Научная статья на тему 'От конкурса - к профессии'

От конкурса - к профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС / CONTEST / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / ИССЛЕДОВАНИЕ СЕБЯ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / SELF-DEVELOPMENT / SELF-RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зименкова О. В.

В статье рассматриваются аспекты профессиональной ориентации школьников через участие в творческих конкурсах и проектах. Исследуется роль творческих конкурсов в открытии для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зименкова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From contest to profession

The article covers the aspects of schoolchildren’s professional orientation through participation in creative contests and projects. It looks into the role of creative contests in discovery of new knowledge, alongside with revealing one’s potential.

Текст научной работы на тему «От конкурса - к профессии»

научный журнал

УДК 159.99

О.В. Зименкова

МБОУ «СОШ№1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области», г. Калининск, Россия

ОТ КОНКУРСА - К ПРОФЕССИИ

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты профессиональной ориентации школьников через участие в творческих конкурсах и проектах. Исследуется роль творческих конкурсов в открытии для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей.

Ключевые слова: Конкурс, проект, профессиональная ориентация, исследование себя, саморазвитие личности

ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («Портрет выпускника основной школы»), куда наряду с другими требованиями входит ориентирующийся в мире профессий ученик, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Поэтому важно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся задумывались о выборе профессии не на пороге окончания школы, а гораздо раньше.

Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Важно помочь им сделать выбор, ориентируясь не только на собственные интересы, призвание, сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и исходя из практической ценности данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны.

Сегодняшним выпускникам предстоит жить в обществе, производственным ресурсом которого становятся информация и знания. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. На современном рынке труда по-настоящему конкурентоспособным будет такой работник, который не только хорошо знает особенности своей профессии, но и коммуникабелен, умеет работать в стрессовой ситуации, ISSN 2411-2550 45 www.poiournal.ru

научный журнал

выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, управлять персоналом, представить продукт своего труда клиентам и широкой публике. Поэтому, выходя из стен школы, ученик должен уметь:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике;

- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и способы их устранения, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.

Чем раньше в человеке будут сформированы эти качества, тем легче он сможет адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Работа с учащимися школы по профессиональной ориентации, выработке дальнейшего образовательного маршрута по окончании школы - одна из составляющих деятельности педагога-психолога.

Целенаправленная работа ведется на занятиях элективного курса по профориентации с учащимися 9-х классов: учащиеся знакомятся с понятиями «рынок труда», «требования к работнику», «постиндустриальное общество», «рыночные отношения» и другими. Эти занятия позволяют расширить знания учащихся о новых профессиях, их особенностях, возможностях получения образования. Ребята с интересом исследуют себя: проходят тестирование, сравнивают результаты с представлением о себе.

Однако эту информацию сейчас каждый может найти в Сети интернет. И становится понятно, что необходимы другие формы работы с подростками вообще, и в плане профориентацинной работы в частности.

Поделюсь опытом работы в этом направлении. Одна из форм известна давно, но она не теряет актуальности и сейчас - это день Дублера или День профессиональной пробы. В школе проходят выборы администрации школы из числа одиннадцатиклассников. Ребята заранее готовят программы, снимают видеоролики, этот материал представляют своим избирателям: ученикам школы. Далее проходят встречи кандидатов с избирателями: учащимися 9-10 классов. В день выборов участие в голосовании принимают учителя школы, учащиеся 9-11 классов. В качестве общественного наблюдателя присутствует председатель районной избирательной комиссии г. Калининска.

научный журнал

Очень любят старшеклассники встречи с представителями разных профессий. Беседы проходят в формате «Сто вопросов взрослому». Такая непринужденная беседа позволяет ребятам задать гостю самые разные вопросы, начиная от профессии человека и заканчивая его отношением к самым разным жизненным ситуациям. Порой вопросы бывают очень непростыми, а отвечать приходится честно или же воспользоваться правом трех «Нет».

Учащиеся МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска» участвует во всех проектах сайта «/асобой». В октябре 2017г. 50 учащихся 9-10 классов участвовали во Всероссийской профдиагностике. А 16 ноября родители старшеклассников - во Всероссийском родительском собрании в режиме онлайн, где могли получить ответ от специалистов центра профдиагностики.

Одна из форм работы педагога-психолога по формированию профессиональных интересов учащихся - участие в профориентационных творческих конкурсах и проектах. Во-первых, творчество - это деятельность по созданию определенного продукта, получению нового результата, во-вторых - это процесс достижения результата, в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности. Такая форма работы создает условия для активизации процессов профессионального самоопределения: учащийся не пассивно воспринимает информацию, а исследует проблему со всех сторон, ведь «исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» (А. Сент-Дьердьи). [1]

Работая над презентацией, буклетом о профессии, рисунком, фоторепортажем, портфолио профессии, проектом, учащийся анализирует проблему со всех сторон: выдвигает гипотезу, отбирает и анализирует материал, делает выводы. Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на решение творческих задач, в процессе которого появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска.

Особую роль в профессиональном самоопределении учащихся играют творческие конкурсы, результатом участия в которых является создание продуктов, значимых для проектирования образовательно-профессионального маршрута, что, по мнению С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева, В.И. Сахаровой, является одним из необходимых средств поддержки профессионального самоопределения молодежи. [2, с. 24]

Творческая деятельность, связанная с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей, становится сильным и действенным стимулом к занятию творческой деятельностью, к приложению необходимых усилий,

научный журнал

направленных на преодоление возникающих трудностей. Кроме того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, рождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутого успеха, что способствует адекватному профессиональному самоопределению учащихся.

Участвуя в конкурсах, учащиеся приобретают бесценный опыт публичного выступления. Даже ситуация проигрыша - это тоже опыт. Анализируя выступление, важно из неудачи тоже учиться извлекать выгоду: ученик начинает задаваться вопросом: почему его соперникам удалось подняться на вершину пьедестала, а ему - нет. Педагогу важно научить учащихся слушать других участников, смотреть на них, перенимать их опыт.

Полученный учащимся опыт самостоятельной творческой деятельности позволяет активно использовать его на различных этапах выполнения творческих заданий: коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и перерабатывать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ученику выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи

Два года учащиеся МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области» участвуют в областном профориентационном творческом конкурсе-презентации «Найди себя в профессии». В 2016 году представители Центра молодежного инновационного творчества «ТИР» предложили командам-победителям пройти летнюю производственную практику в их центре. ЦМИТ дает детям возможность попробовать себя в самых разных областях, окунуться в мир высоких технологий, поработать с 3D принтерами и лазерно-гравировальным станком.

Две недели учащиеся нашей школы провели в ЦМИТе, а затем Чугуновой Алисе, учащейся 10 б класса, предложили продолжить практику в летней школе Teen Град в городе Пензе. Участие в Teen Граде - это уникальная возможность получить практический опыт творческой, проектной и предпринимательской деятельности, возможность познакомиться со способами реализации бизнес-идей в сфере стартапов.

научный журнал

Считаю, что важным моментом работы с учащимися по профессиональному самоопределению является результат. Так, двое учащихся после прохождения летней практики в ЦМИТе сделали свой выбор окончательно: инженер - робототехник.

Школа - это мир детства, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна, поэтому участие в творческих конкурсах расширяет и углубляет знания учащихся о профессиях, рынке труда, что может стать основой формирования осознанного отношения учащихся к выбору профессии.

Библиографический список

1. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия Кругосвет. http : //www.krugo svet.ru/

2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сахарова В.И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени //Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. -№ 2 (10). - С. 23 - 29

3. Фурсов А.Л. Использование творческих методов в профессиональном тестировании абитуриентов факультетов журналистики // Профессиональная ориентация. - 2014. - N 1. - С. 102-105.

i O.V. Zimenkova ; From contest to profession

;; Abstract: The article covers the aspects of schoolchildren's professional ; orientation through participation in creative contests and projects. It looks into the role of creative contests in discovery of new knowledge, alongside with revealing ; one's potential.

;; Key words: contest, project, professional orientation, self-research, self-development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.