УДК 159.9:331.101.3+316.334:796.01
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ
ПОДРОСТКОВ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© Т.Н. Глазкова
В статье рассматриваются различные подходы исследования уровня духовно-нравственной воспитанности подростков. Подробно рассматривается оценка уровня духовно-нравственных качеств учащихся родителями, учителем, классным руководителем, психологом, тренером, а также одноклассниками.
Ключевые слова: духовность; нравственность; воспитанность; подростки; развитие.
За последние десятилетия кардинальным образом изменилась информационно-культурная среда, в которой находятся сегодняшние подростки [1]. Телевидение, всеобщая доступность видео и аудиозаписей, сотовой связи, компьютерных игр, Интернета создали психологическую ситуацию, в которой объективные и субъективные факторы оказывают колоссальное воздействие на развитие личности подростка. Возникает потребность в поиске качественно новых подходов и к построению образовательного процесса в целом, и к решению задач духовно-нравственного воспитания подростков. Подавляющее большинство людей, независимо от пола, возраста и национальности, в настоящее время преимущественно обращают внимание, в первую очередь, на свой материально-экономический достаток и стремятся к его достижению, и недостаточно уделяют внимания духовным и нравственным аспектам своей жизнедеятельности. Духовно-нравственные качества, к сожалению, остаются на втором плане по сравнению с материальными потребностями и другими объективными сторонами жизни людей - считает М.И. Старов [2].
Знания философов, педагогов, психологов, родителей о духовном мире ребенка, о воспитании у него нравственности сегодня как никогда являются востребованными. Следует констатировать, что несоответствие между декларируемыми в государственных документах требованиями к развитию личности с высоким уровнем духовно-нравственных качеств и недостаточной разработанностью этой проблемы в психолого-педагоги-ческой теории и практике [3].
Цель настоящей работы заключается в подборе и использовании при исследовании
психодиагностических методик по изучению духовно-нравственной воспитанности подростков профильных спортивных и общеобразовательных классов, которые необходимы субъектам образовательного пространства.
Исследование проводилось в Тамбовском областном государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (ТОГОУДОДСДЮСШОР) «Академии футбола» среди подростков 9 и 11 профильных спортивных классов. В данных классах обучаются только юноши, которые занимаются футболом на протяжении 8 лет (подростки девятого класса) и 10 лет (подростки одиннадцатого класса). А также были обследованы подростки общеобразовательных 9 и 11 классов МОУ школы № 33 г. Тамбова. Исследованием охвачено 152 учащихся подросткового возраста, и задействовано 230 экспертов.
Данное исследование осуществлялось с помощью методики «Самооценка личности» [4], предложенной С.А. Будасси и интерпретированной для спортсменов Ю.Я. Киселевым, в нашей модификации, которая заключается в том, что мы в список качеств включили такие духовные и нравственные качества личности, как ответственность, доброжелательность, справедливость, совестливость, терпеливость, настойчивость, честность, тактичность, отзывчивость, бережливость, дружелюбие, оптимизм, уважение, сочувствие, трудолюбие, гуманизм, душевность, увлекательность, скромность, коллективизм.
Техника проведения исследования, по этой методике, заключалась в следующем: испытуемым предлагался список из вышепе-
речисленных духовно-нравственных качеств, которые они ранжировали по степени ценности таким образом, как они это представляют у идеального человека (ставя на 1 место наиболее ценное качество, затем на 2 место -чуть менее ценное, на 3 место - еще менее ценное... на 20 место, по их мнению, наименее ценное). Затем они ранжировали эти качества по степени их выраженности у себя (на 1 место ставили наиболее выраженное качество, на 2 - чуть менее выраженное, на 3 место - еще менее ценное... на 20 место, по их мнению, наименее ценное). Самооценка определялась по формуле:
г =1 - 6
(п2 - п)п
где й - разность номеров рангов, п - число рассматриваемых свойств.
В результате проведенного исследования, по методике С. А. Будасси, нами были получены следующие результаты, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Самооценка духовно-нравственных качеств личности подростков-футболистов
11 класс 9 класс
22 мальчиков 26 мальчиков
Завы- Адек- Зани- Завы- Аде- Зани-
шен- ват- жен- шен- кват- ни-
ная ная ная ная ная жен- ная
9,09 54,54 36,37 23,09 53,84 23,07
Из анализа данных, представленных в табл. 1, видно, что в 11 классе 9,09 % учащихся имеют завышенную самооценку духовно-нравственных качеств, 54,54 % адекватную и 36,37 % заниженную, а в 9 классе 23,09 % учащихся имеет завышенную самооценку, 53,84 % адекватную и 23,07 % заниженную.
Эти данные позволяют отметить, что в среднем самооценка подростков девятого класса несколько завышена, по сравнению с одиннадцатиклассниками, у которых она более адекватна.
Средние данные анализа проведенного исследования свидетельствуют о том, что подростки девятиклассники профильного спортивного класса на первое место постави-
ли такие духовно-нравственные качества самооценки личности, как ответственность, доброжелательность, трудолюбие, а на последнем - увлекательность, скромность, гуманизм; учащиеся 11 профильного спортивного класса на первое место поставили ответственность, честность, трудолюбие, а на последнее место - бережливость, коллективизм и скромность. Данные качества являются чертами спортивного характера [4], следовательно, из результатов нашего исследования видно стремление подростков к спортивному совершенствованию.
При помощи этой же методики (С.М. Бу-дасси) нами было проведено исследование в общеобразовательных 9 и 11 классах школы № 33 г. Тамбова. Результаты оказались следующими: в 9 общеобразовательном классе 30,24 % учащихся имеют заниженную самооценку, 33,11 % адекватную и 36,65 % завышенную, а в 11 общеобразовательном классе 21,43 % учащихся с завышенной самооценкой, 47,38 % с адекватной и 31,19 % учащихся имеют заниженную самооценку. В данных классах такие результаты можно объяснить гендерными различиями. И девушки, и юноши называют у себя такие положительные черты, как дружелюбие, ответственность, справедливость, которые они при ранжировании ставят на первое место, а на последнее -терпеливость, тактичность, оптимизм, т. е. сначала выступают те качества личности, которые важны для установки контактов со сверстниками.
В исследовании нами использовалась также методика В.И. Андреева «Тест на оценку духовно-нравственного развития
личности», в нашей адаптации [5]. Хотелось бы пояснить технику ее проведения. Так, в основе теста лежит метод независимых экспертных оценок, когда духовно-нравственное развитие конкретного ученика оценивается учителем, родителями и друзьями. Нами была добавлена еще экспертная оценка тренером, классным руководителем, психологом.
Результаты оценивания уровня духовнонравственных качеств личности подростков независимыми экспертами показаны в табл. 2.
Оказалось, что в 9 спортивном классе учащихся с высоким уровнем духовнонравственного развития оказалось 34,52 %, в 11 спортивном классе 37,15 %, а в общеобра-
зовательных классах 33,81 % у подростков 9 класса и 37,24% в 11 классе.
Общеизвестно, что духовно-нравственные отношения в семье - источник воспитания подлинно человеческих отношений между людьми. Они вырабатывают у подростков умение соотносить свои поступки и желания с интересами других людей, проявлять о них заботу и т. д. Исходя из результатов нашего исследования, представленных в табл. 2, средний балл оценки родителями духовнонравственного развития подростков девятого профильного спортивного класса составляет 56,72 баллов, в одиннадцатом профильном спортивном классе 49,68 баллов, а в общеобразовательных классах 52,43 балла в 9 классе и 43,21 балла в 11, что говорит о среднем уровне духовно-нравственного развития
подростков как в профильных, так и общеобразовательных классах.
Следует учитывать, что процесс духовно-нравственного развития, будучи внутренним и личностным, проходит не в изоляции и у детей особенно подвержен более сильному влиянию со стороны значимых для них людей и групп. Большое влияние на развитие оказывает и та среда, в которой подросток-футболист проводит наибольшее время. Для российских школьников такой средой является школа, учебные занятия и занятия спортом, которые занимают большую часть времени. Школа - это миниатюра общества, и там отражается тот глубокий кризис духовности и нравственности, который сегодня наблюдается в нашей стране. Средний балл оценки учителями в 9 профильном спортивном классе равен 54,36 баллов, а в 11 спортивном - 57,73 балла, что соответствует среднему уровню духовно-нравственного развития личности в данном классе по методике В.И. Андреева. Оценка учителями 9 общеобразовательного класса составляет 52,19 баллов, а в 11 классе 55,31 балла, что
указывает на средний уровень развития духовно-нравственных качеств подростков общеобразовательного класса. При развитии духовно-нравственных качеств личности подростков классный руководитель в нашем случае сталкивается с определенными сложностями. Очень важным моментом можно считать помощь классного руководителя подростку в осознании самого себя, своих возможностей, интересов, способностей, личностных и индивидуальных качеств, поэтому экспертная оценка классным руководителем является немаловажной в нашем исследовании. В 9 профильном спортивном классе она равна 55,21 балла, в 11 профильном спортивном классе составляет 68,03 балла. В 9 общеобразовательном классе 54,77 баллов, а в 11 общеобразовательном классе 56,44 балла, что по данным методики соответствует среднему уровню развития духовно-нравственных качеств личности подростков.
Оценка духовно-нравственного развития подростков тренером в 9 классе составляет 47,56 баллов, что соответствует среднему уровню развития личности детей, это на 9,16 балла ниже, чем оценка родителями, и на 6,8 баллов ниже, чем оценка учителями. Результат оценки уровня духовно-нравственного развития подростков 11 класса тренером равен 52,16 балла, что является средним уровнем развития духовно-нравственных качеств личности подростков-футболистов.
Средний балл оценок товарищами-одно-классниками в 9 профильном спортивном классе составляет 57,38 баллов, что соответствует среднему уровню духовно-нравственного развития личности, а в 11 классе 68,03 балла, что является средним результатом. Оценка товарищами в общеобразовательных классах составляет 53,43 балла у подростков 9 класса и 64,71 балла в 11 классе, что соответствует среднему уровню духовно-нравственного развития.
Таблица 2
Оценка уровня духовно-нравственного развития подростков (в баллах)
—-^^Эксперты Класс ~~ ■— Родители Учителя Психолог Кл. рук. Одноклассники Тренер
9 спорт. 56,72 54,36 55,21 55,21 57,38 47,56
9 общеобр. 52,43 52,19 41,93 54,77 53,43
11 спорт. 49,68 57,73 51,06 58,87 68,03 52,16
11 общеобр. 43,21 55,31 53,11 56,44 64,71
Примечание: в девятом профильном спортивном классе классный руководитель является психологом.
Школьный психолог играет немаловажную роль в организации взаимодействия субъектов, способствует созданию атмосферы сотрудничества, взаимного доверия детей друг с другом, а также со взрослыми. Оценка уровня духовно-нравственной воспитанности подростков психологом имеет следующие результаты: 55,21 балла в профильном 9 классе, у подростков в 9 общеобразовательном классе она равна 41,93 балла. Средний балл оценок в 11 классах составил 51,06 балла в профильном классе и 53,11 баллов в общеобразовательном классе [6].
Нами использовалась в исследовании также методика «Пословицы», разработанная С.М. Петровой. Учащимся предлагался бланк с 60 пословицами, например, а) счастлив тот, у кого совесть спокойна; б) стыд не дым, глаза не выест; в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом; г) что за честь, коли нечего есть и другими. Каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пословицу и выбрать ту, с содержанием которой согласен в наибольшей степени. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречивых по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах. Оценивание полученных результатов нами производилось путем сравнения сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствовали об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся-спортсменов к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. Показатель духовно-нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше сте-
пень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже.
Обработка данных по методике С. М. Петровой производилась в программе SPSS 13.0 for Windows. Полученные результаты представлены в табл. 3.
Из таблицы видно, что в 9 профильном спортивном классе у 19 учащихся из 26 значение бездуховного отношения к жизни оказалось меньшим, чем духовного, а в общеобразовательном классе у 16 учащихся из 28.
Анализ показывает, что среднее значение уровня духовно-нравственной воспитанности подростков профильного спортивного класса составляет 9,18, что немного превышает уровень подростков общеобразовательного класса. Таким образом, мы можем говорить о том, что в профильном спортивном классе большинство учащихся имеют устойчивое ценностное отношение к жизни, к людям, к самим себе, по сравнению с общеобразовательным классом.
Однако по данной методике показатель высокой нравственной воспитанности должен составлять 15 баллов. А из анализа данных видно, что в профильном спортивном и общеобразовательном классах наблюдается только средний уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся. Поэтому воспитателю, тренерам и преподавателям, работающим в данных классах, необходимо направить усилия на повышение духовнонравственного уровня учащихся.
В комплексе психодиагностических методик для изучения нравственной воспитанности нами использовался также тест «Размышляем о жизненном опыте», составленный Н.Е. Щурковой [8].
Таблица 3
Показатель духовно-нравственной воспитанности (по С.М. Петровой)
Отношение к жизни Разности Общеобразовательный класс Профильный спортивный класс Среднее значение
Общеобразовательный класс Профильный спортивный класс
Бездуховное Отрицательные 16 19 9,18 8,23
Духовное Положительные 10 7 5,81 4,31
Учащимся-футболистам предлагался
бланк, в котором указывались вопросы с конкретными вариантами ответов. Каждому ученику предоставлялась возможность внимательно ознакомиться с вопросом и выбрать тот вариант ответа, с содержанием которого согласен в наибольшей степени. Тест содержит 31 вопрос о поведении в определенной ситуации, например: на пути стоит человек. Вам надо пройти. Что сделаете? И предлагается четыре варианта ответов: а) обойду, не потревожив; б) отойду и пройду; в) в зависимости от того, какое будет настроение. Нравственное отношение человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируется в варианте а). Оценивание полученных результатов производится путем подсчета выборов, сделанных учащимися в каждом случае.
Получены данные исследования по тесту
Н.Е. Щурковой обработаны в программе SPSS 13.0 for Windows. Анализ данных показывает, что среднее значение уровня духовно-нравственной воспитанности подростков профильного спортивного класса составляет 8,57 баллов, а общеобразовательного класса 7,86 баллов. Это является показателем, свидетельствующим о более высоком уровне воспитанности учащихся профильного спортивного класса. Таким образом, мы можем говорить о том, что в профильном спортивном классе большинство учащихся имеют устойчивое ценностное отношение к жизни, к людям, к самим себе. Среди многих факторов, оказывающих влияние на духовнонравственное развитие личности, ее нравственных позиций и идеалов важное значение имеет спортивная деятельность, для которой характерна гармония личностно и общественно значимых целей.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что в профильном спортивном классе 52,91 % учащихся имеют средний уровень духовно-нравственной воспитанности, а 47,09 % имеют близкий к высокому уровню духовно-нравственной воспитанности показатель, а в общеобразовательном классе 49,31 % имеют средний уровень, 43,67 % близкий к высокому и 7,11 % учащихся имеют низкий уровень воспитанности, что исключено в профильном спортивном классе.
Как известно, духовно-нравственные черты личности интенсивно формируются в подростковом возрасте. В это время осознан-
ным становится отношение к учебе, тренировкам, общественным обязанностям, коллективу, товарищам. Занятия спортом воздействуют на все стороны личности или негативно, или способствуют развитию духовно-нравственных качеств подростков, это неоспоримо, т. к. культура личности формируется в условиях разностороннего взаимодействия между субъектами образовательного процесса в профильных спортивных (футбольных) классах [9].
Следует отметить, что для успеха в духовно-нравственном воспитании подростков профильных спортивных классов субъектам этого сложного процесса - психологу, классному руководителю, тренеру, родителям, учителям - необходимо согласовать целенаправленные усилия по разработке и реализации единой психолого-педагогической технологии развития духовно-нравственных качеств у детей - спортсменов-футболистов олимпийского резерва.
1. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2008. № 9. С. 13-20.
2. Старов М.И. Вариативность подходов к изучению и формированию духовно-нравственных отношений у детей // Вестник Тамбовского университета. Кафедра: педагогической и возрастной психологии. Приложение к журналу. Тамбов, 2009. С. 18-31.
3. Илларионова Л.П. Формирование духовнонравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы юбилейной Международной научно-практической конференции. М., 2005.
4. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать М., 2004.
5. Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2000.
6. Старов М.И., Глазкова Т.Н. Уровень разви-
тия духовно-нравственных качеств у подро-стков-футболистов // Физическая культура и спорт в системе инновационного потенциала образования студентов: сборник научных
трудов по материалам Международной научно-методической конференции. Ставрополь, 2009. С. 234-238.
7. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.
8. Щуркова Н.Е. Беседы с тренером о воспитании. М., 1973.
9. Старов М.И. Некоторые психологические феномены взаимодействия субъектов образовательного пространства вуза // Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: материалы 4 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2009. С. 86-88.
Поступила в редакцию 1.02.2010 г.
Glazkova T.N. Use of psychodiagnostic techniques for studying of teenager’s spiritually-moral mannerliness level by subjects of educational process.
In the article various approaches of research of teenager’s spiritually-moral mannerliness level are considered. Estimation of pupil’s spiritually-moral qualities level is in detail considered by parents, teacher, form master, psychologist, coach and also schoolmates.
Key words: spirituality; morals; mannerliness; teenagers; development.
УДК 152.3
ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
© О.А. Попова
Теоретический анализ и эмпирическое исследование показывают наличие у подростков устойчивой связи делинквентного поведения с отчуждением. Выявлены характерные сферы отчуждения у делинквентных подростков: от себя, от семьи, от учебной деятельности. Определена связь личностных особенностей с каждой из сфер отчуждения.
Ключевые слова: отчуждение; делинквентное поведение; предпосылка; личностные особенности.
Проблема отчуждения, связанная с серьезными деформациями развития личности, в последнее время все больше интересует отечественных и зарубежных ученых. Специалисты в области криминологии и психологии девиантного поведения отмечают, что большая часть правонарушителей отстранены, отчуждены как от общества в целом, так и от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов, друзей и т. д.), что определяет своеобразную мотивацию поведения и специфику реагирования на жизненные ситуации [1].
Отчуждение характеризуется тем, что человек утрачивает свою внутреннюю целостность, отворачивается, изолируется от своей истинной природы. Он становится не способным себя познавать, а значит и адекватно оценивать себя, а через себя - других людей, ситуации, события и т. д. Внутренний разлад человека с самим собой, его разрыв со своим «Я» означает потерю им чувства собственной субъектности. Мы рассматриваем отчуждение как такое отношение человека к окружающему миру и к себе, при котором он сам, значимые другие и продукты его деятельности осознаются им как противоположные
ему самому (от несходства до неприятия и враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (чувства обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и проч.) и сопровождается дезадап-тивным деструктивным поведением.
Несмотря на то, что особенно остро данная проблема проявляется в период интенсивного личностного развития в подростковом и юношеском возрасте, причины отчуждения уходят корнями в ранний детский период. Так, еще З. Фрейд [2], К. Хорни [3],
Э. Шахтель [4] в качестве основной причины отчуждения отмечали отрыв ребенка от своего реального «Я», спровоцированный родительским мнением о каких-либо его качествах.
В.А. Петровский и М.В. Полевая смогли экспериментально доказать, что у родителей, лояльно относящихся к детям, понимающих и поддерживающих их, дети характеризуются открытостью и общительностью, адекватной самооценкой, неконфликтным, доверительным и дружеским отношением к родителям. Они отмечают, что «к отстраняющимся родителям дети проявляют негативные чувства; эти дети характеризуются враждебностью, сниженным ощущением самоценности,