опосредованное знаниями закономерно развивающихся причинно-следственных отношений;
3) превенция — это реализация мер психологического воздействия на личность учащегося на основе четко выстроенного плана;
4) прогнозирование является промежуточным этапом между получением знаний об объекте управления и самим воздействием;
5) основаниями прогнозирования являются знания о развитии процесса или явления в прошлом. Это знания о циклах повторяемости объектов прогноза, знание аналогичных процессов, уже имевших место, знания закономерностей и теорий.
Таким образом, одним из содержательных аспектов психологической превенции является совокупность мер с целью предупреждения неблагоприятных факторов в личностном развитии детей и подростков, основанная на принятии тех или иных решений с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий.
Начиная с 80-х годов прошлого века и по настоящее время, в концептуальных положениях отечественных авторов, изучающих проблему предупреждения асоциального поведения, четко прослеживаются следующие направления:
— профилактический (Овчарова Р. В., Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпае-ва Н. В. и др.);
— профилактический и превентивный (Алемаскин М. А., Беличева С. А., Горшкова Е. А., Кураева Д. А., Соловьянюк-Кротова В. Г. и др.);
— превентивный (Горшкова Е. А., Дубровина И. В., Минияров В. М., Ельцова В. А., Нелидов А. Л., Щелина Т. Т. и др.).
Психолого-педагогические концепции предупреждения (Дубровина И. В., Овчаро-ва Р. В., Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. и др.) позволяют рассматривать психологическую превенцию асоциального поведения учащихся на уровне взаимодействия субъект-субъектных отношений, как учитывающую цели, задачи, интересы и потребности субъекта.
По мнению И. В. Дубровиной, анализ различных гипотез, касающихся источников асоциального поведения подростков, лежит не только в деморализации как таковой, а прежде всего в системе сложившихся установок. Если же асоциальное поведение несовершеннолетних рассматривать с точки зрения той психологической роли, которую оно играет в процессе их самореализации, поиска себя, тогда можно будет разглядеть источники такого поведения в деформации глубинных психологических структур либо в ограничениях ресурсов — внешних, если ситуация не способна обеспечить необходимые средства, и внутренних, если подросток или юноша просто не знает, что преследуемая им цель может быть достигнута социально приемлемым путем. Такой подход делает возможным совершенно иные способы психокоррекционной и психо-
профилактической работы, конкретные виды которой применительно к подросткам и юношам имеют свои особенности.
Важной концептуальной основой превенции асоциального поведения является концепция Р. В. Овчаровой, которая считает, что «успех в предупреждении противоправного и преступного поведения несовершеннолетних может быть обеспечен только совместной работой всех субъектов, осуществляющих работу с детьми и подростками группы риска» [16]. Автор считает, что необходимы специальные меры, направленные на оздоровление социальной жизни и внутреннего мира детей и подростков. Необходима гуманизация отношения общества к детям, переход от карательного реагирования на различные отклонения поведения несовершеннолетних к оказанию всесторонней и своевременной помощи им, то есть «восстановление приоритета воспитания над наказанием. Прежде всего, работа с несовершеннолетними должна быть ориентирована на предупреждение конфликтных ситуаций, приводящих к деформациям развития личности» [16, с. 207-209].
Так, представленная М. А. Алемаскиным в 1985 г. концепция предупреждения асоциального поведения учащихся в общеобразовательных учреждениях была составлена с учетом основных выявленных им факторов. Теоретические позиции, адресованные педагогам, основывались на таких профилактических мероприятиях, как:
— повсеместное обучение родителей с целью преодоления безнравственных и антипедагогических позиций родителей;
— педагогическое просвещение родителей со стороны учителей и психологических консультаций по выбору форм и методов воспитания.
При этом существенное внимание автор концентрировал на превентивной работе:
— построение конструктивных отношений с трудновоспитуемыми подростками с учетом знаний личностных особенностей;
— знание этих учащихся, выявление отставаний в развитии личности, постоянный контроль учебной деятельности и поведения учащихся, уважительное к ним отношение, установление личных контактов;
— организация систематической помощи им, формирование у них уверенности в своих силах, создание успеха в учебной деятельности;
— вовлечение в общественную и внеклассную деятельность, укрепление авторитета среди товарищей в классе;
— формирование положительных отношений педагогически запущенных подростков в коллективе класса;
— активизация организации свободного времени подростков.
При этом М. А. Алемаскин отмечал, что актуальна постоянная занятость «.всех подростков в свободное время, а не погоня за массовостью периодически проводимых мероприятий — в этом решение вопроса. Ведь большинство правонарушений совершается в свободное и вечернее время. Бездеятельное времяпровождение — основная причина правонарушений» [17, с. 6].
Анализ научных концепций современных исследований показывает, что отечественные авторы, ведущие исследования в русле психолого-педагогических стратегий предупреждения деструктивного поведения школьников, основываются прежде всего на организации превентивной системы действий, опосредованных изучением индивидуальных особенностей личности школьника (Соловьянюк-Кротова В. Г, Курае-ва Д. А. и др.).
Выстраивая превентивный подход к предупреждению деструктивного поведения старших школьников [18], Кураева Д. А. считает, что специалистам общеобразовательных организаций необходимо осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:
— изучение личности и индивидуальности старшеклассников, их семей и выявление факторов и условий, влияющих на их поведение (психолого-педагогическая диагностика);
— изменение отношения старшеклассников к себе и к окружающим;
— создание педагогических условий для формирования организаторских и лидерских навыков у старшеклассников;
— изменение отношения старшеклассников к реальности;
— формирование у старшеклассников умения рационально организовывать свое свободное время.
Автор в своей концепции предлагает и профилактический подход, реализация которого представлена через следующие направления: работа по позитивному изменению внутрисемейных отношений; формирование позитивного отношения специалистов общеобразовательных учреждений к старшеклассникам с деструктивным поведением.
Интерес представляет опыт превентивной программы отечественных авторов В. М. Миниярова и В. А. Ельцовой [19], основанный на серии программ психологического сопровождения образовательных учреждений по предупреждению асоциального поведения учащихся.
Разработанные авторами направления психологического сопровождения образовательного учреждения сфокусированы на работе с родителями, педагогами, учащимися и с администрацией, в них отражен целостный подход, органично увязывающий теоретические основы с содержательными и организационно-методическими компонентами деятельности школьного психолога-практика.
Одним из важных концептуальных положений программы, озвученных авторами, является идея о том, что психодиагностика в образовательном учреждении должна способствовать изучению характерологических свойств субъектов образовательной деятельности и системы межличностных отношений.
Несомненным преимуществом программы является представленная В. М. Ми-нияровым комплексная диагностика характера, которая соответствует требованиям современной психологической службы образования: во-первых, она занимает меньше времени (экономичность в процедуре проведения), проста и доступна в обработке и анализе, ее результаты «переводятся» на педагогический язык; во-вторых, комплексная диагностика позволяет создать в кратчайший срок социально-психологический портрет школьника; в-третьих, обладает прогностичностью, то есть возможностью прогнозировать на ее основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности; и в-четвертых, метод обладает высоким развивающим потенциалом, то есть появляется возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ.
Таким образом, анализ работ современных отечественных авторов по проблемам предупреждения асоциального поведения способствовал выявлению основных направлений в организации профилактической работы:
— педагогическое просвещение родителей и психологические консультации по выбору форм и методов воспитания;
— «лечение» социальной ситуации, то есть коррекция педагогических позицийучи-телей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка;
— консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия;
— работа по позитивному изменению внутрисемейных отношений;
— совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды;
— формирование благоприятного психологического климата в школе: оптимизация формы общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый); улучшение формы общения педагогов с учащимися, родителей с детьми (взрослый-ребенок), учащихся между собой (ученик-ученик);
— проведение психолого-педагогического консилиума, направленного на изучение личностных особенностей учащихся и форм психолого-педагогического сопровождения;
— повышение социально-психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения и др.
Таким образом, под профилактикой асоциального поведения мы понимаем воздействие на образовательную среду с целью создания психологических условий, снижающих вероятность возникновения тех или иных трудностей в поведении учащихся, опосредованное повышением психологической культуры всех субъектов образовательной среды.
Содержание превентивной работы в трудах отечественных авторов находит выражение в следующих направлениях:
— диагностирование (оценка) взаимоотношений в коллективе класса, в ходе которого выявляются изолированные учащиеся;
— обучение трудновоспитуемых подростков нормам, правилам и навыкам общения, воспитание культуры общения, формирование у подростков «творческого отношения к общению»;
— анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников;
— изучение личности и индивидуальности старшеклассников, их семей и выявление факторов и условий, влияющих на их поведение (психолого-педагогическая диагностика);
— изменение отношения старшеклассников к себе и к окружающим;
— создание педагогических условий для формирования организаторских и лидерских навыков у учащихся и др.
Исходя из вышесказанного, под превенцией асоциального поведения мы понимаем комплекс мер психологического воздействия на личность учащегося всеми членами
образовательной среды, включенными в коррекционную деятельность, основанную на глубоком понимании того, что такая деятельность должна строиться на антиципации, позволяющей предвосхищать, предупреждать и прогнозировать пути вывода учащегося из ситуации асоциального поведения.
Таким образом, анализ концептуальных подходов отечественных авторов позволил выявить отличительные признаки и содержательные аспекты превенции и профилактики как относительно самостоятельных форм предупреждения асоциального поведения.
Литература
1. Кураева Д. А. Взаимодействие образовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010. 135 с.
2. Глухова А. А. Виктимологическая профилактика как перспективное направление предупреждения преступности и конкретного преступления // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации. М.: ВНИИ МВД России, 2006. 230 с.
3. Севастьянова И.В. Девиантное поведение несовершеннолетних: дис. ... канд. юр. наук. Челябинск, 2004. 141 с.
4. Бойко О. В. Охрана психического здоровья: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 268 с.
5. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации, 1995 год. М.: «Синергия», 1995. 205 с.
6. Коновалова Н. Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 232 с.
7. Ломов Б. Ф. Психологическая наука и общественная практика. М.: Знание, 1974. 48 с.
8. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991. 159 с.
9. Словарь русского языка / под ред. А. П. Евгеньевой: в 4 т., 3-е изд. М.: Рус. яз., 1985-1988. 475 с.
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1991. 577 с.
11. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 225 с.
12. Лысенкова С. Н. Когда учиться легко. Из опыта работы учителя. М.: Педагогика, 1974. 176 с.
13. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса: в 7 т. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1958. Т. 5. 108 с.
14. Макаренко А. С. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1946. 302 с.
15. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.
16. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М: ТЦ Сфера, 2001. 480 с.
17. Алемаскин М. А. Психолого-педагогические факторы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: сб. науч. трудов. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 1985. 135 с.
18. Кураева Д. А. Взаимодействие образовательных и общественных организаций по предупреждению девиантного поведения старшеклассников. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2010. 135 с.
19. Минияров В. М., Ельцова В. А. Программа психологического сопровождения образовательного учреждения (для педагога и психолога). Самара: Городское управление образования, 2006. 23 с.
Статья поступила в редакцию 10 октября 2012 г.