в новых условиях (Н.А. Бреславец, Т.В. Варенова, И.В. Дикун,
Н.В. Яковлева и др.). Обращаясь к анализу компетенций, имеющемуся в педагогической литературе, остановимся на классификации компетентностей и компетенций, представленной в работе И.А. Зимней. Автор выделяет ряд компетенций, группируя их следующим образом. Прежде всего, это компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности и общения. К ним относятся: компетенции здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации, интеграции, гражданственности, самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования. К компетенциям социальной сферы отнесены все компетенции социального взаимодействия и общения. Среди компетенций, относящихся к деятельности, выделяются компетенции разных видов деятельности: познавательной, игровой, информационной и др. [10]. Таким образом, анализ компетенций, выделенных И.А. Зимней, позволил соотнести их с особыми компетенциями, «жизненными», которые необходимы для воспитания жизнеспособной личности.
В материалах ЮНЕСКО, имеющих значение для образования во всем мире, в качестве ориентиров сформулированы четыре основные тенденции образования для XXI века. Наряду с такими важнейшими компетенциями, как «научиться добывать знания» и «научиться работать» выделены не менее важные: «научиться жить вместе» и «научиться жить». В XXI веке потребуется «научиться жить» с еще большей самостоятельностью, способностью к оценке, усилением личной ответственности, не оставляя невостребованным ни один из талантов, которые, как со-
кровища, спрятаны в каждом человеке. Таким образом, на сегодняшний день определены, по сути, основные всеобъемлющие компетенции. Их определение вызвано глубокими изменениями традиционного образа жизни, новыми требованиями, необходимостью взаимопонимания, мирных обменов, гармонии, т.е. тем, в чем больше всего нуждается наш мир [11]. Таким образом, ЮНЕСКО, формулируя главные жизненные компетенции, привлекает внимание широкой мировой общественности к проблемам жизнеспособности молодежи, которой в прямом смысле слова придется «научиться жить» в современном мире.
Выводы. Современная социокультурная ситуация характеризуется снижением уровня жизнеспособности студенческой молодежи. Под влиянием трудностей, с которыми сталкивается студент в жизни и в учебно-профессиональной деятельности, возникает угроза формирования деструктивных форм поведения. Решение проблемы видится в воспитании жизнеспособности студентов вузов. Под жизнеспособностью студента понимается готовность молодого человека к сохранению личностной целостности в трудных и проблемных ситуациях, обусловленных характером учебно-профессиональной деятельности. В основу жизнеспособности положено формирование особой «жизненной компетентности». Компетентностный подход не получил пока распространения в воспитании жизнеспособности, хотя широко используется в сфере профессионального образования. Компетентнос-тный подход в соответствии с задачами модернизации образования рассматривается как одна из возможных стратегий воспитания жизнеспособности студентов.
Библиографический список
1. Рыльская, Е.А. Воспитание жизнеспособной личности в маргинальном обществе: практика или теория? // Социум и власть. -2007. - № 3.
2. В Барнауле состоялся IV Всероссийский студенческий форум // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 11.
3. Ильинский, И.М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений [Э/р]. - Р/д: http://ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.php
4. Битюцкая, Е. Трудные ситуации в жизни студентов // Вестник высшей школы. - 2006. - № 10.
5. Гурьянова, М.П. Жизнеспособность личности как педагогический феномен // Педагогика. - 2006. - № 6.
6. Бабочкин, П.И. Студент как социальный субъект образовательной деятельности // Философские науки. - 2007. - № 12.
7. Рыльская, Е.А. Воспитание жизнеспособности школьников // Педагогика. - 2008. - № 3.
8. Севостьянов, Д.А. Инверсии учебных целей в образовании // Высшее образование в России. - 2010. - № 4.
9. Розин, М.В. Между детством и школой, игрой и познанием, «прамой» и личностью (заметки философа и культуролога) // Мир
психологии. - 2010. - № 1.
10. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Э/р]. - Р/д: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm
11. Делор, Ж. Образование: необходимая утопия. Образование для 21 века // Педагогика. - 1998. - № 5.
Bibliography
1. Rihljskaya, E.A. Vospitanie zhiznesposobnoyj lichnosti v marginaljnom obthestve: praktika ili teoriya? // Socium i vlastj. - 2007. - № 3.
2. V Barnaule sostoyalsya ?V Vserossiyjskiyj studencheskiyj forum // Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2011. - № 11.
3. Iljinskiyj, I.M. Osnovih koncepcii vospitaniya zhiznesposobnihkh pokoleniyj [Eh/r]. - R/d: http://ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.php
4. Bityuckaya, E. Trudnihe situacii v zhizni studentov // Vestnik vihssheyj shkolih. - 2006. - № 10.
5. Gurjyanova, M.P. Zhiznesposobnostj lichnosti kak pedagogicheskiyj fenomen // Pedagogika. - 2006. - № 6.
6. Babochkin, P.I. Student kak socialjnihyj subjhekt obrazovateljnoyj deyateljnosti // Filosofskie nauki. - 2007. - № 12.
7. Rihljskaya, E.A. Vospitanie zhiznesposobnosti shkoljnikov // Pedagogika. - 2008. - № 3.
8. Sevostjyanov, D.A. Inversii uchebnihkh celeyj v obrazovanii // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 4.
9. Rozin, M.V. Mezhdu detstvom i shkoloyj, igroyj i poznaniem, «pramoyj» i lichnostjyu (zametki filosofa i kuljturologa) // Mir psikhologii.
- 2010. - № 1.
10. Zimnyaya, I.A. Klyuchevihe kompetencii - novaya paradigma rezuljtata sovremennogo obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm
11. Delor, Zh. Obrazovanie: neobkhodimaya utopiya. Obrazovanie dlya 21 veka // Pedagogika. - 1998. - № 5.
Статья поступила в редакцию 19.03.12
УДК 371
Zhundubaev M.K. PROPHYLAXIS OF TEENAGERS' DEVIANT BEHAVIOR IN THE INNOVATIVE ACTIVITY OF ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS. The article defines the significance of innovative activity of additional education institute on the prophylaxis of teenagers' deviant behavior; reveals the main aspects of complex program of the prophylaxis of teenagers' deviant behavior; deduced conclusions about this direction in modern period of innovations development in Pedagogy.
Key words: deviation, teenagers' deviant behavior, the prophylaxis of deviation, innovative activity of additional education institute for children.
М.К. Жундубаев, соискатель ЧГАКИ, г. Челябинск, Е-mail: kp1967 @mail.ru
ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье определена значимость инновационной деятельности учреждения дополнительного образования по профилактики девиантного поведения подростков; выявлены принципы и задачи профилактики; представлены основные аспекты комплексной программы профилактики девиантного поведения подростков; сделаны выводы о данного направления в современный период развития инноваций в педагогике.
Ключевые слова: девиация, девиантное поведение подростков, профилактика девиации, инновационная деятельность учреждения дополнительного образования детей.
В последние годы наблюдается рост и жестокость преступлений, совершаемых детьми и подростками. Подростковая преступность является одной из острейших проблем современного общества. Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от принятых норм, приобретает массовый характер. Существуют различные социально-экономические проблемы (потеря ценностей и рост потребительских запросов; наркомания, алкоголизм, агрессия и безнаказанность; отступление от общепринятых правил поведения), которые требуют незамедлительного решения. Нельзя оставаться равнодушным к судьбе ребенка. Нельзя эту проблему решать только наказанием или переводом его в закрытые типы учебно-воспитательных учреждений, объясняя, что для трудного подростка характерно девиантное поведение.
В этой связи профилактика девиантного поведения подростков занимает ведущее место в системе всех воспитательных учреждений. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г.» Предусматривают создание демократической системы образования, для полноценного социально-правового воспитания подростков в образовательных учреждений всех типов, в том числе и в учреждениях дополнительного образования, где дети имеют право выбора той деятельности, которая соответствует его интересам.
Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы, обладая открытостью, мобильностью и гибкостью. Система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства.
Отметим, что педагогические инновации связаны с пересмотром целей, задач, содержания педагогической деятельности, технологий и т.д. Изучение опыта инновационной деятельности учреждений дополнительного образования детей в целом, показало, что педагогическое содержание в них приобретает принципиально новые черты: профильность, интегративность и вариативность.
Анализ научных источников показал, что отечественные и зарубежные авторы рассматривают понятие «инновационная деятельность учреждения образования» с двух точек зрения: инновационная деятельность как процесс внедрения инноваций в работу учреждения и как базовое звено инновационного цикла. При этом концепция учреждения базируется на представлении о тесной интеграции педагогической деятельности и научных исследований, включая использование результатов исследований в практике.
Проблема профилактики девиантного поведения подростков в учреждениях дополнительного образования решается через инновационную деятельность, специфика которой заключается в следующем:
- направленность на успешный результат профилактики девиации подростков в коллективной творческой деятельности, внедрении иных, новых организационных форм на основе четко выстроенной методологической траектории;
- организация деятельности соотносится с самоопределением подростка, как перспективной цели педагогической деятельности;
- определение источников освоения новшества как социокультурной нормы применение методов менеджмента в работе с персоналом;
- диффузии реализуемой программы профилактики и повышение ее качества через кейсирование [1].
Обеспечение данного процесса осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода и определенных принципов:
- учет психологических особенностей подростков;
- согласованность мер, принимаемых государством, правоохранительными органами и организациями, занимающиеся вопросами воспитания;
- комплексность эмоционального и содержательно-правового аспектов профилактики;
- включение подростков в активную социально-значимую деятельность.
Личностно ориентированный подход выступает инновационным потенциалом по профилактической деятельности педагогов учреждения дополнительного образования детей, поскольку представляет собой совокупность различных видов ресурсов (методических, принципиально ориентирующих, систематизирующих и др.), необходимых для осуществления педагогами данного вида деятельности.
Отсюда вытекают задачи профилактической работы с подростками в учреждениях дополнительного образования, которые проводят педагоги. При выделении задач учитывается не только специфика учреждений дополнительного образования, но и функции, средства осуществления профилактических мероприятий в системе воспитания и образования. Среди воспитательно-образовательных задач главными являются: укрепление физического, нравственного и психического здоровья. Как утверждал специалист в области коррекционной педагогики В.П. Кащенко, нельзя ребенка, склонного к девиациям сразу начинать перевоспитывать. Необходимо пролечить его, привести в порядок нервную систему, а затем, наблюдая за его поведением определить его способности, интересы, склонности [2].
Поэтому, естественно следующей задачей профилактики является формирование жизненно необходимых умений и навыков (культура отношений, общения, уважительное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, умение обслужить себя, прийти на помощь людям).
Воспитание нравственно-волевых качеств, которые составляют стержень характера и поступков ребенка, как правильно утверждал К.Д. Ушинский, приводят к формированию у подростков гуманных и нравственно-этических норм отношений [3].
Особый смысл сегодня приобретают и задачи социальноправовой защиты подростка девиантного поведения. В связи с этим, как утверждает Н.Д. Никандров, необходимо, педагогам, работающими с детьми, определить на данном этапе развития общества систему ценностей, т.е. смысл и назначение воспитания и социализации личности, не нарушая при этом творческого самовыражения подростка и предложить средства, с помощью которых может быть решены задачи профилактики девиантного поведения подростков [4].
Современные исследования и практика показывают, что к таким действенным средствам необходимо отнести комплексные программы профилактики девиантного поведения подростков.
Инновационная составляющая при этом будет выражена в тщательной проработке концептуальных основ профилактики, нормативно-регламентирующей документации. Программа строится по результатам исследовательской деятельности педагогов, определяется программно-методическое обеспечение, используется внедрение новых технологий при апробации экспериментальных программ и осуществляется управление инновациями в процессе их внедрения на основе критериально-оценочного инструментария.
Как показало наше исследование, программы должны концентрироваться на основе выделенных нами принципов и включают несколько разделов, предусматривающих работу не только с детьми, но и с их родителями, социальными спонсорами и требуют постоянного повышения мастерства, компетентности и самосовершенствования деятельности педагогов, которые организуют эту работу в учреждениях дополнительного образования совместно с медицинскими работниками, социальными педагогами, специалистами социально-правовой службы.
В современной педагогической науке возникла необходимость теоретического осмысления системы социально-правового воспитания как основы профилактики девиантного поведения, что обеспечивает внедрение инновационных воспитательных методик и технологий, сохраняя культурно-исторические, этносоциальные, эмоциональные, нравственные социальные и правовые концепты.
Специфика профилактики девиантного поведения подростков включает и практическую направленность, например, участие подростков в дискуссионном клубе, которые проводятся ежемесячно с приглашением интересных людей: спортсменов, художников, музыкантов и т.д. Темы дискуссий различные: «Что значит быть современным человеком», «Если бы я был мэром города», «Какой Устав нужен нашему коллективу?» и др.
Следующим этапом могут быть тренинги личностного роста «К чему я стремлюсь», «В чем смысл моей жизни», «Считаю ли я себя гражданином своего города», «Как выйти из конфликта» и т. д.
Не прибегая к известным собраниям с родителями, где дается, как правило, оценка поведения ребенка, педагоги готовят встречу с родителями: «Музыка в моей жизни», «Мои увлечения», «Этюды посвящаются моим родителям». Такая работа очень часто проводилась в условиях дополнительного образования педагогами г. Озерска Челябинской области. Когда родителей встречали подростки в Доме творчества, рассказывали им о своих увлечениях, проигрывая их любимые музыкальные произведения, открывая галерею своих увлечений (рисунки, фотографии и т.д.).
Тогда возникает внутренний диалог между детьми и взрослыми, там нет места требованиям, замечаниям. Такие встречи побуждают не только родителей, но и детей к размышлениям. Проводится также диагностический тест на выявление качественных особенностей личности ребенка, на выявление взаимопонимания родителей и детей на установление доверия, что так важно для подростка.
Этап практических дел программы предполагал различные сюрпризы, дела по секрету и обучение трудовым умениям и навыкам. Так создавались ремонтные мастерские, где подростки учились клеить обои, красить, ремонтировать мебель, ухаживать за животным и растениям. По истечению года родилась идея посадить яблоневый сад в школе - интернате № 9 г. Челябинска. Этот подарок был осуществлен и подарен детям. И сейчас этот яблоневый сад радует детей, а педагоги знают, что этот сад приносит не только радость, но и спасение для подростков, подверженных негативному влиянию социума, которые благодаря участию в подобных акциях могли изменить свое сознание и перестроить себя, свой взгляд на жизнь «совсем хорошую».
Подобные акции являют собой своеобразную педагогическую коррекцию и рефлексии, своеобразному самопознанию самосовершенствованию. Проводим мы его в форме «Голубого
огонька», который носит название «Вечер правдивых ответов». Данная форма позволяет быть его участникам откровенными. Вся обстановка располагает к доверительному отношению подростков и педагогов, которых подростки приглашают на откровенный разговор. На подобных мероприятиях вырабатывается определенные установки, которые позже становятся правилами жизни, например, подбери слова для комплимента своему другу; сделай для него полезное, приятное дело; искорени вредную привычку и посоветуйся с другом правильно ли ты поступил, решая трудную ситуацию. Пропуском на такой вечер служит практическое дело, выполненное по собственной инициативе. Здесь можно получить признание друзей за высказанную оригинальную мысль, идею.
Проводимая профилактическая работа с подростками девиантного поведения в коррекционной системе инструментируется методикой А.С. Макаренко, который учил, что работа с детьми не должна ранить душу, она должна поддержать, помочь освоить ребенку этот новый и неизведанный мир.
Таким образом, структура комплексной программы профилактики девиантного поведения подростков включает: введение (актуальность, цель, предполагаемые результаты, задачи, характеристику коллектива, где будет программа внедряться, критериально-оценочный аппарат; краткое описание стратегических направлений; форм, средств и технологий ее реализации; учебнотематический план; глоссарий; творческие задачи, список используемой и рекомендуемой литературы; приложения).
Весьма важно, чтобы разработчики программы включали взаимосвязь теоретических знаний и современные подходы к решению различных аспектов данной проблемы.
Для повышения результативности программы важно обеспечить организационно-педагогические условия ее реализации.
Во-первых, это эффективное функционирование всех направлений взаимодействия субъектов образовательного процесса учреждений дополнительного образования с целью расширения и укрепления социальных связей с подростками, включение их в социально-значимую деятельность.
Во-вторых, - это получение подростками социального опыта взаимоотношений с социальными партнерами, оказывающие влияние на качественную характеристику личности подростка.
В-третьих, - это поэтапное восхождение подростка к формированию устойчивости позиции восприятия норм, культуры поведения принятые в обществе.
Реализация культурной программы и создание определенных условий позволяют подростку осознать свое «Я», собственное место в этом мире, сконцентрировать свои усилия по формированию нравственно-волевых качеств, которые позволяют противостоять имеющимся негативным проявлениям в социуме.
Кроме того, внедрение данной программы, предполагает са-мопроектирование продуктивной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования, а именно: опережающее решение актуальных проблем в процессе профилактики девиантного поведения подростков; конструирование методов, актуализирующих инновационную деятельность по профилактике девиантного поведения подростков; ориентация на взаимодействие подростков, их родителей, социальных партнеров для проявления самостоятельности, самоопределения и самореализации подростков в социально-значимой деятельности.
Библиографический список
1. Дубинин, С.В. Профилактика девиантного поведения подростков. - Магнитогорск, 1999.
2. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1991.
3. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. - М., 1990. - Т. 5.
4. Никандров, Н.Д. Образование в процессе социализации личности / Н.Д. Никандров, С.Н. Гавров // Вестник УРАО. - 2008. - № 5.
5. Литвак, РА. Подготовка социальных педагогов к работе с подростками девиантного поведения. - Челябинск, 2001.
Bibliography
1. Dubinin, S.V. Profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov. - Magnitogorsk, 1999.
2. Kathenko, V.P Pedagogicheskaya korrekciya. - M., 1991.
3. Ushinskiyj, K.D. Pedagogicheskie sochineniya: v 6 t. / sost. S.F. Egorov. - M., 1990. - T. 5.
4. Nikandrov, N.D. Obrazovanie v processe socializacii lichnosti / N.D. Nikandrov, S.N. Gavrov // Vestnik URAO. - 2008. - № 5.
5. Litvak, R.A. Podgotovka socialjnihkh pedagogov k rabote s podrostkami deviantnogo povedeniya. - Chelyabinsk, 2001.
Статья поступила в редакцию 19.03.12