Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация обучающихся с нарушением слуха'

Профессиональная ориентация обучающихся с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3287
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алхури Нура Мостафа

Цель данной статьи состояла в определении особенностей профориентации детей с нарушением слуха и определении факторов, которые способствуют успешности этого процесса. Мы полагали, что изучение особенностей профориентации детей с нарушением слуха способствует успеху профессиональной реабилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация обучающихся с нарушением слуха»

- создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду;

- проектировать и осуществлять профессиональное самообразование, быть субъектом профессиональной деятельности [4].

Список литературы

1. Зубарева Г.ЛКомпетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук. Курск: ГОУ ВПО «Курский госуд. ун-т», 2009. 280 с.

2. Ертанова О.Н. Жизнь с диагнозом?: сборник статей / ред.-сост. М.: МГППУ, 2005. 300 с.

3. Коростелев Б.А. Актуальные проблемы распространения организационно-правовых моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов / Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г. // Современные тенденции в науке и образовании. Часть IV. М.: АР-Консалт, 2015. С. 56-58.

4. Отчетные материалы по ГК от 17 октября 2011 г. № 06.P20.11.0040 по проекту «Реализация модели деятельности инновационного образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с современными требованиями модернизации образования». Современные тенденции в науке и образовании. Часть IV. М.: АР-Консалт, 2015. С. 147-150.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Алхури Н.М.

Алхури Нура Мостафа - магистрант, кафедра инклюзивного образования и сурдопедагогики, дефектологический факультет, Московский педагогический государственный университет, г. Москва

Аннотация: цель данной статьи состояла в определении особенностей профориентации детей с нарушением слуха и определении факторов, которые способствуют успешности этого процесса. Мы полагали, что изучение особенностей профориентации детей с нарушением слуха способствует успеху профессиональной реабилитации.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, детей с нарушением слуха.

Изменения в социально-экономической и политической жизни общества на современном этапе его развития поставили педагогов и психологов перед необходимостью решать задачи, связанные с созданием условий для эффективной реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) разных возрастных групп [7].

Профориентация является первым этапом профессиональной реабилитации и предоставляет собой систему мероприятий (медицинских, психологических, социально-педагогических), направленных на ознакомление с миром профессий, профессиональностей и потребностей рынка труда [6].

Н.С. Пряжниковым и Л.С. Румянцевой предложено обозначить профориентацию как комплексную и системную поддержку в выборе профессии, в том числе и планирования дальнейшего профессионального развития. Именно благодаря профинформации, профагитации, профпросвещению, профдиагностике, эмоционально-нравственной поддержке подростка в определении будущей

профессиональной деятельности и планировании карьеры осуществляется комплексность профориентации [5].

Психологами определены четыре обязательных признака трудовой деятельности.

1) сознательное предвосхищение результата;

2) сознание обязательности достижения социально-фиксированной цели, которое подкрепляется одобрением например, представителей старших поколений родителей, членов семьи, учителей, что особенно важно на начальных этапах трудового обучения;

3) выбор, применение или создание орудий, средств трудовой деятельности: деятельность будет тем эффективней, чем лучше человек ориентируется в средствах ее осуществления, как внешних, так и внутренних;

4) осознание межличностных отношений и зависимостей, складывающихся в трудовой деятельности. [1].

Профориентационная рабата в школах для глухих и слабослышащих детей складывается из нескольких этапов:

На I этапе (1-3-е классы) происходит изучение трудовых возможностей учащихся с целью подготовки и отбора для обучения профессиональному труду, ознакомление школьников с вилами труда имеющимися в школе, привитие интереса к труду. Как свидетельствует анализ полученных материалов, представления о различных видах труда у младших школьников весьма ограничены. Из всего многообразия профессий они назвали только 28. Чаще всего это были те, с которыми дети сталкивались в повседневной жизни (учитель, врач, воспитатель и др.).

На II этапе (4-й класс) уточняются трудовые возможности учащихся и завершается профотбор в рамках определенного вида труда, начинается работа по воспитанию положительного отношения к выбранной профессии.

На III этапе (5-7-е классы) проводится пропаганда той профессии, по которой ведется обучение, изучение способностей и наклонностей школьников связывается с получением конкретной узкой профессии.

На IV этапе (8-9-е классы) завершается профориентация учащихся в условиях производительного труда и подготовки к труду на производстве.

В средних и старших классах знания глухих учащихся о многообразии существующих профессий значительно расширяются, однако и их еще нельзя считать удовлетворительными.

Для эффективности профориентационной работы должны учитываться возможности дальнейшего трудоустройства выпускников школ. В свою очередь, статистика трудоустройства дает материал для оценки успешности ранее проведенной профориентационной работы.

Являясь составной частью всей учебно-воспитательной работы школы, профориентация неслышащих учащихся должна начинаться с первых лет обучения и конкретизироваться в выпускных классах.

Наиболее прямую связь с профессиональной ориентацией имеет трудовое обучение. Успех работы по профессиональной ориентации зависит также от степени привлечения производственных предприятий к подготовке учащихся к выбору профессий, что достаточно проблематично в современных условиях, однако, совместная работа школы и производства по трудовой подготовке и воспитанию учащихся необходима. Кроме того, политехническое и трудовое обучение в рамках школы и отдельного предприятия не охватывают всех сфер производительной деятельности и всего разнообразия профессий. Поэтому знания о различных видах труда, приобретаемые на уроках и во вне урочных формах работ, следует дополнять специальной информацией.

Такая профориентационная работа осуществляется обычно путем издания специальных книг, справочников, наглядных пособий, учебных фильмов, знаком с многообразием трудовой деятельности.

Важной составной частью профориентационной работы является также организация практической деятельности (с учетом возможностей школы и склонностей глухих учащихся), направленной на воспитание профессиональных интересов, соответствующих потребностям в кадрах на современном рынке труда. В систему профориентационной деятельности школы входит и работа с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

Содержание профориентационной работы должно соответствовать возможностям включения неслышащей молодежи в ту или иную сферу производства.

Одним из основных принципов проведения профессиональной ориентации является выбор профессии, при овладении которым создаются условия для максимального развития творческих способностей. В связи с этим в задачу профориентационной работы входит как уже отмечалось, изучение специальности для глухих. Однако лишь на основе их пожеланий и стремлений это не всегда может быть осуществлено. Нередко неслышащие школьники относятся к своему дефекту некритически. Кроме того, совершенствование профориентационной работы с неслышащими учащимися неразрывно связано с изучением доступных им профилей трудового обучения, с возможностью организации трудовой подготовки по той или иной специальности, а также с вопросом изучения и формирования профессиональных интересов школьников [4].

При работе с лицами, имеющими нарушения слуха, основе фазы профориентации это:

1 - знание психологических и личностных особенностей претендентов на профессию;

2 - изучение требований профессий, которые предполагается рекомендовать

3 - сопоставление данных, полученных при изучении указанных факторов, и принятие решения о возможности рекомендации данной профессии людям с нарушениями слуха.

Благодаря этому (узкий крут бесполезных ремесел) (Л.С. Выготский) был расширен и качественно изменен. В него ввели и продолжают вводить профессии, соответствующие новому этапу развития производства: новые специальности в электротехнической, радиотехнической промышленности, металлообработке, строительстве, полиграфии, бытовом обслуживании, использовании компьютеров в разных сферах деятельности т.д. [6].

Для успешного овладения данными профессиями необходимо в процессе трудового обучения решить несколько взаимосвязанных задач.

1. Обеспечение достаточного уровня умственного развития, Высокого уровня развития наглядно-образного и словесно-логического мышления, что даст возможность приобрести достаточную техническую грамотность, позволяющую пользоваться чертежами, схемами, читать соответствующую техническую документацию. От этого в значительной степени зависит самостоятельность человека в трудовой деятельности;

2. Формировать у подростков и юношей с нарушениями слуха политехнические способы действия, т.е. умения планировать собственную деятельность, знания принципов работы различных механизмов и их устройства, принципов работы измерительных инструментов и умение ими пользоваться. Формирование политехнических а не узкопрофильных способов действий позволит быстрее освоить конкретные навыки, достичь оптимального сочетания внешних и внутренних средств трудовой деятельности и на основе этого - более высокого уровня обобщения;

3. В процессе трудового обучения необходимо добиваться такой степени сформированности трудовых навыков, которая обеспечит выполнение деятельности со скоростью, принятой на производстве;

4. Важно сформировать у детей и подростков с нарушениями слуха психологическую готовность к Труду Выпускники специальных школ чувствуют себя неуверенно в начале будущей самостоятельной жизни и профессиональной

49

деятельности. Оценка учащимся с нарушением слуха своих жизненных перспектив напрямую связана с уровнем его образования и трудовой подготовкой [2].

Общение с лицами с ослабленным слухом в процессе трудового и профессионального ориентирования следует выстраивать через реализацию следующих принципов:

- максимальной наглядности;

- индивидуализации в применении сурдоперевода, использования письменной и устной речи профконсультанта;

- использования вспомогательных материально-технических средств и информационных технологий.

Эти принципы подразумевают учет всех особенностей людей с глухотой, а именно включение в работу по профориентации максимально наглядных материалов, таких как:

- комплекс специальных, широко иллюстрированных презентаций;

- методические материалы по профориентации, адаптированные для восприятия человеком с нарушением слуха;

- дублирование информации в электронном виде.

Все информационные ресурсы должны носить для глухого доступного характера, язык должен быть понятен, минимизируя аудиальные описания, компенсируя их другими информационными каналами.

Одним из важнейших факторов, способствующих повышению качества профориентационной работы, является ее индивидуализация. Формы групповых консультаций в процессе профориентирования лиц с ОВЗ и инвалидов должны быть минимизированы.

Индивидуализация профконсультирования лиц с нарушениями слуха проводится, основываясь на учете их индивидуальных особенностей, выражающихся в их познавательной деятельности, психофизических способностях, в навыке активировать эмоционально-волевые и интеллектуальные силы.

В профориентировании лиц с нарушениями слуха большую роль играет наглядность. Перенос акцента на невербальные средства преподнесения информации является одним из возможных путей решения ряда вопросов, связанных с восприятием профессиоведческой информации.

Важной отличительной особенностью познавательной деятельности глухих является их склонность к формальным действиям, по шаблону, ориентируясь на внешние, несущественные признаки объекта труда. Поэтому для достижения осознанного усвоения информации следует активизировать у глухого именно наглядного представления об объекте труда.

Однако при применении наглядных средств в консультировании глухих, следует учитывать опасность перенасыщения консультационного процесса наглядностью, своеобразного «упрощения» информации для глухих. Поэтому большое значение для процесса консультирования лиц с глухотой имеет сбалансированное сочетание визуальных и вербальных средств. Важно дозировать применения визуальных и вербальных компонентов в информационных сообщениях для глухих. Информативная ценность методических материалов для глухих по вопросам выбора профессии обеспечивается укрепляющейся взаимосвязанностью в их мышлении понятия и образа, благодаря чему они могут более успешно соотносить вербальный и графический материал [3].

Список литературы

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. 2-е изд. М., 2005.

2. Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А., Красильникова О.А. Воспитание

учащихся с нарушением слуха в специальных образовательных учреждениях.

СПб., 2006.

3. Петрова Е.А. Трудовое и профессиональное ориентирование лиц с инвалидностью и ОВЗ: учеб. пособие / Петрова Е.А., Пчелинова В.В., Джафарзаде Д.А., Карплюк А.В. М.: Издательство РГСУ, 2016. 310 с.

4. Профессионально-трудовая подготовка неслышащих в современных условиях: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 78 с.

5. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся. М., 2013. С. 6.

6. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья учебник для студ., учреждений высш. образования / (Т.Г. Богданова, Н.А. Степанова, К.Б. Вовненко, Т.М. Попова); под ред. Т.Г. Богдановой. М.: Академия, 2014. 240 с.

7. Специальная педагогика: в 3 т. Т. 2: Общие основы специальной педагогики / под ред. Н.М. Назаровой. М., 2008.

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Федорова Т.С.

Федорова Татьяна Сергеевна - магистрант, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: любая дошкольная образовательная организация в конкретный промежуток времени своего существования стремится, с одной стороны, к сохранению стабильности и оптимальному функционированию, а с другой стороны -к развитию и изменениям. Достижение стабильности через развитие и развитие на основе стабильности - идеальная модель жизнедеятельности образовательной организации, реализация которой на практике всегда сталкивается с внешними и внутренними вызовами и рисками.

Не случайно в теории и практике управления образовательными системами отражается стремление во взаимосвязи управлять функционированием и развитием, стабильностью и изменениями, текущими операциями и проектами. Управление изменениями в дошкольной образовательной организации осуществляется на основе различных подходов, т.е. принципиальных установок, совокупности определённых способов, приёмов, средств воздействий управляющей системы на управляемую. Ключевые слова: методология, дошкольная образовательная организация, инновационный проект, проектно-целевое управление, проектный подход.

Подходы к управлению изменениями различаются по многим признакам, в числе которых его ориентация на процесс или на результат. При ориентации на процесс внимание сосредотачивается на разработке и реализации нововведения, обеспечивающего изменения в организации без чёткого представления конечного результата его внедрения. При управлении, ориентированном на результат, первоначально определяется желаемый результат, а затем уже подбирается или разрабатывается нововведение, позволяющее его получить. Управление, ориентированное на результат, получило название целевого (управления по целям). При его осуществлении деятельность организации в целом и её структурных подразделений оценивается по достижению цели и получению конкретного результата.

Наиболее продуктивно целевое управление используется в условиях разработки и реализации комплексных целевых программ развития социально-экономических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.