научный журнал
УДК 159.99
О.В. Зименкова
МБОУ «СОШ№1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области», г. Калининск, Россия
ОТ КОНКУРСА - К ПРОФЕССИИ
Аннотация: В статье рассматриваются аспекты профессиональной ориентации школьников через участие в творческих конкурсах и проектах. Исследуется роль творческих конкурсов в открытии для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей.
Ключевые слова: Конкурс, проект, профессиональная ориентация, исследование себя, саморазвитие личности
ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («Портрет выпускника основной школы»), куда наряду с другими требованиями входит ориентирующийся в мире профессий ученик, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Поэтому важно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся задумывались о выборе профессии не на пороге окончания школы, а гораздо раньше.
Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываться над выбором профессии. Важно помочь им сделать выбор, ориентируясь не только на собственные интересы, призвание, сферу деятельности, в которой человек может быть максимально полезен другим, но и исходя из практической ценности данной профессии в конкретной ситуации общественного развития страны.
Сегодняшним выпускникам предстоит жить в обществе, производственным ресурсом которого становятся информация и знания. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника. На современном рынке труда по-настоящему конкурентоспособным будет такой работник, который не только хорошо знает особенности своей профессии, но и коммуникабелен, умеет работать в стрессовой ситуации, ISSN 2411-2550 45 www.poiournal.ru
научный журнал
выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, управлять персоналом, представить продукт своего труда клиентам и широкой публике. Поэтому, выходя из стен школы, ученик должен уметь:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике;
- грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и способы их устранения, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.
Чем раньше в человеке будут сформированы эти качества, тем легче он сможет адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Работа с учащимися школы по профессиональной ориентации, выработке дальнейшего образовательного маршрута по окончании школы - одна из составляющих деятельности педагога-психолога.
Целенаправленная работа ведется на занятиях элективного курса по профориентации с учащимися 9-х классов: учащиеся знакомятся с понятиями «рынок труда», «требования к работнику», «постиндустриальное общество», «рыночные отношения» и другими. Эти занятия позволяют расширить знания учащихся о новых профессиях, их особенностях, возможностях получения образования. Ребята с интересом исследуют себя: проходят тестирование, сравнивают результаты с представлением о себе.
Однако эту информацию сейчас каждый может найти в Сети интернет. И становится понятно, что необходимы другие формы работы с подростками вообще, и в плане профориентацинной работы в частности.
Поделюсь опытом работы в этом направлении. Одна из форм известна давно, но она не теряет актуальности и сейчас - это день Дублера или День профессиональной пробы. В школе проходят выборы администрации школы из числа одиннадцатиклассников. Ребята заранее готовят программы, снимают видеоролики, этот материал представляют своим избирателям: ученикам школы. Далее проходят встречи кандидатов с избирателями: учащимися 9-10 классов. В день выборов участие в голосовании принимают учителя школы, учащиеся 9-11 классов. В качестве общественного наблюдателя присутствует председатель районной избирательной комиссии г. Калининска.
научный журнал
Очень любят старшеклассники встречи с представителями разных профессий. Беседы проходят в формате «Сто вопросов взрослому». Такая непринужденная беседа позволяет ребятам задать гостю самые разные вопросы, начиная от профессии человека и заканчивая его отношением к самым разным жизненным ситуациям. Порой вопросы бывают очень непростыми, а отвечать приходится честно или же воспользоваться правом трех «Нет».
Учащиеся МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска» участвует во всех проектах сайта «/асобой». В октябре 2017г. 50 учащихся 9-10 классов участвовали во Всероссийской профдиагностике. А 16 ноября родители старшеклассников - во Всероссийском родительском собрании в режиме онлайн, где могли получить ответ от специалистов центра профдиагностики.
Одна из форм работы педагога-психолога по формированию профессиональных интересов учащихся - участие в профориентационных творческих конкурсах и проектах. Во-первых, творчество - это деятельность по созданию определенного продукта, получению нового результата, во-вторых - это процесс достижения результата, в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности. Такая форма работы создает условия для активизации процессов профессионального самоопределения: учащийся не пассивно воспринимает информацию, а исследует проблему со всех сторон, ведь «исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» (А. Сент-Дьердьи). [1]
Работая над презентацией, буклетом о профессии, рисунком, фоторепортажем, портфолио профессии, проектом, учащийся анализирует проблему со всех сторон: выдвигает гипотезу, отбирает и анализирует материал, делает выводы. Увидеть что-то по-новому, не так, как все, и не так, как ты видел раньше, - очень непростая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на решение творческих задач, в процессе которого появляется интерес не только к знаниям, но и к самому процессу поиска.
Особую роль в профессиональном самоопределении учащихся играют творческие конкурсы, результатом участия в которых является создание продуктов, значимых для проектирования образовательно-профессионального маршрута, что, по мнению С. Н. Чистяковой, Н. Ф. Родичева, В.И. Сахаровой, является одним из необходимых средств поддержки профессионального самоопределения молодежи. [2, с. 24]
Творческая деятельность, связанная с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей, становится сильным и действенным стимулом к занятию творческой деятельностью, к приложению необходимых усилий,
научный журнал
направленных на преодоление возникающих трудностей. Кроме того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, рождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутого успеха, что способствует адекватному профессиональному самоопределению учащихся.
Участвуя в конкурсах, учащиеся приобретают бесценный опыт публичного выступления. Даже ситуация проигрыша - это тоже опыт. Анализируя выступление, важно из неудачи тоже учиться извлекать выгоду: ученик начинает задаваться вопросом: почему его соперникам удалось подняться на вершину пьедестала, а ему - нет. Педагогу важно научить учащихся слушать других участников, смотреть на них, перенимать их опыт.
Полученный учащимся опыт самостоятельной творческой деятельности позволяет активно использовать его на различных этапах выполнения творческих заданий: коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.
Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.
Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и перерабатывать предлагаемые участниками группы направления поиска.
Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ученику выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи
Два года учащиеся МБОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза П.И. Чиркина г. Калининска Саратовской области» участвуют в областном профориентационном творческом конкурсе-презентации «Найди себя в профессии». В 2016 году представители Центра молодежного инновационного творчества «ТИР» предложили командам-победителям пройти летнюю производственную практику в их центре. ЦМИТ дает детям возможность попробовать себя в самых разных областях, окунуться в мир высоких технологий, поработать с 3D принтерами и лазерно-гравировальным станком.
Две недели учащиеся нашей школы провели в ЦМИТе, а затем Чугуновой Алисе, учащейся 10 б класса, предложили продолжить практику в летней школе Teen Град в городе Пензе. Участие в Teen Граде - это уникальная возможность получить практический опыт творческой, проектной и предпринимательской деятельности, возможность познакомиться со способами реализации бизнес-идей в сфере стартапов.
научный журнал
Считаю, что важным моментом работы с учащимися по профессиональному самоопределению является результат. Так, двое учащихся после прохождения летней практики в ЦМИТе сделали свой выбор окончательно: инженер - робототехник.
Школа - это мир детства, надежд и радости, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна, поэтому участие в творческих конкурсах расширяет и углубляет знания учащихся о профессиях, рынке труда, что может стать основой формирования осознанного отношения учащихся к выбору профессии.
Библиографический список
1. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия Кругосвет. http : //www.krugo svet.ru/
2. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Сахарова В.И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени //Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. -№ 2 (10). - С. 23 - 29
3. Фурсов А.Л. Использование творческих методов в профессиональном тестировании абитуриентов факультетов журналистики // Профессиональная ориентация. - 2014. - N 1. - С. 102-105.
i O.V. Zimenkova ; From contest to profession
;; Abstract: The article covers the aspects of schoolchildren's professional ; orientation through participation in creative contests and projects. It looks into the role of creative contests in discovery of new knowledge, alongside with revealing ; one's potential.
;; Key words: contest, project, professional orientation, self-research, self-development.