Педагогические науки / Pedagogical Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК.371
Специально организованная воспитательная деятельность как фактор профилактики и коррекции
девиантного поведения подростка
© 2017 Дибиров М. И.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, e-mail: magomeddibirov@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель - изучить проблемы девиантного поведения подростков, которые формируются и усугубляются ввиду отсутствия специально организованной воспитательной деятельности как в семье, так и в образовательных учреждениях; проанализировать различные взгляды и подходы на сущность девиантного поведения. Методы. Теоретический анализ, обобщение научных фактов, анализ педагогический практики, анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование, констатирующий и обучающий эксперименты, методы математической статистики. Результат. Определены меры профилактической и коррекционно-воспитательной деятельности образовательной организации с опорой на принципы: ценностно-ориентированный, нравственно-гуманистический, единства взаимодействия родителей, разных специалистов и социальных институтов, приоритетности превентивных мер, профилактики и коррекции проблем, дифференциации помощи в зависимости от уровня и характера отклоняющегося (девиантного) поведения, своевременности социально-педагогической и психологической помощи и поддержки. Выводы. Рассмотренные психолого-педагогические аспекты воспитательной деятельности подростков с девиантным поведением позволили выявить и сформулировать профилактические меры в воспитательной деятельности склонных к девиации поведенческих норм подростков. Выявлен перечень форм и методов воспитательной работы с детьми и подростками. К этим мерам мы относим оздоровление психосоциальной среды воспитания и развития детей и подростков; просветительскую и профилактическую работу с участием компетентных взрослых, педагогов и психологов; воспитание и обучение с учетом половозрастной специфики соматического и психического развития детей и подростков.
Ключевые слова: психолого-педагогические аспекты воспитательной деятельности, дети и подростки с девиантным поведением, психосоциальная среда, профилактическая и коррекционная работа, просветительская и оздоровительная работа, коррекционно-реабилитационная помощь, безнадзорность, подростки-правонарушители, девиации.
Формат цитирования: Дибиров М. И. Специально организованная воспитательная деятельность как фактор профилактики и коррекции девиантного поведения подростка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 67-72.
Special Organized Educational Activity as a Factor of Prophylactic and Correction of Teenager's Deviant Behavior
© 2017 Magomed I. Dibirov
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: magomeddibirov@mail.ru
ABSTRACT. The aim of the article is to study the problems of teenagers' deviant behavior, which are formed and increased along of lack of the special organized educational activity both in family and in educational institutions; to analyse the different views and approaches to the essence of deviant behavior. Methods. Theoretical analysis, generalization of scientific factors, analysis of pedagogical practice, questionnaire, supervision, conversation, testing, ascertaining and educational experiment, methods of mathe-
matics statistics. Result. The author of the article defines the measures of prophylactic and correctional educational activity of the educational establishment based on the principles: value-oriented; moral humanistic; cooperation unity of parents, different experts and social institutions; priority of preventive actions, prophylactic and correction of the problems; differentiation of the help depending on the level and nature of the deviant behavior; opportuneness of social pedagogical and psychological counseling. Conclusion. Examined psychological and pedagogical aspects of educational activity of the teenagers with deviant behavior alow to find out and define the preventative activity in educational activity of the teenagers which are given to deviation of behavioral norms. The list of forms and methods of educational work with children and teenagers is defined. These measures are recreation of psychosocial environment of the children and teenagers' education and development, awareness-building and prophylactic work with the participation of competent adults, pedagogues, psychologists; education taking into account the age and gender specificity of somatic and psychic development of the children and teenagers.
Keywords: psychological and pedagogical aspects of educational activity, children and teenagers with deviant behavior, psychosocial environment, prophylactical and correctional work, awareness-building and recreational work, correctional and rehabilitation help, neglect, teenagers-delinquents, deviation.
For citation: Dibirov M. I. Special Organized Educational Activity as a Factor of Prophylactic and Correction of Teenager's Deviant Behavior. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical University. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 67-72. (In Russian)
Введение
Современный социум насыщен проблемами девиантного поведения подростков, нарушением социальных норм поведения: хулиганство, агрессия, насилие, воровство, принятие алкогольных, курительных и наркотических средств. Это связано с разрушением в конце 90-х годов ХХ века систем воспитания на всех уровнях образования. Проблема девиантного поведения разрастается под влиянием и других вредоносных факторов социально-экономической нестабильности: табакокурение, алкоголь, наркомания, безнадзорность, и является одной из сложнейших, требующих решения и внимания со стороны родителей, педагогов, психологов, психотерапевтов, правоохранительных органов. Сегодня современное состояние общества XXI века насыщено агрессией, насилием, социальным сиротством, ростом количества детей и подростков с девиантным поведением.
Психологами (А. А. Александровым, С. А. Беличевой, Я. Л. Коломинским, А. В. Личко, А. А. Реаном и др.) определены сущность девиантного поведения, его типология, факторы, возрастные и половые различия в проявлении девиаций в поведении подростков. В результате проведенных вышеуказанными авторами исследований установлены особенности мотивации девиантного поведения, свидетельствующие о типичных и индивидуальных деформациях в структуре мотивов, целей, потребностей дезадап-тивных детей и подростков.
Цель статьи - изучить проблемы девиа-нтного поведения подростков, определить знания мотивов совершения правонарушений и сформулировать задачи ценностно-ориентированного воспитания, основанные на гуманно-личностном подходе, согласно которому следует не только наказывать, но поощрять и воспитывать.
Методы: теоретический анализ исследований, анкетирование, беседа, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты и обсуждение
Отклоняющееся (девиантное) поведение - действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным нормам или принятым стандартам поведения. Главный фактор девиантного поведения подростков - безнадзорность в семье, школе, социуме. Самым благоприятным для развития девиаций в поведении является подростковый возраст. Этот период принято называть переходным, и действительно это так, когда ребенок перестает слушаться родителей, учителей и начинает выражать свое мнение, отстаивать свои собственные интересы, иногда абсурдные, оторванные от реальности. При этом необходимо различать положительную девиацию, когда формируются общественные устои ради созидания, творчества, личностного и социального развития, и негативную, когда совершаются разрушительные и дезорганизующие, асоциальные поступки. Для подростков с нормальным поведением и подростков, склонных к девиа-нтому поведению, основными ориентира-
ми являются разные противоположные или общепринятые обществом нормы морали и духовно-нравственные ценности.
Мы полагаем, что формирование ценностно-ориентированной мотивации у подростков в учебно-воспитательной деятельности будет служить профилактикой и предупреждением девиантных поступков. Поэтому, какая заложена основа воспитания для мотива поведения, такими будут их действие или противодействие в окружающем их социуме.
Нами выявлено, что отношения родителей и педагогов с подростками-правонарушителями нередко сводятся к запретительным, авторитарным подходам и мерам воздействия, которые не только не устраняют причин девиантного поведения, но, напротив, стимулируют развитие у подростков аффективных поведенческих реакций, приводящих к противоправным нарушениям. Исходя из этого, мы предполагаем, что идея ценностно-ориентированного воспитания создает педагогические условия для профилактики и коррекции девиа-нтного поведения подростков.
Вопросы исследования профилактики и коррекции девиантного поведения подростков рассмотрены в фундаментальных трудах классиков педагогической теории (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Б. З. Вульфов, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, В. А. Сухомлинский, В. А. Сластенин и др.). Вместе с тем, как отмечается во многих научных исследованиях, школа пока еще остается наиболее слабым звеном в системе воспитания детей и подростков, в связи с приоритетом учебных задач. Воспитательный процесс с детьми и подростками в общеобразовательных организациях, проводится с низкой доступностью конкретных адекватных и эффективных технологий работы по предупреждению и коррекции девиантного поведения. У педагогов и психологов, в связи с отсутствием у них новых методических подходов в воспитательной системе школ возникают проблемы, связанные с девиа-нтным поведением обучающихся. Сегодня помощь дезадаптивным подросткам осуществляется преимущественно специалистами и гуманными педагогами-энтузиастами. В современной практике в большинстве случаев отсутствуют систематичность и последовательность в реализации мер профилактики и коррекции, а
также реабилитации девиантных подростков.
Изменения, происходящие в современном социуме, социальное неравенство, по нашему мнению, сегодня требуют выстроить процесс образования подрастающих поколений, в том числе детей и подростков с девиантным поведением на ценностно-ориентированной основе. Теоретический анализ по теме, показывает, что исследуемая нами проблема берет начало в трудах отечественных и зарубежных ученых А. А. Александрова, С. А. Беличевой, М. Вебера, Э. Дюргейма, Я. Л. Коломинского, А. В. Личко.
Ряд исследований в педагогике и психологии: Б. М. Гасановой, Ю. А. Клееберга, В. Г. Кондращенко, Д. М. Маллаева, М. М. Муртузалиевой, П. О. Омаровой посвящены причинам возникновения девиантного поведения подростков, социальным и психиатрическим аспектам, мотивационной сфере, воспитанию, коррекции и профилактике девиантного поведения, его типологии, факторам, гендерным и возрастным отличиям в появлении, свидетельствующим о типичных и индивидуальных деформациях в структуре мотивов, целей, потребностей детей и подростков.
Практически все определения носят оценочный характер поведения человека с точки зрения принятых норм. В тоже время сущность девиантного поведения не может быть полностью освещена, без таких существенных признаков как педагогический и психологический факторы де-виантного поведения. В нашем исследовании мы уточнили, что на девиантное поведение детей и подростков влияют современные тенденции развития и состояния социума, которые вызывают деформирование отдельных психологических свойств личности и обостряются отсутствием специально организованной системы ценностно-ориентированного воспитания. В современной педагогике основное внимание должно уделяться воспитанию на ценностях, это позволит образовательным организациям проводить работу по предупреждению, профилактике и коррекции девиантного поведения.
Особое место в объяснении возникновения и развития девиантного поведения занимает проявление мотивации подростков, которую возможно сформировать положительно в условиях ценностно-ориентированного воспитания в образова-
тельных организациях. Формирование положительной мотивации поведения у подростков является одной из важнейших задач педагогики и психологии в решении проблемы девиантного поведения. Решение этой проблемы в контексте воспитания на ценностях, видится нам обоснованной для профилактики и коррекции девиант-ного поведения у детей и подростков.
Меры педагогической, психологической и социальной профилактики, коррекции и реабилитации детей и подростков, используемые нами в исследовании включали в себя: совокупность форм, методов, средств, программ, принципов и правил работы с девиантными подростками, а также содержали ценностные ориентиры и были направлены на обеспечение возможностей их гармоничного развития, воспитание нравственных качеств, обеспечение им правовых гарантий, социального контроля, включали также превентивные (профилактические) меры и психологические методы коррекции уже возникшего девиантного поведения.
Нормативно-правовой основой для организации помощи детям и подросткам является принятие "Конвенции о правах ребенка" (5 декабря 1989 года), ратифицированной в нашей стране. Конвенция определяет ряд принципиальных ориентиров для семейного и школьного воспитания, развития мер социально-правовой защиты, охраны детства.
Для реализации в формирующем эксперименте поставленных целей и задач в ценностно-ориентированном воспитании, мы опирались на следующие активно используемые в последнее время в психолого-педагогических исследованиях принципы: личностно-ориентированный, ценностно-ориентированный, нравственно-гуманистический, принцип дифференциации и индивидуализации, комплексности, коррекционной направленности.
Вся работа с девиантными подростками и оказание им помощи включала в себя три этапа: предупредительный, профилактический и коррекционно-реабилитационный. Основным педагогическим полем для их реализации являлась социокультурная среда и воспитание на классических ценностях. Важными аспектами в этом вопросе являлись предупреждение и профилактика девиаций.
Предупредительные мероприятия
начинаются с выявления незначительных
причин проявления нарушений со стороны детей и подростков. Мы использовали метод наблюдения за детьми в свободной для них деятельности и фиксировали в специальном журнале все эти нарушения на перемене, в столовой, спортзале, на улице. Кроме этого, нами была проведена беседа с родителями, где было предложено родителям также фиксировать нарушения, проявляемые детьми дома и со своими друзьями и близкими. Для мотивации участия родителей в этом, мы проводили разъяснительную работу, целью которой было оказание им психологической помощи в воспитании и сопровождении их ребенка и обеспечении успешности в обучении. В основном, более активно и качественно к этой работе отнеслись матери, а полученные от них материалы по вопросам поведения совместно обсуждали и давали каждому родителю рекомендации по предупреждению выявленных нарушений у детей.
Следующим этапом была работа по диагностике, а затем профилактика девиант-ного поведения, которую мы прежде всего связывали с управлением процессом социализации детей и подростков в семье, на улице и в образовательной организации. С этой целью создавались благоприятные условия для нормального развития ребенка, устранения десоциализирующих влияний среды и воспитания. К профилактическим мерам мы отнесли наиболее значимые формы и методы работы с детьми и подростками: оздоровление психосоциальной среды для развития ребенка в семье, на улице, в образовательной организации; организация свободного времени через дополнительное образование: занятия в кружках, спортивных секциях; просветительская деятельность, направленная на повышение уровня компетентности взаимодействующих с детьми и подростками взрослых в вопросах воспитания; этнический, конфессиональный и гендерный подходы с учетом их соматического и психического развития. Организация специализированной нами помощи родителям включала: беседы, тренинги по использованию приемов, установок по предупреждению нарушений в семейном общении, а педагогам по проблемам личностного и профессионального характера, по предупреждению психоэмоциональных перегрузок, педагогическим коллективам образовательных организаций - по оптимизации
сферы межличностных взаимодействий на ценностно-ориентированной основе воспитания.
Заключение
Современное образование и внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для разного уровня вызывают в процессе обучения психофизические перегрузки, оказывающие негативное влияние на соматику и психику ребенка, что требует их предупреждения со стороны руководства школы, медицинского работника, психолога и всего педагогического коллектива. Поэтому, нами было рекомендовано проведение социального закаливания детей и подростков с целью подготовки их к стрессовым ситуациям, обучению их рациональным способам снятия нагрузки психоэмоционального напряжения в проблемных ситуациях, с помощью приемов психотехники и психотехнических игр [4].
Значимым направлением в профилактической работе с девиантными подростками является согласование общих целей педагогических воздействий родителей, педагогов, педагогических коллективов с учетом особенностей развития индивидуальных и личностных свойств конкретного подростка, как практическая реализация индивидуального и дифференцированного подходов в ценностно-ориентированном воспитании и обучении.
Необходимо отметить, что для профилактики имеет существенное значение постоянное психолого-педагогическое изучение и отслеживание подростков-нарушителей на протяжении всего периода обучения в школе, своевременное выявление состояния развития и нарушений. С этой целью нами организовывались психолого-педагогические консилиумы с целью анализа поведения школьников и выработки рекомендаций для принятия превентивных мер со стороны родителей и педагогов.
1. Бажукова О. А. Влияние современного социума на возникновение кризисных ситуаций и состояний у молодежи / Психологическая поддержка подростков и молодежи в трудных жизненных и кризисных обстоятельствах: XXI век // Материалы всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 29-30 апреля, 2017. С. 137-142.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 5. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
Коррекционно-реабилитационная работа в оказании помощи девиантным подросткам предполагала проведение специальной методики коррекции и реабилитации с возникшими девиациями с целью восстановления их в статусе и дееспособности. Коррекционная деятельность была главным образом направлена на разрушение определенных ненормативных установок, представлений, ценностей, стереотипов, мотивов поведения, что способствовало достижению успехов в самореализации личности в окружающем социуме.
Выводы
Подростковое поведение продиктовано личными желаниями («Я хочу») и стремлением получить одобрение от авторитетных взрослых, друзей или социально значимых для них групп. Поэтому, в этот возрастной период наиболее значимыми педагогическими условиями, как показал формирующий эксперимент, является среда и ценностно-ориентированное воспитание.
Проведенное исследование показало, что коррекционно-воспитательная работа с девиантными подростками с опорой на ценностно-ориентированное воспитание и обучение должна выстраиваться и решаться двумя сторонами: теми, кто воспитывает и теми, кто обучает в условиях постоянно меняющегося и многополярного социума.
Для решения данной проблемы, мы разработали модель комплексного психолого-педагогического подхода к взаимодействию в воспитательном процессе специалистов разного профиля в оказании адекватной личностно-ориентированной помощи детям и подросткам, склонным к девиантно-му поведению. При этом, решающим фактором, пронизывающим всю профилактическую коррекционно-психолого-педаго-гическую в образовательных организациях работу, является ценностно-ориентированное воспитание.
3. Маллаев Д. М. Система и преемственность психологической поддержки подростков и молодежи в трудных жизненных и кризисных обстоятельствах современного социума / Психологическая поддержка подростков и молодежи в трудных жизненных и кризисных обстоятельствах: XXI век // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 29-30 апреля, 2017. С. 125-130.
Литература
4. Маллаев Д. М., Гасанова Д. И. Теория и практика психотехнических игр. М. : ВЛАДОС, 2013. 200 с.
5. Маллаев Д. М., Дибиров М. И. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в социуме в условиях ценностно-
1. Bazhukova O. A. The influence of modern society on the emergence of crisis situations and conditions in young people. Psychological support for adolescents and young people in difficult life and crisis situations: XXI century. Materialy vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of All-Russian scientific practical conference]. Makhachkala, 29-30 of April, 2017. Pp. 137-142. (In Russian)
2. Vygotsky L. S. Sobranie sochineniy [Collected writings]. Vol. 5. Moscow, Pedagogy Publ., 1983. 368 p. (In Russian)
3. Mallaev D. M. System and continuity of psychological support of teenagers and youth in difficult life and crisis circumstances of modern society. Psychological support of teenagers and youth in difficult life and crisis circumstances: XXI century. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of All-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Дибиров Магомед Исагаджиевич,
старший преподаватель, кафедра спортивных дисциплин, факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, e-mail: magomeddibirov@mail.ru
ориентированного воспитания. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-пеадгоические науки. 2016. Т. 10. № 2. С. 52-57.
6. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростков. М. : Знание, 1978. 326 с.
Russian scientific practical conference]. Makhachkala, 29-30 of April, 2017. Pp. 125-130. (In Russian)
4. Mallaev D. M., Gasanova D. I. Teoriya i praktika psikhotekhnicheskikh igr [Theory and practice of psychotechnical games]. Moscow, VLADOS Publ., 2013. 200 p. (In Russian)
5. Mallaev D. M., Dibirov M. I. Prevention and correction of adolescent deviant behavior in society in the context of value-oriented education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo ped-agogicheskogo universiteta. Psikhologo-peadgoicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2016. Vol. 10. No. 2. Pp. 5257. (In Russian)
6. Feldshtein D. I. Psikhologiya vospitaniya podrostkov [Psychology of teenagers' education]. Moscow, Znanie, 1978. 326 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation
Magomed I. Dibirov, senior lecturer, the chair of Athletic Disciplines, faculty of Physical Training and Life Safety, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: magomeddibirov@mail.ru
References
Принята в печать 11.07.2017 г.
Received 11.07.2017.