УДК 159.922.8
Лямина Анастасия Константиновна
Вологодский государственный университет [email protected]
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ГЕТЕРОГЕННОЙ ГРУППЫ
Статья посвящена сущности и содержанию коммуникативных умений подростков гетерогенной группы. Дана характеристика понятий «гетерогенный» и «гетерогенная группа». Акцентируется внимание на сущности понятия «гетерогенный», положенное в основу исследования подростков семей различного социального статуса (с одним, двумя, тремя и более детьми). Описаны результаты, определяющие уровни сформированности основных коммуникативных умений подростков гетерогенной группы, которые возможно использовать в качестве необходимых показателей в процессе создания педагогических условий для формирования коммуникативных умений подростков гетерогенной группы. Приведённые результаты исследования отражают специфику стиля поведения подростков с гетерогенными особенностями в процессе коммуникации.
Ключевые слова: сущность коммуникативных умений, гетерогенная группа, структура коммуникативных умений, подростки.
Современное стремительно развивающееся общество всё более ориентировано на развитую личность человека как субъекта коммуникации. В настоящее время особую ценность приобретают коммуникативные умения, так как они обеспечивают возможность широких межличностных контактов, социальной и личностной успешности, активной деятельности, а также развития в сотрудничестве с другими людьми.
Важная роль в процессе социализации принадлежит образованию, которое направлено на создание особых педагогических условий по воспитанию подростка, целенаправленно формирующих у него коммуникативные умения.
Чтобы выявить сущность коммуникативных умений подростков гетерогенной группы, сначала необходимо рассмотреть понятие гетерогенности.
Проблему гетерогенности как совокупности групповых общностей исследователи рассматривают с разных позиций, а именно:
1) как субъект-субъектные отношения в группе, влияние этой группы людей на взаимодействие, взаимоотношения, психическое состояние членов группы и способы их коммуникации (А.А. Бода-лев) [2];
2) как социальное расслоение на богатых и бедных населения России (М.К. Горшков) [5];
3) как расслоение населения в культурном, социальном, историческом аспектах (Т.Х. Керимов) [7];
4) как гетерогенные группы обучающихся с различными образовательными целями, образовательными потребностями, способами учения, стилями мышления и языками общения (Е.Л. Тихомирова, Е.В. Шадрова) [15].
В словаре С.И. Ожегова понятие «гетерогенный» толкуется как разнородный по своему составу или происхождению [13, с. 120].
Исследователи В.И. Волчихин и В.В. Смогунов дают следующее понятие гетерогенный - принадлежащий другому роду, неоднородный, составленный из неоднородных элементов [3, с. 6].
Ряд педагогов рассматривают гетерогенную группу обучающихся как разнородную группу, включающую «в себя определенное количество людей с различными признаками (национальность, возраст, пол, интеллект, особенности физического и психического развития и др.)» [15, с. 129].
Нам ближе понятие С.И. Ожегова, так как мы в своем исследовании рассматриваем гетерогенные особенности подростков как разнородные по индивидуальным и социальным особенностям.
Вместе с тем, мы придерживаемся позиции А.А. Бодалева, рассматривая субъект-субъектные отношения в коллективе для исследования коммуникативных умений подростков гетерогенной группы.
Изучение различных аспектов коммуникативных умений подростков гетерогенной группы не теряет своей актуальности в настоящее время, несмотря на уже имеющийся объем полученных результатов исследований.
Проблеме формирования коммуникативных умений подростков в различных областях деятельности посвящены следующие диссертационные исследования: в музыкально-игровой деятельности О.Л. Куликовой [9], в творческих заданиях О.В. Гордиенко [4]. Поэтому цель нашей научно-исследовательской работы заключается в определении сформированности коммуникативных умений подростков гетерогенной группы в игровой деятельности.
Для выявления сущности понятия «коммуникативное умение подростка» необходимо проанализировать такие понятийные конструкты, как «умение» и «коммуникативное умение».
По мнению Г.М. Коджаспировой, «умение -освоенный способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях» [8, с. 359].
В свою очередь, А.М. Новиков раскрывает это понятие, характеризуя умения «как сложные
56
Вестник КГУ _J 2017
© Лямина А.К., 2017
Сущность и содержание коммуникативных умений подростков гетерогенной группы
структурные образования личности, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные ее качества, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания» [12, с. 62].
Под коммуникативным умением А.А. Максимова и А.В. Мудрик понимают умения, которые направлены:
1) на выстраивание правильной линии своего поведения [10];
2) «на понимание психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место. Предугадать реакцию собеседника. Выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения» [11, с. 81].
Таким образом, в психолого-педагогической литературе под коммуникативными умениями следует понимать следующее:
1) умение оформить свои мысли в устном высказывании точно, кратко, без искажения;
2) умения оформить свои мысли в письменном высказывании;
3) умение слушать, понимать суть услышанного и ставить вопрос к услышанному.
По своему содержанию коммуникативные умения, согласно Г.М. Андреевой, соответствуют «одной из трех сторон общения (коммуникационной, перцептивной и интерактивной).
1) Первая группа умений соответствует коммуникационной стороне общения: цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания.
2) Вторая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты.
3) Третья группа — это интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях» [1].
Исходя из вышеизложенного, в рамках нашего исследования мы под коммуникативными умениями подростков гетерогенной группы рассматриваем следующие умения:
- умение слушать собеседника;
- умение четко формулировать свои мысли;
- умение избежать конфликтной ситуации (найти компромиссное решение). При условии, что данные коммуникативные умения у подростков гетерогенной группы сформированы недостаточно, возникает необходимость использовать опреде-
ленные средства, чтобы их сформировать в соответствии с особенностями подросткового возраста, а именно ролевые и деловые игры.
Актуальность выбора объектом исследования коммуникативных умений подростков из семей с одним, двумя, тремя и более детьми обусловлен тем, что анализ научной литературы позволил выявить следующее: в последние годы в системе образования наблюдается тенденция на усиление работы по социализации обучающихся, попадающих под категорию «особенные дети», обучающихся в школах-интернатах, а также одаренных детей. Мы не подвергаем сомнению необходимость работы с такими детьми. Однако, становится очевидным, что снижается внимание к обучающимся без каких-либо специфических физических и психических особенностей развития, хотя они тоже требуют особого подхода в развитии своих коммуникативных умений в процессе социализации.
В нашем исследовании приняло участие 120 учащихся 5-х классов. Для проведения диагностики коммуникативных умений подростков гетерогенной группы мы использовали тест-опросник Михельсона, который помог выявить уровень коммуникативной компетентности, а также качество сформированности основных коммуникативных умений подростков гетерогенной группы.
Диагностика представляет 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12);
- ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24);
- ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25);
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27);
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека) (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22) [14].
Результаты проведенного исследования (табл. 1) показывают, что у испытуемых во всех трех группах сформированы умения к реагированию на положительные высказывания партнера, т.е. у них сформировано умение слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты, хотя данные показатели и не высоки (46% во всех группах). Благодаря гетерогенным особенностям такие подростки достаточно гибкие в своем общении и способны выбирать более эффективную стратегию поведения в процессе коммуникации. У них отмечен достаточно высокий уровень самоорганизации общения, умение проводить беседу, сформулировать требование.
Кроме того, показатели в ситуациях, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания, а также умение высказывать соб-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
57
Таблица 1
Выявление уровня сформированности основных коммуникативных умений
у детей в семьях (в %)
Типы умений семьи с 1 ребенком семьи с 2 детьми семьи с 3 и более детьми
1 ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера 46 46 46
2 ситуации, в которых подросток должен реагировать на отрицательные высказывания 52 46 46
3 ситуации, в которых к подростку обращаются с просьбой 52 51 51
4 ситуации беседы 34 36 37
5 ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека) 65 54 54
ственную оценку услышанного или увиденного в семьях с двумя, тремя и более детьми показывают невысокий уровень (46% и 46%). Часто у таких подростков умения четко излагать мысли, аргументировать свои высказывания сформированы в недостаточной степени. В семьях с одним ребенком (52%), наоборот, прослеживается достаточно высокий уровень умения слушать, понимать суть услышанного и ставить вопрос к услышанному.
Подростки гетерогенных групп в ситуациях, в которых к ним обращаются с просьбой, имеют более высокий уровень сформированности коммуникативного умения вступить в контакт с другим человеком (52%, 51% и 51%) а в ситуациях беседы более низкий (34%, 36% и 37% соответственно). Недостаточная сформированность коммуникативных умений, недостаток благоприятного эмоционального фона влияет на уровень общительности. Такие подростки с большим желанием ответят на просьбу, чем поддержат беседу, так как беседа требует больших временных и эмоциональных затрат.
В ситуациях, в которых требуется проявление эмпатии, подростки гетерогенных групп показывают достаточно высокий уровень сформированности рефлексии и саморегуляции (65%, 54% и 54%). Выбирая в общении стратегию поддержки и взаимопонимания, которая заключается в понимании чувств и состояний другого человека, они подтверждают предположение о том, что умение правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты и саморегуляция развиты в достаточной степени.
Итак, проблема формирования необходимых коммуникативных умений подростков гетерогенной группы остается весьма актуальной и недостаточно изученной. Поэтому, учителям необходимо создать такие условия для их формирования, чтобы у подростков гетерогенной группы появилось желание взаимодействовать в процессе общения со сверстниками и взрослыми, то есть, «смоделировать условия развития личности» [6] в процессе коммуникации. Знание норм и правил, которые необходимы при общении с окружающими, а также умение организовать общение с учетом гетерогенных особенностей являются неотъемлемой частью
в формировании основных коммуникативных умений.
Таким образом, рассматривая подростковый возраст как кризисный и переломный период в жизни человека, где главной движущей силой развития выступает общение, которое зависит от сформированности коммуникативных умений, особенно важно, чтобы подростки гетерогенной группы умели высказываться содержательно, логично и связно, без предварительной подготовки.
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 363 с.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. -200 с.
3. Волчихин В.И. Смогунов В.В. Динамика гетерогенных структур образования. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2006. - 426 с.
4. Гордиенко О.В. Место и роль творческих заданий при формировании коммуникативных умений учащихся 5-7 классов: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 22 с.
5. Горшков М.К. Российское общество как новая социальная реальность. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/ files/File/Gorshkov_Rossijskoe obsc.pdf (дата обращения 15.04.16).
6. Кевля Ф.И. Авансированная характеристика как метод проектирования индивидуальной траектории развития личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2010. -Т. 16. - № 3. - С. 7-10.
7. Керимов Т.Х. Социальная гетерология. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2012. - 100 с.
8. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
9. Куликова О.Л. Формирование коммуникативных умений у детей 5-7 лет в музыкально-игровой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук -Ярославль, 2013. - 27 с.
58
Вестник КГУ _J 2017
Танцевально-двигательная терапия как средство формирования положительного образа-Я подростка
10. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх // Начальная школа. - 2005. - №2 1. - С. 30-34.
11. Мудрик А.В. Формирование личности школьника в процессе общения. - М.: Педагогика, 1987. - 21 с.
12. Новиков А.М. Основания педагогики. - М.: Изд-во «Эгвес», 2010. - 208 с.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1973. - 847 с.
14. Тест-опросник коммуникативных умений / под ред. Ю.З. Гильбуха. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. genderua.narod.ru (дата обращения 29.05.1916).
15. Шадрова Е.В. Проблема целеполагания при обучении иностранному языку в гетерогенной образовательной среде // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2015. - №4 (4). -С. 294-303.
УДК 159.922.8
Ионина Ольга Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент Шадринский государственный педагогический университет
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА-Я ПОДРОСТКА
В статье раскрывается возможность применения методов танцевально-двигательной терапии в процессе формирования положительного образа-Я подростка. Раскрыто понятие танцевально-двигательной терапии, выделены ее основные функции, индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в танце, описаны возможности применения танцевально-двигательной терапии в работе психолога с разными проблемами клиента, разными возрастными категориями. В статье содержится описание экспериментального исследования по формированию положительного образа-Я подростков, осуществленного на базе МКОУ «СОШ № 2» города Шадринска Курганской области. Формирующий эксперимент представлял собой реализацию коррекционно-развивающей программы, включающей в себя упражнения, игры, этюды, направленные на осознание особенностей собственных движений, танцевальные элементы, знакомство с телом, принципами его движения, напряжением и расслаблением. Контрольный этап эксперимента содержащий методы математической статистики доказал эффективность разработанной программы.
Ключевые слова: танцевально-двигательная терапия, танец, экспериментальное исследование, Я-образ, подросток, самосознание.
В настоящее время все больше внимания психологов и психотерапевтов привлекает возможность использования разнообразных арттерапевтических методов в работе с людьми, имеющими сложности в самовыражении, сложности в коммуникативной и эмоциональной сфере. К числу таких методов можно отнести и танцевально-двигательную терапию.
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности [1, с. 17].
В наши дни активно развивается танцевально-двигательная терапия как метод психологического воздействия на личность. Не смотря на многозначность данного термина, танцевально-двигательная терапия представляет собой вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека (официальное определение Американской Ассоциации танцевально-двигательной терапии) [2].
Для психолога танец может выполнять диагностическую функцию, поскольку танец является элементом спонтанного невербального поведения
человека и может проявить скрытые психологические проблемы личности, проявить ее эмоциональное состояние, не выраженные переживания, вытесненные травмирующие события. Танцевальные паттерны - повторяющиеся движения является пусковым механизмом процессов интерпретации в общении, вербализировав которые человек может осознать собственные глубинные переживания.
В танце ярко проявляется индивидуальность человека, движения несут на себе отпечаток многих разнообразных факторов, среди которых особое значение имеют:
- исторический период жизни личности;
- местность (место) в котором находится танцующий;
- одежда (стиль одежды, покрой);
- статус человека, его социальная принадлежность;
- возраст;
- психологическое состояние личности (энергичность, подавленность);
- личностные характеристики, черты характера (замкнутость, дружелюбие);
- психологический климат окружения.
ТДТ с успехом применяется в работе с разными возрастными категориями, с самыми разнообраз-
© Ионина О.С., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
59