2. Свищёв, И.Д. Комплексная оценка подготовленности спортсменов и тренеров в дзюдо: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Д. Свищёв, С.В. Ерегина. - Москва : Советский спорт, 2013. - 128 с.
REFERENCES
1. Kotova, T.G. and Manzheley, I.V. (2015), "Training of students of the institute of physical culture to the martial arts technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 104-109.
2. Svishchev, I.D. and Eregina, S.V. (2013), Integrated assessment of athletes and coaches' training in judo: a textbook for students of higher educational institutions, Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2018
УДК 796.011
ДОСТУПНЫЕ И ИНФОРМАТИВНЫЕ КРИТЕРИИ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Артем Владимирович Момент, аспирант, Денис Викторович Семенов, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта (ВЛГАФК),
Великие Луки
Аннотация
В статье рассматриваются возможность оценки предрасположенности к формированию сколиотической осанки, а также обнаружение уже сформированного нарушения осанки во фронтальной плоскости посредством применения комплекса тестов, определяющих дисбаланс мышечных групп, участвующих в сохранении симметричности вертикальной позы человека. Определены характерные визуальные черты свойственные внешним проявлениям сколиотической осанки при выполнении симметричных движений. Предложены практические рекомендации для работников сферы физической культуры направленные на своевременное выявление мышечного дисбаланса у детей.
Ключевые слова: сколиотическая осанка, диагностика нарушений осанки во фронтальной плоскости, младший школьный возраст, двигательный стереотип, мышечный дисбаланс.
AVAILABLE AND INFORMATIVE CRITERIA OF EARLY DIAGNOSTICS OF SCOLIOTIC BODY POSTURE AT CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE WITH
MEANS OF PHYSICAL CULTURE
Artem Vladimirovich Moment, the post-graduate student, Denis Viktorovich Semenov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Velikiye Luki state academy of physical culture and sport, Velikiye Luki
Annotation
The article considers the possibility of assessment of the predisposition to formation of the scoliotic posture and also the detection of already created violation of the posture in the frontal plane by means of application of the complex of tests defining the imbalance of the muscular groups, participating in maintaining the symmetry of the vertical pose of the person. Characteristic visual features peculiar to the external manifestations of the scoliotic posture when performing the symmetric movements have been defined. The practical recommendations for workers of the sphere of physical culture aimed at timely identification of the muscular imbalance at children have been offered.
Keywords: scoliotic body posture, diagnostics of violations of posture in the frontal plane, junior school age, motor stereotype, muscular imbalance.
ВВЕДЕНИЕ
Сохранение и укрепление здоровья населения является приоритетной задачей любого государства. Доподлинно известно, что фундамент здоровья закладывается в детском
возрасте. В структуре отклонений в состоянии здоровья младших школьников превалирующим компонентом являются нарушения костно-мышечной системы [4]. Современные данные неутешительные: у 60-80% школьников имеются в той или иной степени нарушения осанки [7], и лишь 20% детей полностью здоровы [3]. Причиной такого всплеска нарушений осанки в младшем школьном возрасте можно считать снижение уровня произвольной активности в связи с поступлением в школу [1]. Изменение режима активности приводит к развитию гиподинамических факторов и преобладанию длительной низкоинтенсивной статической нагрузки на позвоночник во время учебных занятий и выполнения домашнего задания. Результатом воздействия неадекватной по продолжительности физической нагрузки статического характера на позвоночный столб часто является нарушение моторного контроля и оптимального двигательного стереотипа [2].
Возникает дисбаланс между мышцами, участвующими в сохранении вертикальной позы и симметричности тела. В результате создаётся асимметрия не только вертикальной позы, но и двигательных действий, выполнение которых, обеспечивается посредством одновременного сокращения мышц левой и правой половины тела.
Со временем происходит закрепление неоптимального двигательного стереотипа на уровне корковых моторных центров, асимметричность в движениях становиться привычной [5]. Впоследствии многократно повторяемая асимметричная нагрузка может нарушать структуру отдельных позвонков и приводить к серьезным, необратимым изменениям позвоночника.
Таким образом, остаётся открытым вопрос о доступных способах ранней диагностики развивающейся сколиотической осанки.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 16 испытуемых с диагнозом сколиотическая осанка (п=8) и сколиоз I степени (п=8) в возрасте 7-11 лет. Оценка двигательного стереотипа проводилась при помощи модифицированной методики, предложенной А.П. Шкля-ренко (2002). Комплекс тестов включал в себя 6 двигательных заданий. Каждое задание выполняется последовательно по 10 повторений в удобном для испытуемого темпе, но не быстром. Между заданиями должен быть обеспечен оптимальный отдых (восстановление дыхания и ЧСС).
Оценивалось процентное соотношение асимметрично выполненных движений от общего числа (60 движений). Фиксация асимметричных движений поводилась посредством экспертной оценки.
Критерием асимметричности было принято отклонение туловища или ног (в зависимости от двигательного задания) от визуальной срединной линии и/или ротация туловища или таза. В последнем задании, помимо прочего, обращалось внимание на идентичность углов между туловищем и плечом правой и левой руки.
Двигательные задания
1 - поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки за головой.
2 - разгибание туловища из положения лёжа на животе, руки за головой.
3 - отведение ног назад из положения лёжа на животе, руки за головой.
4 - поднимание ног вперёд из положения лёжа на спине руки за головой.
5 - наклон прогнувшись из положения стоя, гимнастическая палка вверху с отведением рук назад.
6 - сгибание-разгибание рук в упоре лежа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ полученных в ходе эксперимента результатов показал, что в обеих группах наблюдаются схожие процентные значения асимметричности движений. Так, в среднем 34% асимметричных движений наблюдался у детей со сколиотической осанкой и 40% у
детей со сколиозом I степени (р>0,05). Однако характер проявляемой асимметрии движений отличается.
Для сколиотической осанки характерно проявление нестабильности. То есть, на протяжении выполнения двигательного задания отклонения от визуальной средней линии не имеет строгой направленности. В некоторых двигательных заданиях асимметрия может вовсе не наблюдаться, ротация туловища и таза во время выполнения заданий в большинстве случаев отсутствует или незначительна. Необходимо обращать внимание в каких именно двигательных заданиях асимметрия проявляется более явно. Это является свидетельством начального проявления мышечного дисбаланса и/ или недостаточным уровнем физического развития тестируемых мышечных групп, что в свою очередь и приводит к появлению дисбаланса мышц при неконтролируемом, со стороны педагога, выполнении физических упражнений.
Дети со сколиозом I степени имеют уже стойкое искривление позвоночника, что отражается на характере проявляемой асимметрии движений. В зависимости от высоты локализации сколиотической дуги наблюдается проявление тенденции к ротации при выполнении двигательного задания тестирующего мышечную группу, отвечающую за сохранение симметричности тела на уровне искривления. Например, при локализации искривления в шейно-грудном отделе 5 двигательное задание будет выполняться с заметным опусканием края гимнастической палки со стороны, противоположной дуге искривления. В то же время, выполняя 3 двигательное задание при достаточной физической подготовленности, ротация таза и отклонение ног от визуальной средней линии могут не наблюдаться.
К концу младшего школьного возраста у детей с нарушениями осанки во фронтальной плоскости уже сформирован стойкий порочный двигательный стереотип, который уже очень сложной исправить, техника выполнения движений не поддаётся внутренней сознательной корректировке. При выполнении 6-го двигательного задания в исходном положении наблюдется некоторая асимметричность таза, углы лопаток расположены относительно более симметрично (рисунок 1).
Рисунок 1. - Внешнее проявления сколиоза I степени при выполнении 6 двигательного задания (сгибание-разгибание рук в упоре лёжа). Слева направо: упор лёжа, упор лежа на согнутых руках.
При сгибании рук и опускании туловища в положение на согнутых руках асимметрия анатомических ориентиров значительно меняется. Так, увеличивается ротация таза и высота углов лопаток. На протяжении двигательного цикла наблюдается волнообразность движения тела испытуемого во фронтальной плоскости с акцентом на заваливание в одну сторону при сгибании рук и компенсацией при поднимании тела в исходное положение. Значительное изменение высоты расположения углов лопаток относительно друг друга
свидетельствует о наличии сформированного дисбаланса между мышцами слева и справа от позвоночного столба изменяющими положение лопатки (ромбовидные, трапециевидная, угловая, зубчатые и т.д.). Важно отметить, что рассматриваемый испытуемый самостоятельно выполняет дома различные комплексы упражнений и обладает достаточным уровнем физической подготовленности для своего возраста, но систематическая асимметричная нагрузка на позвоночник со временем нарушает структуру позвонков и приводит к образованию необратимых патологических изменений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования, необходимо отметить важность педагогического контроля за техникой выполнения физических упражнений особенно в младшем школьном возрасте. Своевременная корректировка техники выполнения упражнения позволяет избежать неравномерной нагрузки на мышцы участвующие в сохранении симметричности позы и предотвратить формирование мышечного дисбаланса с последующим закреплением порочного двигательного стереотипа. Предложенный комплекс двигательных заданий позволяет на ранних стадиях не только выявить формирующийся порочный двигательный стереотип, но и определить его причинную мышечную локализацию, что позволяет применять целенаправленное коррекционно-профилактическое воздействие. Таким образом, одним из основных критериев результативности применяемых методик профилактики и коррекции сколиотической осанки у детей младшего школьного возраста, по нашему мнению, наряду с оценкой физической подготовленности и визуальной оценкой симметричности тела следует считать отсутствие асимметричности движений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. - М. : Советский спорт, 2009. - 220 с.
2. Васильева, Л.Ф. Визуальная диагностика нарушений статики и динамики опорно-двигательного аппарата человека / Л.Ф. Васильева. - Иваново : Издательство МИК, 1996. - 112 с.
3. Кочоманова, В.Н. осанки у детей младшего школьного возраста - как основная причина проблемы здоровья / В.Н. Кочоманова, Р.В. Калашникова // Проблемы и перспективы формирования здорового образа жизни в информационном обществе : материалы международной научно-практической конференции / Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России. -Иркутск, 2016. - С. 100-103.
4. Сухарев, А.Г. Методика социально-гигиенического мониторинга детского и подросткового возраста / А.Г. Сухарев // Здоровье населения и среда обитания. - 2002. - № 2. - С. 4-10.
5. Шкляренко, А.П. Физиологические принципы использования физических упражнений при сколиотической болезни у детей и подростков / А.П. Шкляренко ; Кубанская гос. акад. физ. культуры. - Краснодар : [б. и.], 2001. - 200 с.
6. Шкляренко, А.П. Физиологическое обоснование использования средств физической культуры при сколиотической болезни у детей и подростков : дис. ... д-ра биол. наук / Шкляренко Александр Павлович ; Кубанская государственная академия физической культуры. - Краснодар, 2002. - 313 с.
7. Эффективность лечебной гимнастики, стимулирующей тоническое сокращение мышц, в коррекции двигательного стереотипа при нарушениях осанки у школьников / Н.Н. Зиняков, С.Ю. Болдырев, Н.Т. Зиняков, В.В. Барташевич // Кубанский научный медицинский вестник. - 2009. - № 8. - С. 88-90.
REFERENCES
1. Balsevich, V.K. (2009), Essays on age kinesiology the person, Soviet sport, Moscow
2. Vasilyeva, L.F. (1996), Visual diagnosis of disorders of statics and dynamics of the musculo-skeletal system, MIC publishing, Ivanovo.
3. Kochomanova, V.N. and Kalashnikova, R.V. (2016), "Violations of posture in children of primary school age as the primary cause of health problems", Materials of international scientific-practical conference: Problems and perspectives offormation of healthy lifestyle in the information society, Irkutsk
state medical University of Minzdrav of Russia, Irkutsk, pp. 100-103
4. Sukharev, A.G. (2002), "Methods of social and hygienic monitoring of childhood and adolescence", Public Health and habitat, No. 2, pp. 4-10.
5. Shklyarenko, A.P. (2001), Physiological principles for the use ofphysical exercise in the scoliotic illness in children and adolescents, KSAPES publishing, Krasnodar
6. 7. Shklyarenko, A. P. (2002), Physiological basis of use of means of physical culture at scoliotic illness in children and adolescents, dissertation, Krasnodar.
7. Zinyakov, N.N., Boldyrev, S.Yu., Zinyakov N.T. and Bartashevich, V.V. (2009), "The effectiveness of therapeutic exercises stimulating tonic muscle contraction in the correction of movement stereotype in disorders of posture of pupils", Kuban scientific medical Bulletin, No. 8, pp. 88-90.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.03.2018
УДК 796.011.3
ПРИМЕНЕНИЕ КРУГОВОГО МЕТОДА ТРЕНИРОВКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Елена Вячеславовна Нефедова, старший преподаватель, Екатерина Александровна Козловцева, старший преподаватель, Янис Янович Лубкин, преподаватель,
Воронежский государственный технический университет (ВГТУ), Воронеж, Алла Витальевна Ежова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры (ВГИФК), Воронеж
Аннотация
Статья посвящена вопросу поиска новых путей использования возможностей организма человека. Рассматривается проблема совершенствование физической подготовки студентов специальных медицинских групп с нарушением осанки. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия для оптимизации адаптации студентов к нагрузкам, а также повышение работоспособности и функциональной подготовленности занимающихся. Предлагаемая методика организации занятий студентов с включением в нее кругового метода является эффективной.
Ключевые слова: упражнения, подготовленность, станции, показатели, воздействие, динамика, эффективность, двигательные качества.
APPLICATIONS OF CIRCULAR METHOD OF TRAINING FOR INCREASING PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS AT THE SESSIONS OF PHYSICAL EDUCATION
Elena Vyacheslavovna Nefedova, the senior teacher, Ekaterina Aleksandrovna Kozlovtseva, the senior teacher, Yanis Yanovich Lubkin, the teacher, Voronezh State Technical University, Voronezh,
Alla Vitalyevna Yezhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh State Institute of Physical Education, Voronezh
Annotation
The article is devoted to the search for the new ways of using the possibilities of the human body. The problem of improving the physical training of students of the special medical groups with violation of the posture is considered. The expediency of using the directed pedagogical influence to optimize the adaptation of the students to workloads, as well as increasing the efficiency and functional readiness of those engaged are revealed and justified. The proposed methodology for organizing classes for students with the inclusion of the circular method in it is effective.