Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ'

Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ»

«Профессиональная ориентация»

2017, №2

Электронный

научный журнал

С. В. Осипова

МБОУ «ООШ п. Пригородный», Саратовская область, Россия

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ЛИЦ С ОВЗ

Выбор профессии - важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма не простой процесс.

Особенно трудно этот судьбоносный выбор дается людям с ограниченными возможностями здоровья, профессиональные возможности которых в той или иной мере также ограничены.

Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких. Поэтому нам, педагогам, приходится помогать в профессиональном самоопределении не только ребёнку с ОВЗ, но и его родителям, объясняя, что их дети тоже могут работать и зарабатывать деньги, обеспечивая своё существование в будущей взрослой жизни.

Следует отметить, что профессиональная ориентация представляет собой комплекс мероприятий, направленных в конечном итоге на профессиональное самоопределение индивида с учетом его склонностей, интересов, возможностей и способностей. Для того, чтобы выпускник, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию.

В нашем общеобразовательном учреждении эта работа начинается ещё в начальных классах и проводится в игровых формах (викторины, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, выполнения простых трудовых операций). Такие формы профориентационных мероприятий позволяют формировать положительное отношение к труду, уважение к людям, которые трудятся.

В учебном плане для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) предусмотрено большое количество учебных часов на такой предмет, как профессионально-трудовое обучение. Считаю, что это не случайно, так как дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, должны научиться делать что-то руками. Так, в рамках профессионального образования детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей школе осуществляется подготовка по следующим профилям: «Столярное дело» (для мальчиков) и

ISSN 2411-2550

70

www.poiournal.ru

«Профессиональная ориентация»

2017, №2

Электронный

научный журнал

«Швейное дело» (для девочек). Практические занятия проводятся в учебно-производственных мастерских, оборудованных станками, швейными машинками и другими необходимыми инструментами. В учебном процессе активно используются индивидуальные и групповые консультации, направленные на формирование индивидуальных возможностей и способностей при выборе профессии.

В работе классных руководителей также спланированы мероприятия по профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь это классные часы, часы общения, которые направлены на проведение той или иной разъяснительной работы по выбору профессии.

Среди родителей учащихся с ОВЗ также проводится большая работа, которая позволяет сориентироваться им самим и помочь это сделать своим детям. В октябре было проведено родительское собрание в 9 классе для детей с ОВЗ на тему «Куда пойти учиться ребёнку с ОВЗ», на котором была представлена информация о тех профессиональных учебных заведениях Саратовской области, в которых могут учиться дети с ОВЗ.

Следует отметить, что наше общеобразовательное учреждение активно сотрудничает с ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» города Саратова, в котором осуществляется обучение по следующим профессиям: обувщик по ремонту обуви, портной, оператор ЭВМ, садовник и другие.

Шесть выпускников с ОВЗ обучаются в данном учреждении, получая профессии обувщика и оператора швейного производства.

Профориентационная подготовка лиц с ОВЗ - это сложная, многогранная работа. Её следует начинать как можно раньше, как только положение человека позволяет думать о выборе профессии. Задача профориентации - установить наиболее подходящие для лиц с ограниченными возможностями здоровья виды работы и позволить им выполнять работу в соответствии с их знаниями и умениями и способностями.

^БЫ 2411-2550 71 www.poiournal.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.