УДК 373.31
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ
© 2018
Популо Гельшиган Миргазовна, кандидат педагогических наук,
доцент кафедры физического воспитания Подлубная Алена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Оздоровительная аэробика, как средство физического воспитания в младшем школьном возрасте, изучена сравнительно мало. О возможности введения оздоровительной аэробики в учебно-воспитательный процесс в школах говорят лишь специалисты в области теории физического воспитания, а практическое внедрение этого вида упражнений в программу по физическому воспитанию не велико. Существующие различные системы в аэробике объединяются возможностью эффективно развивать такие качества как выносливость, гибкость, силу, координацию движений и др. В данной статье рассматриваются изменения, происходящие как в организме, так и в мышечной системе детей начальных классов под влиянием аэробных нагрузок, предлагаются возможные варианты организации занятий по оздоровительной аэробике, направленные на развитие двигательных способностей. Работа посвящена важнейшей части подготовки детей младшего школьного возраста - развитию двигательных способностей, необходимых для всестороннего физического развития и укрепления здоровья. Использование разнообразных физических упражнений, в режиме дня детей младшего школьного возраста, способствуют умственному, нравственному, эстетическому развитию личности ребенка, его творческому воображению. Исходя из этого, гипотеза исследования заключалась в том, что специально организованные занятия с применением средств оздоровительной аэробики с детьми младшего школьного возраста будут способствовать развитию их двигательных способностей. Автор в результате полученных данных до и после педагогического эксперимента по совершенствованию учебно-образовательного процесса на занятиях по физической культуре у учащихся экспериментальной и контрольной групп проводит сравнительный анализ.
Ключевые слова: здоровье, двигательные качества, способности, младший школьный возраст, дети, оздоровительная аэробика, средства, исследование, упражнения, эффективность, методы, учебно-воспитательный процесс.
PECULIARITIES OF MOVING ABILITIES DEVELOPMENT OF THE PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF THE AEROBICS
© 2018
Populo Gelshigan Mirgazovna, candidate of pedagogical science,
associate professor of the chair «Physical Education» Podlubnaya Alena Anatolievna, candidate of pedagogical science, associate professor of the chair «Physical Education» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. Health-recovering aerobics, as one of the means of physical education in primary school, has been studied insufficiently. Only the theory of physical education specialists emphasize the possibility of introduction of the recreational aerobics into the educational process at schools, but the practical application of this type of exercise in the physical education program is not enough. The various aerobics systems give the opportunity to develop effectively such qualities as endurance, flexibility, strength, coordination of movements, etc. This article reveals the changes happening both in the body and in the muscular system of primary school children with the influence of aerobic classes, the proposition of the organization of recreational aerobics classes is made, aiming at the development of the children's motor abilities. The work is devoted to the most important part of primary school children education - to the development of movement abilities necessary for comprehensive physical development and health promotion. The usage of various physical exercises during the day contributes to the mental, moral, aesthetic development of the child's personality, his creative imagination. According to this, the hypothesis of the study was that specially organized classes of recreational aerobics for children of primary school age would contribute to the development of their motor abilities. The author makes a comparative analysis in accordance with the results obtained before and after the pedagogical experiment.
Keywords: health, moving skills, primary school age, children, health-recovering aerobics, means, research, exercises, efficiency, methods, teaching and educational process.
Оздоровительная аэробика, как средство физического воспитания в младшем школьном возрасте, изучена сравнительно мало. О возможности введения оздоровительной аэробики в учебно-воспитательный процесс в школах говорят лишь специалисты в области теории физического воспитания, а практическое внедрение этого вида упражнений в программу по физическому воспитанию не велико.
Но, как утверждают специалисты, аэробика является универсальным видом физической активности, оказывающим многостороннее воздействие на функциональные, двигательные, психомоторные способности человека, кроме этого совокупность факторов которыми сопровождаются занятия аэробикой (музыкальное сопровождения, занятия в коллективе и т. д.) оказывают благоприятное воздействие на личность занимающихся [1].
Упражнения, используемые в комплексах по аэробике, не только способствует двигательной активности, но и развивают ритмичность, плавность, красоту, непри-
нужденность и выразительность движений. Они способствуют формированию двигательных способностей и коррекции осанки. Причем, соблюдаемая определенная последовательность упражнений, включаемых в комплекс, веселая, озорная музыка, исключают скучность и монотонность занятий. Благодаря музыкальному сопровождению у детей развивается музыкальный слух, усиливаются положительные эмоции [2].
Несмотря на огромную популярность аэробики, ее высокую научную обоснованность, это система упражнений пока не стала ведущим элементом школьной программы по физическому воспитанию и тем более не используется как средство развития двигательных способностей у детей младшего школьного возраста.
Известным американским крупнейшим специалистом профилактической медицины К. Купером для обозначения различных видов активности с оздоровительной направленностью был предложен термин «аэробика». Происхождение его идет от слова аэробный, т. е. с
Populo Gelshigan Mirgazovna, Podlubnaya Alena Anatolievna PECULIARITIES OF MOVING ABILITIES DEVELOPMENT ..
участием кислорода, что имеет под собой физиологическую основу: аэробный метобализм - процесс, протекающий в метохондриях клетки, предполагающий использование кислорода для образования энергии (АТФ). Его отличает выработка более значительного количества энергии, чем при анаэробных реакциях и простая утилизация продуктов распада при помощи дыхания и по-тооделения (углекислый газ и вода) [3; 4].
Существующие различные системы в аэробике объединяются возможностью эффективно развивать такие качества как выносливость, гибкость, силу, координацию движений и др. Е.В. Богачева считает: «Удерживать высокий рейтинг среди других видов оздоровительной физической культуры аэробике позволяет разнообразие, постоянное обновление программ, высокий эмоциональный фон занятий благодаря музыкальному сопровождению».
Научный анализ аэробных программ обращает внимание на улучшение работы дыхательной и сердечнососудистой систем, на снижение веса и изменений в сторону увеличения аэробных возможностей организма, а также на положительное соотношение жировой и мышечной массы в результате занятий [5].
На современном этапе аэробика развивается в трех направлениях - спортивном, прикладном и оздоровительном.
Прикладная аэробика как вспомогательный вид используется в спорте (дополнительное средство подготовки), для реабилитации (в лечебной и адаптивной физической культуре), для рекреации (средство активного отдыха).
Спортивная аэробика - вид спорта, в котором спортсмены демонстрируют произвольное упражнение в виде непрерывного и высоко интенсивного комплекса, включающего «базовые» шаги аэробики, ациклические движения со сложной координацией, а также элементы структурных групп и взаимодействия между партнерами (в программах смешанных пар, троек и групп).
Оздоровительная аэробика - вид оздоровительной гимнастики, характеризующийся наличием аэробной части занятий, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем.
Развитие организма ребенка, уровень его функциональных возможностей и работоспособности в решающей степени зависят от двигательной активности, малая активность и завтрашний интеллект ребенка имеют прямую связь. Так, при плохой организации двигательного режима в школе и дома у ребенка постепенно пропадает потребность в движениях, наблюдается снижение умственной и физической работоспособности. В результате малоподвижные мальчики и девочки владеют меньшим запасом двигательных навыков. У них более низкий уровень развития физических качеств. Такие дети обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстры и ловки, чаще и продолжительнее болеют. Ограничение двигательного режима вызывает заболевание опорно-двигательного аппарата. Гиподинамия создает неблагоприятные условия и для умственного развития ребенка, понижает его умственную работоспособность [5].
Рациональная организация двигательного процесса должна способствовать укреплению здоровья детей, повышению их умственной и физической деятельности, развивать физические качества и удовлетворять двигательную потребность [6].
Исследования физиологов, врачей, педагогов подтверждают необходимость и целеустремленность увеличения объема двигательной деятельности детей, ибо физические возможности детского организма значительно выше, чем та нагрузка, которую современные дети получают в течение учебного дня [7].
Ныне действующая программа по физическому воспитанию в МОУ не удовлетворяет в необходимой степени потребность в двигательной активности детей в ре-
жиме дня. Научные исследования последних лет убедительно доказывают, что для укрепления здоровья и повышения работоспособности детей младшего школьного возраста следует в 3 раза увеличить их двигательную активность. Измерения физической подготовленности и физического развития детей 7-8 лет обнаружили отставание по таким показателям, как жизненная емкость легких, метание спортивного снаряда, силовые качества. Около 50 % детей имели изменения стопы - уплощение или плоскостопие [8; 9].
Все это явилось причиной поиска путей и средств для дальнейшего совершенствования физического воспитания, борьбы с гиподинамией, профилактикой заболеваний. И одним из таких действенных средств признана аэробика. Аэробика является универсальным видом физической активности, оказывающим многостороннее воздействие на функциональные, двигательные, психомоторные способности детей. Кроме этого совокупность факторов которыми сопровождаются занятия аэробикой (музыкальное, сопровождения, занятия в коллективе и т. д.) оказывают благоприятное воздействие на личность занимающихся [10; 11].
Для решения одной из главных задач, стоящих перед физическим воспитанием необходимо обеспечить оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку. По Л.П. Матвееву «Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности». К основным физическим качествам относятся ловкость, гибкость, быстрота, сила и выносливость.
Двигательные способности людей развиты у каждого индивидуально. В основе этого лежат разные врожденные анатомо-физиологические задатки: биологические, физиологические, телесные и хромосомные (генные), а также и психодинамические задатки. Поэтому кто-то быстрей и легче приобретает умения и навыки в процессе обучения или выполнения двигательного действия, а у кого-то возникают сложности. Очень важно создавать определенные условия для развития двигательных способностей, грамотно подбирать методы, формы обучения, дозировку выполнения физических упражнений на быстроту, ловкость, силу и т. д. Только совместные действия средовых и наследственных факторов влияют на проявление и развитие способностей [8; 12].
На занятиях оздоровительной аэробикой в младшем школьном возрасте упражнения подбираются соблюдая строгую последовательность, постепенно усложняя двигательные задания, включая игровые моменты. В этом возрасте способность к усвоению новых форм движений определяется уровнем развития физических качеств.
Работа над развитием двигательных качеств позволяет расширить диапазон двигательных возможностей детей. Однако, условия нерационального режима учебной и внеучебной деятельности, несовершенства методов обучения приводят к сокращению двигательной активности, а в перспективе к истощению адаптационных резервов детского организма.
Решающую роль в овладении детьми техникой выполнения различных движений, способности проявлять активность, самостоятельность, уверенность играют гармонично развитые двигательные качества [9].
Профессиональное перспективное планирование занятий оздоровительной аэробикой позволяет дифференцировано воздействовать на развитие тех или других физических качеств, постепенно увеличивая скорость выполнения упражнений для развития быстроты, сложность координационных движений в развитии ловкости, длительность выполнения упражнений для развития выносливости, величину преодолеваемого сопротивления для развития силы [13]. Разнообразные и в то же время простые упражнения аэробного характера не предъ-
являют больших требований к технике, но позволяют свободно владеть телом, развивают мышечное чувство, дают двигательным возможностям проявляться полнее и ярче. Конечно, это невозможно без учета индивидуальных особенностей детей. Условия в воспитание физических качеств важно создавать как для слабых, так и для сильных учеников, направляя их энергию и возможности на совершенствование имеющихся двигательных действий и на овладение новыми движениями.
Из определения данного авторами Ж.К. Холодовым и В.С. Кузнецовым «Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений» следует, что эта способность важна для того, чтобы успешно овладеть различными видами физических упражнений. Как показывают наблюдения за играющими детьми, они стремятся к выполнению быстрых движений, в силу особенностей их организма, особенностей нервной системы (быстрая смена процессов возбуждения и торможения [13].
В оздоровительной аэробике для развития быстроты характерно использование различных упражнений и комбинаций с махами, круговыми движениями, поворотами, выполняемых с максимально возможной частотой. Подбираются упражнения для развития быстроты согласно общим дидактическим принципам (с учетом возраста, физического развития и подготовленности ученика, постепенно усложняя задания).
Сила это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения. Средства оздоровительной аэробики, развивая двигательные умения и навыки, требуют относительно развитую мышечную силу, позволяющую прыгать, перемещаться, менять различные позы и положения. Многократное повторение упражнений, вызывающих мышечное напряжение различных мышечных групп в значительной степени обуславливает успешность силовой подготовки занимающихся. Чем больше нагрузка в процессе выполнения движения, особенно при овладении новыми, тем выше эффект в двигательной деятельности - лучше развиваются мышцы и выше способность к управлению мышечными усилиями.
Авторы Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов дают такое определение ловкости «Под двигательно-координа-ционными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т. е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно)».
Упражнения в оздоровительной аэробике требуют быстрого овладения новыми движениями и их сочетаниями, а также большой четкости мышечных ощущений, что предъявляет высокие требования к развитию ловкости. Их грамотное и многократное выполнение сравнительно быстро вызывает повышение точности и координации движений.
Опираясь на определение Ж.К. Холодова, что «Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности» можно понять, что организм любого человека, в том числе и детей имеет способность адаптироваться к предложенным нагрузкам. Следовательно, для дальнейшего совершенствования данного качества требуется постоянное повышение нагрузки, увеличивая продолжительность и интенсивность [13].
Занятия оздоровительной аэробикой характеризуются выполнением непрерывных упражнений небольшой интенсивности или более активных упражнений с не-
большими перерывами. Именно, чередование активных действий с интервалами отдыха и совершенствует развитие выносливости у детей младшего школьного возраста.
«Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений» такое определение гибкости мы находим у авторов Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова [13].
Опорно-двигательный аппарат детей младшего школьного возраста обладает большой гибкостью. Поэтому в этом возрасте следует стремиться к сохранению естественной гибкости, не злоупотреблять упражнениями на растягивание в статическом положении, чтобы избежать необратимых деформаций отдельных суставов [14].
Применение аэробики, включающей упражнения с большой амплитудой движения позволяет успешно развивать гибкость, повышать подвижность в суставах и эластичность многих мышечных групп и связок [15; 16].
Систематические занятия физическими упражнениями, в частности, оздоровительной гимнастикой способствуют комплексному развитию всех органов и систем, и главным образом двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, улучшается координация движений и сила, повышается возбудимость мышц, темп, мышечный тонус, обеспечивается общая выносливость. Аэробные нагрузки, которые характерны для занятий аэробикой оказывают многосторонние положительные влияния как на организм, так и на психику человека[17].
Изменения, в процессе занятий аэробикой, наблюдаются практически во всех системах и органах организма. Результаты исследований сердечно-сосудистой системы показывают незначительное повышение объема полости сердца (делятация), гипертрофия мышечных стенок вместе с улучшением процессов ионного объема и повышением плотности митохондрий. Наблюдается улучшение сокращаемости миокарда (т. е. увеличивается ударный объем), повышение максимального сердечного выброса. При длительной мышечной нагрузке улучшается насосная функция сердца, т. е. достигается увеличения производительности сердца, а также снижается реагетив-ность миокарда на действие стрессоров. Увеличивается плотность капилляров, ткани лучше обеспечиваются кислородом, питательными веществами и гормонами. Кроме этого, наблюдается увеличение общего объема циркулирующей крови, эритроцитов и гемоглобина, а также улучшение кислородтранспортной функции крови [18].
Частота сердечных сокращений в состоянии покоя составляет 60 ударов и ниже у тренированного организма, т. е. появляется возможность получения сердцем артериальной крови, богатой кислородом в течение длительного времени (увеличивается период диастолы). Кроме того, при выполнении легкой нагрузки у человека, не получающего регулярно физическую нагрузку количество сердечных сокращений резко возрастает, в то время как у тренированного человека сердце работает в экономном режиме.
Под влиянием аэробных нагрузок происходят изменения и в мышечной системе, которые отмечаются увеличением плотности митохондрий и капилляров, концентрацией гемоглобина, запасов гликогена, незначительной гипертрофией мышечных волокон, увеличением выносливости мышц [18; 19].
В учебно-тренировочных занятиях по оздоровительной аэробике наблюдаются и статические, и дина-
Populo Gelshigan Mirgazovna, Podlubnaya Alena Anatolievna PECULIARITIES OF MOVING ABILITIES DEVELOPMENT ..
мические элементы. При нагрузках преимущественно статического характера масса и объем мышц резко увеличиваются, что связано с длительным сокращением мышечных пучков, затрудняющим внутриорганное кровообращение, что ведет к усиленному развитию узкопетлистой, с неодинаковым просветом, капиллярной сети. При преобладании нагрузок динамического характера, являющихся основой уроков оздоровительной аэробики, не наблюдается значительного увеличения веса и объема мышц, в связи с укорочением сухожильной и удлинением мышечной части.
Исследования ученых показало, что регулярные занятия физическими упражнениями, способствуют процессу увеличения плотности костей (при соблюдении здорового образа жизни). Разумеется, при планировании занятий и подборе физических нагрузок необходимо учитывать возрастной критерий, но переход к малоподвижному образу жизни или в дальнейшем отказ от двигательной активности согласно старению исключен. Уроки аэробики должны строятся с учетом уровня подготовленности занимающихся, отвечать уровню их физического развития [15]. Занятия по оздоровительной аэробике в первую очередь направлены на гармоничное развитие основных мышечных групп занимающихся.
Основной целью исследований было изучение различных методов воспитания двигательных способностей средствами оздоровительной аэробики у детей младшего школьного возраста. На данном этапе были подобраны две исследуемые группы детей: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ). В ЭГ вошло 20 учеников младшего школьного, и в КГ - 22 ученика такого же возраста. В ЭГ занятия проводились с использованием средств оздоровительной аэробики, направленных на развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста. В КГ занятия проводились с использованием упражнений, включенных в программу по физической культуре. В контрольной группе занятия проводились три раза в неделю по 45 минут, а в экспериментальной четыре раза также по 45 минут. В конце экспериментальной работы выполнялась математическая обработка полученных при исследовании данных, которые позволили дать сравнительную характеристику показателям и выявить эффективность использования средств оздоровительной аэробики у детей младшего школьного возраста.
После проведения педагогического эксперимента положительное изменение средних показателей, характеризующих развитие двигательных способностей, как у детей экспериментальной группы, так и у детей контрольной группы. Однако наибольший прирост показателей наблюдается у детей экспериментальной группы.
Достоверный прирост (Р<0,05) показателей у детей ЭГ, характеризующих координационные способности выявили по тестам: Проба Ромберга «Аист» и «упор присев - упор лёжа». Результаты, соответственно, изменились на 4,11 сек 0=3,11) и 3,98 кол-ва раз 0=3,67). У детей КГ достоверный прирост выявили по тесту «упор присев - упор лёжа», который составил 1,84 кол-ва раз 0=2,16).
По тесту, определяющему скоростно-силовые способности (взрывную силу), «Прыжок в длину с места» достоверный прирост (Р<0,05) выявили только у детей ЭГ. Средний показатель по этому тесту улучшился на 10,4см 0=3,34), тогда как у детей КГ улучшился только на 4,33 см 0=1,09).
По тестам «Наклон вперёд из положения сед на полу» и «Мостик», характеризующих развитие гибкости, выявили достоверное улучшение (Р<0,05) у детей экспериментальной группы. Изменение составило, соответственно, 4,77см 0=3,26) и 11,3см 0=3,71). У детей КГ достоверно улучшился (Р<0,05) средний показатель по тесту «Наклон вперёд из положения сед на полу». Положительный прирост у детей КГ составил 2,83 см 0=2,28)._
По тестам: «Поднимание и опускание туловища из положения лёжа на животе за 1 минуту»; «Удержание туловища в и. п. лёжа на полу, прогнувшись в пояснице, руки за голову в замке»; «Статистическое удержание тела в положении лодочка лёжа на животе»; становая динамометрия, характеризующим развитие силовых способностей мышц туловища, определили достоверный прирост (Р<0,05) у детей ЭГ и у детей КГ. Однако наибольший прирост был у детей ЭГ.
Полученные результаты исследовательской работы позволили судить о положительном влиянии использования средств оздоровительной аэробики на занятиях, направленных на развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста.
Без сомнения, учебно-тренировочные занятия по оздоровительной аэробике снимают усталость, повышают сопротивляемость организма к инфекциям, омолаживают клетки и ткани организма и т. д. В процессе выполнения длительных более 30 минут аэробных упражнений развивается такое качество как выносливость, при проработке отдельных суставов увеличивается их подвижность и развивается гибкость. Силовая нагрузка компенсирует недостаток эффективности аэробной части занятия и способствует развитию важных мышц: спины (глубоких и поверхностных), тазового дна, брюшного пресса и т. п. а такое качество как ловкость проявляется во всех танцевальных направлениях аэробики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Т.1. Теория и методика/Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 232 с.
2. Популо Г.М. Использование нетрадиционных средств, форм и методов организации физкультурно-оздоровительной деятельности // Физическая культура в школе. - 2014. - № 8. - С. 46-49.
3. Одинцова И.Б. Аэробика и фитнес. Современные методики /И.Б. Одинцова. - М.: Эксмо, 2003. - 160 с.
4. Шестяков М.П. Спортивная аэробика в школе: Учебное пособие /М. П. Шестяков. - М.: Спорт-АкадемПресс, 2002. - 84 с.
5. Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. унта, 2004. - 124 с.
6. Колесникова С.В. Детская аэробика: Методика, базовые комплексы / С.В. Колесникова. - М.: Феникс 2005. - 160 с.
7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС Владос 2009. - 187 с.
8. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник, том 2. - М.: Советский спорт, 2007. - 448 с.
9. Нежкина Н.А. Психофизиологическая тренировка - новая технология укрепления здоровья детей в образовательных учреждениях. - М., 2008. - 167 с.
10. Пиянзин А.Н. Результаты сравнительного анализа занятий, проводимых с использованием аэробики// Наука и образование: новое время. - 2017. - № 5. - С. 303-308.
11. Популо Г.М., Чернова Е.Д., Сизова Н.В. Использование фитнес технологий в системе школьного образования // Материалы XV Международной научно-практической конференции «Теория и практика актуальных исследований». - 2016. - №15. - С. 75-79.
12. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1989. - 222 с.
13. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта Текст/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2004. - 480 с.
14. Тарасова М.В. Коррекция нарушений осанки у детей младшего школьного возраста на занятиях спортивной аэробикой / М.В. Тарасова // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. - 2010. - №
10. - С. 79-80.
15. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры / Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова.
- М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 304 с.
16. Бумарскова Н.Н. Комплексы упражнений для развития гибкости: учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. -Электрон.текстовые данные. - М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2015.
- 128 с.
17. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
18. Филимонов, В.И. Физиология человека: Учебник/ под ред. В.И. Филимонов. Изд. 2-е, перераб., доп. - М.: Медицина, 2008. - 816с.
19. Сайт науки и спорта - http://www.topendsports. сот/.
Статья поступила в редакцию 08.07.2018 Статья принята к публикации 27.08.2018