Научная статья на тему 'Психологические особенности профессионального самоопределения учащихся с нарушенным слухом'

Психологические особенности профессионального самоопределения учащихся с нарушенным слухом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2451
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЦА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ / ТРУДНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PEOPLE WITH HEARING IMPAIRMENT / DIFFICULTIES OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION / VOCATIONAL GUIDANCE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGIC SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротовских Екатерина Владимировна

Освещаются проблемы изучения профессионального самоопределения лиц разного возраста с нарушенным слухом. Представлены особенности профессионального самоопределения глухих и слабослышащих учащихся и причины, обусловливающие необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса выбора профессии. Анализ развития профессионального самоопределения детей с сохранным и нарушенным слухом позволил установить наличие особенностей отставание в развитии профессиональной направленности и самосознания, трудности профессионального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности профессионального самоопределения учащихся с нарушенным слухом»

3. Анализ показал наличие высокозначимых корреляционных связей между уровнем личностного потенциала педагогов и рядом переменных. Было обнаружено 9 достоверных корреляционных связей, уровень статистической значимости которых распределяется от Р< 0,1 до Р< 0,01.

4. Анализ корреляционных связей у педагогов разных возрастных групп показал наличие тесных положительных и отрицательных корреляционных связей (р < 0,05) между возрастом испытуемых и третичными переменными, отражающими уровень личностного потенциала и стрессоустойчивость личности педагога. Отметим, что положительная корреляция с личностным потенциалом выявлена в возрастной группе 23-30 лет (г=0,8662, р=0,005); отрицательная корреляционная связь возраста со стрессоустойчивостью обнаружена в возрастной группе 31-40 лет (г= - 0,359674, р=0,046883).

Таким образом, общий анализ эмпирических данных позволил нам выделить особенности проявления продуктивности и креативности педагогов, а также стрессоустойчивости как профессионально значимого качества личности учителя.

литература

1. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов н/Д. : Изд-во РГПУ, 2002.

2. Келли Дж. Психология личности: теория личностных конструктов. СПб. : Питер, 2000.

3. Методическое пособие по дисциплине «Психодиагностика» для решения практических задач. Ростов н/Д., 2002.

4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Соц.-психол. центр, 1996.

Peculiarities of personal potential of secondary school teachers

There are revealed the peculiarities of teachers’ personal potential at primary, middle and senior classes of secondary schools. There are given the basic results of teachers’ potential research in work experience; analyzed the interconnection of personal potential level and varieties of teacher’s personality. There is determined the influence of teacher’s age on the level ofpersonal potential.

Key words: personal potential, self-actualization, creativity, stress resistance.

е.в. коротовских

(москва)

психологические особенности профессионального самоопределения учащихся с нарушенным слухом

Освещаются проблемы изучения профессионального самоопределения лиц разного возраста с нарушенным слухом. Представлены особенности профессионального самоопределения глухих и слабослышащих учащихся и причины, обусловливающие необходимость психолого-педагогического сопровождения процесса выбора профессии. Анализ развития профессионального самоопределения детей с сохранным и нарушенным слухом позволил установить наличие особенностей - отставание в развитии профессиональной направленности и самосознания, трудности профессионального выбора.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, лица с нарушенным слухом, трудности профессионального самоопределения, профориентационная работа, психологопедагогическое сопровождение.

Изменение социально-экономической ситуации в современном обществе, нестабильность рынка труда, постоянно меняющиеся условия жизни требуют от человека активности, умения адаптироваться, определять отношение не только к себе, своей жизни, но и к процессам, происходящим в обществе. он должен уметь выстраивать жизненные и профессиональные планы, принимать решения, брать на себя ответственность за выбор профессии, думать о будущем. Многие исследователи профессионального самоопределения (Е.М. Борисова, Е.А. Климов, Л.М. Митина, С.Н. Чистякова, И.Г. Шамсутдинова и др.) отмечают, что большинство выпускников школы не готовы к решению этой задачи. Чаще всего старшеклассники совершают неосознанный, необоснованный выбор профессии и испытывают при этом существенные трудности.

Данные социологических исследований, проводимых Московским областным центром профориентации молодежи, говорят о том, что школьники выпускных классов не готовы адекватно определить обстановку на рынке труда. Им не хватает достоверной информации о профессиях, они не способны самостоятельно оценить свои способности и склонно-

© Коротовских Е.В., 2011

сти, поэтому выбор учебных заведений и будущей профессии происходит под воздействием случайных факторов. Многие старшеклассники выбирают профессию на основе близкого (к дому) расположения учреждения профессионального образования, легкости поступления, престижности профессии, а также по совету родителей или других значимых взрослых, за компанию с друзьями и т.д.

В большей степени такие затруднения испытывает человек с различными нарушениями в развитии, в частности, нарушениями слуха. Практика показывает, что у молодых людей с нарушенным слухом возникают значительные трудности в определении своего места в мире профессий. Снижение профессиональной пригодности, связанное с дефектом слуха, заметно сужает сферу их профессионального выбора, а трудоустройство, которое зависит от социально-экономического состояния общества, ограничивает возможности их профессиональной самореализации. Слабая ориентация в собственных индивидуальных особенностях и возможностях, а также в постоянно меняющихся условиях общественной жизни приводит к неспособности формирования реальных и адекватных социальной ситуации профессиональных планов. Большинство глухих и слабослышащих учащихся к моменту окончания средней школы психологически не готовы к осуществлению осознанного и рационального определения своего профессионального будущего.

Для обозначения путей и способов содействия учащимся с нарушенным слухом в выборе профессии, предупреждении возможных трудностей и преодолении возникших проблем в первую очередь необходимо определить сущность и структуру самого процесса профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение (ПС) - это длительный, непрерывный процесс, осуществляющийся на протяжении всей профессиональной жизни человека. Данный процесс не заканчивается однократным выбором профессии, т.к. личность постоянно переосмысливает свое отношение к профессиональной деятельности и себе, ищет смысл в выбранной профессии, а также уточняет профессиональный выбор (смена работы, вида и сферы деятельности, определение специализации и т.д.). В целом ПС актуализируется при решении различных социальнопрофессиональных задач. В ситуации современных рыночных отношений и значительных социально-экономических преобразований важнейшими условиями самоопределения

человека являются его гибкость, постоянное уточнение и корректировка профессиональных планов и перспектив, совершенствование в профессии, готовность к ее смене и иному виду профессиональной деятельности, умение самореализовываться в другой производственной обстановке и др.

ПС человека проходит несколько этапов, однако на период обучения в школе приходится только один из них - проективный (в данной статье мы рассматриваем именно его). По данным Л.И. Божович, в норме у подростков примерно с 12 лет отмечается постепенное углубление самопознания, что в старшем школьном возрасте (15 - 16 лет) приводит к формированию профессионального и жизненного самоопределения как результата внутреннего поиска своего Я [2]. П.А. Шавир считает этот возраст периодом становления профессионального самосознания как избирательно направленной деятельности, включающей знание и осознание своих качеств, значимых для будущей профессиональной деятельности; самооценку в соответствии с требованиями будущей профессии [5].

Как отмечают многие исследователи (Л.И. Божович, Е.М. Борисова, С.И. Вершинин, С.Л. Рубинштейн и др.), у учащихся общеобразовательных школ к 12-13 годам расширяются знания о мире профессий, проявляется рациональная оценка нравственной и материальной сторон профессии, стабилизируются и сосредоточиваются на ограниченном числе занятий интересы. В возрасте 14 лет актуализируется проблема ПС. Учащиеся начинают самостоятельно искать информацию о профессиях, развивают личностный смысл выбора профессии, осмысляют собственные способности. Однако в этом возрасте еще недостаточны дифференциация своих возможностей и устойчивость профессиональных намерений. В 16-17 лет у школьников формируются понимание места профессий в социальноэкономической структуре общества, умение соотносить общественные цели будущей профессиональной деятельности со своими идеалами, представлениями, реальными возможностями [3].

У учащихся с нарушенным слухом процесс ПС на проективном этапе имеет свои особенности. Отечественные дефектологи доказали, что наиболее общие закономерности развития нормального ребенка обнаруживаются и у детей с нарушенным слухом, но по-особому. Недостаток слуха влияет на развитие всех психических процессов детей. Многие исследователи (В.Л. Белинский, Т.Г. Богданова, А.П. Го-зова, М.М. Нудельман, В.Г. Петрова, Т.В. Ро-

занова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Н.В. Яш-кова и др.) свидетельствуют об отставании на два-три года в развитии всех психических процессов, эмоциональной сферы, самосознания, самооценки и в целом личности ребенка с нарушениями слуха по сравнению со слышащими детьми. Глухой ребенок оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям и действительности. Нарушение общения частично изолирует его, затрудняет формирование самосознания, самооценки и других личностных образований [1]. Специфика, безусловно, проявляется и в профессиональном становлении учащихся с нарушенным слухом, которое не может проходить в соответствии с нормой.

На начальных этапах формирования ПС у глухих и слабослышащих детей особых расхождений с нормой не наблюдается. В старшем дошкольном возрасте у них формируются положительное отношение к трудовой деятельности, людям труда, первоначальные общетрудовые умения в доступных им видах деятельности. Уже с первых лет обучения в школе происходит знакомство глухих детей с миром профессий. Ребенок узнает о работе окружающих его людей, чаще всего ограниченной стенами школы-интерната (воспитатели, учителя, обслуживающий персонал и т.д.). Знакомство с остальными профессиями носит эпизодический характер. У младших школьников формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека. При этом оценка себя и товарищей у учащихся 2-4-х классов школы для глухих детей недостаточно критична, ситуативна. Самооценка ребенка зависит от оценок родителей, их же стандартами он пользуется для оценки окружающих людей.

трудности у учащихся с нарушенным слухом начинаются в период формирования основных компонентов ПС - профессиональной направленности (5-7-е классы), когда учащиеся должны осознать свои интересы, способности, ценности, связанные с выбором профессии и определением своего места в обществе; и профессионального самосознания (89-е классы), когда перед учащимися возникает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями.

У глухих и слабослышащих учащихся 5-го класса наблюдается широкий диапазон интересующих (в плане желания работать в будущем по данной специальности) их профессий. Устойчивость профессиональных интересов невелика, сами интересы поверхностны. Как отмечает М.М. Нудельман, многие неслыша-

щие школьники 10-12 лет не понимают, как повлияет отсутствие у них слуха на выбор их будущей профессии, не осознают, что выбор профессии ограничен [4]. У глухих пятиклассников самооценка еще не сформирована и носит ситуационный характер. Они без сомнений считают себя способными, перечисляют свои положительные качества, дают высокие оценки себе и своей деятельности.

У учащихся 7-8-х классов диапазон интересующих их профессий сужается и охватывает известные им профессии. Речь идет о доступных им профессиях, о которых они узнают от родителей и в школе. К 14-15 годам у глухих школьников обнаруживается более осознанный подход к трудовой деятельности. Они начинают понимать особенности разных видов труда и внимательно относятся к наличию у себя необходимых способностей и знаний для получения профессии. Происходит стабилизация профессиональных интересов. В этом возрасте у учащихся появляется больше сомнений, отрицательных самооценок. Все большее значение в формировании самосознания приобретают важные для них люди - педагоги, сверстники. Однако многие ученики 7-10-х классов переоценивают свои личностные качества.

К 9-10-м классам у молодых людей с нарушенным слухом формируется определенное отношение ко многим известным им профессиям, вместе с тем они начинают серьезно задумываться о возможности для себя заниматься тем или иным видом труда. тем не менее учащиеся затрудняются мотивировать собственный интерес к той или иной профессии. Большинство из них указывают на отдельные, внешне привлекательные, но несущественные стороны. Актуализируется проблема выбора профессии.

таким образом, в процессе обучения у школьников расширяются представления о существующих видах труда, изменяются их профессиональные интересы. Однако даже в старших (11-12-х) классах знания глухих учащихся о современных профессиях ограничены, отсутствуют достаточно четкие, конкретные представления о тех отраслях, в которых школьники могли бы трудиться в будущем. Учащимся не известны собственные возможности и данные о профессиональной пригодности к тому или иному виду труда. В качестве мотивов выбора профессии выдвигаются такие, как желание учиться с друзьями, получить высшее образование, работать по той же специальности, что и родители. Лишь незначительное число старшеклассников называют существенные качества профессии и ее значимость.

К старшему школьному возрасту (12-й класс) представление о себе у глухих юношей и девушек становится критичнее и адекватнее, обнаруживается умение оценивать себя и сопоставлять свои поступки с поступками других людей. В то же время у большинства учащихся отмечаются неадекватная (завышенная) самооценка, несоответствие профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей их притязаниям. Дольше, чем в норме, сохраняется преувеличенное представление о своих способностях и об их оценке другими людьми. Убеждения школьников с нарушенным слухом находятся под влиянием их личных качеств и окружающих людей. Сами мнения неустойчивы, незрелы, недостаточно осознанны.

Таким образом, у учащихся с нарушенным слухом недостаточно сформированы профессиональная направленность и самосознание. ПС учащихся затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, трудностями общения, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. в связи с этим ПС данной категории учащихся должно осуществляться целенаправленно, под руководством школы.

По данным нашего исследования, проводимого в 2008 - 2010 учебных годах, более половины (78%) глухих и слабослышащих учащихся 9-11-х классов испытывают значительные трудности в процессе ПС. Среди последних мы выделили следующие: проблемы в определении профессиональных интересов, поиске и анализе информации, формировании адекватного образа интересующей профессии, принятии решения о выборе профессии и учебного заведения, соотнесении своих интересов с миром профессий, построении профессиональных планов, ориентировке при выборе профессии и др.

В сложившейся ситуации возрастает роль профориентационной работы, компетентного содействия учащимся с нарушенным слухом в их ПС. такая работа должна быть грамотно и индивидуально поставлена и целенаправленно проводиться школьной психологической службой. На практике же зачастую очень трудно выявить связи между трудовым воспитанием и работой по профориентации. Чаще всего профориентация в специальной школе ограничивается проведением бесед, отдельных психодиагностических методик, не адаптированных для учащихся с нарушенным слухом, встреч с представителями учебных заведений. В то же время именно в школе имеются необходимые условия для комплексной, целенаправленной, систематической профори-

ентационной работы. При этом важно не принимать решение за молодого человека с нарушенным слухом, а развивать у него саму способность самостоятельно и осознанно осуществлять профессиональный выбор, формировать навыки самоанализа, самосознания через интерес к себе и своей жизни. Следовательно, такая помощь не может представлять собой формирование, управление, коррекцию, воздействие, а должна быть направлена на взаимодействие с учащимися, развитие их субъ-ектности.

Таким образом, среди причин, обусловливающих необходимость психологопедагогического сопровождения процесса ПС учащихся с нарушенным слухом, можно выделить следующие:

- особенности развития данной категории лиц (социальная и эмоциональная незрелость, неадекватность самооценки, неспособность в полной мере понять себя и свое место в обществе, низкий уровень ориентации в собственных интересах и возможностях и др.);

- трудности в процессе профессионального выбора (трудности в поиске информации, выборе наиболее подходящих вариантов профессии, построении профессиональных планов, соотнесении своих интересов с профессией и др.);

- недостаточная организация профориентационной работы в специальной школе (отсутствие системы, использование преимущественно эпизодических видов работ и др.).

В связи с этим встает проблема разработки целостной системы профессиональной ориентации, направленной на обеспечение успешности ПС лиц с нарушенным слухом. Достижение успеха в выборе профессии старшеклассниками с нарушенным слухом возможно путем повышения активности самих учащихся в процессах определения своего профессионального будущего, развития их самосознания, насыщенного информирования. При этом следует основываться на особенностях ПС данной категории учащихся.

литература

1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.

2. Божович Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1987. №4. С. 23-33.

3. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект : дис. ... д-ра пси-хол. наук. М., 1995.

4. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой [и др.]. М., 1971.

5. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Тюмень, 1980.

Psychological characteristics of professional self-determination of pupils with hearing impairment

There are covered the study issues of professional selfdetermination ofpeople of different age with hearing impairment. There are given the peculiarities of professional self-determination of deaf and hearing-impaired pupils and the reasons explaining the necessity of psychological and pedagogic support of the process of choosing the career. The analysis of professional self-determination development of hearing-impaired children allowed finding out the peculiarities - the lag in professional orientation development and self-consciousness, difficulties in professional choice.

Key words: professional self-determination, people with hearing impairment, difficulties of professional selfdetermination, vocational guidance, psychological and pedagogic support.

Н.Б. БУяНоВА (москва)

специфика лидерства в управлении музыкальным коллективом: суггЕстивноволевое воздействие

Рассматриваются специфические функции руководителя художественно-творческого коллектива, существенно отличающиеся от обязанностей руководителя в любой другой отрасли. В контексте педагогики искусства успешное выполнение руководящих обязанностей сопряжено с характером профессиональноличностных качеств и свойств музыканта-руководителя, что требует специального научного исследования.

Ключевые слова: профессионально значимые качества дирижера, воля, суггестия, творчество.

Принято считать, что понятия «руководитель» и «лидер» не совпадают по значению. Можно быть руководителем коллектива де юре, не являясь его лидером, и лидером де

факто, не обладая формально полномочиями руководителя. Однако в сфере художественнотворческой деятельности подобные ситуации практически не встречаются. Только тот человек, который является творческим лидером, стоящим во главе коллектива не по должности, а в силу профессионально-личностных качеств, сможет успешно возглавлять коллектив (хор, оркестр, театральную труппу и т.д.).

Руководители, выступающие одновременно и лидерами, определенным образом воздействуют на свое окружение. Их методы могут быть достаточно прямолинейными и очевидными (например, у руководителей авторитарного типа) или трудно поддающимися точной диагностике и осмыслению (примером могут послужить суггестивные методы, выходящие подчас на уровень гипнотических воздействий). В любом случае использование тех или иных вариантов воздействия зависит от индивидуально-характерологических качеств руководителя, конкретной ситуации, складывающейся на данный момент в его взаимоотношениях с коллегами, степени остроты проблемы, подлежащей решению, т.е. варьируется в зависимости от совокупности обстоятельств.

В деятельности музыканта-руководителя наибольшую актуальность приобретает способность не только к организации коллективной деятельности, но и к воздействию на творческий коллектив таким образом, чтобы он мог наиболее эффективно функционировать, постоянно достигая результатов, адекватных поставленным задачам с художественноэстетических позиций. Следовательно, в процессе управления дирижер должен стать тем «стержнем», вокруг которого концентрируются все мысли и устремления участников художественного процесса. В связи с этим руководитель музыкально-исполнительского коллектива должен обладать характерными ярко выраженными личностными качествами, особенно волевым потенциалом, поскольку в любом музыкально-исполнительском коллективе всегда присутствует в большей или меньшей степени некая инерционность, преодоление которой под силу только волевому дирижеру. А.М. Пазовский считал, что одна из главных, наиболее трудных и ответственных задач художественного руководителя и дирижера -выступать в качестве «волевого организатора» коллективной деятельности музыкантов, которые достигают высоких творческих результа-

© Буянова Н.Б., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.