УДК 37.017.32
Разгонов Виталий Леонидович
Начальник Новосибирского высшего военного командного училища, полковник, vlrazgonov@yandex, Новосибирск
ИДЕЙНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
Аннотация. В современных условиях появление новых угроз безопасности России актуализирует проблему воспитания кадровых военнослужащих. Ее решение предполагает обеспечение разумного баланса между его традиционными и инновационными методами. Обеспечить его должна продуманная идеологическая основа профессионального воспитания. В статье обосновывается необходимость работы в области определения идейно-ценностных основ профессионального воспитания будущих офицеров. Рассмотрены основные факторы их определения и трансформации в современных условиях. Предпринята попытка определить структуру и содержание идейно-ценностных основ профессионального воспитания курсантов военного вуза. Автор относит к ним общественно-государственные, ментальные, корпоративные и личностные основы воспитания будущих офицеров. С их учетом возможна организации ценностного ориентированного воспитания в военном вузе.
Ключевые слова: идеи, идеология, ценности, менталитет, офицерский корпус, курсанты, профессиональное воспитание.
Воспитание будущих офицеров - целенаправленный процесс, поэтому актуальной задачей нам представляется исследование идейно-ценностных основ профессионального воспитания будущих офицеров, позволяющее формироватьпредставление о целях, содержании и организации воспитательных процессов военного вуза. Идейно обоснованное профессиональное воспитание будущих офицеров не только поддержит присвоение им ценностей офицерского корпуса, профессиональную социализацию в целом, но и обеспечит постоянно возрастающие требования к их личностным качествам со стороны военно-профессиональной деятельности. «Всякая армия стоит того, чего стоят ее кадры и в первую очередь ее офицерский корпус, являющийся носителем идеалов армии и представляющий ее душу», - писал почти сто лет назад видный военный исследователь А. А. Керсновский [4, с. 415].
Идейно-ценностные основы профессионального воспитания будущих офицеров -это сложившаяся в историческом развитии офицерского корпуса, динамично меняющаяся в социокультурных условиях совокупность базовых идей и идеалов военно-профессиональной деятельности, которые, будучи восприняты офицером как лично значимые ценности, регулируют его отношение окружающему миру, явлениям и процессам военно-профессиональной деятельности, мотивируют поведение, принятие
и исполнение профессиональных решений.
В работе С. С. Соловьева идеи и идеалы, общие для российских офицеров, определяются как основа группового профессионального менталитета. Под «менталитетом офицерского корпуса Российской Федерации» автор понимает «системообразующий фактор образа мыслей, душевного склада российских офицеров, выступающий в основе их группового сознания, поведения, деятельности, общения» [7, с. 51]. Менталитет, по мнению С. С. Соловьева, опосредуя личностные особенности, качества, развивающиеся в конкретной социальной ситуации, образует индивидуальную ментальность каждого офицера, при этом он обеспечивает то общее в «действиях, поступках, ценностных ориентациях, установках, устойчивых образах мира, эмоциональных предпочтениях, высказываниях отдельных личностей» [7], что объединяет представителей офицерского корпуса. Ценности, идеи и идеалы, рассмотренные в структуре менталитета офицерского корпуса, есть ориентиры в военно-профессиональной деятельности, закрепленные в традициях, ритуалах, профессиональных нормах и правилах, стереотипах поведения, суждениях и других характеристиках данной социально-профессиональной группы. Очевидно, что в каждой военно-профессиональной задаче для офицера они будут выступать таким же фактором принятия решения, как обстановка, приказ,
имеющиеся ресурсы, степень угрозы жизни и здоровью, а в особых случаях и принимать приоритетное значение. Уверены, что сохранение менталитета офицерского корпуса Российской Федерации, который выгодно отличает его от потенциального противника, связано с воспитанием общности людей, органично принимающих идеи и идеалы военной службы как ценности.
В качестве классификационного признака для идейно-ценностных основ профессионального воспитания будущих офицеров можно использовать их происхождение, т. к., на наш взгляд, это позволит точнее определить деструктивные факторы, в которых, как правило, четко проявляется такая характеристика, как время и обстоятельства возникновения.
Следуя мысли В. В. Краевского, считавшего, что два идейных полюса образования -это традиции и инновации [6], мы выделили два конструктивных фактора сохранения и развития идейно-ценностных основ профессионального воспитания будущих офицеров.
- Социокультурные и профессиональные традиции. Большая часть идейно-ценностных основ профессионального воспитания будущих офицеров сформирована социокультурными традициями российского общества и профессиональными традициями офицерского корпуса России в процессе его исторического развития. Традиционные идейно-ценностные основы - это идейное ядро военно-профессиональной деятельности офицера. Составляющие его идеи и идеалы прошли проверку временем и событиями, доказав свою состоятельность. Они более остальных подвергаются де-струкциям, причем, чаще всего, под прикрытием «инновационных идей».
- Социокультурные и профессиональные инновации. Развитие традиционных и появление новых основ профессионального воспитания будущих офицеров образуется инновациями в военном деле и определяет возможность вести воспитание с учетом перспективы развития Вооруженных Сил, российского общества и мирового сообщества в целом.
Актуальным в исследовании и формировании идейно-ценностных основ профессионального воспитания будущих офицеров нам представляется достижение баланса между традициями и инновациями, при ко-
тором возможна максимальная эффективность воспитательного процесса. Сложность такого баланса, а кроме того, наличие факторов, деструктивных по отношению к ценностям офицерского корпуса, определяют потребность в идеологии профессионального воспитания, что никоим образом не противоречит Конституции Российской Федерации, в которой установлен принцип идеологического многообразия [5].
«Воспитание и образование предполагают наличие идеологии, которая определяет: чему учить и что воспитывать? - пишет И. М. Ильинский, - Как учить и как воспитывать? У кого учиться и кто воспитывает? Речь не о политической идеологии типа "марксистско-ленинской" или "буржуазной". Россия не может вновь позволить себе одностороннего взгляда на мир лишь через призму законов классовой борьбы и т. п. Ориентация... на российскую идеологию воспитания как систему социальных ценностей, официально имеющих национальный статус, которых придерживаются члены всего общества и которые интерпретируются через систему идей в ходе общественного развития, охраняются законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности общества и государства, как главные ориентиры движения в будущее» [2]. Идеология чаще всего рассматривается как область научных знаний и целенаправленная научная деятельность по формированию философии образования, парадигмального знания, определяющего направление и рамки образовательного процесса, идеальный образ человека и общества, представленный настолько конструктивно, чтобы его можно было использовать в конкретных образовательных системах.
Для нас идеология представляется принципиально важным направлением разработки военно-педагогических процессов, обеспечивающих:
- восстановление идейно-ценностных основ профессионального воспитания будущих офицеров после их постсоветской деформации;
- развитие идейно-ценностных основ профессионального воспитания в соответствии с требованиями социокультурных инноваций, достижение баланса между традициями и инновациями в воспитании будущих офицеров;
- активное сопротивление факторам, де-структирующим идейно-ценностные основы профессионального воспитания будущих офицеров.
В современной гуманитарной науке давно признан тот факт, что идейно-ценностные основы воспитательных процессов подвергаются деструкции, причем в постсоветском обществе, в отсутствии идеологии, деструкции оказались настолько сильными, что привели к ценностному кризису. В самом широком смысле идеологические деструкции рассматриваются как воздействия, «способствующие разрушению тех общественных отношений, которые объективно необходимы в данных объективных условиях развития общества» [3, с. 12]. Среди диссертационных исследований последних лет более 100 посвящено исследованию факторов, деструктивных по отношению к ценностям современного российского общества, в том числе и ценностям военной службы. К числу таких факторов авторы относят и информационные войны, и действия отдельных социальных, политических групп, и воздействия средств массовой информации, однако, это, на наш взгляд, только акторы, посредники или средства деструкции. По сути, по отношению к идейно-ценностным основам профессионального воспитания будущих офицеров деструктивных факторов только два: социокультурные трансформации российского общества и воздействие со стороны геополитических противников.
Социокультурные трансформации как фактор, влияющий на ценности военной службы, действуют через самого человека, выбирающего военно-профессиональную деятельность. Его мировоззрение отражает духовные, политические, экономические и другие смыслы и основы современного российского общества, вступающие в противоречие с традиционными ценностями военной службы. Заметна также трансформация посредством взаимодействия различных социальных институтов и армии, общественного контроля над армией и пр. Наконец, механизмы трансформации оказывают влияние на общественные взгляды на роль и функции армии. Идеи пацифизма и безграничная вера в глобальный мир с его демократическими механизмами взаимоотношений привели к потере оборонного сознания российского общества, сформированного за
долгую историю непрерывных войн за собственные интересы и суверенитет. Сегодняшняя действительность наглядно демонстрирует несостоятельность и вред таких идей. Справедливости ради следует заметить, что социокультурные трансформации российского общества могут образовывать как деструктивные, так и конструктивные факторы формирования идейно-ценностных основ профессионального воспитания будущих офицеров.
Воздействия геополитических противников, напротив, имеют по отношению к идейно-ценностным основам профессионального воспитания будущих офицеров только отрицательный вектор. Проявляясь в виде информационной войны, психологической войны, культурной экспансии, фальсификации истории и подмены ценностей, или в любой другой форме, они представляют угрозу безопасности страны.
Ключевые идейно-ценностные основы профессионального воспитания будущих офицеров могут быть объединены в четыре группы.
Общественно-государственные идейно-ценностные основы профессионального воспитания будущих офицеров являются отражением идеальной позиции Вооруженных Сил по отношению к обществу и государству, социальным институтам и различным социальным группам. К этой группе можно отнести идеи: государственности военно-профессиональной деятельности и ее субъектов; органичного единства общества и армии; социальности военной службы.
Идея государственности военно-профессиональной деятельности заключается в том, что государству принадлежит монопольное право на применение вооруженного насилия, организацию и содержание военной силы, управления действиями военнослужащего. Государству принадлежат также многие права и свободы офицера, взамен которых он получает особый статус. В условиях воздействия деструктивных факторов идея государственности военно-профессиональной деятельности не является однозначной и часто наполняется дополнительным смыслом. Раскрывающие ее тезисы могут образовывать широкий диапазон ложного содержания. На одном краю такого диапазона, в частности, тезис «Армия вне политики» противоречащий самой сути армии как политического инструмента в руках го-
сударства. Уместен пример, когда политическая инфантильность офицеров Императорской армии и флота привела в ходе Первой мировой войны к обострению в армейской среде политических противоречий, а затем и к развалу Вооруженных Сил. На другом краю - тезис «Армия - спаситель нации, главный фактор формирования и развития общественно-политической системы». От этого тезиса гораздо ближе к военной диктатуре, антиконституционным военным путчам, чем к истинной идее государственности военно-профессиональной деятельности офицера. Исследование практики военных переворотов в Латинской Америке и Африке показало, что они принципиально возможны там, где идея государственности нивелирована, а офицер вместо служения государству считает возможным менять государственное устройство с использованием военной силы.
Идея единства армии и общества держится на традиционалистских и идеализированных представлениях о Вооруженных Силах как единственном гаранте безопасности и независимости. Деструкция идеи происходит в связи с институциональными и содержательными преобразованиями взаимодействия (например, профессионализацией армии), ростом недовольства армейскими проблемами в широких слоях населения, подрывом уверенности граждан в способности Вооруженных Сил выполнить свои функции и другими факторами. Единство армии и общества как идея военно-профессиональной деятельности базируется на доверии к армии и осознании офицером этого доверия. Фактором восстановления актуальности идеи единства является геополитическая обстановка в мире, наглядно демонстрирующая роль военной силы в обеспечении безопасности и суверенитета, но при условии информационного обеспечения этого процесса со стороны общества, а также качественного изменения Вооруженных Сил и практики их использования. В качестве деструктивного фактора отметим стремление ряда военных руководителей и некоторых представителей военной элиты к изоляции Вооруженных Сил, их закрытости от общественного контроля и автономного управления со ссылкой на специфику, негативное отношение к независимым военным экспертным сообществам и пр., которые они стремятся сформулировать как идею.
Армия наряду с функциями защиты от внешнего врага, выполняет функцию стабилизации, развития и гармонизации социальной жизни. На этом факте основывается идея социальности военно-профессиональной деятельности офицера. «Помимо подготовки к войне необходимо служить и целям прогресса, подъемом умственного и нравственного уровня вступающих в ряды армии, - писал в 1907 г. М. С. Галкин. - Если этого нет, армия - тормоз, отрывающий сотни тысяч людей от общей культурной жизни [1, с. 373]. Во-первых, армия после продолжительного перерыва восстанавливает свой статус института воспитания. Это ярко отражается в увеличении количества военно-педагогических исследований, посвященных личностному и социальному развитию военнослужащих. Во-вторых, военная служба обеспечивает молодежи необходимую горизонтальную и вертикальную мобильность, выступая в роли социального лифта. В-третьих, Вооруженные Силы - это сфера профессиональной деятельности весомой категории населения, открывающая возможности получения образования, профессиональной и личностной самореализации. Однако воплощение идеи социальности военной службы во многом зависит от того, насколько она разделяется офицерами, являющимися непосредственными организаторами воспитания, развития и социализации личного состава.
Группа ментальных идейно-ценностных основ профессионального воспитания отражает совокупность культурных, эмоциональных, умственных и других установок, ценностей, смыслов и ориентаций, характерных для российского народа и присущих офицерам как его представителям. Выраженные в виде идейно-ценностных основ профессионального воспитания будущих офицеров, эти установки включают: принадлежность офицера к национальной культуре; духовность и нравственность; оборонное сознание, а также другие многочисленные черты, образуемые российским менталитетом.
Первая из идей ментальной группы характеризует офицера как представителя национальной культуры, ее носителя, отражает принцип культуросообразного воспитания, справедливый, в том числе, и для профессионального воспитания будущего офицера. Принятие этой идеи в качестве
ценности означает стремление к овладению массивом национальной культуры, принятие и соблюдение национальных традиций, норм и обычаев, их защиту, а также критическое отношение к контркультурным элементам. В последнее время этой идее часто противопоставляется идея «человека мира», представителя глобальной культуры, согласно которой вопросы национальной идентичности отодвигаются на второй план. Кроме того, офицер - носитель военной культуры, которая в российском обществе является неотъемлемой частью национальной культуры, является одной из ее граней.
Духовность и нравственность как идейно ценностная основа профессионального воспитания будущих офицеров означает стремление к развитию у них способности к гармоничному развитию, формированию системы нравственных убеждений и идеалов, также способности неуклонно следовать им в процессе военно-профессиональной деятельности. К ментальным эти идеи профессионального воспитания мы отнесли потому, что они являются чертой российской ментальности, характерной для нации в целом. Офицер, воспринимающий духовность как ценность, «проявляется и раскрывается в стремлении к самоутверждению, в красоте поступков, служении людям, самоотверженном выполнении своего воинского и гражданского долга» [8, с. 165]. Нравственность, на наш взгляд, выступает одной из граней духовности офицера. Офицер, для которого нравственность является ценностью, руководствуется в военно-профессиональной деятельности нравственными нормами, которые, в отличие от морали, не нуждаются во внешнем подкреплении.
Оборонное сознание как феномен представляет собой аспект общественного сознания и заключается в доминирующем отношении общества к военной угрозе и стремлении защититься от нее. Как идея профессионального воспитания будущих офицеров, оборонное сознание означает, одновременно, ценностное использование в военно-профессиональной деятельности реалистичного взгляда на угрозы безопасности страны и состояние психологической готовности к войне.
Группа корпоративных идейно-ценностных основ профессионального воспитания будущих офицеров отражает специфику
офицерского корпуса как социально-профессионального института, корпорации, раскрывает его отличия от офицеров других армий. К ним мы отнесли: воинскую честь, службу по призванию, а также коллективизм и товарищество.
Воинская честь определяется как стержневая нравственная категория, направляющая военно-профессиональную деятельность офицера. В условиях трансформации это понятие из весьма конкретной нормы, которая вообще определяла принадлежность офицера к профессиональному сообществу, превращается в некую декларацию и исторический экспонат. Проблема осознания воинской чести как ценности, на наш взгляд, заключается в практике ее демонстрации исключительно на примерах прошлого, между тем значение и содержание этого понятия весьма актуально и в современности.
Военно-профессиональная деятельность -это деятельность, в основном своем содержании, коллективная. Она предусматривает не просто взаимодействие субъектов, но и в ряде случаев приоритет коллективных интересов над личными, полное взаимопонимание, совпадение интересов и доверие, поэтому важной идейно-ценностной основой профессионального воспитания военнослужащих мы считаем идею коллективизма и товарищества. Коллективизм в военной среде может представлять собой основополагающий принцип организации взаимоотношений военнослужащих, при котором личные интересы осознанно и целенаправленно подчиняются общим интересам подразделения, офицерского корпуса, Вооруженных Сил в целом. Коллективизм в военной среде проявляется в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, взаимовыручке и готовности рисковать ради товарища.
Приоритетные мотивы военно-профессиональной деятельности не могут быть прагматическими. Они должны быть основаны на получении удовлетворения от самого содержания военной службы, на долге и ответственности, что выражается в идее военной службы по призванию. Сегодня идею военной службы по призванию пытаются вытеснить материальными и прагматическими мотивами, однако, как мы видим, это противоречит базовым теориям военной
психологии, а на практике дает, в основном, отрицательный результат. Не руководствуясь призванием к военной службе, офицеры не находят своего места в военной среде и испытывают трудности в адаптации к военно-профессиональной деятельности, несмотря на повышения окладов и установленные льготы.
Наконец, четвертая группа идейно-ценностных основ профессионального воспитания образуется личностными качествами, присущими представителям офицерского корпуса. В эту группу нами включены идеи: патриотизма, дисциплинированности, подчинения и ответственности, профессионализма и образования в течение всей жизни. По сути, эти идеи заключаются в следовании в процессе профессионального воспитания идеалам и образцам военно-профессиональной деятельности офицера, которые, безусловно, обладали перечисленными качествами. Считаем, что идеи этой группы предельно ясны и понятны, а потому не нуждаются в пояснении.
Современная военная наука ведет активный поиск путей и способов развития личности офицера не просто в соответствии с постоянно возрастающими требованиями профессии, но и с учетом перспективы, при которой личность прогрессивного офицера сама становится фактором развития военного дела. Важными при такой постановке вопроса становятся ценностно-смысловые основания военно-профессиональной деятельности офицера, формируемые в про-
фессиональном воспитании курсантов. Приведенный в статье перечень идейно-ценностных основ воспитания, разумеется, не претендует на исчерпывающую полноту, однако на его основе, как мы считаем, возможна организация ценностно-ориентированных воспитательных процессов.
Библиографический список
1. Галкин М. С. Новый путь современного офицера // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. - М.: Военный университет: Русский путь, 2000. - 368 с.
2. Ильинский И. М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ilinskiy.ru/publications/ sod/konts-vosp-5.php (дата обращения 21.02.2015).
3. Калинин Л. А. Деструктивная идеология как социальный феномен: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. - Н. Новгород, 2007. - 199 с.
4. Керсновский А. А. Наш будущий офицерский корпус // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. - М.: Военный Университет, 2000. - 368 с.
5. Конституция Российской Федерации. - М.: Питер, 2015. - 64 с.
6. Краевский В. В. Инновации и традиции -два полюса мира образования // Магистр. -2000. - № 1. - С. 1-12.
7. Соловьев С. С. Менталитет российского офицера: вызовы XXI века // Социологические исследования. - 2003. - № 12. - С. 50-61.
8. Уледов А. К. Духовное обновление общества. - М.: Мысль, 1990. - 334 с.
Razgonov Vitaliy Leonidovich
Нead of the Novosibirsk higher Military Command School, Colonel, vlrazgonov@yandex.ru, Novosibirsk
IDEOLOGICAL BASES OF PROFESSIONAL EDUCATION OF CADETS OF A MILITARY COLLEGE
Abstract. In modern conditions, the emergence of new threats to Russia's security actualizes the problem of education of military personnel. The solution involves a judicious balance between traditional and innovative methods. To ensure that it has sound ideological basis of professional education. The article substantiates the necessity of working in the field of definition of the ideological and value bases of professional training of future officers. The main factors of their determination and transformation under modern conditions. Pre-attempted to determine the structure and content of the ideological and value bases of professional education of cadets of military high school. The author refers to him in public, mental, corporate and personal bases of training of future officers. With their view of the possible organization of value-oriented education at the military College.
Keywords: ideas, ideology, values, mentality, officer case, cadets, professional education.
Поступила в редакцию 25.10.2015