висимости. На этой последней стадии, которая обычно соответствует 6-12 годам, степень близости взаимоотношений между ребенком и другими людьми колеблется, ребенок то ищет большей близости, то вдруг старается отдалиться. Главная задача данной стадии - приобретение способности двигаться вперед и назад между соединением и отделением, не испытывая при этом какого-либо дискомфорта.
Другой подход предлагает рассматривать истоки созави-симости в структуре известного в психиатрии и нарколологии фетального синдрома [3]. Согласно данному подходу созави-симость может начаться с периода внутриутробного развития, если рассматривать такую формирующую ее структурную составляющую, как внимание матери к плоду, поскольку в пьющей семье нарушаются все этапы развития, включая пре-, нео- и постнатальный. Если ребенок усваивает голос своей матери, будучи в утробе, то у пьющей или у созависимой матери — голос напряженный, неестественный и это передается ребенку как пример и навык. Безусловно, если родившийся и выросший в такой семье не имеет гармоничного развития и его эмоциональное реагирование с рождения (и даже с перио-
да внутриутробного существования) искажено, то в будущем он с вероятностью станет созависимым, поскольку такие эмоции, как страх, ревность, зависть, гнев будут способствовать его созависимости от аддикта, даже если сам он не будет зависимым.
Таким образом, одни подходы к основным источникам возникновения созависимого поведения относят особенности дисгармоничных семейных отношений и специфику совместной семейной эволюции, другие подходы ищут истоки в особенностях раннего детства и эмбрионального развития, анализируя благоприятную «почву» для развития эмоциональной созависимости и ее актуализацию в психотравмирующих ситуациях, третьи же рассматривают созависимость как культурный и социальный феномен, находящий все большее свое распространение в условиях современности. Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что многообразие подходов к причинам возникновения созависимого поведения делает этот феномен междисциплинарным, а также подчеркивает его глобальность и неоднозначность.
Библиографический список
1. Уайнхолд, Б. Освобождение от созависимости / Б. Уайнхолд, Д. Уайнхолд. - М.: Класс, 2002.
2. Чернобровкина, Т.В. Социальные функции аддиктивных заболеваний (к вопросу об аддиктивной этологии и социогенезе в свете синергетики) // Журн. Наркология. — 2007. — №12.
3. Емельянова, Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. - СПб.: Речь, 2004.
Bibliography
1. Uajnhold, B. Osvobozhdenie ot sozavisimosti / B. Uajnhold, D. Uajnhold. - M.: Klass, 2002.
2. Chernobrovkina, T. V. Social'nye funkcii addiktivnyh zabolevanij (k voprosu ob addiktivnoj etologii i sociogeneze v svete sinergetiki) // Zhurn. Narkologiya. - 2007. - №12.
3. Emel'yanova, E. V. Krizis v sozavisimyh otnosheniyah. Principy i algoritmy konsul'tirovaniya. - SPb.: Rech', 2004.
Статья поступила в редакцию 17.05.11
УДК 376:376.33
Korotovskikh E.V. PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF HEARING-IMPAIRED STUDENTS. The research reveals the necessity of psychological-pedagogical support in the process of choosing the profession by deaf and hard-hearing students. The main stages of their professional self-determination are marked. The fragments of worked out curricula on the optimization of the professional self-determination of high school hearing- impaired students are presented.
Key words: professional self-determination, psychological-pedagogical support, hearing-impaired people: deaf and hard-hearing, assistance, professional orientation, the optimization of professional selfdetermination.
Е.В. Коротовских, аспирантка МПГУ им. Ленина, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОООРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ
В работе показана необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса выбора профессии глухими и слабослышащими учащимися. Обозначены основные этапы их профессионального самоопределения. Представлены фрагменты разработанных автором программ по оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников с нарушенным слухом.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение, лица с нарушенным слухом: глухие и слабослышащие, поддержка, профессиональная ориентация, оптимизация профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение (ПС) является важ- альный статус. От того насколько правильно и осознанно
ной составляющей личностного самоопределения, одной из учащимися будет сделан выбор профессии, зависит успеш-
сторон социализации, жизненного становления любого чело- ность их самоопределения в жизни и, в целом, процесс разви-
века. Особенно значимы вопросы самоопределения для моло- тия личности.
дых людей с нарушенным слухом, оканчивающих специаль- Однако старшеклассники с нарушенным слухом часто
ные школы и вступающих в самостоятельную жизнь. Им не- оказываются неспособными в одиночку решать встающие
обходимо осознать свои жизненные цели, определить профес- перед ними проблемы ПС. Данные исследований В. Л. Белин-
сиональные планы, занять соответствующее место в системе ского, Т.Г. Богдановой, А.П. Гозовой, В.Г. Петровой, Т.Н.
общественных отношений, приобрести определенный соци- Прилепской и др. свидетельствуют о том, что глухим и слабо-
слышащим учащимся трудно понять себя и свою роль в жизненном пространстве, приспособиться к окружающему миру. Большинству из них свойственны такие личностные качества, как инфантильность, ригидность, эмоциональная незрелость, импульсивность, безынициативность, отсутствие внутреннего контроля и т.д. [1]. Часто у глухих детей отсутствует собственное мнение, выбор профессии за них делают родители или другие значимые взрослые. Молодые люди испытывают значительные трудности в процессе ПС: при поиске необходимой информации, выборе наиболее подходящих вариантов профессии, принятии решения о выборе профессии и учебного заведения, соотнесении своих интересов с миром профессий, обосновании намеченного профессионального выбора, построении образовательного маршрута и др.
Преодолевать самостоятельно имеющиеся проблемы школьникам сложно. В связи с этим, встает вопрос о значимости психолого-педагогического сопровождения ПС учащихся с нарушенным слухом. При этом данная работа должна быть, прежде всего, направлена на активизацию самостоятельного и обоснованного профессионального выбора самими учащимися. Для достижения успешности ПС лиц с нарушенным слухом необходимо разработать и создать единую целостную систему профессиональной ориентации и психологопедагогического сопровождения ПС на всех его этапах.
Мы выделяем следующие этапы ПС учащихся с нарушенным слухом:
1. Осознание роли трудовой деятельности в жизни человека (1-1У классы).
2. Обращение к исследованию собственных интересов, способностей (У-УП классы).
3. Рациональная оценка профессий (У11-УШ классы).
4. Формирование профессиональной направленности (IX класс).
5. Обдумывание и принятие решения о выборе образовательного маршрута (X класс).
6. Формирование профессионального самосознания (XI класс).
7. Принятие решения о выборе профессии и учебного заведения (XII класс).
8. Вхождение в профессиональную деятельность (учащиеся учреждений профессионального образования).
9. Развитие компетенций профессионала в процессе самой трудовой деятельности.
Выделение данных этапов условно, их границы подвижны и зависят от индивидуальных особенностей и общего развития каждого учащегося.
Как указывают исследователи (А.П. Гозова, В.Ф. Матвеев, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая, К.И. Туджанова и др.) работа по профессиональной ориентации учащихся с нарушенным слухом является важным компонентом в специальной школе [2]. Данная работа должна иметь систему и четкую организацию, проводиться на всех этапах, начиная с I класса. В начальной школе - это ознакомительная и просветительская работа с учащимися. У них формируют добросовестное отношение к труду, интерес к различным видам труда и профессиям на основе практического включения школьников в различные виды познавательной, игровой и общественно полезной деятельности. В У классе продолжают знакомство учащихся с профессиями; проводят экскурсии, встречи, беседы. Используется просмотр фильмов и чтение художественной литературы, имеющей тематический характер. Развитие профессиональных интересов осуществляется в процессе учебной деятельности и системы дополнительного образования. К VIII классу начинается рациональная оценка профессий учащимися с нарушенным слухом. В это время проводится углубленное изучение ряда профессий. Учащиеся готовят творческие работы, пишут мини-сочинения на тему «Кем я хочу стать?». На первых трех этапах не требуется специального вмешательства в процесс ПС. У учащихся поддерживают стремления посещать различные секции, заниматься тем, что интересно; помогают осознать свои интересы. Работа по профориентации
носит ознакомительный характер, подготавливает учащихся к дальнейшей работе.
Психолого-педагогическую поддержку ПС целесообразно начинать на тех этапах, где у учащихся наблюдается более серьезный подход к трудовой деятельности, осознанное отношение к профессиональному выбору, происходит формирование профессиональной направленности, то есть с IX класса. Мы считаем, что для преодоления выявленных трудностей и для содействия ПС учащихся с нарушенным слухом целесообразно ввести в ГК^П классах факультативный курс «Я выбираю профессию». Данный курс предполагает проведение групповых профориентационных занятий с учащимися 1 раз в неделю за счет факультативных часов. Коррекционнокомпенсаторная цель курса заключается в формировании специальных знаний и умений, обеспечивающих компетентность учащихся с нарушенным слухом в выборе адекватной профессии в условиях меняющегося рынка труда.
В X классе учащимся необходима помощь в определении дальнейшего образовательного маршрута. Большинство из них остаются в школе и продолжают свое образование. В XI-XII классах учащиеся начинают критичнее относиться к себе, у них развивается адекватная самооценка, начинается формирование профессионального самосознания, осмысление своих жизненных целей. Однако для старшеклассников с нарушенным слухом этот процесс, как мы указывали выше, оказывается сложным. Поэтому именно в период с XI по XII класс такие учащиеся крайне нуждаются в психолого-педагогической поддержке ПС, помощи в осознании своих жизненных и профессиональных планов.
Для учащихся с нарушенным слухом также одним из основных и наиболее важных этапов самоопределения является вхождение в профессиональную деятельность. И на этом этапе учащимся также необходима психолого-педагогическая поддержка ПС: помощь в нахождении смысла в осваиваемой профессии, подготовке к профессиональной деятельности, формировании опыта жизнедеятельности в трудовом коллективе, а также помощь в организации поиска работа и трудоустройстве.
Психолого-педагогическая поддержка продолжается и на этапе устройства человека с нарушенным слухом на работу.
В нашем исследовании были рассмотрены этапы ПС учащихся с нарушенным слухом, которые приходятся на период обучения в старших классах школы, и, на которых особенно необходима психолого-педагогическая поддержка, в связи с возникновением готовности к самоопределению (XI-XII классы).
Нами были разработаны две программы по оптимизации ПС учащихся с нарушенным слухом для XI и XII классов.
Занятия по программам проводились в групповой форме. Выбор формы работы был обусловлен сущностью содержания и возрастными особенностями учащихся. В связи с тем, что для старшеклассников с нарушенным слухом характерно возрастающее стремление к общению со сверстниками, углубление самопознания, стремление утвердить себя в собственном мнении и мнении товарищей, проведение занятий в групповой форме с преобладанием активных методов, имеющих большой коммуникативный потенциал, являлся наиболее оптимальным.
Проведение занятий предполагало использование широкого спектра методов: беседа, рассказ, дискуссия, игра (деловая, ролевая, профориентационная), упражнение, задача-ситуация, анкетирование, тестирование и др. Отдельное место занимали активизирующие профориентационные методики (игровые профориентационные упражнения, профориентационные игры с классом, схемы анализа и самоанализа ситуаций самоопределения, настольные профориентационные игры) и метод социально-педагогических ситуаций-проб [3; 4; 5].
Использование активных методов в работе с глухими и слабослышащими учащимися помогало сформировать у них установку на необходимость ПС, побуждало к активному участию в профессиональном выборе. Игры и упражнения способствовали созданию положительного эмоционального на-
строя, сплочению учащихся, формированию непринужденности и доверительности отношений.
Рассмотрим элементы первой программы (для XI класса). Поскольку основное значение для старшеклассников с нарушенным слухом приобретает готовность к самоопределению, то в программе для XI класса приоритетным стало решение следующих задач: содействие учащимся в активизации самопознания, формировании адекватной самооценки, определении профессиональных интересов и склонностей, повышении степени осознания жизненных и профессиональных целей, определении жизненных планов.
Упражнение «Я хочу научиться...» было направлено на активизацию профессионального самопознания учащихся с нарушенным слухом. Испытуемым по очереди предлагалось сказать о себе: «Я хочу научиться.» и «Это нужно мне для.». В ходе проведения упражнения другие учащиеся старались предположить, где еще может пригодиться то, что было названо. Обсуждались самые интересные и необычные идеи. Выполнение упражнения позволило школьникам задуматься о своих желаниях, интересах, пересмотреть их, поразмышлять о своем будущем.
С целью содействия в формировании адекватной самооценки в профессиональной сфере использовалось упражнение «Угадай профессию». В процессе выполнения упражнения один из участников выходил из класса. Другие высказывали свое мнение о его качествах, способностях и «загадывали» профессию, которая, по их представлению, ему подходила. Это записывалось ведущим. Затем участник приглашался в комнату и ему сообщали названные характеристики. Далее он, по наводящим вопросам, «угадывал» профессию, которую ему «загадали». Остальные учащиеся могли отвечать на вопрос только «да», «нет», «не знаю», «иногда». При выполнении упражнения учащимися перечислялись как положительные характеристики (например, любит выступать на сцене, хорошо бегает, занимается спортом и т.д.), так и отрицательные (не любит учиться, не убирается в классе, плохо решает задачи и т.д.). В основном, называемые характеристики касались способностей выбранного учащегося, а также, что он любит или умеет делать, и лишь иногда назывались его внутренние качества (добрый, хороший, злой, вредный и т.д.). В одних случаях испытуемые быстро отгадывали профессию, в других
- приходилось давать подсказки. Некоторые из учащихся были не согласны с качествами, которые ему называли, считали себя лучше, без недостатков. Тогда педагог вступал в диалог, просил обоснований, как у испытуемого, так и у аудитории. Выполнение данного упражнения способствовало развитию адекватной самооценки учащихся, возможности посмотреть на себя со стороны, разобраться как в своих качествах, так и качествах товарищей.
Для развития готовности учащихся с нарушенным слухом осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы были использованы следующие методы: социально-педагогическая ситуация-проба «Можно ли жить без профессии?» и упражнение «Линия жизни». При проведении «Линии жизни» учащиеся рассаживались в круг, и педагог давал задание: «Сейчас мы вместе составим рассказ об одном человеке, который в наше время окончил школу и стал жить дальше, прожив до 75 лет. Каждый должен будет по очереди назвать важное событие в жизни данного человека - из этих событий и сложится его жизнь». Экспериментатор называл первое событие, например, «наш герой окончил школу на отлично». Далее испытуемые по очереди называли свои события. Учитывая специфику данной категории учащихся, для оказания им помощи в выполнении упражнения, целесообразно было использовать карточки с возможными вариантами событий («поработал там-то», «сделал то-то», «изобрел.», «женился», «поступил туда-то», «уехал.», «поссорился.», «познакомился.» и т.д.). После составления рассказа каждый учащийся пробовал оценить, насколько удалась жизнь главного героя, насколько оказалась интересной и ценной. В ходе обсуждения учащиеся не очень высоко оценили жизнь героя, хотели добавить или поменять события, говорили о ненужно-
сти каких-то событий, собирались продолжать рассказ. Затем учащимся предлагалось по очереди назвать какое-нибудь интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь. После этого, учащиеся на отдельных листочках должны были написать несколько событий жизни какого-то воображаемого героя, который так же окончил школу и прожил до 75 лет. Практика показала, что задание выполняется серьезно и заинтересованно, зачастую в рассказе проецировались реальные желания, интересы, проблемы старшеклассников.
Теперь раскроем отдельные положения второй программы (для XII класса). В XII классе основным для учащихся с нарушенным слухом является принятие решения о выборе профессии и профессионального образовательного учреждения. Поэтому задачами программы на этом этапе были следующие: содействие в активизации саморазвития, определении цели принятия решения о профессиональном выборе, развитии умения принятия решения о выборе профессии и учебного заведения, построении профессиональных планов, определении запасных вариантов профессии.
С целью содействия развитию умения принимать решение о профессиональном выборе, учащимся предлагались задачи-ситуации. В ходе проведения, испытуемые делились на подгруппы (по 3-4 человека), каждой из которых предлагалась ситуация. Например: «Коля учится в 12 классе. Он не знает, кем ему стать. Учится Коля по всем предметам средне, на тройки. Но очень любит чертить, фотографировать, хорошо рисует. Мама хочет, чтобы Коля поступал в медицинский колледж. Но Коле это не очень нравится, там надо много учиться. Друзья уговаривают Колю пойти вместе с ними в техникум, учиться на автомеханика. И Коля наверно согласится, потому что не хочет терять друзей. Что делать Коле?». Сначала учащиеся разбирали ситуацию, выписывали отдельно проблему и возможные варианты ее решения. Далее обсуждали предложенные решения, оценивали, вычеркивали ненужные, выбирали наиболее подходящий вариант. После этого представитель каждой группы предлагал свой вариант. В ходе обсуждения учащимися в основном были выбраны такие варианты, где герой шел учиться вместе с друзьями. На его интересы и способности внимание было обращено в меньшей степени или не направлено вообще. После этого проходило совместное нахождение подгруппами, под руководством экспериментатора, решения задачи, с учетом способностей героя. Такая работа позволила учащимся осознать, что влияет на выбор профессии, какие факторы являются важными, что следует учитывать в процессе выбора.
На оказание помощи учащимся с нарушенным слухом в обозначении дальней и ближайшей цели профессионального выбора, а также осознании возможных препятствий на пути была направлена профориентационная игра «Полоса препятствий». Испытуемые должны были нарисовать «карту» своего профессионального выбора. На ней нужно было отметить начальный пункт (окончание школы) и конечный пункт (цель профессиональной карьеры - кем хочет стать в будущем). Далее учащиеся рисовали маршрут достижения цели. Например, на карте к конечной цели ведет длинная дорога, через лес
- учеба в техникуме, овраг - трудность устройства на работу, реку - устройство на работу и т. д. Как правило, препятствия учащимися нарисованы не были (кроме сложностей поиска работы и трудоустройства). После этой работы шло обсуждение каждого проекта. Испытуемые по очереди показывали свою «карту». Задачей остальных участников, при помощи педагога, являлось выдвижение препятствий на пути к профессиональной цели. Например, кочка - предложение другой работы; болото - стало не интересно на работе или трудно; яма - выбор занятия не по профессии, закрытие фирмы; гора -необходимость повышения знаний и т. д. В целом, игра способствовала осознанию учащимися цели ПС, препятствий на пути к их достижению, предположению возможных запасных вариантов профессии.
Кроме того, в процессе проведения занятий по обеим программам нами были использованы методики для определения
профессиональных интересов и склонностей учащихся с нарушенным слухом, адекватности самооценки, мотивов выбора профессии. К ним относятся следующие методики: «Карта интересов», «Матрица выбора профессии», «Дифференциально-диагностический опросник», «Тест интеллектуального потенциала» и другие.
Все методики были тщательно подобраны, адаптированы для данной категории учащихся, апробированы. При подборе и адаптации методик мы учитывали следующие принципы: дифференцированного и индивидуального подхода; социаль-но-адаптирующей направленности; необходимости специального педагогического руководства; доступности; уменьшения объема содержания методик; наглядности; систематичности и последовательности.
Включение данных методик в занятия способствовало непосредственной передаче старшеклассникам знаний о са-
мом себе, о своих индивидуальных психологических качествах, интересах, способностях, что, в свою очередь, создавало условия для осознанного и обоснованного выбора профессии.
Таким образом, комплексная, целенаправленная, организованная профориентационная работа как главный фактор ПС и социализации глухих и слабослышащих учащихся, должна занимать важное место в работе специальной школы I-II вида. Однако ее проведение должно быть не эпизодическим, а систематическим. Наиболее приемлемой сферой деятельности, на наш взгляд, является психолого-педагогическое сопровождение ПС учащихся с нарушенным слухом, предполагающее взаимодействие со школьниками, оказание им поддержки в становлении личности, социальной адаптации, принятии решения о выборе профессии, а также в преодолении возникших и предупреждении возможных трудностей ПС.
Библиографический список
1. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002.
2. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. - М., 2004.
3. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. -М., 2008.
4. Соловьева, О.Ю. Сб. социально-педагогических ситуаций-проб по самоопределению для уч-ся 9 классов. - М., 2007.
5. Филимонова, О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения уч-ся 9-х классов. - М., 2008.
Bibliography
1. Bogdanova, T. G. Surdopsihologiya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. - M., 2002.
2. Surdopedagogika: uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / pod red. E. G. Rechickoj. - M., 2004.
3. Pryazhnikov, N. S. Proforientaciya v shkole i kolledzhe: igry, uprazhneniya, oprosniki: 8-11 klassy, PTU i kolledzh. - M., 2008.
4. Solov'eva, O. Yu. Sb. social'no-pedagogicheskih situacij-prob po samoopredeleniyu dlya uch-sya 9 klassov. - M., 2007.
5. Filimonova, O. G. Kak nauchit'sya vybirat' professiyu?: Programma zanyatij dlya razvitiya professional'nogo samoopredeleniya uch-sya 9-h klassov. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 17.05.11
УДК 376.1
Kravetc O.A. THE UPDATED MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR CHILDREN WITH A MODERATE DEGREE OF MENTAL RETARDATION IN CONDITIONS OF SPECIAL (CORRECTIONAL) GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE VIII-th TYPE. The work describes the organizational description of common approaches to the system of psycho-pedagogical support for children with a moderate degree of mental retardation, in the conditions of educational institution of the VIII-th type and the technology of development of individual educational routes for children who has complex defect and who is taught in a class system and individually at home.
Key words: Support, individual educational route, moderate mental retardation, life competence.
О.А. Кравец, аспирант ГБОУДПО НИПКиПРО, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ОБНОВЛЕННАЯ МОДЕЛЬ ПСИХ0Л0Г0-ПЕДАГ0ГИЧЕСК0Г0 СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ СТЕОЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО У) РЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА
В работе представлено организационное описание общих подходов к системе психолого-педагогического сопровождения детей с умеренной степенью умственной отсталости, в условиях образовательного учреждения VIII вида и технология разработки индивидуального образовательного маршрута для детей, имеющих сложный дефект, обучающихся в классноурочной системе и индивидуально на дому.
Ключевые слова: сопровождение, индивидуальный образовательный маршрут, умеренная умственная отсталость, жизненная компетенция.
Основной целью деятельности специального (коррекци- психологически комфортную среду возможно в условиях онного) общеобразовательного учреждения VIII вида является комплексной коррекционной помощи.
создание оптимальных условий для становления личности Психолого-педагогическое сопровождение детей с уме-
каждого ребенка в соответствии с особенностями его психи- ренной степенью умственной отсталости в условиях специ-ческого и физического развития, индивидуальными возмож- ального (коррекционного) учреждения VIII вида направлено ностями и способностями. Успешно обучать детей с различ- на решение проблем развития и обучения детей внутри обра-ными интеллектуальными возможностями, создавать для них зовательного учреждения и повышения их адаптационных