УДК 616.711
МЕТОДИКА КИНЕЗИТЕРАПИИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ОСАНКИ И СКОЛИОЗАХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП1
© Екатерина Юрьевна МУКИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected]
Представлены методика кинезитерапии при нарушениях осанки и сколиозах детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп. С целью диагностики степени нарушений осанки и сколиоза производили измерения ромба Машкова в начале и конце эксперимента. В ходе исследования получены результаты, характеризующие эффективность методики кинезитерапии.
Ключевые слова: кинезитерапия; осанка; сколиоз; дети младшего школьного возраста; специальные медицинские группы.
Здоровье детского населения России подвержено на сегодняшний день многим проблемам, одна из которых - деформации позвоночного столба (нарушения осанки, сколиозы). Частота сколиотических деформаций позвоночника, по данным различных авторов, колеблется от 3 до 7 %, при этом 85 % приходится на долю идиопатического сколиоза. В России за последнее десятилетие отмечено значительное ухудшение состояния опорно-двигательного аппарата детей и подростков, что связано с действием ряда неблагоприятных факторов в социально-экономическом развитии страны, с реальным уменьшением объема профилактической деятельности в здравоохранении и образовании [1].
Особое внимание уделяется нарушениям осанки детей младшего школьного возраста. Наиболее распространенные нарушения осанки проявляются в асимметрии положения плечевого и тазового пояса, треугольников шеи и талии, увеличении физиологических изгибов позвоночника и угла наклона таза, боковом искривлении позвоночника в вертикальном положении обследуемого, которые уже встречаются у детей младшего школьного возраста. По мере роста ребенка и увеличения статической нагрузки в школе и дома, эти изменения прогрессируют, на их фоне развиваются функциональные нарушения со стороны внутренних органов.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проведение научных исследований, проект № 12-16-68004).
Сколиоз и нарушения осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых [2].
Сколиоз - деформация позвоночника во фронтальной плоскости. Заболевание представляет собой не только местное искривление позвоночного столба, но и приводит к разнообразным соматическим осложнениям. Прогрессирующий сколиоз ведет к ранней инвалидизации и социальной дезадаптации вследствие нарушения функций организма [3].
Сколиоз на начальной стадии развития процесса, как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия). По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30-60 %, а сколиоз поражает в среднем 10-15 % детей [3; 4].
Осанка - это поза непринужденно стоящего человека без лишнего напряжения мышц, т. е. привычная поза стоящего человека (М.В. Волков, 1980).
Правильная осанка характеризуется одинаковым уровнем надплечий, сосков, углов лопаток, равной длиной шейно-плечевых линий (расстояние от уха до плечевого суста-
ва), глубиной треугольников талии (углубление, образуемое выемкой талии и свободно-опущенной рукой), прямой вертикальной линией остистых отростков позвоночника, равномерно выраженными физиологическими изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости, одинаковым рельефом грудной клетки и поясничной области (в положении наклона вперед). Правильно сформированный позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости (при осмотре сбоку) в виде шейного и поясничного лордоза и кифоза в грудном и крестцовых отделах. Эти изгибы наряду с эластическими свойствами межпозвоночных дисков обусловливают амортизирующие особенности позвоночника. Во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен быть прямым.
В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони обследуемого пациента. Эти признаки в комплексе создают красивый внешний облик человека. Отклонение этих показателей от нормы свидетельствуют о наличии нарушения осанки или сколиоза. Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка - это или проявление болезни, или состояние предбо-лезни. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом не имеется болевых ощущений до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). Изгибы позвоночника тесно связаны между собой, и увеличение одной кривизны приводит к изменению другой. Вместе с позвоночником деформируются грудная клетка и ребра, что вызывает изменения мышц самого позвоночника, межреберных мышц и мышц туловища. Дыхание становится поверхностным, затрудняется работа сердца. Из-за недостаточного поступления кислорода могут быть головные боли, малокровие, сниженный аппетит, нарушение сердечной деятельности, ухудшение зрения. Ухудшение сердечной деятельности может привести к застою крови в области черепа, брюшной полости и таза. Слабость мышц может содействовать нарушениям пищеварения и местного кровообращения, опущению внутренней брюшной полости.
Нарушения осанки могут быть в сагиттальной и фронтальной плоскостях. Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
- «сутуловатость» - увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;
- «круглая спина» - увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
- «вогнутая спина» - усиление лордоза в поясничной области;
- «кругло-вогнутая спина» - увеличение грудного кифоза и увеличение поясничного лордоза;
- «плоская спина» - сглаживание всех физиологических изгибов;
- «плоско-вогнутая спина» - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.
Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени: от малозаметных -до резко выраженных [5].
В связи с этим целью настоящего исследования стало изучение методики кинезите-рапии при нарушениях осанки и сколиозах детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп.
В качестве методов исследования применялись: анализ и обобщение литературных данных, методы оценки состояния позвоночника, педагогический контроль, методы математической статистики.
С целью диагностики степени нарушений осанки и сколиоза производили измерения ромба Машкова. На задней поверхности туловища дермографическим карандашом обозначали следующие точки:
- остистый отросток 7 шейного позвонка (точка l);
- нижний угол лопатки (точка 2);
- остистый отросток 5 поясничного позвонка (точка 3);
- нижний угол лопатки (точка 4).
Сантиметровой лентой измеряли справа
и слева расстояние между 1-й и 2-й точками (R1), между 2-й и 3-й точками (R2), между
1-й и 4-й точками (R3) и между 4-й и 3-й точками (R4). При разнице 0,5 см и более между симметричными точками определяется асимметрия, т. е. наличие сколиоза.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 4 г. Тамбова в период с сентября 2012 г. по март 2013 г. В эксперименте принимали участие 28 детей 9-10 лет (18 мальчиков и 10 девочек), отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. У всех детей присутствовало нарушение осанки. Методика кинезитерапии была реализована в форме уроков физической культуры в специальной медицинской группе в двух основных формах занятий: в процессе проведения уроков физической культуры и в практике домашних заданий, которые осуществлялись под контролем родителей. При составлении комплекса упражнений со школьниками в первую очередь учитывалось состояние их здоровья, уровень физической подготовленности и степень нарушения осанки.
Кроме того, на уроках физической культуры дозировка нагрузок учитывала индивидуальные особенности каждого ребенка. Соблюдение этих принципов на практике можно реализовать, соблюдая следующие условия:
- построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом - менее подготовленные;
- перед каждым уроком у школьников определяется частота сердечных сокращений (далее - ЧСС). Дети, у которых ЧСС выше 80 уд./мин., становятся на левый фланг;
- при проведении эстафет более подготовленные школьники стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные - одно.
Структура урока физической культуры имела классический вид и реализовывалась в соответствии с программой физического воспитания.
По своей педагогической направленности уроки носят комплексный характер и
включают в себя три структурные части: 1) подготовительную; 2) основную; 3) заключительную.
Подготовительная часть урока длилась 10-12 мин. Основным содержанием подготовительной части урока выступали общеразвивающие, оздоровительно-корригирующие упражнения, выполняемые в чередовании с дыхательными упражнениями. Физическая нагрузка повышалась постепенно, путем включения в работу все большего и большего количества мышечных групп и увеличения количества повторений каждого упражнения. Средняя частота сердечных сокращений, отражающая функциональную активность организма и особенности динамики его вырабатывания, нарастала постепенно и к окончанию подготовительной части не достигала более 120-130 уд./ мин. [6].
Основная часть урока содержит решение его основных задач и структурно подразделяется в соответствии с их количеством. Учитывая, что по своей педагогической направленности уроки физической культуры в специальной медицинской группе носят комплексный характер, в их основной части, как правило, выделяют три базовых фрагмента. Первый фрагмент связан с решением оздоровительных задач, и его содержание соотносится с индивидуальными медицинскими показаниями занимающихся (патологией). Второй фрагмент включает в себя задачи по обучению школьников новым упражнениям и двигательным действиям. Он соотносится с программным содержанием. Третий фрагмент соответствует задачам, связанным с развитием основных физических качеств. Его содержание подбиралось, прежде всего, исходя из задач обеспечения физической готовности учащихся к освоению новых упражнений и двигательных действий. Планируя содержание каждого фрагмента основной части, необходимо соблюдать определенную логику в последовательности решаемых задач. Так, при планировании первого фрагмента, следующего сразу же после подготовительной части урока, учащихся вначале обучают выполнению новых упражнений или комплексов упражнений с корригирующей направленностью. Объясняют способы контроля над физической нагрузкой и определяют ее индивидуальную дозировку в зависимости от медицинских
показаний. Затем учащиеся приступают к выполнению учебных заданий, которые состоят из ранее освоенных и индивидуально подобранных упражнений и комплексов. При этом школьники на основе приобретенных знаний и освоенных способов деятельности самостоятельно осуществляют регулирование величины нагрузки и времени отдыха между упражнениями. Если же на уроке не планируется обучение новым упражнениям, то сразу же после подготовительной части учащиеся приступают к выполнению индивидуальных учебных заданий с корригирующей направленностью. Во втором базовом фрагменте основной части выполнение учебных задач планируется в следующей последовательности: задачи начального обучения, задачи углубленного разучивания, задачи совершенствования [7; 8].
Во время проведения учебных заданий наблюдали за учащимися, контролировали их функциональное состояние по внешним признакам и выборочным показаниям частоты сердечных сокращений. Так, в соответствии с рекомендациями С.В. Хрущева для учащихся подгруппы А тренировочный режим нагрузки колеблется в среднем от 140 до 150 уд./мин. а для учащихся подгруппы Б -от 125 до 140 уд./мин. По окончании основной части урока контролировали интегральную физическую нагрузку, т. е. нагрузку, которую оказал урок физической культуры в целом на организм школьников.
В заключительной части урока, длительность которой определялась исходя из интегральной физической нагрузки (от 5 до 7 мин.), проводили восстановительные упражнения, а также предусматривали время на объяснение домашнего задания. В качестве восстановительных использовали упражнения на расслабление и внимание, ходьбу с выполнением дыхательных и общеразвивающих упражнений. Объяснение домашних заданий производилось в сочетании их с демонстрацией и последующим выполнением учащимися. В качестве домашнего задания использовали комплекс упражнений на развитие гибкости и упражнения, направленные на развитие двигательных координационных способностей [9].
Кинезитерапия при нарушениях осанки -процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия
в данном процессе. Детям необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом психомоторного развития ребенка) и показывать, что такое правильная осанка и что необходимо делать для ее поддержания. Основой коррекции осанки, особенно нарушений начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Общая тренировка мышц осуществлялась на фоне оптимально организованного лечебнодвигательного режима, составленного с учетом вида нарушений опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов [10].
При составлении комплекса упражнений кинезитерапии опирались на следующие задачи лечебной физической культуры (далее -ЛФК):
- нормализовать трофические процессы мышц туловища;
- создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника;
- осуществлять целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки;
- систематически закреплять навык правильной осанки;
- выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности [4].
Кинезитерапия показана всем детям с нарушением осанки, т. к. это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.
В применяемой методике кинезитерапии курс ЛФК поделили на следующие части:
- подготовительную (1-2 недели);
- основную (4-5 недель);
- заключительную (1-2 недели) [4; 11].
В подготовительной части курса использовались знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений упражнений. Создавалось зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление. В основной части курса ЛФК увеличивали количество повторений каждого упражнения. В заключительной части курса ЛФК снижали нагрузку. Количество повторений каждого упражнения - 4-6 раз. На
протяжении всего курса применяли разгрузочные исходные положения лежа на спине, животе, боку, стоя, на четвереньках. Через каждые 2-3 недели занятий обновляли 25 % упражнений.
В используемой методике кинезитерапии применяли лечение положением во время пауз и при выполнении упражнений. С этой целью использовали упругий валик высотой
2-3 см или подушку. Так, детям с круглой спиной валик подкладывали под лопатку при выполнении упражнений на спине, при плоско-вогнутой спине валик подкладывали под живот при выполнении упражнений на животе; под голову - лежа на спине.
Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное положение в течение 5-8 мин. Общеразвивающие упражнения (далее - ОРУ) используются при всех видах нарушения осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. ОРУ используются в различных исходных положениях, для всех мышечных групп выполняются с предметами и без них.
Физические упражнения подбирались в соответствии с видами нарушения осанки. Для уменьшения дефектов осанки использовали корригирующие (специальные) упражнения, их выполнение приводит к устранению дефекта. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяли только симметричные упражнения. Выполнение данных упражнений способствует срединному положению линии остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно, растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Упражнения выполняются лежа на спине, животе, без отягощения и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. В качестве специальных упражнений при нарушении осанки использовали упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, на растяжение мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов). На занятиях лечебной
гимнастикой применяли общеразвивающие и дыхательные упражнения, их соотношение составляло 3:1 [11].
Учитывая особенности физического развития, уровня здоровья и физических способностей детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, использовали основные методы тренировок, избирательно и последовательно с учетом постепенного повышения уровня физических нагрузок как в течение проводимого учебного занятия, так и в течение всего учебного года. На уроках использовали равномерный, повторный, переменный методы, также включали игровой метод.
В ходе исследования получили результаты, характеризующие эффективность методики кинезитерапии, которые представлены в табл. 1, 2.
Для мальчиков средние результаты показателей разницы между симметричными линиями ромба Машкова составляли в начале эксперимента (сентябрь 2012 г.) 1,19 и 1,42 см. Данный результат характеризуется наличием нарушения осанки (сколиозом). В конце эксперимента (март 2013 г.) - 0,93 и
0,65 см, что характеризуется также наличием нарушений осанки (сколиозом). Следует заметить положительную динамику данных показателей.
Для девочек средние результаты показателей разницы между симметричными линиями ромба Машкова составляли в начале эксперимента (сентябрь 2012 г.) 0,75 и 1,23 см. Что характеризует наличие нарушения осанки (сколиоза). В конце эксперимента (март 2013 г.) - 0,6 и 0,8 см. Данный результат характеризует положительную динамику показателей, однако, по-прежнему остается неудовлетворительным, т. к. выявляет наличие нарушений осанки (сколиоза).
Полученные в ходе исследования данные позволяют заключить следующее:
- анализ научно-методической литературы показал, что нарушение осанки является глобальной проблемой для современного общества. Особенно данная проблема затрагивает младший школьный возраст. В связи с чем следует уделять больше внимания методикам реабилитации и профилактике нарушений осанки в условиях образовательного учреждения;
Таблица 1
Средние показатели измерений ромба Машкова для мальчиков 9-10 лет (п = 18)
Показатели Сентябрь 2012 Д Октябрь 2012 Д Ноябрь 2012 Д Декабрь 2012 Д Март 2013 Д
Ю (1-2) 17,43 1,19 17,5 1,1 17,52 1,04 17,55 1 17,45 0,93
Я2 (1-4) 18,62 18,6 18,56 18,55 18,38
Я3 (2-3) 16,33 1,42 16,44 1,31 16,45 1,35 16,44 1,24 16,45 0,65
Я4 (3-4) 14,91 15,13 15,1 15,2 15,8
Таблица 2
Средние показатели измерений ромба Машкова для девочек 9-10 лет (п = 10)
Показатели Сентябрь 2012 Д Октябрь 2012 Д Ноябрь 2012 Д Декабрь 2012 Д Март 2013 Д
Ю (1-2) 16,45 0,75 16,4 0,7 16,42 0,68 16,43 0,67 16,4 0,6
Я2 (1-4) 17,2 17,1 17,1 17,1 17
Я3 (2-3) 16,63 1,23 16,61 1,01 16,6 1 16,6 0,8 16,5 0,8
Я4 (3-4) 15,4 15,6 15,6 15,8 15,7
- методика кинезитерапии, применяемая для детей 9-10 лет с целью коррекции осанки, является эффективной, об этом свидетельствуют результаты измерений ромба Машкова, а также пальпаторный анализ состояния позвоночника и визуальный анализ состояния позвоночника.
Данная методика кинезитерапии может быть использована для занятий с детьми младшего школьного возраста с нарушениями осанки или сколиозом в условиях образовательного учреждения на уроках физической культуры в специальных медицинских группах.
1. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. Л., 2003.
2. Пенькова И.В., Сулейманов И.М. Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания. Тюмень, 2000.
3. Ломага И.А. Неврологические синдромы при сколиозах у детей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2008.
4. Попов С.Н. Физическая реабилитация. Ростов н/Д, 2005.
5. Бурмистрова Н.И. С помощью родителей: игры и физкультминутки для профилактики нарушений осанки у младших школьников // Физическая культура в школе. 1998. № 2. С. 74-77.
6. Мукина Е.Ю. Развитие двигательных координационных способностей у младших школьников специальных медицинских групп: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2007.
7. Грядкина Т.С. Организация и содержание подготовительного периода к обучению детей основным движениям. СПб., 1993.
8. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., 1985.
9. Белякова Н.Т. Формирование правильной осанки // Физическая культура в школе, 1999. № 4. С. 55-59.
10. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. М., 1986.
11. Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата: сборник научных трудов / под ред. В.Л. Андрианова. Л., 1987.
Поступила в редакцию 17.05.2013 г.
UDC 616.711
METHODS OF KINETOTHERAPY IN VIOLATION OF POSTURE AND SCOLIOSIS PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN SPECIAL MEDICAL GROUPS
Ekaterina Yuryevna MUKINA, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Head of Adaptive Physical Education Department, e-mail: [email protected]
The paper presents the kinetotherapy methodology in violation of posture and scoliosis primary school children of special medical groups. For the purpose of diagnosis or degree of abnormality of posture and scoliosis measurements made diamond Mashkov at the beginning and end of the experiment. The study results were obtained characterizing the efficiency of methods kinesotherapy.
Key words: kinesiatrics; posture; scoliosis; primary school age children; Special medical group.
УДК 159.922:316.6
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ САМОРАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
© Надежда Николаевна ВЕСЕЛОВА
Московский государственный индустриальный университет, г. Чехов, Московская область, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: [email protected] © Станислав Борисович КАВЕРИН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор психологических наук, профессор-консультант кафедры социальной психологии, e-mail: [email protected]
Саморазвитие учебной деятельности раскрывается через развитие школьника. Данное развитие инициируется самим учащимся. Этот процесс может быть исследован с позиции синергетического подхода.
Ключевые слова: учебная деятельность; синергетический подход; саморазвитие учебной деятельности.
За последние годы в отечественной психологии учебная деятельность как самораз-вивающаяся система стала исследоваться в рамках синергетического подхода, но в большинстве случаев исследования осуществлялись в отношении учебной деятельности студентов.
Представление об учебной деятельности школьников как о системе, объединяющей в себе сложные по своей структуре общеучебные (учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные и учебно-коммуникативные) умения, открытой не только для внешнего управления со стороны педагога-психолога и самого субъекта деятельности, но и воздействиям случайно-стно-ситуационных факторов позволяет нам анализировать процесс саморазвития учебной деятельности с позиции синергетики.
В данной статье мы развиваем точку зрения Д.Б. Богоявленской на саморазвитие
учебной деятельности, определяемое как ее развитие, происходящее по инициативе личности обучающегося [1]. В этой связи следует отметить, что в условиях реализации системы учебной деятельности происходит не только саморазвитие подрастающего поколения, но и ее самой как сложной открытой системы.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что закон развития системы и закон синергии дают объяснение получаемым на практике невысоким результатам целенаправленного специально организованного формирования учебной деятельности школьников. Так, согласно закону синергии, возможности системы как единого целого превышают сумму возможностей ее отдельных частей, что обусловлено их взаимодополнением, взаимоподдержкой, взаимовлиянием. Как результат наступает эффект синергии, который в физике находит свое проявление в