педагогические науки
Популо Гельшиган Миргазовна, Подлубная Алена Анатольевна ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ...
УДК 376.23
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ОСАНКИ УДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
© 2018
Популо Гельшиган Миргазовна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физического воспитания Подлубная Алена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. В нашей стране за последние годы отмечается ухудшение уровня здоровья детей и подростков. Исследования показывают, что именно в возрасте от 7-10 лет происходит первый скачок в увеличении количества детей, страдающих различными заболеваниями. По оценкам специалистов среди факторов, влияющих на возникновение нарушения осанки, сколиоза имеет место быть фактор школьной среды. При своевременных оздоровительных мероприятиях нарушение осанки, как донозологическое состояние не прогрессирует, а является обратимым процессом. В настоящее время одним из востребованных видов двигательной деятельности, направленных на лечение сколиоза, в том числе и сколиотической осанки являются занятия оздоровительной аэробикой и специальными (корригирующими) комплексами упражнений, которые направлены на укрепление мышечного корсета спины, гибкости позвоночного столба. Несмотря на явные достоинства оздоровительной аэробики как средства физического воспитания в младших классах, практических исследований, посвященной этой теме не много. Такое положение дел требует особого подхода к вопросу об увеличении экспериментальных исследований в этой области. В данной работе авторы раскрывают причины возникновения сколиотической осанки и отрицательное влияние нарушения осанки на организм растущего ребенка. Статья посвящена изучению уровня скелетно-мышечной системы детей младшего школьного возраста, имеющих сколиотическую осанку; исследованию коррекции сколиотической осанки у учащихся младших классов средствами оздоровительной аэробики; определению эффективности влияния разработанной методики после проведения педагогического эксперимента.
Ключевые слова: здоровье, позвоночник, младший школьный возраст, дети, сколиотическая осанка, оздоровительная аэробика, средства, исследование, упражнения, эффективность, методы, коррекция, профилактика, учебно-тренировочные занятия.
PREVENTIVE MEASURES AND TREATMENT OF SCOLIOTIC POSTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BT MEANS OF AEROBICS
© 2018
Populo Gelshigan Mirgazovna, candidate of pedagogical science,
associate professor of the chair «Physical Education» Podlubnaya Alena Anatolievna, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair «Physical Education» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. Nowadays in our country there has been a health deterioration of children and adolescents. The researches reveal that it is at the age of 7-10 years the first increase of the number of children suffering from various diseases. According to the experts, among the factors that affect the occurrence of a violation of posture, scoliosis is the factor of the school environment. Taking into consideration modern health improvement measures, posture disorder, as a donorological condition, does not progress, but it is a reversible process. Currently, one of the most popular activity aimed at treating scoliosis, including scoliotic posture, is aerobic exercise and special (corrective) exercises that are aimed at strengthening the muscular corset of the back, the flexibility of the spine. Despite the obvious advantageous of the recreational aerobics as a means of physical education in the primary school, there are view practical studies devoted to this topic. Given the state of things it requires a special approach to the question of increasing experimental research in this field. In this paper, the authors reveal the causes of scoliotic posture and the negative impact of impaired posture on the growing child's body. The article is devoted to the study of the primary school children's skeletal-muscular system, who have a scoliotic posture; the study of the correction of scoliotic posture in primary school by means of recreational aerobics; determination of the effectiveness of the developed methodology after the pedagogical experiment.
Keywords: health, spine, junior school age, children, scoliotic posture, health aerobics, means, research, exercises, efficiency, methods, correction, prevention, training sessions.
В нашей стране за последние годы отмечается ухудшение уровня здоровья детей и подростков. По данным Минздравмедпрома практически здоровыми являются лишь 14 % детей, 35-40 % страдают хроническими заболеваниями. Увеличивается число школьников с дефицитом массы тела, со снижением показателей мышечной силы и др. Исследования показывают, что именно в возрасте от 7-10 лет происходит первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями. Отклонения в состоянии здоровья детей и подростков отмечаются нарушениями в деятельности нервной, дыхательной систем, органов зрения и опорно-двигательного аппарата.
По оценкам специалистов среди факторов, влияющих на возникновение нарушения осанки, сколиоза имеет место быть фактор школьной среды. При своевременных оздоровительных мероприятиях нарушение осанки, как донозологическое состояние не прогрессирует, а является обратимым процессом [1].
Формирование правильного позвоночника у детей является также педагогической проблемой, как и формирование необходимых знаний умений и двигательных навыков. По мнению многих исследователей, местом профилактики нарушений осанки различной степени может и должна быть школа [1; 2].
В литературе выявлены данные, что дети с деформациями позвоночника менее внимательны и у них отмечаются более низкие адаптационные способности к противостоянию статике учебной деятельности [3].
В настоящее время одним из востребованных видов двигательной деятельности, направленных на лечение сколиоза, в том числе и сколиотической осанки являются занятия оздоровительной аэробикой и специальными (корригирующими) комплексами упражнений, которые направлены на укрепление мышечного корсета спины, гибкости позвоночного столба [4]. Различные упражнения оздоровительной аэробики, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на развитие двига-
Populo Gelshigan Mirgazovna, Podlubnaya Alena Anatolievna pedagogical
PREVENTIVE MEASURES AND TREATMENT ... sciences
тельных качеств из различных исходных положений,
- все это позволяет использовать музыкальное сопровождение. Использование на занятиях музыки способствует формированию музыкального вкуса, чувства ритма и культуры движения [5]. Кроме того, следует использовать простые по замыслу мелодии из детских песен и мультфильмов. На занятиях оздоровительной аэробикой, желательно, использовать музыку непосредственно ориентированную на возраст [6]. В этом случае дети быстрее поддаются исправлению сколиоза позвоночника, но и получают удовольствие от физических упражнений и проделанной ими работы. Упражнения для них становятся не как ежедневный труд, а как средство отдыха, поднятие настроения, отвлечение от школьных уроков и сидения за компьютером [7].
Несмотря на явные достоинства оздоровительной аэробики как средства физического воспитания в младших классах, практических исследований, посвященной этой теме не много. Такое положение дел требует особого подхода к вопросу об увеличении экспериментальных исследований в этой области [8; 9].
Всё выше сказанное позволяет судить о необходимости коррекции сколиотической осанки, чтобы предотвратить развитие более сложных нарушений, связанных с позвоночником у детей младшего школьного возраста. Поэтому разработка методики занятий по оздоровительной аэробике является актуальной проблемой в настоящее время.
Целью исследования являлось коррекция сколиотической осанки у учащихся младших классов средствами оздоровительной аэробики.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить уровень скелетно-мышечной системы детей младшего школьного возраста, имеющих сколиоти-ческую осанку.
2. Разработать комплекс упражнений, который направлен на коррекцию сколиотической осанки.
Образование правильных изгибов позвоночника завершается к возрасту 6-7 лет, т. е. к начальной школе [10; 11]. Формирование и функциональное совершенствование позвоночного столба длительный процесс, который завершается к 20-22 годам. В процессе взросления ребенка продолжают формироваться такие функции позвоночного столба, как опора, защита и его подвижность. Каждая из этих функций осуществляется благодаря сложному взаимодействию структурных элементов
- позвонков, межпозвоночных дисков, связочно-сустав-ного аппарата и мышц [12; 13]. Раннее Спирин В.К. отмечал что «Нарушения осанки отрицательно влияют на организм растущего ребенка, оказывают неблагоприятное воздействие на условия функционирования внутренних органов, создают условия для проявления других патологических факторов».
Одним из распространенных нарушений осанки считается сколиотическая осанка, Афонин И.Н. считает «Сколиотической осанкой называется фронтальное искривление позвоночника, которое не сопровождается изменением формы тел позвонков. Она характеризуется боковым искривлением позвоночного столба». В этой ситуации рентгенограмма, произведенная в положении лежа, не покажет искривления позвоночника. Критерием диагностики будет являться замеченная врачом или самим больным патология, что не скажешь об истинном сколиозе, при котором независимо от положения больного сохраняется деформация позвоночника [14].
При сколиотической осанке нарушается симметричное расположение конечностей и тела относительно позвоночного столба (на разной высоте будут находиться соски, лопатки, плечи; изменится наклон головы и т.п.), становится неодинаковым мышечный тонус на левой и правой половинах туловища, снижаются сила и выносливость мышц, происходит дугообразное смещение в сторону линии остистых отростков позвонков от средней линии спины. Со временем это может привести к 194
различным заболеваниям позвоночника, нервной системы и внутренних органов [10; 15].
Красикова И.С. полагает что «Осанка рассматривается, как привычная поза при сидении, стоянии, ходьбе. Осанку можно назвать правильной, если все изгибы позвоночного столба равномерно и в меру выражены, голова расположена прямо, плечи, лопатки и гребни подвздошных костей находятся на одной линии».
Формирование осанки и навыков удержания правильной позы задача не только школы, но и семьи. Нарушения осанки приводит к сбою нормального функционирования легких, снижает их жизненную емкость, что в свою очередь, ведет к нарушению окислительно-восстановительных процессов, в результате снижается сопротивляемость организма к заболеваниям [10; 15; 16].
В своей работе В. Фарфель отмечал: «Нарушения осанки снижают общее физическое развитие и работоспособность детей». Самое страшное, что при нарушениях осанки ничего не болит, даже серьезное заболевание сколиоз на начальном этапе протекает без боли [4; 17].
В характеристику правильной осанки входят:
- расположение симметричное относительно позвоночного столба всех частей тела;
- расположение остистых отростков позвонков по средней линии спины;
- отсутствие во фронтальной плоскости косого расположения таза;
- отсутствие в горизонтальной плоскости поворота позвонков и таза;
- не выходящая за пределы площади опоры проекция центра тяжести тела [2; 15].
Как правило, нарушение осанки возникает в периоды роста: 5-8 лет, и обостряется в 11-12 лет. Отклонения прослеживаются у многих детей 7-8 лет (около 56-82 % младших школьников).
На фоне недостаточной развитости мускулатуры неравномерно развиваются определенные группы мышц, что может приводить к патологиям опорно-двигательного аппарата. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» - результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Кроме того, к этому приводит нарушение положения туловища во время занятий или когда односторонней работой перегружаются определенные мышцы [12; 13].
Именно эти и другие причины приводят существующие физиологические изгибы позвоночника к усилению или уменьшению. Таким образом, возникают асимметрическое положение тела и изменения положения плеч и лопаток. В результате становится привычной неправильная осанка, что постепенно приводит к серьезным патологиям [14].
На современном этапе вводятся новые формы обучения, на учащихся буквально обрушиваются десятки программ. Эта «антидетская» реформа превратила школу в фактор, разрушающий здоровье. Ученики на протяжении 11 лет школы переживают значительное давление на центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат и психо-эмоциональную сферу и т. д. В этой ситуации особенно уязвим младший школьный возраст [18].
С момента регулярного обучения в школе для детей становится преобладающим статический компонент. Каждый день учащиеся начальных классов проводят за партой (столом) от 4 до 6 ч. и более. Именно в этом возрасте большое значение приобретает значение укрепление мышц спины и нормальное формирование позвоночника ребенка. Состояние позвоночника в любом возрасте очень важно для здоровья. Как считает автор Бабенкова Е. А. «Помещенный внутри позвоночника спинной мозг является центром чувствительных и дви-
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Популо Гельшиган Миргазовна, Подлубная Алена Анатольевна ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ...
гательных нервов. Повреждения позвоночника могут привести к поражению этих нервов. В «списке болезней» школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место». В результатах полученных в ходе обследования более 45,15 % детей имеют деформацию позвоночника во фронтальной плоскости, а в сагиттальной плоскости - 50,82 % .
Однозначно, в школьном возрасте к нарушению осанки приводит отсутствие нейтрального положения позвоночника при занятиях. Заметим, что грамотно подобранная школьная мебель позволяет привить правильные навыки письма и чтения у детей младшего школьного возраста. Однако, как считают врачи, в большинстве школ, используется школьная мебель, неприспособленная для поддержания тела ребенка в правильном положении, т. е. без перенапряжения различных групп мышц. Отсюда количество детей с нарушением осанки продолжает увеличиваться [10].
Оздоровительная аэробика - вид оздоровительной гимнастики, характеризующийся наличием аэробной части занятий, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.
С помощью упражнений, используемых в оздоровительной аэробике укрепляются связки и мышцы спины, удерживается позвоночный столб в нейтральном положение. На занятиях оздоровительной аэробикой реализуются три основных метода (мобилизация позвоночника, коррекция деформации и удержание коррекции), направленные на лечение сколиотической осанки [19].
В основном, при нарушениях осанки используются корригирующие, асимметричные и симметричные упражнения оздоровительной аэробики. Корригирующие упражнения характеризуются максимальной мобилизацией позвоночника, которая с помощью специальных противоискривляющих (корригирующих) упражнений приводит к коррекции дуги искривления. Принцип коррекции позвоночника лежит в основе и асимметричных упражнений оздоровительной аэробики. Однако, существуют и отличия, такие как умеренное растягивание мышц и связок спины на вогнутой дуге искривления и дифференцированное укрепление ослабленных мышц на выпуклой стороне [20].
С целью коррекции сколиотической осанки у детей младшего школьного возраста мы использовали специальные симметричные упражнения оздоровительной аэробики с минимальным биомеханическим воздействием на кривизну позвоночника, т. к. эти упражнения не требуют учета сложных биомеханических условий работы деформированной опорно-двигательной системы, что снижает до минимума риск их ошибочного применения.
Для интенсивной тренировки к слабым мышцам туловища (например, длинным мышцам) при выполнении симметричных движений повышают функциональные требования, чем к более сильным мышцам. Таким образом, корректируется нервно-мышечный аппарат и создается уравновешенный «мышечный корсет» [3; 13].
Для определения ассиметрии нагрузки и развития скелетно-мышечной системы использовали метод взвешивания двумя веса, который предложен специалистом по реабилитационной биомеханике [15]. Метод заключается в том, что человек становится на пару весов, правой и левой ногой соответственно. Далее фиксируются показатели весов, отдельно правой и левой ноги. Метод позволяет оценить смещение центра тяжести вправо-влево, проанализировать, работа каких структур, приводит к данному смещению и, соответственно, разработать последовательность устранения данных нарушений.
Основной формой организации оздоровительной аэробики является учебно-тренировочное занятие. Структура занятия включала в себя подготовительную часть (разминку), основную часть, заключительную часть (заминку), а также изолированную работу.
1. На разминку и предварительное растягивание от-
водилось 10-12 мин (ударность средняя).
2. Основная часть, 20-30 мин. (непосредственно аэробная серия) выполнялась непрерывно (ударность низкая, в зависимости от уровня подготовленности группы).
3. Заминка, от 3 до 5 мин. (Задача: снижение интенсивности, восстановление дыхания).
4. Изолированная работа длилась 15-20 мин. В которой прорабатывались определенные группы мышц.
5. Стретчинг (растягивание), 5-10 мин. (ударность низкая).
Цели и задачи стрейчинга:
1. Восстановление мышечного баланса.
2. Уменьшение оттока крови и температуры тела.
3. Снижение риска получения травмы.
4. Улучшение нейромышечной координации.
Занятия проводились четыре раза в неделю по 45
мин. Каждая тренировка направлена на проработку различных мышечных групп и развитие определённых двигательных способностей.
Перед проведением педагогического эксперимента
среди детей младшего школьного возраста со сколио-тической осанкой экспериментальной и контрольной группы провели исследование, чтобы определить есть ли наличие асимметрии развития скелетно-мышечной системы. Средние показатели по определению наличия асимметрии развития скелетно-мышечной системы обозначали асимметрию (неравномерность) развития скелетно-мышечной системы, то есть у детей ЭГ и КГ со сколиотической осанкой мы определили, что нагрузка распределения на правую и левую ногу различны. Однако если сравнивать данные детей экспериментальной группы с данными детей контрольной группы, достоверного различия мы не выявили. У детей ЭГ средний показатель, указывающие на различие между показателями правой и левой ноги составил 3,02 кг, а у детей КГ 3,15 кг. Достоверного различия между данными ЭГ и КГ не выявили.
В ходе исследовательской работы ЭГ занималась используя средства оздоровительной аэробики на занятиях, направленных на коррекцию сколиотической осанки. КГ занималась с использованием упражнений, включенных в программу по физической культуре. В контрольной группе занятия проводились три раза в неделю по 45 минут, а в экспериментальной группе четыре раза также по 45 минут.
Для определения эффективности влияния разработанной методики после проведения педагогического эксперимента на базе МБУ школы № 73 г.о. Тольятти в апреле 2018 года проводили повторное исследование, чтобы выявить изменения показателей, характеризующих есть ли наличие асимметрии развития скелетно-мы-шечной системы.
Различие между показателями правой и левой ногой у детей ЭГ по отношению к детям КГ достоверно стала лучше (Р<0,05). У детей ЭГ разница между показателями правой и левой ногой стала составлять 1,07 кг, а у детей КГ - 2,53 кг.
Выявили достоверное изменение Р<0,05 по показателю «разница между правой и левой ногой» у детей ЭГ. Изменение у детей экспериментальной группы составило 1,95 кг, а у детей КГ - 0,62 кг. Данный показатель показывает, что у детей ЭГ развитие скелетно-мышечной системы приблизилось к более равномерному распределению нагрузки на правую и левую ногу, что позволяет судить о положительном влиянии использования упражнений направленных на развитие мышц туловища.
Предлагаем включать в учебно-тренировочные занятия следующие части: подготовительную часть (разминку), основную часть, заключительную часть (заминку), а также изолированную работу.
В методике обращаем большое внимание на использование упражнений, направленных на развитие силы мышц туловища и гибкости.
Занятия важно проводить четыре раза в неделю по
Populo Gelshigan Mirgazovna, Podlubnaya Alena Anatolievna PREVENTIVE MEASURES AND TREATMENT ...
pedagogical sciences
45 мин. Каждая тренировка должна быть направлена АкадемПресс, 2002. - 84 с. на проработку различных мышечных групп и развитие
определённых двигательных способностей. Статья поступила в редакцию 02.07.2018
Таким образом, рекомендуем использование средств Статья принята к публикации 27.08.2018 оздоровительной аэробики на занятиях, направленных на коррекцию сколиотической осанки для детей младшего школьного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гришин Т.В., Никитин С.В. - Методы профилактики нарушения осанки у детей в общеобразовательных школах/Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000.
- С. 38-42.
2. Кириллова Ю.А. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей: Информационно-деловое оснащение. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 16 с.
3. Нежкина Н.А. Психофизиологическая тренировка - новая технология укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях. - М., 2008. - 167 с.
4. Тарасова М.В. Коррекция нарушений осанки у детей младшего школьного возраста на занятиях спортивной аэробикой // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2010. - № 10. - С.79-80.
5. Популо Г.М. Использование нетрадиционных средств, форм и методов организации физкультурно-оздоровительной деятельности // Физическая культура в школе. - 2014. - № 8.- С. 46-49.
6. Аксенова, О.Э., Евсеев, С.П. Технологии физ-культурно-спортивной деятельности в адаптивной физт-ческой культуре: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 296 с.
7. Давыдов, В.Ю., Коваленко, Т.Г., Краснова, Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр.гос. унта, 2004. - 124с.
8. Популо Г.М., Чернова Е.Д., Сизова Н.В. Использование фитнес технологий в системе школьного образования // Материалы XV Международной научно-практической конференции «Теория и практика актуальных исследований». - 2016. - № 15. - С. 75-79.
9. Пиянзин А.Н. Результаты сравнительного анализа занятий, проводимых с использованием аэробики // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 5. - С. 303-308.
10. Капанджи, А.И. - Позвоночник. Физиология суставов: медицина. - М.: Эксмо, 2009. - 334 с.
11. Ситель А.Б. Соло для позвоночника: Медицина. -М.: Метафора, 2006. - 240 с.
12. Популо Г.М., Подлубная А.А. - Упражнения для развития выносливости у лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (инвалидов на колясках) в тренировочном процессе по большому теннису/Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Тольятти, 2017. - № 3.- С. 199-202.
13. Привес М.Г., Лысенков В.И., Бушкович В.И. Анатомия человека: Учебник для медицинских ВУЗов и факультетов. - СПб.: СПбМАПО, 2008. - 724 с.
14. Афонин И.Н. - Здоровье позвоночника: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2009. - 192 с.
15. Лукаш А. Коррекция функционального состояния позвоночника. 100 вопросов и ответов. - СПб.: Наука и Техника, 2007. - 304 с.
16. Филимонов В.И. Физиология человека: Учебник/ под ред. В.И. Филимонов. Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Медицина, 2008. - 816 с.
17. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура.
- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос 2009. - 187 с.
18. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 222 с.
19. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Т. 1. Теория и методика/Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М.: Федерация аэробика России, 2002. - 232 с.
20. Шестяков М.П. Спортивная аэробика в школе: Учебное пособие/М.П. Шестяков. - М.: Спорт-_
196 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)