Научная статья на тему 'Стратегия развития инклюзивного образования (на примере муниципального образования "Город Вологда")'

Стратегия развития инклюзивного образования (на примере муниципального образования "Город Вологда") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1970
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРАКТИКИ / ГЕТЕРОГЕННЫЕ ГРУППЫ / РАЗНООБРАЗИЕ / INCLUSION / INCLUSIVE EDUCATION / INCLUSIVE PRACTICES / HETEROGENEOUS GROUPS / DIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шадрова Екатерина Викторовна

Статья представляет стратегию развития инклюзивного образования на примере муниципалитета. Автор анализирует нормативные документы, а также статистические данные для выявления трудностей реализации инклюзии. В статье предлагаются пути решения организации инклюзивного пространства для гетерогенных групп обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF DEVELOPING INCLUSIVE EDUCATION (THE CITY OF VOLOGDA CASE)

The article presents the strategy of developing inclusive education in a municipality. The author analyses the regulation documents and some statistical data in order to identify the barriers to implementing inclusive practices. The article suggests the ways to overcome these obstacles in creating inclusive environment for diverse groups of learners.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития инклюзивного образования (на примере муниципального образования "Город Вологда")»

DOI 10.23859/1994-0637-2018-6-87-23 УДК 376

Шадрова Екатерина Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Вологодский государственный университет (Вологда, Россия)

Е-mail: [email protected]

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ВОЛОГДА»)

Аннотация. Статья представляет стратегию развития инклюзивного образования на примере муниципалитета. Автор анализирует нормативные документы, а также статистические данные для выявления трудностей реализации инклюзии. В статье предлагаются пути решения организации инклюзивного пространства для гетерогенных групп обучающихся.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивные практики, гетерогенные группы, разнообразие

© magpoBa E. B., 2018

Shadrova Ekaterina Viktorovna

PhD in Pedagogical Sciences, Аssociate Рrofessor, Vologda State University (Vologda, Russia) Е-mail: [email protected]

STRATEGY OF DEVELOPING INCLUSIVE EDUCATION (THE CITY OF VOLOGDA CASE)

Abstract. The article presents the strategy of developing inclusive education in a municipality. The author analyses the regulation documents and some statistical data in order to identify the barriers to implementing inclusive practices. The article suggests the ways to overcome these obstacles in creating inclusive environment for diverse groups of learners.

Keywords: inclusion, inclusive education, inclusive practices, heterogeneous groups, diversity

Введение

Стратегический план развития инклюзивного образования направлен на содействие решению проблемы доступности образования в соответствии с основными российскими и международными правовыми стандартами. Вологодская область (в том числе г. Вологда) имеет положительный опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных организациях. Однако современная трактовка инклюзивного образования предполагает включение в образовательную среду образовательной организации и других категорий обучающихся, пополняя список учащимися из неблагополучных семей, из семей мигрантов, одаренными учащимися и прочими категориями. В настоящий момент требуется систематизировать данный опыт, а также оценить степень готовности образовательных организаций к осуществлению инклюзивного образования.

Проведенное автором социологическое исследование проблем инклюзивного образования (Вологда, 2014 г.) показало отсутствие необходимых ресурсов, инерцию мышления педагогов и родителей, непонимание в обществе важности развития инклюзии в системе образования, подмену понятия «инклюзия» на частичную «интеграцию» в социум [1]. Инклюзивная образовательная практика в Вологде на сегодняшний момент ограниченна и поэтому крайне неустойчива. Необходимо подроб-

208 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

ное описание процессов и механизмов запуска и сопровождения инклюзивной практики, разработка управленческой, экономической и методической поддержки инклюзии в образовательных организациях муниципального образования.

Стратегия предполагает выстраивание вертикалей организации инклюзивного образования, а также предусматривает развитие горизонтали, которая позволит охватить различные категории обучающихся: с ОВЗ (от неярко выраженных и легко устранимых нарушений до тяжелых состояний, при которых такие обучающиеся ранее признавались необучаемыми); инофонов (в первую очередь, из семей мигрантов, для которых язык обучения - русский - является неродным); обучающихся из неблагополучных семей; одаренных обучающихся. Образовательные организации системы специального образования и организации, уже предоставляющие образовательные услуги и сопровождение в условиях инклюзии, смогут выступать ресурсом на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями общего вида, внедряющими инклюзивные практики.

Стратегия предполагает создание вариативной сети инклюзивных образовательных организаций, представленной разнообразными моделями создания специализированных условий и отвечающей особым образовательным потребностям разных категорий учащихся. Она основывается на имеющейся нормативно-правовой базе и предполагает пополнение материалами районного и регионального уровня. Механизмом реализации Стратегии является организация сетевого взаимодействия учреждений города и региона.

Стратегический план предполагает описание основных целей и задач, целевых индикаторов и показателей развития инклюзивного образования в городе, формулировку ожидаемых результатов реализации плана, характеристику условий реализации, описание текущего состояния, основных проблем и сдерживающих факторов, перспектив развития инклюзивного образования в Вологде, а также разработку модели ресурсно-координационного центра инклюзивного образования в г. Вологда. Предполагается, что достижение заявленных индикаторов окажет влияние на состояние в сопряженных сферах деятельности и будет способствовать взаимодействию различных социальных институтов, прежде всего, образовательных организаций, организаций дополнительного образования, бизнес-сообществ, а также муниципальных органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты.

Анализ состояния развития инклюзивного образования в городе Вологде

В октябре 2015 г. постановлением Администрации города Вологды № 7673 принята Муниципальная программа «Развитие образования в городе Вологде на 20152020 гг.» [3]. Целью программы является обеспечение предоставления общедоступного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования и создание условий для обеспечения гарантий доступности и равных возможностей получения качественного дополнительного образования для формирования успешной, социально активной и профессионально подготовленной личности, отвечающей требованиям современного общества и экономики, на территории муниципального образования «Город Вологда». В рамках разработки данной программы был проведен детальный анализ образовательной ситуации в муниципалитете. В число приоритетных задач вошли, в том числе:

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

209

- увеличение доли муниципальных дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций до 10,8 %;

- увеличение доли муниципальных общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций до 23,3 %;

- увеличение доли муниципальных образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций до 15,2 %;

- увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста до 90 %;

- увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста до 98 %;

- увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного образования с использованием дистанционных образовательных технологий и не противопоказаны данные виды обучения, до 100 %;

- увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста до 52 % [3].

В настоящее время система дошкольного образования муниципального образования «Город Вологда» включает в себя 84 дошкольных образовательных организаций, в их числе 80 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 3 негосударственные дошкольные образовательные организации и 1 частное дошкольное образовательное учреждение. Общая численность детей в возрасте от 1,5 лет до 7 лет, посещающих указанные организации, составляет 19 929 детей. Вместе с тем, на учете для предоставления места в детском саду остается 6 982 ребенка в возрасте от рождения до 3 лет. Существующие здания детских садов не могут справиться с задачей уменьшения очереди в детские сады. Количество открытых групп не удовлетворяет реальной потребности родителей в получении дошкольного образования детьми в детских садах по месту жительства. Особенно остро данная проблема наблюдается в районах города, где активно ведется строительство жилых домов. Также в городе функционирует более 30 развивающих центров, детских центров, студий, которые оказывают широкий спектр услуг детям от 6 месяцев до 7 лет.

В сфере инклюзии необходимо наметить следующие задачи:

- обеспечить повышение квалификации 100 % руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций;

- разработать и обеспечить во всех дошкольных и общеобразовательных организациях реализацию планов-графиков внедрения ФГОС дошкольного образования с учетом инклюзивной практики;

- создать современную инклюзивную предметно-развивающую образовательную среду в детских садах.

210 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

Происходит обновление содержания общего образования. В городе функционирует 42 общеобразовательные организации, подведомственные Управлению образования, из них 3 - специальные (коррекционные) школы. В настоящее время в школах города обучаются более 38 000 человек. Численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города с каждым годом растет.

В целях развития молодых талантов и поддержания одаренности учащихся осуществляются следующие мероприятия:

- продолжается реализация мероприятий по внедрению модели предпрофиль-ной подготовки и профильного обучения;

- дальнейшее введение федерального государственного образовательного стандарта, внедрение профильного обучения и предпрофильной подготовки, требующие организационно-методических мероприятий, обновления учебного оборудования, повышения квалификации педагогических и руководящих работников общего образования;

- реализация муниципальной программы «Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи г. Вологды на 2011-2020 гг.» [5];

- ежегодная выплата городских стипендий 30 лучшим ученикам школ.

Приоритетным направлением системы образования города является повышение

доступности и качества услуг в сфере образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. На базе трех образовательных организаций (СОШ №31, СОШ №41 и лицея №32) осуществляется дистанционное образование для 35 детей-инвалидов. В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в городе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

В настоящее время только в трех образовательных учреждениях проведены работы по переоборудованию и подготовке для участия в проекте «Инклюзивное образование», осуществлена поставка специального оборудования для детей-инвалидов, начата подготовка педагогических работников для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ведется работа с участниками образовательного процесса по воспитанию толерантного отношения к детям с ограниченными возможно -стями здоровья, выделено специализированное транспортное средство для подвоза обучающихся.

Информатизация школы направлена на повышение качества, доступности и эффективности образования. Компьютеризация школ города Вологды осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Вологодской области на 2013-2020 гг.» [2]. Обновление содержания и технологий образования, в соответствии с задачами поддержания всех учащихся в равной степени, невозможно без формирования в школах высокотехнологичной образовательной среды, которая отвечает современным потребностям образовательного процесса.

Перспективы развития системы общего образования заложены в программных мероприятиях, при выполнении которых будут созданы условия для успешного функционирования системы образования города и осуществления комплексного подхода к модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации национальной инициа-

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

211

тивы «Наша новая школа», дистанционного обучения, инклюзивного образования, развития системы оценки качества образования.

На территории муниципального образования «Город Вологда» функционируют 22 образовательные организации дополнительного образования детей, в их числе: 4 организации, подведомственные Управлению образования, 10 организаций, подведомственных Управлению физической культуры и массового спорта, 8 организаций, подведомственных Управлению культуры и историко-культурного наследия Администрации города Вологды. Система дополнительного образования детей широко развита на базе школ города. Охват обучающихся дополнительным образованием на базе общеобразовательных учреждений составляет более 9 000 человек. Образовательные организации дополнительного образования детей Вологды являются ресурсными центрами сетевого взаимодействия по вопросам дополнительного образования детей и активно сотрудничают со всеми муниципальными общеобразовательными организациями города по следующим направлениям:

• внеурочная деятельность в рамках ФГОС;

• организация и проведение массовых мероприятий по различным направлениям творческой и физкультурно-спортивной деятельности;

• консультативно-методическая помощь, координация участия обучающихся в мероприятиях различных уровней, повышение квалификации.

Несмотря на положительную динамику в сфере общего и дополнительного образования, можно отметить недостаток внимания к проблеме разнообразия: существующая сейчас программа не учитывает наличие в городе детей, имеющих различные особенности и различные потребности. Необходимо внести коррективы в программу развития образования и уделить внимание аспектам инклюзии гетерогенных групп обучающихся.

Развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования

В конце 2016/2017 учебного года процент укомплектованности педагогическими кадрами муниципальных образовательных учреждений Вологды составил 98 %, что выше показателя предыдущего года на 1 %. На начало 2018/2019 учебного года в сфере образования задействованы более 8 000 человек, из них 4 735 - педагогические работники.

В настоящее время в основу оценки уровня квалификации учителя положены требования к его профессиональным компетенциям, четко описанные в профессиональном стандарте:

- работа с одаренными учащимися;

- работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

- преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

- работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

- работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении [4].

Анализ ситуации инклюзивного образования в Вологде позволил выделить ряд проблем:

- узкое понимание инклюзии - сведение понятия к интеграции только детей с ОВЗ в общее образовательное пространство;

212 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

- отсутствие учета гетерогенности состава групп обучающихся - продолжается индивидуализация обучения, когда разные группы детей проходят обучение в разных организациях (например, обучение одаренных детей в лицеях и гимназиях; обучение детей-инвалидов в спецшколах; обучение детей из неблагополучных семей в интернатах и т. п.);

- отсутствие механизма реализации всех специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования;

- отсутствие института тьюторов: их функции в образовательных учреждениях возложены на педагогов и специалистов службы сопровождения;

- недостаточная обеспеченность образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование, учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми, имеющими различные образовательные потребности;

- не решена полностью проблема подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ.

Результаты мониторинга показывают, что необходимо проводить разъяснительно-просветительскую работу и среди членов педагогических коллективов, и среди родителей обучающихся. Массовая неготовность педагогов к работе в условиях дифференциации, при недостатке современных практико-ориентированных программ и технологий, а также инструментов их реализации, доказывает необходимость формирования на основе изучения потребностей особых детей городской скоординированной программы подготовки, переподготовки и развития педагогических кадров в контексте инклюзивного образования (в том числе в области этнопедагоги-ки, этнопсихологии и преподавания русского языка как неродного, специальной педагогики и специальной психологии) и реализации программ на базе ресурсных центров.

Таким образом, предлагаемая стратегия развития инклюзивного образования в г. Вологде должна быть направлена на включение обучающихся с особыми потребностями в процесс обучения в условиях инклюзивного образования. Это подразумевает раскрытие возможностей каждого обучающегося, что требует анализа и понимания особых образовательных потребностей обучающихся различных гетерогенных групп.

Основные задачи стратегии развития инклюзивного образования

Гетерогенность становится главным признаком современной образовательной системы. Гетерогенные группы обучающихся обладают разнообразными образовательными потребностями, требуют особой психолого-педагогической поддержки, при их обучении возникает необходимость создания специальных условий и разработки адаптированных образовательных программ. План стратегического развития инклюзивного образования в г. Вологде будет способствовать:

- определению приоритетов муниципальной политики г. Вологды в сфере образования в части обеспечения конституционных прав, государственных гарантий и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей, детей из неблагополучных семей и детей мигрантов;

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

213

- формированию новой философии общества относительно позитивного отношения к детям и лицам с ОВЗ, воспитанникам из неблагополучных семей и детям мигрантов, основанной на принципах гуманизма и свободного выбора;

- преодолению социальной эксклюзии (исключенности) социально уязвимых категорий детей и созданию целостной, эффективно действующей системы образования г. Вологды, направленной на полноценное развитие и самореализацию всех представителей гетерогенных групп обучающихся путем внедрения инклюзивных форм обучения, воспитания, развития, реабилитации и коррекции.

Основные задачи по развитию инклюзивного образования в г. Вологде:

- совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию инклюзивного образования на уровне муниципалитета;

- определение финансово-экономических механизмов реализации инклюзивного образования;

- улучшение в образовательных организациях развивающей адаптивной среды, условий доступности, безбарьерной среды жизнедеятельности;

- повышение квалификации педагогов и образовательных менеджеров в сфере работы с гетерогенными группами детей;

- совершенствование методического обеспечения инклюзивного образовательного процесса, способного удовлетворить потребности специалистов сопровождения и педагогов, включенных в инклюзивную практику;

- воспитание толерантности, готовности сотрудничать, взаимопонимания, взаимоуважения всех участников процесса инклюзивного образования.

Принципы, лежащие в основе разработки стратегии развития инклюзивного образования:

Научность: разработка теоретико-методологических основ инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы. Системность: обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, преемственности между уровнями образования (ранняя помощь - дошкольное образование - общее среднее образование - профессиональное образование). Вариативность: организация личностно-ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально-образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с нарушениями психофизического развития, в том числе детей-инвалидов. Дифференциация: осуществление личностно-ориентированного индивидуализированного подхода к каждому обучающемуся в условиях их разнообразия и различия. Социальная ответственность семьи: воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе. Межведомственная интеграция и социальное партнерство: координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями.

Роль Компетентностного центра в развитии инклюзивного образования

214 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

Компетентностный центр психолого-педагогического сопровождения гетерогенной образовательной среды (КЦ) был создан в 2014 г. на базе ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» для осуществления ресурсной деятельности по развитию инновационной образовательной практики инклюзивного обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями. В своей деятельности КЦ руководствуется Положением КЦ, утвержденного Приказом ректора ВоГУ №07.0132/0024 от 09.10.2014 г.

Функции Компетентностного центра:

1. Консультирование и повышение квалификации персонала высшей школы и представителей региональных органов управления образованием по проблемам психолого-педагогического сопровождения гетерогенной образовательной среды.

2. Повышение квалификации специалистов в области психолого-педагоги- чес-кого сопровождения гетерогенной образовательной среды из регионов России и стран ближнего зарубежья.

3. Консультирование по вопросам разработки индивидуальных образовательных маршрутов в системе подготовки и повышения квалификации по проблемам психолого-педагогического сопровождения гетерогенной образовательной среды.

4. Консультирование и обучение педагогических работников региона по вопросам реализации образовательного процесса в гетерогенных группах и организациях.

5. Проведение исследований специфики и потребностей гетерогенных групп обучающихся и гетерогенных образовательных организаций.

6. Обучение образовательных менеджеров региона в области инклюзивного образования и гетерогенной среды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Дистанционное консультирование педагогических работников и аспирантов по вопросам реализации образовательного процесса в гетерогенных группах и организациях.

8. Разработка и реализация курсов дистанционного обучения.

9. Организация и проведение мероприятий в рамках международных проектов (видеоконференций, семинаров, мастерских, круглых столов и пр.).

КЦ в своей деятельности осуществляет организационно-методическое сопровождение изменений и введение в практику деятельности образовательных учреждений города и региона инклюзивных подходов. Вместе с тем, КЦ продолжает вести собственные научные разработки по развитию инклюзивного образования, совершенствовать качество собственного ресурсного продукта, осуществлять деятельность по созданию информационной поддержки инклюзивных образовательных процессов в муниципалитете.

КЦ организует сетевое взаимодействие с образовательными организациями Вологды, которые включаются в работу по реализации инклюзивных подходов в образовании. Адресный список таких образовательных организаций определяется муниципальным управлением образования. Основными потребителями продукта КЦ являются педагоги и специалисты служб психолого-педагогического сопровождения учащихся школ, а также администрация и школьный менеджмент этих образовательных учреждений. Важными потребителями ресурсного продукта будут также семьи, воспитывающие детей с особыми образовательными потребностями, которым будут предоставляться консультативные услуги, связанные с различными аспектами

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

215

деятельности образовательных учреждений города в направлении образовательной и социальной инклюзии.

Для создания эффективных условий развития детей, обеспечения их социальной и личностной продуктивности создается образовательная вертикаль, предполагающая пять основных уровней: служба ранней помощи детям, в том числе необходимые учреждения развития и сопровождения; образовательные организации дошкольного образования; образовательные организации начального, основного и среднего общего образования; образовательные организации среднего профессионального образования; образовательные организации высшего образования.

Таким образом, модель инклюзивного образования области предполагает построение системы межведомственного, разноуровневого взаимодействия, направленного на создание и развитие: инклюзивных культур, инклюзивных структур, инклюзивных практик.

Уровни включения образовательных учреждений в инклюзивные процессы (деятельность осуществляется КЦ):

I уровень - базовый. Уровень организаций, планирующих внедрение инклюзивной практики. Проводится диагностика степени инклюзивности организации; затем проводится информирование коллектива образовательной организации, осуществляется обучение по вопросам инклюзивного образования и разнообразия потребностей.

II уровень - уровень апробации. Уровень организаций, которые начинают организовывать деятельность по инклюзивному образованию. Проводится обучение всех участников образовательного процесса по вопросам инклюзивного образования, оказывается помощь и консультирование по организации и построению инклюзивного процесса в образовательной организации, проводятся контрольные срезы показателей инклюзии [6].

III уровень - уровень расширения. Уровень образовательных организаций, которые начинают выстраивать систему инклюзивного образования на разных этапах обучения и воспитания. Оказывается помощь и консультирование по вопросам систематизации инклюзивного процесса в организации, обобщение опыта, отработка модели образовательного процесса.

IV уровень - уровень внедрения. Уровень образовательных организаций, в которых реализуется система инклюзивного образования. Проводится обобщение опыта и его распространение в других организациях, углубление и развитие системы, осуществляются инновационные разработки.

SWOT-анализ стратегии развития инклюзивного образования

Данный метод анализа в стратегическом планировании заключается в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).

Ресурсные барьеры - это не только недостаточность материальных ресурсов и финансовых средств для удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся в условиях инклюзивного образования. Ресурсные барьеры находятся в мышлении и дискриминационных профессиональных установках сотрудников и администраций организаций, в недостаточности знаний и отсутствии ясной организационной политики в отношении инклюзии (см. схему).

216 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

Большинство образовательных организаций способно преодолеть многие ресурсные барьеры самостоятельно, если не иметь в виду исключительно материальные компоненты ресурсов как основные барьеры в развитии инклюзии. Минимизация подобных барьеров на пути инклюзивного образования предполагает не только изменение физической среды в направлении большего доступа и увеличение финансирования, но и изменение культуры, политики и практики работы общих образовательных структур.

Из опыта реализации проектов по развитию инклюзивного образования в регионе можно определить основные барьеры на пути развития инклюзивного образования, и наиболее актуальным для определения этих барьеров будет многоуровневый анализ причин их возникновения, а, следовательно, возможных путей преодоления этих барьеров.

Схема. Ресурсные барьеры в инклюзивном образовании

Мы выделяем три уровня существования и разрешения проблемы реализации инклюзивных практик.

Макроуровень связан с правовым и общественно-политическим подкреплением существования социальной проблемы, в данном случае - проблемы развития инклюзивного образования. Это уровень деятельности муниципальных политических и социально-экономических институтов и системы законодательства в регионе и городе.

Основными барьерами данного уровня для развития образовательной инклюзии являются: сведение муниципальной поддержки инклюзивного образования только к поддержке детей с ОВЗ и игнорирование других категорий обучающихся; отсутствие единой муниципальной политики в отношении инклюзивного образования, которое ставится в зависимость от региональных социально-экономических возможностей, что приводит к выраженному неравенству в сфере возможностей развития инклюзивного образования в разных муниципалитетах.

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

217

Несмотря на введенное нормативно-подушевое финансирование (НДФ) и новую систему финансирования учреждений образования, в большинстве регионов РФ стоимость обучения ребенка с особыми потребностями в общеобразовательном учреждении общего типа остается такой же, как и стоимость обучения обычного ребенка, что делает инклюзивное образование «экономически непривлекательным» для общеобразовательных школ, а сам принцип НДФ в значительной мере условным.

Мезоуровень существования проблемы барьеров на пути развития инклюзивного образования связан с уровнем идеологии, массовой культуры и социальных отношений в сфере образования, таким как наличие стереотипов в отношении людей с особыми потребностями, нетерпимость по отношению к ним; сложившаяся в обществе идеология, при которой главной целью образования является не целостное развитие личности ребенка, а жесткое достижение единого образовательного стандарта, который должен быть усвоен, без исключения, всеми учащимися; жесткая регламентация деятельности муниципальных образовательных учреждений, огромное количество регулирующих норм и правил, которые ограничивают возможности школ и других образовательных организаций в проведении инклюзивной образовательной политики.

Микроуровень. Этот уровень барьеров на пути развития инклюзивных подходов в образовании связан с деятельностью конкретных организаций, специалистов и отдельных людей. Для инклюзивного образования - это уровень психологического принятия педагогами самой возможности совместного обучения учащихся с различными образовательными потребностями, их профессиональные установки, стереотипы и действия по отношению к различным учащимся, а также позиция родительского сообщества.

Основными барьерами на пути продвижения инклюзивного образования на данном уровне являются: профессиональные стереотипы и негативные дискриминационные установки педагогов по отношению к лицам с особенностями развития, к возможности их обучения совместно с учащимися с привычным ходом развития; неготовность родителей «обычных» учеников к появлению в школе «нетипичных» детей - учащихся с особенностями развития - и последующее их вытеснение из образовательного пространства усилиями этих родителей.

Существуют и другие барьеры на каждом из уровней, не обозначенные в этом кратком анализе. Но важным является то, что такой многоуровневый взгляд на проблемы развития инклюзивного образования позволяет одновременно выстроить и некоторые перспективы их решения во всей совокупности проблематики, не сводя ее только к одному из уровней. Например, в ходе выполнения проектов по инклюзивному образованию можно услышать, что школы не готовы к принятию и обучению детей с особенностями, но что означает такая неготовность? Только ли отсутствие нормативно-правовой базы для проведения образовательной инклюзии? Возможно, что проблема кроется не только в этом, но и в том, что в данном сообществе у педагогов существуют дискриминационные установки по отношению ко всем «нетипичным» детям (не только по отношению к детям с ОВЗ, но и к детям этнических меньшинств, детям из семей мигрантов и т. д.)?

218 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

Каждая образовательная организация может многое изменить в своих подходах к обучению детей с особыми образовательными потребностями, развить инклюзивные практики, которые могут стать полезными для всех учеников, поскольку в их основе лежит индивидуальный подход и преодоление неравенства.

Выводы

Для решения проблем инклюзивного образования на муниципальном уровне необходимо учитывать следующее:

1. Создание и развитие инклюзивных образовательных организаций требует единой работы мультидисциплинарной команды, разделяющей ценности инклюзии. Создание инклюзивной образовательной среды будет являться результатом усилий «инклюзивной» команды, куда должны войти не только педагоги и администраторы, привлекаемые специалисты коррекционного образования, но и родители учащихся, представители различных социальных служб и общественных организаций, а впоследствии - и сами обучающиеся.

2. Понимание принципов и ценностей инклюзивного образования, осознание того, что инклюзивное образование - это реализация права на образование каждого человека, - все это должно быть усвоено каждым членом коллектива, включая сотрудников технических вспомогательных служб. Важнейшим аспектом должно быть выявление степени готовности коллектива к изменениям, т. е. к появлению в организации «нетипичных» учащихся, причем, не только степени коллективной готовности, но и возможности каждого сотрудника принять предполагаемые изменения на личностном уровне.

3. Необходимо заручиться нормативно-правовой поддержкой деятельности образовательной организации в этом направлении на различных уровнях. Это может быть решение местного управления образования о начале реализации программы и о создании экспериментальной площадки по инклюзивному образованию, или решение об участии образовательной организации в муниципальной программе по развитию инклюзивных форм обучения детей с особенностями развития. Наряду с этим необходимо начать работу по внесению изменений и в организационную документацию самого образовательного учреждения (внести соответствующие изменения в Устав, разработать положение о группах инклюзивного обучения и т. д.).

4. Необходимо осуществить стратегическое планирование по переходу к инклюзии. Эффективная система оценок и индикаторов, крайне полезных при оценке успешности проведения запланированной работы, разработана в пособии «Показатели инклюзии» [6]. Материалы этого пособия могут оказать существенную помощь в разработке плана, ведущего к созданию инклюзивной образовательной среды.

5. Подготовка перехода к инклюзии обязательно должна включать в себя профессиональную переподготовку педагогических кадров. В переподготовке важно учесть не только аспекты, связанные с повышением уровня информированности педагогов о тех или иных нарушениях развития, но, что более важно, обучение навыкам работы в разнородных и разноуровневых средах, обучение выстраиванию индивидуализированной программы обучения для любого обучающегося, адаптивным методам и приемам осуществления педагогической деятельности, реализации ком-петентностного подхода в образовании. Однако проводить полный курс обучения до

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

219

того, как педагоги попробуют на практике, что такое образовательная инклюзия, не стоит. Часть курса переподготовки должна быть проведена в режиме «реального времени», чтобы педагоги могли, столкнувшись с трудностями осуществления инклюзивного процесса, иметь возможность определить, каких еще знаний им не хватает, чему следует поучиться.

6. Необходимым является проведение информационной кампании в поддержку инклюзивного образования на всех уровнях (в образовательной организации, в местном сообществе, в городе, в регионе), используя для этого возможности и ресурсы партнерских компетентностных (ресурсных) центров и сетевого взаимодействия. Построение инклюзивного образовательного пространства - комплексный процесс, в котором значимыми являются все этапы и направления.

Литература

1. Балашова И. В., Тихомирова Е. Л., Шадрова Е. В. Исследование потребностей гетерогенных групп обучающихся // Психолого-педагогический поиск. 2014. №4 (32). С. 129-141.

2. Государственная программа «Развитие образования Вологодской области на 2013-2020 годы» (с изменениями на 30.07.2018). Постановление Правительства Вологодской области №1243 от 22 октября 2012 г. // Официальный сайт Правительства Вологодской области. URL: http://vologda-oblast.ru

3. Муниципальная Программа «Развитие образования» в городе Вологде на 2015-2020 годы. Постановление Администрации города Вологды №7673 от 10 октября 2014 г. // Официальный сайт Администрации города Вологды. URL: http://vologda-portal. ru

4. Об утверждении профессионального стандарта Педагог. Приказ Минтруда России №544н от 18.10.2013 // Официальный сайт Минтруда России. URL: https://rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/129

5. Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи города Вологды на 2011-2020 годы. Постановление Администрации города Вологды №5313 от 04 октября 2010 г. // Официальный сайт Администрации города Вологды. URL: http://vologda-portal.ru

6. Booth T., Ainscow M. Index for Inclusion: Developing Learning and Participation in Schools. CSIE, 2002. 100 p.

References

1. Balashova I. V., Tikhomirova E. L., Shadrova E. V. Issledovanie potrebnostei geterogennykh grupp obuchaushchikhsia [Research of the needs of heterogeneous groups of learners]. Psikhologo-pedagogicheskii poisk [Psychological and Pedagogical Serach], 2014, no. 4 (32), pp. 129-141.

2. Gosudarstvennaya programma "Razvitiye obrazovaniya Vologodskoy oblasti na 2013-2020 gody". Postanovleniye Pravitelstva Vologodskoy oblasti №1243 ot 22 oktyabrya 2012 goda [State programme "Development of education in the Vologda region for 2013-2010". Regional Decree No. 1243 dated October, 22nd, 2012]. Ofitsialny sayt Pravitelstvo Vologodskoy oblasti [Official website of the Regional Government]. Available at: http://vologda-oblast.ru

3. Munitsipalnaya Programma "Razvitiye obrazovaniya" v gorode Vologda na 2015-2020. Postanovleniye Administratsii goroda Vologdy №7673 ot 10 oktyabrya 2014 [Municipal Programme "Development of Education in Vologda for 2015-2020. Vologda Administration Decree No. 7673 dated October, 10th, 2014]. Ofitsialny sayt Administratsii goroda Vologdy [Official website of the Vologda Administration]. Available at: http://vologda-portal.ru

4. Ob utverzhdenii professionalnogo standarta Pedagog. Prikaz Mintruda Rossii №544n ot 18.10.2013 [On the approval of the professional standard of educators. The Ministry of Labour Order

220 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

No. 544n dated October, 18th, 2013]. Ofitsialny saytMintruda Rossii [Official website of the Russian Ministry of Labour]. Available at: https://rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/129

5. Podderzhka odarennykh detey i talantlivoy molodezhi goroda Vologdy na 2011-2020. Postanovleniye Administratsii goroda Vologdy №5313 ot 04 oktyabrya 2010. [Support of gifted children and youth in Vologda for 2011-2020. Vologda Administration Decree no. 5313 dated October, 04th, 2010]. Ofitsialny sayt Administratsii goroda Vologdy [Official website of the Vologda Administration]. Available at: http://vologda-portal.ru

6. Booth T., Ainscow M. Index for Inclusion: Developing Learning and Participation in Schools. CSIE, 2002. 100 p.

Для цитирования: Шадрова Е. В. Стратегия развития инклюзивного образования (на примере муниципального образования «Город Вологда») // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87). С. 208-221. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-23

For citation: Shadrova E. V. Strategy of developing inclusive education (The city of Vologda case). Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 6 (87), pp. 208-221. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-23

Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6

221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.