ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
УДК 159.9:331.101.3+316.334:796.01
Т. Н. Глазкова
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПРОФИЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ
Рассматриваются различные подходы исследования уровня духовно-нравственной воспитанности подростков. Подробно показано изучение эмпатийных тенденций подростков, а также оценка уровня духовнонравственных качеств учашдхся учителями, работающими в данном классе.
Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитанность, подросток, развитие, эмпатия.
Кардинальная перестройка в государстве и в связи с этим перемены в политике, экономике, культуре, межнациональных отношениях, социальной сфере, религии в конце XX начале XXI в. породили глубокие противоречия в обществе, которые привели к духовно-нравственному кризису (спад интереса к производительному труду, учебе в школах, потребительское настроение среди подрастающего поколения, рост детской преступности). Сложившаяся тенденция забытия молодым поколением национальных традиций и подлинно российской культуры, в том числе национального языка своего народа, отходе от традиционного соборного образа жизни, привела к неустойчивости и потере духовно-нравственных ценностей, утрате сформированных веками патриотических понятий и мировоззрений.
Ни для кого не секрет, что будущее нашего Отечества в полной мере зависит от духовно-нравственного воспитания молодежи, ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, стремления к бескорыстной заботе о близких и безответной любви к Родине каждого молодого человека [1].
В последнее десятилетие усиливается внимание ученых (О. С. Зайцева [2], Ю. С. Исмаилова [3], А. М. Кондаков [4], А. А. Корзинкин [5], М. И. Ста-ров [6], Е. Ю. Стрижов [7], Н. Б. Трофимова [8], А. Л. Шилин [9] и др.) к изучению духовности и нравственности. Однако психодиагностика состояния духовно-нравственных качеств личности под-ростков-футболистов субъектами образовательного процесса остается недостаточно изученной и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Поэтому целью данного исследования являлось изучение уровня духовно-нравственного развития качеств личности учащихся профильных спортивных классов субъектами образовательного процес-
са, для того чтобы организовать целенаправленный психолого-педагогический воспитательный процесс с учащимися-спортсменами.
Психология взаимодействия субъектов осуществляется как вербально, так и невербально в различных видах педагогической и физкультурноспортивной деятельности. Прежде всего отметим: компоненты взаимодействия - это взаимовосприя-тие, взаимопонимание, взаимопознание, взаимоподдержка, взаимодополнение, взаимоконтроль, взаимовлияние, взаимообогащение каждого субъекта, выделенные М. И. Отаровым [10]. Кроме этого, раскроем структуру взаимодействия субъектов в образовательном пространстве школы, которая состоит из следующих составляющих: личностных - между учителями; учениками и педагогами, между учениками, учениками и родителями, учителями и родителями, между родителями учеников; тренером и учителями, тренером и учениками, тренером и родителями; межгрупповых - между педагогическим коллективом и профильным классом; профильным и общеобразовательными классами, между футбольными командами; личностно-групповых - между отдельным учителем и профильным классом, отдельным учеником и классом, учеником и педколлективом, учителем и родителями ученика, тренером и командой, учеником и тренером.
В данной статье мы обращаем внимание в первую очередь на психологические аспекты развития духовно-нравственных свойств подростков, главным образом, среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения.
За методологическую основу исследования взяты системный (В. А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов,
А. В. Петровский, К. К. Платонов, Э. Г. Юдин и др.), аксиологический (Д. А. Леонтьев, А. Ма-слоу, К. Роджерс, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), антропологический (Б. С. Братусь, И. Кант, К. Д. Ушинский и др,), личностно-деятельностный (А. Г. Асмолов, Е. П. Бондаревская, А. Н. Леонтьев, В. В. Сериков и др.) и субъект-субъектный (К. А. Абульханова, Г. И. Аксенова, А. В. Брушлин-ский, Е. Н. Волкова, Е. Ю. Коржова, Е. А. Уваров и др.) подходы, позволяющие осуществлять исследование духовно-нравственных качеств у подростков с подлинно научных психолого-педагогических позиций.
Исследование проводилось в Тамбовском областном государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (ТОГОУ ДОД СДЮСШОР) «Академия футбола» города Тамбова среди подростков девятого профильного спортивного класса. В данном классе обучаются только юноши, которые занимаются футболом на протяжении девяти лет.
Для определения уровня духовно-нравственных качеств личности подростков профильного спортивного класса была использована батарея психодиагностических методик, но в данной работе мы обращаем внимание на «Диагностику состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся» Н. С. Маляковой [11], а также «Изучение уровня эмпатии» И. М. Юсупова [12].
Коротко остановимся на технологии проведения исследования при помощи методики Н. С. Ма-ляковой, которая заключалась в следующем: каждому из взаимодействующих субъектов, принимающих участие в образовательном процессе данного класса, классному руководителю (психологу) тренеру, родителям предлагалось выступить в качестве эксперта и определить уровень духовнонравственных качеств каждого ученика-футболи-ста («В» - высокий, «С» - средний, «Н» - низкий) на основе их наблюдений по 22 представленным качествам личности, таким как: готовность придти на помощь; умение быть благодарным; уважение к старшим; дружелюбие; забота о младших; трудолюбие; ответственность за порученное дело; инициативность; терпимость; активность в учебе; дополнительном образовании; творческая направленность; любовь к Родине; позитивное отношение к своей национальности; наличие принципов и убеждений; культура речи; нравственность поступков; интерес к родной культуре, истории своего края; физическая активность; коллективизм; школьный патриотизм. А затем полученные результаты экспертных оценок занести в сводную таблицу.
При обобщении и интерпретации результатов диагностики по классу подсчитывалось процентное отношение количества «высокой» оценки каждого качества к общему числу учащихся. Затем выделялись приоритетные (наивысший процент) и проблемные (наименьший процент) характеристики класса.
Эта методика при повторном обследовании позволяет провести мониторинг, т. е. увидеть динамику развития духовно-нравственных качеств личности подростка на этапах эксперимента; анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении каждого из учеников, так и класса в целом; определить приоритетные направления в воспитательной работе и найти индивидуальный подход к каждому футболисту.
Далее постараемся раскрыть технику проведения исследования по методике И. М. Юсупова. Испытуемому предлагалось 36 утверждений, на которые надо дать один ответ из шести: «не знаю», «нет, никогда», «иногда», «часто», «почти всегда» «да, всегда». Отвечать каждому ученику-футболи-сту следовало на все пункты анкеты. Для выявления уровня эмпатийных тенденций респонденту необходимо было отвечать на каждое из 36 утверждений, а экспериментатор приписывал их ответам следующие числа: «не знаю» - 0, «нет, никогда» - 1, «иногда» - 2, «часто» - 3, «почти всегда» -
4, «да, всегда» - 5. Затем полученные баллы соотносили со шкалой развитости эмпатийных тенденций, описываемых и представленных И. М. Юсуповым [12].
Для анализа взаимосвязей различных показателей и выявления наиболее значимых факторов была проведена математическая обработка полученных статистических данных с помощью программы SPSS for Windows 13.0.
Проведенный корреляционный анализ данных, полученных по методикам Н. С. Маляковой и И. М. Юсупова, дал следующие результаты: эмпатия - школьный патриотизм, r=-0.44, что свидетельствует о существенно значимой связи между этими качествами детей. Далее был проведен факторный анализ (табл. 1-3), первой задачей которого явился выбор взаимодействующих переменных, чья взаимная корреляция обусловливает наибольшую долю общей дисперсии. Эти переменные и образуют первый фактор, представленный в табл. 1. В него вошли такие качества личности, как инициативность, культура речи, нравственность поступков, терпимость, трудолюбие, уважение к старшим, умение быть благодарным, эмпатия. Мы назвали данный фактор «Уровень интериоризации духовнонравственных качеств личности подростков».
Затем, исключив первый фактор из оставшегося множества переменных, были выбраны те, чье вза-
имодействие определяет наибольшую долю оставшейся общей дисперсии. Эти переменные образовали второй фактор, который мы определили как «Уровень экстериоризации духовно-нравственных качеств личности подростков» (табл. 2). Он включает такие переменные, как активность в дополнительном образовании, готовность прийти на помощь, дружелюбие, интерес к родной культуре, коллективизм, ответственность за порученное дело, школьный патриотизм.
По аналогичной схеме был выявлен третий фактор «Уровень амбивалентности духовно-нравственных качеств подростков», включающий следующие переменные: активность в учебе, забота о младших, любовь к Родине, позитивное отношение к своей национальности, творческая направленность, физическая активность (табл. 3).
Таким образом, факторный анализ данных, полученных в результате исследования по методикам Н. С. Маляковой и И. М. Юсупова, помог выявить уровень развития духовно-нравственных качеств личности подростков профильных спортивных классов.
Как известно, духовно-нравственные черты личности интенсивно формируются и развиваются в подростковом возрасте. При целенаправленной деятельности педагогов осознанным становится отношение учеников к учебе, тренировкам, общественным обязанностям, коллективу, товарищам. Занятия спортом воздействуют на все стороны подростков, способствуют развитию их личностных качеств. Это неоспоримо, так как гармоничная личность формируется в условиях разностороннего взаимодействия между субъектами образовательного процесса в профильных спортивных (футбольных) классах, считает Н. Г. Озолин [13].
Выводы: 1) субъектами сложного образовательного процесса являются психологи, классные руководители, тренеры, родители, учителя и учащиеся-подростки; 2)педагогам, психологам и тренерам необходимо овладеть методиками для изучения уровня духовно-нравственных качеств под-
Таблица 1 Фактор 1. «Уровень интериоризации духовнонравственных качеств личности подростков»
Название качества Факторные нагрузки
Инициативность 0.449
Культура речи 0.810
Нравственность поступков 0.864
Терпимость 0.466
Трудолюбие 0.697
Уважение к старшим 0.864
Умение быть благодарным 0.844
Эмпатия 0.323
Таблица 2 Фактор 2. «Уровень экстериоризации духовнонравственных качеств подростков»
Название качества Факторные нагрузки
Активность в дополнительном образовании 0.831
Готовность прийти на помощь 0.679
Дружелюбие 0.540
Интерес к родной культуре 0.713
Коллективизм 0.890
Ответственность за порученное дело 0.718
Школьный патриотизм 0.443
Таблица 3
Фактор 3. «Уровень амбивалентности духовнонравственных качеств подростков»
Название качества Факторные нагрузки
Активность в учебе 0.745
Забота о младших 0.373
Любовь к Родине 0.725
Позитивное отношение к своей национально сти 0.964
Творческая направленность 0.589
Физическая активность 0.485
ростков; 3) следует разработать и целенаправленно реализовать психолого-педагогическую технологию эффективного формирования и развития духовно-нравственных качеств у спортсменов-футболистов олимпийского резерва с учетом факторов, влияющих на воспитательно-образовательный процесс.
Список литературы
1. Старов М. И., Ильин Н. И. Инновационные подходы к формированию патриотических отношений и чувств у студенческой молодежи в образовательном пространстве вуза: монография. Тамбов, 2007.
2. Зайцева О. С. Формирование духовно-нравственных отношений у подростков «группы риска» в условиях учреждения дополнительного образования: автореф. дис....канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 30 с.
3. Исмаилова Ю. С. Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2010. 25 с.
4. Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2008. № 9. С. 13-20.
5. Корзинкин А. А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 23 с.
6. Старов М. И., Зайцева О. С. Развитие духовно-нравственных отношений у подростков «группы риска» в учреждениях дополнительного образования: монография. Тамбов, 2010. 124 с.
7. Стрижов Е. Ю. Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надежности личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 1. С. 84-88.
8. Трофимова Н. Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащегося в образовательном процессе (психолого-педагогический аспект): монография. Воронеж: ВГПУ, 2008. 283 с.
9. Шилин А. Л. Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin), 2011. Вып. 2. С. 12-14.
10. Старов М. И. Некоторые психологические феномены взаимодействия субъектов образовательного пространства вуза. Практическая
психология: от фундаментальных исследований до инноваций: мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. 10 ноября 2009 г. Тамбов. Там-
бов, 2009.
11. Малякова Н. С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося // Классный руководитель. 2005. № 5. С. 3031.
12. Юсупов И. М. Психология спорта: хрестоматия / сост.-ред. А. Е. Тарас. М., 2007.
13. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М., 2004.
Глазкова Т. Н., аспирант.
Тамбовский государственный университет им. Г. Р Державина.
Ул. Интернациональная, 33, Тамбов, Россия, 392000.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 10.02.2011.
T. N. Glazkova
METHODS OF STUDY OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF THE PERSON OF TEENAGERS IN SPORTS FORMS
In the article various approaches of research of the level of spiritually moral education of teenagers are considered. Studying empathy tendencies of teenagers, and also estimation of the level of spiritually moral qualities of the person of students by the teachers working in the given class is in detail considered.
Key words: spirituality, morals, good breeding, teenager, development, empathy.
Tambov State University named after G. R. Derzhavin.
Ul. Internationalnaya, 33, Tambov, Russia, 392000.
E-mail: [email protected]