Педагогические науки / Pedagological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 373 / UDC 373
Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в социуме в условиях ценностно-ориентированного воспитания
© 2016 Маллаев Д. М., Дибиров М. И.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: vip.dgaf@mail.ru, magomeddibirov@mail.ru
Резюме. В статье рассматривается проблема девиантного поведения подростков и пути предупреждения роста совершаемых ими противоправных действий. Авторы обосновывают роль ценностно-ориентированного воспитания как фактора профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков-правонарушителей в социуме.
Ключевые слова: девиантное поведение, ценностно-ориентированное воспитание, профилактика, коррекция, реабилитация, подростки правонарушители, мотивация действия.
Формат цитирования: Маллаев Д. М., Дибиров М. И. Профилактика и коррекция девиатного поведения подростков в социуме в условиях ценностно-ориентированного воспитания // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 52-57.
The Prevention and Correction of the Teenagers' Deviant Behavior in the Society In Terms of the Value-Oriented Education
© 2016 Dzhafar M. Mallaev, Magomed I. Dibirov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: vip.dgaf@mail.ru, magomeddibirov@mail.ru
Abstract. The article deals with the problem of teenagers' deviant behavior and the ways of preventing the growth of illegal actions committed by them. The authors substantiate the role of value-oriented education as a factor of the prevention and correction of deviant behavior of teenage offenders in the society.
Keywords: deviant behavior, value-oriented education, prevention, correction, rehabilitation, teenage offenders, actions motivation.
For citation: Mallaev D. M., Dibirov M. I. The Prevention and Correction of the Teenagers' Deviant Behavior in the Society In Terms of the Value-Oriented Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. Pp. 52-57. (In Russian)
Проблема девиантного поведения является одной из сложнейших и требует взаимодействия в её решении не только правоохранительных органов, социальных служб, психологов, дефектологов, психотерапевтов, но, в первую очередь, педагогов, в процессе воспитания обеспечивая совместно предупреждение, профилактику правонарушений подростков и раннюю
коррекцию их отклоняющегося поведения в процессе ценностно-ориентированного воспитания. О сложности и актуальности данной проблемы говорит тот факт, что в рассмотрении сущности девиантного поведения у ученых не сложилось единого подхода и понимания. Анализ различных взглядов на сущность девиантного поведения показал, что основным его признаком,
отмеченным всеми в определениях, выступает связь действий, поведения с социальными нормами, а именно, уклонение от них и даже нарушение [2; 4; 6].
Современный социум столкнулся с проблемой роста преступлений, совершаемых подростками с девиантным поведением. Совершаемые этими подростками преступления характеризуются особой жестокостью и насилием. Последние события 2016 года, представленные средствами массовой информации в США и России, показали особую варварскую симптоматику совершенных подростками преступлений, направленных против родных и близких им людей и сверстников с использованием огнестрельного и холодного оружия. Удивляет тот факт, что на агрессивное поведение до совершенного преступления не обращали внимание родители, общественность, сверстники и педагоги, считая агрессию, а в некоторых случаях и жесткость к животным и к сверстникам, возрастными изменениями. В силу человеческого фактора иногда отсутствует объективная диагностика и дифференциация диагноза «де-виантность» у детей.
Методологической основой данного исследования являлись следующие подходы: деятельностный, личностно-ориенти-рованный, системный, гуманно-личностный и труды ученых, изучавших педагогические явления (К. А. Альбуханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. А. Сухомлинский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн), положения современной педагогической и психологической науки и концепций индивидуальности и педагогики индивидуальности (Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, О. С. Гре-бенюк, Ю. М. Орлов); концепции формирования личности несовершеннолетнего правонарушителя (Л. И. Божович, Г. Г. Бочкарева, Л. С. Славина, Д. Б. Эльконин); концепция девиантного поведения подростков (Ю. А. Клейберг) [2; 5; 9; 10].
Как отмечают исследователи, основная роль в школе должна отводиться работе педагога, вооруженного специальной методикой по формированию положительной мотивации поведения у подростков-правонарушителей, которая включает систему мер: педагогическую диагностику мотивации поведения подростка, определение с помощью психолога, социального педагога особенностей развития асоциаль-
ных компонентов мотивационной, коммуникативной, поведенческой деятельности индивида, выбор и применение адекватных этим особенностям методов и форм педагогического воздействия в учебно-воспитательном процессе, работа с родителями и окружением подростков, изучение интересов и желаний подростков, режима дня, желание заниматься спортом.
Разработанная для внедрения система психолого-педагогических условий на основе предложенных форм и подходов работы по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков позволит педагогическому коллективу школы, во-первых, осуществлять перестройку в воспитательном процессе на структуре мотивации таких учащихся и замену асоциальных компонентов на активно социальные и нравственные мотивы, цели и потребности; а во-вторых, реализовать эту систему в естественном учебно-воспитательном процессе без затраты дополнительного времени, и в-третьих, способствовать привлечению и заинтересованности родителей в совместной работе школы и общественности в решении проблемы уменьшения роста детей с девиантным поведением в социуме.
Исследуемая проблема ввиду отсутствия системы воспитания подростков с девиантным поведением, а также профилактики, коррекции и реабилитации их в процессе воспитания в дальнейшем сказывается на совершении жестоких преступлений этими детьми в более старшем возрасте. Причиной девиантного поведения подростков является то, что оно возникает не только в результате запущенности воспитания, но и в результате социально-экономической и нравственной, духовной нестабильности общества. В последние десятилетия нестабильность социума породила проникновения в молодежную среду чуждой для нас псевдокультуры и зарубежных субкультур, разрушающих сознание ещё незрелого для подростка образца поведения, с не характерным для нас менталитетом.
Наряду с этим, мы отмечаем также неблагоприятные семейные взаимоотношения, изменение ценностных ориентаций и духовно-нравственного воспитания. Потери нравственных идеалов, культурных и этических ценностей, патриотизма, рост неблагополучных и неполных семей, от-
сутствие контроля со стороны родителей, потеря воспитательной направленности в образовательной среде - вызвали рост в подростковом социуме агрессии, жестокости, формируя у подростков ради достижения своей цели мотивацию совершать противоправные действия и преступления [6; 7].
Для изучения вопроса взаимоотношений подростков с родителями нами были подготовлены анкеты. Анкетированием были охвачены подростки из школ городов Махачкалы, Кизляра, Каспийска и сельских районов Дагестана. Опрошенные респонденты из городов и районов Дагестана показали различные результаты. Большинство родителей, например, совершают ошибку, считая, что подростки другие, более самостоятельные и снижают контроль и внимание к ним: таких родителей 49,8 %, часть родителей стараются спрашивать своих детей, чем они занимались: «Как дела в школе? С кем дружишь? (32,6 %), незначительная часть родителей (17,6 %) интересуются, для чего подросток использует интернет-ресурсы, вместе разбирают реалии жизни, показывают положительное и отрицательное влияние всемирной паутины. Такие отношения между детьми и родителями являются дружескими и выстраиваются на уважении и сотрудничестве.
Результаты анкетирования и опрос среди подростков выявил следующие показатели взаимоотношений с родителями, как «терпимые» (49,6 % респондентов), «хорошие» (25,3 %), «плохие» (25,1 %). Результаты, полученные в сельской местности, отличаются от городских в показателях, например, «в совместной деятельности участвуют и выполняют работу» (74,8 % опрошенных), интересуются учебой (16,2 %), «дети - сами по себе» (9,0 %). Взаимоотношения с родителями хорошие у 86,7 % подростков из сельской местности, затрудняются ответить 11,4 % респондентов, «плохие» - у 1,9 %. Как мы видим, по результатам анкетирования и социологического опроса взаимоотношения между родителями и подростками складываются лучше в сельской местности. По нашему мнению, это связано с укладом жизни, отсутствием разветвлённой сети интернет-ресурсов и проникновением молодежных субкультур, менталитетом сельского жителя и мудрости народной педагогики: обычаи, традиции, ритуалы, контроль ограни-
ченного сельского социума, когда все люди на виду.
Результатом разности показателей в городской и сельской среде у подростков с девиантным поведением можно охарактеризовать следующим проявлением у городских детей зависти и злости к детям, имеющим современные гаджеты, родители которых привозят их в школу на иномарках, модно одевают. В результате этого у социально неблагополучных детей и подростков с девиантным поведением формируются мотивационные установки на противоправные действия против обеспеченных детей и их родителей.
Поэтому при организации работы по профилактике девиантного поведения в школе необходимо знать мотивы правонарушений, совершенных подростками. Устанавливая особенности мотивации де-виантного поведения, педагоги могут свидетельствовать о типичных и индивидуальных деформациях в структуре мотивов, целей и потребностей подростков. Без учёта мотивов родители, педагоги теряют объективные рычаги для управления поведением подростков-правонарушителей и их воспитанием в адекватном направлении для прогнозирования результатов, коррекции воспитания, обучения, реабилитации и дальнейшей интеграции их в окружающий социум.
С этой целью нами совместно с родителями, педагогами, психологами, медиками в городских и сельских образовательных учреждениях разработана модель профилактики и коррекции девиантного поведения подростков-правонарушителей, включающая также теоретические основы и подходы к организации коррекционной, реабилитационной работы. Модель включает специальные системы мер воспитания работы с подростками, совершившими правонарушения или склонными к ним. Мы считаем важным звеном в профилактике работу с семьей, вместе с тем исследования данной проблемы выявили, что слабым звеном в профилактике девиантного поведения остаётся школа. В этой связи необходимо внедрение в школу интерактивных технологий и известного опыта работы с такими детьми А. С. Макаренко [7].
Сегодня помощь трудным детям в основном осуществляется преимущественно педагогами-энтузиастами на принципах гуманной педагогики (педагогики сотрудничества) (Ш. А. Амонашвили, Д. М. Мал-лаев, А. В. Сухомлинский и др.). В боль-
шинстве случаев в работе с детьми-правонарушителями отсутствуют принципы последовательности, систематичности адекватности в реализации мер профилактики и коррекции и реабилитации девиа-нтного поведения подростков [7; 8].
Проведённые нами исследования выявили проблемы и противоречия, сложившиеся в теории и практике решения задач в организации профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с девиантными подростками. В связи с этим задачами являются:
- работа родителей с детьми (умение находить адекватное понимание в общении, разговаривать на равных. Выявлено нами, что в процессе воспитания подростком необходимо управлять, а не играть в демократию, но при этом без гипо- и гиперопеки и на принципах педагогики сотрудничества);
- комплексное осуществление профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с девиантными подростками в педагогической деятельности школы и др. организаций;
- устранение противоречий между теоретическими подходами к решению рассматриваемой проблемы и практическим её состоянием в деятельности родителей, педагогов и общественности;
- решение задачи устранения противоречия между необходимостью знаний об особенностях развития мотивации поведения подростка-правонарушителя в профилактической, коррекционной и реабилитационной работе родителей, педагогов и социума и отсутствием научных данных о педагогических условиях и факторах формирования положительной мотивации поведения в ценностно-ориентированном воспитательном процессе.
Для решения поставленных задач и противоречий необходимо было в ходе исследования обратить внимание на необходимость выявления особенностей девиантно-го поведения подростков. Выяснить, какие факторы влияют на изменения в мотивации подростков-правонарушителей, а какие приводят к отклоняющемуся поведению и противоправным действиям и преступлениям. Выявить адекватные психолого-педагогические условия, необходимые для научно-методического обеспечения работы воспитателей, педагогов и родителей.
Мотивация поведения является сложным феноменом, подверженным влиянию множества факторов. Поэтому предупре-
дить и скорректировать девиантное поведение подростков-правонарушителей можно, если выявить особенности мотивации их поведения и факторы, неблагоприятно или благоприятно влияющие на мотивацию поведения. Этот подход даёт нам возможность определить психолого-педагогические условия для организации содержания ценностно-ориентированного воспитания, обеспечивающего развитие продолжительной мотивации поведения в окружающем социуме.
С этой целью необходимо было разработать специальную программу ценностно-ориентированного воспитания, включающую теоретические знания о ценностях нравственных, этнических, культурных, духовных, общечеловеческих и их влияние на формирование личности и его мотивации в системе взаимоотношений.
Ценностно-ориентированное воспитание создает положительную мотивацию в системе образования [8], и, по нашему мнению, может являться существенным фактором профилактики и коррекции де-виантного поведения подростков.
С этой елью нами определены психолого-педагогические условия для ценностно-ориентированного воспитания и развития положительной мотивации в поведении у подростков: знания о ценностях (духовно-нравственных, этнических, общечеловеческих) во взаимосвязи с мотивационной сферой, с другими сферами индивидуальности подростка и взаимообусловленностью изменений в них, а также причин, приводящих к девиантному поведению при их рассогласовании; воздействие на мотивационную сферу сильных, положительных сторон, других сторон индивидуальности подростка; программа деятельности педагога, выстроенная на основе кор-рекционных, адаптивных и реабилитационных методах работы с учетом индивидуальности подростка и типичных особенностей мотивации девиантного поведения.
Формирование положительной мотивации поведения у подростков является основой решения проблем девиантного поведения. Аналитический обзор литературы по данной проблеме показал, что её состояние характеризуется значительным количеством разработанных в различные периоды развития социума и научно - обоснованных мер профилактики и преодоления девиантного поведения. Они на определенных периодах решали эту задачу, но, как мы видим, решение её требует комплексного подхода совместно с родителями, общественностью и школой в триаде:
профилактика - коррекция - реабилитация девиантного поведения подростков.
Система мер социальной профилактики, коррекции и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением в нашей стране в настоящее время не сложилась как целостная педагогическая технология воспитательной работы в образовательных организациях. В результате комплексного изучения подростка с девиант-ным поведением и экспертного заключения специалистов составляется групповая и индивидуальная программа коррекцион-ной работы.
Следующим взаимосвязанным направлением работы с подростками-правонарушителями является реабилитация: социальная, психологическая, педагогическая. Все приведённые направления работы с
детьми с отклоняющимся поведением не будут иметь эффекта, если не будет реализоваться воспитательная работа. Воспитательная функция предполагает восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у подростков до появления девиантности, обращение к их памяти о совершенных ими добрых делах.
Проведённое нами исследование по анализу диагностики коррекции и реабилитации подростков с девиантным поведением подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы и необходимость разработки инновационных подходов, мер и педагогических условий для ценностно-ориентированного воспитания подростков как фактора профилактики, коррекции и реабилитации девиантного поведения.
Литература
1. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
2. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. СПБ: Питер, 2008. 398 с.
3. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика. Пресс, 1993. 224 с.
4. Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. 159 с.
5. Клейберг Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбасс-Издат, 1996. 163 с.
6. Королев В. В. Психические состояния у подростков-правонарушителей. М., 1993. 189 с.
7. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. М.: Педагогика, 1983-1986. Т. 1. 368 с.
8. Маллаев Д. М., Бажукова О. А. Ценностно-ориентированное сознание в контексте психологии и квантовой физики-единство материального и духовного в развитии человека / От истоков современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете // Сборник материалов юбилейной конференции в 3 т. Т. 3. М.: Когито-Центр, 2015. С. 47-52.
9. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. 286 с.
10. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 368 с.
11. Rubin N. Ask me if I Care: Voices from an American High School. Berikley, Ca: Ten Speed Press. 1994. 448 р.
References
1. Albukhanova-Slavskaya K. A. Strategiya zhizni [Strategy of life]. Moscow, Mysl Publ, 1991. 299 p. (In Russian)
2. Bozhovich L. I. Lichnost' i formirovanie v detskom vozraste [Personality and developing in the childhood]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2008. 398 p. (In Russian)
3. Vygotsky L. S., Luriya A. R. Etyudy po istorii povedeniya: Obez'yana. Primitiv. Rebenok [Sketches on the history of behavior: Monkey. Primitive. Child]. Moscow, Pedagogy-Press, 1993. 224 p. (In Russian)
4. Dolgova A. I. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty prestupnosti nesovershennoletnikh [So-cio-psychological aspects of minors' crime]. Moscow, 1981. 159 p. (In Russian)
5. Clayberg Yu. A. Sotsial'naya rabota i korrektsiya deviantnogo povedeniya podrostkov [Social work and correction of deviant teenagers' behavior]. Kemerovo, Kuzbass-Izdat Publ., 1996. 163 p. (In Russian)
6. Korolev V. V. Psikhicheskie sostoyaniya u podrostkov-pravonarushiteley [Mental conditions of teenage law breakers]. Moscow, 1993. 189 p. (In Russian)
7. Makarenko A. S. Pedagogicheskie so-chineniya: v 8 t. [Pedagogical proceedings in 8 volumes]. Vol. 1. Moscow, Pedagogika Publ., 1983-1986. 368 p. (In Russian)
8. Mallaev D. M., Bazhukova O. A. Value-oriented consciousness in the context of psychology and quantum physics, the unity of material and spiritual phenomena in the human development. Ot istokov do sovremennosti. 130 let organizatsii psikhologicheskogo obshchestva pri Moskovskom universitete. Sbornik materialov yubileynoy konferentsii v 3 t. [From the origins to modernity. 130 years of psychological society organizations at the Moscow University. Collection of materials of the Anniversary Conference in 3 volumes]. Vol. 3. Moscow, Kogito-Centre, 2015. Pp.47-52. (In Russian)
9. Orlov Yu. M. Voskhozhdenie k individu-al'nosti [Ascent to the personality]. Мoscow, 1991. 286 p. (In Russian)
10. Feldstein D. I. Problemy vozrastnoy i ped-agogicheskoy psikhologii [Problems of age-related and pedagogical psychology]. Мoscow,
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Маллаев Джафар Михайлович, доктор педагогических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, член-корреспондент РАО, факультет специального (дефектологического) образования (ФСДО), ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: vip.dgaf@mail.ru
Дибиров Магомед Исагаджиевич, старший преподаватель кафедры спортивных игр, факультет физической культуры факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: magomeddibirov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 14.04.2016 г.
International Pedagogical Academy, 1995. 368 p. (In Russian)
11. Rubin N. Ask me f I care: Voices from an American high school. Berkley, Ca: Ten Speed Press. 1994. 448 р.
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Dzhafar M. Mallaev, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Correctional Pedagogy and Special Psychology, corresponding member of Russian Academy of Education, faculty of Special (Defectological) Education (FSDE), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: vip.dgaf @mail.ru
Magomed I. Dibirov, senior lecturer, the chair of Sports Games, faculty of Physical Training and Life Safety, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: magomeddibirov@mail.ru
Article was received 14.04.2016.
Педагогические науки / Pedagological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.017.4 / UDC 37.017.4
Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у учащихся средствами иностранного языка
© 2016 Мирзоев Ш. А. 1, Хаштихова Ш. Ш. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: sixivi@yandex.ru
2 НОУ «Гулливер»,
Махачкала, Россия; e-mail: khashtikhova00@mail.ru
Резюме. В статье раскрываются проблемы формирования общечеловеческих ценностей у учащихся в современных условиях искажения и недооценки традиционно присущих обществу нравственных категорий, дается краткий анализ причинно-следственным явлениям проблемы, акцентируется внимание на необходимости и целесообразности формирования общечеловеческих ценностей, актуализируется место и роль иностранного языка в формировании общечеловеческой культуры учащихся, выделяются факторы, средства, формы и методы, максимально оптимизирующие учебно-воспитательную деятельность учителя по формированию у учащихся общечеловеческих ценностей.
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, негативные явления, нравственность, воспитание, развитие, иностранный язык, социум, духовные ценности, гуманизм, демократизм, идеал, педагогическая деятельность, педагогические условия, факторы формирования личности учащегося.
Формат цитирования: Мирзоев Ш. А., Хаштихова Ш. Ш. Педагогические условия формированияобще-человеческих ценностейу учащихся средствами иностранного языка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 57-63.