В перспективе - развитие международной деятельности с целью создания единого международного культурно-образовательного пространства, укрепление связей с балетными школами и деятелями хореографического искусства из других стран.
Список литературы
1. Акиева М. Имени двух балерин // Якутия: Телегид, 2011. № 191 (43149). С. 1.
2. К 70-летию Натальи Семеновны Посельской / М-во культуры и духов. развития Респ. Саха (Якутия), Гос. бюджет. проф. образоват. учреждение Респ. Саха (Якутия), «Якут. хореограф. колледж им. Аксении и Натальи Посельских» [сост. П.Е. Заболоцкая; к. иск.; отв. ред. Д.И. Дмитриева; ред. Н.С. Чибыева, З.Н. Попова, Н.Н. Макарова]. Якутск: СМИК-мастер. Полиграфия, 2016.104 с.
3. Поселъская Н.С. Становление и развитие классического танца в Республике Саха (Якутия): Монография. М.: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2012. 160 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Алхури Н.М.
Алхури Нура Мостафа - магистрант, кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики, дефектологический факультет, Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: цель данной статьи - раскрыть психологическое содержание и выявление условий профессионального самоопределения школьников с нарушениями слуха. Мы полагали, что изучение особенностей профессионального самоопределения детей с нарушением слуха способствует успеху профессиональной реабилитации. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, детей с нарушением слуха.
Проблема реализации прав глухих, обеспечения им полноценной жизни и реальной интеграции их в общество является актуальной социальной проблемой. В связи с тем, что глухота часто связана и с затрудненной речью, познавательные возможности в сравнении с обычными сверстниками не могут создать прочной основы для усвоения социальных и других норм жизни [5].
Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме необходимо включить человека в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система профессионального образования.
Профессиональная реабилитация - многопрофильный комплекс мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение человека с ОВЗ, его рациональное трудоустройство в доступных условиях труда с целью достижения материальной независимости, самообеспечения и интеграции в общество. Профессиональная реабилитация включает в себя профориентацию, профподготовку, трудовую адаптацию, трудоустройство и профессиональное самоопределение [7].
Профессиональное самоопределение - это процесс развития и формирования личностного отношения, личностного выбора, который отражается в процессе поиска и приобретения профессии.
Получение как высшего, так и среднего специального образования для лиц с нарушением слуха возможно не только в Москве или Санкт-Петербурге, но в таких городах, как Владимир, Казань, Пермь, Ульяновск, Пенза, Тула, Волгоград, Иваново, Новочеркасск и др. Важно расширять возможности для выбора профессии лиц с нарушенным слухом не
только в Москве, но и в других городах, что привносит положительную динамику в общую картину занятости населения [1].
Особую актуальность для лиц с ограничениями слуха имеют вопросы профессионального самоопределения. Своевременное решение этих вопросов, профориентационные мероприятия определяют перспективы данных лиц в плане профессионального образования и последующего трудоустройства в соответствии с потребностями личности и запросами государства.
Многолетнее изучение учеными проблемы профессионального становления и развития личности специалиста нашло свое отражение в целостных концепциях разных авторов [2; 3]. Современные концепции профессионального самоопределения (В.А. Поляков, С.Н. Чистякова, Е.Н. Землянская и др.) основаны на разработанной Р. Бернсом «Я-концепции» развития личности и рассматривают профессиональное определение как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. Этот процесс опирается на «Я-концепцию» инвалида, отражающую его понимание, переживания и намерения, предметные условия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.
К старшему школьному возрасту у большинства учащихся с ОВЗ сохраняется неадекватная, чаще завышенная, самооценка. У них дольше, чем при нормальном развитии, сохраняется преувеличенное представление о своих способностях и их оценке другими людьми. При построении профессиональных планов старшеклассники часто проявляют социальный инфантилизм, ригидность, эмоциональную незрелость, импульсивность, безынициативность. Нередко у них отсутствует собственное мнение, поскольку выбор за них делают родители или другие значимые взрослые. Жизненные планы этих школьников отличает значительное снижение стремления к достижению профессионального успеха, а в качестве ведущей жизненной ценности для многих из них выступает счастливая семейная жизнь [4].
Выделены критерии показателей психологической готовности школьников к профессиональному самоопределению. Под психологической готовностью к профессиональному самоопределению понимается характеристика личности, имеющая определенную структуру, в которую включаются:
• положительное отношение к трудовой деятельности;
• потребность в осуществлении профессионального самоопределения с учетом своих возможностей;
• умение использовать знание о себе в целях социально-профессионального самоопределения;
• сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений;
• адекватная самооценка профессионально важных качеств.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению включает в себя следующие компоненты:
• когнитивный;
• мотивационно-ценностный;
• деятельностный (практический).
Когнитивный компонент предполагает:
• Знания о мире профессий и рынке труда;
• осведомленность об избираемой профессиональной сфере;
• информированность о требованиях профессии к индивидуальным характеристикам работника;
• представления о своих особенностях, склонностях;
• наличие допрофессиональных знаний и умений и др.
Мотивационно-ценностный компонент подразумевает:
• определенную структуру мотивов выбора профессии;
• положительное отношение к ситуации выбора профессии;
• активную позицию ученика в определении своего социально-профессионального статуса;
• потребность проверить свои знания на практике. Деятельностный (практический) компонент включает в себя:
• умение формулировать цель (выбор профессии) и составлять программу действий для ее достижения;
• анализ и самоконтроль профессиональных планов;
• актуализацию потенциальных возможностей, направленных на формирование готовности к социально-профессиональному самоопределению;
• наличие практического опыта деятельности, приближенной к профессиональной [6].
Список литературы
1. Актуальные проблемы и инновационные подходы в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 18 февраля 2017 года / Под ред. Е.Г. Речицкой; Московский педагогический государственный университет. [Электронное издание]. М.: МПГУ, 2017. 195 с.
2. Байденко В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап / В.И. Бфйденко, Джерри ванн Зантворт. М.: Исследовательский центр проблем качество подготовки специалистов, 2002. 673 с.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебн. Пособие. 2-е изд-во Московск. психолого-социальн. института. Воронеж: НПО«МОДЭК», 2003. 480 с.
4. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М., 2001.
5. Модель профессиональной подготовки студентов с нарушениями слуха в условиях негосударственного вуза. Казань: университет управления «ТИСБИ», 2011. 132 с.
6. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: в 2ч. / под ред. Е.Г. Речицкой.М., 2009.
7. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья учебник для студ., учреждений высш. образования / (Т.Г. Богданова, Н.А. Степанова, К.Б. Вовненко, Т.М. Попова), под ред. Т.Г. Богдановой. М.: Академия, 2014. 240 с.