УДК 74
Чипсанова Софья Ганизяновна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета [email protected] Chipsanova Sofya Ganizyanovna candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of pedagogics and psychology of the Sterlitamak branch of the Bashkir state university [email protected]
Особенности работы общеобразовательной школы по профилактике и коррекции
девиантного поведения детей и подростков
Features of work of a secondary school on the prevention and correction of deviant
behavior of children and adolescents
Аннотация. В статье раскрыты основные проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Автор выделил основные направления работы специалистов общеобразовательной школы и требования к педагогу, необходимых для эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, коррекция, прогнозирование, профилактика, социально-педагогическая помощь, критерии.
Annotation. In the article basic problems of organization of effective work on the prevention and correction of deviant behavior of children and adolescents. The author defined the basic directions of work of the specialists of a secondary school and requirements to the teacher, necessary for effective prevention and correction of deviant behavior.
Key Words: deviant behavior, correction, forecasting, prevention, social-pedagogical assistance criteria.
Традиционно официальной задачей средней школы в нашей стране признается обучение ребенка, то есть формирование у него определенной системы знаний, умений и навыков, развитие личности школьника, становление его жизненной позиции и системы ценностей. Причем, как сложилось в школьной практике, все учебные предметы делятся на «основные» и «неосновные». К последним относят изобразительное искусство, мировую художественную культуру, основы безопасности жизнедеятельности и др., хотя именно эти предметы могут способствовать расширению кругозора школьника, развитию и становлению его нравственных и эстетических качеств, формированию коммуникативных умений. Поэтому школа действительно заинтересована в том, чтобы из ее стен вышли не просто молодые люди с багажом знаний, умений и навыков по различным научным дисциплинам, но и люди самостоятельные, уверенные в себе, хорошо ориентированные в новых условиях
социальной реальности, увлеченные, не имеющие проблем. Поэтому она должна по-новому взглянуть на свои задачи и возможности.
Одной из важнейшей для школы на современном этапе ее развития является задача, связанная с решением проблемы организации эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. Причем акцент должен быть сделан именно на профилактической работе, поскольку всегда легче что -либо предотвратить, чем исправлять уже допущенную ошибку [1, с. 62].
В деле обеспечения эффективной деятельности школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков очень важным направлением работы является прогнозирование девиантного поведения школьников.
Прогнозирование - это определение потенциальных возможностей развития явления на основе познания его природы, закономерностей, прошлого и настоящего состояния. Осуществляя прогнозирование девиантного поведения школьников, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении учащихся, с другой - уменьшают и нейтрализуют эти проявления [2, с. 57].
Цель прогнозирования девиантного поведения детей и подростков в школе -разработка модели поведения учащегося, в которой бы нашли отражение три вертикали: «вчерашнее», «сегодняшнее» и «будущее» состояние и линия поведения ребенка. На основе этой модели могут быть разработаны профилактические и коррекционные программы.
Разработанные модели не являются статичными, в них постоянно должны вноситься коррективы в зависимости от тех проявлений, которые мы наблюдаем у ребенка или группы детей, и соответственно необходимо вносить коррективы в профилактические и коррекционные программы.
Прогнозирование в условиях школы может быть следующих видов:
- прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения учащихся в целом или общее прогнозирование,
- прогнозирование индивидуальное, в отношении конкретного ученика,
- прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями.
Осуществляя прогнозирование общее, групповое или индивидуальное, мы
делаем подробный анализ факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение школьников. Большую роль в провоцировании девиантности играют факторы биопсихогенного характера: эмоциональные «всплески», неустойчивость взглядов, настроения, неспособность к объективной оценке себя, своего поведения и окружающей действительности, ситуативность мышления. Наличие подобных черт в структуре личности школьника указывает на возможность деформированного развития личности и проявления девиантности в поведении при неблагоприятных внешних и внутренних условиях [3, с. 48]. Эффективность работы в школе по изучению данной группы факторов зависит от взаимодействия и сотрудничества педагога и психолога. Наличие психических патологий у ребенка выявляют медицинские работники.
К прогностическим фактором относят также условия семейного воспитания. Семья играет огромную роль в формировании у ребенка механизмов социальной адаптации. Не существует такого типа воспитания в семье, который бы однозначно вызывал отклонения в поведении ребенка. Но семьи детей с девиантным поведением
имеют некоторые особенности. Родители в этих семьях обычно плохо знают своих детей, недостаточно хорошо понимают их чувства и состояние, уделяют им мало времени и внимания, не умеют управлять их поведением, практически не знают или мало знают их друзей и чем они занимаются в свободное время. Неблагоприятная семейная обстановка способствует нарушению процесса социализации школьника и приводит к накоплению в нем девиантного потенциала. В изучении семьи ребенка и организации работы с ней также важен комплексный подход. Только различные специалисты - учителя, в первую очередь классный руководитель, социальный педагог, психолог, школьный врач - могут достаточно полно изучить условия семейного воспитания ребенка и организовать работу с родителями.
Среди факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение детей и подростков, важное место занимает положение ребенка в группе. Изучая положение ребенка в группе, мы проводим анализ всех групп, в которые входит школьник. Это и учебный коллектив, и группы по интересам межличностного общения и т.д. Утрата ребенком комфортного положения в школьном коллективе приводит к тому, что он ищет ту группу, где эта комфортность будет присутствовать. Таким образом, с большой степенью вероятности можно прогнозировать, что нарушение отношений ребенка в учебной группе вызывает угрозу отклоняющегося от нормы поведения со стороны учащегося. Приоритет в изучении положения ребенка в учебной группе принадлежит педагогам, которые, взаимодействуя с психологами и социальными педагогами, разрабатывают программы помощи нуждающимся в ней учащимся. Все рассмотренные выше факторы находятся в тесной взаимосвязи. Для конкретного школьника или группы учащихся тот или иной фактор может являться доминирующим.
В профилактической деятельности образовательного учреждения усилия, прежде всего, направляются на раннее выявление неблагополучия и осуществление своевременной комплексной (социально-психолого-педагогической) помощи, а не на его последствия и проблемы, с которыми уже не в состоянии справиться общеобразовательное учреждение. Активными участниками процесса сопровождения становится семья ребёнка, которая берёт на себя ту часть ответственности за результат, с которой может справиться, и дополнительные образовательные учреждения, которые способны организовать досуг учащихся [4, с. 36].
Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача имеет своей целью совместное выявление проблем, возникающих у ребенка или группы детей в поведении, прогнозирование развития личности ребенка и его поведенческих проявлений, возможного развития группы школьников и организацию работы по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом:
Классный руководитель:
- является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками;
- делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию о ребенке;
- организует и координируеют комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников.
Социальный педагог:
- изучает жизнедеятельность ребенка вне школы;
- организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне;
- поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации;
- взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением.
Психолог:
- изучает личность учащегося и коллектива класса;
- анализирует адаптацию ребенка в среде;
- выявляет дезадаптированных учащихся;
- подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы;
- выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников;
- осуществляет психологическую поддержку в нуждающихся в ней детей.
Школьный врач:
- исследует физическое и психическое здоровье учащихся;
- организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;
- разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;
- взаимодействует с лечебными учреждениями.
Проведенный анализ психолого-педагогической и медицинской литературы позволили выделить ряд требований к педагогу, необходимых для эффективной работы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Когнитивный критерий:
- знание особенностей развития личности ребенка и формирования его индивидуальности;
- знание уровня развития современного общества;
- знание семей воспитанников и отношений в них;
- знание проблемы девиантного поведения детей и подростков и причин, его порождающих;
- знание особенностей распространения девиантного проявлений в своей школе;
- понимание причин отклоняющегося от нормы поведения детей и подростков на уровне школы.
Процессуальный критерий:
- умение проводить диагностическую работу;
- умение делать социологический анализ особенностей девиантного поведения и его причин на уровне школы;
- умение составлять научно обоснованный прогноз развития поведенческих проявлений на индивидуальном и групповых занятиях;
- навыки владения различными методами и формами профилактической и коррекционной работы.
Критерий психолого-педагогической комфортности отношений:
- гибкость ориентаций в складывающейся обстановке;
- творческий подход к решаемым задачам;
- учет в работе позиции ребенка, его желаний, потребностей и интересов;
- умение выстраивать отношения с детьми и их родителями на основе доверия, взаимопонимания, творческого диалога;
- реабилитация в работе социально-защитного подхода к ребенку и его семье;
- умение работать в комплексной группе специалистов по решению одной проблемы.
Действенно-практический критерий:
- умение анализировать получаемую о ребенке и его семье или группе детей информацию и организовать на ее основе работу;
- умение организовать профилактическую и коррекционную работу с опорой на активность детей и их родителей;
- обеспечение условий для успешной учебы школьника;
- организация досуга детей и их семей;
- обеспечение условий для сохранения и поддержания здоровья ребенка;
- активная позиция в защите прав школьников и их семей;
- умение разрабатывать и реализовывать программы профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками и оперативно вносить в них изменения в зависимости от меняющейся ситуации.
Представленные критерии и показатели отражают готовность педагога к эффективной деятельности в рамках общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков.
Литература:
1. Гилинский Я.И., Афанасьев В. С. Социология девиантного поведения. -СПб., 2003.
2. Девиантностъ и социальный контроль в России (XIX—XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. - СПб., 2009.
3. Клейнберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2001.
4. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-
психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 2000.
Literature:
1 . Gilinsky Ya.I. Afanasyev V. S. Sotsiologiya of deviant behavior. - SPb. 2003.
2 . Deviance and social control in Russia (the XIX—XX centuries): Tendencies and sociological judgment. - SPb. 2009.
3 . Kleynberg Yu.A. Psikhologiya of deviant behavior. - M, 2001.
4 . Kondratenko V. T. Deviant behavior at teenagers: Social
psychological and psychiatric aspects. - Minsk, 2000.