Научная статья на тему 'Организация профориентационной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в старшей школе и учреждении профессионального образования'

Организация профориентационной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в старшей школе и учреждении профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1473
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / STUDENTS WITH DISABILITIES / PROFESSIONAL ORIENTATION / PRE-PROFILE TRAINING / SUBJECT ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

В условиях увеличения количества лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах и учреждениях профессионального образования эта категория обучающихся может и должна участвовать в профориентационных мероприятиях, проводимых образовательными организациями. Обучаясь в старших классах массовой школы, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья полностью включены в учебно-воспитательный процесс, в котором как неотъемлемая его часть планируется, организуется и проводится работа по профессиональной ориентации школьников. Перспективы получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения, влияния ближайшего социального окружения, но и от готовности школы качественно выстроить систему профориентационной работы с этой категорией школьников, готовности учреждений профессионального образования к включению таких студентов в образовательный поток. В условиях современной школы профориентация проводится в рамках пред-профильной и профильной подготовки. Цель данной статьи показать особенности ведения профориентационной работы со школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья в рамках предпрофильной и профильной подготовки, определить перспективные направления деятельности учреждений профессионального образования в целях оптимизации их профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зволейко Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Professional Orientation Work with Students with Disabilities in Senior High School and Institution of Vocational Education

With the increase in the number of people with disabilities in comprehensive schools and vocational education institutions, this category of students can and should participate in career guidance events conducted by these organizations. While studying in senior grades of comprehensive schools, students with disabilities are fully included in the educational process, in which the work on professional orientation of pupils is planned, organized and carried out as an integral part of it. Prospects of vocational training for persons with disabilities depend not only on the quality obtained in school, severity of violation, influence of the nearest social environment but also on readiness of schools to build quality system of professional orientation work with this category of pupils, availability of vocational education to the inclusion of such students into the educational stream. In modern schools the career guidance is conducted in the framework of the pre-profile and subject oriented instruction. The purpose of this article is to show the peculiarities of conducting of professional orientation work with pupils with disabilities within the framework of pre-profile and subject oriented training, to define perspective directions of activity of institutions of professional education in order to optimize their professional identity.

Текст научной работы на тему «Организация профориентационной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в старшей школе и учреждении профессионального образования»

УДК 37

DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-143-149

Елена Владимировна Зволейко1,

доктор педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: ezvoleyko@mail.ru

Организация профориентационной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в старшей школе и учреждении профессионального образования

В условиях увеличения количества лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах и учреждениях профессионального образования эта категория обучающихся может и должна участвовать в профориентационных мероприятиях, проводимых образовательными организациями. Обучаясь в старших классах массовой школы, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья полностью включены в учебно-воспитательный процесс, в котором как неотъемлемая его часть планируется, организуется и проводится работа по профессиональной ориентации школьников. Перспективы получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения, влияния ближайшего социального окружения, но и от готовности школы качественно выстроить систему профориентационной работы с этой категорией школьников, готовности учреждений профессионального образования к включению таких студентов в образовательный поток. В условиях современной школы профориентация проводится в рамках пред-профильной и профильной подготовки. Цель данной статьи - показать особенности ведения профориентационной работы со школьниками, имеющими ограниченные возможности здоровья в рамках предпрофильной и профильной подготовки, определить перспективные направления деятельности учреждений профессионального образования в целях оптимизации их профессионального самоопределения.

Ключевые слова: учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная ориентация, предпрофильная подготовка, профильное обучение

Elena V. Zvoleyko2,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),

e-mail: ezvoleyko@mail.ru

Organization of Professional Orientation Work with Students with Disabilities in Senior High School and Institution of Vocational Education

With the increase in the number of people with disabilities in comprehensive schools and vocational education institutions, this category of students can and should participate in career guidance events conducted by these organizations. While studying in senior grades of comprehensive schools, students with disabilities are fully included in the educational process, in which the work on professional orientation of pupils is planned, organized and carried out as an integral part of it. Prospects of vocational training for persons with disabilities depend not only on the quality obtained in school, severity of violation, influence of the nearest social environment but also on readiness of schools to build quality system of professional orientation work with this category of pupils, availability of vocational education to the inclusion of such students into the educational stream. In modern schools the career guidance is conducted in the framework of the pre-profile and subject oriented instruction. The purpose of this article is to show the peculiarities of conducting of professional orientation work with pupils with disabilities within the framework of pre-profile and subject oriented training, to define perspective directions of activity of institutions of professional education in order to optimize their professional identity.

Keywords: students with disabilities, professional orientation, pre-profile training, subject oriented training

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания вузу Минобрнауки, научно-исследовательская работа 2564.14 «Научно-методическое сопровождение апробации Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья».

2 The article was prepared within the framework of the State task of the Ministry of Education and Science, research "Scientific and methodological support of the Federal State Educational Standard testing for children with disabilities" (no. 2564.14).

© Е. В. Зволейко, 2016

143

Обучаясь в старших классах массовой школы, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) полностью включены в учебно-воспитательный процесс, в котором как неотъемлемая его часть планируется, организуется и проводится работа по профессиональной ориентации школьников.

Профессиональная ориентация - это система целенаправленных мероприятий (медицинских, психолого-педагогических, социально-экономических), обеспечивающая профессиональное самоопределение с учётом индивидуальных особенностей личности и требований общества.

В условиях современной школы профориентация проводится в рамках предпро-фильной и профильной подготовки в связи с принятой «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» [4], а также осуществляется в ходе иных мероприятий, проводящихся во внеурочной работе коллективами школы, учреждений дополнительного и профессионального образования.

Считается, что к 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессии. Однако, по данным Центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, 50 % учащихся выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 67 % не владеют информацией о требованиях профессии к её «соискателю»; 44 % не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере деятельности. В результате до 20 % поступающих оказываются непригодными к избранной сфере профессиональной деятельности; до 25 % прерывают учебу, так и не получив профессии.

Подростку с ОВЗ свойственна повышенная зависимость от обстоятельств жизни, неопределённость собственных желаний, их непостоянство и, в целом, пассивность жизненной позиции. Ясно, что процессы профессионального самоопределения у лиц с ОВЗ протекают ещё сложнее.

Предпрофильная подготовка проводится в 9-х классах и предваряет профильное обучение. Предпрофильная подготовка - система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся общеобразо-

вательных и специальных (коррекционных) учреждений, содействующая профессиональному самоопределению по завершении основного общего образования [6].

Цель предпрофильной подготовки -оказать помощь в выборе профиля обучения, создать условия для развития осознанных личных жизненных и профессиональных планов учащихся. Задачи -формирование готовности ответственно осуществлять выбор профиля обучения, соответствующего способностям и интересам; формирование мотивации на обучение по избранному профилю; обеспечение преемственности между основной и старшей школой; расширение возможности социализации учащихся.

Предпрофильная подготовка включает три направления: информационная и про-фориентационная работа; реализация курсов по выбору; психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Обучающиеся с ОВЗ вовлекаются во все мероприятия, проводящиеся в рамках этих направлений.

Учащиеся 9-х классов и их семьи информируются о профессиональной образовательной сети региона, где они могут в дальнейшем учиться. Формы работы: собрания, распространение информационных буклетов, проведение Дней открытых дверей в профессиональных учреждениях.

Профориентационная работа направлена на оказание учащимся помощи в проектировании ими вариантов обучения в профильных классах старшей школы, далее - в учреждениях профобразования. Включает: индивидуальную помощь в принятии решения о выборе профиля и дальнейшем обучении; работу по повышению готовности к профессиональному самоопределению.

Выделяют этапы профориентационной работы:

- в конце 8-го класса с учащимися обсуждают «образовательную карту» региона; проводят предварительную диагностику профессиональных предпочтений; с учётом интересов школьников, мнения родителей предварительно дифференцируют массив учащихся в соответствии с потребностью в вариантах предпрофильной подготовки;

- с учениками 9-го класса проводят психолого-педагогическую диагностику, определяют предрасположенность к тому или иному профилю обучения; выявляют проблемы в выборе профиля;

- в конце 9-го класса реализуются «пробы выбора профиля обучения», выявляется соответствие желания и возможностей школьника. В принятии окончательного решения принимают участие учителя, родители, школьники.

Курсы по выбору в 9-м классе реализуются двух видов. Первый тип курсов -предметно-ориентированные (пробные), на которых ученик удовлетворяет свой интерес к предмету, уточняет способность осваивать предмет на повышенном уровне. Второй тип курсов - межпредметные (ори-ентационные), нацеленные на знакомство с типичными профессиями, на внутрипро-фильную специализацию, на которых решаются комплексные задачи, требующие синтеза знаний по ряду предметов.

На курсах по выбору используются как традиционные методы обучения, так и активные: работа в парах, группах, ролевые, деловые игры (что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ); интерактивные (мультимедийные обучающие программы, презентации, видеофрагменты).

Профориентационная работа проводится и во внеурочное время: школьники участвуют в олимпиадах, проводят экскурсии, тематические вечера, организуют выставки, ведут природоохранную деятельность, встречаются с интересными людьми, участвуют в профессиональных пробах.

Важным направлением предпрофиль-ной подготовки для обучающихся с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение учащихся, которое включает консультирование учащихся, мониторинг освоения ими предпрофильных курсов, выявление и разрешение проблем, связанных с выбором образовательной траектории, организацию рефлексии полученного учащимися опыта, их самопознания, соотнесение полученной информации и предпочтений.

Система предпрофильной подготовки включает в себя профессиональные пробы, когда учащийся в процессе практической работы может испытать себя в конкретной сфере профессиональной деятельности [3]. Профессиональная проба - это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершённый вид. Профессиональной пробой может быть: изготовление какого-либо продукта, получение результата (материальные изделия, информационные

продукты и др.); некоторая самостоятельно смоделированная имитация деятельности профессионала.

Профессиональная проба позволяет ознакомиться с содержанием, характером и условиями труда в профессии, сформировать допрофессиональные знания, умения, опыт практической деятельности в профессии. В ходе проб школьник проверяет наличие или отсутствие у себя профессионально важных качеств, необходимых для профессии.

Если школьник с ОВЗ принимает решение продолжить обучение в старшей школе, то следующей ступенью его профессионализации становится профильное обучение.

Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников, в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [4].

Профильное обучение в старших классах - это комбинация базовых общеобразовательных, профильных и элективных учебных предметов.

Профильная подготовка на базе школы - основная форма организации профильного обучения, однако перспективными могут быть и те формы, которые выводят реализацию образовательных программ за стены общеобразовательных учреждений [4]. Общеобразовательное учреждение может кооперироваться с учреждениями дополнительного, профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, организуемые на базе учреждений профессионального образования).

Суть профессионального самоопределения - это произведение осознанного выбора профессии с учётом своих способностей, возможностей, социально-экономических условий региона. Однако анализ состояния проблемы профориентации лиц с ОВЗ на этапе предпрофильной подготовки свидетельствует о существовании целого ряда противоречий:

- между необходимостью выбора профиля обучения в старших классах, вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы и недостаточным развитием личностных качеств, связанных с отклонениями в здоровье;

- между стремлением выпускников овладеть конкретной профессией и имеющимися ограничениями, обусловленными состоянием здоровья, в получении профессии;

- между необходимостью осуществления общеобразовательным или специальным коррекционным образовательным учреждениями профильной подготовки и нехваткой кадрового и материально-технического ресурса.

Как показывает анализ специальной литературы, у подростков с ДЦП в сознании доминируют представления о собственных телесных аномалиях, кроме того, семейное воспитание таких детей нередко осуществляется по типу гиперопеки. Вследствие этого у подростков часто обнаруживаются неадекватные самооценка и уровень социальных притязаний; такие подростки нередко повышенно внушаемы, неуверенны в своих силах, имеют большую зависимость от матери, пассивны в принятии решений [1].

Процесс самопознания у лиц с нарушениями зрения и слуха также затруднён. Учёные указывают на ограниченность их знаний и представлений о себе и функциональных возможностях своих органов чувств, неадекватность их самооценки и трудности идентификации, игнорирование ими особенностей своего психического, физического и двигательного развития. В целом, нередко лица с нарушением зрения, слуха демонстрируют сниженную активность и самостоятельность (М. И. Земцова, Э. И. Леонгард, Б. Д. Корсунская, Л. И. Солнцева и др.).

Для того чтобы процесс профессионализации лиц с ОВЗ протекал более благоприятно, необходимо определиться с конкретными направлениями профориентаци-онной работы, которые могут быть наиболее эффективными в работе с этой категорией обучающихся. В условиях увеличения количества лиц с ОВЗ эта категория обучающихся может и должна участвовать в про-фориентационных мероприятиях, проводимых общеобразовательными школами и учреждениями профессионального образования.

Спецификой профориентации учащихся с ОВЗ является то, что основная её цель -

социальная реабилитация обучающихся, а также выявление интересов, проверка возможностей на основе выбора курсов, охватывающих основные области знания, позволяющих составить представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

Процесс профессиональной ориентации школьников с ОВЗ в школе сопровождается организацией психолого-педагогического сопровождения, направленного на формирование умений учащихся оценить соответствие своих возможностей требованиям профессии и сосредоточиться на возможном преодолении имеющихся недостатков.

В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, т. к. он ближе всех стоит к школьникам, является координатором всех воспитательных воздействий в классе. Характер содержания и объём профориентационной работы меняются в зависимости от возраста учащихся, достигая максимальной интенсивности в предвы-пускных и выпускных классах.

В ходе профориентационной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, классный руководитель:

- изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;

- организует общественно полезный и производительный труд, в ходе которого школьники могут осуществить «пробу сил»;

- знакомит с содержанием массовых профессий, с особенностями регионального рынка труда и образовательных услуг;

- стимулирует участие в кружках, различных клубах, факультативах;

- устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся, проводит экскурсии на предприятия;

- на занятиях, связанных с предпро-фильной, профильной подготовкой обучает составлению резюме, в ролевых играх -умению проводить телефонный разговор или собеседование с работодателем;

- проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в определении места учёбы.

Школьный психолог сопровождает процесс профессионального выбора старших школьников с ОВЗ. Психолог выполняет следующие задачи:

- помогает сформировать положительное отношение к самому себе через знакомство с индивидуальными психологическими особенностями;

- даёт знания о специфике имеющегося нарушения в развитии, об ограничениях, противопоказаниях к условиям и характеру труда при имеющемся заболевании, способах охраны здоровья и компенсации недостатка развития;

- помогает изучить и осмыслить профессиональные склонности, интересы;

- учит анализировать выбираемую профессию в аспекте её безопасности для своего здоровья;

- помогает спланировать индивидуальный образовательный маршрут (определить профиль обучения в школе, уровень и вид профессионального образования);

- развивает умения самоорганизации и самопрезентации.

Именно психолог может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного «Я». Образ «Я» - это система представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающая три составляющие: когнитивная (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях); эмоциональная (наличие определённого оценочного отношения к себе); регуляторная (возможность управления собственным поведением).

В соответствии с этим определяются группы критериев сформированного образа «Я»: полнота знаний о своих психолого-физиологических ресурсах; адекватность самооценки; способность к самоконтролю, регуляции поведения.

К окончанию обучения в школе можно оценить степень сформированности про-фессиональноговыборавыпускникасОВЗпо следующим критериям: мотивационный, информационный, деятельностно-практиче-ский:

- мотивационный: сформированность мотивации - наличие стойкого интереса к определённому виду деятельности;

- информационный: умение поиска профессионально-значимой информации; знание требований, предъявляемых к человеку профессией; осознание своих способностей, важных для профессии, а также ограничений;

- деятельностно-практический: умение ставить цель и составлять программу действий по её достижению, анализировать

имеющиеся варианты выбора, успешно включаться в практическую деятельность для приобретения опыта в избираемой профессии.

Перспективы получения профессионального образования лицами с нарушенным слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратом зависят не только от качества школьного образования, тяжести нарушения, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, а также от готовности системы профессионального образования к включению студентов с ОВЗ в образовательный поток.

В настоящее время в стране существуют различные уровни (начальное, среднее, высшее и дополнительное) и формы (очная, очно-заочная, экстернат, надомное обучение) профессионального образования разных категорий лиц с ОВЗ, выбор которых должен определяться их индивидуальными психофизическими особенностями, уровнем общего образования и реабилитационным потенциалом.

В этом контексте серьёзно возрастает нагрузка на учреждения профессионального образования, которым предстоит обеспечить реализацию права на качественное профессиональное образование для инвалидов и лиц с ОВЗ. Обучающиеся с ОВЗ хотят и при соответствующих условиях могут в разных формах обучаться в системе профессионального образования.

Проблема профподготовки лиц с ОВЗ в школе и вузе решается в сторону расширения сферы реабилитационного процесса, где объектами реабилитационного воздействия являются и сами лица с ОВЗ, и здоровая часть общества, и общая для обеих популяций среда жизнедеятельности. Главной целью профподготовки становится не столько компенсация нарушенных функций, ограничивающих жизнедеятельность, не столько получение профессии, а социальная интеграция популяций «неинвалидов» и «инвалидов», при этом сама профподготовка выступает в качестве основного инструмента преодоления инвалидности.

Формы реализации образовательных услуг в учреждениях профессионального образования во многом не соответствуют возможностям и образовательным потребностям лиц с ОВЗ, не учитывается запрос на ту или иную профессию на рынке труда.

Для организации профподготовки в учреждениях профессионального образования должны быть созданы необходимые специальные условия (материально-технические, психолого-педагогические). Для обучения должны предлагаться разнообразные и перспективные профили подготовки, имеющие спрос на региональном рынке труда, с учётом того, что «удачно выбранная профессия... повышает позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем и усиливает удовлетворённость жизнью» [2, с. 5].

Для того чтобы процесс профессионального обучения лиц с ОВЗ и дальнейшего их трудоустройства был успешным, для привлечения абитуриентов к конкретному учреждению профобразования необходимо:

- предварительно определить перечень профилей подготовки для лиц с ОВЗ (основные категории - слабослышащие; слабовидящие; имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата). В региональных службах МСЭ имеются перечни рекомендованных приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми даёт инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда [5]. На основе изучения перечней профессий приёмная комиссия

профессионального учебного заведения может определиться с профилями подготовки для лиц с ОВЗ;

- предусмотреть в системе профориен-тационной деятельности возможность организации и проведения в стенах профессионального учреждения «профессиональных проб» по доступным профилям подготовки. Для этого необходимо предварительно разработать нормативную базу, согласовать механизм взаимодействия школы и учреждения профобразования, проработать процедуру организации практической деятельности школьников, подготовить пакет программ и пр.;

- предусмотреть оснащение учебных мест специальным оборудованием (решается в индивидуальном порядке);

- обеспечить возможность систематического оказания медицинской и психологической помощи лицам с ОВЗ.

В целом, учреждение профессионального образования, ориентированное на привлечение абитуриентов, имеющих ОВЗ, должно строить свою работу на принципах систематичности и непрерывности - возобновля-емости форм и методов профориентационной работы, постоянного их совершенствования, внутрисистемного и межведомственного взаимодействия, информационной открытости, ориентации на рынок труда.

Список литературы

1. Добровольская Т. А. О подходах к профессиональной ориентации подростков с детским церебральным параличом // Коррекц. педагогика. 2004. № 1 (3). С. 70-74.

2. Психологическое сопровождение выбора профессии / Л. М. Митина, Л. В. Брендакова [и др.]. М.: МПСИ: Флинта, 2003. С. 5.

3. Чистякова С. Н. Концепция системного подхода к управлению профессиональной ориентацией // Трудовая подготовка учащихся в условиях научно-технического прогресса / под ред. П. Р Атуто-ва, Ю. В. Жарова. Брянск, 1986. С. 96-99.

Источники

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Электронный ресурс] // Приказ МО РФ № 2783 от 18.07.2002 г Режим доступа: http://www.arkh-edu.ru/events/projects/ detail.php (дата обращения: 20.03.2016).

5. О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда [Электронный ресурс] // Постановление Минтруда РФ от 08.09.1993 г. № 150. Режим доступа: http://www. base.garant.ru/135975/ (дата обращения: 20.03.2016).

6. Положение о предпрофильной подготовке [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. adminschool.ucoz.ru/publ/3-1-0-3 (дата обращения: 20.03.2016).

References

1. Dobrovol'skaya T. A. O podkhodakh k professional'noi orientatsii podrostkov s detskim tserebral'nym paralichom // Korrekts. pedagogika. 2004. № 1 (3). S. 70-74.

2. Psikhologicheskoe soprovozhdenie vybora professii / L. M. Mitina, L. V. Brendakova [i dr.]. M.: MPSI: Flinta, 2003. S. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Chistyakova S. N. Kontseptsiya sistemnogo podkhoda k upravleniyu professional'noi orientatsiei // Trudovaya podgotovka uchashchikhsya v usloviyakh nauchno-tekhnicheskogo progressa / pod red. P. R. Atutova, Yu. V. Zharova. Bryansk, 1986. S. 96-99.

Istochniki

4. Kontseptsiya profil'nogo obucheniya na starshei stupeni obshchego obrazovaniya [Elektronnyi resurs] // Prikaz MO RF № 2783 ot 18.07.2002 g. Rezhim dostupa: http://www.arkh-edu.ru/events/projects/ detail.php (data obrashcheniya: 20.03.2016).

5. O perechne prioritetnykh professii rabochikh i sluzhashchikh, ovladenie kotorymi daet invalidam naibol'shuyu vozmozhnost' byt' konkurentosposobnymi na regional'nykh rynkakh truda [Elektronnyi resurs] // Postanovlenie Mintruda RF ot 08.09.1993 g. № 150. Rezhim dostupa: http://www.base.garant.ru/135975/ (data obrashcheniya: 20.03.2016).

6. Polozhenie o predprofil'noi podgotovke [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. adminschool.ucoz.ru/publ/3-1-0-3 (data obrashcheniya: 20.03.2016).

Библиографическое описание статьи

Зволейко Е. В. Организация профориентационной работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, в старшей школе и учреждении профессионального образования // Ученые записки ЗабГУ Сер. Педагогика. Психология. Т. 11, № 2. С. 143-149. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-143-149.

Reference to the article

Zvoleyko E. V. Organization of Professional Orientation Work with Students with Disabilities in Senior High School and Institution of Vocational Education // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogy. Psychology. 2016. Vol. 11, No. 2. PP. 143-149. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-143-149.

Статья поступила в редакцию 01.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.