психологические
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ
отношений подростков в зависимости
ОТ ВИДА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Агафонова С.В., Брюхова Н.Г., Гатауллин А.Р.
Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация
В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей и динамики нравственных отношений подростков, занятых разными видами внеурочной деятельности. Показана связь нравственных отношений подростков с показателями их социально-психологической адаптации. Полученные данные подтверждают значимость развития нравственных отношений подростков для нормального хода их психологического развития.
Ключевые слова: нравственность; нравственные отношения; нравственные ценности; психологическое развитие; подростковый возраст.
PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF TEENAGERS' MORAL RELATIONS DEVELOPMENT DEPENDING ON A TYPE OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Agafonova S.V., Bryukhova N.G., Gataullin A.R.
Astrakhan State University, Astrakhan, Russian Federation
The article presents the results of the empirical study on peculiarities and dynamics of moral relations of teenagers that are involved into different types of extracurricular activities. The authors demonstrate connection of teenagers' moral relations with indicators of their social psychological adaptation. The findings prove the importance of
teenagers ' moral relations development for a normal process of their psychological development.
Keywords: morality; moral relations; moral values; psychological development; adolescence.
В конце 90-х годов в России в связи с тяжелым экономическим кризисом остро встал вопрос о переходе на «рыночную экономику». С этого времени в сознании россиян ценность денег стала быстро вытеснять другие ценности, и в первую очередь общечеловеческие ценности морали и нравственности, являющиеся основой функционирования и благополучия любого общества. В настоящее время мы пожинаем горькие плоды отказа от нравственных принципов, продолжавшегося последние два десятилетия. За это время выросло целое поколение молодых людей, не привыкших руководствоваться и сверять свои поступки с моральными нормами. Люди более старшего поколения, получившие нравственное воспитание до этого периода, из-за неиспользования нравственных критериев в течение длительного времени и будучи свидетелями разрешенного и безнаказанного безнравственного поведения, массированно демонстрируемого средствами массовой информации и наблюдаемого в реальной жизни, стали утрачивать свои принципы и в ряде случаев воспринимать проявления безнравственности за нормальные. В общественной жизни это выражается в обострении проблем жестокого обращения с детьми, увеличении числа преступлений с актами сексуального насилия, дестабилизации и снижении ценности института семьи, росте демонстрации актов вседозволенного антиобщественного поведения, коррупции в огромных масштабах, росте психической нестабильности у граждан, числа самоубийств среди молодежи, активизации деятельности экстремистских и террористических группировок и т.д. Таким образом, игнорирование нравственных устоев общественной жизни приводит к ее дестабилизации, к проявлению деструктивных процессов, т.е. к разрушению общества.
Поэтому, как справедливо отмечают Журавлев А.Л. и Юре-вич А.В., «Необходимы специальные меры по возрождению мо-
рали и нравственности, которые не восстанавливаются «сами собой»» [7, с. 7]. И поскольку нравственная регуляция поступков человека основана на психологических закономерностях, необходимо осуществлять поиск психологических оснований преодоления нравственного кризиса в обществе.
Авторами статьи ведется работа по изучению нравственного развития в юношеском возрасте и в периоде ранней взрослости [1, 4, 14]. В свете обозначенной проблемы важно также изучить динамику нравственных процессов в подростковом возрасте, т.к. этот возраст является переходным от детства ко взрослости. Это означает, что в этом возрасте осуществляется переход от внешнего контроля со стороны взрослых, от которого подросток всячески пытается избавиться или минимизировать его, к усилению внутреннего самоконтроля, который невозможен без прочно усвоенных нравственных ценностей.
По мысли Б.М. Ломова, понятие «отношение личности» является родовым к понятиям «установка», «смысл», «убеждения», «ценности», с помощью которых описывают различные стороны нравственности человека [9]. Нравственное отношение - это отношение к другому как равному [3], это система связей человека с миром на основе «золотого правила» этики [10].
Разными исследователями нравственных отношений рассматриваются факторы и закономерности их развития у подростков [12, 13], уровни развития [3], динамика в подростковом возрасте [10], развитие нравственно-ценностных ориентаций подростков с различным восприятием моральной атмосферы школы [11], духовно-нравственные отношения подростков спортивных классов [6]. Есть также исследования относительно влияния на нравственное развитие в подростковом возрасте разных видов внеурочной деятельности: художественно-эстетической [8], спортивной [2].
Проведенные исследования не исчерпывают всей проблематики развития нравственных отношений в подростковом возрасте. В частности, остаются нерешенными следующие вопросы:
1. Существуют ли различия в показателях развития нравственных отношений у подростков, занимающихся разными видами внеурочной деятельности?
2. Каковы особенности динамики развития нравственных отношений от младшего к старшему подростковому возрасту?
3. Существует ли связь между показателями развития нравственных отношений и другими показателями психологического развития в данном возрастном периоде?
Для поиска ответов на поставленные вопросы в 2015-2016 гг. нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 99 подростков - учащихся МБОУ «Володарская СОШ № 2» Астраханской области. Среди них учащиеся 7-х и 9-х классов, из которых 59 мальчиков, 40 девочек. Возраст учащихся 7-х классов - 12-13 лет (младший подростковый). Возраст учащихся 9-х классов - 14-15 лет (старший подростковый).
Методы исследования
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов:
1. Разработанная авторами анкета для распределения подростков по видам внеурочной деятельности.
2. Психодиагностический метод: методика С.М. Петровой «Определение уровня нравственной воспитанности учащихся» для определения уровня нравственной воспитанности учащихся и выявления особенностей ценностных ориентаций к жизни, к людям, к самим себе; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
3. Статистические методы обработки результатов (критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, критерий Стьюдента для независимых выборок, однофакторный дисперсионный анализ для независимых выборок, выявление корреляционной связи с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона). Статистическая обработка результатов проводилась с помощью программ Microsoft Excel, IBM SPSS Statistics 21.
Результаты
Выборка учащихся 7-х и 9-х классов была распределена на 5 групп по видам внеурочной деятельности подростков: занятия футболом; другими видами спорта (бокс, теннис, атлетика, конный спорт, боевые единоборства); творческой деятельностью (хореография, игра на музыкальных инструментах, изобразительное искусство); дополнительные учебные занятия по предметам. Также была выделена группа подростков, которые не заняты дополнительными занятиями во внеурочное время (см. табл. 1).
Таблица 1.
Распределение подростков по видам внеурочной деятельности
Вид деятельности 7 класс - младшие подростки (чел.) 9 класс - старшие подростки (чел.) Всего (чел.)
Футбол 21 9 30
Другой вид спорта 6 11 17
Творческая деятельность 18 3 21
Дополнительная учебная занятость 12 9 21
Нет дополнительной занятости 3 7 10
Всего 60 39 99
Анализ результатов по методике С.М. Петровой на выявление уровня духовного отношения к жизни и нравственной воспитанности учащихся показал, что количество младших подростков превышает количество старших подростков по параметру «духовно ценностные ориентации», а количество старших подростков превышает количество младших подростков по параметрам «бездуховные ценностные ориентации» и «неопределенные ценностные ориентации». Это свидетельствует о том, что уровень нравственной воспитанности в младшем подростковом возрасте является значимо ^=4,568, р<0,01) более высоким по сравнению со старшим (табл. 2).
Полученные нами данные соотносятся с результатами исследований Т.Ю. Садовниковой [11, с. 26] о более высокой значимости
моральных норм духовности для младших подростков по сравнению со старшими и Э.Р. Гизатуллиной [5, с. 8] о появлении в переходном возрасте сомнений относительно нравственных знаний и значимости нравственных качеств личности. На наш взгляд, такие результаты объясняются стремлением подростков самостоятельно с более взрослой позиции переосмыслить место и значимость нравственных норм в системе жизненных ценностей. Однако в силу недостаточности опыта в начале жизненного пути они не способны в полной мере убедиться в этом.
Таблица 2.
Процентные показатели количества подростков, характеризующихся разной направленностью духовного отношения к жизни (по методике С.М. Петровой)
7 класс - 9 класс -
Характер ценностных ориентаций младшие под- старшие под-
ростки (%) ростки (%)
Духовные ценностные ориентации 92% 67%
Бездуховные ценностные ориентации 3% 20%
Неопределенные ценностные ориентации 5% 13%
Достоверность различий в показателях духовного отношения к жизни и нравственной воспитанности подростков, занимающихся разными видами внеурочной деятельности, по результатам одно-факторного дисперсионного анализа для независимых выборок значима на высоком уровне (р<0,01) (табл. 3).
Полученные данные свидетельствуют о том, что нравственную воспитанность и духовное отношение к жизни лучшим образом формирует творческая деятельность, показатели по которой на высоком уровне значимости (р<0,01) с существенным отрывом превышают показатели по другим видам внеурочной деятельности. Кроме того, только у подростков, занимающихся творческой деятельностью, в отличие от сверстников, занимающихся другими видами деятельности, показатель нравственной воспитанности и духовного отношения к жизни возрастает при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту. У всех остальных категорий подростков
данный показатель снижается, причем данное снижение статистически значимо для футболистов (1=3,019, р<0,01) и для учащихся, дополнительно занимающихся во внеурочное время по учебным предметам (1=2,178, р<0,05). При этом уровень нравственной воспитанности и духовного отношения к жизни оказался самым низким у футболистов по сравнению с подростками, занимающимися другими видами внеурочной деятельности, в том числе и по сравнению со сверстниками, занимающимися другими видами спорта.
Таблица 3.
Средние значения показателя духовного отношения к жизни и нравственной воспитанности подростков по видам внеурочной деятельности
Вид деятельности Среднее значение показателя духовного отношения к жизни и нравственной воспитанности
7 класс -младшие подростки (чел.) 9 класс -старшие подростки (чел.)
Футбол 17,33 15,11
Другой вид спорта 18,17 16,09
Творческая деятельность 21,00 21,33
Дополнительная учебная занятость 19,75 17,33
Нет дополнительной занятости 19,67 16,43
Среднее значение по выборке 19,12 16,62
Такие результаты, по нашему мнению, объясняются тем, что в зависимости от вида и характера деятельности актуализируется развитие необходимых для данного вида деятельности психологических качеств и свойств, а также формирование соответствующих данной деятельности ценностных ориентаций. Так, занятия различными видами творчества (хореография, игра на музыкальных инструментах, изобразительное искусство) актуализируют формирование духовно-нравственных ценностей личности. Тогда как занятия футболом предполагают в первую очередь физическое развитие. Но если акцент ставится только на физическое развитие, то, как мы видим из полученных результатов, страдает личностное развитие.
Интересно, что дополнительные занятия во внеурочное время по учебным предметам также отрицательно сказываются на нравственном развитии. Видимо, это происходит вследствие того, что такие занятия носят индивидуальный характер, и поэтому в них не реализуется ведущая деятельность подросткового возраста - интимно-личностное общение со сверстниками. Кроме того, данный вид занятости носит информационно-теоретический, а не практический характер, что обедняет психологическое развитие подростков, занимающихся данным видом внеурочной деятельности.
Далее были проанализированы корреляционные связи показателей методики Петровой «Определение уровня нравственной воспитанности учащихся» с показателями шкал методик «Диагностика социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймон-да». В выборке младших подростков выявлена значимая средняя (умеренная) отрицательная связь (г=-0,5, р<0,05) между уровнем духовного отношения к жизни и эскапизмом (уходом от проблем). Эскапизм является признаком неспособности справляться с жизненными трудностями, которая приводит к задержке нормального хода психологического развития, то есть к инфантилизации. Т.е. чем меньше у подростков сформированы нравственный ценности, тем более они чувствуют себя неспособными справляться с проблемными ситуациями. Научиться не бояться преодолевать трудности возможно, ориентируясь в ходе жизнедеятельности на нравственные ценности. Это будет продвигать человека по здоровому пути развития к достижению личностной зрелости.
Интересные данные получены относительно выборки футболистов 9-х классов. Результаты корреляционного анализа в данной группе показали наличие сильной отрицательной связи между уровнем нравственной воспитанности и стремлением к доминированию на высоком уровне значимости (г= -0,8, р<0,01). Это свидетельствует о том, что если у футболистов будет низкий уровень нравственности, то это приведет к стремлению игроков команды к доминированию. Это неблагоприятно скажется на функционировании футбольной команды и результатах игры, так как стремление к доминированию по своей сути противоположно стремлению к интеграции в команде
и к работе на общий результат. То есть при явной значимости физического развития футболистов, выявлено, что нравственное развитие для данного вида деятельности не менее важно, так как от уровня нравственности зависит способность команды выступать в качестве единого целого, способность футболистов быть частью команды, а не пытаться выделиться из нее, готовность играть, заботясь об общем результате, а не о своем личном зачете.
Такие данные весьма интересны в свете неэффективной игры сборной России по футболу, которая все больше разочаровывает россиян. Полагаем, что можно порекомендовать провести работу со спортсменами-футболистами данной спортивной команды по улучшению психологического климата посредством выстраивания взаимоотношений и взаимодействий футболистов между собой на нравственной основе, что будет положительно сказываться на результатах спортивных соревнований.
Выводы
Проведенное исследование позволило выявить новые особенности динамики и различия в показателях нравственных отношений подростков, занятых разными видами внеурочной деятельности, а также связь между духовным отношением к жизни и нравственными ценностями подростков с показателями их социально-психологической адаптации. Полученные результаты подтверждают значимость развития нравственных отношений подростков для нормального хода их психологического развития и необходимость проведения психолого-педагогической работы в данном направлении.
Список литературы
1. Агафонова С.В. Особенности связи мотивационно-волевого компонента с направленностью нравственного выбора и уровнем нравственного развития человека // Психология. Историко-крити-ческие обзоры и современные исследования. 2015. № 6. С. 8-28.
2. Баубекова К.Н. Нравственно-волевое развитие подростков, занимающихся восточными единоборствами // Социосфера. 2013. №4. С.129-130.
3. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985.
4. Брюхова Н.Г. Нравственное саморазвитие человека // European Social Science Journal, 2015. № 7. С. 289-301.
5. Гизатуллина Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка средствами социально-психологического тренинга: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2012. 28 с.
6. Глазкова Т.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в развитии духовно-нравственных отношений подростков профильных спортивных классов: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Тамбов, 2012. 24 с.
7. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Проблема нравственности в психологической науке / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психология нравственности. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2010. С. 5-11.
8. Логинова А.А. Психологические характеристики нравственного развития личности в подростковом возрасте [средствами художественно-эстетической деятельности]: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Москва. 2009. 24 с.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с.
10. Плеханова Е.А. Динамика нравственных отношений в подростковом возрасте: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13/ Казань. 2012. 24 с.
11. Садовникова Т.Ю. Нравственно-ценностные ориентации подростков с различным восприятием моральной атмосферы школы: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Москва. 2005. 32 с.
12. Шафикова Г.Р. Развитие нравственных отношений подростков в образовательной среде школы: дис. ... докт. психол. наук: 19.00.07 / Уфа. 2014. 515 с.
13. Эльконин Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
14. Agafonova S., Bryukhova N., Kaigorodov B. Professional and personal undergraduates' development in the educational process from the perspective of competency-based approach. Procedia - Social and Behavioral Sciences, Volume 214, 5 December 2015, pp. 479-486.