проблемы!
педагогического! образования!
1УДК 376 ББК 74.66
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ: ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Н. К. Бакланова, Д. А. Потапов, К. В. Бакланов
Аннотация. Статья посвящена проблеме профилактики девиантного поведения подростков. Проанализированы психологические причины деформации семейного воспитания в семьях группы риска, вызывающие девиантное поведение подростков. Рассмотрены виды профилактической работы, в том числе диагностика психического развития с целью определения факторов риска девиантного поведения, просветительская работа с родителями, консультативная работа с учителями и родителями по вопросам воспитания и обучения детей, психолого-педагогическое сопровождение подростков группы риска. Обоснован вывод о необходимости системного целостного подхода к решению проблемы профилактики девиантного поведения подростков и развития личности подростков, формирования у них позитивных личностных перспектив как основа профилактики девиантного поведения.
Ключевые слова: девиантное поведение, семья, подростки группы риска, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая поддержка, развитие личности подростков, формирование позитивных личностных перспектив.
TEENAGERS' DEVIANT BEHAVIOUR: PREVENTION BASES
N. K. Baklanova, D. A. Potapov, K. V. Baklanov
Abstract. The article considers the issue of teenagers' deviant behavior prevention. Psychological reasons of deformation of family upbringing in the risk group families that can cause deviant behavior are analyzed. Several kinds of prevention work are analyzed including the diagnosis of mental development in order to identify risk factors for deviant behavior, educational work with parents, advisory work with teachers and parents on the issues of upbringing and education of children, psychological and pedagogical support for teenagers at risk. The authors come to a well-grounded conclusion about the necessity of systematic holistic approach to the issue of teenagers' deviant behavior and the development of their personality, to the formation of positive personal perspectives as the basis for deviant behavior prevention.
Keywords: deviant behavior, family, risk group teenagers, psychological and pedagogical assistance, psychological and pedagogical support, development of teenager's personality, formation of positive personal perspectives.
Йевиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от правовых, моральных, возрастных и других норм и стан, принятых обществом. Типами девиантного поведения являются аддиктивное, делинк-
вентное, психопатическое, патохарактерологи-ческое, поведение на базе гиперспособностей.
Существует весьма значительный перечень видов девиантного поведения. Так, Н. А. Рождественская выделяет 16 видов. Среди них: химическая за-
висимость, виктимное поведение, буллинг, воровство, лживость, депрессии и суицидальное поведение, сексуальные нарушения, любовная зависимость и др. Такое количество отклонений в поведении подростков подчеркивает актуальность проблемы его профилактики. Особо настораживают данные по самоубийствам среди несовершеннолетних. В 2017 г. их количество увеличилось на 57% по сравнению с 2015-2016 гг. При этом в качестве основных причин суицидов на первом месте - отношения с родителями, далее - неразделенная любовь, депрессия и социальный пессимизм.
Семья, как известно, играет ведущую роль в воспитании и развитии личности ребенка. Полноценная реализация функций семьи является условием благополучного психического и умственного развития детей. Особенности семьи: состав (полная или неполная, многодетная или однодетная и др.), структура семейных отношений оказывают влияние на формирование личностных особенностей ребенка. Семейное воспитание является воспроизведением в детях родительских духовно-нравственных ценностей. Стили семейного воспитания (авторитарный, демократический, попустительский), различные типы семей, семейные отношения влияют на воспитание детей, их психическое развитие. Девиантное поведение детей имеет место в основном в неблагополучных семьях (хотя встречается и в благополучных). Неблагополучную семью (семью группы риска) характеризуют эмоциональное отчуждение между родителями и детьми, элементы насилия в отношении к детям, агрессивные формы общения, неблагоприятный психологический климат.
Основными психологическими причинами деформации семейного воспитания в семье группы риска являются: отсутствие взаимопонимания, отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения родителей (и прежде всего, матери) с ребенком, теплоты и ласки по отношению к нему, разрыв семейных связей. Причинами разрыва семейных связей между детьми и родителями могут быть: сверхзанятость родителей; конфликтная ситуация в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия); отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в воспитании детей; незнание и непонимание возрастных и ин-
дивидуальных особенностей детей, в том числе особенностей подросткового возраста.
Подростковый возраст - возраст перехода от детства к взрослости. В психологических особенностях возраста отражается анатомо-физиологи-ческая перестройка организма подростка. Развитие психики подростка в этот период (интеллектуализация восприятия, памяти, развитие абстрактно-логического мышления, развитие воли, эмоциональное развитие), физическое и половое развитие определяют противоречия психического развития данного возраста, которые необходимо учитывать в воспитании. На этот возраст приходится возникновение потребности в самооценке и начало развития самосознания. Появляется самооценка. При этом в 12-13 лет у подростков имеет место самонеприятие, самоотвержение.
Основным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Возникающие в этот период конфликты со взрослыми вызваны их непониманием того, что подросток хочет быть самостоятельным, жить в соответствии с собственным (хотя и несовершенным) пониманием жизни. Родители требуют подчинения, у ребенка возникает протест и отчуждение. Общение родителей с ребенком должно строиться как дружеское взаимодействие, сотрудничество.
Общение в развитии психики подростка имеет важное значение. Свои психологические особенности имеет общение со сверстниками. Стремление к самоутверждению пронизывает межличностные отношение подростков в среде сверстников. Важно использовать это стремление для привлечения коллективного мнения в воспитательной работе. Организация развития в коллективе и через коллектив является обязательным условием воспитания подростков в социально ценном направлении.
Профилактика девиантного поведения осуществляется с подростками, не имеющими отклонений в поведении. Это подростки, у которых риск девиантного поведения отсутствует, и подростки, у которых риск девиантного поведения уже возник. По данным исследователей, профилактика, осуществляемая школьными психологическими службами, включает следующие виды профилактической работы:
1. Диагностика психического развития с целью определения факторов риска девиант-ного поведения.
2. Развитие психических свойств подростков.
3. Психологическое сопровождение подростков группы риска.
4. Просветительская работа с родителями.
5. Консультативная работа с учителями и родителями по вопросам воспитания и обучения детей [1, с. 82].
В определении факторов риска девиантного поведения признаком девиаций является любое резкое изменение психического состояния и поведения подростка. Это сигнал тревоги для родителей и учителей. Диагностика психического развития с целью определения факторов риска девиантного поведения включает изучение детско-родительских взаимоотношений, выявление ведущих паттернов поведения членов семьи, определенных потребностей, мотивов и чувств подростка (страхи, опасения, осознание собственной вины и т. д.), актуальных проблем, волнующих ребенка. Методами диагностики являются наблюдение, эксперимент, опрос, тестирование, проективные методики, анализ документации. Могут быть использованы проективная методика «Рисунок семьи», методика «Незаконченные предложения», опросник агрессивности Басса - Дарки.
Развитие психических свойств подростков предполагает формирование психических функций, умений, навыков и качеств личности, ослабленных в силу особенностей социальной среды или заболевания, но необходимых для успешной самореализации личности. Профилактика включает общее знакомство с психологией как наукой, которое расширяет знания подростка о психологии, психологах, методах психодиагностической работы, о необходимости психолога для него самого, который позволяет ему лучше познать самого себя, облегчает взаимопонимание со сверстниками и взрослыми, способствует эффективному общению, облегчает выбор профессии, укрепляет семейные взаимоотношения и др. Профилактика предполагает также формирование правовых знаний, знакомство детей с правами ребенка, закрепленными в Конституции РФ, в том числе с правом на труд. Информация о правах, обязанностях и последствиях невыполнения этих обязанностей обеспечивает ориентацию подростков в юридических вопросах [2].
Важное значение в профилактике девиант-
ного поведения в процессе развития личности подростков имеет включение их в позитивную деятельность и общение; знакомство с миром профессий, профориентация.
«Богатым потенциалом в плане развития личности обладает искусство. Из всех видов искусств музыка является одним из самых действенных благодаря специфичности своего образного языка... На возможности театрального искусства как средства воспитания детей и подростков указывали. А. С. Макаренко, И. А. Су-хомлинский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский» [1, с. 79]. Наши исследования показали, что «творческая музыкальная деятельность. является эффективным методом творческого развития личности» [1, с. 99]. Об образовательно-воспитательном потенциале, коррекционной и психотерапевтической функции музыкально-творческой деятельности пишет Г. Ш. Баянова [3, с. 97].
Результатом работы по развитию личности подростков, составляющим основу профилактики девиантного поведения, должно стать формирование у них позитивных личностных перспектив, образующих для подростков личностный смысл. Излагая концепцию разрабатываемой им педагогики удивления, П. А. Степичев приводит слова В. А. Сухомлинского «Очень важно, чтобы первым изумлением, первым откровением, пережитым человеком, была мысль: это сделал я, своими собственными усилиями, этого достиг я своим разумом» [4, с. 39-40].
Для групповой и индивидуальной работы с девиантными подростками используются лекционные формы: лекции-беседы, дискуссии, а также деловые игры, тестирование, тренинги, психологические упражнения, анализ ситуаций. В содержание внеурочных мероприятий в школе включают тематические классные часы.
Создание условий для развития личности подростков группы риска - цель психолого-педагогической поддержки. Одним из видов психолого-педагогической поддержки подростков является психолого-педагогическое сопровождение. В определении понятия «сопровождение» в настоящее время нет единого мнения. К. В. Бакланов и Д. А. Потапов определяют психологическое сопровождение как особый вид недирективного межличностного взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, преследующий цель активизации внутренних ресурсов развития лич-
ности последнего; как оказание помощи и поддержки развивающейся личности на определенном этапе ее жизненного пути; как технологию, создающую комфортные условия для развития личности. Сущность психологического сопровождения состоит в его недирективности, необязательности для сопровождаемого, добровольности и полной свободе последнего в обращении за помощью [5, с. 6]. Методика психолого-педагогического сопровождения представляет собой процесс стимулирования потребностей подростков к самопознанию и самосовершенствованию, содействия развитию личности.
Психолого-педагогическое сопровождение как использование результатов диагностики для построения развивающей работы с подростками группы риска; разработка и применение специальных и обучающих программ, психотренингов, игровых и учебных ситуаций; реализация гуманистического подхода, выражающегося в организации сотрудничества, содействия в решении проблем подростков, обеспечивает эффективность процесса социализации. Просветительская работа с родителями, являющаяся важным видом профилактической работы, осуществляется в процессе пропаганды психолого-педагогических знаний; знакомства родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей; пропаганды ненасильственного воспитания. Обучение общению; повышение коммуникативной компетенции родителей способствуют выбору правильного способа общения с детьми. В процессе психолого-педагогического просвещения родителей могут быть использованы материалы научной и популярной литературы, лекции, групповые и индивидуальные беседы, тематические родительские собрания, сюжетно-ролевые игры.
Профилактическая работа с подростками группы риска включает также консультативную работу с учителями и родителями по вопросам воспитания и обучения детей, которая способствует разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе, восстановлению общения с родителями и одноклассниками, взаимодействия с учителями.
Профилактика девиантного поведения подростков разрабатывается практическими психологами, осуществляется школьными психологами, в центрах социальной помощи семье и детям, учреждениях социального обслуживания семьи и детей. Однако проблема профи-
лактики девиантного поведения пока должным образом не решена. Психологи, педагоги, социологи, юристы, психиатры, занимающиеся этой проблемой, разъединены. Необходим системный целостный подход к ее решению.
Системный целостный подход требует объединения, интеграции и гармонизации усилий всех социальных институтов, воздействующих на личность, и позволяет рассмотреть его как целостную систему, а организующие его социальные институты - семью, школу, другие образовательные, социальные, культурно-досуго-вые, оздоровительные учреждения - как звенья, компоненты, части единой системы [2; 6, с. 54].
В заключение подчеркнем, что основой профилактики девиантного поведения должно стать развитие личности подростков, формирование у них позитивных личностных перспектив, образующих для подростков личностный смысл.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакланова Н. К., Данилова Л. В. Творческое развитие детей в процессе музыкальной деятельности // Искусство и образование. -2017. - № 3 (107). - С. 78-100.
2. Бакланова Н. К., Бакланов К. В. Научная авторская школа «Профессиональное мастерство и успешность деятельности специалиста педагогического профиля» // Искусство и образование. - 2017. - № 4 (108). - С. 94-104.
3. Баянова Г. Ш. Формирование культуры здорового образа жизни у обучающихся детской школы искусств // Искусство и образование.
- 2016. - № 6 (104). - С. 96-106.
4. Степичев П. А. Игровые технологии в контексте концепции педагогики удивления // Искусство и образование. - 2017. - № 4 (108). - С. 35-43.
5. Бакланов К. В., Потапов Д. А. Система психологического сопровождения развития креативности будущих педагогов // Bulletin of the International Centre of Art and Education.
- 2016. - № 2. URL: http://www.art-in-school. ru/bul/2_2016_Potapov.pdf (дата обращения: 12.04.2018).
6. Бакланова Н. К. Системный подход к предупреждению агрессивного поведения школьников // Социальное воспитание: системный подход: сб. науч. ст. / под ред. А. В. Иванова.
- М.: ИТД «Перспектива», 2016. - С. 51-58.
7. Журавлева Е. А. Методы диагностики и профилактики насилия в семье подростка // Социальное обслуживание. - 2009. - № 3. -С.39-44.
8. Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учеб. пособие. - М.: Генезис, 2015. - 216 с.
REFERENCES
1. Baklanova N. K., Danilova L. V. Tvorcheskoe razvitie detey v protsesse muzykalnoy deyatel-nosti. Iskusstvo i obrazovanie. 2017, No. 3 (107), pp. 78-100.
2. Baklanova N. K., Baklanov K. V. Nauchnaya avtorskaya shkola "Professionalnoe masterstvo i uspeshnost deyatelnosti spetsialista peda-gogicheskogo profilya". Iskusstvo i obrazovanie. 2017, No. 4 (108), pp. 94-104.
3. Bayanova G. Sh. Formirovanie kultury zdoro-vogo obraza zhizni u obuchayushchikhsya dets-koy shkoly iskusstv. Iskusstvo i obrazovanie. 2016, No. 6 (104), pp. 96-106.
4. Stepichev P. A. Igrovye tekhnologii v kontekste kontseptsii pedagogiki udivleniya. Iskusstvo i obrazovanie. 2017, No. 4 (108), pp. 35-43.
5. Baklanov K. V., Potapov D. A. Sistema psikho-logicheskogo soprovozhdeniya razvitiya kreativnosti budushchikh pedagogov. Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2016, No. 2. Available at: http://www.art-in-school.ru/bul/2_2016_Potapov.pdf (accessed: 12.04.2018).
6. Baklanova N. K. Sistemnyy podkhod k predu-prezhdeniyu agressivnogo povedeniya shkol-nikov. In: Ivanov A. V. (Ed.) Sotsialnoe vospita-nie: sistemnyy podkhod: coll. of scient. works. Moscow: ITD "Perspektiva", 2016. Pp. 51-58.
7. Zhuravleva E. A. Metody diagnostiki i profilak-tiki nasiliya v semye podrostka. Sotsialnoe ob-sluzhivanie. 2009, No. 3, pp. 39-44.
8. Rozhdestvenskaya N. A. Deviantnoe povedenie i osnovy ego profilaktiki u podrostkov: ucheb. posobie. Moscow: Genezis, 2015. 216 p.
Бакланова Наталья Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогической, возрастной и социальной психологии Института психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Почетный работник высшего профессионального образования РФ, действительный член (академик) Международной академии наук педагогического образования
e-mail: nkbaklanova@mail.ru
Baklanova Natalia K., ScD in Education, Professor, Pedagogical, Age and Social Psychology Department, Institute of Psychology, Sociology and Social Relations, Moscow City University (MCU), Academician, International Teacher's Training Academy of Science, Honored Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation e-mail: nkbaklanova@mail.ru
Потапов Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель Главного редактора журнала «Искусство и образование», ООО «Международный центр «Искусство и образование» e-mail: dimacreator@mail.ru
Potapov Dmitry A., Potapov Dmitry A., PhD in Education, associate professor, Deputy Chief Editor, Journal "Art and Education", international Centre "Art and Education" e-mail: dimacreator@mail.ru
Бакланов Константин Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент Института модернизации образования ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» e-mail: k.v.baklanov@yandex.ru
Baklanov Konstantin V., PhD in Education, associate professor, Institute of Modernization of Education, Moscow Region State University
e-mail: k.v.baklanov@yandex.ru