РОЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.А. Казаева, О.Г. Шабардина
Аннотация. В статье рассматривается проблема и сущность девиантного поведения несовершеннолетних в современной педагогике и психологии, а также роль процесса профилактики подобного поведения в учреждениях дополнительного образования.
Ключевые слова: девиантное поведение, отклоняющееся поведение, профилактика, социальная профилактика, профилактика девиантного поведения.
Summary. The article deals with the problem and essence ofdeviant behavior of minors in modern pedagogy and psychology. It also examines the process of prevention similar behavior at the institutions of additional education.
Keywords: deviant behavior, the prevention, the social prevention, the prevention of deviant behavior.
148
В отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска.
Ученые применительно к несовершеннолетним с различного рода отклонениями в поведении используют разные термины: «трудные», дети и подростки «группы риска» [1; 2], «дезадаптированные» [3], «дети и подростки с нарушениями в аффективной сфере», «нестандартные» [4] и др. Однако названные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую, юридическую. Поскольку единой практики употребления данных понятий нет, порой неясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего те или иные отклонения в поведении.
Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом [5, с. 289].
По мнению некоторых авторов, «отклоняющееся поведение подростка» как диагностическая категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вслед-
Преподаватель XX
ЕК
4 / 2012
ствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам [6]. Например, современный отечественный исследователь Ю.А. Клейберг раскрывает девиантное поведение подростков через отношение личности к культурным нормам. Де-виантные действия подростков у него выступают средством достижения значимой цели, самоутверждения, разрядки, для чего используются особые приемы: слэнг, символика, мода, манера, поступок и т.д. [7, с. 17]. Однако отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.
Таким образом, девиантное поведение детей и подростков может рассматриваться, с одной стороны, как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, а с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (воспитательного средства) [5].
При этом считается, что поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритики, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, внушаемостью, подражательностью, обостренным чувством независимости, стремлением к престижу в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения и т.д.
Типы нарушенного поведения, присущие подростковому возрасту, подробно изучались и изучаются в отечественной науке Д. В. Колесовым [8], С.А. Кулаковым, Н.В. Подхватили-ным, Б.С. Братусём, П.И. Сидоровым, К. Бютнером, А.Д. Гонеевым и др.
М.Ю. Кондратьев отмечает «бота-на» - своего рода «фаната учебы», за-цикленность которого на учебной деятельности оказывается препятствием на пути налаживания полноценного интимно-личностного общения со сверстниками. С другой стороны, такая моноканальная активность подростка не может быть оценена как отклоняющееся поведение, так как носит просоциальную направленность.
Анализируя вышеизложенное, можно отметить, что девиантное поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях:
• как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность и др.);
• как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);
• как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий,
149
4 / 2012
Преподаватель
150
пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности);
• как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).
Рассмотренные выше аспекты в характеристике девиантного поведения необходимы для определения смысла его профилактики, для разработки методики профилактики деви-антного поведения подростков и для отработки наиболее приемлемых и эффективных технологий.
В психолого-педагогической литературе разработке методов коррекции девиантного поведения детей и подростков (С.А. Бадмаев, Л.М. Зюбин, В.П. Кащенко, А.И. Кочетов, Э.Ш. На-танзон) уделяется большое внимание, но недостаточно сведений о мерах профилактики девиантного поведения.
Профилактика - специфический вид деятельности, теоретическим обоснованием и практической реализацией которого до недавнего времени занималось небольшое число наук: медицина, эпидемиология, гигиена и физиология, где профилактика рассматривается как «совокупность мер по укреплению здоровья, предупреждению и устранению причин заболеваний человека» [9].
В Энциклопедическом словаре социальной работы под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту
нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов» [10, с. 369-377].
Однако профилактика девиантно-го поведения подростков не может быть рассмотрена в отрыве от профилактической деятельности, осуществляемой на уровне государства и относящейся к социальной профилактике.
Социальная профилактика - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и др. социально опасные и вредные отклонения в поведении. Ее целью является создание предпосылок для формирования законопослушного, высоконравственного поведения [5].
Социальные проблемы заставляют разрабатывать профилактику как систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности правонарушений и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуально профилактической работой и семьями, находящимися в социально опасном положении (Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13.01.01)).
В нормативных документах прописано и понятие индивидуальной профилактической работы. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находя-
Преподаватель
4 / 2012
щихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Социальная профилактика является необходимым фоном, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики девиант-ного (отклоняющегося) поведения детей и подростков: психологическая, медицинская, социально-педагогическая и педагогическая. Нельзя недооценить значимость социально-педагогической и психолого-педагогической профилактики для работы с подростками, имеющими отклонения в поведении. В своей совокупности они раскрывают необходимость применения разнообразных направлений работы, цель которых - оптимизация процесса социализации подростка.
Научное сообщество, а также Всемирная организация здравоохранения отмечают, что профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Однако при этом уточняется, что работа по профилактике девиант-ного поведения подростков лежит в пределах так называемой вторичной, или даже третичной профилактики, то есть, профилактические меры принимаются непосредственно перед возникновением проблем или в отношении уже возникшей проблемы, но предупреждает возникновение новых. Например, педагог работает с отдельными поведенческими недостатками ребенка, занимаясь профилактикой развития негативных личностных свойств.
Итак, в соответствии с описанным выше пониманием сущности понятий
4 / 2012-
«профилактика» и «девиантное поведение», под профилактикой девиант-ного поведения мы понимаем целостную систему научно-обоснованных и своевременно предпринимаемых социально-педагогических и психолого-педагогических мер по предупреждению формирования отклоняющегося от наиболее важных социальных норм форм поведения, причиняющих ущерб личности и сопровождающихся социальной дезадаптацией.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блонский П.П. Трудные школьники. - М.: Работник просвещения, 1929. - 106 с.
2. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Ред.-изд. центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 221 с.
4. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 144 с.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2001. - 480 с.
6. Иовчук Н.М., Северный А.А. Социум как пусковой фактор реализации конституци- jjj ональных и патологических предрасположений к отклоняющемуся поведению у детей и подростков // Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. - М., 1996. - С. 15-21.
7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. - 160 с.
8. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 176 с.
9. Большая советская энциклопедия: В 30-ти т. Т. 21. Проба-Ременсы / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - 640 с.
10. Энциклопедический словарь социальной работы / Под ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской: В 3-х т. - Т. 2. - М.,
1993. ■
Преподаватель XXI
ВЕК