ПСИХОЛОГИЯ
УДК 371
РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-1-126-132
ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕТЕРОГЕННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
А. К. Лямина, Ф. И. Кевля
Вологодский государственный университет, Вологда
Рассматриваются проявления гетерогенных особенностей подростков в конфликтных ситуациях. Представлен анализ научно-исследовательской литературы по изучению гетерогенных групп в отечественной и зарубежной педагогике. Дана характеристика понятий «гетерогенный» и «гетерогенная группа». Внимание акцентируется на сущности понятия «гетерогенный», положенного в основу исследования подростков семей различного социального статуса (с одним, двумя, тремя и более детьми). Анализируется ряд источников по проблеме изучения гетерогенных особенностей подростков. Приведены примеры различных подходов к понятию «конфликт» в философии, социологии, психологии, педагогике. Описаны тенденции к проявлению определенных форм и стилей поведения в конфликтных ситуациях подростков гетерогенной группы, которые возможно использовать в качестве показателей в процессе создания педагогических условий для формирования духовной, гуманной, социально активной личности подростка гетерогенной группы. Представленные результаты исследования отражают специфику стиля поведения подростков с гетерогенными особенностями в конфликтной ситуации.
Ключевые слова: гетерогенные особенности, гетерогенные группы, конфликтная ситуация, подростки, социальный статус.
Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период закладываются основы сознательного поведения, определяется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Вследствие этого возникновение новых социокультурных реалий создает условия для формирования поликультурного и гетерогенного коллектива подростков.
Изучение проявлений гетерогенных особенностей подростков в конфликтных ситуациях фактически не представлено в научной литературе. Вопросы подготовки педагогических кадров к работе с детьми, которые имеют различные отклонения в развитии и поведении в гетерогенных группах, изучали Н. Н. Быстрова, О. С. Волынская [1, 2].
Понятие «гетерогенность» как разнородность отражено в трудах Н. А. Бердяева, А. И. Герцена, С. Н. Трубецкого и других [3-5].
Проблему гетерогенности как признака совокупности групповых общностей рассматривают такие исследователи, как А. А. Бодалев, М. К. Горшков, Ю. Н. Давыдов, Т. Х. Керимов, И. Б. Роднянская, Е. Л. Тихомирова, Е. В. Шадрова и другие [6-10].
Общие аспекты организации учебной деятельности в гомогенных и гетерогенных группах отражены в работах А. Г. Асмолова, А. Ю. Буздова, Г. А. Малинина, А. В. Федорова, Ф. А. Фрадкина, Д. Р. Худайназаровой, S. О. Adodo, 1 О. Agbayewa [11-14].
Изучению образовательных потребностей учащихся гетерогенных групп посвящены работы И. В. Балашовой, О. Н. Крыловой, М. А. Цатурян, Е. В. Шадровой и других [15, 16].
Таким образом, анализ имеющейся теоретической базы доказывает, что исследование проявлений гетерогенных особенностей подростков в конфликтных ситуациях является актуальной и недостаточно изученной проблемой.
В словаре С. И. Ожегова понятие «гетерогенный» толкуется как разнородный по своему составу или происхождению [17, с. 120]. Мы в своем исследовании рассматриваем гетерогенные особенности подростков как разнородные, имея в виду возрастные, индивидуальные и социальные.
По мнению исследователя Леоновой, потребность в социальной активности реализуется в системе ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор соответствующих способов деятельности [18, с. 124].
Разница между поколениями в вопросах моды, способах развлечений, выбора жизненных ценностей обусловлена совокупностью складывающихся условий: приобретение новых социальных связей, расширение опыта в межличностных отношениях и потребность в самоутверждении в группе сверстников, более того, в гетерогенной группе сверстников.
Ряд исследователей рассматривают гетерогенную группу обучающихся как разнородную группу, включающую в себя определенное количество людей с различными признаками (национальность, возраст, пол, интеллект, особенности физического и психического развития и др.) [19, с. 129; 20].
Учитывая гетерогенные особенности подростков, педагогам необходимо выполнять требования Федерального стандарта к личностным результатам освоения обучающимися основной общей образовательной программы, которые должны отражать:
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности [21, с. 5].
Поскольку ведущей деятельностью подростков является межличностное общение, то приоритетное значение в подростковый период приобретают коммуникативные действия. Однако в сензитивный период у подростков гетерогенных групп возникают наиболее острые проблемы в межличностных взаимоотношениях со сверстниками. Поэтому в соответствии со своими гетерогенными особенностями (возрастными, индивидуальными, социальными), они стремятся к признанию своей личности, своего достоинства, ищут любые средства, формы и методы в самоутверждении и самореализации в процессе взаимодействия.
Проблема гетерогенных особенностей подростков представляет собой недостаточно изученную характеристику особого взаимодействия подростков в конфликтных ситуациях (А. Я. Анцупов, А. М. Мамонова, Е. С. Лунева, Н. А. Рождественская, М. М. Рыбакова, А. И. Шипилов) [22-25].
В нашем исследовании рассматриваются гетерогенные особенности с позиции взаимоотношений (а именно в конфликтных ситуациях) детей в многодетных, двухдетных и одно-детных семьях.
Проблема конфликта была и остается предметом исследования многих наук, таких как социология, психология, педагогика, а также философии.
Согласно новейшему философскому словарю конфликт (лат. сопШСи - столкновение) - в широком смысле столкновение, противостояние сторон. Философская тра-
диция рассматривает конфликт как частный случай противоречия, его предельное обострение [26].
По мнению социолога А. Г. Здравомыслова, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [27, с. 96].
Психолог А. Г. Ковалев понимает конфликт как естественное противоречие, возникающее между людьми, которое порождается проблемами личной и социальной жизни, противоречиями интересов, взглядов, социальных установок людей [28, с. 195].
Как показывает практика, конфликт происходит тогда, когда возникшие противоречия, и разногласия нарушают нормальное общение и взаимодействие подростков гетерогенных групп. В этом случае они должны любым образом преодолеть разногласия и поэтому вынуждены вступать в открытое конфликтное взаимодействие друг с другом, а именно когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение, и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта [29, с. 95].
Для определения стиля поведения подростка в конфликтной ситуации и изучения его предрасположенности к конфликтному поведению мы провели опрос обучающихся, используя тест Томаса. Опрашиваемые (100 человек) были поделены на три группы согласно количеству детей в семье, а именно семьи с тремя или более детьми, с двумя детьми и с одним ребенком. Полученные данные по тесту соотносятся с ключом:
Стиль соперничество - 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.
Стиль сотрудничество - 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.
Стиль компромисс - 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13 а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.
Стиль избегание - 1а, 5б, 6а, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 23б, 27а, 29б.
Стиль приспособление - 1б, 3б, 4б, 11б, 15а, 16а, 18а, 21а, 24а, 25б, 27б, 30а.
Количество баллов, набранных рецепиентами каждой группы, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм и стилей поведения в конфликтных ситуациях. Полученные результаты представлены в таблице.
Выявление уровня выхода из конфликтной ситуации у подростков с гетерогенными особенностями, %
Количество детей Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1 20 16 15 15 12
2 34 16 17 18 13
3 и более 80 21 14 15 12
Данная таблица показывает, что испытуемые во всех трех группах в конфликтных ситуациях имеют склонность к сотрудничеству и компромиссу, хотя данные показатели и не высоки: по шкалам «компромисс» (14, 17 и 15 %) и «сотрудничество» (21, 16 и 16 %) соответственно. Благодаря гетерогенным особенностям таким подросткам в жизненных ситуациях приходится играть различные роли, у них сформированы разные модели поведения, поэтому они более гибки в своем общении и способны выбирать более эффективную стратегию поведения в конфликте, т. е. стратегию сотрудничества. Такие испытуемые способны стать неформальными лидерами в микрогруппах.
Вместе с тем подростки этих групп имеют склонность к избеганию конфликтной ситуации (15, 18 и 15 %) или даже приспособлению (12, 13 и 12 %). В некоторых жизненных ситуациях их поведение больше ориентировано на мнение других, а не на собственное, одобрение или порицание других людей становится для них ведущими мотивами поведения. Такие подростки не могут осуществлять процесс развития коммуникативных умений без посторонней помощи, а следовательно, обладают низким уровнем саморазвития.
Кроме того, таблица показывает, что в семьях, где 3 и более детей, ярко выражена склонность к соперничеству (80 %), в отличие от других групп (34 и 20 %). Неспособность вести конструктивный диалог и недостаток благоприятного эмоционального фона влияет на уровень конфликтности. Выбирая в общении как стратегию соперничества, которая заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, так и приспособления, ухода от принятия решения и ответственности за это решение, они подтверждают предположение от том, что у них коммуникативные умения и саморегуляция развиты в недостаточной степени.
Мы считаем, что для предупреждения конфликтов работа с подростками в школе должна предусматривать создание положительного эмоционального фона, использование активных методов воспитания, соответствующих психологическому статусу ребенка, его природным и возрастным особенностям. Иными словами, не ребенок должен приспосабливаться к системе воспитания и образования, а система программ и методик должна «приноравливаться» к ребенку в соответствии с его природой [30, с. 63].
Исходя из вышеизложенного можно заключить, что одним из факторов предупреждения конфликтов среди подростков гетерогенных групп в школе является создание условий для формирования духовной, гуманной, социально активной личности подростка, вследствие чего он должен проявлять социально-коммуникативную активность. Но это возможно только тогда, когда подростки активно включаются в школьную и внешкольную жизнь, тесно контактируют с учителями и открыты для общения с теми и с другими, а также когда учитываются их гетерогенные особенности.
К сожалению, изучение имеющегося в современной школе опыта показывает: условия для формирования социально-коммуникативной активности личности созданы не в полной мере, мероприятия по профилактике конфликтов среди подростков гетерогенных групп недостаточно разработаны, незначительное количество подростков включено в школьную и внешкольную жизнь. Поэтому нам представляется, что данный вопрос, оставаясь актуальным, требует более тщательного исследования.
Список литературы
1. Быстрова Н . Н . Особенности подготовки будущих учителей к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, в условиях гетерогенного состава учащихся в системе общего образования: автореф . дис . . . . канд . пед . наук . Хабаровск, 1999 . 17 с .
2 . Волынская О . С . Подготовка воспитателей дошкольных учреждений к работе с гетерогенными группами детей:
автореф . дис .... канд . пед . наук. Биробиджан, 2010 . 17 с .
3 . Бердяев Н . А . Иллюзии и реальность в психологии эмигрантской молодёжи // Путь . 1928. № 14 . С . 3-30 .
4 . Герцен А. И . Сочинения: в 2 т. М . : Мысль, 1986 . Т . 2. 654 с .
5 . Трубецкой С . Н . Об истинном и ложном национализме // Исход к Востоку . София, 1921. С . 71-85 .
6 . Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком . М . : Изд-во Моск. ун-та, 1982 . 200 с .
7 . Горшков М . К. Российское общество как новая социальная реальность . URL: http://www. civisbook . ru/files/File/Gorshkov_
Rossijskoe obsc . pdf (дата обращения: 15 . 04 .16) .
8 . Давыдов Ю . Н . , Роднянская И . Б . Социология контркультуры. Инфантилизм как тип миросозерцания и социальная
болезнь . М . , 1980 . 264 с .
9 . Керимов Т . Х. Социальная гетерология . Екатеринбург: Изд-во Урал . ун-та, 2012 . 100 с .
10 . Шадрова Е . В . , Тихомирова Е . Л . Проблема целеполагания при обучении иностранному языку в гетерогенной
образовательной среде // Вестн . Тюменского гос . ун-та . Гуманитарные исследования . Humanitates . 2015 . № 4 (4) . С . 294-303.
11. Асмолов А . Г . Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий . М . : Смысл, 2006 . 321 с .
12 . Буздов А. Ю . , Федоров А. В . , Худайназарова Д . Р . Спортивные группы гетерогенного типа: методика структурирования
// Теория и практика общественного развития . Педагогические науки . 2015 . № 1. С . 91-98 .
13 . Фрадкин Ф . А. , Малинин Г . А. Воспитательная система С . Т. Шацкого . М . : Прометей, 1993. 176 с .
14 . Adodo S . O . , Agbayewa J . O . Effect of homogenous and heterogeneous ability grouping class teaching on student's interest,
attitude and achievement in integrated science // International Journal of Psychology and Counselling . Vol . 3 (3) . Pp . 48-54. URL: http://www. academicjournals . org/IJPC (дата обращения: 21. 10 .16) .
15 . Балашова И . В . , Цатурян М . О . , Шадрова Е . В . Образовательные потребности одаренных детей в гетерогенной группе:
психолого-педагогические аспекты // Непрерывное образование . 2015 . № 1 (11) . С . 21-24 .
16 . Крылова О . Н . Исследование образовательных потребностей учащихся различных гетерогенных групп // Человек и
образование . 2014 . № 2 (39) . С . 45-49.
17 . Ожегов С . И . Словарь русского языка . М . : Советская энциклопедия, 1973. 847 с .
18 . Леонова Е . В . Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в
России .2010 . № 2 . С .124-128.
19 Балашова И В , Тихомирова Е Л , Шадрова Е В Исследование потребностей гетерогенных групп обучающихся // Психолого-педагогический поиск. Научно-методический журнал . 2014 . № 4 (32) . С . 129-141.
20 . Микляева А . В . , Румянцева П . В . Структура социальной идентичности личности: возрастная динамика // Вестн . Томско-
го гос . пед . ун-та . 2009 . Вып . 5 (83) . С . 129-133. 21. Федеральный государственный стандарт основного общего образования . URL: http://www. fgos-kurgan . narod . ru>norm_ federal. htm . (дата обращения: 24.04. 2016) .
22 . Анцупов А. Я . , Шипилов А. И . Конфликтология . М . : Юнити, 2000 . 551 с .
23 . Рождественская Н .А. , Мамонова А . М . Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных
ситуациях // Вестн . Московского ун-та . Серия 14: Психология . 2010 . № 1. С . 110-116 .
24 . Лунева Е .С . Модель социально-педагогического сопровождения подростков в конфликтных ситуациях // Ярославский
пед . вестн . Т . 2: Психолого-педагогические науки . 2010 . № 3 . С . 98-101.
25 . Рыбакова М . М . Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе . М . : Просвещение, 1991.128 с .
26 . Новейший философский словарь. URL: http://www.enc-dic. com>new_philosophy/Konflikt-612 . html (дата обращения:
24. 04.2016) .
27 . Здравомыслов А. Г . Социология конфликта . М . : Аспект-Пресс, 1996 . 261 с .
28 . Ковалев А. Г . Психология личности . М . : Просвещение, 1970 . 391 с .
29 . Дмитриев А. , Кудрявцев В . , Кудрявцев С . Введение в общую теорию конфликтов . М . , 1993. 212 c .
30 . Кевля Ф . И . Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребёнка //
Практико-ориентированная монография для школьных психологов и социальных педагогов . Вологда: Легия, 2009 . 226 с
Лямина Анастасия Константиновна, аспирант II курса (очного отделения) кафедры психологии и педагогики, Вологодский государственный университет (ул. Ленина, 15, Вологда, Россия, 160000). E-mail: [email protected]
Кевля Фаина Ильинична, доктор педагогических наук, профессор, Вологодский государственный университет (ул. Ленина, 15, Вологда, Россия, 160000). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 23.05.2016
DOI: 10.23951/2307-6127-2017-1-126-132
TEENAGERS' HETEROGENOUS PECULIARITIES DEMONSTRATION IN CONFLICTS
A. K. Lyamina, F. I. Kevlya
Vologda State University, Vologda, Russian Federation
The article studies heterogeneous peculiarities of teenagers in conflicts. The study gives the analysis of different scientific literature on the heterogeneous group research in Russian and foreign pedagogy. The article gives the specification of the terms "heterogeneous" and "heterogeneous group". In our research work we pay attention to the term of «heterogeneous», put into the basis of our research of teenagers from families of different social status (with one, two, more than two children). Moreover, we analyze a number of literature sources on the research problem of teenagers' heterogeneous peculiarities. We give the examples of various approaches to the term "conflict" in such sciences as philosophy, sociology, psychology, pedagogy. Furthermore, we describe the tendencies to show particular forms and styles of behavior in conflict situations in teenagers of heterogeneous group, which are possible to be used as parameters in the process of creating effective pedagogical conditions to form moral, human and socially active personality of a heterogeneous group teenager. In order to find the way out of any conflict situations we consider the necessity to include teenagers not only into tutorial but also into educative life of school. The article presents the results of our research work on the deter.
Key words: heterogeneous peculiarities, heterogeneous groups, conflict situations, teenagers, social.
References
I. Bystrova N . N . Osobennosti podgotovki budushchikh uchiteley k rabote s defmi, imeyushchimi otkloneniya v razvitii i povede-nii v usloviyakh geterogennogo sostava uchashchikhsya v sisteme obshchego obrazovaniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Peculiarities in training future teachers to work with children having deviations in development and behavior under the heterogeneous group in the secondary education system . Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] . Khabarovsk, 1999 . 17 p . (in Russian) .
2 . Volynskaya O . S . Podgotovka vospitateley doshkol'nykh uchrezhdeniy k rabote s geterogennymi gruppami detey. Aftoref. dis.
kand. ped. nauk [Training nurses of preschool establishments for work with heterogeneous group of children . Abstract of thesis cand . of ped . sci . ] . Birobidzhan, 2010 . 17 p . (in Russian) .
3 . Berdyaev N . A. Illyuzii i real'nist' v psikhologii emigrantskoy molodezhi [Illusions and reality in psychology of emigrant youth] .
Put'- Way, 1928, no . 14, pp . 3-30 (in Russian) .
4 . Gertsen A. I . Sochineniya v 2kh tomakh, tom 2 [Compositions in 2 vol . Vol . 2] . Moscow, Mysl' Publ . , 1986. 654 p . (in Russian) .
5 . Trubetskoy S . N . Ob istinnom i lozhnom natsionalizme [About false and true nationalism] . Iskhod k vostoku [Exodus to the
East] . Sofiya, 1921. Pp . 71-85 (in Russian) .
6 . Bodalev A. A. Vospriyatiye i ponimaniye cheloveka chelovekom [Acceptance and understanding of the person by another
person] . Moscow, Moscowskiy university Publ . , 1982 . 200 p . (in Russian) .
7 . Gorshkov M . K . Rossiyskoye obshchestvo kak novaya sotsial'naya real'nost' [Russian society as a new social reality] (in Rus-
sian) . URL: http://www. civisbook . ru/files/File/Gorshkov_Rossijskoe obsc . pdf (accessed 15 April 2016) .
8 . Davydov Yu . N . , Rodnyanskaya I. B . Sotsiologiya kontrkul'tury. Infantilizm kak tip mirosozertsaniya i sotsial'naya bolezn' [So-
ciaology of contr-culture . Infertility as a type of world-seeing and social desease] . Moscow, 1980 . 264 p . (in Russian) .
9 . Kerimov T. Kh . Sotsial'naya geterologiya [Social heterology] . Ekaterinburg, Ural . univ. Publ . , 2012 . 100 p . (in Russian) .
10 . Shadrova E .V. , Tikhomirova E .L . Problema tselepolaganiya pri obuchenii inostrannomu yazyku v geterogennoy obrazovatel'noy
srede [The problem of goal-setting in teaching foreign language in geterogeneous educational environment] . Vestnik Tyumen-skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyye issledovaniya - Tumen State University Bulletin, Humanitates, 2015, no . 4 (4), pp . 294-303 (in Russian) .
II. Asmolov A . G . Sotsial'naya kompetentnost' klassnogo rukovoditelya: rezhissura sovmestnykh deystviy [Social competence of a school grade teacher: planning cooperative actions] . Moscow, Smysl Publ . , 2006 . 321 p . (in Russian) .
12 . Buzdov A. Yu . , Fedorov A. V , Khudaynazarova D . R. Sportivnyye gruppy geterogennogo tipa: metodika strukturirovaniya
[Sport groups of heterogeneous type: structuring methods] . Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. Pedagogicheskiye nauki - Theory and Practice of Social Development. Pedogogical Sciences, 2015, no . 1, pp . 91-98 (in Russian) .
13 . Fradkin A. Yu . , Malinin G . A. Vospitatel'naya sistema Shatskogo [Educational system of Shatskiy] . Moscow, Prometey Publ . ,
1993. 176 p . (in Russian) .
14 . Adodo S . O . , Agbayewa J . O . [Effect of homogenous and heterogeneous ability grouping class teaching on student's interest,
attitude and achievement in integrated science] . International Journal of Psychology and Counselling, 2011. Vol . 3 (3), pp . 4854 . URL: http://www. academicjournals . org/IJPC (accessed 21 October 2016) .
15 . Balashova I . V. , Tsaturyan M . O . , Shadrova E . V. Obrazovatel'nyye potrebnosti odarennykh detey v geterogennoy gruppe:
psikhologichesluye aspekty [Educational needs of gifted children in heterogeneous group: psychological aspects] . Nepre-ryvnoye obrazovaniye - Continuous Education, 2015, no . 1 (11), pp . 21-24 (in Russian) .
16 . Krylova O . N . Issledovaniye obrazovatel'nykh potrebnostey uchashchikhsya razlichnykh geterogennykh grupp [Studying edu-
cational needs of school children in diffeternt heterogeneous groups] . Chelovek i obrazovaniye - Man and Education, 2014, no 2 (39), pp 45-49 (in Russian)
17 . Ozhegov S . I. Slovar' Russkogo yazyka [Russian Language Dictionary] . Moscow, Sovetskaya Entsiklopediya Publ . , 1973.
847 p (in Russian)
18 Leonova E V Formirovaniye obchshekul'turnykh kompetentsiy u studentov tekhnicheskogo vuza [Formation of general cultural competences in students of technical institution] . Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2010, no . 2, pp . 124-128 (in Russian) .
19 Balashova I V , Tikhomirova E L , Shadrova E V Issledovaniye potrebnostey geterogennykh grupp obuchayushchikhsya [Studying the heterogeneous groups of students' needs] Psikhologo-pedagogicheskiy poisk. Nauchno-metodicheskiy zhyr-nal - Psychological-Pedagogical Search. Scientific Journal, 2014, no . 4 (32), pp . 129-141 (in Russian) .
20 . Miklyaeva A . V. , Rumyanzeva P V. Struktura sotsial'noy identichnosti lichnosti: vozrastnaya dinamika [Structure of a person's
social identity: age dynamics] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, no . 5 (83), pp . 129-133 (in Russian) . 21. Federal'nyy gosudarstvennyy standart osnovnogo obshego obrazovaniya [Federal state standard of general education] (in Russian) . URL: http://www. fgos-kurgan . narod . ru>norm_federal . htm (accessed 24 April 2016) .
22 . Antsupov A. Ya . , Shipilov A. I . Konfliktologiya [Conflictology] . Moscow, Yuniti Publ . , 2000 . 551 p . (in Russian) .
23 . Rozhdestvenskaya N . A. , Mamonova A. M . Formirovaniye u podrostkov konstruktivnykh strategiy povedeniya v konfliktnykh
situatsiyakh [Formation of constructive strategies of behavior among teenagers in conflict situations] Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psikhologiya - Moscow Universiti Bulletin. Series 14: Psychology, 2010, no . 1, pp . 110-116 (in Russian)
24 . Luneva E . S . Model' sotsial'no-pedagogicheskogo soprovohzdeniya podrostkov v konfliktnykh situatsiyakh [Model of social-
pedagogical support of teenagers in conflict situations] . Yaroslavskiypedagogicheskiy vestnik. T. 2: Psikhologo-pedagogiches-kiye nauki - Yaroslavl Pedagogical Bulletin. Vol. 2: Psychological-pedagogical sciences, 2010, no . 3, pp . 98-101 (in Russian) .
25 . Rybakova M . M . Konflikty i vzaimodeystviye v pedagogicheskom protsesse [Conflicts and cooperation in pedagogical pro-
cess] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1991.128 p . (in Russian) .
26 . Noveyshiy filosofskiy slovar' [The newest pedagogical dictionary] (in Russian) . URL: http://www. enc-dic . com>new_philosophy/
Konflikt-612 . html (accessed 24 April 2016) .
27 . Zdravomyslov A. G . Sotsiologiya konflikta [Sociology of conflicts] . Moscow, Aspekt Press Publ . , 1996 . 261 p . (in Russian) .
28 . Kovalev A. G . Psikhologiya lichnosti [Psychology of personality] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1970 . 391 p . (in Russian) .
29 . Dmitriev A. , Kudryavtsev V , Kudryavtsev S . Vvedeniye v obshchuyu teoriyu konfliktov [Introduction into general theory of
conflicts] . Moscow, 1993. 212 p . (in Russian) .
30 . Kevlya F. I . Pedagogicheskiye tekhnologii: diagnostika, prognozirovaniye i podderzhka lichnostnogo razvitiya rebenka [Peda-
gogical technologies: diagnosis, prediction and supporting of child's personality development] Vologda, Legiya Publ , 2009 226 p (in Russian)
Lyamina A. K., Vologda State University (ul. Lenina, 15, Vologda, Russian Federation, 160000). E-mail: [email protected]
Kevlya F. I., Vologda State University (ul. Lenina, 15, Vologda, Russian Federation, 160000). E-mail: [email protected]