ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ПРОФИЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛАССАХ
Т. Н. ГЛАЗКОВА, М. И. СТАРОВ
В статье рассматриваются различные подходы исследования уровня духовнонравственной воспитанности подростков. Подробно рассматривается изучение эмпатийных тенденций подростков, а также оценка уровня духовно-нравственных отношений учащихся учителями, работающими в данном классе.
Ключевые слова духовность, нравственность, воспитанность, подросток, развитие, эмпатия.
В последнее десятилетие усиливается внимание ученых (О. С. Зайцевой [1], Ю. С. Исмаиловой [2], А. М. Кондакова [3], А. А. Корзинкина [4], М. И. Старова [8], Е. Ю. Стрижова [9], Н. Б. Трофимовой [10], А. Л. Шилина [11] и др.) к изучению духовности и нравственности. Однако психодиагностика уровня развития духовно-нравственных отношений подростков-футболистов субъектами образовательного процесса остается недостаточно изученной и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Поэтому целью данного исследования являлось изучение уровня духовно-нравственных отношений учащихся профильных спортивных классов субъектами учебно-воспитательного процесса для того, чтобы организовать целенаправленный психолого-педагогический воспитательный процесс с учащимися-спортсменами.
Психология взаимодействия субъектов осуществляется как вербально, так и невербально в различных видах педагогической и физкультурноспортивной деятельности. Прежде всего, отметим компоненты взаимодействия - это взаимовос-приятие, взаимопонимание, взаимопознание, взаимоподдержка, взаимодополнение, взаимоконтроль, взаимовлияние, взаимообогащение каждого субъекта, выделенные М. И. Старовым [7]. Кроме этого, раскроем структуру взаимодействия субъектов в образовательном пространстве школы, которая состоит из следующих составляющих: личностных - между учителями, между учениками, педагогами и учениками, учениками и родителями, учителями и родителями, между ро-
дителями учеников, между тренером и учителями, тренером и учениками, тренером и родителями; межгрупповых - между педагогическим коллективом и профильным классом, между профильным и общеобразовательными классами, между футбольными командами; личностно-групповых -между отдельным учителем и профильным классом, отдельным учеником и классом, учеником и педколлективом, учителем и родителями ученика, тренером и командой, учеником и тренером.
В данной статье мы обращаем внимание в первую очередь на психологические аспекты развития духовно-нравственных свойств подростков, главным образом, среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения.
За методологическую основу исследования нами взяты системный (В. А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, К. К. Платонов, Э. Г. Юдин и др.), аксиологический (Д. А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.), антропологический (Б. С. Братусь, И. Кант, К. Д. Ушинский и др.), личностнодеятельностный (А. Г. Асмолов, Е. П. Бондарев-ская, А. Н. Леонтьев, В. В. Сериков и др.) и субъ-ект-субъектный (К. А. Абульханова, Г. И. Аксенова, А. В. Брушлинский, Е. Н. Волкова, Е. Ю. Коржова, Е. А. Уваров и др.) подходы, позволяющие осуществлять исследование духовно-нравственных отношений у подростков с подлинно научных психолого-педагогических позиций.
Исследование проводилось в Тамбовском областном государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (ТОГОУДОД-СДЮСШОР) «Академии футбола» города Тамбова, среди подростков девятого профильного спортивного класса. В данном классе обучаются только юноши, которые занимаются футболом на протяжении 9 лет (подростки девятого класса).
Для определения уровня духовно-нравственных отношений подростков профильного спортивного класса нами была использована батарея психодиагностических методик, но в данной работе мы обращаем внимание на «Диагностику состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся» Н. С. Маляковой [5], а также «Изучение уровня эмпатии» И. М. Юсупова [12].
Коротко остановимся на технологии проведения исследования при помощи методики Н. С. Ма-ляковой, которая заключалась в следующем: каждому из взаимодействующих субъектов, принимающих участие в образовательном процессе данного класса, классному руководителю - психологу, тренеру, родителям предлагалось выступить в качестве эксперта и определить уровень духовно-нравственных качеств каждого ученика-футболиста («В» - высокий, «С» - средний, «Н» -низкий) на основе их наблюдений по 22 представленным качествам личности, таким как: готовность прийти на помощь, умение быть благодарным, уважение к старшим, дружелюбие, забота о младших, трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность, терпимость, активность в учебе, активность в дополнительном образовании, творческая направленность, любовь к Родине, позитивное отношение к своей национальности, наличие принципов и убеждений, культура речи, нравственность поступков, интерес к родной культуре, интерес к истории своего края, физическая активность, коллективизм, школьный патриотизм. А затем полученные результаты экспертных оценок занести в сводную таблицу.
При обобщении и интерпретации результатов диагностики по классу мы подсчитывали процентное отношение количества «высокой» оценки каждого качества к общему числу учащихся. Затем выделялись приоритетные характеристики класса (наивысший процент) и проблемные характеристики (наименьший процент).
Эта методика при повторном обследовании позволяет нам осуществлять мониторинг, который способствует определению динамики развития духовно-нравственных отношений подростков на
различных этапах эксперимента; анализировать состояние воспитательного процесса как в отношении каждого из учеников, так и класса в целом; определить приоритетные направления в учебновоспитательной работе с классом и осуществлять индивидуальный подход к каждому футболисту.
Далее постараемся раскрыть технику проведения исследования по методике И. М. Юсупова, которая заключалась в следующем: испытуемому предлагалось 36 утверждений, на которые надо ему дать один ответ из шести, предлагаемых экспериментатором: «не знаю», «нет, никогда»,
«иногда», «часто», «почти всегда» «да, всегда». Отвечать каждому ученику-футболисту предлагалось на все пункты анкеты. Для выявления уровня эмпатийных тенденций респонденту необходимо, отвечать на каждое из 36 утверждений, а экспериментатору оставалось приписывать их ответам следующие числа: «не знаю» - 0, ответу «нет, никогда» - 1, «иногда» - 2, «часто» - 3, «почти всегда» - 4, «да, всегда» - 5. Затем экспериментатор полученные баллы соотносил со шкалой развитости эмпатийных тенденций, описываемых и представленных И. М. Юсуповым [12].
Для анализа взаимосвязей различных показателей и выявления наиболее значимых факторов была проведена математическая обработка полученных статистических данных с помощью программы SPSS for Windows 13.0.
Проведенный корреляционный анализ данных, полученных по методикам Н. С. Маляковой и И. М. Юсупова дал следующие результаты: эмпатия - школьный патриотизм, r = -0,44 , что свидетельствует о существенно значимой связи между этими качествами детей. Далее был проведен факторный анализ данных с помощью программы SPSS for Windows 13.0. Метод выделения: анализ методом главных компонентов. Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера. В результате вращения была получена матрица повернутых компонентов, в которой и определился ряд искомых нами факторов (табл. 1, 2, 3).
Таблица 1
Фактор 1. «Уровень интериоризации духовнонравственных отношений подростков»
Название качества Факторные нагрузки
Инициативность 0,449
Культура речи 0,810
Нравственность поступков 0,864
Терпимость 0,466
Трудолюбие 0,697
Уважение к старшим 0,864
Умение быть благодарным 0,844
Эмпатия 0,323
Первой задачей факторного анализа явился выбор взаимодействующих переменных, чья взаимная корреляция обусловливает наибольшую долю общей дисперсии. Эти переменные и образуют первый фактор, представленный в таблице 1. В данный фактор у нас вошли такие качества личности как инициативность (№° 8), культура речи (№° 16), нравственность поступков (№° 17), терпимость (№ 9), трудолюбие (№ 6), уважение к старшим (№ 3), умение быть благодарным (№ 2), эмпатия (№ 23). Мы назвали данный фактор «Уровень интериоризации духовно-нравственных отношений подростков».
Затем, исключив первый фактор, из оставшегося множества переменных были выбраны те, чье взаимодействие определяет наибольшую долю оставшейся общей дисперсии. Эти переменные образовали второй фактор, который мы определили как «Уровень экстериоризации духовнонравственных отношений подростков» (табл. 2).
Как видно из таблицы 2 в него вошли такие переменные, как активность в дополнительном образовании (№ 11), готовность прийти на помощь (№ 1), дружелюбие (№ 4), интерес к родной культуре (№° 18), коллективизм (.№ 21), ответственность за порученное дело (№ 7), школьный патриотизм (№ 22).
По аналогичной схеме был выявлен третий фактор - «Уровень амбивалентности духовнонравственных качеств подростков», результат которого отражен в таблице 3.
Таблица 3
Фактор 3. «Уровень амбивалентности духовнонравственных отношений подростков»
Анализ данных таблицы 3 показывает, что уровень амбивалентности духовно-нравственных отношений подростков включает следующие переменные: активность в учебе, забота о младших, любовь к Родине, позитивное отношение к своей национальности, творческая направленность, физическая активность.
Таким образом, факторный анализ данных, полученных в результате исследования по методикам Н. С. Маляковой и И. М. Юсупова, помог выявить уровень развития духовно-нравственных отношений подростков профильных спортивных классов и влияние на этот процесс следующих факторов:
1. Уровень интериоризации духовно-нравственных отношений подростков (№° 2, 3, 6, 8, 9, 16, 17, 23).
2. Уровень экстериоризации духовно-нравственных отношений подростков (№ 1, 4, 7, 18, 21, 22).
3. Уровень амбивалентности духовно-нравственных отношений подростков (№° 5, 10, 12, 13, 14, 20).
Как известно, духовно-нравственные черты личности интенсивно формируются и развиваются в подростковом возрасте. При целенаправленной деятельности субъектов осознанным становится отношение подростков к учебе, тренировкам, общественным обязанностям, коллективу, товарищам и т. д. Занятия спортом воздействуют на все стороны личности, способствуют развитию духовнонравственных отношений подростков, это неоспоримо, так как гармоничная личность формируется в условиях продуктивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса в профильных спортивных классах, считает Н. Г. Озолин [6].
Выводы: 1) субъектами сложного образовательного процесса являются психологи, классные руководители, тренеры, родители, учителя и учащиеся-подростки; 2) психологам необходимо
научить учителей и тренеров психодиагностическим методам исследования уровня развития духовно-нравственных отношений личности спорт-сменов-подростков; 3) им необходимо разработать и целенаправленно реализовать психологопедагогическую технологию эффективного формирования и развития духовно-нравственных отношений у спортсменов-футболистов олимпийского резерва, с учетом факторов, влияющих на воспитательно-образовательный процесс.
Литература
1. Зайцева О. С. Формирование духовно-нравственных отношений у подростков «группы риска» в условиях учреждения дополнительного образования: ав-тореф. дис...канд. пед. наук. Тамбов, 2006.
Название качества Факторные нагрузки
Активность в учебе 0,745
Забота о младших 0,373
Любовь к Родине 0,725
Позитивное отношение к своей национальности 0,964
Творческая направленность 0, 589
Физическая активность 0, 485
Таблица 2
Фактор 2. «Уровень экстериоризации духовнонравственных отношений подростков»
Название качества Факторные нагрузки
Активность в дополнительном образовании 0,831
Готовность придти на помощь 0,679
Дружелюбие 0,540
Интерес к родной культуре 0,713
Коллективизм 0, 890
Ответственность за порученное дело 0, 718
Школьный патриотизм 0, 443
2. Исмаилова Ю. С. Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2010.
3. Кондаков А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2008. № 9. С. 13-20.
4. Корзинкин А. А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.
5. Малякова Н. С. Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащегося // Классный руководитель. 2005. № 5. С. 30-31.
6. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. М., 2004.
7. Старов М. И. Некоторые психологические феномены взаимодействия субъектов образовательного пространства ВУЗА. Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций: мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. 10 ноября 2009 г. / отв. ред. Е. А. Уваров. Тамбов, 2009. С. 86-88.
8. Старов М. И., Зайцева О. С. Развитие духовнонравственных отношений у подростков «группы риска» в учреждениях дополнительного образования: монография. Тамбов, 2010.
9. Стрижов Е. Ю. Моральные и универсальные ценности в системе нравственной надежности личности // Вестник ТГПУ. 2009. № 1. С. 84-88.
10. Трофимова Н. Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащегося в образовательном процессе (психолого-педагогический аспект): монография. Воронеж, 2008.
11. Шилин А. Л. Воспитание нравственности школьников на основе различных методологических подходов // Вестник ТГПУ. 2011. № 2. С. 12-14.
12. Юсупов И. М. Психология спорта: хрестоматия / сост.-ред. А. Е. Тарас. М., 2007.
* * *
INTERACTION OF SUBJECTS OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS FOR STUDYING A CONDITION OF SPIRITUALLY-MORAL RELATIONS OF TEENAGERS IN PROFILE SPORTS CLASSES
T. N. Glazkova, M. I. Starov
In article various approaches of research of level of spiri-tually-moral good breeding of teenagers are considered. Studying tendencies of teenagers, and also an estimation of level of spiri-tually-moral qualities of the person of pupils by the teachers working in this class is considered in detail.
Key words: spirituality, morals, good breeding, teenager, development, empathy.