Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 12 (177)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
УДК 373.1
Ю. Н. Малиновская, Ф. И. Кевля
ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Рассматривается роль ценностно-смыслового компонента в формировании профессиональной направленности подростка. В качестве важной особенности ценностей указывается их роль в определении стратегических жизненных целей. Приведены некоторые результаты исследования, проведенного среди учеников 7-8-х классов общеобразовательной школы. Выявлен низкий показатель рассудочности, а также зависимость подростков от мнения других в выборе профессии, что свидетельствует о недостаточном осознании подростками своих ценностей. Отмечена значительная роль внешних мотивов выбора профессии, что может отрицательно сказаться на реализации личностного потенциала подростков в дальнейшей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: выбор профессии, профессиональная направленность, ценности, подросток, внешние и внутренние мотивы.
Проблема выбора жизненного пути многоаспектна, для ее осмысления требуется большое количество разнообразной психологической, профессио-ведческой информации, а также значительный жизненный опыт. Однако главная трудность заключается в том, что здесь подразумевается не только выбор деятельности человеком, но и решение чрезвычайно сложной задачи определения смысла собственной жизни, поскольку построение образа своего будущего жизненного пути невозможно без относительно устойчивой системы ценностей.
По мнению А. Н. Леонтьева, задачи осознания мотивов порождаются необходимостью найти себя в системе жизненных отношений и поэтому возникают лишь на известной ступени развития личности -когда формируется подлинное самосознание [1].
Следовательно, более рациональный выбор профессии возможен при условии осознания глубинных мотивов, личностного смысла своей деятельности. Задача педагога - поддержать подростка в его естественном стремлении разобраться в себе, своих ценностях.
По мнению ряда исследователей (Б. Г. Ананьев, Э. Ф. Зеер, Ю. А. Афонькина и др.) важной частью профессиональной направленности личности является ценностно-смысловой компонент.
А. А. Подлеснов считает, что ценностно-смысловой компонент обладает интенсивной побуждающей силой и формирует устойчивую профессиональную направленность. По его мнению, ценностно-смысловая структура личности выступает системообразующим ядром профессиональной направленности личности [2, с. 21].
Для того чтобы проследить взаимосвязь между ценностями личности и ее профессиональной направленностью, рассмотрим само понятие «ценность». Данный термин указывает на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылает к миру должного, целевого, смысловому основанию, абсолюту [3, с. 1216]. Важная для данного исследования особенность ценностей состоит в том, что они позволяют структурировать будущее [3, 4]. Ценности позволяют определить перспективные стратегические жизненные цели.
Ценности существуют в структуре человеческой личности в виде ценностных ориентаций. Они представляют собой элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процесса социализации и социальной адаптации. Ценностные ориентации отграничивают значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) [3, с. 1216].
Одной из задач исследования было установление степени выраженности профессиональной направленности личности подростка. С этой целью была использована методика И. М. Кондакова «Опросник профессиональных установок подростка». В результате опроса, в котором приняли участие 136 учеников 7-8-х классов, был произведен анализ ряда параметров, среди которых были:
1. Решительность - нерешительность выбора профессии.
2. Рационализм - импульсивность выбора профессии.
Ю. Н. Малиновская, Ф. И. Кевля. Влияние системы ценностей подростка.
3. Оптимизм - реализм в отношении профессионального будущего.
4. Самооценка.
5. Зависимость - независимость в выборе профессии.
В ходе исследования было выявлено, что для 62 % респондентов характерна импульсивность (низкая рассудочность) выбора. По мнению авторов, низкий показатель рассудочности в выборе профессии связан с недостаточным пониманием подростками смыслообразующих мотивов их деятельности.
Половина опрошенных выразила чрезмерный оптимизм в отношении своего профессионального будущего. Социальная незрелость, несамостоятельность, податливость, зависимость от мнения других отмечаются в ответах 39 % респондентов.
Согласно данному исследованию, 50 % опрошенных имеют заниженную самооценку. В этой связи важной задачей педагогов представляется повышение самооценки подростков, поскольку для успешной реализации своего потенциала им необходимо осознавать ценность своей личности и личности другого человека.
Для выявления структуры мотивов выбора профессии была использована методика О. В. Решетникова «Мотивы-ожидания выбора профессии». В основе данной методики лежит разделение мотивов на экстернальные и интернальные. Первые характеризуются податливостью человека к воздействиям извне, вторые - противодействием этим воздействиям и формированием мотива, исходя из собственных побуждений [5, с. 178]. С точки зрения автора методики О. В. Решетникова, изначальная ориентация на внешние мотивы профессиональной занятости создает угрозу процессу профессионализации, принижает значимость личностного потенциала будущих профессионалов [6, с. 32].
Деление мотивов на внешние и внутренние перекликается с другой классификацией, отражающей иерархию в системе мотивов. В соответствии с этой классификацией существуют смыслообразу-ющие (ведущие) мотивы и мотивы-стимулы. Первые, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл, вторые - выполняют роль дополнительных побуждающих факторов - положительных или отрицательных. При этом смысло-образующие мотивы всегда занимают в общей иерархии мотивов относительно более высокое место, чем мотивы-стимулы [1].
Большая часть респондентов указала в качестве главных мотивов выбора профессии внутренние (интернальные) мотивы, такие как личная предрасположенность (81 %), личностный смысл (63 %), самореализация (44 %). И все же значительное количество опрошенных указывают в качестве веду-
щих мотивов выбора профессии внешние (экстер-нальные ) мотивы: комфорт (44 %), деньги (31 %) и престиж профессии (31 %). Для реализации потенциала личности подростка следует развивать в нем внутреннюю мотивацию деятельности, стремление к самовоспитанию [4]. Л. И. Божович указывает на то, что в период отрочества внутренние факторы развития начинают приобретать все большее и большее значение - подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование [7, с. 274].
Н. А. Курдюковой выявлена взаимосвязь между стилем деятельности педагога и характером мотивов учащегося. Авторитарный стиль формирует «внешнюю» (экстринсивную) мотивацию, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование «внутренней» (интринсивной) мотивации. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует интринсивной мотивации [8].
А. А. Бодалев также отмечает отрицательное влияние авторитарной позиции педагога на личность воспитанника: «Присущая некоторым воспитателям привычка воздействовать на учащихся с помощью наказаний и угроз вызывает, как правило, у последних оборонительную реакцию, требует значительных затрат энергии, чтобы совладать со страхом и опасениями, и в значительной степени подавляет их интеллектуально-волевую активность» [9, с. 131].
Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что в интериоризации ценностей участвует не только мышление. Прежде всего ценности воспринимаются человеком через эмоциональную сферу, поэтому к диалогу о ценностях особенно располагает предметное содержание гуманитарных дисциплин, затрагивающее эмоции подростка [10, с. 71].
По мнению Ю. И. Мирошникова, ценностное сознание всегда несет в себе эмоциональное, пристрастное, пафосное отношение к миру. Конечно, ценностное сознание предполагает знакомство с ценностями, их познание, но знание ценностей составляет лишь периферическую область. Сердцевину ценностного сознания человека образует его трепет, его волнение, его радость в процессе созерцания ценностей [11, с. 70]. Поэтому при выстраивании подростком жизненной стратегии важно наполнить образ будущего положительными эмоциями, создать оптимистическую перспективу.
Необходимо также отметить, что процесс формирования ценностей имеет следующую особенность - его сложно осуществлять планомерно. По мнению Г. В. Оллпорта, ценности и установки усваиваются отнюдь не благодаря продуманному учебному плану, а скорее через obiter dicta (случайные комментарии) учителя, «маленькие исти-
Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 12 (177)
ны», высказанные мимоходом [12, с. 139]. Ценности в процессе обучения формируются только тогда, когда учителя учат тому, во что верят сами [12, с. 134]. Учитель, общаясь с учеником, осознанно или неосознанно транслирует ему свое личное ценностное отношение к предмету. Следовательно, передать подростку ценность преподаваемого предмета может тот учитель, который сам искренне этим предметом увлечен.
Рассмотрение ценностного аспекта формирования профессиональной направленности личности позволило сделать определенные выводы, которые можно представить в виде следующих рекомендаций педагогу, ставящему перед собой задачу помочь подростку в выборе профессии:
1. Важно организовать разнообразную учебную, трудовую, общественную деятельность подростка с целью осознания ценности этой деятельности, развития самостоятельности в постановке целей, планировании деятельности, принятии решений. Успех в самостоятельной реализации соб-
ственных целей - верный путь к повышению самооценки, укреплению веры в свои силы.
2. Авторитарный стиль педагогической деятельности в данном случае непродуктивен, учителю следует придерживаться демократического стиля, который будет способствовать саморазвитию, самовоспитанию, а также формированию внутренней мотивации, существенной для рационального построения подростком его жизненного пути.
3. Учитывая ведущую роль эмоционального компонента в формировании ценностных ориента-ций личности, учителю следует создавать комфортную психологическую обстановку, приподнятое настроение, ситуацию успеха, раскрывать перед подростком оптимистическую перспективу, в том числе профессиональную. Состояние полетности, счастья необходимо подростку для успешного построения проекта своей будущей жизни.
4. Важна увлеченность самого педагога своим предметом, личное ценностное отношение к тому, о чем педагог рассказывает подростку.
Список литературы
1. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Московского ун-та, 1971. 40 с.
2. Подлеснов А. А. Структура и динамика профессиональной направленности личности в процессе музыкального образования в вузе культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2004. 27 с.
3. Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов и др. Минск: Книжный дом, 2010. 1312 с.
4. Кевля Ф. И. Психолого-педагогический консилиум: история, теория, опыт. М.: Современное образование, 2014. 78 с.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
6. Решетников О. В. Профессиональный интерес // Школьный психолог. 2013. № 9. C. 30-35.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
8. Курдюкова Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1997. 201 с.
9. Бодалев А. А. Психология о личности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. 188 с.
10. Липовка В. О. Анализ писем учащихся как способ выявления ценностных ориентаций подростков (на примере писем Деду Морозу) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 3 (5). C. 70-75.
11. Мирошников Ю. И. Ценностное сознание и его структура // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 2003. Екатеринбург, 2004. Вып. 4. C. 66-83.
12. Оллпорт Гордон В. Личность в психологии. СПб., 1998. 345 с.
Малиновская Ю. Н., аспирант. Вологодский государственный университет.
Ул. Ленина, 15, Вологда, Россия, 160000. E-mail: [email protected]
Кевля Ф. И., доктор педагогических наук, профессор. Вологодский государственный университет.
Ул. Ленина, 15, Вологда, Россия, 160000.
Материал поступил в редакцию 31.05.2016.
Yu. N. Malinovskaya, F I. Kevlya
THE EFFECT OF THE ADOLESCENT'S SYSTEM OF VALUES ON FORMING THE PROFESSIONAL ORIENTATION
OF A PERSON
The article deals with the role of value-semantic component in forming the professional orientation of an adolescent. It is noted that an important feature of values is their role in defining strategic life goals. As a result of the research among schoolchildren aged 14 and 15 we revealed low indices of rationality and high dependence on other
Ю. Н. Малиновская, Ф. И. Кевля. Влияние системы ценностей подростка...
people's opinion that is due to the fact that adolescents have inadequate recognition of their values. We also noted a
significant role of external motives in choosing a career which can have a negative effect on realizing the individual
potential of adolescents in their future professional activity.
Key words: choosing a carreer, professional orientation, values, adolescent, external and internal motives.
References
1. Leont'ev A. N. Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, motives and emotions]. Moscow, Moscow University Publ., 1971. 40 p. (in Russian).
2. Podlesnov A. A. Struktura i dinamika professional'noy napravlennosti lichnosti v protsesse muzykal'nogo obrazovaniya v vuze kul'tury i iskusstv. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Structure and dynamics of a person's professional orientation in the university of culture and arts. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Krasnodar, 2004. 27 p. (in Russian).
3. Gritsanov A. A. et al. Noveyshiy sotsiologicheskiy slovar' [The latest sociological dictionary]. Minsk, Knizhnyy Dom Publ., 2010. 1312 p. (in Russian).
4. Kevlya F. I. Psikhologo-pedagogicheskiy konsilium: istoriya, teoriya, opyt [Psychological and pedagogical concilium: history, theory, experience]. Moscow, Sovremennoye obrazovaniye Publ., 2014. 78 p. (in Russian).
5. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 512 p. (in Russian).
6. Reshetnikov O. V. Professional'nyy interes [Professional interest]. Shkol'nyy psikholog- School Psychologist, 2013, no. 9, pp. 30-35 (in Russian).
7. Bozhovich L. I. Lichnost'i eyo formirovaniye v detskom vozraste [Personality and its formation during childhood]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 400 p. (in Russian).
8. Kurdyukova N. A. Otsenivaniye uspeshnosti uchebnoy deyatel'nosti kak psikhologo-pedagogicheskaya problema. Dis. kand. psykhol. nauk [Evaluating the success of learning activity as a psychological and pedagogical problem. Dis. cand. psychol. sci.]. St. Petersburg, 1997. 201 p. (in Russian).
9. Bodalev A. A. Psikhologiya o lichnosti [Psychology on personality]. Moscow, Moscow University Publ., 1988. 188 p. (in Russian).
10. Lipovka V. O. Analiz pisem uchashchikhsya kak sposob vyyavleniya tsennostnykh orientatsiy podrostkov (na primere pisem Dedu Morozu) [Analysis of students' letters as a method for identification of teenagers' value orientations (based on the letters to Father Frost)]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2014, vol. 3 (5), pp. 70-75 (in Russian).
11. Miroshnikov Yu. I. Tsennostnoye soznaniye i ego struktura [Values consciousness and its structure]. Nauchnyy ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk - Scientific Yearbook of Philosophy and Law Institute, the Russian Academy of Science, the Urals Department, 2003. Ekaterinburg, 2004. Issue 4, pp. 66-83 (in Russian).
12. Allport Gordon V. Lichnost' v psikhologii [Personality in psychology]. St. Petersburg, 1998. 345 p. (in Russian).
Malinovskaya Yu. N.
Vologda State University.
Ul. Lenina, 15, Vologda, Russia, 160000.
E-mail: [email protected]
Kevlya F. I.
Vologda State University.
Ul. Lenina, 15, Vologda, Russia, 160000.