Научная статья на тему 'Профориентационная работа как элемент комплексного подхода профессионального самоопределения'

Профориентационная работа как элемент комплексного подхода профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентационная работа как элемент комплексного подхода профессионального самоопределения»

«Профессиональная ориентация»

2017, №2

Электронный

научный журнал

Л. А. Кудряшова

ГАПОУ СО «Энгельсский механико-технологический техникум», г. Энгельс, Россия

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Комплексный подход к профориентационной работе включает:

- информационный подход: обеспечение необходимой информацией о современных профессиях на рынке труда, учебном заведении, организациях предоставляющих рабочие места и т.п.;

- диагностико-консультационный подход: установление соответствия наклонностей абитуриента конкретной профессии путём анкетирования;

- развивающий подход: формирование знаний, необходимых для овладения профессией и успешного трудоустройства;

- активизирующий подход: возможность в игровой форме попробовать себя в нескольких областях и более осознанно сделать правильный выбор профессии [1].

ГАПОУ СО «Энгельсский механико-технологический техникум» в рамках своих возможностей осуществляет профориентационную работу на основе информационного подхода, включающего профинформацию ((профессиональное просвещение) и профконсультацию.

Профессиональное просвещение проводится во время встреч педагогов техникума со школьниками и их родителями, в ходе которых их информируют о востребованных профессиях на рынке труда, о профессиях, которым обучают в техникуме, условиях поступления и получения образования, возможностях трудоустройства.

В процессе профконсультации специалисты техникума в результате собеседования стараются установить соответствие склонностей школьника специфическим требованиям выбранной ими профессии.

Работа техникума по профориентации включает следующие этапы:

- организационный этап: утверждение перечня профессий и специальностей, по которому будет проводиться подготовка в текущем году; определяются школы и производится закрепление педагогических работников за каждой конкретной школой; создаются группы студентов, которые будут задействованы в агитационной работе; изготавливаются информационные проспекты;

- информационно-аналитический этап: сбор информации о количестве учеников в 9-х классах, уровне их успеваемости, в ходе беседы

ISSN 2411-2550

63

www.poiournal.ru

«Профессиональная ориентация»

2017, №2

Электронный

научный журнал

с классными руководителями выясняются особенности школьников, их планы относительно выбора будущей профессии и места учёбы;

- непосредственную работа с обучающимися и их родителями:

- выезды в школы, беседы со школьниками;

- посещение родительского собрания, приглашение родителей посетить техникум, посещение квартир потенциальных абитуриентов;

- ежегодно проводятся «Дни открытых дверей», проводятся экскурсии по учебным кабинетам, мастерским, музею. Студенты, обучающиеся по профессии «Повар, кондитер» кормят школьников приготовленным ими студенческим обедом, а студенты, обучающиеся профессии «Парикмахер» всем желающим предлагают сделать прическу. Ну а если кого-то их гостей заинтересовал процесс сварки, то под руководством мастера производственного обучения он может поучаствовать в этом процессе;

- этап создания привлекательного образа техникума: реализуется на протяжении всего учебного года посредством участия студентов техникума в спортивных мероприятиях, конкурсах мастерства, различных акциях, выезда агитбригады техникума в школы города;

- этап работы приемной комиссии: организация целенаправленной работы с поступающим контингентом.

Отрицательным моментом профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный подход к личности выбирающего профессию; в основном используются словесные методы без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой [2]. Немало случаев, когда студент, проучившись некоторое время, убеждается в неправильном выборе профессии, теряет к ней интерес и, либо уходит из учебного заведения, либо продолжает учиться, не заботясь о качестве своего образования. По-видимому, необходима такая профориентационная система, которая бы объединила школу, учебное заведение, работодателей, возможно психологов, и сочетала бы в себе все вышеперечисленные подходы, что, несомненно, будет способствовать тому, чтобы школьники могли совершать осознанный, объективный выбор, позволяющий максимально раскрыть свой потенциал в труде, осуществляя деятельность, востребованную в обществе и имеющую для них смысл.

Библиографический список

1. Пиликян К. Г. «Консультирование по профессиональной ориентации: вчера, сегодня, завтра». http://in-exp.ru.

2. Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы / В. Г. Милославский, Н. Х. Алиева, С. М. Соловьев, О. Д. Компилецкая и др. // Молодой ученый. 2016. №7. С. 905-911.

^БЫ 2411-2550 64 www.poiournal.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.