«Профессиональная ориентация»
2017, №2
Электронный
научный журнал
С. М. Брыксина, Е. В. Чурикова
«Средняя общеобразовательная школа № 10» Волжского района г. Саратова
ИЗ ОПЫТА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
ШКОЛЫ
Аннотация: В статье рассматриваются направления и перспективы профориентационной работы на примере деятельности конкретной школы.
Ключевые слова: профессиональная ориентация
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательной среды, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
Школа должна помочь ребенку не только удовлетворить свои образовательные запросы, но и развиться как личность, сформировать мировоззрение, определиться с выбором дальнейшей траектории развития, в том числе помочь с выбором профессии. Всё это входит в понятие социальной компетентности как базисной интегративной характеристики личности, отражающей ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающей овладение социальной ситуацией и дающей возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме нормами.
Традиционно профориентационная работа школы строится по двум направлениям: на основе взаимодействия с организациями СПО (колледжами, техникумами) и вузами, а также за счет проведения воспитательных мероприятий профориентационной направленности (классных часов, лекций, бесед, встреч с представителями профессий), включения в учебный план 9-ых классов элективных курсов профориентационной направленности. В последнее время в связи с развитием ресурсов сети Интернет появилась возможность дистанционного участия в вебинарах, профессиональных диагностиках, просмотр видеоконференций, лекций по данному направлению.
МОУ «СОШ № 10» заключены договоры о профориентационной работе со многими вузами и ссузами.
На протяжении нескольких лет наши обучающиеся посещали бесплатные семинары-тренинги «ИТ-специальности: настоящее и будущее», проводимые в рамках проекта Microsoft «Твой курс: ИТ для молодежи» Центром внедрения информационных технологий и сертифицированного обучения Саратовского социально-экономического университета.
ISSN 2411-2550
20
www.poiournal.ru
«Профессиональная ориентация»
2017, №2
Электронный
научный журнал
Дети нашей школы принимают участие в ежегодной акции «Неделя Эконома», посещают мастер-классы и Дни открытых дверей, проводимых вузами и техникумами.
Традиционно обучающиеся участвуют в олимпиадах и конференциях, проводимых вузами. Так, например, в течение двух последних лет наши ученики занимают призовые места на региональной научно-практической конференции «Язык глазами школьника», проводимой СГУ им. Н.Г. Чернышевского.
Все эти мероприятия приносят свои плоды: выпускники нашей школы поступают в вузы и ссузы, приобретают самые различные профессии. Некоторые из них достигли высот на выбранном ими поприще. Каменева Екатерина - профессор Московской финансовой академии при Президенте Российской Федерации, Евдокимов Андрей -кандидат медицинских наук, хирург, заведующий отделением урологии Клинической больницы им. С.Р. Миротворцева СГМУ.
Но хочется, чтобы работа по профориентации носила более практико-ориентированный характер. Хотелось бы, чтобы у ребят была возможность участвовать в различных мероприятиях не только в рамках Дней открытых дверей и единовременных акций, а на протяжении всего учебного года. Интересно было бы, наверное, организовать совместную игровую площадку для учащихся школ и вуза или ссуза. Или приглашать волонтеров-студентов для организации игр на базе школы.
В 2017/2018 учебном году впервые в нашей школе открылся кадетский класс, и мы уже планируем тесное сотрудничество с ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Саратовской таможней. В рамках данного направления мы планируем организовать совместную работу с привлечением преподавателей и волонтеров из числа студентов для работы с кадетами, а также, возможно, организации совместной проектной деятельности, проведения совместных мероприятий, конкурсов, игр как на базе школы, так и вуза.
Но нельзя при организации профориентационной работы опираться в основном на внешние ресурсы. Надо создавать в школе собственную материальную базу - ремонтировать и реконструировать мастерские, на уроках технологии знакомить ребят с рабочими профессиями через работу на станках.
Профориентационная работа в школе должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый выпускник получил возможность реализовать себя в дальнейшем, став не только достойным членом общества, но и профессионалом в выбранной им специальности.
^БЫ 2411-2550 21 www.poiournal.ru