Научная статья на тему 'Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков'

Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5026
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / КОНФЛИКТНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ / АВТОРИТАРНЫЙ / АВТОРИТЕТНЫЙ / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ И ИНДИФФЕРЕНТНОГО СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ / PARENTS’ ATTITUDE TO TEENAGERS / TEENAGERS’ CONFLICT BEHAVIOUR / DIFFERENT TYPES OF FAMILIES / AGGRESSIVE BEHAVIOUR / AUTHORITARIAN / AUTHORITATIVE / LIBERAL / INDIFFERENT FAMILY TYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Егорова Ульяна Геннадьевна

В статье представлен анализ эмпирического материала, показывающий влияние родительского отношения на проявление такого свойства личности как конфликтность, которое лежит в основе агрессивного поведения подростков. Раскрывается вопрос о соотношении понятий «родительское отношение», «стиль семейного воспитания». Исследуются особенности конфликтного поведения у подростков, воспитывающихся в семьях с преобладанием авторитарного, авторитетного, либерального и индифферентного стилей воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDEPENDENCE OF PARENTS’ ATTITUDE TO CHILDREN AND TEENAGERS’ CLASH

The article comprises results of research showing the influence of parents'' attitude on such feature as conflict behaviour which may cause teenagers'' aggressive behavior. The correlation of terms «parents'' attitude» and «family type» is also considered here. The article is devoted to the specific features of conflict behavior of teenagers educated in different types of families (authoritarian, authoritative, liberal, indifferent).

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь родительского отношения и конфликтности подростков»

УДК 159.92

ВЗАИМОСВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И КОНФЛИКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

© 2013 У.Г.Егорова

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 30.09.2013

В статье представлен анализ эмпирического материала, показывающий влияние родительского отношения на проявление такого свойства личности как конфликтность, которое лежит в основе агрессивного поведения подростков. Раскрывается вопрос о соотношении понятий «родительское отношение», «стиль семейного воспитания». Исследуются особенности конфликтного поведения у подростков, воспитывающихся в семьях с преобладанием авторитарного, авторитетного, либерального и индифферентного стилей воспитания. Ключевые слова: родительское отношение, стиль семейного воспитания, конфликтность, агрессивность, авторитарный, авторитетный, либеральный и индифферентного стили воспитания.

Семье принадлежит основная роль в формировании и развитии личности, нравственных начал и жизненных принципов ребенка. Она создает или разрушает личность, в её власти укрепить или подорвать психическое здоровье её членов. Семья поощряет одни личностные стремления, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности, структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего «Я». Такая черта как конфликтность в подростковом возрасте выступает неотъемлемым элементом борьбы за свои права, за достижение желаемого результата. Однако если ребенок избирает исключительно конфликтную стратегию поведения, он в итоге оказывается в проигрыше, в связи с тем, что для успешно существования в мире людей важно не столько умение подавить другого человека, сколько наладить с ним конструктивное взаимодействие, основанное на сотрудничестве. Конфликтность понимается нами как совокупность психологических особенностей личности подростка, вызывающих его активное и частое вовлечение в конфликт с окружающими. Если конфликтное поведение выражается во враждебности и проявлении негативных чувств по отношению к другим, то такое поведение называется агрессивным. Готовность к такому поведению — агрессивностью.

Анализ литературы показывает, что изучение зависимости между стилем семейного воспитания и конфликтным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний со стороны родителей, а также на контроле родителей поведения детей. При этом отношение роди-

Егорова Ульяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики. E-mail: shirley78@mail. ru

телей к ребенку, характер и контроль за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания называется стилем семейного воспитания1. Было выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем конфликтности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся конфликтным поведением. А формированию определенных стилей воспитания способствует наличие психологических проблем у самих родителей2. В связи со стилями семейного воспитания, А.Бандура отмечает, что у ребенка непоследовательные наказания ассоциируются с агрессией и конфликтом. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, учат ребенка игнорировать их самих. Наказание окажется наиболее эффективным, если его будут применять последовательно, то есть за одно и то же нарушение всегда будет назначаться одна и та же санкция; нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз - проигнорировать подобное поведение. И, наконец, любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать определенную нишу в системе эмоциональных отношений между родителями и ребенком. Кроме того, отмечается, что существенным условием развития агрессии является фрустрация, возникшая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказания со сторо-

1 Егорова У.Г. Паттерны поведения детей как результат семейного воспитания// Наука в высшей школе: проблемы интеграции и инновации: Докл. и тез. X межд. (XIII Всеросс.) конф. 22 - 23 мая 2013. - Самара: 2013.

2Егорова У.Г. Особенности родительско-детских от-

ношений в семьях подростков с отклоняющимся пове-

дением // Актуальные проблемы воспитания и образования: Сб.науч.статей. - Вып. 12/ Под ред. М.Д.Горячева. - Самара: 2012. - С.27 - 36.

ны одного или обоих родителей. При этом несогласованность родительских требований рассматривается как условие развития агрессии3.

Однако стоит учитывать тот факт, что ребенок не является пассивным объектом родительского воздействия. Можно говорить о взаимном вкладе родителя и ребенка в поддержание стиля общения (взаимодействия), которое приводит к формированию конфликтного поведения (это утверждение не девальвирует положение о ведущей роли родителей в простраивании семейных отношений, а показывает «субъект-ность» позиции ребенка).

Проблемы семейного воспитания обостряются в период подросткового возраста. Для родитель-ско-детских отношений этого периода характерна амбивалентность. Развитие семейных коммуникаций должно обслуживать естественный процесс сепарации, превращения подростка в независимую личность. Однако в нашей культуре этот процесс может нарушаться, приобретая конфликтный характер. Происходит столкновение противоречивых тенденций: с одной стороны, стремление родителей видеть своего ребенка независимым и самостоятельным, а с другой гиперпротекционистские установки, высокое стремление контролировать жизнь своего ребенка. Существование таких установок не лишено оснований: внешний мир предоставляет массу деструктивных воздействий при дефиците позитивных механизмов социализации в обществе, на которые мог бы опереться отделяющийся подросток4.

Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной, показывающей то, насколько значим для подростка эмоциональный контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью); поведенческой, проявляющейся в том, насколько жестко родители регулируют поведение сына или дочери; или нормативной, показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его родители (Кон И.С., 1989). Одним из проявлений эмансипации может быть и конфликтное поведение подростка. Конфликтность в этом возрасте может служить противовесом состояния зависимости и помогает детям отделиться от родителей.

Предварительный анализ литературы по проблеме влияния особенностей семейного воспитания на формирование личности подростка (в

3Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. - М.: 2000.

4Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: 1999.

частности, такого свойства как конфликтность) позволил нам сформулировать следующие выводы. Проявление конфликтности определяется, в первую очередь, условиями воспитания. Понимание семейного воспитания, как причины конфликтного поведения может позволить осуществлять его профилактику и коррекцию. Конфликтное поведение зависит от нескольких факторов семейного воспитания, к основным из них относят: строгость наказания; контроль родителей за поведением подростков, (не)после-довательность в воспитании.

Для исследования взаимосвязи особенностей родительско-детских отношений (РДО) и конфликтности подростков был использован комплекс взаимодополняющих методов. С целью изучения РДО был выбран тест для определения ведущего стиля семейного воспитания (С.С.Степанов), так как наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия называются стилем семейного воспитания. Методика позволяет определить ведущую стратегию семейного воспитания, автор которой предлагает такую классификацию: авторитетный, авторитарный, либеральный, ин-диферрентный5.

Для изучения проявления конфликтности подростков использавались: вербальный фруст-рационный тест и рисованный апперцептивный тест (Л.Н.Собчик). Для учета и формализации данных обследования используется вербальный тест, в котором процедура обследования предполагает ответы-высказывания «Что бы я сказал?», и описание переживаемых чувств «Что бы я почувствовал?», которые испытывает человек, пытаясь ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы6. По соотношению баллов между этими высказываниями, можно судить о степени контроля над собственными агрессивными реакциями.

Фрустрирующие лица, выбранные для исследования - отец, мать, приятель, приятельница, одноклассник, одноклассница, учитель, учительница, уличные контакты. Фрустрируемые ценности: внешний вид, здоровье, характер, благополучие, социальный статус, кругозор, нравственность. В исследовании был использован вариант методики составленный для подростков.

Рисованный апперцептивный тест (далее РАТ) позволяет осуществить глубинное исследование личности, диагностировать степень ее нев-

5Степанов С. Стратегии семейного воспита-ния//Школьный психолог, 2000/05/08.

6Собчик Л.Н. Вербальный фрустрационный тест. -

СПб.: 2002.

ротизации, особенности внутренних конфликтов и социальной адаптации. В силу своей простоты методика подходит для диагностики школьников. Анализ полученных данных проводится с помощью количественных сопоставлений по следующим шкалам: эмоциональная - интеллектуальная сферы; активная - пассивная позиции личности; агрессивная - страдательная позиции личности; внешний - внутренний конфликты7.

В исследовании приняли участие 52 ученика МБОУ лицей «Технический» г.о. Самара в возрасте 15 - 17лет и их родители. Все дети, принимавшие участие в исследовании из благополучных семей и не являются трудными подростками. Были получены следующие результаты.

При авторитетном стиле воспитания - выраженных взаимосвязей нет. Возможно, это связано с тем, что помимо стиля семейного воспитания на конфликтность подростков могут так же оказывать влияние другие факторы, например, тип темперамента, тип личности, социальный статус и др. Авторитетный стиль- это стиль РДО, при котором родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Авторитарный стиль, при котором родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие и неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как

7Собчик Л.Н. Рисованный апперцептивный тест. -СПб.: 2002.

только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Рассматривая авторитарный стиль воспитания видно, что есть прямая взаимосвязь между стилем воспитания и конфликтной (агрессивной) реакцией по отношению к отцу. Взаимосвязь прослеживается в отношении того, что подросток чувствует в ответ на фрустрирующую ситуацию. Среди испытуемых было обнаружено, что 15% подростков воспитываются в семьях с авторитарным стилем воспитания. У всех них наблюдаются более высокие баллы при ответе на вопросы «Что почувствую?», чем баллы, полученные из ответа на вопрос «Что скажу?», по отношению к отцу. Это подтверждается результатами математической обработки данных. Кроме того, существует обратная взаимосвязь между авторитарным стилем семейного воспитания и показателем активности личности. Из этого следует, что при возрастании балла по авторитарности, то есть при усилении этого признака, уменьшается активность личности подростка. У этих подростков по шкале «активная - пассивная позиции личности» наблюдается более высокие баллы в сторону пассивности. Это может проявляться в неумении принимать решения, отстаивать собственную точку зрения, нежелании нести ответственность за свои поступки. У детей, воспитывающихся в семье с авторитарным стилем воспитания, наиболее значимым лицом являются референтные лица мужского пола. Зависимая агрессивная реакция прослеживается при ответе на вопрос «Что подумаю?» в ответ на фрустрирующую ситуацию. Более высокие баллы при ответе на вопрос «Что подумаю?», чем при ответе на вопрос «Что скажу?» говорят о контроле подростоком своих агрессивных реакций, что при авторитарном стиле воспитания и по отношению к отцу является очевидным. Вообще, авторитарный отец воспринимается более положительно, чем авторитарная мать. Это подтверждают и результаты других исследований, в которых реакции подростков варьируют в зависимости от пола родителей: более доброжелательно принимается авторитарность отца, чем матери8. Таким образом, можно предположить, что регулятором проявления агрессии у таких подростков служит страх перед наказанием. А агрессивные реакции в сочетании с пас-

8 Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка: Дисс. канд. психол. наук. - Новосибирск: 2000.

сивностью приводят к неумению выражать свои агрессивные реакции социально-приемлемыми способами.

При либеральном стиле родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Родители легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Наибольшее количество статистически значимых связей обнаружилось при обработке результатов у подростков, воспитывающихся в семьях с либеральным стилем. Таким образом, есть основания считать, что существует взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и внешним проявлением агрессивной реакции в ситуации, когда речь идет о таких фрустрируемых ценностей как благополучие (Э), нравственность (О, и прямая взаимосвязь между либеральным стилем и внутренним проявлением агрессии при затрагивании темы «здоровья» (В). Другими словами, при увеличении количества баллов по либеральному признаку увеличивается сила проявления агрессии в ситуации фрустрации по шкалам «материальное благополучие» (Э), «нравственность»(0 и «здоровье» (В). Фруст-рирующие лица, которые имеют некоторую корреляцию с либеральным стилем воспитания это - мать (внешнее проявление) учитель- мужчина (внешнее проявление) и учитель-женщина (внутреннее проявление). Вообще, наиболее выраженные статистически значимые связи прослеживаются в отношении либерального стиля воспитания и фрустрирующей ценности здоровья (В) и проявлением агрессии по отношению к учительнице (внутреннее проявление) и учителю (внешнее проявление). Таким образом, у 15 % испытуемых в семьях наблюдается либеральный стиль семейного воспитания. Действительно, с возрастанием балла по либеральному стилю возрастает, выраженность агрессивной реакции по отношению к фрустрирующим лицам, имеющим статистически значимую взаимосвязь.

У подростков, воспитывающихся в семьях с либеральным стилем воспитания, в большинстве

случаев наблюдается одинаковое количество баллов при ответе на вопрос «Что скажу?» и «Что подумаю?», это означает что подростки с либеральным стилем воспитания импульсивны в своих реакциях и высказываниях. При либеральном стиле воспитания ребенку предоставляется много свободы, что с одной стороны учит его самостоятельности, а с другой не дает полного понимания того, что можно, а что нет. Свобода подразумевает, что ребенок самостоятельно решает свои проблемы, обычно такие дети начинают рано зарабатывать, чувствуют ответственность за себя. Следовательно, можно предположить, что агрессивная реакция, вызванная затрагиванием таких фрустрируемых ценностей как материальное благополучие (Э), нравст-венность(0 и здоровье (В), обусловлена тем, что подростка «задевает» именно то, за что он чувствует ответственность сам, и что может снизить его статус в глазах окружающих.

В случае индифферентного стиля - проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. Поэтому ему не хватает поддержки и внимания, что приводит к тому, что ребенок ищет эту поддержку среди посторонних взрослых или сверстников. Рассматривая индифферентный стиль можно сделать вывод, что существует прямая взаимосвязь между индифферентным стилем воспитания и такими переменными как одноклассник, учительница и мать. То есть, при возрастании балла по индифферентному стилю возрастает внутренняя агрессивная реакция по отношению к этим персонам (переменным). У детей с индифферентным стилем воспитания агрессивная реакция по отношению к этим фрустрирующим лицам имеет прямую зависимость со стилем воспитания (наблюдается при ответе на вопрос «Что подумаю?»). Контроль над проявлением агрессивных реакций достаточно силен. Скорее всего это связано с тем, что ребенок, который воспитывается в ситуации отчужденности, не может быть уверен в себе. Такие подростки характеризуются страдательной позицией личности относительно своего окружения. Все это может быть следствием неуверенности в себе на фоне недостаточного внимания со стороны родителей. Что может приводить к появлению страхов. В данном случае согласно классификации, предложенной Л.С.Акопян, мы имеем дело с социально-социально индуцированной группой страхов9.

Таким образом, в результате проведенного исследования и корреляционного анализа результатов тестирования было установлено, что

9 Акопян Л. С. Новый подход к классификации страхов // Известия Самарского научного центра РАН. - Т. 11. - № 4 (6). - Самара: 2009. - С. 1472 - 1475.

некоторые средние показатели проявления подростками агрессивности имеют явные тенденции. Такие тенденции обнаружились при анализе авторитарного, либерального и индифферентного стиля семейного воспитания. В целом для всех исследованных подростков, независимо от преобладающего стиля семейного воспитания, не характерны самообвиняющие реакции. Во фру-стрирующих ситуациях подростки склонны видеть причину трудностей во вне и проявлять свою агрессию в отношении тех людей, которые воспринимаются как источники трудностей. Такая умеренно повышенная агрессивность с внешним локусом ее направленности является возрастной нормой и отражает процессы развития и формирования личности в подростковом возрасте. Направленность и уровень выраженности агрессии у подростков зависит от ведущего стиля семейного воспитания. Была обнаружена статистически достоверная зависимость направленности и уровня выраженности агрессивности у подростков в зависимости от следующих стилей семейного воспитания: авторитарный, либеральный и индифферентный.

У детей, воспитывающихся в семьях с авторитарным стилем семейного воспитания, наиболее значимым лицом является отец. Вместе с тем, именно фигура отца (а так же других референтных взрослых мужского пола) больше всего вызывает агрессивное отношение подростка. Характерной особенностью проявления агрессии является внутреннее напряжение в сочетании с внешней сдержанностью. Такие подростки привыкают сдерживать свои агрессивные реакции при взаимодействии с отцом и другими референтными лицами мужского пола. Подростки, воспитывающиеся в семьях с авторитарным стилем, характеризуются так же пассивной позицией в общении. Основная проблема у детей из

таких семей - неумение выражать собственную агрессию. Задача психолога при работе с таким подростками должна заключаться в обучении их социально-приемлемым способам и формам выражения агрессии.

У подростков с либеральным стилем семейного воспитания наблюдается агрессивная реакция в основном по отношению к фрустрирующим лицам женского пола. Подростки, воспитывающиеся в семье с либеральным стилем, импульсивны в своих реакциях и высказываниях, характеризуются низким самоконтролем. Основная задача психолога при работе с такими подростками должна заключаться в коррекции взаимоотношений со значимыми женскими фигурами (в первую очередь с мамой) и в обучении подростка приемам и способам самоконтроля во фрустрирующих ситуациях.

Для подростков, воспитывающихся в семьях с индифферентным стилем воспитания, характерен высокий уровень контроля над своими агрессивными реакциями по отношению к фруст-рирующим лицам: мать, учительница, одноклассник. Такие дети характеризуются неуверенностью в себе и сниженной самооценкой, склонностью к избыточному чувству вины. Им не хватает смелости, чтобы выражать свою агрессию в значимых ситуациях. Задача психолога при работе с детьми из семей с индиффент-ным стилем воспитания может заключаться в коррекции самооценки и самоотношения таких подростков.

Полученные результаты могут быть использованы родителями в процессе воспитания ребенка, а также психологами, которые проводят занятия с родителями по их подготовке к кризисам возрастного развития детей, в частности по подготовке к кризису подросткового возраста.

INTERDEPENDENCE OF PARENTS' ATTITUDE TO CHILDREN AND TEENAGERS' CLASH

©2013 U.G.Egorova Samara State University

The article comprises results of research showing the influence of parents' attitude on such feature as conflict behaviour which may cause teenagers' aggressive behavior. The correlation of terms «parents' attitude» and «family type» is also considered here. The article is devoted to the specific features of conflict behavior of teenagers educated in different types of families (authoritarian, authoritative, liberal, indifferent).

Key words: parents' attitude to teenagers, different types of families, teenagers' conflict behaviour, aggressive behaviour, authoritarian, authoritative, liberal, indifferent family types.

Ulyana Gennadyevna Egorova, Senior lecturer of Pedagogy department. E-mail: shirley78@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.