УДК 37.017.32
Lopoukha T.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: lopoukha@yandex.ru
Volodin R.V., listener, Combined Arms Academy of the Armed Forces of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: rvvolodin@yandex.ru
Razgonov V.L., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: vlrazgonov@yandex.ru
Suslov D.V., Cand. of Sciences (Military Studies), Head of Department, Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia), E-mail: sdv1968@yandex.ru
PROFESSIONAL EDUCATION OF COURSES OF MILITARY UNIVERSITY IN THE IDEAS OF PATRIOTISM AND VALUES OF RUSSIAN OFFICIALS. The article analyzes the development of a problem of professional education in contemporary pedagogical science. It is concluded that there is no single approach to determine its basics and contents. There is a need to create a system of professional education that corresponds to modern conditions. A model of such system is proposed in the research work. The need for a balanced use of traditional and innovative methods is noted. The ideological and value bases have a special significance in professional education, the basic part of which is proposed by the authors.
Key words: professional education of cadets, basics of professional education, contents of professional education of cadets, ideological and value bases of professional education.
Т.Л. Лопуха, канд. пед. наук, зав. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, Е-mail: lopoukha@yandex.ru
Р.В. Володин, майор, слушатель Общевойсковой академии вооруженных сил Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: rvvolodin@yandex.ru
В.Л. Разгонов, канд. пед. наук, генерал-майор, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, Е-mail: vlrazgonov@yandex.ru
Д.В. Суслов, канд. воен. наук, полковник, начальник каф. тактики, Новосибирское высшее военное командное училище, г. Новосибирск, Е-mail: sdv1968@yandex.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ НА ИДЕЕ ПАТРИОТИЗМА И ЦЕННОСТЯХ РОССИЙСКОГО ОФИЦЕРСТВА
В статье анализируется развитие проблемы профессионального воспитания в современной педагогической науке. Делается вывод о том, что единого подхода к определению его сущности и содержания нет. К настоящему времени его идейно-ценностные установки, без которых воспитание невозможно, находятся в стадии становления. Существует необходимость в создании системы профессионального воспитания, соответствующей современным условиям. Модель такой системы предлагается в работе. Отмечена необходимость сбалансированного использования в ней традиционных и инновационных методов. Особую значимость в профессиональном воспитании имеют идейно-ценностные основы, базовая часть которых предложена авторами.
Ключевые слова: профессиональное воспитание курсантов, сущность профессионального воспитания, содержание профессионального воспитания курсантов, идейно-ценностные основы профессионального воспитания.
В современных условиях нарастания военных угроз России профессиональное воспитание будущих офицеров приобретает особую значимость. Говоря об этом, Президент России В.В. Путин отметил: «Офицерский корпус - особое воинское сообщество, сплоченное общими задачами защиты Родины и духовными ценностями...» [1].
Вопросы воспитания будущих офицеров достаточно глубоко рассматривались в трудах П.Н. Краснова, М.Н. Драгомирова, П. Ольховского, А.А. Керсновского, А.В. Суворова, А.М. Вер-ховского, П.А. Румянцева, А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, И.А. Алехина и др. При этом постановка проблемы профессионального воспитания офицеров только входит в научное поле военной педагогики. Не существует общепринятого определения сущности и содержания феномена профессионального воспитания, его отдельные направления сегодня только вводятся в исследовательскую деятельность.
Сегодня особую значимость приобретают определение сущности профессионального воспитания будущих офицеров в военных вузах, объективный научный поиск его идейно-ценностных оснований.
В советской военной педагогике проблема профессионального воспитания будущих офицеров прямо не ставилась. Анализ научных источников, учебной и методической литературы советского периода свидетельствует о том, что оно рассматривалось как морально-политическая и психологическая подготовка курсантов, их воспитание и самовоспитание на идеях и ценностях марксизма-ленинизма как методологических основах советской военной школы. Его военно-теоретической основой являлись советская военная доктрина и советская военная наука [2].
Воспитание в советских военных вузах было направлено на формирование качеств командира, умелого защитника своей социалистической Родины [3, с. 129]. Анализ широкого круга
источников показывает, что воспитание будущих офицеров Советской армии имело целью формирование у них военно-профессиональных качеств, коммунистического мировоззрения и смысложизненных ценностей. Оно включало: мировоззренческое и атеистическое, морально-политическое, военно-профессиональное, нравственное, правовое, эстетическое, экономическое и экологическое воспитание и систему формирования военно-профессиональной направленности [2, с. 73-80].
В ходе осуществления демократических перемен в России в 90-е годы XX века идейно-ценностная основа воспитания курсантов военных вузов была разрушена. В настоящее время основные руководящие документы определяют цель воспитания как «формирование и развитие у военнослужащих качеств и отношений гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной разносторонне развитой личности» [4, с. 293]. При этом профессиональными являются качества, включенные в процесс служебной деятельности и характеризующие военнослужащего как военного профессионала. Профессиональное воспитание курсантов многопланово. Оно включает в себя государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, эстетическое, физическое, экономическое и экологическое воспитание [5, с. 77].
В 2002 году Президент РФ утвердил программу перехода всех воинских формирований на единую систему воспитания [4, с. 105]. В 2004 году была принята «Концепция воспитания военнослужащих вооруженных сил РФ», определяющая его сущность, виды, цели и задачи [6]. В ходе приведения А.В. Сердюковым структуры ВС РФ к «новому облику» структуры воспитательной работы были свернуты, уровень воспитания военнослужащих существенно снизился, что привело к росту негативных проявлений среди военнослужащих. С приходом к руководству ВС РФ С.К. Шойгу началось восстановление воспитательных структур,
которые по сегодняшний день не обеспечены квалифицированными кадрами офицеров по работе с личным составом.
Непрофессиональное реформирование системы военного образования А.В. Сердюковым и Е. Приезжевой привело к глубокому упадку военного образования, следствиями которого стали дефицит офицерских кадров в войсках и снижение их идейно-профессионального уровня. Существует объективная потребность в научном осмыслении проблемы профессионального воспитания офицеров и его идейно-ценностных основ.
В военной педагогике профессиональное воспитание курсантов военных вузов рассматривается как «процесс формирования активного и сознательного гражданина и защитника Родины, всесторонне и гармонически развитой личности» [7, с. 70]. Оно имеет системно-комплексный характер и строится на идеях и ценностях государственного патриотизма, который Президент России В.В. Путин назвал национальной идеей, ценностях многонационального российского народа и традициях российского офицерства.
Формируя личность курсанта и развивая в нем комплекс качеств гражданина-патриота и защитника Отечества, профессиональное воспитание является воспитанием в широком смысле слова, равным по содержанию их социализации. В узком смысле профессиональное воспитание формирует и развивает у обучаемых качества и компетенции, необходимые для успешной слу-жебно-боевой деятельности на конкретных офицерских должностях. Кроме военно-профессиональных компетенций в ходе профессионального воспитания формируются присущие офицерской специальности качества и профессиональные ценности. По мнению российских военных педагогов, профессиональная компетентность офицера проявляется только в единстве с его ценностями, при глубокой личной заинтересованности в военно-профессиональной деятельности [4, с. 435].
Выделенное по профессиональной принадлежности воспитание курсантов как будущих офицеров является профессиональным воспитанием [7, с. 97]. Включая в себя ранее охарактеризованные виды воспитания, профессиональное воспитание курсантов военных вузов представляет собой процесс системного целенаправленного педагогического воздействия на обучаемых с целью формирования у них военно-профессиональных компетенций и личностных качеств офицера российской армии на идеях и ценностях государственного патриотизма.
Отметим, что единого понимания сущности профессионального воспитания в педагогической науке нет. В качестве сущности профессионального воспитания могут пониматься как целенаправленный и системный процесс формирования и развития личности курсантов, побуждение к самовоспитанию качеств, необходимых для профессиональной деятельности [8], так и определенная педагогическая система, в которой выступают в единстве профессиональное обучение, воспитание и развитие курсантов, обеспечивающая формирование профессионально-важных качеств, высокой нравственности и культуры поведения [9].
В других работах профессиональное воспитание предстаёт как сложный педагогический процесс, включающий анализ личности воспитуемых, уяснение задач и постановку целей воспитания, разработку программы воспитания и коррекцию профессионально важных качеств курсантов [10].
Аналогичны подходы к определению сущности профессионального воспитания в системе профессионального образования в гражданских вузах. Здесь подходы варьируются от определения профессионального воспитания как организованного процесса педагогического влияния на становление профессионально ориентированной личности [11], определения его в качестве плановой, систематической работы, нацеленной на приобретение выпускником необходимых характеристик профессии, необходимых сущностных характеристик профессии и высоких морально-этических качеств [12].
В более общем виде профессиональное воспитание здесь предстает как формирование профессиональных и личностных качеств, навыков, способов и стратегий профессиональной культуры - основы для решения социальных и профессиональных задач [13].
Как уже отмечалось, военная педагогика относит к профессиональному все воспитание военнослужащих, поскольку оно проводится непосредственно в процессе служебной деятельности и направлено на формирование качеств военнослужащих, необходимых для успешной военно-служебной деятельности.
Это не противоречит подходу, представленному в ряде исследований, к профессиональному воспитанию как воспитанию в широком смысле слова, включая использование воспитывающего характера обучения, саморазвития. В таком виде оно предстает как «сложный процесс воздействия на личность, ее мастерство, нравственный облик, интересы, способствует умственному развитию, охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки» [13, с. 15 - 16].
Вышесказанное, на наш взгляд, вполне отчетливо представляет отсутствие единого подхода не только к определению сущности, но и целей, задач, направлений профессионального воспитания.
Вместе с этим вполне очевидны общие моменты в понимании:
- влияния профессионального воспитания на все компоненты личности будущего специалиста;
- его системообразующей роли в формировании профессионально ориентированной жизненной стратегии;
- профессионального воспитания как системы формирования профессионально необходимых качеств личности и основы формирования её профессиональных ориентаций;
- того, что профессиональное воспитание формирует ценностные отношения к профессиональной деятельности, понимание ее общественной миссии.
Перечисленное выше делает наиболее адекватной формулировку, представляющую профессиональное образование как «целенаправленный процесс, способствующий формированию личности обучающихся в учреждениях профессионального образования, подготовке их к активной профессиональной деятельности, развитию профессионально важных качеств (только сформировав их в себе, специалист становится профессионалом). К основным компонентам профессионального воспитания можно отнести: мотивацию учащихся к глубокому освоению выбранной профессии, потребности в самопознании и самосовершенствовании; формирование профессиональной направленности в системе личностных ценностей, осознание своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению профессиональных обязанностей» [13, с. 16]. Таким образом, профессиональное воспитание предстает как процесс и система, представляющая собой совокупность компонентов, достаточно самостоятельных и вместе с тем в единстве обеспечивающих новое, более высокое качество формирования профессионально необходимых качеств специалиста.
Особенности сущности и содержания профессионального воспитания курсантов военного вуза позволяют сконструировать его модель, представленную на рис. 1.
Рассматривая истоки и идейно-ценностные основания профессионального воспитания российских офицеров, необходимо отметить, что формирование российской военной школы прочно связано с деятельностью Петра I. Именно он создал первые военно-образовательные заведения по подготовке офицерских кадров и положил начало становлению системы их профессионального воспитания на идее защиты Отечества и ценностях офицерской социально-профессиональной группы.
В Артикуле воинском Петр I подробно определил особенности военно-профессиональной деятельности офицерского состава и обязанности должностных лиц в интересах службы «его царского величества, яко самовластного монарха от своих государств и земель» [14, с. 171]. Офицерской службе был придан государственный характер словами царя о том, что сражаются офицеры «за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь» [15, с. 28].
Особое значение император придавал формированию у обучающихся в военно-учебных заведениях дворян навыков высокой бытовой культуры. Его переводной сборник «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению» только при жизни выдержал три издания [15, с. 36-37]. Соблюдение правил поведения офицером в быту было условием успешного продвижения его по службе. Таким образом, изначально формировались идейно-ценностные основы профессионального воспитания в военно-учебных заведениях - государственный интерес, защита православной веры, Отечества - как высшая ценность, ответственность перед родом, ценность высокой культуры. На этой основе развитие профессионального воспитания офицеров шло в досоветский период, дополняясь развитыми традициями офицерской дворянской сословной группы, которые наиболее полно описаны в произведениях А.И. Куприна, П.Н. Краснова, П.И. Игнатьева [16].
Государственный заказ: военный специалист
1
ФГОС, KT, ООП
Цель: формирование и развитие качеств и отношений гражданина-патриота. военного профессионала, высоконравственной личности на идее патриотизма н ценностях российского офицерства
Методологическая основа: аксиологический, системный, деятельностный подходы
1
Принципы: гражданско-патриотической и профессиональной направленности, воспитания в деятельности, воспитания в коллективе, сочетания высокой требовательности с уважением к курсантам, индивидуальности и дифференцированного подхода, единства теории и практики, согласованности и преемственности воспитания, комплексного подхода, социальной мобилизации
>
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК
1
ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ профессионального обучения и воспитания будущего военного специалиста
1 V 1
Концепция профессиональног о воспитания вуза Основные задачи професс иональп ого воспитания Виды профессионального воспитания
i
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ: профессиональная образовательная среда вуза, взаимодействия в учебной и воспитательной деятельности и общение в процессе учебной и внеучебной деятельности, воспитательная работа,
психолого-педагогическая подготовка субъектов,
патриотнзация воспитания,
обращение к традициям российсгого офицерства
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
* 1 г
Профессионально-ориентнрующнй
Формнрующе-прсобр^зующнй
Рефлексивно-развнвающий
Z
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК
КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
1 I 1 г
Когнитивный
Ценностно-мотивацнонный
JL
Оцсночно-рефлексивный
Деятельностный
>
УРОВНИ
ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
недопустимый
X
критическим
допустимым
оптимальным
Корректировка
РЕЗУЛЬТАТ восп и та н ноет ь п рофссс но нал ьн ы х _качеств курсантов_
Рис. 1. Модель профессионального воспитания курсантов военных вузов
Осуществляемое таким образом профессиональное воспитание в основном обеспечивало качественную подготовку офицерского состава. Вместе с этим уже во второй половине XIX века в воспитании офицеров возникли серьезные проблемы, ставшие одной из важных причин поражения России в крымской (1853-1856 гг.), русско-японской (1904-1905 гг.) и Первой мировой (1914-1918 гг.) войнах. Эти причины в основном сводятся, по мнению современников указанных событий, к несоответствию идей и ценностей российского государства новым социально-экономическим реалиям, отсутствию системы государственно-патриотического воспитания народа. Отмечались негативные последствия воспитания офицеров как не рассуждающих исполнителей, порождающие безынициативность и отсутствие связи уровня профессиональной подготовки с продвижением по службе.
Исторический опыт свидетельствует о том, что выдающиеся военачальники и военные педагоги прошлого достаточно консолидированно выделяли в качестве истоков профессионального воспитания российских офицеров, заложенные Петром I и развитые выдающимися полководцами его военной школы (П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.Н. Кутузов, Г.А. Потемкин, М.И. Драгомиров, Д.А. Милютин и др.), основы русской победной военной школы, патриотизм народа, традиции русского офицерства, систему воспитания личного состава на идеях и ценностях российского патриотизма, изучение военной истории, российский этнический менталитет, религиозную и светскую веру, красоту российской природы, культурно-образовательное пространство военно-учебных заведений.
Законодательство о военной службе и основные руководящие документы Министерства обороны РФ относят государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в разряд приоритетных направлений профессионального воспитания, закрепляют обязательность формирования у них качеств патриота Отечества [17; 18; 19].
Вместе с тем, как свидетельствует ряд исследований проблемы профессионального воспитания военнослужащих и гражданской молодежи, в современной России отсутствуют условия для самогенерации патриотизма. Это связано, во-первых, с разрушением в 1991 году СССР, во-вторых, с получением его населением глубокой психологической травмы, утратой ценностных смысложизненных ориентиров, победой Запада в «холодной войне», в-третьих, глубокой деструкцией института воспитания в связи с утратой идеологии и ценностей государства, упадком морального духа нации [20; 21; 22; 23]. Утратив цели общественного развития, постсоветская Россия долго и мучительно определяла свою геополитическую стратегию на путях «вхождения в мировую цивилизацию». Итогом стала глубокая деградация экономики, армии, образования, науки, населения, которую с трудом преодолевают современные государство и общество. В начале 2000-х годов геополитическая обстановка в мире существенно осложнилась. После разрушения Всемирного торгового центра в Нью-Йорке госсекретарь К. Райс и директор ЦРУ Д. Вул-си объявили в 2001 году о вступлении США в IV мировую войну. Цель была вполне понятной - ускорение процесса глобализации силовыми средствами и закрепление гегемонии США в современном мире. Следствием стали «переформатирование» Большого Ближнего Востока, овладение плацдармом в Афганистане для дальнейших действий в Центральной Азии, в последующем создание «междуморья» - санитарного кордона против России на границе с Европой, для чего была использована территория Украины и государств Прибалтики.
В условиях роста военной опасности руководством нашего государства постулируется необходимость профессионального воспитания военных кадров на основе патриотизма. Отметим при этом, что патриотические качества молодежи, включая курсантов военных вузов, находятся у опасной черты.
Наиболее характерны показатели опросов молодежи, студентов и курсантов по проблеме патриотического поведения. В ходе опросов в 2010-2012 годах были выявлены ориентации значительного числи опрошенных на достижение благополучия криминальным путем, аморализм, допущение на определенных условиях измены Родине. Отметим при этом, что сказанное выявляет общие тенденции, существующие в современной молодежной среде. Подобные результаты исследования ценностей современной молодежи представлены в солидном исследовании Л.Г. Гусляковой, которое проводилось более 10 лет [24].
Сказанное свидетельствует о том, что в таких обстоятельствах традиционные способы профессионального воспитания
не срабатывают, необходим поиск новых путей, выявление и обоснование оптимальных условий успешности управления профессиональным воспитанием курсантов военных вузов.
Для выявления путей и условий успешности при его организации необходимо найти «первоисточник», начало патрио-тизации военачальников России в культурно-исторической ретроспективе. Л.Н. Джуринский в «Истории педагогики древнего и средневекового мира» пишет, что у народов России наличие агрессивных соседей, частые войны объективно формировали особый, патриотический тип сознания [25]. Россия вела многочисленные оборонительные войны, несла в них многочисленные потери. Изучение их истории, опыта войн и победных выдающихся сражений древности стали одним из источников профессионального воспитания офицеров. Особую значимость здесь имело изучение деятельности великих полководцев, их опыта героического служения Отечеству. В качестве основного средства воспитания офицеров это рекомендовали делать А.В. Суворов и Наполеон Бонапарт [26, с. 29]. В допетровский период развития военной организации само понятие «патриотизм» в современном смысле отсутствовало, по сути, любовь к Отечеству, верность руководителю государства, готовность к защите родной земли формировали ратников Святослава, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного как воинов-патриотов [27; 21]. Возникала особая военно-профессиональная культура, которая, органично сочетаясь с существующими в культуре русской цивилизации приоритетами обеспечения безопасности, определенными исторически, формировала средовые факторы социализации командных кадров армии России в духе преданности вере, царю и Отечеству.
Особая роль в передаче военного профессионализма средствами воинской культуры (книги, образцы документов, оружия, мощи воинов, причисленных к лику святых) принадлежит созданию коллекций оружия (создаются с XII века). После победоносных войн вошло в обычай проводить выставки военных трофеев, в настоящее время существует развитая сеть музеев в Вооруженных силах России, которая используется в профессиональном воспитании военнослужащих в качестве субъекта воспитания [28; 29].
Во второй половине XIX века наблюдается существенный рост издания военно-исторической, служебной, статистической литературы для офицеров. Но недостаток педагогической подготовки командования заменял возможности её изучения, по словам видного военного педагога М.А. Уварова, «чтением вслух уставов, инструкций, «опытов командования» [26, с. 28].
Вторым источником профессионального воспитания офицеров российской армии являются официальные требования к их патриотическим качествам действующего законодательства и ведомственных нормативных документов. В Законе «О воинской обязанности и военной службе» закреплено требование к военнослужащим по развитию патриотических качеств [17].
Общевоинские уставы ВС РФ в ст. 18 определяют, что: «Военнослужащий обязан проявлять патриотизм» [19, с. 13]. Требования к формированию патриотических качеств будущих офицеров в период обучения в военном вузе закреплены в ряде ведомственных нормативных документов, учебной и методической литературе. Так, в соответствии с положениями теории профессионального воспитания военнослужащих, изложенной в учебном пособии под ред. И.А. Алехина, государственно-патриотическое воспитание выделяется как отдельное направление воспитания, патриотическая, военно-профессиональная и социально-ценностная направленность воспитания - как его принцип [30, с. 155], а развитое чувство патриотизма - как ведущее качество офицера [30, с. 333]. Учебные пособия «Теория и практика воспитания военнослужащих» [31, с. 84] и «Теория и практика воспитательной работы» [32, с. 14] рассматривают государственно-патриотическое воспитание как главный фактор формирования офицера как человека-патриота, гражданина с развитыми патриотическими убеждениями, чувствами, готовностью к активным действиям для защиты интересов России.
Сказанное свидетельствует о том, что патриотическая идея, ценности, их нормативное закрепление на уровне идеологических установок и ценностей военных кадров создают тот ряд ценностей, которые, будучи интериорированными в процессе профессионального воспитания, становятся идейно-ценностными основами профессионального воспитания.
Идейно-ориентированное профессиональное воспитание курсантов обеспечивает интериоризацию ими ценностей российского офицерства и формирование на их основе профессио-
нально необходимых качеств. Совокупность усвоенных ценностей обеспечивает формирование ценностных ориентаций как мировоззренческих ориентиров профессиональной деятельности, регуляторов и мотивов поведения будущих офицеров. К ним относятся, на наш взгляд, национальная идея патриотизма, идеалы военно-профессиональной деятельности офицерства, устойчивые в своей основе, дополняемые сообразно меняющимся культурно-историческим реалиям. Особенно это относится к ценностям офицерства, базовые идеи, ценности и социальные задачи которого мало подвержены сиюминутным переменам.
К идейно-ценностным основам современного профессионального воспитания необходимо, на наш взгляд, отнести:
1. Общественно-государственные (органичное единство общества и армии; государственность военно-профессиональной деятельности и ее субъектов; социальность военной службы).
2. Корпоративные (коллективизм и товарищество; воинская честь; служба по призванию).
3. Личностные (дисциплинированность, подчинение и ответственность; патриотизм; профессионализм и образование через всю жизнь).
4. Ментальные (духовность и нравственность; принадлежность к национальной культуре; оборонное сознание).
Безусловно, это не полный перечень ценностей. Серьезной проблемой, тормозящей дальнейшее развитие патриотического воспитания молодежи, является конституционный запрет на формирование общегосударственной идеологии [33, с. 7] и отсутствие общегосударственных ценностей, закрепленных законодательно.
Понимание необходимости идеологии и ценностей сегодня существует в научно-педагогическом сообществе, а в руководстве страны реализуется в политике и практике деятельности В.В. Путина, провозгласившего патриотическую направленность воспитания молодежи и определившего патриотизм в качестве национальной идеи России.
Важным истоком профессионального воспитания российских офицеров являются традиции, обычаи, ритуалы.
В ряде исследований советского периода очевидна нераз-деленность указанных понятий. Так, В.В. Пан считал, что традиция - это определенная система обычаев, обрядов, выражающих специфические стороны национальной жизни, которые колоритно проявляются в национальном быте [34, с. 118].
В.Д. Серых, подчеркивал, что они опираются на силу общественного мнения и то, что «ритуал по отношению к традиции, обычаю, обряду, церемонии может быть определен как своеобразные обрядово-церемониальные строго регламентированные действия и нормы поведения людей» [28, с. 6].
Отражая национальные боевые традиции русской армии, воинские ритуалы поддерживаются не только общественным мнением, но и силой закона [19; 28]. Важным признаком воинских традиций, обычаев, ритуалов является их идеологизация. Они базируются на национальной идее, идеологии офицерства как социальной группы профессиональных военных, передают их основные ценности и используются в данном смысле для профессионального воспитания будущих офицеров.
Распространенность и значимость вышеописанных регуляторов в современной курсантской среде исследована нами методом быстрой оценки с участием (БОУ).
Первый опрос, напомним, проводился в период «реформ» военного образования А. Сердюковым и Е. Приезжевой, когда на волне массовых сокращений офицеров, числа военных вузов и утраты курсантами уверенности в необходимости офицерства обществу. Второй - в условиях, когда обществом была заявлена значимость офицерской профессии.
Российский народ исторически формировался на основе русской культуры, за столетия совместной жизни его представители впитали ее особенности, общие характеристики приобрел этнический менталитет как «квинтэссенция культуры. В нем, по словам Б.С. Гершунского, воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. Именно менталитет определяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам жизни общества» [35, с. 21].
Ментальные особенности являются важным источником профессионального воспитания. Вместе с тем, они и естественный регулятор возможностей педагогических методов, форм и средств воспитания.
Они предопределяют особенности формирования еще одного истока формирования профессиональных качеств у офицеров российской армии - религиозной и светской веры.
Именно они формируют отношение человека к институту военной службы, определяют допустимость и моральность участия в военных действиях по защите Отечества, правила ведения войны.
Светская вера, связана с ожиданием истины, верой в светские ценности и идеалы. На ее базе формируется нерелигиозная система ценностей общества, включающая социально-групповые, этнические, научные теории, идеологии. Они связаны с доверием личности институтам гражданского общества, власти, социальным явлениям и процессам. Через светскую веру личность осмысливает свою жизнь, место в обществе и своей социальной группе. Значимость этого феномена для профессионального воспитания российских офицеров велика. Степень доверия основным институтам общества коррелирует с уровнем его эффективности.
В ходе исследования нами проводились опросы курсантов с целью определения степени их доверия различным социальным институтам.
Наиболее высокие уровни доверия в 2014 году зафиксированы нами в отношении Президента РФ (81,0%), церкви (42,9%), института армии (50,2), руководства вуза (52,0%), семьи (60,8%), сослуживцев (50,2%).
Важным источником формирования патриотизма у российских офицеров является природно-ландшафтная среда страны и культурно-образовательного пространства конкретного поселения, в котором проходит социализация и профессиональное воспитание будущих офицеров. По мнению В.С. Ефимова, С.В. Ермакова и В.А. Пригожих, нормативно-ценностный модус указанного пространства включает «нормы мышления, деятельности, поведения и морально-этические ценности основных социальных групп и слоев (категории добра и зла, ценности и общественного блага и вреда, образы идеального взрослого, критерии хорошей жизни, представления об исторических перспективах и др.)» [36, с. 47].
Патриотизм предполагает глубокую любовь к природе своего Отечества, является важным фактором профессионального воспитания. По мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, В.И. Лутовинова, Г.Н. Филонова, «патриотизм в его традицион-
Таблица 1
№ п/п Признали значимость (в %) как
2010 г. 2015 г.
высокая средняя низкая высокая средняя низкая
1 Традиции офицеров значимы 15,1 47,4 37,5 43,6 51,4 5,0
2 Необходимо соблюдать бытовые офицерские обычаи 20,3 38,4 41,3 37,8 43,1 19,1
3 Ритуалы значимы в патриотическом воспитании 19,1 40,0 40,9 43,2 40,3 16,5
4 Обязательность соблюдения традиций офицеров российской армии 17,8 39,9 42,3 44,1 52,2 3,7
Итоги БОУ обсуждений значимости воинских традиций и распространенности выполнения ритуалов среди курсантов 1= 45 чел
ном понимании предполагает любовь к природной среде, в которой обитает человек» [37, с. 209]. Важными формами развития любви к отечественной природе, по мнению курсантов, является внутренний туризм - 28,6% опрошенных, рыбалка и охота - 56,7%, участие в экологической природоохранной деятельности - 23,1%.
Зарождаясь из привязанности человека к знакомым природным ландшафтам, любви к «малой Родине», его смысложизнен-ные ценности становятся открытыми для формирования осознанной патриотической позиции любви к своему Отечеству.
Источником профессионального воспитания российских офицеров является так же российская государственная и военная символика. Она позволяет в знаковой форме обеспечивать идентификацию субъектов патриотических чувств с конкретными носителями государственно-патриотических ценностей. Указанная символика обладает большим воспитательным потенциалом (герб, флаг, гимн, знамена и штандарты частей, наградные знаки) и активно используется в патриотическом воспитании военнослужащих. В каждом подразделении символика представлена в комнатах досуга, в военном вузе - в клубах, Домах офицеров, музеях, наглядном оформлении территории военных городков и учебных центров.
По мнению ряда исследователей, «всякая нация нуждается в патриотической консолидации и соответствующей обществен-
Библиографический список
но-политической символике, способной воздействовать на общественное мнение, способствовать национальной идентификации и национальному сплочению, порождать патриотические чувства» [37, с. 222].
К знакам и символам профессионального воспитания офицеров относятся и национальные символы (Александр Невский, Иван Грозный, г. Сталинград, А. Покрышкин, Г. Жуков и др.). Их значимость подтверждают опросы курсантов о месте людей -национальных символов в сознании молодежи. А.С. Пушкин -93,2%, М.В. Ломоносов - 91,4%, С.П. Королев - 83,4%, Г.К. Жуков - 82,4%, А.В. Суворов - 94,6%, Петр I - 89,7%.
Таким образом, подводя итоги, отметим два важнейших положения:
1. В современных социокультурных условиях патриотизм является идейно-ценностной основой профессионального воспитания российских офицеров, определяющей его направленность и содержание.
2. Основными истоками их профессионального воспитания являются: изучение военной истории; официальное нормативное закрепление требований к патриотическим качествам офицера; традиции, обычаи, ритуалы российского народа и его армии; российский этнический менталитет, религиозная и светская вера россиян, российская природа, поселенческая инфраструктура и культурно-образовательное пространство военного вуза.
1. Путин В.В. Выступление на приеме в честь выпускников военных академий. Available at: www.kremlin.ru/ events/president/news/46078
2. Психология и педагогика высшей военной школы. Под редакцией А.В. Барабанщикова. Москва: Воениздат, 1989.
3. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Конюхов Н.И., Феденко Н.Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. Москва: ВПА им. В.И. Ленина, 1987.
4. Военная педагогика. Под ред. О.Ю. Ефремова. Санкт-Петербург: Питер, 2014: 640.
5. Профессия офицер. Москва: Воениздат, 1982.
6. Об органах воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Приказ Министра обороны Российской Федерации № 70, 2004.
7. Теория и практика воспитания военнослужащих. Под общей редакцией Н.И. Резника. Москва: ГУВР ВС РФ, 2005.
8. Заец О.Г. Повышение эффективности профессионального воспитания курсантов военно-инженерных вузов. Диссертация кандидата педагогических наук. Москва, 2014.
9. Приходько А.М. Оптимизация профессионального воспитания курсантов вузов внутренних войск МВД России. Диссертация кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2006.
10. Ласько П.А. Социально-профессиональное воспитание курсантов учебных центров МВД России в процессе первоначальной профессиональной подготовки. Диссертация кандидата педагогических наук. Кострома 2004.
11. Маяковская Н.В. Профессиональное воспитание будущего врача в медицинском вузе на основе аксиологического подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Шуя, 2012.
12. Макарова О.Ю. Педагогическая система профессионального воспитания студентов медицинских вузов. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Казань, 2014.
13. Орлов В.Ф. Профессиональное воспитание: проблемы и технологии. Профессиональное образование. 2004; 11: 15 - 16.
14. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. Москва: Проспект, 1999: 472.
15. Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я. История России. XVII-XIX вв. Москва: Вербум-М, 2003.
16. Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. Москва: Воениздат, 1986.
17. О воинской обязанности и военной службе. Федеральный закон № 53-Ф3, 1998.
18. О статусе военнослужащих. Федеральный закон № 76-ФЗ, 1998.
19. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. Указ Президента РФ № 1495, 2007.
20. Калякин В.В., Лопуха А.Д., Лопуха Т.Л., Трофимов И.В. Формирование оборонного сознания у молодежи в процессе государственно-патриотического воспитания. Новосибирск: НВВКУ, 2011.
21. Лопуха А.Д. Теоретические основы современной системы воспитания патриотизма военных кадров. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2001.
22. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Москва: Гелиос АРВ, 2000.
23. Шурбе В.З., Калякин В.В., Лопуха Т.Л. Молодое поколение и молодое пополнение. Новосибирск: НВВКУ, 2010.
24. Гуслякова Л.Г., Говорухина Г.В. Трансформация смысложизненных ориентаций молодежи (2003-2013 годы). Образование исоциаль-ное развитие региона. 2014; 1: 51 - 59.
25. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. Москва: Совершенство, 1999.
26. Антология военно-педагогической мысли России. Под ред. Е.А. Соколкова. Новосибирск: изд-во НВВКУ, 1991.
27. Военная педагогика. Под ред. А.А. Башлакова. Москва: Изд-дом «Красная Звезда», 2003.
28. Серых В.Д. Воинские ритуалы. Москва: Воениздат, 1986.
29. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и армии, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. Под ред. В.А. Золотарева и А.В. Черняева. Москва: Воениздат, 1997.
30. Военная педагогика. Под общ. Ред. И.А. Алехина. Москва: ВУ МО РФ, 2007.
31. Теория и практика воспитания военнослужащих. Под общ.ред. Н.И. Резника. Москва: ГУВР ВС РФ, 2005.
32. Теория и практика воспитательной работы. Под ред. С.А. Чернова. Новосибирск: НВВКУ, 2009.
33. Конституция Российской Федерации. Москва, 2017.
34. Пан В.В. Социалистическая интернационализация национальной жизни народов Сибири. Томск: Томский университет, 1976.
35. Гершунский Б.С. Образование в культуре и культура образования. Материалы Всероссийской научной конференции. Новосибирск: НИИ Философии образования НГПУ, 2002; 1.
36. Ефимов В.С., Ермаков С.В., Пригожих В.А. Культурно-образовательное пространство города и становление человека: проблемы, проект, реализация. Образование и социальное развитие региона. 1999; 3 - 4: 43 - 55.
37. Вырщиков А.Н., Кусмерцев М.Б., Лутовинов В.И., Филонов Г.Н. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы. Под общ. Ред. С.В. Дармодахина и А.К. Быкова. Москва: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2007.
References
1. Putin V.V. Vystuplenie na prieme v chest' vypusknikov voennyh akademij. Available at: www.kremlin.ru/ events/president/news/46078
2. Psihologiya ipedagogika vysshej voennojshkoly. Pod redakciej A.V. Barabanschikova. Moskva: Voenizdat, 1989.
3. Barabanschikov A.V., Davydov V.P., Konyuhov N.I., Fedenko N.F. Metodika issledovaniya problem voennojpedagogikiipsihologii. Moskva: VPA im. V.I. Lenina, 1987.
4. Voennaya pedagogika. Pod red. O.Yu. Efremova. Sankt-Peterburg: Piter, 2014: 640.
5. Professiya oficer. Moskva: Voenizdat, 1982.
6. Ob organah vospitatel'noj raboty v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii № 70, 2004.
7. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih. Pod obschej redakciej N.I. Reznika. Moskva: GUVR VS Rf, 2005.
8. Zaec O.G. Povyshenie 'effektivnosti professional'nogo vospitaniya kursantov voenno-inzhenernyh vuzov. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.
9. Prihod'ko A.M. Optimizaciya professional'nogo vospitaniya kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006.
10. Las'ko P.A. Social'no-professional'noe vospitanie kursantov uchebnyh centrov MVD Rossii v processe pervonachal'noj professional'noj podgotovki. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma 2004.
11. Mayakovskaya N.V. Professional'noe vospitanie buduschego vracha vmedicinskom vuze na osnove aksiologicheskogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shuya, 2012.
12. Makarova O.Yu. Pedagogicheskaya sistema professional'nogo vospitaniya studentov medicinskih vuzov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2014.
13. Orlov V.F. Professional'noe vospitanie: problemy i tehnologii. Professional'noe obrazovanie. 2004; 11: 15 - 16.
14. Titov Yu.P. Hrestomatiya po istoriigosudarstva iprava Rossii. Moskva: Prospekt, 1999: 472.
15. Pisar'kova L.F., Danilina G.Ya. Istoriya Rossii. XVII-XIX vv. Moskva: Verbum-M, 2003.
16. Ignat'ev A.A. Pyat'desyat let vstroyu. Moskva: Voenizdat, 1986.
17. O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe. Federal'nyj zakon № 53-FZ, 1998.
18. O statuse voennosluzhaschih. Federal'nyj zakon № 76-FZ, 1998.
19. Ob utverzhdenii obschevoinskih ustavov Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF № 1495, 2007.
20. Kalyakin V.V., Lopuha A.D., Lopuha T.L., Trofimov I.V. Formirovanie oboronnogo soznaniya u molodezhi v processe gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya. Novosibirsk: NVVKU, 2011.
21. Lopuha A.D. Teoreticheskie osnovy sovremennoj sistemy vospitaniya patriotizma voennyh kadrov. Novosibirsk: Novosib. gos. un-t, 2001.
22. Nikandrov N.D. Rossiya: socializaciya i vospitanie na rubezhe tysyacheletij. Moskva: Gelios ARV, 2000.
23. Shurbe V.Z., Kalyakin V.V., Lopuha T.L. Molodoe pokolenie imolodoe popolnenie. Novosibirsk: NVVKU, 2010.
24. Guslyakova L.G., Govoruhina G.V. Transformaciya smyslozhiznennyh orientacij molodezhi (2003-2013 gody). Obrazovanie i social'noe razvitie regiona. 2014; 1: 51 - 59.
25. Dzhurinskij A.N. Istoriya pedagogiki drevnego i srednevekovogo mira. Moskva: Sovershenstvo, 1999.
26. Antologiya voenno-pedagogicheskojmysliRossii. Pod red. E.A. Sokolkova. Novosibirsk: izd-vo NVVKU, 1991.
27. Voennaya pedagogika. Pod red. A.A. Bashlakova. Moskva: Izd-dom «Krasnaya Zvezda», 2003.
28. Seryh V.D. Voinskie ritualy. Moskva: Voenizdat, 1986.
29. Na sluzhbe Otechestvu. Ob istorii Rossijskogo gosudarstva i armii, tradiciyah, pravovyh i moral'no-psihologicheskih osnovah voennoj sluzhby. Pod red. V.A. Zolotareva i A.V. Chernyaeva. Moskva: Voenizdat, 1997.
30. Voennaya pedagogika. Pod obsch. Red. I.A. Alehina. Moskva: VU MO RF, 2007.
31. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih. Pod obsch.red. N.I. Reznika. Moskva: GUVR VS RF, 2005.
32. Teoriya ipraktika vospitatel'noj raboty. Pod red. S.A. Chernova. Novosibirsk: NVVKU, 2009.
33. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Moskva, 2017.
34. Pan V.V. Socialisticheskaya internacionalizaciya nacional'noj zhizni narodov Sibiri. Tomsk: Tomskij universitet, 1976.
35. Gershunskij B.S. Obrazovanie v kul'ture i kul'tura obrazovaniya. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Novosibirsk: NII Filosofii obrazovaniya NGPU, 2002; 1.
36. Efimov V.S., Ermakov S.V., Prigozhih V.A. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo goroda i stanovlenie cheloveka: problemy, proekt, realizaciya. Obrazovanie isocial'noe razvitie regiona. 1999; 3 - 4: 43 - 55.
37. Vyrschikov A.N., Kusmercev M.B., Lutovinov V.I., Filonov G.N. Vospitanie patriotizma v usloviyah social'nyh peremen: teoretiko-metodologicheskie iprikladnye osnovy. Pod obsch. Red. S.V. Darmodahina i A.K. Bykova. Moskva: Gos. NII sem'i i vospitaniya, 2007.
CmambanocmynunaBpedaKU,UK) 15.03.18
УДК 378
Dorofeev E.M., senior teacher, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov, (Novorossiysk, Russia),
E-mail: 79180401222@yandex.ru
STRUCTURAL AND PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF ECONOMIC CULTURE OF CADETS OF NAVIGATSKOY SCHOOL OF THE MARINE UNIVERSITY IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SELF-CONTROL. The article examines a problem of developing a structural and pedagogical model for the formation of the economic culture of high school students in the process of developing self-monitoring through audiovisual technologies in the conditions of the educational process of the Naval School of the Admiral F.F. Ushakov. The structural pedagogical model of the formation of the cadet's economic culture makes it possible to raise the efficiency of the educational process, to prepare graduates for adaptation in the economic community. The presented model is used in conditions of realization of the mandatory standard. The article formulates the criteria that reflect the specifics of the formation of economic knowledge, economic thinking and economic activity of high school students. Criteria for the formation of economic culture are disclosed through a number of indicators that reflect the level of development of self-control of all subjects and objects of the educational process. The presented material allows to draw a conclusion that the process of modern education of cadets, aimed at the formation of an economic culture through audiovisual technologies, makes it possible to effectively implement the GEF requirements for graduates of a new school.
Key words: economic culture, self-control, model, modeling, economic thinking, economic activity, economic consciousness.
Е.М. Дорофеев, ст. преп., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: 79180401222@yandex.ru
СТРУКТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ КАДЕТОВ НАВИГАЦКОЙ ШКОЛЫ МОРСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ
В статье рассматривается проблема разработки структурно-педагогической модели формирования экономической культуры старшеклассников в процессе развития самоконтроля посредством аудиовизуальных технологий в условиях образовательного процесса Навигацкой школы Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Структурно-педагогической модель формирования экономической культуры кадетов позволяет повысить эффективность воспитательного процесса, подготовить выпускников к адаптации в экономическом сообществе. Разработанная модель ре-