Научная статья на тему 'Воспитание нравственных качеств у подростков во внеучебной деятельности'

Воспитание нравственных качеств у подростков во внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / MORAL QUALITIES / ПОДРОСТОК / TEENAGER / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ус Оксана Александровна

Представлено описание авторской технологии воспитания нравственных качеств у подростков во внеучебной деятельности. Технология представлена как последовательное решение совокупности воспитательных задач, связанных с воздействием на когнитивную, мотивационно-ценностностную, деятельностную сферы подростков. В данном контексте выделены основные этапы и методы организации воспитательного процесса. Для каждого этапа сформулированы задачи и ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ус Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF MORAL QUALITIES AT TEENAGERS DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The paper describes the author's technology of education of moral qualities at teenagers during extracurricular activities. The technology is presented as the consecutive solution of set of the educational tasks connected with influence on cognitive, motivational, value and activity spheres of teenagers. In this context the main stages and methods of the organization of educational process are allocated. For each stage tasks and the expected results are formulated.

Текст научной работы на тему «Воспитание нравственных качеств у подростков во внеучебной деятельности»

УДК 373.034 ББК 74.200.51 У 74

О.А. Ус

Старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail.com

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. Представлено описание авторской технологии воспитания нравственных качеств у подростков во внеучебной деятельности. Технология представлена как последовательное решение совокупности воспитательных задач, связанных с воздействием на когнитивную, мотивационно-ценностностную, дея-тельностную сферы подростков. В данном контексте выделены основные этапы и методы организации воспитательного процесса. Для каждого этапа сформулированы задачи и ожидаемые результаты.

Ключевые слова: воспитание, нравственные качества, подросток, внеучеб-ная деятельность.

O.A. Us

Senior teacher of Department of the General and Social Pedagogy of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics, the Kuban State University; E-mail: snkhazova@gmail.com

EDUCATION OF MORAL QUALITIES AT TEENAGERS DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abstract. The paper describes the author's technology of education of moral qualities at teenagers during extracurricular activities. The technology is presented as the consecutive solution of set of the educational tasks connected with influence on cognitive, motivational, value and activity spheres of teenagers. In this context the main stages and methods of the organization of educational process are allocated. For each stage tasks and the expected results are formulated.

Keywords: education, moral qualities, teenager, extracurricular activities.

Нравственное воспитание представляет собой широкомасштабный многозадачный педагогический процесс, направленный на формирование всего спектра морально-волевых качеств личности [1, 2 и др.]. Однако на практике подобная комплексная организация нравственного воспитания не всегда возможна и целесообразна, в связи с этим целевые ориентиры нравственного воспитания должны определяться, на наш взгляд, по следующим основаниям:

1) недостаточностью развития конкретных нравственных качеств при необходимости их сформиро-ванности (проблемные области нравственной воспитанности личности);

2) сензитивностью возраста для воспитания конкретных нравственных качеств.

Анализ научной литературы по проблемам нравственного воспитания [3, 4 и др.]; возрастных особенностей школьников подросткового возраста и специфике воспитания

у них нравственных качеств [5, 6, 7 и др.]; целей и задач, объектов, содержания внеурочной деятельности [8, 9, 10 и др.]; результатов собственного эмпирического исследования позволил разработать технологию воспитания у подростков нравственных качеств во внеурочной деятельности. При этом в качестве ведущих нравственных воспитательных ориентиров выбраны дуальные пары нравственных качеств личности: честность - лживость; ответственность - безответственность; дисциплинированность - недисциплинированность.

Технология поэтапного воспитания нравственных качеств представляет собой такую организацию деятельности педагога и учащихся, которая позволяет эффективно спроектировать и реализовать процесс воспитания нравственных качеств. Она характеризуется наличием диагностически заданной цели (воспитание нравственных качеств); последовательностью действий педагогов и учащихся, направленных на достижение намеченных результатов; обоснованным выбором средств и методов взаимодействия, форм организации внеурочной деятельности и предусматривает осуществление обратных связей с целью коррекции и координации совместной деятельности педагогов и подростков.

Для достижения поставленной цели определены задачи каждого этапа и пути их решения: педагогические условия, характер педагогического взаимодействия, содержание, способы контроля и коррекции деятельности и поведения учащихся. Воспитывая нравственные качества, необходимо обеспечивать интериоризацию подростками ценностных ориентаций с установкой на выбор нравственно приемлемых общечеловеческих ценностей, понимание ими сущности, содержания и характеристик нравственных качеств, а также проявление нравственных качеств адекватно ситуациям социального взаимодействия

- все эти процессы должны подвергаться педагогическому воздействию [1, 4, 5 и др.].

Задачи каждого этапа разбиты на три блока в соответствии с компонентами нравственных качеств:

- задачи, направленные на аксиологический компонент, воспитание нравственных качеств (интериоризация ценностных ори-ентаций и установка на выбор нравственно приемлемых общечеловеческих и, в частности, воспитываемых нравственных качеств (честность, дисциплинированность, ответственность));

- задачи, направленные на когнитивный компонент воспитания нравственных качеств (понимание сущности, содержания и характеристик нравственных качеств; способность привести примеры ситуаций, в которых необходимо проявление качества и способов его проявления; наличие соответствующих умений анализировать и критически оценивать ситуацию, понимать социальные последствия, принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность и т.д.);

- задачи, связанные с поведенческим компонентом воспитания нравственных качеств (наличие опыта реализации нравственных качеств, а также проявление качества, адекватного ситуациям социального взаимодействия / жизнедеятельности (и реальным, и учебно-практическим^.

При разработке содержания технологии используется компетент-ностный подход. На первое место выходит не информированность ученика о содержании нравственных качеств, а его умение организовывать свою деятельность и поведение в соответствии с нормами, задаваемыми формируемыми нравственными качествами. В соответствии с данным подходом в содержание технологии включено освоение школьниками опыта проектирования и реализации мероприятий по воспитанию нравственных качеств у более младшей категории обучающихся.

Целью реализации разработанной технологии является воспитание нравственных качеств у подростков в процессе внеучебной деятельности.

Достижение цели предполагается через решение последовательности этапных задач.

1. Определение актуального уровня сформированности нравственных качеств у подростков по трем выделенным компонентам: аксиологический, когнитивный, поведенческий.

2. Иерархизация нравственных качеств, типичных форм, объектов лживости; мотивов недисциплинированности и безответственности, а также типичных ситуаций или видов деятельности, в которых проявляется лживость, безответственность, недисциплинированность в подростковом возрасте.

3. Определение социально-групповых и индивидуально-личностных факторов, негативно и/или позитивно влияющих на проявление безответственности, лживости и недисциплинированности у исследуемого контингента.

4. Конкретизация совокупности педагогических условий для решения поставленной проблемы на основании результатов, полученных на диагностическом этапе.

5. Разработка комплекса воспитательных мероприятий на основании результатов, полученных на диагностическом этапе.

6. Воспитание и закрепление нравственных качеств у подростков.

7. Разработка практических рекомендаций по дальнейшей работе над проблемой воспитания нравственных качеств в подростковом возрасте: педагогам, родителям, коллективу учащихся.

Этапы деятельности.

1. Диагностическо-аналитичес-кий: цель (содержание деятельности) - сбор и интерпретация информации.

Задачи: определение актуального уровня сформированности нравственных качеств у подростков по трем выделенным компонентам;

иерархизация нравственных качеств, типичных форм, объектов лживости; мотивов недисциплинированности и безответственности, а также типичных ситуаций или видов деятельности, в которых проявляется лживость, безответственность, недисциплинированность в подростковом возрасте; определение социально-групповых и индивидуально-личностных факторов, негативно и/или позитивно влияющих на проявление безответственности, лживости и недисциплинированности у исследуемого контингента.

Методы диагностики, используемые на данном этапе технологии: анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение.

Для задач первого этапа разработаны и составлены пакеты диагностических материалов для родителей (включающий анкету, карту наблюдения за ребенком, тест); для обучающихся подросткового возраста (состоящий из двух частей: базовая часть (анкетирование, тестирование) и дополнительная (тестирование и методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений)); для вспомогательного, отсроченного подэтапа диагностического этапа (для детей младшего школьного возраста): анкетирование, тестирование, методика изучения эмоционально-психологического климата в классе (моя статья).

Результаты первого этапа используются не только для определения исходного состояния нравственного воспитания подростков, но и для проектирования содержания воспитательных мероприятий. Аналитическая часть диагностического этапа заключается в обработке полученных результатов с применением методов математической статистики (расчеты ^критерия Стьюдента методом выборочных долей, F-критерия Фишера, метода парных сравнений для сопряженных и несопряженных выборок, расчет коэффициента корреляции); анализе полученных результатов.

Осуществляется интерпретация обработанных и проанализированных результатов диагностики; формулируются выводы относительно ведущих направлений воспитательной деятельности и методов, средств, форм работы. В случае неполноты полученных сведений и / или недостаточной ясности результатов - повторение процедуры диагностики с использованием дополнительных (уточняющих, конкретизирующих) диагностических методик. Выводы делаются на основе сопоставительного анализа результатов всех видов диагностики всех групп респондентов.

Результатами данного этапа выступают: определение актуального уровня сформированности нравственных качеств у подростков по трем выделенным компонентам: аксиологический, когнитивный, поведенческий; иерархизация нравственных качеств, типичных мотивов, форм, объектов лживости; типичных ситуаций или видов деятельности, в которых проявляется лживость, безответственность, недисциплинированность в подростковом возрасте; определение социально-групповых и индивидуально-личностных факторов, негативно и/или позитивно влияющих на проявление безответственности, лживости и недисциплинированности у исследуемого контингента.

2. Организационно-подготовительный этап: цель (содержание деятельности) - подготовка к реализации процессуально-деятельностного (основного) этапа.

Задачи: конкретизация педагогических условий решения проблемы на основании результатов, полученных на первом этапе; подбор/разработка воспитательных мероприятий (просветительских, мотивационных, тренинговых, дея-тельностных и т.д.) как дифференцированных для разных групп (учащихся, родителей, педагогов), так и общих для нескольких или всех групп; информирование педагогов и

родителей экспериментальной группы о результатах первого этапа; обсуждение и распределение функций психолого-педагогического состава школы в реализации технологии; составление плана (программы) воспитательных мероприятий на определенный период (месяц, четверть, полугодие, учебный год и т.д.) в зависимости от поставленных целей и задач; теоретическая и мотива-ционная подготовка родительской общественности экспериментальной группы и педагогов к реализации технологии; распределение подростков на микрогруппы внутри экспериментальной группы для реализации следующих этапов.

Методы, используемые на данном этапе: беседа, инструктаж, анкетирование, тестирование,

наблюдение.

Экспериментальной группой являются школьники подросткового возраста (6 (7,8) классы), у которых в рамках реализации технологии воспитываются нравственные качества: честность, ответственность, дисциплинированность. Экспериментальная группа для реализации последующих задач делится на подгруппы по результатам социометрической диагностики. Для дифференциации обучающихся на подгруппы, помимо диагностических результатов, важны рекомендации педагогов, учитывающие индивидуальные особенности (способности, интересы, темперамент и т.п.). Каждому учащемуся экспериментальной группы в процессе реализации технологии обеспечивается возможность проявить в деятельности индивидуальные способности, попробовать себя в роли организатора при выполнении интересной, значимой для него деятельности. Для обеспечения возможности удовлетворить потребности «быть взрослым» в число ключевых видов деятельности включается шефская работа, помимо коллективных творческих дел, рефлексии и проектирования. Исходя из поставленных задач и полученных

результатов на предыдущем этапе, определяется тематика, состав, формы и содержание будущих воспитательных мероприятий.

Ориентировочно в состав воспитательных мероприятий входят (полное содержание мероприятий определяется по результатам первого этапа): консультации с педагогами и родителями экспериментальной группы по вопросам воспитания нравственных качеств; возрастных особенностей, по проблемам педагогического взаимодействия с ученическим коллективом и т.п.; консультации с педагогами об особенностях воспитания современных детей, существующих проблемах и возможных способах их решения, об индивидуальном подходе к воспитанию детей; о коллективном воспитании и т.п.; беседа и консультации с родителями экспериментальной группы по вопросам семейного воспитания; взаимодействия семьи и школы и т.п.; цикл интерактивных классных часов с учащимися экспериментальной группы о нравственности, нравственных качествах, нравственной ответственности, особенностей возраста; понимания дружбы и отношения и т.п.; индивидуальные и групповые консультации для экспериментальной группы по проблемам развития индивидуальных способностей и интересов и пр.; консультации для родителей учащихся экспериментальной группы по проблемам индивидуальных особенностей детей, построению доверительных взаимоотношений с ними, организации их жизнедеятельности и пр.; тренин-говые упражнения для подростков о самопознани, коммуникациях, эм-патия и т.д.; организация совместной деятельности (ученический, родительский, педагогический коллективы); организация деятельности по формированию опыта нравственно приемлемого поведения.

Используемые методы - методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, консультация).

Результатами данного этапа выступают: разработка воспитательных мероприятий, видов деятельности, способов реализации воспитательных задач; комплексный план реализации процессуально-деятельностного (основного) этапа технологии во внеклассной деятельности; готовность родителей и педагогов к взаимодействию в ходе реализации технологии; распределение учащихся по микрогруппам.

3. Процессуально-деятельност-ный (основной) этап: цель: воспитание и закрепление нравственных качеств у детей экспериментальной группы: честность, ответственность, дисциплинированность.

На данном этапе осуществляется реализация педагогических мероприятий, направленных на воспитание и закрепление нравственных качеств у детей экспериментальной группы: честность, ответственность, дисциплинированность.

Основные методы третьего этапа - метод убеждения и самоубеждения (самопродуцируемые убеждения). Формы (словесная, практическая, наглядная) и приемы (обсуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, предостережение, критика) реализации метода будут определяться задачами на подэтапах.

Этап включает два подэтапа, которые решают самостоятельные задачи.

3.1 Воспитательно-обучающий подэтап (работа с экспериментальной группой): цель - воспитание нравственных качеств у детей подросткового возраста.

Задачи:

1. Формирование знаний, установок, мотивов, опыт деятельности, связанных с воспитываемыми нравственными качествами у подростков: актуализация проблемы нравственного воспитания современной молодежи; установка на поиск «честной, дисциплинированной, ответственной» стратегии поведения (формирование базового опыта честного, ответственного,

дисциплинированного поведения); установка на соблюдение норм поведения в социуме, мотивирование подростков на положительное, нравственное, социально-приемлемое поведение; установка на ответственное отношение к принятым или порученным социально одобряемым обязательствам и заданиям; сравнение «честной, ответственной, дисциплинированной» и «лживой, безответственной, недисциплинированной» стратегий поведения (акцент на возможный ситуативный выбор стратегии поведения); определение результативности выбранной стратегии поведения: честная, дисциплинированная, ответственная стратегия - продуктивная; лживая, недисциплинированная, безответственная стратегия - непродуктивная;

2. Подготовка экспериментальной группы к реализации подэтапа 3.2 (форма организации деятельности - «Клуб шефства»): мотивирование на самостоятельную организацию работы экспериментальной группы среди детей младшего школьного возраста (принцип добровольности), на «освоение роли старшего» и реализацию «чувства взрослости»; воспитание ответственности и дисциплинированности у учащихся экспериментальной группы; формирование навыков самостоятельного проектирования мероприятий школьниками экспериментальной группы (создание учениками личных образовательных продуктов, идей, текстов, схем, гипотез, планов мероприятий); формирование навыков коллегиального обсуждения плана и содержания мероприятий (при участии педагогов и психологов, сопровождающих психолого-педагогическую деятельность в школе);

3. Составление экспериментальной группой программы мероприятий по воспитанию у младших школьников честности.

Основной метод: убеждение. Дополнительные методы: рассказ, беседа, лекция, диспут, коллективное

творческое дело, кейс-метод, шефская работа, круглый стол, метод создания воспитывающих ситуаций, инструктаж, нравственная дилемма, проектная деятельность, ролевая игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, рефлексия.

Результатами деятельности на данном подэтапе являются: сформи-рованность знаний, установок, мотивов, опыт деятельности, связанных с воспитываемыми нравственными качествами у подростков; создание «Клуба шефства» и включение подростков в его работу; разработанная подростками программа мероприятий по воспитанию у младших школьников честности.

3.2. Самовоспитательный под-этап: цель - закрепление нравственных качеств у подростков посредством техники самоубеждений в процессе самостоятельной подготовки и реализации мероприятий в младших классах.

Задачи: закрепление сформированных на этапе 3.1 установок на нравственные качества: честность, дисциплинированность, ответственность; обогащение опыта нравственного поведения (честного, дисциплинированного, ответственного); перевод нравственного воспитания в нравственное самовоспитание.

Основной метод: метод самоубеждения (самопродуцируемые убеждения). Дополнительные методы: беседа, убеждение; коллективное творческое дело, кейс-метод, шефская работа, метод создания воспитывающих ситуаций; нравственная дилемма, проектная деятельность; рефлексия, самоанализ, самонаблюдение, анкетирование, тестирование.

Результатом данного подэтапа является сформированность у подростков аксиологического, когнитивного, поведенческого компонентов честности, ответственности и дисциплинированности.

4. Экспертно-оценочный этап

На данном этапе осуществляется повторная диагностика подростков,

родителей и педагогов по выбран- экспериментальной группе. При ре-

ным методикам. Определяется ализации программы должна быть

динамика результатов по аксио- предусмотрена возможность внесения

логическому, когнитивному, пове- модификаций и дополнений в зависи-

денческому компонентам. мости от изменяющихся условий.

В течение реализации техноло- Реализация разработанной тех-

гии (6-8 классы) осуществляется нологии обеспечивает эффективное

наблюдение за возможными изме- воспитание нравственных качеств у

няющимися взаимоотношениями в подростков.

Примечания:

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. С. 96.

2. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин [и др.]. М.: Академия, 2002. 576 с.

3. Глумной А.В. Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 172 с.

4. Соловцова И.А., Борытко Н.М. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: учеб. пособие. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. 160 с.

5. Овчарова Р.В., Гизатуллина Э.Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 103-108.

6. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе: монография. М.: Педагогика, 1989. 208 с.

7. Дёмкина Е.В. Учёт регионально-этнических особенностей казачества как принцип гуманизации образования на современном этапе развития общества // Мир образования - образование в мире. 2017. № 3(67). С. 50-61.

8. Дуранов И.М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеурочной деятельности старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992. 19c.

9. Шерекина Е.В. Патриотическое воспитание старшеклассников во внеурочной деятельности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 27-28.

10. Худякова А. Чем внеурочная деятельность отличается от дополнительного образования // Вектор образования: издание для педагогов URL: http://eduurfo. ru/opinions/?ELEMENT_ID=22626 (дата обращения: 24.02.2017).

References:

1. Bondarevskaya E.V. Theory and practice of person-oriented education. Rostov-on-Don: RGPU Publishing house, 2000. P. 96.

2. Pedagogy: a manual / В.А. Slastenin [et al]. M.: Academia, 2002. 576 pp.

3. Glumnoy A.V. Development of the system of spiritual and moral education of students: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2005. 172 pp.

4. Solovtsova I.A., Borytko N.M. Spiritual education of schoolchildren: problems, prospects and technologies: a manual. Volgograd: VGIPK RO Publishing House, 2004. 160 pp.

5. Ovcharova R.V., Gizatullina E.R. Psychological structure of the moral sphere of a teenager's personality // Pedagogical education in Russia. 2011. No. 3. P. 103-108.

6. Feldshtein D.I. Psychology of personality development in ontogenesis: a monograph. M.: Pedagogika, 1989. 208 pp.

7. Demkina E.V. The account of regional and ethnic features of the Cossacks as a principle of humanization of education at the present stage of society development // The world of education: education in the world. 2017. No. 3 (67). P. 50-61.

8. Duranov I.M. Pedagogical conditions for the formation of civic activity in after-school activities of senior pupils: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Alma-Ata, 1992. 19 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Sherekina E.V. Patriotic education of senior pupils in out-class activities // News of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences. 2009. No. 2. P. 27-28.

10. Khudyakova A. What is the difference between out-class activity and additional education // Education vector: publication for teachers URL: http://eduurfo.ru/ opinions/?ELEMENT_ID=22626 (date of access: February 24, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.